Финно-угорский мир. 2014. № 2
Акустический анализ продемонстрировал успешность педагогического эксперимента, в ходе которого студентам удалось в целом придерживаться лада полутон-полуторатон. В то же время проявились две тенденции, на которые указывал Р. Амбра-зевичиус [2] в статье, касающейся опыта вторичного воспроизведения фольклорной музыки. Согласно его утверждениям, для такой ситуации типичны две тенденции: вторичные исполнители либо оказываются неспособны воспроизвести специфические черты музыкального стиля и придерживаются более привычной музыкальной системы, либо склонны преувеличивать эти специфические черты, уклоняясь тем самым от аутентичного стиля исполнения. Первая тенденция проявилась в склонности некоторых студентов приближать интонирование лада полутон-полуторатон к гар-
моническому минору; вторая - в том, что студенты интонировали этот лад ближе к его теоретической темперированной форме, чем первичные носители традиции.
Поступила 28.04.2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пяртлас, Ж. О ладовом «двуязычии» сетуских многоголосных песен // Механизмы передачи фольклорной традиции. -СПб., 2004. - С. 78-90.
2. Ambrazevicius, R. Leedu rahvalaul sekundaarses traditsioonis : kultuurilise vas-tasmoju kognitiivsed aspektid [Литовская народная песня в секундарной традиции : когнитивные аспекты культурного взаимодействия] // Parimusmuusikast populaar-musikani. Toid etnomusikoloogia alalt Koost. Triinu Ojamaa, toim. Taive Sarg, Kanni Labi. - Tartu, 2005. - L. 73-87.
АРМАС ВЯЙСЯНЕН - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
(к 100-летию первой мордовской этномузыкологической экспедиции)
Л. Б. БОЯРКИНА,
кандидат искусствоведения, профессор кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Армас Вяйсянен (Armas Ойю АЬ^ат Ааро Уш8апеп; 1890-1969) - один из зачинателей мордовской этномузыкологии. Его научные принципы сформировались под влиянием финской школы каталогизации народных мелодий и методов сравнительного этномузыкознания венской школы. Помимо финских народных песен он записывал на фонограф произведения обских угров (хан-тов, манси), эстонцев, ингерманландцев и др.
Летом 1914 г. на средства Финно-угорского общества (Хельсинки) Вяйсянен предпринял поездку в мордовские села с
целью повторить маршруты фольклорно-лингвистических экспедиций Х. Паасонена и дополнить записанные им тексты песен мелодиями. В связи с начавшейся Первой мировой войной собирательская работа ограничилась двумя уездами Самарской губернии. Нотации 143 мелодий песен и 59 инструментальных наигрышей ученым были опубликованы в капитальном труде «Mordwinische Melodien» (Helsinki, 1948), в котором также представлены исследования и научные приложения, содержащие переводы песенных текстов на немецком языке.
© Бояркина Л. Б., 2014
КРУГЛЫЙ СТОЛ
В выверке текстов приняли участие ученики Х. Паасонена - академики П. Равила и К. Хейккила.
К мордовской музыке Вяйсянен подходил как к развитому синкретическому искусству, в котором важное значение имеют не только напевы и поэтические тексты песен, но и все другие связанные с ними компоненты культуры, исторически сложившиеся в одну художественную традицию. Фонографная звукозапись Вяйсянена дополняется множеством фотографий, запечатлевших формы бытования песен.
Вяйсянен впервые отметил разнообразие жанровых и стилевых видов мордовских песен, наличие развитых традиций одиночного и хорового пения, формы взаимосвязи
текста песен с их напевами. Публикация Вяйсянена познакомила зарубежных исследователей с самобытной музыкой мордовского народа. Она прочно вошла в мировую фольклористику, дала возможность познакомиться с фольклором мордвы начала XX в., сопоставить его с песенным и инструментальным творчеством народа последующих периодов развития.
Научное наследие Вяйсянена изучается в вузах, используется в композиторском и исполнительском творчестве. Его учениками являются известные ученые И. Колехмайнен, Х. Лайтинен, Т. Лейсиё, И. Саастамойнен. В Финляндии основано этномузыкологи-ческое общество, которому присвоено имя А. Вяйсянена (руководитель Х.-Л. Питкянен).
Поступила 28.04.2014
МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР: способы и методы фиксации
Л. В. КИНЯКИНА,
старший преподаватель кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Устный способ бытования произведений музыкального фольклора предопределяет большое значение эмпирических форм научной работы: собирания и фиксации музыкально-фольклорных текстов, достоверных сведений об условиях их функционирования. Перевод музыкальных образцов в тот или иной вид фиксированной записи - нотной, фонографической, аудиовизуальной - является первой и обязательной ступенью научного познания.
До начала XX в. записи произведений мордовской музыки осуществлялись слуховым методом, не отражающим в полной мере всех элементов хоровой многоголосной фактуры напевов. Данный метод использовали А. М. Шёгрен, Р. Ф. Учаев,
М. Е. Евсевьев, Л. П. Кирюков, К. Д. Промп-тов и др.
Подлинный переворот в технике звукозаписи произошел с изобретением фонографа, а затем магнитофона. Впервые для записи мордовских народных песен фонограф применил М. Е. Евсевьев (19081910), а вслед за ним - А. О. Вяйсянен, Р. Лах, Д. В. Бубрих, Н. М. Греховодов, М. В. Учватов. Запись песен на магнитную ленту осуществляли Г. И. Сураев-Королев, М. И. Чувашев, В. И. Данилова, а также Л. Викар, Г. Берецки. Этот способ звукозаписи дал исследователям возможность фиксировать и многократно воспроизводить музыкальный материал для более тщательного выявления деталей звучания.
© Кинякина Л. В., 2014