Научная статья на тему 'Армированные жаростойкие стеклоэмали для камер сгорания газотурбинных двигателей'

Армированные жаростойкие стеклоэмали для камер сгорания газотурбинных двигателей Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕКЛОЭМАЛЕВОЕ ПОКРЫТИЕ / GLASS-ENAMEL COATING / КВАРЦЕВОЕ ВОЛОКНО / QUARTZ FIBER / АРМИРОВАНИЕ / REINFORCEMENT / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ФАЗОВЫЙ СОСТАВ / PHASE STRUCTURE / ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / THERMO-MECHANICAL PROPERTIES

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Солнцев С. С., Швагирева В. В., Исаева Н. В., Соловьева Г. А.

Исследовано влияние процесса армирования стеклоэмалевых покрытий неорганическими волокнами на их свойства. Приводятся результаты исследования – показана принципиальная возможность получения армированных покрытий с однородной термически стабильной структурой и высокими термомеханическими свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Солнцев С. С., Швагирева В. В., Исаева Н. В., Соловьева Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reinforced heat-resistant glass-enamels for combustion chambers of gas-turbine engines

The research was executed on the influence of reinforcement of glass-enamel coatings with inorganic fibers on their properties. The research results on the fundamental possibility of production of reinforced coatings with homogeneous temperaturestable structure and high thermo-mechanical properties are included.

Текст научной работы на тему «Армированные жаростойкие стеклоэмали для камер сгорания газотурбинных двигателей»

На основании проведенной сравнительной оценки серийных и вновь разработанных модифицированных оргстекол разработаны рекомендации по замене выработавших ресурс в эксплуатации теплостойких оргстекол типа Э-2 на новые и по внедрению модифицированных оргстекол марок ВОС-1 и ВОС-2 для деталей остекления новых и перспективных летательных аппаратов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гудимов М.М., Перов Б.В. Органическое стекло. М.: Химия. 1981. 215 с.

2. Акрилатное стекло: блочное, сшитое, двухосно-ориентированное: пат. WL 5.1416 (Германия) опубл. DIN. 1992. Р. 1-7.

3. Тригуб Т.С., Мекалина И.В., Горелов Ю.П., Шалагинова И.А. Органическое стекло для высокоскоростной авиации //Авиационная промышленность. 2007. №1. С. 39.

4. Аржаков М.С., Луковкин Г.М., Аржаков С.А. О природе термостимулируемой низкотемпературной релаксации деформации полимерных стекол //ДАН. 1999. Т. 369. №5. С. 629-631.

С.С. Солнцев, В.В. Швагирева, Н.В. Исаева, Г.А. Соловьева

АРМИРОВАННЫЕ ЖАРОСТОЙКИЕ СТЕКЛОЭМАЛИ ДЛЯ КАМЕР СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Исследовано влияние процесса армирования стеклоэмалевых покрытий неорганическими волокнами на их свойства.

Приводятся результаты исследования - показана принципиальная возможность получения армированных покрытий с однородной термически стабильной структурой и высокими термомеханическими свойствами.

Ключевые слова: стеклоэмалевое покрытие, кварцевое волокно, армирование, структура, фазовый состав, термомеханические характеристики.

Практически на всех отечественных авиационных газотурбинных двигателях (ГТД) применяются жаростойкие стеклоэмали для защиты поверхностей деталей из жаростойких никелевых сплавов и сталей от высокотемпературной газовой коррозии. Высокая эффективность защитного действия стеклоэмалей подтверждается многолетней практикой эксплуатации деталей камер сгорания, форсажных камер авиационных двигателей. Работоспособность и надежность камер сгорания ГТД в значительной мере обеспечиваются высокотемпературными стеклоэмалевыми покрытиями.

Однако остается актуальной задача тепловой защиты деталей и защиты от образования поверхностных трещин, которые могут возникать в результате термической усталости металла. Решение этой задачи связано с созданием стеклоэмалевых покрытий, обеспечивающих значительный температурный градиент - между температурами газового потока и металлической поверхности детали. Указанный градиент можно получить в результате увеличения толщины покрытия и уменьшения теплопроводности защитного слоя.

Весьма важной является также задача повышения эрозионной стойкости стек-лоэмалевых покрытий, так как при длительной эксплуатации имеет место некоторый унос массы, уплотнение покрытия и соответствующее уменьшение его толщины. Получение «толстых» (толщиной более 150-200 мкм) стеклоэмалевых покрытий - поми-

мо технологических трудностей - сопровождается снижением термостойкости покрытий, появлением различных дефектов в виде сколов по кромкам деталей, раковин, не-сплошностей и т. п.

Цель данной работы состояла в исследовании возможности создания теплозащитных градиентных эрозионностойких стеклоэмалевых покрытий с повышенной термостойкостью и уменьшенной теплопроводностью путем армирования тугоплавких стекломатриц супертонкими кварцевыми волокнами.

Стеклоэмалевые покрытия отличаются прочным сцеплением с металлической подложкой, газоплотностью и стойкостью к газовой коррозии при высоких температурах.

Прочность сцепления покрытия с подложкой и его толщина находятся в прямой зависимости от физических свойств материала подложки и покрытия: градиент температурного коэффициента линейного расширения (ТКЛР) подложки и покрытия приводит к появлению в покрытии внутренних напряжений и дефектов, что ограничивает возможность нанесения покрытий с толщиной слоя, позволяющей реализовать их теплозащитные свойства.

Кроме того, повышение рабочих параметров ГТД, забросы температур выше 1000°С требуют создания покрытий с наиболее высокими термомеханическими свойствами [1].

Существует принципиальная возможность получения покрытий с наиболее однородной, завершенной и термически стабильной структурой путем армирования покрытий неорганическими волокнами [2].

В хрупких матричных материалах - стеклоэмалевых покрытиях, содержащих пластичные частицы, - матрица остается основным несущим элементом, армирующие волокна ограничивают возможность возникновения трещин и дефектов в покрытии, способствуют повышению сопротивляемости тепловым и механическим нагрузкам.

Важнейшим условием достижения положительного эффекта при создании армированных покрытий является:

- применение упрочняющих фаз, не растворяющихся в матрице и не взаимодействующих с ней при рабочих температурах, а также при формировании покрытия;

- получение структур с определенным соотношением размера волокон и расстояния между ними;

- прочная связь на границе раздела «волокно-матрица», необходимая для обеспечения передачи нагрузки волокну, может быть достигнута только в случае частичного смачивания матрицей границ волокна и некоторого взаимодействия волокна с матрицей.

В связи с этим целесообразно исследовать возможность армирования неорганическими волокнами стеклоэмалевых покрытий.

В качестве объекта исследований выбрано стеклоэмалевое покрытие, синтезированное в системе Si02-Baü-Al203, с достаточным содержанием стеклофазы, высокой технологичностью и жаростойкостью, и кварцевое волокно Siü2, отличающееся высокой химической стабильностью и низкой склонностью к взаимодействию со стекломатрицей.

При этом принималось во внимание следующее: совместимость волокна и стек-лоэмали, растворимость волокна в покрытии и взаимодействие волокна с матрицей покрытия на границе раздела, а также структурные особенности армирующего волокна -толщина и длина (соотношение длины и толщины l/d, где d=2 мм, 1=200 мм; температура начала деформации 1050°С).

Исследование проводилось в направлении изучения влияния армирования на структуру, фазовую стабильность, технологические и эксплуатационные свойства стек-лоэмалевого покрытия.

Введение в состав стеклоэмалевого покрытия армирующего волокна Si02 в количестве 2; 5 и 10% (по массе) не приводит к повышению температуры формирования

покрытия. Повышение содержания волокна до 15% (по массе) ухудшает прочность сцепления покрытия с подложкой и повышает температуру формирования покрытия из-за недостатка стекловидной составляющей.

Исследование структуры армированного покрытия проводилось с помощью оптического (на торцевых шлифах) и растрового электронного микроскопа (с поверхности). Морфология поверхности армированного покрытия (см. рисунок, а) после формирования при 1200°С представляет стекломатрицу с равномерно распределенным волокном SiO2. Граница раздела «волокно-стекломатрица» не имеет ярко выраженных дефектов, стекломатрица хорошо смачивает границы волокна. После термообработки (при 1200°С в течение 5 ч) характер распределения волокон отличается большей хаотичностью по сравнению с морфологией поверхности покрытия после формирования -волокна распределяются внутри стекломатрицы (см. рисунок, б).

а) б)

Морфология поверхности (х1000) армированного покрытия после формирования при 1200°С в течение 5 мин (а) и после термообработки при 1200°С в течение 5 ч (б)

Стабильность фазового состава армированного покрытия сохраняется при температурах термообработки от 1000 до 1200°С:

Режим термообработки Фазовый состав

1200°С, 3 мин........................Сг2Оз (небольшое количество)

1000°С, 100 ч............................Сг203, МО^, CaAl2SiO2

1100°С, 60 ч.......................................То же

1200°С, 10 ч........................................-«-.

Оценка эксплуатационных свойств армированного покрытия (<5% (по массе) SiO2) показала, что армированное покрытие

- снижает окисление жаропрочного сплава в 5-10 раз при температурах от 1000 до 1200°С;

- повышает прочность покрытия при ударе в 1,5-2 раза;

- позволяет получать покрытие (двух- и четырехслойное) большей толщины (до 200 мкм) в 4 слоя, с одним обжигом;

- повышает термостойкость покрытия в 3-5 раз;

- повышает эрозионную стойкость - величина уноса массы покрытия в газовом потоке (установка ЖРДМ) без армирования составляет 0,0053 г, с армированием: 0,003 г.

Таким образом, исследование влияния армирования на свойства стеклоэмалевых покрытий позволило предложить следующий предполагаемый механизм повышения эксплуатационных характеристик покрытий:

- введение SiО2 в количестве от 2 до 5% (по массе) в покрытие приводит к снижению значений ТКЛР на 10-15%;

- на границе раздела за счет частичного растворения волокна в стекломатрице при высоких температурах образуется 3 зоны: волокно SiO2; обогащенная SiО2 стекломат-рица; исходная стекломатрица.

При термоударах наличие зон с различным ТКЛР способствует релаксации термоупругих напряжений и приводит к повышению термостойкости в 2-3 раза, прочности при ударе - в 1,5-2 раза, эрозионной стойкости - в 10 раз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Солнцев С.С. Защитные технологические покрытия и тугоплавкие эмали. М.: Машиностроение. 1984. С.197-220.

2. Способ изготовления стеклянного покрытия, содержащего неорганические волокна: пат. 6025380 Япония. СОЗс 14/00. 1982.

Л.В. Семенова, Э.К. Кондрашов

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ БРОМЭПОКСИДНЫЙ ЛАК ВЛ-18

ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Функциональные лакокрасочные покрытия используют для защиты изделий из полимерных композиционных материалов (ПКМ) от воздействия атмосферных факторов, влаги, химических реагентов, горючих и смазочных материалов, биологических факторов. Применение модифицированных бромэпоксидных олигоме-ров в лакокрасочных композициях позволяет существенно снизить водопоглоще-ние, паропроницаемость покрытий. Разработанный эпоксидный лак ВЛ-18 обладает пониженными в 4-5 раз водопоглощением и паропроницаемостью по сравнению с лаком ЭП-730, при этом обеспечивает высокие адгезионные, физико-механические и защитные свойства ЛКП.

Ключевые слова: водопоглощение, лакокрасочные покрытия, адгезия.

Для защиты изделий из полимерных композиционных материалов (ПКМ) от воздействия атмосферных факторов, влаги, химических реагентов, горючих и смазочных материалов, биологических факторов используют функциональные лакокрасочные покрытия.

Покрытия используют также для стабилизации исходных свойств полимерных материалов или для получения изделий с требуемыми декоративными свойствами. Декоративные покрытия предназначены для выравнивания поверхности и заделки на ней изъянов, пор, текстуры наполнителя и повреждений, придания поверхности блеска и цвета, создания однотонного покрытия у изделий, собранных из различных деталей, избирательной окраски в определенные цвета отдельных участков поверхности, имитации поверхности изделия [1].

Лакокрасочные материалы для окраски изделий из ПКМ весьма разнообразны. Многие из них специально разрабатывают для этой цели, при этом они должны обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.