БО! 10.24412/с1-37233-2024-2-418-424
АРМЯНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ: УНИКАЛЬНЫЙ МЕМОРИАЛ В РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Т.И. Янгайкина
Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»
sudakova2007@mail.ru АННОТАЦИЯ
Данное исследование посвящено изучению армянского некрополя на территории городского округа Саранска, систематизации и выявлению ин-его формативной ценности. Некрополь представляет собой одно из хранилищ исторической памяти и является своеобразным историко-культурным явлением. На основании полевых материалов представлены кладбища армянских представителей и отдельных памятников для их более глубокого изучения с научной точки зрения. С древних времен некрополь в истории человечества является важнейшей составляющей духовной культуры. Социокультурная важность некрополя определяется его непосредственным отношением к неизбежной проблеме жизни и смерти. С некрополем связано представление о сохранении памяти о предыдущих поколениях и прошлом. Некрополь и его восприятие в различные эпохи - показатель существовавшего или существующего в обществе исторического самосознания. Изучение некрополя важно не только само по себе, но и как часть истории искусства и истории градостроительства. Сведения надгробных надписей еще со времен Г.Ф. Миллера и Н.И. Новикова (вторая половина XVIIIв.) привлекаются для исследования политической истории, генеалогии, просопогра-фии, истории общественного сознания, истории литературы и языка.
Ключевые слова: армянская диаспора, некрополь, памятник, знак, символ, эпитафия.
Изучение некрополей в российской исторической науке началось благодаря издательской деятельности великого князя Николая Михайловича в начале XX столетия [1]. Исследования затронули не только крупнейшие старейшие кладбища Москвы и Санкт-Петербурга, но и захоронения российской провинции последней трети XIX - начала ХХвв. Мордовские ученые в таком актуальном историографическом вопросе, каковым является некрополистика (вспомогательная историческая дисциплина), к сожалению, отстали. Некрополи Мордовии, особенно армянские, вообще не становились предметом специального исследования, что обусловливает необходимость их рассмотрения.
Следует отдать должное профессору НИИГН Л.И. Никоновой и специалисту кафедры этнологии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова А. А. Шевцовой. При описании обрядов памяти и скорби у армянского этноса в коллективной монографии «Традиционная культура армян в поликультурном пространстве Республики Мордовия» (Саранск, 2011) авторы сетуют: «В Мордовии под влиянием инокультурного окружения, отсутствия "своего" прихода и "своего" (отпевания проводят по православному обряду) армянского участка на кладбище, эти изменения еще более существенны» [2, с.153].
Действительно, на сегодня в г. Саранске нет места, специально отведенного для захоронения представителей армянского этноса. В связи с этим информанты исследователей по данному поводу подытоживают: «...похо-ронно-поминальный комплекс в Мордовии отличается от того, что был принят у них на родине, однако суть его одна - достойно проводить в последний путь близкого человека, смягчить боль утраты светлой памятью о покойном, сплотить вокруг понесших утрату членов семьи, остальных родственников, друзей, соседей. Взаимопомощь, которая проявляется в праздники, в дни веселья и радости, оказывается еще более необходимой в дни скорби и памяти» [3]. Возможно, необходимость в этом не возникает в каждом конкретном случае. Одни, потерявшие близкого им человека, стараются отвезти тело покойного на родину - в Армению, другие проводят захоронение в близлежащих некрополях (по крайней мере, отказа в этом деликатном вопросе со стороны Администрации городского округа Саранск никогда не было).
Разумеется, не каждый день увидишь человека с фотоаппаратом, блокнотом и ручкой в руке на кладбище. Однако это неудобное обстоятельство или пресловутое недоразумение не помешало нам посетить мемориальные места.
В г. Саранске мы исследовали в указанном контексте два крупных действующих некрополя, в которых увидели надгробные памятники с армянскими фамилиями: Мемориальный комплекс «Пушкино» (городского округа Саранска, «Дуриловка» располагается на территории одноименного поселка) и кладбище № 4, известное в народе как «Ключарёвское». Удивились изрядно тому, что армянские памятники - самых разных цветов и замысловатых форм. «В современной похоронно-поминальной обрядности армян, в том числе переселенцев в Мордовию, в той или иной степени, сохраняются некоторые архаические традиции, хотя первоначальный магический смысл, несомненно, утрачен», о чем совершенно справедливо пишут Л.И. Никонова и А. А. Шевцова [2, с. 154].
Метрах в ста от главного входа Мемориального комплекса «Пушкино» мы обнаружили первые захоронения армянского этноса. Супруги Захарян -Людмила Саркисовна (15.06.1951 г.р. покоится с 1999г.) и Беник Нерсесович имеют совместный надгробный памятник, без эпитафии. Рядом покоится их внучка - Захарян Анжела Араиковна (20.07.1994 г.р. - 10.02.2023г.), рожденная в Саранске.
Слева от нее покоится дед по материнской линии, судя по фамилии, Амирха-нян (Чахоян) Аветик Хачатурович, который скончался в возрасте 63 лет (его биография приведена выше по тексту). Следующая могила, рядом с Аветиком Хачатуровичем, известного в Мордовии армянского строителя, каменщика-гранитчика Чахояна Джанибека Хачатуровича, о котором мы также упоминали в первом разделе научной работы.
Прах его супруги нашел приют на родине, в Грузии, где она скончалась в 1991г.
...Мы невольно обратили внимание на свободный участок, огороженный брусчаткой, с надгробным памятником Д.Х. Чахояна (был изготовлен из дымовского гранита внуком Ашотом Ишхановичем). Оказалось, при жизни сын Джанибека Хачатуровича - Ишхан Джанибекович - завещал сыну Ашоту похоронить его рядом с дорогим отцом, а младший сын Д.Х. Чахояна - Самвел Джанибекович -решил в будущем свой найти последний приют в г. Махарадзе (Грузия), возле могилы любимой мамы.
При дальнейшем обследовании территории городского некрополя наше внимание сконцентрировалось на очень величественном и мощном монументе на могиле Акопян Кнарик Яасабековны. Он восхищает взор, впечатляет своим масштабом и глубиной содержания. Некрополь, окаймленный ангелом, напоминает о человеческой скорби и уважении близких к усопшему. Ангел может наноситься как на плоскую поверхность памятника, так и располагаться сверху, т.е. быть достаточно большим по форме (в случае с памятным обелиском К.Я. Акопян, когда ангел обволакивает мемориал во всю высоту постамента).
Изображение небесного посланника с печально склоненной над местом захоронения головой особенно персонифицирует горе близких и родственников: он вместе с ними грустит и переживает боль утраты. Лик ангела на поверхности, по словам гравера-каменщика А.И. Чахояна [4], наносится при помощи лазерной гравировки на граните или другом камне, которая дает хорошую возможность на долгие годы увековечить память о покойном.
Далее мы сделали остановку возле места захоронения 11-летней девочки, улыбающейся сквозь холодный камень, Хачатрян Алисы Арсеновны. Довольно ужасную и одновременно печальную историю о ее кончине поведал наш случайный респондент, оказавшийся поблизости: девочка играла с женским поясом своей мамы, от которого задохнулась, и патологоанатомы засвидетельствовали в графе о смерти ребенка нелепую «асфиксию» [3]. Рядом с памятником малютки установлена скульптура ангелочка, вырезанная из натурального камня. Мраморный горельеф со строгой матерью, убитой горем, выглядит задушевно, печально и нарочито деликатно. Можно соотносить увиденное с образом Девы Марии в иконописи, когда фигура скорбящей женщины символизирует безутешную от тяжелой потери мать, вдруг ставшую одинокой.
На центральном некрополе Мордовии, Ключарёвском кладбище (№ 4), мы повстречали изображения супругов Котолян, высокопрофессионально выгравированных рукой мастера на надгробных памятниках, а именно: подполковника милиции Котоляна Бориса Григорьевича (20.04.195710.04.2012гг.) и его жены Валентины Сергеевны (ум. в 2015г.). Дополнительно нашли биографические сведения об армянине Б.Г. Котоляне следующего содержания: 4 октября 2011 г. председателем Совета ветеранов УМВД России по г. о. Саранск был избран подполковник милиции в отставке Б.Г. Котолян, а
его заместителем - подполковник милиции в отставке А.И. Кондратьев, который после смерти Бориса Григорьевича 23 мая 2012г. возглавил названную ветеранскую организацию. До работы в органах внутренних дел Б.Г. Котолян работал в одной из строительных бригад Старошайговского района Мордовии под началом Хачатура Погосовича Мхчяна, его родного дяди по материнской линии. Позже Б.Г. Котолян трудился милиционером вневедомственной охраны Пролетарского района г. Саранска, окончательно утвердившись в желании посвятить себя службе в рядах МВД. В 1980-1982гг. он учился на очном отделении Средней специальной школы милиции в г. Елабуга, получил погоны лейтенанта. С 1982г. служил в Пролетарском райотделе г. Саранска инспектором, начальником уголовного розыска. После окончания Горьковской высшей школы милиции (1993 г.) получил высшее юридическое образование. В отставку вышел в 2005г.
Таким образом, столичные некрополи Мордовии, как правило, украшенные надгробными стелами и памятниками, выступают весомым, достаточно перспективным объектом изучения для истории архитектуры, скульптуры, эпиграфики, геральдики, ставрографии и других смежных дисциплин некрополистики. Малая толика увиденных армянских памятников XX - начала ХХ1вв. отражают этнический состав населения, их происхождение и культурные предпочтения. Исходя из эпитафии, однозначно не представляется возможным точно установить место рождения и род занятий того или иного погребенного там человека. Но это можно почерпнуть за счет дополнительных архивных данных на следующем этапе научно-исследовательского изыскания. Но точно то, что памятники с ангелом являют собой многочисленные вариации на тему, близкую для каждого, потерявшего дорогого ему человека, - тему увековечивания памяти об усопшем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шилов Д.Н. «Русский некрополь» великого князя Николая Михайловича: История создания, неопубликованные материалы и проблемы их изучения и издания: дис... канд. ист. наук. СПб., 2004. 172с.
2. Никонова Л.И., Шевцова А.А. Традиционная культура армян в поликультурном пространстве Республики Мордовия / Под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрчён-кова; НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2011, 224с.
3. Полевой материал автора (далее: ПМА): Чахоян Ишхан Джанибегович, 1956, г. Ма-харадзе Грузинской ССР (запись 2023, г. Саранск).
4. ПМА: Чахоян Ашот Ишханович, 1978, г. Саранск (запись 2023. г. Саранск).
ARMENIAN NECROPOLIS: A UNIQUE MEMORIAL IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA
T. Yangaykina
State government institution of the Republic of Mordovia "Research Institute for the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia"
ABSTRACT
This study is devoted to the study of the Armenian necropolis on the territory of the urban district of Saransk, their systematization and identification of informative value. The necropolis is one of the repositories of historical memory, which is a unique historical and cultural phenomenon. Based on field materials, cemeteries of Armenian representatives and individual monuments are presented for deeper study from a scientific point of view. Since ancient times, the necropolis in the history of mankind has been the most important component of spiritual culture. The socio-cultural importance of the necropolis is determined by its direct relationship to the inevitable problem of life and death. Associated with the necropolis is the idea of preserving the memory of previous generations and the past in general. The necropolis and its perception in different eras are an indicator of the historical self-awareness that existed or exists in society. The study of the necropolis is important not only in itself, but also as part of the history of art and the history of urban planning. Information from gravestone inscriptions dating back to the times of G.F. Miller and N.I. Novikov (second half of the 18th century) are involved in the study of political history, genealogy, prosopography, history of social consciousness, history of literature and language.
Keywords: Armenian diaspora, necropolis, monument, sign, symbol, epitaph.