Научная статья на тему 'Аспект проблемы безопасности детей в сети Internet с точки зрения родителей'

Аспект проблемы безопасности детей в сети Internet с точки зрения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNET / CHILDREN / SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харламова Ирина Юрьевна, Кузнецова Елена Юрьевна

В статье анализируются итоги анкетирования родителей детей школьного возраста по вопросам безопасности использовании сети Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Харламова Ирина Юрьевна, Кузнецова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PARENTS ATTITUDE TO CHILDREN'S SECURITY IN THE INTERNET

The resume of questionnaire survey of parents of the schoolchildren on safety of internet using is analysing in this article.

Текст научной работы на тему «Аспект проблемы безопасности детей в сети Internet с точки зрения родителей»

УДК 004.738.5

АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ INTERNET С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

© Харламова Ирина Юрьевна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики и системного анализа, Саратовский государственноый технический университет.

Ш iii2605@yah00.c0m

© Кузнецова Елена Юрьевна

курсант, Волгоградская академия МВД России. И kusjanja1991@mail.ru

В статье анализируются итоги анкетирования родителей детей школьного возраста по вопросам безопасности использовании сети Internet

Ключевые слова: дети, безопасность, Internet.

t

Как массовое явление сеть Internet существует всего около десятка лет, но за этот короткий срок она стала неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Даже родители, ещё недавно расценивавшие доступ к Всемирной сети как баловство, вынуждены признать: Internet содержит массу полезной информации, которая расширяет кругозор детей, помогает им в выполнении школьных заданий, позволяет узнать самые свежие новости; Internet облегчает контакт с родственниками и друзьями в других городах и просто увеличивает круг общения. С другой стороны, каждому из родителей очевидно, сколько в Сети ресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными, особенно для детей, любопытных и жадных до новых знаний.

Анализ публикаций позволяет выделить следующие основные угрозы безопасности детей в сети Internet [1, с. 52-68; 2, с. 275-279].

Неприличный контент. Если дети используют Internet без присмотра, они могут столкнуться с изображениями или информацией, от которой их желательно оградить.

На сегодняшний день наибольшую опасность для ребёнка представляют сайты, которые несут в себе информацию о депрессивных молодёжных течениях, суициде, сектах, наркотиках, алкоголе и азартных играх, об экстремизме, национализме, фашизме. По статистике, 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым; 38% - читают о насилии [10].

Также в Сети можно найти множество сайтов порнографического характера. По данным журнала «Детройт ньюс», «двое из пяти детей подписываются на порнорассылки или другую услугу, несмотря на то, что почти 85% родителей запрещают им делать это» [4]. Результаты социологических исследований показывают, что более половины времени своей работы в Сети подростки используют для просмотра порнографических ресурсов [7].

Киберхулиганство. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпрес-ледованием и унижением, доставляя объекту травли множество страданий. Большинство детей воспринимает виртуальные шутки и оскорбления слишком близко к сердцу. Порой кибер-преследование имеет печальный финал. В 2006 г. из-за неприятного сообщения от фальшивого поклонника повесилась 13-летняя девочка Меган Мейер [6], а в 2010 г. в результате издевательств одноклассников в социальной сети покончила с собой 15-летняя Фиби Принс [5].

Хищничество. Дети любят общаться в чатах и заводить виртуальных друзей. Поскольку Internet в общем-то анонимен, собеседником ребёнка может оказаться абсолютно любой человек, не обязательно с хорошими намерениями. Цель преступников - постепенно разрушить моральные установки ребёнка и сделать его своей лёгкой добычей.

44% детей, регулярно использующих Internet, хоть один раз подвергались сексуальным

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

домогательствам при виртуальном общении, 11% подверглись этому несколько раз; 4,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Internet; 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем-то встречаются, как сообщает Агентство защиты детей (Child Protection Agency, 2002 г. Испания) [10].

Формирование низкого уровня общей культуры. По данным исследования, опубликованного Insafe в 2006 г., более 40% европейских детей верят «более или менее» всему, что находят в сети Internet. 57% «не делают ничего», чтобы подтвердить истинность информации, которую они находят в Сети [10].

Опасен и стиль общения, популярный в Internet. Модные тенденции намеренного искажения русского языка, использование смайликов для выражения эмоций, употребление сетевого сленга, - все это негативно отражается на речи ребёнка, его стиле общения в реальной жизни.

Internet-зависимость. В результате увлечения играми ребёнок может превратиться в неуспевающего ученика, меньше времени проводить с реальными друзьями и даже приобрести Internet-зависимость, которую многие психологи склонны считать болезнью [3]. Дети и подростки настолько привязываются к виртуальному миру и своему вымышленному персонажу, что забывают о том, кем они являются в реальном мире.

Наряду с вышеперечисленными угрозами личной безопасности ребёнка существует и ряд угроз, общих для всех пользователей сети Internet: фишинг; злоупотребление общим доступом к файлам; кража идентификационных сведений; мистификация; вторжение в чужую частную жизнь.

По мнению авторов, не смотря на то, что родители знают о перечисленных выше угрозах, немногие из них уделяют им должное внимание. Возможно, отчасти это связано с семейными традициями. Действительно, отправляя своего ребёнка на прогулку, родитель проинформирует его о безопасном поведении на улице: «Не разговаривай с чужими дядями; не садись в чужие машины; не переходи улицу на красный свет». Однако очень немногие родители информируют детей об опасностях, подстерегающих их во время «прогулок» по Сети. Наверное потому, что раньше таких проблем просто не существовало.

В подтверждение данной гипотезы авторами была поставлена задача: оценить отношение родителей к проблеме личной безопасности детей в сети Internet. Для её решения было проведено анкетирование родителей детей школьного возраста по оценке рисков и опасностей сети Internet.

В анкетировании приняли участие 97 родителей: 47% от общего числа респондентов - мамы, 53% - папы. В основном возраст родителей, принявших участие в анкетировании, составил от 37 до 45 лет (рис. 1). По образованию выборка получилась недостаточно репрезентативной: большинство родителей (90%), принявших участие в анкетировании, имеют высшее образование: 60% - гуманитарное, 26% - естественнонаучное, 16% - техническое. Подавляющее большинство (94% из опрошенных) обладают навыками работы на ПК, причём 39% имеют уровень «продвинутого» пользователя.

10%

2%

31%

57%

□ 30-37

□ 37-45 0 45-55

■ свыше 55

Рис. 1

Анкетирование показало, что в основном родители знают, сколько времени их дети проводят в Internet, а также имеют представление (или думают, что имеют) о том, какие сайты посещают их дети. По мнению родителей, дети используют Сеть для посещения сайтов:

- Internet-знакомств - 75% (15% - для общения в чатах и 70% - для общения в социальных сетях);

- для поиска информации - 66% (75% - для учёбы, 13% - для духовного и культурного развития, 3% - для просмотра последних событий и новостей в мире);

- игровых - 44%;

- с музыкой и фильмами - 41%;

- пользуются электронной почтой - 18%;

- 3% детей посещают сайты, которые запрещены родителями (с одной стороны, вроде бы очень низкий процент, но официальная статистика говорит о том, что большинство родителей не считают нужным просматривать сайты, которые посещает их ребёнок, или не знают, как это технически сделать [13];

- 6 % родителей вообще не владеют информацией по вопросу, какие сайты посещают их дети, а также сколько времени они там проводят.

Удивило и то, что, не смотря на достаточно высокий процент родителей, владеющих ПК и знающих об интересах своих детей, программному обеспечению (за исключением использования антивирусного программного обеспечения, которое установлено у 86% опро-

Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)

шенных) внимания, по мнению авторов, уделяется недостаточно:

- только 22% респондентов используют программное обеспечение для фильтрации спама;

- 18% используют брандмауэр;

- 16% программное обеспечение для обнаружения вторжений;

- 4% опрошенных указали, что на их ПК вообще не установлено программное обеспечение Internet-безопасности;

- 4% родителей не владеют информацией по данному вопросу.

И это, не смотря на то, что подавляющее большинство детей регулярно выходят в Сеть. Анкетирование показало, что уже в возрасте младше 6 лет - 13% детей пользуются сетью Internet, в возрасте 7-8 лет пользователями Сети становятся 50% детей, а в возрастных группах старше 10 лет - более 90%.

Такое пренебрежительное отношение к программному обеспечению Internet-безопасности, возможно, связано с недостаточными знаниями родителей. Причём сами родители это понимают, ибо на вопрос: «Вы чувствуете, что Вам нужно больше информации о том, как защитить своего ребёнка от нелегального или негативного контента и контакта с людьми в сети Internet?» 62% родителей ответили утвердительно.

То, что взрослые не обладают достаточными знаниями по вопросам безопасности детей в сети Internet, подтверждает и тот факт, что на вопрос «Знаете ли Вы, где и кому можно сообщить о незаконном или негативном контенте в сети Internet?», - 53% респондентов ответили отрицательно.

Родители понимают, что в отношении компьютерной грамотности они часто проигрывают детям. На вопрос: «Кто в Вашей семье обладает наиболее высоким уровнем навыков пользования сетью Internet?», - 30% родителей ответили, что ребёнок. Причём, если в возрастных группах от 6 до 7 лет «продвинутые пользователи» отсутствуют, то в возрасте от 8 до 11 лет таких уже примерно четверть, в возрастных группах от 12 до 15 лет - половина детей, а в возрасте 16-18 - большинство (рис. 2).

Следует отметить, что, даже не обладая достаточными техническими знаниями в области компьютерной безопасности, родители все-таки не пускают дело на самотёк и устанавливают отдельные правила для детей при использовании Сети. В основном это связано с установкой временного режима - 38% и запретом на дачу личной информации - 34%. В то же время низкий уровень отдельных показателей вызывает недоумение:

Рис. 2

- всего лишь 15% родителей запрещают детям общаться в чатах с незнакомцами;

- только 13% респондентов советуют детям сообщить родителям, если они находят в Internet информацию, которая заставляет их чувствовать себя неловко;

- лишь 10% опрашиваемых запрещают детям встречаться с теми людьми, с которыми они познакомились в Сети. Родители, считая, что знакомиться на улице со взрослыми людьми, а тем более куда-то с ними отправляться опасно и, наверняка, проводя беседы с детьми на эту тему, аналогичную опасность от знакомства в Internet практически не видят!

Вызывает также опасения и то, что на вопрос: «Ваши дети знают, как поступить в случае, если ситуация, связанная с сетью Internet, заставляет чувствовать себя неловко?», - лишь 40% респондентов ответили утвердительно, а 46% родителей вообще затруднились ответить.

Нельзя не согласиться с тем, что «задача общества - предоставить необходимую информацию и помощь, чтобы вхождение ребёнка в "полный" Internet было гармоничным и безвредным - и для ребёнка, и для общества» [9]. Но, к сожалению, сегодня законодательство практически не регулирует виртуальное пространство. Поэтому заботиться о своих детях должны в первую очередь родители. Надеяться на общество можно и нужно, но при этом нельзя ожидать, что все проблемы решатся сами собой.

Мы бы посоветовали три подхода в качестве ограничителей активности несовершеннолетних пользователей:

1) контроль взрослых;

2) специальные программы, настройки браузеров;

3) отельная детская учётная запись в операционной системе.

Второй и третий способы эффективны для детей младшего школьного возраста. Старшие

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

школьники, при особом желании и умении, непременно обойдут программную защиту или могут оказаться за компьютером, где такое программное обеспечение не установлено. В этом случае мы отдаём предпочтение родительскому контролю.

Следует помнить, что нет стопроцентного способа оградить детей от нежелательного контента. Ребёнка следует подготовить к тому, что во время путешествия по Internet он может оказаться на ресурсах с нелицеприятным содержанием. В этом случае только воспитание и моральная подготовленность помогут ему правильно сориентироваться.

Библиографический список

1. Джонсон С. Как защитить детей от опасностей Интернета: вирусов, программ-шпионов, спама, порносайтов, всплывающих окон [Текст] / Саймон Джонсон; пер. с англ. Е. А. Ивановой. - М.: НТ Пресс, 2006. - ISBN 5-477-00213-1.

2. Уорли Б. Интернет: реальные и мнимые угрозы [Текст] / пер. с англ. - М.: КУДИЦ - ОБРАЗ, 2004. - ISBN 5-9579-0032-Х, ISBN 0-7357-1352-9.

3. Молоткова П. Зомби в паутине. Когда увлечение Интернетом превращается в зависимость? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.neo-kids.ru/ агАп^/б3(дата обращения: 07.04.2011).

4. Шевчук В. Порнография в Интернете. Вред или Польза? Советы, которым должен внять

каждый [Электронный ресурс]. - URL: http: //h. ua/story/2499/ (дата обращения: 07.04.2011).

5. 15-летняя школьница покончила с собой из-за оскорблений в социальных сетях [Электронный ресурс]. - URL: http: / / novosti-n.mk.ua/ Ukraine/ read/?id=l9737(дата обращения: 07.04.2011).

6. 49-летняя американка довела до самоубийства 13-летнюю девочку через портал MySpace [Электронный ресурс]. - URL: http://www. uralweb.ru/news/n323069.html (дата обращения: 01.04.2011).

7. Дети в Интернете [Электронный ресурс]. -URL: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html (дата обращения: 01.04.2011).

8. Как защитить ребёнка от угроз в Интернете? [Электронный ресурс]. - URL: http://itkaliningrad. ru/articles/9/0/32279 (дата обращения: 07.04.2011).

9. «Детки в сетке», или Введение о детях в Интернете [Электронный ресурс]. - URL: http://www. saferunet.ru/ruaoi/stories/dtail.php?SECTION_ ID=150&ID=562 (дата обращения: 07.04.2011).

10. Тревожная статистика [Электронный ресурс].-URL: http://www.ooosistems.ru/net/children.htm (дата обращения: 07.04.2011).

> КНИЖНАЯ ПОЛКА

Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка ^ Назад т ^ * ^ \ Поиск ^ Папки |Ш1т

IL

Информатика : учеб. пособие / сост. Л. В. Кальянов, Т. Н. Соколова, Е. Г. Пчелинцева. -Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2010. - 188 с. - ISBN 978-5-87309-872-9.

В учебном пособии раскрыты главные темы дисциплины «Информатика», знакомящие студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, принципами построения информационных моделей. Пособие ставит целью обучить студентов проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Оно является базовым для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчётов.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080105.65 «Финансы и кредит», 080102.65 «Мировая экономика». Оно может быть использовано студентами других специальностей группы «Экономика и управление».

Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.