новый уровень развития Казахстана и призваны подкрепить курс на вхождение Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран. К большому сожалению, Стратегия национальной безопасности Казахстана является закрытым документом, и о ее содержании можно судить только по публикациям в периодической печати и интервью руководителей Казахстана. Присваивать гриф секретности документам такого уровня и масштаба в условиях построения демократического правового государства просто нецелесообразно.
Таким образом, учет особенностей административно-правового обеспечении национальной безопасности в Казахстане будет способствовать совершенствованию российского законодательства в этой области, а также более четкому определению основных направлений взаимодействия российских и казахских спецслужб по решению общих проблем обеспечении национальной безопасности.
1 Редкоус В.М. Проблемы правового регулирования функционирования системы обеспечения национальной
безопасности в условиях политического кризиса. На примере опыта Республики Кыргызстан // Закон и право. 2010. № 6. С. 90—92.
2 Редкоус В.М. К вопросу об актуальных направлениях совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. юридические науки. 2006. № 1. С. 15—28.
3 Служба внешней разведки создана в Казахстане. URL: http://www.rian.ru/defense_ safety/20090218/162438823.html; Редкоус В.М. Общая характеристика Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» // Право и государство: теория и практика. 2008. № 3. С. 135—137; его же Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан. М., 2010. С. 397—401.
4 Кабанова Т. Оптимизация стратегии национальной безопасности и реализация сбалансированного внешнеполитического курса Казахстана. URL: http://www.ia-centr.ru/ archive/comments367a.html?id=154 (дата ознакомления: 31 мая 2010).
АСПЕКТЫ ФРИЛАНСА В СФЕРЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Т.Ю. РУДЕНКО,
соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России 12.00.03 — гражданское право, семейное право, предпринимательское право,
международное частное право rudenko_ t@gmail. т
Научный руководитель кандидат юридических наук, профессор
Н.В. АЛЕКСИЙ
Аннотация. Дается характеристика тенденциям развития в России деятельности по оказанию дистанционных услуг в том числе в сфере графического дизайна.
Ключевые слова: фриланс, аутсорсинг, дистанционные услуги, работа на расстоянии, графический дизайн.
FREELANCE ASPECTS IN THE FIELD OF GRAPHIC DESIGN
T.JU. RUDENKO,
the competitor of a scientific degree of the department of civil law and procedure of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The summary. In article the characteristic to tendencies of development of activity on rendering of remote services including in sphere of graphic design in Russia is given.
Key words: freelance, outsourcing, remote services, work at a distance, graphic design.
По мнению зарубежных и российских ученых становление информационного (постиндустриального) общества связано с существенными изменениями в системе осуществления предпринимательской дея-
тельности. Меняется как сфера и содержание деятельности, так и формы ее организации, поскольку:
1) произошел исторический сдвиг в хозяйственной структуре от промышленности к сектору услуг, на
который сегодня приходится около 70% занятости и ВВП;
2) наблюдается повышение интеллектуальной составляющей практически любой деятельности, которая все больше связана с производством и обработкой информации;
3) стандартизированная занятость, сложившаяся в индустриальную эпоху, подвергается так называемой эрозии1.
Получают большее распространение гибкие и изменчивые формы предпринимательской деятельности. Бизнес-стратегии аутсорсинга выносят все больший объем работ за пределы предприятия, размывая его границы. Некоторые футурологи уже спешат похоронить «человека организации», воспевают фигуру независимого поставщика услуг — фрилансера, или свободного агента приписывая ей экономическое и моральное превосходство2;
4) разросшиеся компьютерные сети способствуют и позволяют получать и передавать работу на расстояние. Это делает необязательным совместное присутствие людей в определенном физическом пространстве.
В научный оборот вошли термины «удаленная работа», (remot work),«телеработа» (telework, telejob), «теледоступ» (telecommuting), которые описывают работу на расстоянии, вне традиционного рабочего места в офисе, когда связь, передача и получение информации поддерживается посредством коммуникационных технологий. Исполнители в этом случае находятся на определенном расстоянии от того места, где необходимы результаты их деятельности.
В настоящий момент на пересечении вышеописанных тенденций формируется новая категория предпринимателей. Речь идет о независимых профессионалах, не состоящих в штате организаций, а самостоятельно предоставляющих услуги, в том числе информационные, различным заказчикам в режиме удаленного доступа. Их и принято называть электронными фрилансерами3.
Во многих странах, например, в Ирландии, фри-ланс существует давно. Для представителей творческих профессий, в частности графических дизайнеров, такой способ организации предпринимательской деятельности сегодня вполне естественен4.
В Велибритании количество телеработников, регулярно исследуемое с 1997 г. за указанный период возросло примерно в 3 раза.
В США счет телеработникам (teleworkers) пошел уже на десятки миллионов. Точно подсчитать их сложно, данные разнятся; по некоторым оценкам, количество фрилансеров в Северной Америке доходит до 50 млн. человек.
В России на крупнейшем ресурсе число зарегистрированных фрилансеров составляет 300 тыс. человек и количество россиян, вовлекаемых в электронный бизнес увеличивается быстрыми темпами. На сегод-
няшний день количество новых независимых профессионалов, регистрируемых в течение календарного месяца превышает 20 тыс. человек.
Еще недавно работа дома через интернет в России казалась нереальной, учитывая наличие низкоскоростной техники в лучшем случае. В кризисное время августовского дефолта 1998 г. впервые стали заметны преимущества команды фрилансеров. В отличие от офисных предпринимателей, телеработники могли трудиться удаленно и в нескольких компаниях за очень низкую зарплату, которую они вынуждены были ждать несколько месяцев, скорее всего. И наконец, для них не нужно было арендовать офис, технику. Компании, которые использовали труд фрилансеров, в том числе в сфере графического дизайна, благодаря своей эффективности смогли постичь конкурентные преимущества во время тяжелейшего экономического кризиса в истории России.
Создав несколько лет назад первую биржу для фри-лансеров, практикуя в рамках кворкинга, графические дизайнеры совместно арендуют офисы, используют оргтехнику и коммуникации, обмениваются идеями и заказами.
В декабре 2008 г., при активном участии таких молодых ученых как В. Вязникова, С. Лагунк, К. Ни-куткина, А. Привалова, на базе Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) была проведена первая перепись, позиционированная как всероссийская. Однако, в исследовании приняли участие фрилансеры из 30 стран в форме интернет-опроса на сайте Free-lance.ru, созданного в 2004 г. Это было крупнейшее из известных подобного рода исследований. Совокупное количество участников составило порядка 12, 5 тыс. человек; 76% опрошенных представляли Россию. Две трети российских фрилансеров приходятся на 12 крупнейших городов, 31% из них проживают, в частности, в Москве, остальные 34% распределяются по 68 российским регионам. Фрилансеры Москвы занимаются разновидностями графического дизайна: фотографикой — 45%, в сфере рекламы — 40%; из них разработкой сайтов 20— 28% (дизайн/мультимедиа — создание и обработка изображений: рисунки, иллюстрации, полиграфия, логотипы, фирменный стиль, флэш и 3Д-анимация, фотографика).
Фриланс — явление молодое, и как все новое, в первую очередь привлекает прежде всего молодежь, — считает тульский психолог Надежда Кашен-цева5. Молодые люди ценят свободу и потому с удовольствием выбирают такой стиль и форму организации работы. Но и руководителям такой сотрудник выгоден: его ненужно оформлять на работу, платить за него налоги, давать ему отпуск. Он просто выполняет свою работу и получает за нее деньги.
«Тульские фрилансеры — люди в основном молодые и представляют творческие специальности, в том числе графических дизайнеров»6.
Для многих труд «свободного стрелка» превратился в стиль жизни. Например, дизайнер Евгений Кузин разрабатывает логотипы и фирменный стиль для компаний. Большинство его клиентов не из Тулы, а порой даже не из России, и фриланс для него — единственно возможный вариант предпинимательства.
В России фриланс является непривычным видом формы организации предпринимательской деятельности. Во многом, на наш взгляд, это объясняется национальным менталитетом родоплеменных, общинных отношений, мира, с внутренним относительным равенством всех участников7.
Как известно, веками закрепленное в сознании и ставшее коллективным бессознательным не может исчезнуть за два-три поколения.
В историческом аспекте фрилансер — единоличник, то самое лицо, которое стоит в стороне от проблем общества, действует по своим правилам.
Исторически сложилось так, что первоначально фрилансерами называли средневековых наемников (буквально «вольных копейщиков»)8 — профессиональных военных, служивших различным хозяевам за вознаграждение. Слово имеет английское происхождение и переводится как «свободный копьеносец», «вольный стрелок». Многочисленные популярные источники, в частности, приписывают авторство известному классику Вальтеру Скотту, который употребил данный термин в своем романе «Айвенго», хотя очевидно, что описываемая реальность существовала горазда раньше9. C XIX в. этим термином обозначают «свободных художников» — независимых представителей творческих профессий.
Термин «фриланс» (freelancer) широко распространен в среде независимых работников, будучи профессиональным жаргоном, о чем говорит в частности, его присутствие в названиях десятков интернет-сайтов, различных ассоциаций. Вместе с тем, он довольно редко, но все же используется в научной литературе. Это объясняется, согласно существующему мнению, прежде всего, ограниченным вниманием исследователей к категории работников, позиционирующих себя подобным образом, и, как следствие, недостаточной разработанностью самого понятия. Тем не менее, мы согласны с тем, что термин «фрилансер» и все производные от него имеет все основания для того, чтобы закрепиться как научная категория, если будет соответствующим образом конкретизирован; это позволит использовать его для описания определенных реалий предпринимательской деятельности10.
По мнению Д.О. Стребкова и А.В. Шевчука, возможная трактовка этого понятия и границы его применения сгруппированы в три тезиса.
1. Фриланс (freelance) — это форма самостоятельной занятости. Фигура самостоятельного работника сложна и противоречива, он занимает двойственную позицию в структуре оплачиваемой занятости. Подобно предпринимателям, самозанятые реализуют
свои товары и услуги на рынке, не имеют фиксированного дохода и зависят от финансового успеха своего дела. Они пользуются значительной степенью автономии, самостоятельно организуют свой труд и принимают решение по широкому кругу вопросов. На этом основании некоторые авторы трактуют самозанятость как одну из форм предпринимательства11.
Мы согласны с тем, что в действительности порой приходится иметь дело с различными и переходными типами. Так, в микробизнесе грань между самозанятостью и предпринимательством очень тонка и подвижна.
Однако, существует позиция, согласно которой все работы фрилансеры выполняют индивидуально, не создавая организаций, и в этом смысле являются тру-дящимися12.
2. Фрилансер — независимый работник. Второй важной характеристикой выступает высокий уровень независимости и автономии работников в совей деятельности, достигаемой благодаря взаимодействию с широким кругом заказчиков и, таким образом, отсутствию постоянного работодателя. Это существенно отличает фрилансеров от самозанятых работников, в течение длительного времени являющихся субподрядчиками одной организации и поэтому испытывающих сильные формы зависимости, прежде всего финансовой. Положение самозанятых работников во многом напоминает традиционные отношения при отсутствии социальных гарантий.
3. Фрилансер — высококвалифицированный профессионал. Этот тезис считается наиболее спорным и требует специальных разъяснений. Фактически в научных текстах, посвященных фрилансу, в качестве его субъектов фигурируют, в основном, высоквали-фицированные профессионалы. Термин «профессионал» в данном случае употребляется в специальном смысле, заложенном в различных классификациях. Например, в США под профессиональными, пара-профессиональными и «техническими занятостями» понимают тех, кто связан с теоретической и практической деятельностью в том числе и в искусстве графического дизайна.
Около 90% телеработников представляют высококвалифицированную профессиональную деятель-ность13.
Темин «e-lancer» — электронный фрилансер впервые появился в 1998 г. и образован с неологизмами, например, e-business — электронный бизнес с применением информационных технологий, или другими словами фрилансер-телеработник. Встречается также похожий термин — сетевой фрилансер-«web-lanser.
Удаленный характер работы — это то, что отличает «электронного фрилансера» от традиционного графического дизайнера. Важнейшими предпосылками полноценной телеработы выступают наличие компьютерной техники и широкополосного Интернета для передачи большого объема информации,
а также навыки работы с ними. Очевидно, что по уровню технической оснащенности и компьютерной грамотности графические дизайеры — электронные фрилансеры представляют собой один из передовых отрядов графических дизайнеров14. Обеспеченность необходимыми для творчества современными портативными средствами производства, высокими технологиями, материалами разрушают традиционную для предпринимательской деятельности зависимость непосредственного производителя — информационного графического дизайнера — от посредника, менеджера, работодателя. Около 87% фрилансеров графических дизайнеров уверены, что без Интернета не могли бы полноценно выполнять свою работу. Выше всего потребность в нем наблюдается у создателей сайтов — 90%. Девять из десяти фрилансеров графических дизайнеров посредством Интернета поддерживают связь с заказчиком, получают от него задания, пересылают результаты и ищут материалы для работы, сами находят заказчиков — 77%, получают оплату с помощью электронных платежных систем — 59%. Интернет — место делового общения, администрирования веб-сайтов; это место работы в 70% случаев.
Профессиональная структура электронных фри-лансеров графических дизайнеров представлена в нескольких специальностях.
1. Дизайн/графика — 43%: 2Д персонажи, 3Д анимация, 3Д персонажи, анимация, баннеры, векторная графика, визуализация/моделирование, дизайн выставочных стендов, дизайн/арт, иконки, интерфейсы, комиксы, ландшафтный дизайн, логотипы, наружная реклама, пиксел-арт, полиграфическая верстка, полиграфия, предпечатная подготовка, презентация, разработка шрифтов, рисунки и иллюстрации, фирменный стиль, флеш-графика, хенд-мейд.
2. Разработка и поддержка сайтов — 34%: верстка, дизайн сайтов, разработка сайтов.
3. Фото-графика — 9%: архитектура/интерьер, мероприятия, рекламная/постановочная, репортажная, ретуширование/коллажи, художественная/арт, видеодизайн, видеомонтаж.
4. Реклама — 11%: контекстная реклама, рекламная концепция, арт-дирекция.
5. Инжиниринг — 2,3%: дизайн упаковки15.
Сегодня формируются и развиваются рынки услуг
электронных фрилансеров, в частности графических дизайнеров, что является частью большого процесса становления интернет-экономики, подразумевающей перенесение предпринимательской деятельности в виртуальное пространство16. Такой подход представляется актуальным и продуктивным в условиях современной информационной предпринимательской деятельности, в основе которой высококвалифицированный труд в сфере работ и услуг. Мы разделяем мнение о целесообразности ограничить сферу применения термина «фрилансер» професси-
ональным трудом в сфере высококвалифицированных работ и услуг, в том числе информационных и знаниеемких17. Распространение термина на такой широкий круг работников, как представители почти любых профессий, которые предполагают работу сразу на нескольких клиентов-заказчиков, приводит к его размыванию и неизбежно оставляет на обочине научных дискуссий.
Для конкретизации термина «фрилансер» в контексте содержания и характера предпринимательской деятельности в литературе предлагаются следующие критерии.
1. Фрилансер систематически осуществляет деятельность в рамках опредленной профессии, продавая на рынке свои профессиональные навыки и умения. Это не любая, относительно случайная, деятельность, которая может быть оплачена на рынке.
2. Фрилансер занят не физическим трудом.
3. Деятельность фрилансера определенным образом связана с производством и обработкой информации.
4. Фрилансер обладает значительным «человеческим капиталом», полученным в ходе формального образования и практической деятельности.
5. Фрилансер получает гонорар за предоставленные услуги, а не предпринимательскую прибыль.
Позволим себе не согласиться с содержанием последнего критерия,относительно фрилансерской деятельности в сфере графического дизайна. Поскольку помимо демонстрации обладания знаниями в области традиционного изобразительного искусства и высоких технологий, применяя их фрилансер, создает продукт, вкладывая в конечный результат и необходимые материальные затраты, использует средства производства, помещения, энергетические ресурсы, вспомогательные материалы, как правило, на праве собственности, несет амортизационные расходы и издержки производства. Это позволяет говорить о наличии признака предпринимательской деятельности и, как следствие, о получении прибыли.
Отдельные источники предлагают следующий термин: электронный фрилансер — фрилансер, осуществляющий свою деятельность удаленно с использованием информационно- коммуникативных технологий.
Учитывая позицию М. Мурадовой возможно сформулировать следующие родовые понятия, отражающие ролевые обязанности в фрилансерских отношениях, раскрывающие содержание телеработы в графической дизайн- деятельности:
1) фриланс — это способ организации трудовой деятельности в сфере графического дизайна при котором работник не состоит в штате какой-либо организации;
2) фрилансер — это частнопрактикующий специалист — графический дизайнер, самостоятельно совершающий работу или оказывающий услуги. Он также продает сам свой продукт, находит клиентов и рекламирует им свою работу18.
Фрилансер заключает гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг непосредственно с заказчиком и сам организует свою работу. Он получает денежные расчеты по факту выполнения заказа или на любых других условиях по договоренности с заказчиком, поскольку отношения между фрилансером-исполнителем и заказчиком не регулируется нормами трудового права. При этом фрилансер может заключить с предприятием временный трудовой договор.
Мы разделяем точку зрения о том, что ч. 4 ГК РФ поставила ряд новых практически взаимосвязанных научно-теоретических вопросов, к которым в частности, можно отнести проблематику смешанных договоров19. Следует заметить, что с помощью категории «смешанный договор» раскрывается одна из граней принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Несмотря на широкое применение в современной практике конструкции смешанного договора, всесторонних исследований этого феномена, за редким исключением, не проводилось. В литературе рассматривались лишь отдельные аспекты данной пробле-матики20.
Тем не менее, современная договорная практика настоятельно требует поиска ответов на вопросы о правомерности заключения полиотраслевых договоров, о взаимосвязи элементов различных договоров, входящих в состав смешанных договоров.
Термин — «смешанный договор» непосредственно в этом законодательном акте не используется, он применен лишь в ст. 421. Однако, законодатель оперирует юридической конструкцией смешанного договора и в других статьях ГК РФ, прямо не употребляя словесную составляющую «смешанный договор», например ст. 501 ГК РФ. Подобное отсутствие прямого указания на «смешанность» того или иного договора во всех других частях ГК РФ, кроме первой, позволяет исключить продолжающийся среди специалистов спор о сути публичного договора, в отношении которого высказывается два противоположных мнения.
Управленец — лицо ничего непроизводящее, но осуществляющее профессиональную организационную деятельность в сфере графического дизайна, т.е. управляет графическими дизайнерами. Управленец по сути своей деятельности является менеджером, но на старый лад. Однако исследователи отмечают различия между этими двумя понятиями не только в этимологии. При этом фрилансер в сфере графического дизайна может быть и менеджером, но управленцем он быть не в состоянии. Управленец — по современным представлениям — отдельная профессия; это лицо профессионально управляющее коллективом дизайнеров; получающее вознаграждение только за эту деятельность.
Многие руководители, услышав слово «фрилан-сер», рисуют в своем воображении образ безалаберного студента. Действительно, учашиеся вузов были
одними из первых телеработников, поскольку сталкивались с необходимостью совмещать учебу и работу. Интерес к телеработе у современных студентов уменьшается. Однако спрос на фрилансеров растет, поскольку многие кампании уже осознали возможность повышения эффективности бизнеса за счет экономии на создании рабочих мест в офисе. В результате фрилансерами становятся физические лица с высшим образованием.
Корпоративные игры — неотъемлемая составляющая в деятельности корпорации с большим аппаратом управления, когда в свободное от процесса деятельности или вместо него аппаратчики предпринимают активные попытки к обладанию властью и продвижением по карьерной лестнице. Фрилансер в этом не участвует априори, поскольку не является профессиональным управленцем. Наличие данного аспекта определяют как одну из причин, по которым классные специалисты в сфере графического дизайна оставляют корпорации и выбирают свободное предпринимательство.
Бизнесмен — владелец собственного предприятия. В случае, когда предприятие как субъект предпринимательства в зависимости от экономических показателей является малым, предприниматель может сам участвовать процессом производства. Как правило, представителей малого бизнеса часто отождествляют с фрилансерами, и наоборот. Это неслучайно: сферы деятельности фрилансера и организатора предприятия могут совпадать, но существуют принципиальное различие. Фрилансер в сфере графического дизайна работает один, хотя и может периодически обращаться к специалистам: юристу, программисту и другим за консультацией. Бизнесмен же должен иметь минимальный штат и обязан прибегать к услугам бухгалтера, не только для подсчета финансовой составляющей полученной выгоды, но и, в основном, для отчета перед государством. Фрилансер обходится без бухгалтера, поскольку самостоятельно ведет бухгалтерию. Вольному предпринимателю отчитываться значительно проще, поскольку он или получает гонорар после налоговых вычетов, а в налоговой службе отчитывается заказчик, или подает налоговую декларацию самостоятельно. Фрилансер, в отличие от бизнесмена, не осуществляет регистрацию своей фирмы, работает единолично и связан отношениями с собственным работодателем и с теми, кого он сам нанимает на временную работу21.
Негативным явлением сотрудничества в форме фриланса можно назвать активное вмешательство в технологический процесс посредника-руководителя.
Сложности возникают при формулировке творческого задания. Опыт показывает, что выполнение возможно даже по отношению к самомому творческому заданию, просто руководитель не знает, какой ему нужен результат. Задания зачастую формулируются так: «нарисуй так, чтобы мне понравилось»,
«нужно написать красиво», «придумай, что-нибудь удивительное». Некоторые руководители-посредники стесняются открыто требовать удовлетворения собственных желаний и используют абстрактных персонажей: «это должно понравится потребителям», «заказчик должен быть в восторге», «это должно соответствовать нашему стилю».
Опытный фрилансер знает, что при такой постановке задачи руководитель собирается сам решать, что красиво, что удивительно, что понравится потребителям, а от чего заказчик будет в восторге. Сформулировать это не возможно, но если показать руководителю уже готовую работу, то он выразит свое субъективное мнение о том, подходит она или нет. Случается, что решение сильно зависит от настроения. Практики полагают, что лучше всего организовывать конкурс и указывать в условиях, что оплате подлежат только те работы, которые понравятся руководителю лично. Для успеха конкурса необходимо опять же хорошее задание. Иначе перспектива такого мероприятия, как организация конкурса, сомнительна22.
Однако, работа с такими «креативными» заказчиками оплачивается существенно выше, чем обычно. Эти руководители нацелены не на результат, а на бесконечную переделку. Например, вполне нормальной на практике считается ситуация, когда часть работы утверждена, а часть отправлена на доработку. Фри-лансер бесконечно исправляет проектное задание, после этого получает на доработку уже утвержденный результат.
Ф. Добрянский высказывает в этой связи следующее: «Если ваши телеработники часто вынуждены что-то переделывать или же вам самим приходится исправлять их ошибки, то дело не в низкой квалификации фрилансеров. Просто вы не можете хорошо сформулировать задание или сами не знаете, чего хотите»23. С этим трудно не согласиться.
Однако, представляется неправомерным возлагать на фрилансера самостоятельно формулировать творческое задание, ставить перед собой задачу и согласовывать ее с так называемым посредником. Некомпетентные в творческой деятельности посредники буквально заставляют телеработников несколько раз самим исправлять задание, касающееся отдельного проекта.
Практики утверждают, что хорошее задание и план часто важнее оплаты и других условий взаимодействия с телеработниками.
Среди отрицательных элементов существующей практики взаимодействия с фрилансерами — графическими дизайнерами можно назвать следующие.
1. Возможное сотрудничество с конкурентами.
Например, «...дизайнер продал обложку одного издательства в журнал конкурирующего. В итоге с интервалом примерно в полгода-год вышел второй журнал с такой же обложкой. Формально дизайнер обладал авторскими правами на нее. Оказалось,
что подтолкнул его к этому поступку неадекватный штраф со стороны заказчика»24.
2. Наличие плагиата.
В РФ плагиатом считается даже одно «позаимствованное» проявление, однако авторы, особенно молодые, довольно часто пытаются представить почти целиком украденные произведения. Плагиат воспринимается как корпоративное предательство со стороны автора. Часто возникают ситуации, когда графический дизайнер разрабатывает какой-то проект в одной компании, потом что-то не складывается и он уходит со своей работой в другую. Это могут быть эскизы, рисунки, наброски и др. Такое поведение характерно как для офисных работников, так и для фрилансеров. Часто это происходит в условиях нарушения изначальных условий договора с обеих сторон, если он заключен и заканчивается спором. Некоторые из таких нарушений перерастают в большие конфликты и имеют значительный общественный резонанс, попадая в СМИ. Практика показывает, что вина каждой из сторон — работника перед заказчиком или наоборот, в каждом случае индивидуальна.
3. Заимствование клиентской базы после перехода в другую компанию и вероятное использование корпоративных баз в личных целях.
Следует отметить, что у фрилансеров гораздо меньше возможностей получить доступ к внутренней информации, и тем не менее они существуют.
4. Свободный выход дизайнеров из отношений, вплоть до полного исчезновения и молчания.
Из этого многие руководители-посредники делают вывод об усилении предпринимательского риска, не доверяя ответственные участки дизайн-проекта фри-лансерам-новичкам. Гарантией надежности репутации теледизайнера служит наличие положительной практики взаимодействия с конкретным лицом в течение от одного года до трех лет. Таким проверенным лицам принято доверять ответственные участки графического дизай-проекта.
5. Оказание дополнительных услуг графического дизайна, которые официально не предоставляются клиентам и, как следствие, наличие теневых финансовых схем, увод части дохода компании.
Руководители-посредники, использующие творчество графических дизайнеров-фрилансеров, мотивируя и оправдывая тем самым наличие теневых финансовых схем, опасаясь утечки информации констатируют: « . компаниям ничто не мешает взаимодействовать с фрилансерами без всякого оформления вообще, в то время как основная масса офисных работников работает уже легально»25. И это, по их мнению, — положительная тенденция. Данные заявления еще раз подчеркивают бесправие участников данной формы деятельности в сфере графического дизайна.
Основной минус фриланса, по мнению М. Мура-довой, — полное отсутствие гарантий основных и
стимулирующих выплат за результат творческой деятельности, истребования неустойки исполнителем с заказчика; свободный график оборачивается ненормированным рабочим днем26.
По мнению заказчика, фрилансер в графическом дизайне, с одной стороны, — это наличие заключенной выгодной сделки без необходимости нести производственные издержки на аренду помещения, организацию рабочего места, приобретения дорогостоящей специальной техники для воплощения высоких технологий, содержание штата работников, оплаты времени законных перерывов в течение трудового дня, недели, года, временной нетрудоспособности, так называемого социального пакета, мероприятий по охране труда; с другой стороны, — желание значительной экономии в предпринимательском обороте в сфере графического дизайна прямо пропорционально увеличению предпринимательского риска, а значит напряженности.
Во-первых, заказчик проявляет активное негативное отношение к маргинальному работнику. Фрилансер, каким бы успешным он ни был, остается маргиналом.
Во-вторых, руководитель бизнеса, проводящий регидную экономическую политику, не способен понять, что творческий процесс непрерывен и подчиненный фрилансер способен обдумывать поставленную перед ним задачу, прогуливаясь по бульвару, а не присутствуя в офисе нормированное рабочее время.
В-третьих, многим заказчикам свойственна обоснованная тревога о соблюдении сроков при выполнении задания. Сложившаяся практика предполагает привычку контролировать офисного работника. В случае взаимодействия с графическим дизайнером-фрилансером подобный контроль затруднителен или вообще невозможен.
В-четвертых, фрилансером сложно управлять. По мнению практикующих предпринимателей, с ним необходимо сотрудничать на основе договорных отношений. Для руководителя главное — соблюдение иерархии, субординации. Любой исполнитель работы за деньги бизнесмена (предприятия) воспринимается как низшее звено. Договорные же отношения предполагают равенство сторон.
В-пятых, сказывается наличие отрицательного опыта сотрудничества с неисполнительными, некомпетентными дизайнерами-фрилансерами и стереотипное восприятие вольных работников как низкоквалифицированных, не выдерживающих конкуренции офисных сотрудников.
Фрилансеры в сфере графического дизайна так же испытывают повышенный предпринимательский риск. В идеальном случае заключению сделки предшествуют переговоры, в процессе которых стороны договариваются относительно существенных условий: сроков и цены. В любом случае, как-бы не сложились обстоятельства, если речь идет не о фиксированных расценках на выполнение той или иной работы, каж-
дая из сторон сделки уверена, что условия могли быть более выгодными. При наличие положительной деловой репутации обеих сторон договора и заказчик, и его контрагент исполняют, взятые на себя устные обязательства. В выигрышной ситуации, как правило, оказывается заказчик. К сожалению исполнителей, заказчики нередко нарушают условия договора.
В случае отсутствия надлежащим образом заключенных договоров в практике отмечают следующие последствия:
1) внесение заказчиком оплаты в меньшем размере;
2) задержка выплаты гонорара;
3) полный отказ от оплаты;
4) риск неисполнения договора увеличивается при небольшой сумме цены договора, поскольку возможные судебные издержки в этом случае превысят полученную финансовую выгоду;
5) встречается факты мошенничества заказчиков, уменьшающих цену десятикратно, мотивируя предварительной устной договоренностью;
6) напротив, если обозначенный в условиях гонорар крупный, наличие договора является гарантией исполнения его стороны не только фрилансера, но и заказчика;
7) у графического дизайнера-фрилансера сегодня еще нет практически никаких рычагов воздействия на заказчика;
Единственный, как отмечают практики, не всегда действенный способ получить обещанную оплату — в надлежащем порядке составленный и заключенный договор.
В целях снижения и полного исключения возможных нарушений обязательственных отношений в сфере графической дизайн-деятельности необходимо:
1) вносить в условия договора в качестве превентивных мер:
а) сведения о письменном оформлении всех претензий к качеству;
б) условие о том, что работодатель должен выслать исполнителю электронное письмо с указанием недостатков работы и необходимых исправлений.
2) наличие конкретного сформулированного задания.
Сегодня формируются и развиваются рынки услуг
электронных фрилансеров, в частности графических дизайнеров, что является частью большого общего процесса становления интернет- экономики, подразумевающей перенесение предпринимательской деятельности в виртуальное пространство. Такой подход представляется актуальным и продуктивным в условиях современной информационной предпринимательской деятельности, в основе которой высококвалифицированный труд в сфере работ и услуг.
Практически все достоинства фриланса в графическом дизайне связаны с различными проявлениями свободы, в том числе свободы волеизъявления в выборе проектов, а также с индивидуальной ответствен-
ностью. Недостатки независимой фрилансерской деятельности графических дизайнеров — это продолжение ее достоинств. Главными проблемами здесь выступают не только отсутствие социального пакета, но и нестабильность и непредсказуемость получения прибыли — 59%, высокие риски, вероятность обмана со стороны заказчика, проблема поиска новых проектов в условиях переполненных высококонкурентных рынков — 33%. Все это предполагает дальнейшее совершенствование нормативного регулирования данной формы предпринимательской деятельности.
1 См.: Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике. М.: Высшая школа экономики, 2009. С. 4.
2 См.: ПинкД. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М.: Секрет фирмы, 2005; См.: Хенди Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации. Спб.: Питер, 2001. С. 196—207.
3 См. Malone T., Laubacher J/ The Dawn of The The E-Lance // Harvard Business REVIEW 1998. Sep.-Oct.; Мало-ун Т.У. Труд в новом столетии.Как новые формы бизнеса влияют на организации. Стиль управления и вашу жизнь. М.: Олимп-Бизнес, 2006. С. 85—90.
4 См. Мурадова М. Фриланс: Когда сам себе начальник. М.: Альпина. Бизнес. Бук.2007. С. 23.
5 Литвинов Д. Я б в фрилансеры пошел, лучше на аутсорсинг. // Мол.коммунар. 2010. 21 мая. С. 16.
6 Литвинов Д. Я б в фрилансеры пошел, лучше на аутсорсинг. // Молодой коммунар. 2010. 21 мая. С.16.
7 См. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2009. С.31.
8 Lance (англ.) — пика, копье.
9 См. http//en/Wikipedia/org/wiki/Freelancer/
10 См. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике. М.: ГУ ВШЭ, 2009. С. 6.
11 См. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999; См. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
12 Cm. Bibby A. Opening the doors wide to the self- employed. Report, prepared for the Freelance Network Conference, Luxembourg. October, 2005//www/union-networ. org>.
13 См. Ruiz Y., Walling A. Home-based working using communication technologies // www.statistics.gov.uk/articles/ labour_marcet_trends/teleworcing_0ct05/hdf>
14 См. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике. М., 2009. С. 51.
15 См. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике. М.: ГУ ВШЭ, 2009. С. 72—74.
16 См. Там же. С. 10.
17 См. Там же. С. 8.
18 См. Мурадова М. Фриланс: Когда сам себе начальник. М.: Альпина. Бизнес. Бук. 2007. С. 13.
19 См. Огородов Д., Челышев М. Смешанные договоры в части четвертой ГК РФ // ИС.Пром.собст. 2007. С. 49.
20 См. Садиков А.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве // Советское государство и право. 1972.
С. № 2. С. 36.; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 331; Та-нага А.Н. Принцип свободы договора в гражданском праве России. Спб.: Пресс, 2003. С. 95—100.
21 Мурадова М. Фриланс: Когда сам себе начальник. М.: Альпина. Бизнес. Бук. 2007. С. 16.
22 См. Добрянский Ф. Управление фрилансерами. М.: Альпина. Бизнес. Бук. 2009. С. 44.
23 Там же. С. 46.
24 Добрянский Ф. Управление фрилансерами. М.: Альпина. Бизнес. Бук. 2009. С. 108.
25 Добрянский Ф. Управление фрилансерами. М.: Альпина. Бизнес. Бук. 2009. С. 110—111.
26 Мурадова М. Фриланс: Когда сам себе начальник. М.: Альпина. Бизнес. Бук. 2007. С. 19.
Литература
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 331.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999.
3. Bibby A. Opening the doors wide to the self- employed. Report, prepared for the Freelance Network Conference, Luxembourg. October, 2005//www/union-networ. org>.
4. Добрянский Ф. Управление фрилансерами. М.: Альпина. Бизнес. Бук, 2009.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2009. С. 31.
6. Литвинов Д. Я б в фрилансеры пошел, лучше на аутсорсинг.// Молодой коммунар. 2010. 21 мая. С. 16.
7. Малоун Т.У. Труд в новом столетии. Как новые формы бизнеса влияют на организации. Стиль управления и вашу жизнь. М.: Олимп-Бизнес, 2006. С. 85—90.
8. Malone T., Laubacher J/ The Dawn of The The E-Lance// Harvard Business REVIEW 1998. Sep.-Oct.
9. Мурадова М. Фриланс: Когда сам себе начальник. М.: Альпина. Бизнес. Бук. 2007.
10. Огородов Д., Челышев М. Смешанные договоры в части четвертой ГК РФ // ИС. Промышленная собственность. 2007. С. 49.
11. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М.: Секрет фирмы, 2005.
12. Ruiz Y., Walling A. Home-based working using communication technologies // www.statistics.gov.uk/ articles/labour_marcet_trends/teleworcing_0ct05/hdf>
13. Садиков А.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве // Советское государство и право. 1972. С. № 2. С. 36.
14. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике. М.: Высшая школа экономики, 2009.
15. Танага А.Н. Принцип свободы договора в гражданском праве России. Спб.: Пресс, 2003. С. 95—100.
16. Хенди Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации. Спб.: Питер, 2001. С. 196—207.
17. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства. М.: ГУ ВШЭ, 2007.