Научная статья на тему 'Аспекты категории дхармы в буддийских иконах'

Аспекты категории дхармы в буддийских иконах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
846
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / BUDDHISM / ДХАРМА / DHARMA / БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО / BUDDHIST ART / ТАНКА / САНСАРА / КОЛЕСО УЧЕНИЯ / WHEEL OF THE DHARMA / ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО ИСКУССТВА / PHILOSOPHY OF BUDDHIST ART / АБХИДХАРМА / ABHIDHARMA / ПЯТЬ СКАНДХ / THE FIVE AGGREGATES CONCEPT / ИНДРИЯ / THANGKA / SANSARA / INDRIYA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Климова Юлия Сергеевна

В системе культа искусство имеет художественно-эстетическое содержание, выполняющее дидактическую роль. Культовое искусство является средством связи верующего с трансцендентным миром. В буддийском изобразительном искусстве танка (икона) служит переводом сложнейших метафизических построений буддизма на язык изображения (образов). Возвышенные, назидательные и сложные образы призваны распространять, напоминать и поддерживать вечные истины религии. Духовный закон, или дхарма, является первостепенной основой в доктрине буддизма. Дхарма выступает в нескольких понятиях: как учение и как элементы бытия. Различные аспекты буддийского учения трансформируются в иконах с помощью символов. Таким образом, рассмотренные символы в иконах, подвергшиеся анализу через дхарму, являются дополнительными источниками к изучению буддийской философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF DHARMA CATEGORIES IN BUDDHIST ICONS

The article highlights the system of the worship where the works of art have a special esthetic content and play a didactic role. The cult art is a communication tool with the transcendental worldfor the believer. The thangka (an icon) is a translation of the most difficult metaphysical creation of theologians into the language of painting (images). Sublime, enlightening and complicated images are designed to extend, remind and support eternal truths of religion. The spiritual law, or Dharma, is a paramount basis in the doctrine of Buddhism. Dharma is a doctrine and an element of life. Various aspects of Buddhist doctrine are transformed in icons with the aid of symbols. Thus the considered symbols in icons are analyzed through Dharma and can be extra sources for the study of Buddhist philosophy.

Текст научной работы на тему «Аспекты категории дхармы в буддийских иконах»

УДК 130.2 ББК 86.35-5

Ю.С. Климова

Саратовский областной музей краеведения

АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ ДХАРМЫ В БУДДИЙСКИХ ИКОНАХ

В системе культа искусство имеет художественно-эстетическое содержание, выполняющее дидактическую роль. Культовое искусство является средством связи верующего с трансцендентным миром. В буддийском изобразительном искусстве танка (икона) служит переводом сложнейших метафизических построений буддизма на язык изображения (образов). Возвышенные, назидательные и сложные образы призваны распространять, напоминать и поддерживать вечные истины религии. Духовный закон, или дхарма, является первостепенной основой в доктрине буддизма. Дхарма выступает в нескольких понятиях: как учение и как элементы бытия. Различные аспекты буддийского учения трансформируются в иконах с помощью символов. Таким образом, рассмотренные символы в иконах, подвергшиеся анализу через дхарму, являются дополнительными источниками к изучению буддийской философии.

Ключевые слова: буддизм, Дхарма, буддийское искусство, танка, сансара, колесо учения, философия буддийского искусства, Абхидхарма, пять скандх, индрия.

Y.S. Klimova

Saratov Regional Museum of Local Lore and the history ASPECTS OF DHARMA CATEGORIES IN BUDDHIST ICONS

The article highlights the system of the worship where the works of art have a special esthetic content and play a didactic role. The cult art is a communication tool with the transcendental worldfor the believer. The thangka (an icon) is a translation of the most difficult metaphysical creation of theologians into the language of painting (images). Sublime, enlightening and complicated images are designed to extend, remind and support eternal truths of religion. The spiritual law, or Dharma, is a paramount basis in the doctrine of Buddhism. Dharma is a doctrine and an element of life. Various aspects of Buddhist doctrine are transformed in icons with the aid of symbols. Thus the considered symbols in icons are analyzed through Dharma and can be extra sources for the study of Buddhist philosophy.

Key words: Buddhism, Dharma, Buddhist art, thangka, Sansara, Wheel of the Dharma, philosophy of Buddhist art, Abhidharma, the five aggregates concept, indriya.

Актуальность темы нашего исследования обусловлена ростом интереса к буддизму во всем мире. Исследователи отмечают, что «обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в буддизме с направлениями развития современного мира ... может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления», и потому они получают понимание и активную поддержку в мире. Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду и социуму целостность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного

обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентич-ностей» [14, с.4-5]. Среди других причин интереса к буддизму называют: наличие в данной религии развитой системы психотехники, его рационализм, близость к науке, толерантность, стремление к открытому диалогу с другими религиозными традициями [15, с.68-72].

В связи с этим вполне объяснимо обращение к культовому искусству буддизма. Искусство способно доставлять эстетическое удовольствие и вызывать эмоциональное переживание. Вместе с этим оно выполняет функцию проводника между человеком и религией. Оно выступает как средство возбуждения и усиления религиозных чувств. Мораль, нравственные ценности - одни из основ буддизма. Известно, что «буддизм всегда тяготел к социально-нравственному поучению, которое он старался отразить в конкретных художественных образах» [18, с. 139].

Искусство буддизма, в отличие от раннего периода, где социальное и духовное воздействие было весьма незначительным и изолированным, «использует целый ряд подкреплений, или «напоминаний» [16, с. 8].

Буддийская икона (танка) является ярким примером культового искусства, которое олицетворяет тело Будды, служит для поклонения и накопления благих заслуг. Перед танкой монахи молятся, совершают обряды, занимаются йогической практикой. Миряне с помощью танки устанавливают контакт с божеством и обращаются с просьбой. Она служит своего рода наставлением о принципах их веры [11, с. 7].

Танка, как и любое религиозное произведение, является символическим. Образы буддийского искусства помогают верующему в восприятии часто слишком сложного для него вероучения.

Бодхидхарма, патриарх чань-буддизма, отмечал: «Сущность вещей не бывает неописуемой; чтобы выразить ее, используются слова. Великий путь, который ведет к совершенству, не обозначен; для того чтобы посвященные могли распознать его, используются формы» [4, с. 31].

Обширный пантеон буддийских божеств, медитативные образы и символика могут быть поняты только через глубокое постижение дхармы.

Дхарма1 - это термин, который многие исследователи справедливо относят к самому главному буддийскому понятию. Буддологи отмечают, что дхарма имеет широкую сферу употребления и представляет собой многомерное и многозначное обозначение [6, с. 16].

В широком понимании дхарма часто рассматривается в нескольких значениях: во-первых - буддийское учение, во-вторых - это элементы бытия, с помощью которых мы познаем мир с точки зрения буддийской философии.

Бронислав Иванович Кузнецов (1931-1985), известный отечественный буддолог отмечает, что «термин дхарма, согласно традиции махаяны2, имеет десять основных

1 Дхарма (санскр. Латша, пали Лашша, тиб. СИс«) - Закон вселенной, открытый Буддой, и его Учение, как вторая драгоценность буддийской триады (Будда, Дхарма, Сангха), а также каждый отдельный текст Слова Будды; кроме того, это - мельчайшая частица потока сознания, качество, объект познания и т.д. Термин происходит от корня «Лат» («держать», «нести», «утверждать») и буквально означает «опора для чего бы то ни было». Многозначность слова неслучайна, поскольку это главное понятие буддизма [1, с. 219].

2 Махаяна (Великая колесница) - одно из основных существующих направлений буддизма, включающее ряд региональных «школ», восходящих к сутрам, написанным преимущественно на санскрите. Главное отличие махаяны в том, что буддист стремится достичь Просветления во благо всех живых существ. Махаяна с самого начала выступала с идеей множественности будд, поскольку каждый из нас потенциально Просветленный, а также с идеалом бодхисатвы. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты. Важнейшую роль играет учения о трех Телах будды, о «чистых небесных странах будд», о семьях пяти будд, о десяти стадиях духовного совершенства [1, с. 286]

значений: 1) элемент бытия, 2) путь, 3) нирвана, 4) нечувственный элемент, 5) добродетель, 6) жизнь, 7) учение, 8) постоянное становление, 9) религиозная обязанность (обет), 10) мирской закон» [8, с. 35].

Практически все эти значения можно проследить даже в одном сюжете танка. Икона с изображением Будды Шакьямуни выполняет сакраментальную функцию, увековечивая образ Божественного Человека [7]. Традиционно Будду изображают с 32 признаками великой личности, в одеянии монаха с чашей для сбора подаяния, что отражает мудрость отречения и одни (один?) из религиозных обетов буддизма. Он сидит в медитативной позе на лотосовом троне. Тело его и лотос - две эти формы выражают беспредельный покой духа, осознавшего самого себя [5, с. 28]. Различные формы изображения отражают события его жизни. Мудры (жесты) рук в зависимости от контекста меняются, чаще используется жест касания земли, защиты, бесстрашия, дарования милости и дхармачакры (поворот колеса дхармы). Две руки образуют жест дхармачакры, кончики указательных и больших пальцев соприкасаются, образуя круг, символ колеса жизни. Три вытянутых пальца руки представляют собой три колесницы ранних буддийских учений: 1) «слушателей», 2) «постигающих в уединении», 3) «Великую колесницу», или махаяну.

Дхарма как учение символически изображается в позах, мудрах, атрибутах не только Будды Шакьямуни, но и других многочисленных буддийских божеств. Все эти образы и символы являются каноническими и имеют определенные правила в иконографии. Одновременно с соблюдением всех иконографических канонов и явно религиозной составляющей, через буддийское искусство созерцатель приводит состояние сознания вне знаков цветов и форм измерений. Созерцатель, получив художественное сообщение, активизирует его в себе для самоанализа, медитации.

Другое значение дхармы - элементы бытия. Известный востоковед Федор Ипполитович Щербатской (1866-1942) в своей работе «Избранные труды по буддизму» особое внимание уделял термину «дхарма», подчеркивая значимость этого понятия. Он отмечал, что в зависимости от перевода смысл термина меняется. Кроме того, для изучения этого вопроса недостаточно пользоваться только «филологическим» методом, а стоит уделять внимание философской точке зрения. В его работе представлен исчерпывающий анализ данного понятия и емкая классификация элементов бытия. Ф.И. Щербатской отмечает, что «формула буддийского символа веры, которая явно содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы бытия (дхармы), их причинную связь и методы подавления» [17, с. 114].

Классифицируются пять элементов (скандх): 1) чувственное, или форма; 2) ощущения; 3) представление; 4) воля; 5) чистое ощущение, или сознание. В свою очередь, форма делится на познавательные категории, связанные с органами чувств (индрия): зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

В этом случае дхарму можно рассмотреть в двух аспектах: гносеологическом, рассматривая психику, и онтологическом, где индивидуальный поток человеческой психики обретает бытийную реальность [2, с. 47].

С помощью пяти скандх мы выявляем и анализируем бытие. Таким образом, «дхарма - это элемент нашего психофизического опыта или психофизического состояния» [12, с. 45].

Чувственные элементы бытия отражены практически в каждой иконе в виде подношения. Они традиционно изображаются перед божеством либо лотосовым троном.

Подношения пяти чувств или «пяти желанных качеств» отображают группу объектов, которые могут привлечь пять чувств человека. Каждому чувству символизирует предмет или атрибут. Подношение для мирных божеств принимают формы:

зрение - зеркало, слух - лютня, кимвалы или гонки, обоняние - благовония или раковины с благовониями, вкус - фрукты, осязание - шелковая материя [3].

Наряду с мирными божествами, существуют и гневные, такой дуализм свойственен буддийскому искусству. Гневная форма божества выполняет функцию защитника дхармы либо медитативного образа.

Подношение гневным божествам располагается на иконе напротив центральной фигуры. Вместо прекрасных объектов наслаждения чувств изображаются сами органы. В черепе-чаше находятся пять органов чувств: 1) вырванное сердце (сознание), 2) вырванные глаза (зрение), 3) язык (вкус), 4) нос (обоняние), 5) пара ушей (слух) [3].

Символическая совокупность этих объектов нашла отражение и в другом фундаментальном понятии буддизма - «перерождении». Гневные подношения символизируют создание существа, которое ищет перерождения; тем самым эти пять чувств и есть то, через что существо получает переживания в этом мире.

Дхармы - это элементы нашего бытия, обусловленные разумом. Наше восприятие и представление мира - это и есть результат наших собственных мыслей, а именно формирования закона кармы. Карма (санскр. karman, пали kamma, тиб. las, деяние, дело, поступок) - доктринальный стержень буддизма, являющий собой причинно-следственный закон бытия. Это понятие, передающее идею неотвратимости последствий любого деяния в настоящем и следующих рождениях существа. Под деяниями понимаются как телесные действия, так и акты мышления и речи. Таким образом, вводится закон личной ответственности человека за свою собственную судьбу в этом и следующих рождениях [3, с. 250].

Буддийское представление о перерождении - это закономерное продолжение учения о карме. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. В соответствии со всеми этими условиями определяется новое рождение. Рождение может быть «счастливым»: рождение в качестве божества, асура1 и человека. «Несчастливые» формы рождения: животное, голодные духи (преты) и обитатели ада. «Теория кармы имеет исключительно важное значение в буддизме. Теория кармы - это учение о причинно-следственной связи между поступком человека и его последующей жизнью. В буддизме карма выступает как некий естественный космический закон, который является своеобразной альтернативой теологической идеи награды и кары со стороны Бога-творца, вершащего суд над человеком. В некотором смысле теория кармы напоминает закон сохранения энергии -ничто ниоткуда не возникает и никуда не девается. Любой наш поступок не остается без последствий. Все, что с нами происходит, есть результат прежних поступков. В то же время учение о карме нельзя назвать и фатализмом, поскольку в буддизме говорится, что ее можно очистить с помощью искреннего раскаяния и других духовных практик. Кроме того, подчеркивается, что та или иная накопленная карма активизируется только при наличии благоприятных внешних обстоятельств. Таким образом, при отсутствии сопутствующих условий карма может не проявиться в конкретной жизни. При этом она не уничтожается и сохраняет свой потенциал» [13, с. 15-16].

Многообразие жизненных форм со своими особыми качествами и возможностями проявляется в карме. В буддийских текстах подчеркивается, что форма рождения в виде человека особенно благоприятная, потому что он занимает срединное положение между живыми существами.

1 Асур (санскр. asura, тиб. lha ma yin, божественный, божество) - класс полубогов. Один из шести видов живых существ. В отдельных школах (в том числе тибето-монгольского буддизма) насчитывают только пять видов живых существ, объединяя асуров с богами. Считается, что асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство. Асуры стоят рангом выше людей, но ниже богов. Они живут у подножья горы Сумеру или в море вокруг нее [1, с. 116].

Возможные рождения в «шести мирах» или «шести реальностях» подробно отражены в разделе «учение о мире» в труде философа Васубандху «Абхидхармакоша»1 [5, с. 194].

Выделяется шесть миров: мир богов, мир асуров, мир людей, мир животных, мир голодных духов, мир адских существ. Классифицируется шесть возможных перерождений в соответствии с уровнями сознания, к этому суждению есть цитата «Почему у обитателей ада [возникает] желание пребывать в [этих] местах? - По причине извращенного сознания» [5, с. 206].

Все эти формы рождения подвержены страданиям (духкха), влечениям и желаниям. Это основополагающий принцип череды рождений и сущность одного из базовых учений в буддизме. Буддизм в значительно большей степени, чем другие религии, подчеркивает связь жизни со страданием, как отмечал известный религиовед Евгений Алексеевич Торчинов (1956-2003). Понятие «духкха» - фундаментальная характеристика бытия, входящая в основу учения о Четырех Благородных истинах. Чаще ее излагают кратко: существует страдание; существует причина страдания - желание; существует прекращение страдания - нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, - Восьмеричный Путь [12].

Тем самым, становится понятно, что любое существо обречено на страдания, желания и влечения. Логичной целью существования становится освобождение от круговорота жизней и обретение нирваны.

Наглядное воплощение учения о карме и формах рождения получают в тибето-монгольском буддийском искусстве, а именно в буддийских иконах. Известны некоторые типы танка. Один из часто иллюстрируемых типов - Бхавачакра (колесо бытия или бесконечный круг перерождений) представляет собой следующее изображение. Колесо сжимает пастью и лапами бог смерти Яма в образе черепахи. Колесо состоит из трех окружностей, каждая из которых посвящена определенному понятию и несет в себе символический характер. Например, в центральном круге изображены животные: свинья, змея и петух, ухватывающие друг друга за хвосты; это как бы означает, что все они взаимосвязаны и приводят в движение все «колесо бытия». Эти животные символы трех базовых аффектов (клеша2), лежащих в основе сансарического бытия. Змея означает гнев (рага), свинья - неведение (моха), петух - привязанность, страсть (двеша). Привязанность и гнев рождаются из неведения, и, только познав Дхарму, можно избавиться от них.

Вокруг этого центрального круга символически изображены признаки неблагой и благой кармы. Справа, обычно на темном фоне, изображают поступки неблагой кармы, их десять, из которых 3 деяния тела (убийство, воровство, измена); 4 деяния речи (ложь, сеяние раздора, грубая речь, пустословие); 3 деяния ума (жадность, вредоносные мысли, неправильные взгляды). Обычно в этой части круга символически изображают те самые поступки либо фигуры, которые могут быть связаны с

1 Абхидхармакоша (досл. «корзина абхидхармы») - сочинение в стихах, написанное буддийским философом Васубандху (IV век н. э.). В трактате проводится систематизация учения Абхидхармы школы сарва-стивады. Книга включает в себя восемь частей и 600 стихов, сопровождена автокомментариями Васубандху. Абхидхармакоша - авторитетный трактат, который в дальнейшем активно использовался различными школами махаяны. Абхидхармакоша изучается в тибетском буддизме и в многочисленных дальневосточных буддийских школах.

2 Клеша (санскр. к1еза, пали кйеза, тиб. пусп mongs, омрачение, «яд ума», врожденная мешающая эмоция) - основополагающее понятие буддийской теории сознания, обозначающее те основные склонности и пристрастия, которые заставляют человека совершать плохие поступки, говорить грубо и лживо, испытывать зависть, алчность, ненависть и быть эгоистом. Все деяния такого рода являются источником нынешних и будущих бед человека, обусловливая его рождения в аду, животным, ненасытным духом (прета) и т.д. [1, с. 255].

демонами, уносящие вниз. Слева изображены фигуры, восходящие вверх, на светлом фоне, тем самым, такое движение, скорее, похоже на направление по часовой стрелке. Благая карма усиливается благодаря десяти поступкам: спасение жизни, щедрость, верность, правдивость, примирение, мирная речь, мудрая речь, удовлетворенность, понимание природы вещей.

Следующий круг иллюстрирует сцены жизни шести миров. Иногда выделяют пять сцен, объединяя мир богов и асуров. Следующие сегменты круга относятся к миру людей, животных, голодных духов и аду. В каждой сцене изображен Будда, помогающий обитателям этих миров.

Следующий круг разделен на 12 сегментов, соответствующих 12 звеньям причинно-следственной зависимости. Эта цепь удерживает человека в мире страданий. Каждому звену соответствует символическое изображение нидана1. Сюжет, в котором изображен слепой старик, символизирует неведение. Зарождение привычек и шаблонов ума - гончар, формирующий горшки. Сознание (именно неустойчивое) - обезьяна, прыгающая с ветки на ветку. Придание формы и имени - два человека, плывущие в лодке. Шесть базовых каналов восприятия - дом с шестью окнами, тем самым давая понять, что восприятие «открывает» окна во внешний мир. Контакт символизирует союз мужчины и женщины. Ощущение - человек, в глаз которого попала стрела. Алчность (желание) - человек с поднятой в руке чашей. Привязанность - человек либо обезьяна, собирающие фрукты. Становление представлено беременной женщиной. Следующие два сегмента - рождение и смерть - стоят рядом в замкнутом цикле, показывая всю взаимозависимость и необратимость круга сансары. Единственный выход, который изображается в иконе, - это Будда, указывающий на сияющий круг -символ нирваны и освобождения от страданий. Будда учит, что путь к прекращению страдания лежит через понимание и учение. Известными богословами подчеркивалось неоднократно, что вхождение в учение невозможно, основываясь только на полученные знания из книг. Учитывая, что чувственное восприятие человека синтетично, важно получать наставления и с помощью изобразительных источников.

По сути, процесс создания иконы и есть практика дхармы. Художник или танкописец должен соответствовать морально-этическим требованиям буддизма, так как при написании икон происходит общение с божеством. Художественное произведение «находится в промежуточном положении мира форм и бесформенным абсолютом, являясь средством и зоной общения художника с этим миром» [9, с. 7].

При помощи икон мирянин созерцает и визуализирует сверхчувственный мир. Танка выступает как некая «карта» по буддийскому учению. С помощью символов, которые являются помощниками для разъяснения учения, можно выделить наибольшее значение трансформации философии буддизма в искусстве. Изображаемые образы, «отражающие основные уровни человеческого подсознания, <.. .> интересны своей упорядоченностью, гармонией и многочисленными уровнями мистического, так же как и выражением самого глубокого эмоционального и интеллектуального смысла» [16, с. 88].

Итак, понятие «дхарма» в буддизме имеет два основных смысла. Дхарма, как высший закон, с помощью образа Будды вкладывает сакральные понятия учения в икону. Дхармы как элементы бытия трансформируются в визуальные предметы чувственного мира. В наиболее частом сюжете буддийской иконы «Бхавачакра»

1 Нидана - звено причинно-следственной зависимости в цепи перерождений. Каждое звено обусловлено предыдущим и обусловливает последующее. Эта цепь удерживает человека в мире страданий, и разорвать ее можно только усилием воли, прекратив создание предпосылок для новых рождений.

причинно-следственная связь наглядно отображает основополагающие законы кармы, поступки благой и неблагой кармы; клеши, стоящие на пути неведения, способы перерождений в шести мирах.

Здесь приведен анализ символов, который дает возможность для понимания некоторых аспектов буддийской философии в визуальной интерпретации. Мы попытались проследить: через какие образы и символы в иконах отражаются основы буддийского учения. При этом необходимо учитывать, что символизм в иконографии может быть внешним, внутренним и тайным. Согласно традиции, для более глубокого постижения буддийского учения необходима длительная духовная практика самосовершенствования.

Танка по значимости сопоставима с текстами буддийского учения и выполняет функцию просвещения, напоминания и укрепления духовных принципов. Буддийское искусство, основываясь на учении Будды, составляет важную часть мировой культуры и представляет собой чрезвычайно разнообразное, яркое, наполненное глубоким смыслом явление.

Список литературы

1. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография. - М.: Ориенталия, 2011.- 448 с.

2. Буддийский взгляд на мир. - СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1994.- 462 с.

3. Бир Р. Тибетские буддийские символы. Справочник. - М.: Ориенталия, 2013. - 336 с.

4. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Алетейа, 1999. - 213 с.

5. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша).- Т.26.- Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме. М.: Ладомир, 2001.- 755 с.

6. Донец А.М. Базовая система дхармических категорий буддийских философов Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009.- 198 с.

7. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 96 с.

8. Кузнецов Б.И. Ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам. - СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. - 224 с.

9. Наботчиков В .А. Священные образы Тибета. - Самара: Издательский дом «Агни», 2002. - 248 с.

10. Религиозные традиции мира. В 2 томах. Т. 2. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 640 с.

11. Сто восемь буддийских икон из собрания Института восточных рукописей РАН. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013.- 240 с.

12. Торчинов Е. Введение в буддизм. - СПб.: ТИД «Амфора», 2013.- 430 с.

13. Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. 236 с.

14. Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России: социально-философский анализ: диссертация ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2010. 369 с.

15. Уланов М.С. О причинах распространения буддизма на Западе в эпоху глобализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2008. №2(8). С.68-72.

16. Фишер Роберт Е. Искусство буддизма. - М.: Слово, 2001.- 224 с.

17. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М.: Глав. ред. восточной литературы «Наука», 1988.- 424 с.

18. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.2-е изд., перераб. и доп. - М: «Высшая школа», 1985.- 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.