160
УДК 332.12
Н. Г. Дупленко
АСИММЕТРИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Предложен практический метод оценки региональной асимметрии развития малого и среднего предпринимательства; представлены результаты его апробации на примере Северо-Западного федерального округа РФ. Сделан вывод о значительной неравномерности развития малого и среднего предпринимательства. Предложенный автором метод может быть использован при исследовании других аспектов асимметрии экономического развития, а также при разработке программ развития малого и среднего предпринимательства.
This article proposes a practical method for estimating the regional asymmetry of small and medium business development and presents the results of its approbation in the Northwestern Federal District of Russia. The author makes a conclusion that small and medium business is developing unevenly. The author's method can be used in studying other aspects of the asymmetry of economic development as well as in drawing up small and medium enterprise stimulations programs.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, асимметрия экономического развития, региональная экономика.
Key words: small and medium enterprises, asymmetry of economic development, regional economy.
Анализ уровня социально-экономического развития российских регионов показывает их значительную дифференциацию по важнейшим параметрам. Разумеется, как таковая социально-экономическая асимметрия неизбежна, поскольку различным территориям объективно присуща неравномерность экономического потенциала, обусловленная географическими, климатическими, историческими и другими факторами. Многие ученые считают, что «пространственное неравновесие» может оказывать стимулирующее воздействие на экономическое развитие территорий [3, с. 145].
Однако это справедливо лишь до определенной степени асимметрии. При ее повышении происходит углубление различий в уровне и качестве жизни населения, сопровождающееся деградацией сельских территорий и малых городов [1, с. 1845]. Реализация же мероприятий по стимулированию развития отстающих территорий приводит к снижению социальной напряженности, росту инвестиционной привлекательности региона.
© Дупленко Н. Г., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 9. С. 160—163.
Важный элемент определения степени асимметрии регионального развития — оценка асимметрии развития малого и среднего предпринимательства, которая выступает одновременно причиной и следствием неравномерности социально-экономического развития [2, с. 453].
Целью проведенного исследования было выявление закономерностей асимметрии развития малого и среднего предпринимательства на примере регионов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации (СЗФО).
Значимость проблемы объективной оценки асимметрии регионального развития обусловила достаточно устойчивый интерес к ее решению со стороны экономической науки. Например, этой проблемой занимались зарубежные ученые О. Йоша (Yosha) [6], Й.-Х. Кима (Kim) [7], К. Экономиду (Economidou) и К. Кул (Kool) [5], К. Беренса (Behrens) [4] и др. Однако никто из них не исследовал асимметрию развития малого и среднего предпринимательства, ее закономерности и связь с общей асимметрией экономического развития на региональном уровне.
В России проблема оценки региональной асимметрии социальноэкономического развития разрабатывается еще более активно. За последнее десятилетие данной проблематике было посвящено почти два десятка кандидатских и докторских диссертаций, где рассматривались вопросы методологии оценки региональной асимметрии, сглаживания асимметрии на субрегиональном уровне и др. При этом некоторые из аспектов асимметрии социально-экономического развития изучены достаточно глубоко, другие же остались вне поля зрения большинства исследователей.
Ко вторым можно отнести проблему регулирования развития малого и среднего предпринимательства. Сочетание важности и актуальности решения этой проблемы на региональном уровне с крайней недостаточностью соответствующих исследований обусловили необходимость разработки данной темы.
Вначале была разработана система из одиннадцати показателей, характеризующих уровень развития малого и среднего предпринимательства в регионе. Затем данные показатели рассчитывались для 211 муниципальных районов и городских округов регионов СЗФО. После этого был разработан авторский метод оценки асимметрии развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, предусматривающий расчет двух показателей — размаха вариации и коэффициента асимметрии.
Для определения размаха вариации из значений уровня развития предпринимательства муниципальных образований одного региона выбирают максимальное и минимальное значение. Размах вариации представляет собой их разность. Коэффициент асимметрии рассчитывается как среднее линейное отклонение — средний модуль отклонений значений показателей уровня развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании от их среднего арифметического значения в соответствующем регионе.
Для оценки степени асимметрии была предложена следующая шкала: при значении коэффициента асимметрии от 0 до 0,04 — слабая
161
162
асимметрия; от 0,04 до 0,08 — средняя асимметрия; более 0,08 — значительная асимметрия.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, для регионов СЗФО характерна значительная асимметрия уровня развития малого и среднего предпринимательства: среднее значение коэффициента асимметрии составляет 0,097.
Во-вторых, степень асимметрии различна в разных регионах СЗФО: значения коэффициента асимметрии лежат в диапазоне от 0,069 в Республике Карелия до 0,161 в Санкт-Петербурге.
В-третьих, в каждом регионе имеется «полюс роста» (как правило, это областной центр), активность малых и средних предприятий в котором в 1,6 — 3,2 раза выше, чем в среднем по данному региону.
В-четвертых, уровень асимметрии развития малого и среднего предпринимательства не зависит от размера площади территории, которую занимает регион.
В-пятых, на асимметрию развития малого и среднего предпринимательства оказывает влияние уровень экономического развития в регионе: чем он выше, тем меньше асимметрия. В СЗФО отмечена средняя положительная связь между этими факторами.
Высокий уровень асимметрии развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне заслуживает, по нашему мнению, негативной оценки и требует проведения политики по ее сглаживанию путем стимулирования развития отстающих территорий. Поскольку ассиметрия тесно связана с неравномерностью социальноэкономического развития регионов, задачу ее снижения целесообразно решать в рамках программ социально-экономического развития.
Представленный в настоящей статье метод может быть использован для анализа уровня региональной асимметрии развития малого и среднего предпринимательства в отдельных регионах, в федеральных округах, а также на уровне макрорегионов и федерации в целом.
Список литературы
1. Бухарова Е. Б. Оценка стратегического влияния асимметрии социальноэкономического развития на предпринимательский климат в регионе // Журнал Сибирского федерального университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Т. 5, № 12. С. 1843 — 1849.
2. Дупленко Н. Г. Механизм выравнивания асимметрии социально-экономического развития региона / / European Social Science Journal. 2012. № 1. Р. 452—459.
3. Жуланов Е. Е. Управление социально-экономической асимметрией регионов как фактор экономического роста // Управление большими системами : сб. тр. 2011. № 32. С. 131—154.
4. Behrens K. How endogenous asymmetries in interregional market access trigger regional divergence // Regional Science and Urban Economics. 2005. Vol. 35. P. 471—492.
5. Economidou C, Kool C. European economic integration and (a)symmetry of macroeconomic fluctuations // Economic Modelling. 2009. Vol. 26. P. 778 — 787.
6. Kalemli-Ozcan S., Sorensen B. E., Yosha O. Economic integration, industrial specialization, and the asymmetry of macroeconomic fluctuations // Journal of International Economics. 2001. Vol. 55. P. 107—137.
7. Kim Y.-H. The optimal path of regional economic integration between asymmetric countries in the North East Asia // Journal of Policy Modeling. 2005. Vol. 27. P. 673 — 687.
Об авторе
Наталья Геннадьевна Дупленко — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E -mail: [email protected]
About the author
Dr Natalya Duplenko, Associate Professor, Department of Marketing and Commerce, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
163