9. Справочник технического переводчика [Электронный ресурс]. - Интент, 20092013. - Режим доступа :https://technical_translator_dictionary.academic.ru
10. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань :Планета музыки, 2009. - 528 с.
11. Чумиков А.Н. Связи собщественностью / А.Н. Чумиков. - М.: Дело, 2001. - 296 с.
12. Юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим flocTyna:https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru
УДК 008:7.075:316.74
АРТ-РЫНОК И АРТ-ИНДУСТРИЯ: К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Золотухина Арина Юрьевна,
аспирантка
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В последние годы исследованием арт-рынка занимаются ученые в различных областях знаний, как в России, так и за рубежом. Это касается как тематической сферы, в которой задействованы секторы арт-рынка, так и институциональных структур. На институциональном уровне сложность и динамика исследований рынка искусства подтверждается растущим числом конференций, исследовательских диссертаций и введением новых предметов в академических структурах изучающих как арт-рынок, так и арт-индустрию в целом [1,3,5,7]. Например, немецкие исследователи Лукас Фуксгрубер и Томас Сковронек считают, что следствием количественного нарастания исследовательского материала, посвященного данной теме, является выделение отдельной отрасли исследований, для которой установился общий термин «Исследования арт-рынка».
Ключевые слова: арт-рынок, арт-индустрия, креативные индустрии, культурные практики, художественное творчество, товар.
Annotation. In recent years, the research of the art market has been carried out by scientists in various fields of knowledge, both in Russia and abroad. This applies both to the thematic sphere, in which the sectors of the art market are involved, and to institutional structures. At the institutional level, the complexity and dynamics of art market research is confirmed by the growing number of conferences, research theses and the introduction of new subjects in academic structures studying both the art market and the art industry as a whole [1,3,5, 7]. For example, German researchers Lukas Fuchsgruber and Thomas Skovronek believe that in view of such a quantitative increase in research material devoted to this topic, there is a separate branch of research, for which the general term "Art Market Research" has been established.
Keywords: art market, art industry, creative industries, cultural practices, artistic creativity, product.
Постановка проблемы. Благодаря использованию индивидуального творчества, навыков и талантов, творческие отрасли создают потенциал для богатства и создания рабочих мест посредством развития и эксплуатации прав интеллектуальной собственности. Эти действия можно разделить на две основные составляющие: творческое производство и дополнительные ресурсы и действия, необходимые для того, чтобы принести результаты творческих усилий на рынки. С точки зрения цепочки создания стоимости эти отрасли определяются в четырех различных фазах: создание, производство, распределение и потребление творческого результата.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы выделить ряд доминирующих подходов к трактовке понятий арт-рынка и арт-индустрии и при этом представить аннотированное
введение в методологию исследования рынка современного искусства.
Изложение основного материала. Индустрия в сфере культуры стала возможна в европейских странах, с одной стороны, как эмпирический факт, с другой стороны, как осмысление процесса индустриализации в качестве самостоятельного явления в экономике и культуре. Еще марксистская концепция культуры исходила из принципа, согласно которому определяющим в происхождении и развитии культуры является материально-преобразующая общественная деятельность людей, направленная, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование человека как общественного субъекта деятельности. Проблематика культурных, креативных, творческих индустрий в середине XX в. начала раскрываться в теориях философов, принадлежащих или близких к философскому течению неомарксизма. Философско-теоретическое осмысление исследуемого феномена базируется, с одной стороны, на критической теории современного индустриального общества, а с другой стороны, на футурологических изысканиях теоретиков постиндустриального общества. С 2000-х гг. в культурологии, социальной философии, социологии, искусствоведении, истории, цифровых и медиаисследованиях появляются работы, которые все больше подчеркивают роль постепенной понятийной конвергенции концепций креативной экономики (Дж. Хокинс), креативного класса (Р. Флорида), географии креативности (Р. Флорида) и креативного города (Ч. Лэндри).
Рассмотрим различия между используемыми в русскоязычных исследованиях определениями креативной и арт-индустрий. Отечественный теоретик и культуролог А. Я. Флиер понимает под термином творческих индустрий, прежде всего, производство художественных продуктов [11, с. 341]. По мнению исследователя в области культурных индустрий Е. В. Зеленцовой не существует принципиального различия между двумя данными определениями, поскольку зачастую их используют в качестве синонимов [4, с. 197]. В России креативные индустрии часто переводят как «творческие индустрии», стараясь, таким образом, «укоренить» это понятие в русском языке [4, с. 198].
Согласно современному толкованию термина, «арт-индустрии соединяют бизнес-навыки, техническое изобретательство и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуально насыщенная деятельность. Объектами арт-индустрии является товар художественного творчества, обладающий специфическими свойствами, а также особым проявлением закона стоимости» [6, с. 167]. Произведение искусства приобрело особое значение в культурных практиках, став одним из сегментов арт-индустрии.
Исследователь в области арт-менеджмента Е. А. Макарова выделяет понятие арт-индустрии через определение приставки «арт» (от англ. art - искусство) - в ее широком и узком смысле - как «1) художественное творчество в целом со всем спектром вариативных видов искусства, начиная с пространственных, а именно: графика (искусство рисунка и печатная графика), живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство; 2) квинтэссенция художественной культуры» [6, с. 94].
Отличительной чертой арт-продукта от любого другого вида продукции, имеющего спрос на рынке, является отсутствие фиксированного ценообразования, что обусловлено рядом факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. В свою очередь важно отметить, что соотношение данных факторов не однородно.
Впрочем, смычка индустрии роскоши и арт-мира не отменяет того факта, что произведение искусства обладает недостижимым для премиальных товаров культурным и социальным престижем. Несмотря на все ухищрения (запись, индивидуальный заказ), люксовые товары пока не могут приобрести сопоставимую с искусством ауру культурной ценности.
Почти все виды деятельности креативных индустрий подпадают под категорию расширения. Большинство проектов в области творческих индустрий стимулируют перетекание эффектов, повышают конкурентоспособность культурного предпринимательства и укрепляют культурные инновации.
Национальные и местные органы власти надлежащим образом разработали ряд политик в области культуры и творческой индустрии для поддержки и поощрения
развития индустрии культуры и творчества. Творческие индустрии непрерывно набирают силу, хотя они также вносят некоторые изменения в форму корректировки региональной экономической структуры, изменения культурного пространства города, а также играют все более важную роль в развитии городских инноваций и творчества.
Проекты Европейского территориального сотрудничества (European Territorial Cooperation European Territorial Cooperation) для творческих индустрий способствуют распространению эффектов между творчеством на основе культуры и производственным сектором экономики. Они способствуют технологическому развитию и инновациям и вдохновляют партнеров находить успешные решения и инструменты, которые могут помочь творческим отраслям стать реальной движущей экономической силой с учетом соответствующей региональной экономики. Это касается графического дизайна, керамики, мебели, текстильной промышленности. Благодаря внедрению инновационных технологий креативные отрасли модернизируются и становятся более конкурентоспособными на рынке.
Д. Тросби сформулировал три характерных черты товара, который производят креативные индустрии. Во-первых, наличие креативности как основополагающего фактора производства. Во-вторых, они есть форма воплощения интеллектуальной собственности, но в промышленном масштабе. В-третьих, они наделены и несут в себе символический смысл [8].
A.B. Бокова подчеркивает важность динамики, основанной на желании, которая решающим образом формирует круговорот понятий в области культурологии и искусствоведения и тем самым определяет актуальность контекстно-зависимых адаптаций и трансформаций, казалось бы, универсальных идеалов. При этом она подчеркивает важность множественных ценностных иерархий в коллективных структурахарт-рынков [1].
Теоретические размышления A.B. Боковой об эпистемологической культуре визуализаций арт-рынка не столько сосредоточены вокруг потенциала визуализации этих технических программ, сколько - семантике и семиотике, которые также необходимо учитывать, особенно в их культурном контексте [1].
В свою очередь М. Б. Гнедовский подчеркивает, что в особенности услуг творческих индустрий входит в частности художественный и антикварный рынок, ремесла, а также исполнительские искусства [2, с. 168-182].
Полифункциональные свойства, которыми обладает арт-рынок, делают его предметом междисциплинарного исследования. Так, к теме арт-рынка обращаются исследователи в области общественных наук, рассматривая арт-рынок с точки зрения экономической, культурной, социально-общественной значимости.
Стоит также отметить, что первоначально под арт-рынком понимался оборот изобразительных произведений с признанной художественной ценностью. Впоследствии термин приобрел более широкий охват, в который вошли исполнительские искусства и иные культурные услуги (театр, музей).
Термин «мир искусства» будет относиться к широкой конструкции, которая включает в себя всех игроков в области искусства (музеи, кураторы, частные фонды, коллекционеры, продавцы, художники и т.д.), В то время как «рынок искусства» будет представлять экономическое измерение мира искусства, который состоит из продавцов и покупателей.
Экономическая, социальная и политическая структура рынка искусства, будет описывать его как синоним концепции свободного рынка, который поощряет конкуренцию и сводит к минимуму регулирование. Поскольку экономика мира искусства соответствует экономическим кодексам реального мира, получается что то, что мы на самом деле наблюдаем в области искусства, - это субрынок, который работает в экстремальных неолиберальных условиях, то есть без какого-либо политического органа, регулирующего его экономику. В контексте арт-рынка отсутствует механизм защиты участников рынка или ограничения или уменьшения естественных результатов свободного рынка, таких как неравное распределение капитала, сокращение среднего класса и расширение прав и возможностей корпораций.
Приоритетным направлением, по которому развивается и с которым работает художественный рынок, является приумножение социально значимого капитала. Ввиду
этого остро стоит вопрос о социальной значимости арт-рынка как многоаспектного и разноформатного инструмента популяризации и прививания духовных и эмпирических составляющих. Такие отечественные исследователи как H.A. Фатеева, И.Г. Хангельдиева подчёркивают значение «цивилизованной среды» для успешного создания и функционирования арт-рынка [10, 12].
Потребности в популяризации культурной жизни являются, в свою очередь, социальным феноменом, в котором задействована система, направленная на формирование вкусов и предпочтений, отражающих актуальные состояния общества.
Наряду с другими активно развивающимися индустриями, арт-рынок устанавливает собственные планки для каждого из видов искусств. По этой причине становится необходимым определение традиционного искусства как конкурентоспособного и ценного элемента в системе современной арт-индустрии. На сегодняшний день, арт-рынок стремится к созданию новой аудитории, где особое внимание уделяется PR-компаниям, в центре которых оказываются художник - создатель, критик - оценщик и потребитель.
Выводы. Таким образом, рынок искусства представляет собой конструкцию, которая объединяет политические, социальные, экономические и этические аспекты. Характер циркуляций художественных продуктов на арт-рынке зависит от социально-экономических и культурных систем, порождающих их, а также от тех факторов, в соответствии с которыми произведения искусства оказываются в потоке коммуникаций. Особое значение в условиях расширения арт-индустрий имеет опыт экспонирования художественного наследия в том или ином выставочном пространстве. Изучение массового производства художественной продукции является полезным средством понимания функционирования международного арт-рынка и того, как оно пересекается и взаимодействует с региональными и местными рынками. Используя цифровые, статистические и картографические методы, можно получить хронологически и географически широкую панораму массового производства на арт-рынке.
Список литературы:
1. Бокова A.B. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации: диссертация ... канд. философ, наук: 24.00.01 /БоковаАннаВикторовна. - Томск, 2016. - 174 е.: ил. -Библиогр.: С. 155-174.
2. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] / Гнедовский М. // Отечественные записки. - 2005 - №4 // - URL: http://magazines.russ.rU/oz/2005/4/2005_4_15-pr.html (дата обращения 06.02.2021).
3. Долганова Е.А. Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок: автореф. дис. ... канд. культурологии наук: 24.00.01 / Долганова Екатерина Александровна. - М., 2011,- 234 с.
4. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. - М.: Классика - XXI, 2010. - 240 с.
5. Лысакова A.A. Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка: дис. ... канд. культурологии наук: 24.00.01 / Лысакова Анастасия Алексеевна. - Екатеринбург, 2012. - 168 с.
6. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента (часть 1): для студентов специальности 1-21 0401-02 «Культурология (прикладная)», 1-17 03 01 «Искусство эстрады (по направлениям)» / Е.А. Макарова. - Минск: Современные знания, 2011.-86 с.
7. Пилюк A.B. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Пилюк Андрей Васильевич. - М., 2005.- 135 с.
8. Тросби Д. Экономика и культура / Д. Тросби. - М.: Высш. шк. экономики, 2013.-256 с.
9. Фатеева H.A. Особенности становления АРТ-рынка в современных условиях: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук наук: 22.00.06 / Фатеева Надежда Андреевна. - Екатеринбург, 2008. - 150 с.
10. Фатеева H.A. Арт-рынок как система социальных взаимодействий / Фатеева H.A. // Известия ВГПУ. - 2008. -№8,- С. 83-86.
11. Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры / А.Я. Флиер // Научная
ассоциация исследователей культуры, Научное объединение «Высшая школа культурологии». - Москва: Согласие: Артём, 2014. - 558 с.
12. Хангельдиева И.Г. Культура и рынок : современные тенденции // Коллективная монография под научной редакцией проф. Хангельдиевой И.Г. - Классика - XXI Москва, 2009. - 224 с.
13. Art History, Art Market Studies and the Question of Theory / L. Fuchsgruber, T. Skowronek // Journal for Art Market Studies 2 (2017), P. 2-4. - URL : https://www.fokum-jams.org/index.php/jams/article/view/17/47 (дата обращения 06.02.2021).
УДК 655.218
3D ПЕЧАТЬ В РОССИИ В 21 ВЕКЕ
Кислый Сергей Александрович,
кандидат технических наук, доцент кафедры информационно-полиграфических технологий Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. На основе анализа отечественных и зарубежных публикаций осуществлена классификация 3D принтеров и рассмотрены перспективы их производства и применения в России в 21-м веке.
Ключевые слова: 3D печать, фотополимер, полимеризация, экструдер, 3D модель.
Annotation. Based on the analysis of domestic and foreign publications, the classification of 3D printers is carried out and the prospects for their production and use in Russia in the 21st century are considered.
Keywords: 3D printing, photopolymer, polymerization, extruder, 3D model.
Постановка проблемы. Первый 3D принтер был изобретен американцем Чарльзом Халом в 1986 г. (Charles Hull), он работал по технологии стереолитографии (SLA). Установка «выращивала» трехмерную модель посредством нанесения фотополимеризующегося материала на подвижную платформу. С тех пор многие ученые и изобретатели создали множество приборов для 3D печати, различающихся по конструкции, принципу действия, материалам и технологиям. Сегодня парк 3D принтеров довольно внушителен и сферы их применения тоже заметно расширились.
На основании исследований была обоснована классификация 3D принтеров по конструкции, принципу действия, материалам и технологиям. Также проанализирована перспектива применения 3D принтеров в Росси в различных отраслях в ближайшие 10
По исполнению различают 3D принтеры: промышленные (коммерческие, дорогостоящие, высокоточные, с высокой производительностью); персональные (также коммерческие, но по более доступной цене) и домашние (наиболее простые, доступные для личного использования стоимостью 300-500 долларов).
По типу используемых материалов различают принтеры для работы с порошкообразными материалами (металлический, пластиковый, гипс и т п), с жидкими фотополимерными материалами (смолы, и другие фотополимерные материалы преимущественно в жидком виде); с различными пластиками, и другими материалами, расплавляющимися при нагревании и застывающими при охлаждении. Существуют также принтеры способные применять одновременно несколько материалов, в том числе разного цвета и твердости (пластичности).
Изложение основного материала. Известны такие технологии трехмерной печати как FDM, Polyjet, LENS, LOM, SLA, SLS, 3DP. Технология FDM основана на выдавливании из сопла жидкого материала (например, расплавленного пластика), который слой за слоем укладывается на монтажный стол и при застывании образует