Научная статья на тему 'Арктика в политике и экономике Архангельской области'

Арктика в политике и экономике Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
193
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / ПРОЕКТЫ / ARCTIC REGIONS / A POLICY / ECONOMY / REGION / PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Орлов Игорь Анатольевич

Статья посвящена рассмотрению вопроса развития арктического вектора в политике правительства Архангельской области, экономике региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arctic regions in the politician and economy of Arkhangelsk area

Article is devoted consideration of the Arctic vector in the politician of government Arhangelsk area, region economy

Текст научной работы на тему «Арктика в политике и экономике Архангельской области»

УДК [332.1+338.2+316.2](470.11)(985)(045)

Арктика в политике и экономике Архангельской области

© Орлов Игорь Анатольевич, губернатор Архангельской области, кандидат экономических наук. URL: http: //www. dvinaland. ru / power /head/. Контактный телефон: + 7 (8182) 46 29 29.

Статья посвящена рассмотрению вопроса развития арктического вектора в политике правительства Архангельской области, экономике региона.

Ключевые слова: Арктика, политика, экономика, регион, проекты.

Arctic regions in the politician and economy of Arkhangelsk area

© Igor A. Orlov, Governor of the Arkhangelsk area, Candidate of Economic Sciences. URL: http://www.dvinaland.ru/power/head/. Contact phone: +7 (8182) 46 29 29.

Abstract

Article is devoted consideration of the Arctic vector in the politician of government Arhangelsk area, region economy.

Keywords: Arctic regions, a policy, economy, region, projects.

Уважаемые профессора, преподаватели, аспиранты и студенты!

Сегодня в России впервые отмечается День Арктики, поэтому тема моей публичной лекции предсказуема - «Арктика в политике и экономике Архангельской области». Это тем более важно, что правительство РФ определило Архангельск связующим звеном в научных исследованиях, во внедрении технологических разработок, в подготовке специалистов для работы в Арктике.

Я принял предложение возглавить регион с пониманием арктического вектора современной политики. Мне было также интересно познакомиться с историей вопроса. Если говорить коротко и образно, то Арктика - это вечные льды, суровый климат, невозможность хозяйственного использования в промышленных масштабах. Долгое время этот регион не представлял особого интереса для государств. Другое дело - население этих территорий (в том числе русские поморы), которые жили здесь, ходили арктическими морями, открывали острова. Мы должны гордиться, что русские поморы первыми освоили Шпицберген и Новую Землю.

Как судостроитель, должен отметить важное изобретение поморов: корпус морского судна (коча) в форме яйца, которая оказалась наиболее безопасной при ледовом сжатии. Коч может считаться нашим национальным вкладом в полярное судостроение!

Безусловно, это не единственная заслуга северян. Есть определенная закономерность: в трудные для страны времена правители обращались к Русскому Северу. При Иване Гроз-

ном был создан первый международный торговый порт России - Архангельск. Как результат - оборот Архангелогородской ярмарки доходил до 3 млн рублей (к началу XVII века весь государственный доход равнялся 8 млн рублей).

Пётр Первый основал в Архангельске государственную верфь, начал строительство военно-торговых кораблей. Военное и гражданское судостроение до сих пор остается ведущей отраслью Архангельского Севера.

Но решение проблем Арктики первоначально было уделом местных властей. Государственный уровень присутствовал, если дело касалось установления правил для торговли и взимания налогов. Изменения произошли, когда Россия начала активно изучать Крайний Север (правда, на основе частных проектов, государственных средств было недостаточно).

Историческую роль в этом сыграл Архангельск. Из города ушли свыше 300 экспедиций (в том числе экспедиции Чичагова, Пахтусова, Седова, Русанова, позднее - онежского капитана Александра Кучина).

Нам сегодня презентовали итоги арктических экспедиций, которые проведены при участии и поддержке федерального университета. Что ж, мы снова первыми возвращаемся в Арктику, это особенно радует.

Формирование северной политики продолжилось в начале XX века. Интересно, что в это время в Архангельске на самом высоком уровне обсуждались масштабные арктические проекты, к осуществлению которых мы подошли только сейчас (о двух проектах скажу позже).

Советский период по праву называют «веком Арктики». Страна и область планомерно осваивали эти территории. Был сформирован Северный флот, и это обеспечило безопасность государства. В Архангельске появились научные учреждения, которые занимались полярными темами, создан траловый флот для работы в арктических морях, простроено первое научное судно «Персей».

XXI век поставил новые задачи. В первую очередь это связано с крупными месторождениями. Причем конфликт интересов арктических государств за природные богатства принимает порой жесткие формы. Во всяком случае, наращивание военного присутствия в этой зоне, как отметил в своей последней статье Владимир Владимирович Путин, уже началось. У правительства страны на сегодняшний день сформирована четкая позиция: лидирующая роль в освоении Арктики должна принадлежать России. При этом Архангельской области отводится особое место.

Арктическая тематика, как мы с вами понимаем, повлечет за собой развитие всего региона. Это очень важно для изменения непростой ситуации в области. Приведу некоторые основные показатели. Индекс промышленного производства (без НАО) в 2011 году составил 90 % к уровню 2010 года. Основная причина - цикличность работы предприятий судостроения, перенос на 2012 год сдачи ряда объектов в рамках оборонного заказа. Проблема уже решена. Заказами мы обеспечены на долгие годы. Одновременно область и Федерация решают проблемы инфраструктуры, дорог, жилья в Северодвинске. Вместе с НАО индекс промышленного производства еще ниже - 82 % (причина - снижение добычи нефти). ВРП оценивается в размере 226 млрд рублей, рост на 6 % (с НАО - 411 млрд рублей, рост на 1 %). Что

показательно: объем работ по виду «строительство» составил 121 %, ввод жилых (по всем источникам финансирования) домов - 102 %. Но должен отметить низкое качество, а то и просто провал работы по некоторым объектам (ветеранские дома, ФОК на стадионе «Труд», школа в Подюге, Ломоносовская гимназия и др.). В отношении всех проблемных объектов принимаются соответствующие решения, в том числе кадровые.

Еще одна серьезная проблема - недоступность жилья: 1 кв. метр (без учета НАО) за IV квартал 2011 года составил 40,9 тыс. рублей - на первичном рынке, 46,8 тыс. рублей - на вторичном. И хотя средняя заработная плата выросла на 13 % (22 735 рублей на конец года), возможность приобретения жилья у населения области - одна из самых низких в России. Выход - снижать стоимость, строить по типовым проектам, активнее продвигать социальные программы (жилье для молодых семей, бюджетников, молодых специалистов, сельских жителей).

Это важно и с той точки зрения, что в регионе зафиксирована положительная динамика рождаемости (хоть и небольшая). Здесь существенную роль сыграли меры правительства России по модернизации образования. В этот проект включились 54 учреждения (800 единиц оборудования, 25 объектов капитального ремонта, строительство 7 ФАПов). На 2012 год для области в федеральном бюджете запланировано более 3 млрд рублей.

По инициативе Владимира Владимировича Путина стартовал проект модернизации и в сфере образования. Архангельская область из федерального бюджета в 2011 году получила 201 млн рублей, из областного направлено 316 миллионов. Итог: на конец года средняя зарплата учителей составила 23 415 рублей. На 2012 год объем федеральных средств для региона - 652 млн рублей. Часть средств будет направлена на проведение капитального ремонта (впервые).

В целом могу сказать: область не прошла «точку невозврата» и сохранила производственный, технический, транспортный, научный и кадровый потенциал. Другими словами, у нас есть все условия для выполнения задач государства в Арктике. Главные из них:

-I- единая транспортная сеть (автодороги, воздушные линии, железнодорожные пути, водные артерии);

-I- система портов (22 причала и 40 тыс. кв. м только крытых складов);

-I- архангельская нефтебаза, нефтеналивной терминал;

-I- суда ледового класса, ледоколы, технический флот для проведения дноуглубительных работ, а также специализированный флот (включая научный);

-I- гидробаза, аэропорт для арктической авиации, специальные самолеты для ледовой разведки;

-I- Северная гидрометеослужба (сеть пунктов по всей Арктике).

В отдельном списке - арктическая наука. И первую скрипку здесь должен сыграть Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Освоение Арктики - задача очень сложная, затратная, многослойная:

-I- придется разработать и внедрить новые технологии строительства различных объектов и дорог;

-I- необходимо создавать современные системы связи, локальную энергетику;

-I- надо обновлять транспортный флот, организовывать навигацию;

-I- важно сохранить экологию, учесть интересы коренных жителей, готовить специалистов, развивать северную медицину.

Эти задачи по масштабам можно сравнить с атомными и космическими проектами!

При этом нужно менять само отношение к северным городам: из центров депрессии они должны превратиться в будущие узлы арктического освоения. Эта мысль должна стать базовой для принятия управленческих решений на уровне центра и области, в первую очередь при разработке программ.

Регион занимается этими вопросами. В 2011 году в рамках ФЦП привлечено в область 4,9 млрд рублей. На 2012 год запланировано 5,2 млрд рублей, в том числе:

530 млн - для строительства университетской библиотеки, 210 млн - на общежития

САФУ;

679 млн - Северодвинску на модернизацию ВПК;

82 млн - на объекты Соловков;

51 млн - на реконструкцию аэропорта Талаги;

1 млрд - на трассу М-8 (от Москвы через Ярославль и Вологду до Архангельска).

Кроме того, поставлена задача расширить участие области в федеральных программах по следующим направлениям: развитие транспорта, водохозяйственного комплекса, туризма, приобретение спортивного оборудования, организация мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.

Отдельно выделю подпрограмму по развитию Арктической зоны государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» до 2020 года. Проект подпрограммы сейчас обсуждается. Правительство области при участии ученых федерального университета (в частности, сотрудников института управления и регионологии) внесло ряд существенных предложений.

Мы исходим из того, что северные территории играют ключевую роль в национальной экономике и обеспечении безопасности России. Здесь добывается 90 % газа, 3/4 нефти, 100 % алмазов, более 90 % меди и никеля, 2/3 золота. Север дает 50 % лесной и рыбной продукции. Северные районы обеспечивают 20 % ВВП и значительные валютные поступления. Но поскольку освоение этих территорий в XX веке осуществлялась только за государственный счет, то сейчас население и экономика оказались в некотором роде заложниками такой централизованной политики (даже надбавки к заработной плате в рыночных условиях потеряли экономический смысл!). Поэтому сегодня важно обеспечить устойчивое развитие северной экономики, остановить снижение уровня жизни и миграцию населения. Суть наших предложений:

4- создание Арктического союза регионов России (эта идея как раз из начала XX века, когда обсуждалось предложение о консолидации северных губерний с центром в Архангельске);

-I- формирование Мастер-плана Архангельской области (портфель бизнес-проектов);

-I- реализация проекта «Большой Архангельск» (Архангельск, Северодвинск, Ново-двинск);

-I- строительство Мезенской приливной электростанции;

-I- реализация проектов транспортной инфраструктуры - новый порт, «Белкомур» (проект строительства железной дороги, связывающей Сибирь и порты в Северном Ледовитом океане, также обсуждался в начале XX столетия);

-I- строительство стратегически важных автодорог: Нарьян-Мар - Мезень - Ар-

хангельск, Архангельск - Северодвинск - Онега, Архангельск - Летняя Золоти-ца;

-I- возрождение арктической авиации;

-I- развитие человеческого капитала, науки и образования.

В случае реализации этих идей Архангельская область просто «обречена» на развитие и процветание!

Усилено внимание и к областным программам. В 2011 году их было 54, объем финансирования - более 11 млрд рублей. В этом году - 59 программ, свыше 19 млрд рублей. Замечу, что все программы сейчас анализируются. Ход исполнения в марте - апреле будет обсуждаться на заседании правительства области. Бюджет у нас напряженный, и в нынешней ситуации необходимо отказаться от всего лишнего, жить по средствам, одновременно строго контролировать расходование бюджетных средств.

В завершение - два главных вывода.

Судьба России и Архангельской области напрямую связана с судьбой Арктики. Обеспечить выполнение всех задач в этом регионе мы сможем только через инновационное развитие нашего края, то есть вместе с САФУ, северодвинским кластером, развивая экономику, туризм, в том числе арктический, создавая современную инфраструктуру, используя человеческий, интеллектуально-креативный капитал.

И напоследок. Мне известно, что почетный доктор университета Геннадий Павлович Попов закончил книгу об арктической политике архангельских губернаторов на протяжении последних 300 лет. Мои дореволюционные и советские предшественники последовательно укрепляли российское присутствие в Арктическом регионе! Не случайно Архангельск назвали «воротами в Арктику». Мы должны вместе с вами придать этому выражению новое звучание. Все в наших руках!

Рецензент - Фёдоров Игорь Геннадьевич, губернатор Ненецкого автономного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.