У ДК 373.31 Научная статья
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Завьялова К.Ф. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» Институт педагогики и психологии (г. Кострома, Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использовании метода арт-терапии на занятиях в игровой форме для развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста. Этот подход позволяет создать благоприятную атмосферу для творчества, самовыражения и сотрудничества, способствуя формированию коммуникативных умений и социальной адаптации. Автор описывает разработанную и апробированную программу, которая поспособствовала социальной адаптации и улучшению психологического состояния детей младшего школьного возраста, а также развитию навыков взаимодействия.
Ключевые слова: арт-терапия, развитие навыков взаимодействия,
личностное развитие, младший школьный возраст, разработка программы, педагогика, психология.
Для цитирования: Завьялова К.Ф. Арт-терапия как метод развития навыков взаимодействия детей младшего школьного возраста // Наука и реальность. 2024. № 3 (19). С. 13-18.
ART THERAPY AS A METHOD OF DEVELOPING INTERACTION SKILLS OF
PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Zavyalova K.F.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Kostroma State University" Institute of Pedagogy and Psychology (Kostroma, Russia)
Abstract. The article discusses the possibilities of using the art therapy method in play-based classes to develop interaction skills in primary school children. This approach allows for the creation of a favorable atmosphere for creativity, selfexpression, and cooperation, promoting the development of communication skills
and social adaptation. The author describes a developed and tested program that contributed to social adaptation and improved psychological state of primary school children, as well as the development of interaction skills.
Key words: art therapy, development of interaction skills, personal development, primary school age, program development, pedagogy, psychology.
For citation: Zavyalova K.F. Art therapy as a method of developing interaction skills of primary school children// Science & Reality. 2024. no. 3 (19). pp. 13-18. (in Russia).
Младший школьный возраст - это особый период в жизни детей, когда они переходят от беззаботного детства к школьной жизни и сталкиваются с новыми трудностями и возможностями. В это время происходят значительные изменения в физическом, эмоциональном и психологическом развитии ребенка. Игра уже не является ведущей деятельностью, но все еще присутствует в жизни детей младшего школьного возраста. В этом возрасте дети интенсивно растут, развиваются, их организм претерпевает изменения, связанные с формированием скелета, мышц и нервной системы. В этот период особенно важно следить за осанкой ребенка и правильным положением тела за партой.
Одной из главных задач младшего школьного возраста является адаптация ребенка к новой среде и требованиям школы. Дети сталкиваются с новыми правилами поведения, обязанностями и требованиями, что может вызывать стресс и трудности в процессе обучения. Важным аспектом этого возраста является развитие мышления и познавательных способностей ребенка. В этот период дети учатся анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и применять полученные знания на практике.
Так же в младшем школьном возрасте происходит активное развитие социальных навыков ребенка. Дети учатся общаться со сверстниками и педагогами, сотрудничать и работать в команде. Это помогает им адаптироваться в обществе и успешно обучаться в школе. Однако, несмотря на все сложности и трудности, младший школьный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период дети приобретают новые знания, умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем развитии и становлении личности.
Арт-терапия в игре - это эффективный инструмент развития навыков взаимодействия детей младшего школьного возраста. Она позволяет целенаправленно и эффективно формировать коммуникативные навыки, преодолевать негативные переживания и отрабатывать успешные коммуникативные действия. Арт-терапия использует творческие процессы искусства для самопознания, самовыражения и саморазвития ребенка, что способствует развитию навыков взаимодействия и общения. В статье рассматриваются возможности различных видов арт-терапии, таких как рисуночная терапия, музыкальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия для развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста в системе начального образования и влияние на состояние
детей до и после проведения игровых занятий с использованием метода и видов арт-терапии. Для начала следует разобраться, как работает данный метод.
Арт-терапия работает через механизм проекции. Уникальная способность нашей психики - проецировать внутренние процессы на внешние объекты: будь то люди, события или произведения искусства. Творческий процесс позволяет нам подходить более мягко к глубоко подавленным эмоциям, ведь заблокированные переживания не исчезают, а накапливаются, создавая внутреннее напряжение.
В сердце арт-терапии лежат два фундаментальных элемента: творческая
изобразительная деятельность и построение глубоких психотерапевтических отношений. Творческая изобразительная деятельность - это такая форма, в которой использование художественных материалов и творческого процесса помогает детям выражать свои эмоции и чувства, решать психологические и эмоциональные проблемы. Творческая деятельность в арт-терапии достаточно разнообразна, ведь она включает разные виды искусства, такие как рисование, лепка, музыка, танец, театр и многое другое. А построение глубоких психотерапевтических отношений означает создание доверительной атмосферы между ребенком и психологом или арт-терапевтом, в которой ребенок может свободно выражать свои мысли, чувства, переживания через искусство. Психолог или арт-терапевт выступает посредником между ребенком и его бессознательным, помогая ему осознать и проработать комплексы, проблемы и внутренние переживания.
В арт-терапии искусство используется не для создания произведений, а как инструмент самовыражения и развития личности (для поддержания здоровья, укрепления социальных связей и образования).
В отличие от психологии Зигмунда Фрейда или юнгианской психологии, арт-терапия не имеет одного основателя и это объясняется тем, что искусство использовалось на протяжении веков (в древности различные образы использовались в целительных ритуалах, и это помогало исцеляться людям). Со временем нарабатывался опыт и люди научились применять искусство как способ излечения. Говоря об истории профессиональной арт-терапии, важно отметить, что корни арт-терапии уходят в англоязычные страны. Термин арт-терапия впервые использовал британский художник Адриан Хилл в 1942 году. Однако история ее началась в конце 19 века. В развитии арт-терапии значительную роль сыграли две профессии: психиатры и художники. В 1922 году немецкий психиатр Ханс Принцхорн опубликовал революционную работу «Художественное творчество душевнобольных», начав собирать произведения пациентов. Это сыграло важную роль в профессиональной арт-терапии и заложило основу для коллекционирования творчества душевнобольных. Параллельно с этим в клиники стали приглашать художников для работы с пациентами. Вначале пациенты не принимали активного участия в творчестве, а лишь наблюдали, как художники разрисовывали стены и изменяли окружающую среду. Но с середины 20 века психиатры начали исследовать, как искусство и его восприятие влияет на психическое и эмоциональное состояние человека. Они изучали изменение, происходящее при созерцании
произведений искусства, а затем при самом акте творчества. Постепенно, совместные усилия психиатров, психологов и художников привели к зарождению арт-терапии в современном ее понимании. Важным аспектом стало активное вовлечение пациентов и клиентов в творческий процесс. В арт-терапии особое внимание уделяется не созданию высокого искусства, а самовыражению и спонтанности. Важным является не результат, а сам процесс творчества («как» создается, а не «что» создается).
Арт-терапия вовлекает человека целиком. Есть два уровня вовлечения: физический и психологический уровень. Физический уровень - это про ощущения телом, а психологический - про восприятие, чувства, эмоции, отношение. Этот необычный творческий метод отличается от других именно тем, что арт-терапия использует искусство и творчество для психологической поддержки развития детей. Арт-терапия помогает детям выразить свои чувства, развить коммуникативные навыки, улучшить самооценку и снизить стресс. В отличие от других методов, таких как игровая терапия или песочная терапия, арт-терапия фокусируется на использовании изобразительного искусства и других творческих форм для достижения этих целей. Иными словами, арт-терапия отличается тем, что она:
- невербальна, так как позволяет ребенку выражать свои мысли и чувства через искусство, без использования слов, а это особенно полезно для детей, которые испытывают трудности во взаимодействии в коллективе сверстников или имеют проблемы с речью;
- индивидуализирована, потому что каждый ребенок создает свое произведение искусства, которое отражает его уникальный опыт и переживания и это позволяет педагогу лучше понять ребенка и помочь ему справиться с проблемами;
- доступна, в связи с тем, что арт-терапия не требует специального оборудования или навыков и поэтому ее можно использовать в различных условиях и с разными возрастными группами.
Когда нами был изучен метод арт-терапия и все ее виды, было решено включить этот метод в процесс занятий в игровой форме, чтоб посмотреть влияние на развитие навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста. С учетом особенностей детского коллектива, была составлена программа занятий с использованием метода и некоторых видов арт-терапии, чтоб оценить уровень взаимодействия детей в коллективе сверстников и понять, влияет ли арт-терапия на развитие навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста. Целями программы было способствование развитию навыков взаимодействия у детей, обучение работе в команде, помощь в проявлении эмпатии и уважения к другим детям в коллективе. Занятия проводились в игровой форме, чтобы дети могли легко и непринужденно выполнять задания и взаимодействовать друг с другом.
Каждое занятие в программе включали в себя несколько этапов. Первым этапом было знакомство (только на первом занятии и в дальнейшем, при включении новых детей в коллектив) и приветствие. Дети младшего школьного возраста совместно с педагогом-психологом проводили ритуал приветствия, который помогал им настроиться на занятие и установить контакт друг с другом. Второй этап был всегда вводный или разминочный и, как
правило, дети на этом этапе выполняли различные простые упражнения, направленные на развитие внимания, концентрации, координации движений и взаимодействия друг с другом. Третий этап - это основная часть, где дети занимались различными видами арт-терапии, такими как рисование, лепка, музыка, аппликация, работа с манной крупой, с метафорическими ассоциативными картами, с природными материалами и многое другое. Работа у детей младшего школьного возраста была в парах, в группах, а также индивидуально, где они выполняли задания, которые помогали им развивать навыки взаимодействия и сотрудничества, а также способствовало снятию напряжения, тревожности и проявлению истинных чувств, эмоций и переживаний. Четвертым этапом всегда была рефлексия, где в формате беседы дети совместно с педагогом-психологом обсуждали свои впечатления, делились своими замечательными работами, успехами и трудностями. Пятый этап - завершение. На этом этапе педагог-психолог проводил ритуал прощания, который помогал детям расслабиться, почувствовать удовлетворенность и настроиться на подготовку к следующему занятию с помощью домашних заданий. Чтоб дети чувствовали покой и уверенность, домашние задания были максимально простыми и комфортными в виде рисунков на ту или иную тему, создания коллажа, лепки из пластилина, написания коротенькой сказки, чтения любимой книги, пения любимой песни или танцевальный вечер под любимую музыку и прочее.
До и после проведения программы педагогом-психологом было проведено исследование детского коллектива по следующим методам: наблюдение, беседа,
социометрия, тестирование. И, в результате проведения программы, было отмечено, что дети младшего школьного возраста стали более активными, уверенными, открытыми в общении друг с другом. Они научились работать в команде, проявлять эмпатию и уважение к своим товарищам. Арт-терапия оказалась действительно эффективным методом развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста, что подтверждает ее полезность и эффективность в образовательном процессе.
В заключении хочется отметить, что применение средств арт-терапии способствует целенаправленности, систематичности и оперативности в преодолении социальной дезадаптированности и этот метод позволяет улучшать эмоциональное, когнитивное и поведенческое состояние ребенка. Важными условиями эффективности арт-терапии являются последовательное чередование групповых и индивидуальных методов работы, учет психологических и физиологических особенностей детей, поддержание высокого уровня мотивации, а созданная программа занятий поспособствовала социальной адаптации и улучшению психологического состояния детей младшего школьного возраста.
Список источников
1. Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 c.
2. Крамер Э. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер. - М.: Генезис, 2014. - 507 c.
3. Вудроф Д. Точка за точкой. Арт-терапия / Д. Вудроф. - Минск: Попурри, 2018. -
208 c.
Завьялова Ксения Федоровна, педагог-психолог, магистрант по направлению «Психолого-педагогическое образование», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет», Институт педагогики и психологии (г.Кострома, Россия).
Zavyalova Ksenia Fedorovna, educational psychologist, Master's student in the field of «Psychological and Pedagogical Education», Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kostroma State University”, Institute of Pedagogy and Psychology, (Kostroma, Russia).
k.f.zavyalova @vk.com
Щербинина Ольга Станиславовна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет», Институт педагогики и психологии (г.Кострома, Россия).
Shcherbinina Olga Stanislavovna, scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kostroma State University", Institute of Pedagogy and Psychology, (Kostroma, Russia).
Дата поступления: 06.09.2024
© Завьялова К.Ф., 2024