УДК [332.1+338.2+316.2](470.11)(985)(045)
Арктика в политике и экономике Архангельской области
© Орлов Игорь Анатольевич, губернатор Архангельской области, кандидат экономических наук. URL: http: //www. dvinaland. ru / power /head/. Контактный телефон: + 7 (8182) 46 29 29.
Статья посвящена рассмотрению вопроса развития арктического вектора в политике правительства Архангельской области, экономике региона.
Ключевые слова: Арктика, политика, экономика, регион, проекты.
Arctic regions in the politician and economy of Arkhangelsk area
© Igor A. Orlov, Governor of the Arkhangelsk area, Candidate of Economic Sciences. URL: http://www.dvinaland.ru/power/head/. Contact phone: +7 (8182) 46 29 29.
Abstract
Article is devoted consideration of the Arctic vector in the politician of government Arhangelsk area, region economy.
Keywords: Arctic regions, a policy, economy, region, projects.
Уважаемые профессора, преподаватели, аспиранты и студенты!
Сегодня в России впервые отмечается День Арктики, поэтому тема моей публичной лекции предсказуема - «Арктика в политике и экономике Архангельской области». Это тем более важно, что правительство РФ определило Архангельск связующим звеном в научных исследованиях, во внедрении технологических разработок, в подготовке специалистов для работы в Арктике.
Я принял предложение возглавить регион с пониманием арктического вектора современной политики. Мне было также интересно познакомиться с историей вопроса. Если говорить коротко и образно, то Арктика - это вечные льды, суровый климат, невозможность хозяйственного использования в промышленных масштабах. Долгое время этот регион не представлял особого интереса для государств. Другое дело - население этих территорий (в том числе русские поморы), которые жили здесь, ходили арктическими морями, открывали острова. Мы должны гордиться, что русские поморы первыми освоили Шпицберген и Новую Землю.
Как судостроитель, должен отметить важное изобретение поморов: корпус морского судна (коча) в форме яйца, которая оказалась наиболее безопасной при ледовом сжатии. Коч может считаться нашим национальным вкладом в полярное судостроение!
Безусловно, это не единственная заслуга северян. Есть определенная закономерность: в трудные для страны времена правители обращались к Русскому Северу. При Иване Гроз-
ном был создан первый международный торговый порт России - Архангельск. Как результат - оборот Архангелогородской ярмарки доходил до 3 млн рублей (к началу XVII века весь государственный доход равнялся 8 млн рублей).
Пётр Первый основал в Архангельске государственную верфь, начал строительство военно-торговых кораблей. Военное и гражданское судостроение до сих пор остается ведущей отраслью Архангельского Севера.
Но решение проблем Арктики первоначально было уделом местных властей. Государственный уровень присутствовал, если дело касалось установления правил для торговли и взимания налогов. Изменения произошли, когда Россия начала активно изучать Крайний Север (правда, на основе частных проектов, государственных средств было недостаточно).
Историческую роль в этом сыграл Архангельск. Из города ушли свыше 300 экспедиций (в том числе экспедиции Чичагова, Пахтусова, Седова, Русанова, позднее - онежского капитана Александра Кучина).
Нам сегодня презентовали итоги арктических экспедиций, которые проведены при участии и поддержке федерального университета. Что ж, мы снова первыми возвращаемся в Арктику, это особенно радует.
Формирование северной политики продолжилось в начале XX века. Интересно, что в это время в Архангельске на самом высоком уровне обсуждались масштабные арктические проекты, к осуществлению которых мы подошли только сейчас (о двух проектах скажу позже).
Советский период по праву называют «веком Арктики». Страна и область планомерно осваивали эти территории. Был сформирован Северный флот, и это обеспечило безопасность государства. В Архангельске появились научные учреждения, которые занимались полярными темами, создан траловый флот для работы в арктических морях, простроено первое научное судно «Персей».
XXI век поставил новые задачи. В первую очередь это связано с крупными месторождениями. Причем конфликт интересов арктических государств за природные богатства принимает порой жесткие формы. Во всяком случае, наращивание военного присутствия в этой зоне, как отметил в своей последней статье Владимир Владимирович Путин, уже началось. У правительства страны на сегодняшний день сформирована четкая позиция: лидирующая роль в освоении Арктики должна принадлежать России. При этом Архангельской области отводится особое место.
Арктическая тематика, как мы с вами понимаем, повлечет за собой развитие всего региона. Это очень важно для изменения непростой ситуации в области. Приведу некоторые основные показатели. Индекс промышленного производства (без НАО) в 2011 году составил 90 % к уровню 2010 года. Основная причина - цикличность работы предприятий судостроения, перенос на 2012 год сдачи ряда объектов в рамках оборонного заказа. Проблема уже решена. Заказами мы обеспечены на долгие годы. Одновременно область и Федерация решают проблемы инфраструктуры, дорог, жилья в Северодвинске. Вместе с НАО индекс промышленного производства еще ниже - 82 % (причина - снижение добычи нефти). ВРП оценивается в размере 226 млрд рублей, рост на 6 % (с НАО - 411 млрд рублей, рост на 1 %). Что
показательно: объем работ по виду «строительство» составил 121 %, ввод жилых (по всем источникам финансирования) домов - 102 %. Но должен отметить низкое качество, а то и просто провал работы по некоторым объектам (ветеранские дома, ФОК на стадионе «Труд», школа в Подюге, Ломоносовская гимназия и др.). В отношении всех проблемных объектов принимаются соответствующие решения, в том числе кадровые.
Еще одна серьезная проблема - недоступность жилья: 1 кв. метр (без учета НАО) за IV квартал 2011 года составил 40,9 тыс. рублей - на первичном рынке, 46,8 тыс. рублей - на вторичном. И хотя средняя заработная плата выросла на 13 % (22 735 рублей на конец года), возможность приобретения жилья у населения области - одна из самых низких в России. Выход - снижать стоимость, строить по типовым проектам, активнее продвигать социальные программы (жилье для молодых семей, бюджетников, молодых специалистов, сельских жителей).
Это важно и с той точки зрения, что в регионе зафиксирована положительная динамика рождаемости (хоть и небольшая). Здесь существенную роль сыграли меры правительства России по модернизации образования. В этот проект включились 54 учреждения (800 единиц оборудования, 25 объектов капитального ремонта, строительство 7 ФАПов). На 2012 год для области в федеральном бюджете запланировано более 3 млрд рублей.
По инициативе Владимира Владимировича Путина стартовал проект модернизации и в сфере образования. Архангельская область из федерального бюджета в 2011 году получила 201 млн рублей, из областного направлено 316 миллионов. Итог: на конец года средняя зарплата учителей составила 23 415 рублей. На 2012 год объем федеральных средств для региона - 652 млн рублей. Часть средств будет направлена на проведение капитального ремонта (впервые).
В целом могу сказать: область не прошла «точку невозврата» и сохранила производственный, технический, транспортный, научный и кадровый потенциал. Другими словами, у нас есть все условия для выполнения задач государства в Арктике. Главные из них:
-I- единая транспортная сеть (автодороги, воздушные линии, железнодорожные пути, водные артерии);
-I- система портов (22 причала и 40 тыс. кв. м только крытых складов);
-I- архангельская нефтебаза, нефтеналивной терминал;
-I- суда ледового класса, ледоколы, технический флот для проведения дноуглубительных работ, а также специализированный флот (включая научный);
-I- гидробаза, аэропорт для арктической авиации, специальные самолеты для ледовой разведки;
-I- Северная гидрометеослужба (сеть пунктов по всей Арктике).
В отдельном списке - арктическая наука. И первую скрипку здесь должен сыграть Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.
Освоение Арктики - задача очень сложная, затратная, многослойная:
-I- придется разработать и внедрить новые технологии строительства различных объектов и дорог;
-I- необходимо создавать современные системы связи, локальную энергетику;
-I- надо обновлять транспортный флот, организовывать навигацию;
-I- важно сохранить экологию, учесть интересы коренных жителей, готовить специалистов, развивать северную медицину.
Эти задачи по масштабам можно сравнить с атомными и космическими проектами!
При этом нужно менять само отношение к северным городам: из центров депрессии они должны превратиться в будущие узлы арктического освоения. Эта мысль должна стать базовой для принятия управленческих решений на уровне центра и области, в первую очередь при разработке программ.
Регион занимается этими вопросами. В 2011 году в рамках ФЦП привлечено в область 4,9 млрд рублей. На 2012 год запланировано 5,2 млрд рублей, в том числе:
530 млн - для строительства университетской библиотеки, 210 млн - на общежития
САФУ;
679 млн - Северодвинску на модернизацию ВПК;
82 млн - на объекты Соловков;
51 млн - на реконструкцию аэропорта Талаги;
1 млрд - на трассу М-8 (от Москвы через Ярославль и Вологду до Архангельска).
Кроме того, поставлена задача расширить участие области в федеральных программах по следующим направлениям: развитие транспорта, водохозяйственного комплекса, туризма, приобретение спортивного оборудования, организация мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.
Отдельно выделю подпрограмму по развитию Арктической зоны государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» до 2020 года. Проект подпрограммы сейчас обсуждается. Правительство области при участии ученых федерального университета (в частности, сотрудников института управления и регионологии) внесло ряд существенных предложений.
Мы исходим из того, что северные территории играют ключевую роль в национальной экономике и обеспечении безопасности России. Здесь добывается 90 % газа, 3/4 нефти, 100 % алмазов, более 90 % меди и никеля, 2/3 золота. Север дает 50 % лесной и рыбной продукции. Северные районы обеспечивают 20 % ВВП и значительные валютные поступления. Но поскольку освоение этих территорий в XX веке осуществлялась только за государственный счет, то сейчас население и экономика оказались в некотором роде заложниками такой централизованной политики (даже надбавки к заработной плате в рыночных условиях потеряли экономический смысл!). Поэтому сегодня важно обеспечить устойчивое развитие северной экономики, остановить снижение уровня жизни и миграцию населения. Суть наших предложений:
4- создание Арктического союза регионов России (эта идея как раз из начала XX века, когда обсуждалось предложение о консолидации северных губерний с центром в Архангельске);
-I- формирование Мастер-плана Архангельской области (портфель бизнес-проектов);
-I- реализация проекта «Большой Архангельск» (Архангельск, Северодвинск, Ново-двинск);
-I- строительство Мезенской приливной электростанции;
-I- реализация проектов транспортной инфраструктуры - новый порт, «Белкомур» (проект строительства железной дороги, связывающей Сибирь и порты в Северном Ледовитом океане, также обсуждался в начале XX столетия);
-I- строительство стратегически важных автодорог: Нарьян-Мар - Мезень - Ар-
хангельск, Архангельск - Северодвинск - Онега, Архангельск - Летняя Золоти-ца;
-I- возрождение арктической авиации;
-I- развитие человеческого капитала, науки и образования.
В случае реализации этих идей Архангельская область просто «обречена» на развитие и процветание!
Усилено внимание и к областным программам. В 2011 году их было 54, объем финансирования - более 11 млрд рублей. В этом году - 59 программ, свыше 19 млрд рублей. Замечу, что все программы сейчас анализируются. Ход исполнения в марте - апреле будет обсуждаться на заседании правительства области. Бюджет у нас напряженный, и в нынешней ситуации необходимо отказаться от всего лишнего, жить по средствам, одновременно строго контролировать расходование бюджетных средств.
В завершение - два главных вывода.
Судьба России и Архангельской области напрямую связана с судьбой Арктики. Обеспечить выполнение всех задач в этом регионе мы сможем только через инновационное развитие нашего края, то есть вместе с САФУ, северодвинским кластером, развивая экономику, туризм, в том числе арктический, создавая современную инфраструктуру, используя человеческий, интеллектуально-креативный капитал.
И напоследок. Мне известно, что почетный доктор университета Геннадий Павлович Попов закончил книгу об арктической политике архангельских губернаторов на протяжении последних 300 лет. Мои дореволюционные и советские предшественники последовательно укрепляли российское присутствие в Арктическом регионе! Не случайно Архангельск назвали «воротами в Арктику». Мы должны вместе с вами придать этому выражению новое звучание. Все в наших руках!
Рецензент - Фёдоров Игорь Геннадьевич, губернатор Ненецкого автономного округа.