АРМЕНИЯ В ЕАЭС: ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Д.А. Дживанян
Кафедра сравнительной политологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье исследованы проблемы и перспективы постсоветской интеграции на примере вступления Республики Армения в Евразийский союз. Выдвинуты геополитические, экономические основания для вступления Армении в ЕАЭС. Посредством элементов СВОТ-анализа проанализированы сценарии развития событий вокруг Армении и Евразийского союза. В заключение автор делает вывод о том, что присоединение Армении к формату ЕАЭС — взаимовыгодный геополитический шаг, способствующий интеграции постсоветских республик.
Ключевые слова: интеграция, ЕАЭС, национальная безопасность, постсоветская интеграция, региональная политика, энергетическая безопасность.
В современную эпоху глобализации возрастает степень взаимосвязанности государств во всех сферах жизнедеятельности. В условиях перехода мира к многополярности в определенной степени все большую роль играют региональные союзы. Интеграция становится формой межгосударственного взаимодействия, а тенденции к регионализации характерны для всего глобализирующегося мира. Как справедливо отмечает А. Воскресенский: знание, касающееся региональных процессов, становится наиболее актуальным в политических науках [3].
Что касается разновекторных интеграционных процессов на постсоветском пространстве, то ключевым событием для этих процессов стало создание Евразийского союза. Как известно, ядром Евразийского союза и интеграционных процессов на постсоветском пространстве является Россия. В свою очередь, Евразийская интеграция представляет собой геополитический проект, ответ на расширение зоны ЕС. Инициатива Евразийского союза была амбициозной изначально: она ставила целью создание наднационального образования, аналогичного ЕС [9].
В последнее время наблюдается активизация дискуссий вокруг образования Евразийского союза и присоединения Армении к этому формату политико-экономической интеграции.
Осенью 2013 г. Президент Армении С. Саргсян заявил о намерении страны присоединиться к единому Таможенному союзу, а также о готовности предпринять необходимые шаги в формировании Евразийского союза. Осенью 2014 г. произошли исторические события в мировой политике: во-первых, президенты стран — участниц Таможенного союза ратифицировали договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015 г., во-вторых, 10 октября 2014 г. был подписан документ о присоединении к союзу Республики Армения.
Создание Евразийского союза стало краеугольным камнем в истории интеграционных процессов постсоветского пространства.
Задача интеграции на постсоветском пространстве сегодня как никогда актуальна. В современном мире четко намечаются процессы деглобализации. Как отмечает А. Громыко, процессы региональной интеграции идут не в русле глобализации, а как конкурирующие проекты, т.е. в противовес глобализации [5].
Тем не менее, современные реалии складываются таким образом, что будущее союза непонятно. Во-первых, Россия находится под санкциями Запада, и пока не ясно, к чему приведут эти санкции и какие последствия ожидаются для Евразийского союза. С одной стороны, ЕАЭС оказалась под ударом санкций Запада, с другой стороны, те же санкции против России стали импульсом для объединения потенциалов стран — участниц союза.
В ответ западным санкциям Россия ограничила импорт товаров из стран, которые ввели санкции в отношении нее, тем самым открыв для стран — участниц ЕАЭС новые возможности для увеличения экспорта в Россию. Для России же участники ЕАЭС становятся зоной страхования в условиях санкций. Страны — участницы ЕАЭС и ТС, в свою очередь, могут получить двойную выгоду: если американские компании не могут инвестировать в России, они могут прийти в Казахстан, Армению и Беларусь и получить доступ к этим же рынкам [2].
Важно отметить, что сегодня на ранней стадии развития Евразийкого союза нужно определить, кто на чьей стороне. Готовы ли страны — участницы Евразийского союза вместе с Россией преодолеть возникший кризис? Не секрет, что дисбаланс между потенциалом России и потенциалами остальных стран — участниц СНГ является источником внутренних конфликтов, что в какой-то степени препятствует самостоятельному успеху этих государств на глобальном уровне. Таким образом, государства — участники ЕАЭС могут воспользоваться ослаблением позиций России на мировой арене в пользу усиления собственных.
Что касается Армении, то страна уже выбрала свой дальнейший путь развития в рамках Евразийского союза. Весь процесс интеграции Армении к союзу не оставил равнодушным многих аналитиков и политических деятелей. Для определения перспектив Армении в Евразийском экономическом союзе сперва следует проанализировать основные преимущества и возможности Армении в рамках ЕАЭС, выявить слабые стороны присоединения страны к ЕАЭС, а также возможные угрозы как для страны, так и для самого союза.
Не секрет, что для страны, находящейся практически в блокаде, главной проблемой является допуск к международным рынкам и важнейшим международным транспортным коридорам. Но и сама страна имеет немалое значение в геополитическом, геостратегическом плане. Армения находится в южнокавказском регионе, по которому проходят почти все важнейшие торговые, экономические, транспортные, энергетические пути. Армения также может играть роль важного узла в развитии отношений государств — членов ЕАЭС с Ираном.
Преимущества Армении в присоединении к ЕАЭС заключаются в ряде пунктов.
Во-первых, Армения сможет выйти из транспортного тупика, в котором страна находится уже долгие годы, что в свою очередь в наибольшей степени препятствует развитию страны, у которой есть человеческий, ресурсный, экономи-
ческий и социальный потенциал для такого развития. Это приведет к росту ВВП страны.
Во-вторых, страна сможет решить стратегические задачи в сфере энергетики. Не секрет, что энергетическая безопасность имеет прямую взаимосвязь с национальной безопасностью страны, и практически все события современных международных отношений являются последствием борьбы стран за обеспечение своей энергетической безопасности. А для такой страны, как Армения, у которой нет собственных энергетических ресурсов для обеспечения внутреннего рынка, стратегия энергетической безопасности занимает важнейшее место среди внешнеполитических приоритетов. В не столь далеком прошлом, в начале 1990-х гг., энергетика Армении пострадала больше всех, так как после конфликта за Нагорный Карабах газопровод, импортирующий энергетическое сырье через азербайджанские территории, приостановил свою работу. На сегодняшний день энергетическое сырье импортируется в Армению через территорию Грузии и Ирана.
В-третьих, вступив в ЕАЭС, Армения откроет для себя новый приток инвестиций, присоединением к ЕАЭС Армения решает важнейшую проблему энергетической безопасности страны.
Таким образом, Армения гарантирует свою собственную безопасность и наращивает свой экономический потенциал. Одним словом, интеграция в ЕАЭС исходит из национальных интересов страны. В Стратегии Национальной безопасности Республики Армения указано, что ослабление стратегических союзов или недостаточная интегрированность страны в них является одной из внешних угроз для государства [11].
К важнейшим вопросам присоединения Армении к Евразийскому союзу нужно отнести вопрос вхождения страны в единый рынок труда. Соглашения в сфере трудовой миграции нацелены на объединение трудовых ресурсов стран — участников союза. Анализ последствий вступления Армении в ТС показал, что в процессе интеграции дополнительный рост ВВП Армении составит примерно 4% в год. Стоит особо подчеркнуть тот факт, что в структуре товарооборота Армения СНГ львиную долю составляет торговля со странами ТС. Большая часть торговли осуществляется с РФ.
Следующим важным вопросом является строительство железной дороги Иран—Армения и открытие абхазского участка железной дороги Армения— Грузия—Россия. Успешная реализация этого проекта наконец выведет Армению из транспортного тупика и создаст транспортную связь между странами ЕАЭС, а также рынками Южной и Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
Такая транспортная связь станет первым международным транспортным проектом на Южно-Кавказском регионе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции. При интеграции в ЕАЭС открывается перспектива превращения Армении в транспортный и транзитный узел. Однако для этого требуется долгосрочное политическое решение по открытию железнодорожного сообщения через Грузию в Россию.
Нельзя не заметить такой важный фактор, в какой-то степени препятствующий процессу полноценной интеграции Армении в Евразийский союз: отсут-
ствие границ с другими странами Евразийского союза. По поводу данного вопроса стороны не раз подчеркивали, что отсутствие физических границ не может стать препятствием на пути вступления Армении в ЕАЭС. Сказанное ярко подчеркнуто директором Центра интеграционных исследований Евразийского банка развитий Е. Винокуровым, который заметил, что отсутствие границ может затруднять взаимодействие в рамках ТС, но препятствием для вхождения Армении в ТС оно не может стать, учитывая теснейшее сотрудничество Армении и России [8].
Помимо отсутствия прямой границы с участниками ЕАЭС есть и другое не менее серьезное препятствие на пути полноценной интеграции Армении в ЕАЭ. Это невозможность беспрепятственного передвижения товаров без участия Азербайджана и Грузии, поскольку существуют неурегулированные конфликты между Азербайджаном и Арменией, с одной стороны, и между Грузией и Россией — с другой.
В последнее время часто звучит мнение о том, что, вступив в ТС и ЕАЭС, Армения лишается своего суверенитета. Общеизвестно, что в эпоху глобализации, став участником международной организации, страны передают часть своих суверенных прав данной международной организации. Непрерывный прогресс многонациональной интеграции изменяет понятие «государство-нация» совместно с понятием суверенитета, поскольку многие направления политики, которые раньше определялись и применялись в полной зависимости от национального контекста, теперь зависят от общего решения и претворяются в жизнь после прохождения многостороннего контроля [1. С. 43]. Считаем уместным также привести пример ЕС, где преобладает принцип наднациональности: государства — участники ЕС добровольно передали международной организации части своих суверенных полномочий.
Неоспоримо, что в глобализирующемся мире международным организациям как участникам международных отношений присущи довольно широкие полномочия. Стоит лишь отметить, что решения, принятые международными организациями, ставятся выше конституций национальных государств. Сказанное вовсе не означает, что государства полностью лишаются своего суверенитета, тем не менее данный вопрос продолжает беспокоить лидеров национальных государств, и не только.
После вступления в ЕАЭС Армения сделала свой окончательный выбор между евразийской и европейской интеграцией.
Охлаждение взаимоотношений с ЕС отчасти является угрозой для сбалансированной внешней политики Армении. Тем не менее, ни Армения, ни ЕС полностью не отказались от сотрудничества. Армения продолжает развивать отношения с ЕС в рамках программы «Восточного партнерства» в тех сферах, которые не противоречат членству в ЕАЭС. Заметим, что со стороны Запада Армения расценивается как единственный стратегический партнер России на Южном Кавказе.
Несмотря на сложности в отношениях между Россией и западными странами, перспектива взаимодействия ЕАЭС и ЕС остается актуальной. С этой точки зрения сосуществование Евразийского и Европейского союзов на территории Армении дает стране возможность превратиться в своеобразный мост между Россией и ЕС.
ЕАЭС также может стать эффективным механизмом в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Многочисленные вооруженные конфликты, возникшие после распада СССР, показали, что механизмы ООН стали неэффективными, а международное сообщество не столь заинтересовано в разрешении этих конфликтов. Большинство из них до сих пор не решены. В современном этапе есть множество замороженных конфликтов на постсоветском пространстве (Нагорно-Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном, конфликты в Абхазии и Южной Осетии, конфликт между Молдавией и Приднестровьем, между Узбекистаном и Киргизией и т.д.).
Экономическое и политическое сотрудничество в рамках одной структуры (организации), обмен ресурсов, создание общего рынка, конечно, создают все условия для разрешения конфликтов. Ведь важным условием разрешения конфликтов является наличие общих интересов. Справедливо отметить, что в рамках ЕС также разработаны механизмы мирного урегулирования конфликтов. Однако оптимального механизма, применяемого на постсоветском пространстве, пока не выработано.
В лице ЕАЭС появился новый союз стран, связанных друг с другом соглашениями по политике, экономике, а также безопасности, подкрепленных общим историческим наследием и разделяемыми политическими взглядами. Таким образом, происходит продвижение к многополярности, что означает снижение удельного веса Запада (в основном США) в мировой экономике и мировой политике, постепенное растворение однополюсного мира в иной структуре международных отношений.
Очевидно, что происходит продвижение от однополярной системы к многополярному. Мир уже более не является в полной мере однополярным. США постепенно уступает свои позиции гегемона. Однако ослабление Америки как мирового гегемона не означает, что сегодня на историческую сцену поднимается другая сверхдержава, способная занять их место [7].
В условиях перехода от однополярного мира создание такого союза, как ЕАЭС, говорит об усилении региональных интеграционных процессов. Не удивительно, что против создания Евразийского союза первым высказались США. Бывший госсекретарь США Хилари Клинтон охарактеризовала еще лишь планируемый Евразийский союз как «шаг к повторной советизации региона». Она также добавила, что США пытаются выработать эффективные меры замедления и предотвращения создания Евразийского союза [10].
Украинский кризис показал, что Запад не готов или же не намерен принять реальные меры для урегулирования кризиса. Происходящее на Украине можно охарактеризовать как пример применения «стратегии управляемого хаоса» США.
Продолжающийся хаос политического пространства Украины позволяет США усилить напряжение между Украиной и Россией, дискредитировать Российскую Федерацию перед международным сообществом с помощью ведения информационной войны. Продолжающиеся обвинения в сторону России, а также последующие этому многочисленные санкции западных стран против России яв-
ляются частью данной стратегии Запада. Ослабление экономических и политических позиций России тем самым могут стать препятствием на пути развития нового союза.
Очевидно, что Украина смогла бы играть важную роль в Евразийском союзе, будучи территориально самой крупной страной в Европе. Участие Украины в Евразийском союзе позволило бы союзу стать главным противовесом Европейского союза, которая и без этого стоит перед серьезными проблемами как экономического, так и политического характера.
При реализации такого сценария Евразийский союз смог бы обеспечить себе сильные позиции в Европе. Как отмечает Р.С. Гринберг, с провалом перспектив участия Украины в ЕАЭС это объединение будет неполноценным [6]. Долгое время Украина вела двухвекторную политику, получая поддержку как от России, так и от Запада. Сегодня она отказалась от политики балансирования и пришла к безвыходному кризису.
Несмотря на турбулентность в мировой политике, участники Евразийского экономического союза не планируют изолироватсья от мира, продолжают активно развивать сотрудничество с разными странами расширяя границы сотрудничества. Более того, уже более 40 стран заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС, в том числе такие, как Китай и Индия. Ожидается подписание договора о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом. При благоприятной реализации данных сценарий ЕАЭС довольно укрепит свои позиции в качестве сильного игрока международных отношений.
Евразийский экономический союз претендует на амбициозную роль в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, с одной стороны, и на роль нового сильного игрока международных отношений, с другой. Для современного мира однополярная система уже превратилась в генератор очагов напряженности и новых конфликтов, приводящих к все большим человеческим трагедиям. В таких условиях создание нового союза государств подает надежду на восстановление баланса сил в мире.
Обобщая выдвинутые возможные сценарии развития постсоветских интеграционных процессов с участием Армении, отметим что, последняя занимает ключевое место в этих процессах. Несмотря на все реальные и возможные угрозы, Армения и ЕАЭС делают твердые шаги к углублению взаимоотношений и полноценной интеграции. Об этом свидетельствует активное взаимодействие Армении в рамках таких форматов постсоветской интеграции, как СНГ и ОДКБ. Отсюда вывод, что не существует непреодолимых препятсвий, когда есть реальное желание и воля для достижения совместных целей.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Белых А.Г., Иншакова А.О. Теория интеграции: общая политика как основа многонациональной интеграции. Вопросы международно-правового регулирования и совершенствования законодательства // Вестник Волгоградского государственного университета, серия Юриспруденция. 2005. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-integratsii-obschaya-politika-kak-osnova-mnogonatsionalnoy-integratsii.
[2] Валовая Т. Санкции против РФ создают хорошие условия для развития ЕАЭС. Вашингтон. 10 марта 2015 г. URL: http://ria.ru/economy/20150310/1051840910.html.
[3] Воскресенский А.Д. Доклад «Мировое комплексное регионоведение в системе современного политического знания» // Всероссийская научная конференция с международным участием «Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы»,
21—22 ноября 2014 г., М., РАНХиГС.
[4] Гегамян А. Присоединение Армении к Таможенному союзу — начало перемен на Южном Кавказе. 16 ноября 2013 г. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1733282.html.
[5] Громыко А.А. Доклад «Европейское экспертное сообщество и проблемы глобального управления» // Всероссийская научная конференция с международным участием «Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы», 21—22 ноября 2014 г., М., РАНХиГС.
[6] Гринберг Р. С. Доклад «Политика и экономика: зигзаги взаимодействия» // Всероссийская научная конференция с международным участием «Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы», 21—22 ноября 2014 г., М., РАНХиГС.
[7] Дуткевич П. Через Таможенный союз в глобальный рынок. 26 декабря 2013. URL: http://izvestia.ru/news/563298.
[8] Интервью ГАЛА с директором Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Е. Винокуровым. 14 февраля 2014 г. URL: http://galatv.am/ru/ecomonic/ arnalov-vr-z-i-liirav-andam-ayastany-kkaroghana-lucel-hratap-social-tntesakan-xndirnery.
[9] Казаринова Д.Б. Конкуренция стратегий мягкой силы на пространстве СНГ: Восточное партнерство VS Евразийский союз // VI Всероссийский конгресс политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия». Москва,
22—24 ноября 2012 г. М.: РАПН, 2012.
[10] Клинтон обещает не допустить возникновения нового Советского Союза // The Financial Times. 7 декабря 2012. URL: http://inosmi.ru/politic/20121208/203094353.html.
[11] МИД Республики Армения. Стратегия Национальной Безопасности Республики Армения. 26 янв. 2007. URL: http://mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus.pdf.
[12] Олланд Ф. Нужно подумать над тем, чтобы совместить ассоциацию Армении с Европой с ее интеграцией в ТС. 12 мая 2014. URL: http://analitikaua.net/2014/olland-nuzhno-podumat-nad-tem-chtobyi-sovmestit-assotsiatsiyu-armenii-s-evropoy-s-ee-integratsiey-v-ts.
PERSPECTIVES OF ARMENIA IN EURASIAN ECONOMIC UNION
D.A. Jivanyan
The Department of Comparative Politics People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
This article examines the problems and perspectives of post-soviet integration processes, on the example of Armenia's accession to the Eurasian Union. The main political and economic grounds for Armenia's accession to the Union are pointed out in the article. This research, through the elements of the method of SWOT analysis, reviews scenarios of possible developments around Armenia and the Eurasian Union. The author concludes that Armenia's accession to the Eurasian Union is a mutually beneficial geopolitical, geostrategic step, which may promote the post-soviet integration processes.
Key words: Integration, Eurasian Economic Union, national security, post-soviet integration, regional politics, energetic security.
REFERENCES
[1] Belyh A.G., Inshakova A.O. Teorija integracii: obshhaja politika kak osnova mnogonacional'noj integracii. Voprosy mezhdunarodno-pravovogo regulirovanija i sovershenstvovanija zakono-datel'stva. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, serija Jurisprudencija. 2005. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-integratsii-obschaya-politika-kak-osnova-mnogonatsionalnoy-integratsii.
[2] Valovaja T. Sankcii protiv RF sozdajut horoshie uslovija dlja razvitija EAJeS. Vashington. 10 marta 2015 g. URL: http://ria.ru/economy/20150310/1051840910.html.
[3] Voskresenskij A.D. Doklad «Mirovoe kompleksnoe regionovedenie v sisteme sovremennogo politicheskogo znanija». Vserossijskaja nauchnaja konferencija s mezhdunarodnym uchastiem «Rossijskaja politicheskaja nauka: istoki, tradicii i perspektivy», 21—22 nojabrja 2014 g., M., RANHiGS.
[4] Gegamjan A. Prisoedinenie Armenii k Tamozhennomu sojuzu — nachalo peremen na Juzhnom Kavkaze. 16 nojabrja 2013 g. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1733282.html.
[5] Gromyko A.A. Doklad «Evropejskoe jekspertnoe soobshhestvo i problemy global'nogo upravlenija». Vserossijskaja nauchnaja konferencija s mezhdunarodnym uchastiem «Rossijskaja politicheskaja nauka: istoki, tradicii i perspektivy», 21—22 nojabrja 2014 g., M., RANHiGS.
[6] Grinberg R.S. Doklad «Politika i jekonomika: zigzagi vzaimodejstvija». Vserossijskaja nauchnaja konferencija s mezhdunarodnym uchastiem «Rossijskaja politicheskaja nauka: istoki, tradicii i perspektivy». 21—22 nojabrja 2014 g., M., RANHiGS.
[7] Dutkevich P. Cherez Tamozhennyj sojuz v global'nyj rynok. 26 dekabrja 2013. URL: http://izvestia.ru/news/563298.
[8] Interv'ju GALA s direktorom Centra integracionnyh issledovanij Evrazijskogo banka razvitija E. Vinokurovym. 14 fevralja 2014 g. URL: http://galatv.am/ru/ecomonic/arnalov-vr-z-i-liirav-andam-ayastany-kkaroghana-lucel- hratap-social-tntesakan-xndirnery.
[9] Kazarinova D.B. Konkurencija strategij mjagkoj sily na prostranstve SNG: Vostochnoe part-nerstvo VS Evrazijskij sojuz. VI Vserossijskij kongress politologov «Rossija v global'nom mire: instituty i strategii politicheskogo vzaimodejstvija». Moskva, 22—24 nojabrja 2012 g. M.: RAPN, 2012.
[10] Klinton obeshhaet ne dopustit' vozniknovenija novogo Sovetskogo Sojuza // The Financial Times. 07 dekabrja 2012. URL: http://inosmi.ru/politic/20121208/203094353.html.
[11] MID Respubliki Armenija. Strategija Nacional'noj Bezopasnosti Respubliki Armenija. 26 janv. 2007. URL: http://mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus.pdf.
[12] Olland F. Nuzhno podumat' nad tem, chtoby sovmestit' associaciju Armenii s Evropoj s ee integraciej v TS. 12 maja 2014. URL: http://analitikaua.net/2014/olland-nuzhno-podumat-nad-tem-chtobyi-sovmestit-assotsiatsiyu-armenii-s-evropoy-s-ee-integratsiey-v-ts.