Научная статья на тему 'Аспекты морфофункциональной адаптации учащихся коррекционной школы'

Аспекты морфофункциональной адаптации учащихся коррекционной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧАЩИХСЯ / МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИЯ / ИНДЕКС НАПРЯЖЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / СТРЕСС-ИНДЕКС / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / THE MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL STATUS OF PUPILS / MONITORING OF PHYSICAL HEALTH / CARDIOINTERVALOGRAPHY / AN INDEX OF PRESSURE OF VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM / STRESS-INDEX / FUNCTIONAL REACTANCE / PHYSIOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калюжный Е. А., Кузмичёв Ю. Г., Михайлова С. В., Жулин Н. В.

В работе отображены современные контексты изучения и результативности физического развития и функциональной реактивности современных учащихся коррекционной школы. Показаны особенности левостороннего центильного смещения масса-ростовых, гемодинамических показателей и компенсаторное напряжение вегетативных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калюжный Е. А., Кузмичёв Ю. Г., Михайлова С. В., Жулин Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS MORPHOFUNCTIONAL OF ADAPTATION OF PUPILS OF CORRECTIONAL SCHOOL

In work modern contexts of studying and productivity physical development and functional reactance of modern pupils сorrectional schools are displayed. Features link sided centileny displacement weight of haght, haemodynamic indicators and indemrufioly pressure of vegetativ th characteristics are shown.

Текст научной работы на тему «Аспекты морфофункциональной адаптации учащихся коррекционной школы»

Раздел 11 МЕДИЦИНА

Редактор раздела:

МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА ЧУХРОВА - доктор медицинских наук, профессор, Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск)

УДК-612.655

Kalyuzhny E.A., KuzmichevY.G., Mikhailova S. V., Julin N. V ASPECTS MORPHOFUNCTIONAL OF ADAPTATION OF PUPILS OF CORRECTIONAL SCHOOL. In work modern contexts of studying and productivity physical development and functional reactance of modern pupils correctional schools are displayed. Features link sided centileny displacement weight of haght, haemodynamic indicators and indemrufioly pressure of vegetativ th characteristics are shown.

Key words: the morphological and functional status of pupils, monitoring of physical health, cardiointervalography, an index of pressure of vegetative nervous system, stress-index, functional reactance, physiological adaptation.

Е.А. Калюжный, канд. биол. наук, доц. ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail:

[email protected]; Ю.Г. Кузмичёв, д-р мед. наук, проф. каф. детских болезней ГОУ ВПО «НГМА Росздрава», г.

Н. Новгород, E-mail: [email protected]; С.В. Михайлова, ассистент ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара»,

г. Арзамас, E-mail: [email protected]; Н.В. Жулин, аспирант ГОУ ВПО «Ниж. ГМА Росздрава», г. Н.

Новгород, E-mail: [email protected]

АСПЕКТЫ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

В работе отображены современные контексты изучения и результативности физического развития и функциональной реактивности современных учащихся коррекционной школы. Показаны особенности левостороннего центильного смещения масса-ростовых, гемодинамических показателей и компенсаторное напряжение вегетативных характеристик.

Ключевые слова: морфологический и функциональный статус учащихся, мониторинг физического здоровья, кардиоинтервалография, индекс напряжения вегетативной нервной системы, стресс-индекс, функциональная реактивность, физиологическая адаптация.

Формирование здорового поколения невозможно без понимания физиологии, специфических черт возрастной эволюции функциональных систем, их деятельности в критические периоды биологического развития человека. Повышенное внимание к больному ребенку привело к забвению всего того, что связано с пониманием нормальных процессов роста и развития здоровых детей [1].

Актуальность создания системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков России не вызывает сомнения, т.к. на протяжении уже длительного периода сохраняется тенденция ухудшения показателей здоровья детского населения. Несвоевременная диагностика функциональных расстройств и отсутствие соответствующих коррекционных мероприятий приводит к прогрессированию нарушения здоровья и переходу функциональных отклонений в хроническую патологию [2].

Настоящее исследование проведено максимально приближенно к регламентирующим указаниям приказов МЗ РФ №186/ 272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» и МЗ РФ №113 от 21.03.03 «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в РФ». В ходе исследования наблюдались показатели физического развития у воспитанников Арзамасского детского дома (п=120), с использованием кардиоитервалогафии и привлечением производных интегральных коэффициентов, характеризующих адекватность как морфологической, так и функциональной адаптации учащихся [3-5].

Настоящее исследование показало, что в сравнении с эталоном [3], наблюдаемые учащиеся, в общей массе, по осново-

полагающим показателям физического развития, таким как длина и масса тела, соответствуют общей тенденции левостороннего смещения факторов (таблица 1).

Данная тенденция выступает в качестве предпосылки напряжения функций ведущих систем организма учащихся, таких как сердечно-сосудистая (ССС), вегетативная нервная (ВНС) и центральная нервная (ЦНС) системы, что и наблюдается в данном центильном паттерне. Все гемодинамические факторы в общей массе, как у мальчиков ($ ) так и девочек (5 ), снижены и находятся в зоне функционального напряжения или пограничном состоянии - т.е. 2-3 (ц.и.). Распределение по группам здоровья показывает, что исследуемая группа значимо принадлежит к 3-4 группе здоровья, что даёт еще один повод о предположении напряжения функциональной адаптации. Показана тенденция снижения систолического и диастолического давления ниже возрастно-половой нормы. В свою очередь, «Индекс напряжения» (ИН) или Стресс-индекс ^1), полученный посредством инструментального кадиоитервалографического исследования аналогово-цифровым преобразователем «Кардиоэксперт-1», с применением клиноортостатической пробы, показывает, что исходный вегетативный тонус учащихся находится в диапазонах симпатического напряжения (отличного от состояния равновесия - эйтонии, повышением вегетативного напряжения) и в ортостоянии переходит в гиперсимпатическое напряжение у большинства исследуемых, т.е. имеющих 4 группу здоровья (таблица 2).

Анализ исходного вегетативного тонуса (ИВТ) показал, что семь учащихся из десяти - 71% имеют завышенное вегетатив

Таблица 1

Распределение факторов физического развития (М ± т), центильное шкалирование (%)

Базовые параметры физического развития (М ± т) Центильные интервалы (ц.и.)

2 3 4 5 6 7 8

Длина тела (см) 3 160,4 ± 3,31 23 14 36 14 5 9 0

? 158,5 ± 2,51

Масса тела (кг) 3 51,2 ± 2,58 5 14 59 14 5 5 0

? 54,1 ± 1,55

Окружность грудной клетки (см) 3 80,1 ± 2,05 5 5 55 27 0 9 0

? 83,0 ± 1,00

Жизненная ёмкость легких (мл) 3 2,9 ± 0,19 9 36 18 18 5 14 0

? 2,8 ± 0,55

Мышечная сила правой кисти (кг) 3 29,3 ± 3,17 0 0 29 19 38 15 0

? 21,5 ± 1,52

Мышечная сила левой кисти (кг) 3 26,3 ± 1,31 0 0 29 38 24 9 0

? 18,2 ± 0,52

Частота сердечных сокращений (уд.в мин.) 3 70,7 ± 2,32 27 18 41 14 0 0 0

? 78,5 ± 0,15

Систолическое артери-альное давление (мм.рт.ст) 3 89,3 ± 3,48 45 18 31 0 0 5 0

? 100,0 ± 0,25

Диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст) 3 60,5 ± 2,05 27 23 45 5 0 0 0

? 78,3 ± 0,51

Статистика к = 40; х2 = 496,1; р = 0,001

Примечание: при к = 40; Р < 0,05 критическое значение х2 = 4,03.

Таблица 2

Распределение гемодинамических факторов по группам здоровья

Группа здоровья N Артериальное давление (мм. рт. ст.) Индекс напряжения -Стресс индекс (ИН^1) (у.е.)

Систола Диастола Клино- Орто- КОП

I 3 90,1 ± 7,52 58,8 ± 3,6 125,1 ± 32,58 160,2 ± 41,24 1,1 ± 0,41

III 27 93,4 ± 8,61 59,0 ± 4,92 124,3 ± 39,37 89,6 ± 20,05 1,3 ± 0,25

IV 90 97,2 ± 9,78 63,1 ± 5,53 128,1 ± 22,61 215,5 ± 62,49 1,4 ± 0,17

N=2/119; N=2/119; N=2/22; N=2/22; N=2/22;

Статистика F=0,11; F=0,46; F=0,10; F=0,76; F=0,26;

Р=0,89. Р=0,64. Р=0,91. Р=0,48. Р=0,77.

Таблица 3

Исходный вегетативный тонус ИВТ (М ± т).

ИВТ М ± т Выраж. парасимпато- тонус Умерен. парасимпато- тонус Эйтония Умерен. симпато- тонус Выраж. симпато- тонус

М ± т 125,2 ± 18,05 - 41,7±12,42 57,3±2,32 108,8±6,02 202,6±34,35

% 100 - 11 17 39 33

Таблица 4

Клиноортостатическая проба (КОП=ИН2/ИН1) в динамике вегетативной реактивности

КОП М ± т Нормотоническая Гипер- симпатико- тоническая Асимпатико- тоническая

М ± т 1,34± 0,138 1,54±0,211 1,96±0,223 0,99±0,258

% 100 27 28 45

Таблица 5

Интегральные коэффициенты физиологической адаптации (у.е.)

Фактор Юноши Девушки Диапазон нормы

Индекс Кетле2 19,6±0,57 21,5±1,82 14 - 23

Жизненный индекс 56,6±1,98 52,8±2,25 3 - 65-70 5-55-60

Функциональная реактивность 68,1±0,39 71,4±5,81 < 60

Пульсовое давление 28,8±2,02 40,0±6,41 = 40

Вегетативный индекс 1,3±0,06 1,3±0,19 = 0,7-0,9

Индекс Кердо 0,19±0,029 0,23±0,018 = 0

Индекс Робинсона 63,3±3,29 78,0±5,97 75-90

ное напряжение, равновесие - эйтонию - 17%, и парасимпато-ническое напряжение (которое можно рассматривать, в лучшем случае, как физиологическую индивидуальность, а в худшем, как включение охранительного торможения) только - 11% (таблица 3).

Исследуя детали вегетативной напряженности наших учащихся, проанализировали функциональную реактивность вегетативной системы методом клиноортостатической пробы предложенным Н.А. Белоконь [6]. Только 27% учащихся имели нормотоническую реактивность, остальная же группа 73% показали гиперсимпатическую и асимпатическую реактивность, что опять подтверждает напряженность функциональной адаптации учащихся на момент обследования (таблица 4).

Проведя более обширное интегрированное исследование перекрестного взаимодействия органов и функциональных систем учащихся с привлечением стандартных вторичных коэффициентов, обнаружили общую тенденцию напряжения адаптационного потенциала, выражающуюся в снижении жизненного индекса, пульсового давления, а индекса Робенсона у юношей и повышения функциональной реактивности, вегетативного индекса, индекса Кердо - вне гендерной дифференциации (таблица 5).

Библиографический список

Выводы

1. Наблюдаемые воспитанники в общей массе имеют, в сравнении с региональным эталоном, дефицит основополагающих факторов физического развития, таких как длинна и масса тела, на каждом участке возрастно-половой выборки.

2. Абсолютные значения гемодинамических параметров (САД; ДАД; ЧСС) отражающих функцию ССС и ВНС снижены и выявляют недостаточность функции, а следовательно и напряженность функциональной адаптации.

3. Вышеуказанные причины, обратнопропорционально коррелируют с напряженностью исходного вегетативного тонуса, выражающегося у большинства, в симпатическом и гиперсим-патическом напряжении, а так же гиперсимпатической и асим-патической реактивности, и в крайней разнополярности интегральных коэффициентов, указывающих на напряженность морфофункциональной адаптации или состояния на границе нормы и патологии.

Выше обнаруженный паттерн морфофункциональной адаптации наблюдаемых учащихся, указывает на целесообразность проведения подобного мониторинга в динамике принятия плановых медико-педагогических коррекционных решений.

1. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и практические вопросы): практическое руководство / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., 2006.

2. Кучма, В.Р Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: метод. рек. / Р.В. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Рапопорт. - М., 2006.

3. Оценка физического здоровья детей и подростков / Богомолова Е.С. [и др.]. - Н. Новгород, 2006.

4. Шлык, Н.И. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение / Н.И. Шлык, РМ. Баевский. -

Ижевск, 2008.

5. Ланда, Б.Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. - М., 2008.

6. Белоконь, Н.А. Болезни сердца и сосудов у детей: руководство для врачей: в 2 т. / Н.А. Белоконь, М.Б. Кубергер - М., 1987. - Т.1.

Bibliography

1. Fiziologiya rosta i razvitiya deteyj i podrostkov (teoreticheskie i prakticheskie voprosih): prakticheskoe rukovodstvo / pod red. A.A. Baranova, L.A. Theplyaginoyj. - M., 2006.

2. Kuchma, V.R. Provedenie monitoringa sostoyaniya zdorovjya deteyj i podrostkov i organizaciya ikh ozdorovleniya: metod. rek. / R.V. Kuchma, L.M. Sukhareva, M.I. Rapoport. - M., 2006.

3. Ocenka fizicheskogo zdorovjya deteyj i podrostkov / Bogomolova E.S. [i dr.]. - N. Novgorod, 2006.

4. Shlihk, N.I. Variabeljnostj serdechnogo ritma: teoreticheskie aspektih i prakticheskoe primenenie / N.I. Shlihk, R.M. Baevskiyj. - Izhevsk, 2008.

5. Landa, B.Kh. Monitoring fizicheskogo razvitiya i fizicheskoyj podgotovlennosti uchathikhsya. - M., 2008.

6. Belokonj, N.A. Bolezni serdca i sosudov u deteyj: rukovodstvo dlya vracheyj: v 2 t. / N.A. Belokonj, M.B. Kuberger - M., 1987. - T.1.

Статья сдана в печать 23.11.11

УДК 616.285

Mareev G.O. MAIN RESULTS OF LASER AUTODYNE SETUP USAGE FOR MEASUREMENT VIBRATIONS OF MIDDLE EAR STRUCTURES. Research is devoted to assessing the state of the middle ear structures by usage of modern nanotechnology methods. Also presented the results of our own research of the eardrum movements assessed by laser autodyne setup.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: laser autodyne, middle ear, tympanic membrane, nanovibration displacement, hearing loss, temporal bone.

Г.О. Мареев, канд. мед. наук., ассистент каф. оториноларингологии ГБОУ ВПО

«Саратовский ГМУ им. В.И, Разумовского», г. Саратов, E-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛАЗЕРНОЙ АВТОДИННОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ СТРУКТУР СРЕДНЕГО УХА ЧЕЛОВЕКА

Исследование посвящено оценке состояния структур среднего уха при помощи современных нанотехнологических методов. Приведены результаты собственных исследований подвижности барабанной перепонки при помощи лазерного автодинного измерителя и их значение в дифференциальной диагностике заболеваний уха.

Ключевые слова: лазерный автодин, барабанная перепонка, среднее ухо, тугоухость, височная кость, нановибрации.

Измерение смещения барабанной перепонки является решением некоторых вопросов физиологии слуха и основой для создания новой объективной методики диагностики слуховой функции. В широкой клинической практике для решения вопросов о подвижности барабанной перепонки на сегодняшний день используют осмотр при помощи воронки Зигле или под операци-

онным микроскопом с одновременным проведением пробы Валь-сальвы. Методы визуального наблюдения за барабанной перепонкой под увеличением при проведении барометрических проб (Вальсальвы, Политцера) носят определенный оттенок субъективизма и не могут быть точно и однозначно дать оценку подвижности структур среднего уха. Применение этого способа не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.