Научная статья на тему 'Арт-объекты «Сирень» в общественных пространствах Белгородской области'

Арт-объекты «Сирень» в общественных пространствах Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская среда / общественное пространство / сирень / арт-объект / urban environment / public space / lilac / art object

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гамурак А. В.

В статье рассматривается потенциал преобразования публичного пространства посредством интеграции арт-объектов в городскую среду. Автор приводит опыт работы с арт-объектами на территории общественных пространств Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art objects "Lilac" in public spaces of the Belgorod region

The article examines the potential for transforming public space through the integration of art objects into the urban environment. The author gives an experience of working with art objects on the territory of public spaces of the Belgorod region.

Текст научной работы на тему «Арт-объекты «Сирень» в общественных пространствах Белгородской области»

УДК 316.42

Арт-объекты «Сирень» в общественных пространствах Белгородской области

Гамурак А.В.

Директор ООО «Дирекция пространственного развития «10», г. Белгород, Россия,

[email protected]

Аннотация: В статье рассматривается потенциал преобразования публичного пространства посредством интеграции арт-объектов в городскую среду. Автор приводит опыт работы с арт-объектами на территории общественных пространств Белгородской области.

Ключевые слова: городская среда, общественное пространство, сирень, арт-объект.

Art objects "Lilac" in public spaces of the Belgorod region

Gamurak A.V.

Director of Spatial Development Directorate "10" LLC, Belgorod, Russia, [email protected]

Summary: The article examines the potential for transforming public space through the integration of art objects into the urban environment. The author gives an experience of working with art objects on the territory of public spaces of the Belgorod region.

Keywords: urban environment, public space, lilac, art object.

Нужны ли арт-объекты в городской среде? Помогают ли они создавать комфортные общественные пространства и придавать месту большую узнаваемость? Одной из самых дискутируемых на протяжении последних десятилетий тем, касающихся благоустройства городской среды, является вопрос использования арт-объектов и их интеграции в ткань города.

Отправной точкой в поиске предыстории появления арт-объектов в городской среде можно считать эпатажные работы Марселя Дюшана в его концептуальном реди-мейд формате, шокировавшие зрителей в начале и середине прошлого столетия. Его попытки манифестировать публике авторский взгляд на суть того или иного объекта через разрушение канонов классического искусства нашли своё продолжение во множестве самых разнообразных арт-практик, задав непривычный контекст взаимоотношений между искусством и зрителем. Объект - даже самый простой, утилитарный - может предстать перед зрительской аудиторией в ином свете, в новом содержании именно благодаря авторскому взгляду. Поэтому объекты Дюшана (велосипедное колесо, привинченное к табурету; пресловутый «Фонтан»; сушилка для бутылок и др.) манифестировали не создателей, а принципиальную роль художника, решившего из объекта потребления сделать объект всеобщего внимания.

Начало ХХ века стало временем мировых политических потрясений и на этом фоне мучительного творческого поиска новых художественных образов. Жизнь менялась стремительно, на глазах, а «города, в которых происходили процессы рождения нового общества, оставались прежними... Это остро воспринимавшееся в те годы противоречие нового содержания жизни и старых архитектурных форм пытались хотя бы частично разрешить средствами художественного оформления и монументального искусства, которое переживало в те годы бурный подъём» [1, с. 11].

Новую реальность в работе над формой предмета искал Владимир Татлин, обозначив тенденцию выхода из плоскости картины в трёхмерное пространство и подтверждая своим творческим поиском главенство человека, сомасштабность формы человеку и среде. Объёмные композиции — контррельефы из меди, железа, дерева и стекла - представляли публике «правду материала», где даже не требовалось исправлять естественные повреждения дерева. Его работы отличали повышенное внимание к свойствам материалов, фактурам и текстурам поверхностей. А модель «Башня», конструкция-птица (орнитоптер, «Летатлин») были в высшей степени оригинальны даже для эпохи революционных перемен.

«В своих контррельефах Татлин, во-первых, сделал шаг от изображения к реально существующему в пространстве предмету, а во-вторых, использовал сопоставление различных материалов с целью создания определённого эстетического эффекта... Контррельефы стали

первым камнем в фундаменте конструктивизма. Вторым камнем, также положенным в этот фундамент Татлиным, стал его проект памятника III Интернационала... Башня Татлина проектировалась как грандиозное четырёхсотметровое сооружение, предназначенное для размещения в нём главных учреждений всемирного государства будущего. Главной особенностью проекта Татлина было то, что образно-символическую роль он передал ажурной спиральной металлической конструкции», - резюмировал известный искусствовед, крупнейший исследователь архитектуры русского авангарда С. Хан-Магомедов [1, с. 109-110].

Приблизительно в тот же период и «Чёрный квадрат» Казимира Малевича «вырос в архитектуру такими формами, что трудно выразить вид архитектуры, принял такой образ, что нельзя найти его форму. Это форма какого-то нового живого организма... Квадрат сделался живым, дающим новый мир совершенства» [2]. В манифестации «формы» предмета Малевич и его ученики (И. Чашник, Н. Суетин, Л. Хидекель), создавшие архитектон - архитектуру супрематичеких форм, видели проекты будущего [3].

«Супрематические формально-эстетические опыты Малевича в области сочетания геометрических фигур и пространств с использованием цвета в качестве ритмико-пластического организующего начала оказали значительное влияние на формирование художественно-стилевых приёмов и форм современной архитектуры и дизайна... Художник Малевич помог архитекторам по-новому увидеть лишённые декора простые геометрические формы, он показал практически неисчерпаемые возможности создания из сочетаний этих форм выразительных сложных объёмно-пространственных композиций» [1, с. 104].

У попыток художников первой четверти прошлого века соединить искусство с реальностью оказалось большое будущее, поскольку они будут продолжать вдохновлять на исследования и эксперименты весь ХХ век с плавным переходом в ХХ1-й. Трудно не согласиться с выводами Селима Хан-Магомедова о том, что «влияние художественных экспериментов Малевича, Татлина и их последователей на формирование художественного стиля XX в. вышло далеко за пределы живописи. В творчестве Малевича и Татлина впервые с такой определённостью стали кристаллизоваться черты нового стиля, общие для живописи, архитектуры и дизайна» [1, с. 126].

Технологии и новые материалы ХХ столетия открыли колоссальные возможности, о которых в прежние эпохи художники не могли и догадываться. Граница между работой дизайнера и творчеством художника становится всё более прозрачной. На стыке этих новых возможностей творится новый объектный мир. Элементы этого мира впоследствии получат наименование арт-объектов [4].

В число ключевых фигур, вошедших в историю дизайна, следует отнести и Джо Чезаре Коломбо, автора множества проектных разработок, в ряду которых - концептуально-футурологические прототипы-инсталляции, выполненные для выставок и крупных международных конкурсов.

Сформировавшись на международной арене к концу 60-х годов прошлого века, арт-дизайн обозначил тот вид дизайна, который был направлен на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это течение было нацелено на «проектирование эмоций», с этой точки зрения его цели всё-таки близки к задачам декоративного или изобразительного искусства, удаляясь от задач предметного художественного творчества.

Но одно дело - самовыражение в рамках городских выставочных залов или музейных экспозиций, другой вариант - выход в городское пространство, где правила иные. Интересными в этом смысле представляются размышления художницы, куратора программы по преображению московских территорий и объектов «Спальный район» Марины Звягинцевой: «Выход в городское пространство - это вызов... ваши силы направлены на то, чтобы удержать внимание прохожего и превратить его в зрителя. Непростая задача стоит перед художником: сделать пространство узнаваемым» [5].

Адаптивность городского пространства - одно из главенствующих условий для успешного развития современного города и создания более комфортной среды для жизнедеятельности и пребывания человека. Стационарные и статичные формы городского дизайна уступают динамичным и мобильным. Современные формы адаптивной среды «всё чаще интегрируют вместе разные виды оборудования и категории средств адаптации: архитектуру дополняет

дизайн, ландшафт совмещается с инженерными системами» [6]. И если ландшафтные компоненты берут на себя задачу экологической, «мягкой» адаптации пространства, то объекты дизайна делают общественное пространство более ярким и запоминающимся, трансформируя унылое и скучное место в предмет внимания горожан. Ведь строго говоря, «объект дизайна - это противостоящая субъекту реальность (среда, процесс, вещь или комплекс вещей, явление, идея), на которой сосредоточено его внимание в целях анализа, познания, преобразования». [7, стр. 32].

Так что из себя представляет арт-объект? Арт-объектом полагают пространственную художественную композицию на различные темы (человек, искусство и др.), вызывающую яркий эмоциональный отклик у зрителя. Или называют просто какой-то необычный предмет, претендующий на связь с искусством, в городском пространстве. Есть мнение, что под арт-объектами следует иметь в виду «целый комплекс смыслов образно-предметного мира, а также сами объекты, формообразование которых определено функциональными целями и задачами чистого искусства (живопись, графика, объекты декоративно-прикладного искусства и др.)» [8, стр. 17].

Так или иначе, арт-объект (лат. arte - мастерски, искуото, англ. Art - искусство) - это прежде всего объект дизайна, точка приложения усилий дизайнера, художника, скульптора, конструктора и т. д. Как отмечают некоторые авторы, объектом дизайна может оказаться практически любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда или любое информационное сообщение, если они непосредственно соприкасаются с жизнью человека, но при этом их «человекосообразность» не решается традиционными средствами, на основе развития канона [9, стр. 15].

При всей многоликости понятия «арт-объекта», растиражированного в публицистической и редко используемого в учебной литературе, в рамках настоящей статьи есть необходимость сконцентрировать взгляд на его свойстве привлекать внимание прохожего, вызывая визуальное взаимодействие со зрителем. Арт-объекты обладают свойством «проявлять» различные эмоциональные реакции зрителя, заставляя его под новым углом взглянуть на привычные вещи.

Каковы цели введения арт-объекта в городскую среду, в то или иное общественное пространство? Некоторые исследователи отмечают концептуальную несвязанность арт-объекта с публичным пространством [10]. Исходя из опыта проектирования и реконструкции общественных пространств, можно сказать, что принципиально важными представляются следующие цели использования арт-объекта: реорганизация пространства, увеличение его социокультурной значимости, снятие психоэмоционального напряжения у городского жителя, увеличение узнаваемости пространства и его привлекательности для горожан. Кроме того, в нашем случае арт-объекты «Сирень» выступают не только предметом, вызывающим визуальный контакт со зрителем, но и смыслообразующим центром популяризации сортовой сирени, выведенной лучшими отечественными селекционерами.

При создании арт-объектов мы задаём себе те же вопросы, которыми озадачивался Кристофер Дэй несколько десятков лет назад: сомасштабен ли арт-объект месту, имеет ли он «в себе тему, которая скорее улучшит место, чем оскорбит его?» [11, с. 218].

Например, арт-объект «Свет. Движение. Город», установленный в самом центре Белгорода, по Гражданскому проспекту, рядом с музыкальным колледжем им. Степана Дегтярёва - серебряный призёр Московского фестиваля садов и цветов Moscow Flower Show 2019 года. Строгие геометрические формы придают сдержанность арт-объекту, светлые тона и зеркальные отражения позволяют расширить пространство и отобразить отдельные моменты жизни города в неожиданных ракурсах. Созданный в тематике фестиваля (Garden Театр), сад демонстрирует лёгкую магию зеркал в городской среде: отражая предметы и проходящих людей, он создаёт иллюзию движения, причудливые образы на сцене городской жизни, подчёркивая динамичность и многоплановость пространства.

Выразительность саду придаёт коллекция сирени разных сортов, создающая передний план композиции, композиционный центр (группа кустарников внутри объекта) и задний план, представленный небольшим садом сирени. Специально разработанное приложение с эффектом дополненной реальности позволяет с помощью мобильного приложения увидеть цветущую сирень возле этого объекта в любое время года. Приоритет отдан сирени не случайно: в 2018 году стартовал целевой проект, инициированный губернатором Белгородской области Евгением Савченко (ныне член Совета Федерации Федерального Собрания РФ - представитель от

регионального законодательного органа) и нацеленный на создание в Белгородском регионе Центра селекции и производства сортовой сирени. «Белгородская сирень» остаётся единственным в стране проектом такого масштаба и значимости для отечественного сиреневодства.

Зрителю представляется свобода во взаимодействии с арт-объектом: ему отводится роль не стороннего наблюдателя, а актера. Такое взаимодействие мы рассматриваем как продолжение самого арт-объекта. «Понимание среды как освоенного предметного окружения фиксирует наше внимание на её субъекте - его ожиданиях, предпочтениях, побуждениях, вкусах, стереотипах сознания и том его мифологическом слое, который реализуется в средовом поведении на уровне автоматизма. Отсчёт характеристик среды от её субъекта определяет перенос внимания с панорамного видения города (характерного для взгляда классического градостроителя или архитектора) — на соразмерный человеку ближний план и на тот слой городского оборудования, который в той или иной мере «втянут» в прямое взаимодействие с человеком. [9, стр. 117].

Неподалёку - в сквере «Горсад» - установлен ещё один арт-объект: композиция из ажурных металлических панно цвета сирени с подсветкой. Прямоугольные фигуры различаются по высоте, сомасштабны человеку и в совокупности образуют единую объёмную композицию. Строгость геометрических форм перекликается с арт-объектом «Свет. Движение. Город», а особенностью арт-объекта является броское цветовое решение и мягкие, плавные линии прорезного орнамента в виде цветков сирени по всей высоте стел. Стилизованное изображение цветков на панно венчает декоративность композиции, вносит логическую завершённость авторской концепции и органично вписывается в окружающий ландшафт сквера. Неподалёку от арт-объекта была высажена сортовая сирень, ставшая дополнительным, живым украшением горсада. Здесь нельзя не согласиться, что «природные элементы... вносят динамику в композицию городских пространств» [12, с. 74-75].

Арт-объект органично вписался в реконструированный в ходе подготовки к очередному открытому форуму по ландшафтной архитектуре и средовому дизайну «Зелёная столица» городской сквер, которому вернули его историческое название и разработали соответствующую айдентику. В 2019 году проект реконструкции получил престижную национальную премию по ландшафтной архитектуре. С момента своей установки арт-объект стал точкой притяжения горожан разных возрастов и молодожёнов (сквер расположен во внутреннем дворе управления ЗАГС администрации г. Белгорода), которые используют его в качестве эффектной фотозоны.

Тема сирени продолжилась в детских ландшафтных работах, представленных в рамках конкурса на ежегодном форуме по ландшафтной архитектуре и средовому дизайну «Зелёная столица». На суд жюри в разные годы представлялись самые разнообразные варианты тем: «Сиреневая гармония», «Кораблик желаний», «Сиреневая рапсодия», «Цветёт сирень в саду моём», «Сиреневая сказка» и др.

В мае 2020 года в Белгороде в свет вышла книга, посвящённая лучшим сортам сирени военно-патриотической тематики отечественной селекции «Победная сирень» [13].

Примечательны арт-объекты в общественном пространстве парка военной сирени, расположенном в Государственном военно-историческом музее-заповеднике «Прохоровское поле» (пос. Прохоровка): трёхметровые панно с реалистичными моделями цветков сирени и выполненные в форме оригами цветы сирени. Заложенный в мае 2018 года, парк регулярно пополняется новыми саженцами сортовой сирени, которые с полным основанием считаются национальным достоянием отечественных селекционеров, в названиях которых сохранены подвиги и имена соотечественников во время Великой Отечественной войны, героические события во имя Победы над фашизмом (Алексей Маресьев, Константин Заслонов, Великая Победа, Валентина Гризодубова, Маршал Малиновский, Маршал Рокоссовский, Эльтиген, Защитникам Бреста и т.д.).

Своё прямое предназначение — привлекать внимание зрителя и удивлять, вызывать эмоциональный отклик и способствовать размышлениям — выполняют сиреневые цветы-скульптуры из металла, выполненные в стиле оригами, размер которых идентичен противотанковым заграждениям-«ежам», ставшим во времена Великой Отечественной войны неотъемлемым элементом обороны против врага. По авторскому замыслу цветы противопоставляются агрессии войны, напоминая о мирном времени, когда есть время радоваться цветению сирени.

Панно с коллекцией сирени в виде многократно увеличенных цветков разных сортов с указанием сорта и имени селекционера играет образовательную роль, демонстрируя посетителям разнообразие сортов сирени. В дополнение к ним работает аудиогид, доступный при помощи смартфона посетителям парка военной сирени.

Таким образом, арт-объекты, выполненные в рамках реализации проекта «Белгородская сирень» способствуют популяризации данной культуры, а кроме того, помогают оживить городские пространства, внести смысловую нагрузку, создать яркие акценты и запоминающийся образ цветущей сирени.

Список литературы:

1. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат. 1996. 709 с.: ил.

2. Письмо К.С. Малевича к М.О. Гершензону из Витебска от 18 марта 1920 года. Цит. по: http://www.k-malevich.ru/works/tom3/index5.html [Электронный ресурс]. (дата обращения 01.02.2021).

3. Ельшевская Г. Как Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин, Ларионов и «бубновые валеты» создали радикально новое искусство XX века // Arzamas.academy [Электронный ресурс] https://arzamas.academy/materials/1202 (дата обращения 01.02.2021).

4. Абакумов Л.И., Дергач Г.И. Арт-объекты в современном средовом дизайне. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/art-obekty-v-sovremennom-sredovom-dizayne (дата обращения 01.02.2021).

5. Любовь Карась. Как паблик-арт меняет городское пространство и сознание горожан. https://theoryandpractice.ru/posts/18148-kak-pablik-art-menyaet-gorodskoe-prostranstvo-i-soznanie -gorozhan

6. Гагарина Е. С. Явление «Адаптивности» в архитектурной и городской среде, проблематика и компетенции. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/yavlenie-adaptivnosti-v-arhitekturnoy-i-gorodskoy-srede-problematika-i-kompetentsii (дата обращения 01.02.2021).

7. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. Ред. Ж. В. Федосеева, ВНИИТЭ, 1989. С. 1-88.

8. Тарасова А. Г. Проектирование арт-объектов: учебное пособие / А. Г. Тарасова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 75 с.

9. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. С.-Петеребург: Изд-во «Питер»., 2007.

216 с.

10. М.Е. Вейц. Проекты паблик-арт как диалог между художниками и горожанами (на примере проекта «Критическая масса» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/proekty-pablik-art-kak-dialog-mezhdu-hudozhnikami-i-gorozhanami-na-primere-proekta-kriticheskaya-massa] (дата обращения 01.02.2021).

11. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / Пер. с англ. В. Л. Глазычева. М.: Издательство «Ладья», 2000. 280 с: ил.

12. Сычёва А.В., Титова Н.П. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды. Минск. «Вышэйшая школа», 1984. 127 с., ил.

13. Победная сирень / Т. В. Полякова, Н. М. Дворяк; фотографии Татьяна Полякова [и др.]; руководитель проекта Анна Гамурак. Белгород: Белгородская областная типография, 2020. 140 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.