УДК 004.738.5
АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ INTERNET С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
© Харламова Ирина Юрьевна
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики и системного анализа, Саратовский государственноый технический университет.
Ш iii2605@yah00.c0m
© Кузнецова Елена Юрьевна
курсант, Волгоградская академия МВД России. И kusjanja1991@mail.ru
В статье анализируются итоги анкетирования родителей детей школьного возраста по вопросам безопасности использовании сети Internet
Ключевые слова: дети, безопасность, Internet.
t
Как массовое явление сеть Internet существует всего около десятка лет, но за этот короткий срок она стала неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Даже родители, ещё недавно расценивавшие доступ к Всемирной сети как баловство, вынуждены признать: Internet содержит массу полезной информации, которая расширяет кругозор детей, помогает им в выполнении школьных заданий, позволяет узнать самые свежие новости; Internet облегчает контакт с родственниками и друзьями в других городах и просто увеличивает круг общения. С другой стороны, каждому из родителей очевидно, сколько в Сети ресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными, особенно для детей, любопытных и жадных до новых знаний.
Анализ публикаций позволяет выделить следующие основные угрозы безопасности детей в сети Internet [1, с. 52-68; 2, с. 275-279].
Неприличный контент. Если дети используют Internet без присмотра, они могут столкнуться с изображениями или информацией, от которой их желательно оградить.
На сегодняшний день наибольшую опасность для ребёнка представляют сайты, которые несут в себе информацию о депрессивных молодёжных течениях, суициде, сектах, наркотиках, алкоголе и азартных играх, об экстремизме, национализме, фашизме. По статистике, 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым; 38% - читают о насилии [10].
Также в Сети можно найти множество сайтов порнографического характера. По данным журнала «Детройт ньюс», «двое из пяти детей подписываются на порнорассылки или другую услугу, несмотря на то, что почти 85% родителей запрещают им делать это» [4]. Результаты социологических исследований показывают, что более половины времени своей работы в Сети подростки используют для просмотра порнографических ресурсов [7].
Киберхулиганство. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпрес-ледованием и унижением, доставляя объекту травли множество страданий. Большинство детей воспринимает виртуальные шутки и оскорбления слишком близко к сердцу. Порой кибер-преследование имеет печальный финал. В 2006 г. из-за неприятного сообщения от фальшивого поклонника повесилась 13-летняя девочка Меган Мейер [6], а в 2010 г. в результате издевательств одноклассников в социальной сети покончила с собой 15-летняя Фиби Принс [5].
Хищничество. Дети любят общаться в чатах и заводить виртуальных друзей. Поскольку Internet в общем-то анонимен, собеседником ребёнка может оказаться абсолютно любой человек, не обязательно с хорошими намерениями. Цель преступников - постепенно разрушить моральные установки ребёнка и сделать его своей лёгкой добычей.
44% детей, регулярно использующих Internet, хоть один раз подвергались сексуальным
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
домогательствам при виртуальном общении, 11% подверглись этому несколько раз; 4,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Internet; 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем-то встречаются, как сообщает Агентство защиты детей (Child Protection Agency, 2002 г. Испания) [10].
Формирование низкого уровня общей культуры. По данным исследования, опубликованного Insafe в 2006 г., более 40% европейских детей верят «более или менее» всему, что находят в сети Internet. 57% «не делают ничего», чтобы подтвердить истинность информации, которую они находят в Сети [10].
Опасен и стиль общения, популярный в Internet. Модные тенденции намеренного искажения русского языка, использование смайликов для выражения эмоций, употребление сетевого сленга, - все это негативно отражается на речи ребёнка, его стиле общения в реальной жизни.
Internet-зависимость. В результате увлечения играми ребёнок может превратиться в неуспевающего ученика, меньше времени проводить с реальными друзьями и даже приобрести Internet-зависимость, которую многие психологи склонны считать болезнью [3]. Дети и подростки настолько привязываются к виртуальному миру и своему вымышленному персонажу, что забывают о том, кем они являются в реальном мире.
Наряду с вышеперечисленными угрозами личной безопасности ребёнка существует и ряд угроз, общих для всех пользователей сети Internet: фишинг; злоупотребление общим доступом к файлам; кража идентификационных сведений; мистификация; вторжение в чужую частную жизнь.
По мнению авторов, не смотря на то, что родители знают о перечисленных выше угрозах, немногие из них уделяют им должное внимание. Возможно, отчасти это связано с семейными традициями. Действительно, отправляя своего ребёнка на прогулку, родитель проинформирует его о безопасном поведении на улице: «Не разговаривай с чужими дядями; не садись в чужие машины; не переходи улицу на красный свет». Однако очень немногие родители информируют детей об опасностях, подстерегающих их во время «прогулок» по Сети. Наверное потому, что раньше таких проблем просто не существовало.
В подтверждение данной гипотезы авторами была поставлена задача: оценить отношение родителей к проблеме личной безопасности детей в сети Internet. Для её решения было проведено анкетирование родителей детей школьного возраста по оценке рисков и опасностей сети Internet.
В анкетировании приняли участие 97 родителей: 47% от общего числа респондентов - мамы, 53% - папы. В основном возраст родителей, принявших участие в анкетировании, составил от 37 до 45 лет (рис. 1). По образованию выборка получилась недостаточно репрезентативной: большинство родителей (90%), принявших участие в анкетировании, имеют высшее образование: 60% - гуманитарное, 26% - естественнонаучное, 16% - техническое. Подавляющее большинство (94% из опрошенных) обладают навыками работы на ПК, причём 39% имеют уровень «продвинутого» пользователя.
10%
2%
31%
57%
□ 30-37
□ 37-45 0 45-55
■ свыше 55
Рис. 1
Анкетирование показало, что в основном родители знают, сколько времени их дети проводят в Internet, а также имеют представление (или думают, что имеют) о том, какие сайты посещают их дети. По мнению родителей, дети используют Сеть для посещения сайтов:
- Internet-знакомств - 75% (15% - для общения в чатах и 70% - для общения в социальных сетях);
- для поиска информации - 66% (75% - для учёбы, 13% - для духовного и культурного развития, 3% - для просмотра последних событий и новостей в мире);
- игровых - 44%;
- с музыкой и фильмами - 41%;
- пользуются электронной почтой - 18%;
- 3% детей посещают сайты, которые запрещены родителями (с одной стороны, вроде бы очень низкий процент, но официальная статистика говорит о том, что большинство родителей не считают нужным просматривать сайты, которые посещает их ребёнок, или не знают, как это технически сделать [13];
- 6 % родителей вообще не владеют информацией по вопросу, какие сайты посещают их дети, а также сколько времени они там проводят.
Удивило и то, что, не смотря на достаточно высокий процент родителей, владеющих ПК и знающих об интересах своих детей, программному обеспечению (за исключением использования антивирусного программного обеспечения, которое установлено у 86% опро-
Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)
шенных) внимания, по мнению авторов, уделяется недостаточно:
- только 22% респондентов используют программное обеспечение для фильтрации спама;
- 18% используют брандмауэр;
- 16% программное обеспечение для обнаружения вторжений;
- 4% опрошенных указали, что на их ПК вообще не установлено программное обеспечение Internet-безопасности;
- 4% родителей не владеют информацией по данному вопросу.
И это, не смотря на то, что подавляющее большинство детей регулярно выходят в Сеть. Анкетирование показало, что уже в возрасте младше 6 лет - 13% детей пользуются сетью Internet, в возрасте 7-8 лет пользователями Сети становятся 50% детей, а в возрастных группах старше 10 лет - более 90%.
Такое пренебрежительное отношение к программному обеспечению Internet-безопасности, возможно, связано с недостаточными знаниями родителей. Причём сами родители это понимают, ибо на вопрос: «Вы чувствуете, что Вам нужно больше информации о том, как защитить своего ребёнка от нелегального или негативного контента и контакта с людьми в сети Internet?» 62% родителей ответили утвердительно.
То, что взрослые не обладают достаточными знаниями по вопросам безопасности детей в сети Internet, подтверждает и тот факт, что на вопрос «Знаете ли Вы, где и кому можно сообщить о незаконном или негативном контенте в сети Internet?», - 53% респондентов ответили отрицательно.
Родители понимают, что в отношении компьютерной грамотности они часто проигрывают детям. На вопрос: «Кто в Вашей семье обладает наиболее высоким уровнем навыков пользования сетью Internet?», - 30% родителей ответили, что ребёнок. Причём, если в возрастных группах от 6 до 7 лет «продвинутые пользователи» отсутствуют, то в возрасте от 8 до 11 лет таких уже примерно четверть, в возрастных группах от 12 до 15 лет - половина детей, а в возрасте 16-18 - большинство (рис. 2).
Следует отметить, что, даже не обладая достаточными техническими знаниями в области компьютерной безопасности, родители все-таки не пускают дело на самотёк и устанавливают отдельные правила для детей при использовании Сети. В основном это связано с установкой временного режима - 38% и запретом на дачу личной информации - 34%. В то же время низкий уровень отдельных показателей вызывает недоумение:
Рис. 2
- всего лишь 15% родителей запрещают детям общаться в чатах с незнакомцами;
- только 13% респондентов советуют детям сообщить родителям, если они находят в Internet информацию, которая заставляет их чувствовать себя неловко;
- лишь 10% опрашиваемых запрещают детям встречаться с теми людьми, с которыми они познакомились в Сети. Родители, считая, что знакомиться на улице со взрослыми людьми, а тем более куда-то с ними отправляться опасно и, наверняка, проводя беседы с детьми на эту тему, аналогичную опасность от знакомства в Internet практически не видят!
Вызывает также опасения и то, что на вопрос: «Ваши дети знают, как поступить в случае, если ситуация, связанная с сетью Internet, заставляет чувствовать себя неловко?», - лишь 40% респондентов ответили утвердительно, а 46% родителей вообще затруднились ответить.
Нельзя не согласиться с тем, что «задача общества - предоставить необходимую информацию и помощь, чтобы вхождение ребёнка в "полный" Internet было гармоничным и безвредным - и для ребёнка, и для общества» [9]. Но, к сожалению, сегодня законодательство практически не регулирует виртуальное пространство. Поэтому заботиться о своих детях должны в первую очередь родители. Надеяться на общество можно и нужно, но при этом нельзя ожидать, что все проблемы решатся сами собой.
Мы бы посоветовали три подхода в качестве ограничителей активности несовершеннолетних пользователей:
1) контроль взрослых;
2) специальные программы, настройки браузеров;
3) отельная детская учётная запись в операционной системе.
Второй и третий способы эффективны для детей младшего школьного возраста. Старшие
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
школьники, при особом желании и умении, непременно обойдут программную защиту или могут оказаться за компьютером, где такое программное обеспечение не установлено. В этом случае мы отдаём предпочтение родительскому контролю.
Следует помнить, что нет стопроцентного способа оградить детей от нежелательного контента. Ребёнка следует подготовить к тому, что во время путешествия по Internet он может оказаться на ресурсах с нелицеприятным содержанием. В этом случае только воспитание и моральная подготовленность помогут ему правильно сориентироваться.
Библиографический список
1. Джонсон С. Как защитить детей от опасностей Интернета: вирусов, программ-шпионов, спама, порносайтов, всплывающих окон [Текст] / Саймон Джонсон; пер. с англ. Е. А. Ивановой. - М.: НТ Пресс, 2006. - ISBN 5-477-00213-1.
2. Уорли Б. Интернет: реальные и мнимые угрозы [Текст] / пер. с англ. - М.: КУДИЦ - ОБРАЗ, 2004. - ISBN 5-9579-0032-Х, ISBN 0-7357-1352-9.
3. Молоткова П. Зомби в паутине. Когда увлечение Интернетом превращается в зависимость? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.neo-kids.ru/ агАп^/б3(дата обращения: 07.04.2011).
4. Шевчук В. Порнография в Интернете. Вред или Польза? Советы, которым должен внять
каждый [Электронный ресурс]. - URL: http: //h. ua/story/2499/ (дата обращения: 07.04.2011).
5. 15-летняя школьница покончила с собой из-за оскорблений в социальных сетях [Электронный ресурс]. - URL: http: / / novosti-n.mk.ua/ Ukraine/ read/?id=l9737(дата обращения: 07.04.2011).
6. 49-летняя американка довела до самоубийства 13-летнюю девочку через портал MySpace [Электронный ресурс]. - URL: http://www. uralweb.ru/news/n323069.html (дата обращения: 01.04.2011).
7. Дети в Интернете [Электронный ресурс]. -URL: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html (дата обращения: 01.04.2011).
8. Как защитить ребёнка от угроз в Интернете? [Электронный ресурс]. - URL: http://itkaliningrad. ru/articles/9/0/32279 (дата обращения: 07.04.2011).
9. «Детки в сетке», или Введение о детях в Интернете [Электронный ресурс]. - URL: http://www. saferunet.ru/ruaoi/stories/dtail.php?SECTION_ ID=150&ID=562 (дата обращения: 07.04.2011).
10. Тревожная статистика [Электронный ресурс].-URL: http://www.ooosistems.ru/net/children.htm (дата обращения: 07.04.2011).
> КНИЖНАЯ ПОЛКА
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка ^ Назад т ^ * ^ \ Поиск ^ Папки |Ш1т
IL
Информатика : учеб. пособие / сост. Л. В. Кальянов, Т. Н. Соколова, Е. Г. Пчелинцева. -Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2010. - 188 с. - ISBN 978-5-87309-872-9.
В учебном пособии раскрыты главные темы дисциплины «Информатика», знакомящие студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, принципами построения информационных моделей. Пособие ставит целью обучить студентов проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Оно является базовым для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчётов.
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080105.65 «Финансы и кредит», 080102.65 «Мировая экономика». Оно может быть использовано студентами других специальностей группы «Экономика и управление».
Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)