УДК 373.047/.048
АРТ-ТЕХНИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
И. С. Ковалева
корреспондент газеты «За тяжелое машиностроение»
ПАО «Уралмашзавод»
i.kovaleva@uralmash.ru
ПАО «Уралмашзавод», Екатеринбург, Россия
Аннотация. На основании анализа сформированного в последнее десятилетие опыта отечественной профориентационной работы представлена необходимость системного развития профориентации детей в возрасте до 12 лет. В качестве одного из методов ранней профориентации предложена практическая разработка с использованием арт-техники, которая может быть применена к описанию профессий любой отрасли промышленности.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, ранняя профориентация, арт-техника, раскраска.
ART TECHNIQUES AS A TOOL FOR EARLY CAREER
GUIDANCE
I. S. Kovaleva
Newspaper correspondent Forheavy engineering Uralmashzavod
i.kovaleva@uralmash.ru Uralmashzavod, Ekaterinburg, Russia
Abstract. The article presents the necessityfor systematic development of career guidance for children under 12 years old. It based on the analysis of the experience of domestic career guidance learning formed in the last decade. A practical development using art techniques is presented as one of the methods of early career guidance. It can be applied to the description of professions in any industry.
Keywords: career guidance, professional self-determination, early career guidance, art technique, coloring.
Профориентация как один из важнейших элементов системы образования, имеющий ключевое влияние на развитие и функционирование экономики, изучена достаточно широко. Необходимость подобной подготовки будущих кадров не вызывает сомнений.
80
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
Тем не менее профориентационная работа в России имеет неоднозначную историю. После активного внедрения и развития в советские годы в конце XX в. она пережила очевидный спад. Переход к рыночной экономике, упадок производства, снижение престижности многих рабочих и инженерных профессий привели к регрессу проф-ориентационной работы. В то же время на рынке труда появилось множество новых специальностей, качественно подготовить к которым советская школа профориентации была в принципе не готова. Результаты этого периода ощущаются до сих пор в виде острого дефицита инженерно-технических кадров при чрезмерном количестве выпускников, получивших гуманитарные специальности.
Неудивительно, что в 2000-2010 гг. интерес к профориентации возродился с новой силой. В процесс формирования современной системы подготовки кадров включились как образовательные учреждения, так и органы государственной власти, и представители бизнес-сообщества. Благодаря этому в последние годы наработан большой опыт в профориентации учащихся средней и старшей школы, студентов и магистрантов.
Несмотря на некоторую разрозненность и бессистемность отдельных инициатив, деятельность по профессиональной ориентации молодежи от 12 лет направлена на создание индивидуальной траектории профессионального развития [3]. Среди методов проектирования долгосрочного карьерного роста и формирования у учащихся осознанного выбора будущей профессии можно выделить несколько направлений, имеющих наиболее широкое применение:
• разработка единых региональных профориентационных интернет-порталов, например, «Моя карьера: живи, учись и работай в Карелии!» [9];
• тестирование навыков, комплексная социально-психологическая диагностика личности;
• профориентационные уроки с привлечением представителей разных профессий, в том числе молодых специалистов [1];
• проектная деятельность;
• квесты, игры, другие виды активной деятельности в области профобразования;
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
81
• технопарки и профи-парки [2];
• интерактивные семинары и классные часы, тренинги и профильные смены в лагерях отдыха;
• экскурсии в музеи и на производство, участие во Всероссийской акции «Неделя без турникета» [9];
• профессиональные «пробы», олимпиады, конкурсы и чемпионаты по профессиям.
Однако в отечественной практике практически полностью отсутствуют примеры комплексной профориентации детей в возрасте до 12 лет, выделяемой Э. Ф. Зеером как аморфная оптация [5]. Обычно дошкольников и школьников младших классов включают в программы профориентации старших учащихся, в частности при посещении музеев предприятий. Но такие экскурсии редко дифференцируются по возрасту, а значит, вместо яркого запоминающегося рассказа дети получают непонятную им, а потому практически бесполезную информацию.
И это при том, что на возраст до 12 лет приходится одна из важнейших стадий профессионального становления. Именно в это время, согласно подходу Э. Ф. Зеера [4], идет зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей. Под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов дети подражают взрослым, воспроизводят их действия и профессиональную деятельность. Так включаются процессы формирования представлений о желаемой профессии, возникновения собственных намерений, что служит основой будущего самоопределения, поиска личностного смысла в труде, которые и являются ключевой психологической характеристикой профессиональной ориентации [8].
Лишь в некоторых регионах страны образовательные учреждения, предприятия и государственные структуры реализуют собственные программы для знакомства младших детей с миром профессий. Так, в подшефных дошкольных учреждениях корпорации «Уралва-гонзавод» (г. Нижний Тагил) и в Екатеринбурге есть группы инженерного образования. В Самаре ежегодго проходит неделя профориентации «Семь шагов к профессии», когда информация о современных технологиях и производствах, условиях труда и ситуации на рынке
82
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
предоставляется всем школьникам с 1 класса [10]. Центр занятости населения Холманской области реализует проект «Шаг за шагом к будущей профессии», предполагающий профориентацию, наиная с подготовительных групп детских садов. Например, квесты с испытаниями по профессиям [7].
Эффективным методом профориентации детей до 12 лет является разработанный в ПАО «Уралмашзавод» проект раскрасок. Поскольку ПАО «Уралмашзавод» - лидер отечественного тяжелого машиностроения, выпускающий оборудование для горной промышленности, атомной энергетики, металлургии, то и предложенный проект подразумевает создание цикла детских раскрасок, посвященных заводским машинам, производству, профессиям, представленным на предприятии.
Раскраски - это один из методов арт-технологий. Основанные на арт-терапии, они наряду со сказкотерапией, песочной терапией, фототерапией и другими техниками имеют огромное значение для раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования его способности познавать мир, в том числе мир профессий [6].
Первая из раскрасок - «Машины Уралмашзавода» - включает в себя девять иллюстраций: карьерные электрические и гидравлические экскаваторы различных типоразмеров (ЭКГ-20, ЭКГ-35, УГЭ-300), шагающие экскаваторы (ЭШ-20.90С), дробильное, шахтное подъемное и подъемно-транспортное оборудование. Несмотря на юный возраст аудитории, техника представлена в реальном виде, без искажений и упрощений. Такой подход позволяет рассказать о масштабах производства, задействовать эмоциональную включенность индивидуума.
Каждое изображение, предлагаемое к раскрашиванию, снабжено кратким, но ярким описанием, наполненным занимательными фактами, понятными сравнениями. Это позволяет взрослым и детям обсуждать оборудование на одном языке, в доступной форме доносить техническую информацию до младшего поколения.
Например, описание экскаватора ЭКГ-20: «Число 20 - это объем ковша экскаватора, который исчисляется в кубических метрах. Ковш настолько огромный, что в него можно поместить не только море угля,
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
83
но и целый автомобиль!». Значимость работы шахтной подъемной машины объясняется следующим образом: «Представь, что тебе нужно одновременно поднять с глубины 1300 м десять индийских слонов. Непростое задание? Очень! А ведь именно с такими задачами нередко сталкиваются в своей работе горняки. Конечно, с глубины они поднимают совсем не слонов, а добытую руду. Но ее вес очень велик -сразу 50 тонн». О валках - инструментах прокатных станов: «Ты, наверное, замечал: чтобы приготовить пиццу, мама раскатывает тесто с помощью скалки. А что делать, если вдруг тебе понадобилось раскатать до определенной толщины горячий металл? Конечно, взять «скалку» побольше».
Данная раскраска выпущена ПАО «Уралмашзавод» в августе 2019 г. тиражом 1000 шт. и распространена среди детей работников предприятия, учащихся начальных классов подшефных школ компании, в детских дошкольных учреждениях. Преподаватели, чьи воспитанники ее получили, отмечают, что раскраска помогает заинтересовать такой сложной темой как создание промышленной техники даже 5-летних детей.
Сочетание арт-техники и доступного описания позволяет задействовать образное мышление и соответствует возрастным особенностям детей, для которых важны включенность в деятельность, наглядность, близкое знакомство с результатом труда родителей. Это наиболее продуктивно работающий в младшем возрасте метод, хорошо встраиваемый в общую образовательную систему, существующую сегодня.
Помимо профориентации данный арт-проект призван решить ряд менее очевидных, но крайне важных задач. Среди них - создание нового эффективного канала коммуникации между корпорацией и ее сотрудниками. Таким образом решается вопрос о сетевом взаимодействии градообразующих предприятий и системы образования. Особое значение это имеет для Свердловской области как промышленного региона страны.
Учитывая относительную простоту разработки и отсутствие необходимости существенных материальных вложений (по сравнению с робототехникой, созданием специализированных профориентацион-
84
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
ных площадок с набором необходимого оборудования и пр.), данный метод может быть применен любым из участников системы профориентации - образовательными учреждениями, органами государственной власти, представителями бизнес-сообщества.
Предложенный проект способен стать эффективным элементом образовательной траектории, в том числе аморфной оптации, что в будущем повлечет уменьшение напряжения при выборе школьниками профессии.
Список литературы
1. Актуальные вопросы развития профессиональной ориентации: опыт российских регионов. Текст: электронный // Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. Москва. 2017. URL: http://www.str.
1-docx.ru.
2. Валиулова, И. А. Профи-парк как инновационная профориен-тационная площадка / И. А. Валиулова, О. П. Лурье. Текст: электронный // Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. Москва. 2017. URL: http:// www.str.i-docx.ru.
3. Горских, И. И. Профориентация молодежи и карьерное планирование - ключ к повышению эффективности экономики Российской Федерации / И. И. Горских. Текст: непосредственный // Вестник Калужского университета. 2017. № 2. С. 33-52.
4. Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии: учебное пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. Москва: Высшая школа, 2005. 159 с. Текст: непосредственный.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э. Ф. Зеер.
2-е изд., перераб., доп. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с. Текст: непосредственный.
6. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работаю-
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
85
щих с детьми / М. В. Киселева. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 160 с. Текст: непосредственный.
7. Лобанова, О. А. Профориентационная работа с молодежью как инструмент формирования кадрового потенциала Холмского городского округа Сахалинской области / О. А. Лобанова. Текст: электронный // Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. Москва. 2017. URL: http:// www.str.i-docx.ru.
8. Лыжин, А. И. Многоуровневая профориентация как основа развития кадрового потенциала экономики региона / А. И. Лыжин, А. А. Шаров. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 105-112.
9. Фролова, Е. Е. Профессиональная ориентация как часть системы управления кадровыми ресурсами в Республике Карелия / Е. Е. Фролова, С. А. Борисенкова. Текст: электронный // Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. Москва. 2017. URL: http://www.str.i-docx.ru.
10. Четверикова, Т. Н. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Самарской области: особенности региональной модели / Т. Н. Четверикова. Текст: электронный // Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. URL: http://www.str.i-docx.ru.
86
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)