УДК 353.1.332.12
А.Л. Бирюков, В.Г. Забродин, Т.Л. Савостова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН: УПРАВЛЕНИЕ И КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ОБЗОР
АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ)
Освоение Арктики является одной из первоочередных задач для России, поскольку в этом регионе сосредоточено значительное количество полезных ископаемых, углеводородов, имеется также существенный промышленный потенциал. Россия обладает всеми необходимыми возможностями для рационального использования имеющихся ресурсов в Арктике и реализации взаимовыгодного сотрудничества со всеми заинтересованными государствами. Значимость Арктики для России трудно переоценить - это ресурсы, как биологические, так и минеральные. От реализации проектов в Арктике во многом будет зависеть международная энергетическая безопасность России, поэтому Арктический регион приобретает все большую роль в глобальной политике и экономике. Анализ проблем, связанных с безопасным освоением ресурсов Арктики, свидетельствует о необходимости объединения усилий стран и организаций в целях развития эффективных технологий, необходимых для оценки экологических и техногенных рисков. Арктика становится территорией, где сталкиваются интересы многих стран, как с ресурсно-экономической, энергетической, транспортной, так и военной точек зрения. Возрастающая геополитическая, ресурсная, экологическая и экономическая роль Арктического региона требует от России, других приарктических государств разработки новых подходов к освоению северных территорий.
Ключевые слова: Арктический регион, управление, комплексная безопасность, ресурсный потенциал.
A.Biryukov, V.Zabrodin, T.Savostova
THE ARCTIC REGION: MANAGEMENT AND INTEGRATED SECURITY (FOR A
REVIEW OF TOPICAL ISSUES)
Development of the Arctic is a priority for Russia, because this region contains a significant amount of minerals, hydrocarbons, there is also a significant industrial potential. Russia has all the necessary features for an efficient use of available resources in the Arctic and implementation of mutually beneficial cooperation with all interested States. The significance of the Arctic for Russia, it is difficult to overestimate - it resources, both biological and mineral. From the implementation of projects in the Arctic will largely depend on international energy security of Russia, so the Arctic region is gaining an increasingly important role in global politics and Economics. Analysis ofproblems associated with the safe development of Arctic resources, demonstrates the necessity of combining the efforts of countries and organizations in the development of effective technologies needed to assess environmental and technological risks. The Arctic becomes a territory where the interests of many countries, as with the resource and economic, energy, transport and military points of view. Increasing geopolitical, resource, environmental and economic role of the Arctic region requires Russia and other Arctic States to develop new approaches to the development of the Northern territories.
Keywords: Arctic region, management, comprehensive security, resource potential.
В статье кратко обозначены основные вопросы, связанные с важностью международного сотрудничества, комплексной безопасностью освоения региона, в том числе возникающие при прокладке Северного морского пути.
Международное сотрудничество. По географическому месторасположению Россия является одной из пяти стран, которым Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предоставила право на разработку недр в пределах принадлежащих им в Арктике исключительных экономических зон. В сентябре 1996 г. в Оттаве образован Арктический совет (Arctic Council). Странами арктической восьмерки (А8) являются: Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция. Страны-члены Совета, имеющие выход к Северному Ледовитому океану (за исключением Финляндии, Швеции, Исландии), называют арктической пятеркой [1].
Очевидно, что к настоящему времени Арктический регион становится важнейшей ареной взаимоотношений Российской Федерации с зарубежными партнерами в области международной и военной безопасности. Учитывая значимость данной проблемы, в 2008 году Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [2], а в 2013 году во исполнение данного документа разработана Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 [3]. В числе первоочередных задач для России предусмотрена необходимость повышения эффективности управления Арктической зоной Российской Федерации как направления государственной политики по дальнейшему укреплению добрососедских отношений России с приарктическими государствами в области сохранения окружающей природной среды, освоения природных ресурсов на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/ Евроарктического региона [4].
К настоящему времени в Арктическом регионе сложилась система международных отношений полярных стран в рамках Арктического совета, которая состоит из нескольких международных организаций, формирующих международную и научную политику. Для решения приоритетных задач в Арктическом совете сформировано шесть рабочих групп, которые занимаются проблемами, связанными с устранением загрязнений, сохранением арктической флоры и фауны, защитой арктической морской среды, арктическому мониторингу, предотвращением, готовностью и реагированием на ЧС, устойчивому развитию. При Арктическом совете действует группа стран-наблюдателей: Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция, Южная Корея и Япония. Эти страны формально в совете не обладают правом голоса, однако, имея собственные интересы в арктическом регионе, представители этих стран могут поддерживать предложения и решения некоторых членов совета в отстаивании определенных позиций. Например, Южная Корея планирует увеличить количество кораблей арктического класса, необходимых для организации приполярного судоходства и расширения сотрудничества с полярными государствами. Китай также стремится обеспечить свое участие в Арктическом совете, чтобы усилить влияние на принятие решений, особенно связанных с возможностью доступа к ресурсной базе Арктики, в том числе, к богатым рыбным промыслам в Северном Ледовитом океане, обеспечением безопасности морских маршрутов и т.д. Для реализации этих интересов Китай наращивает дипломатическую активность в северных регионах: заключает двусторонние соглашения с приарктическими государствами, например, соглашение о свободной торговле с Исландией,
приобретает для национальной энергетической компании доли в российских морских проектах добычи углеводородов и в проекте СПГ на Ямале, арендует порт в Северной Корее, готовя его к возможной роли транспортного узла для осуществления в будущем арктических морских перевозок
[5].
В связи с активизацией международной деятельности, особую актуальность приобретают проблемы, связанные, в первую очередь, с безопасностью в Арктике, созданием надежной системы оказания навигационных, гидрометеорологических, информационных услуг, а также прогнозированием и предупреждением возможных чрезвычайных ситуаций и снижением ущерба в случае их возможного возникновения. Реализация этих приоритетов через международные проекты даст возможность более эффективно формировать взвешенную политику России в этом регионе и развивать взаимовыгодное сотрудничество на основе норм международного права.
Примером крупного международного соглашения, направленного на развитие международного сотрудничества в Арктике, является «Северное измерение», включающее четырех равноправных партнеров: Российскую Федерацию, Европейский союз (ЕС), Норвегию и Исландию. Этот проект ориентирован на конкретные сферы сотрудничества, связанные с энергетикой, транспортом, здравоохранением, ядерной безопасностью, научными исследованиями. В рамках этого проекта рассматриваются также перспективы увеличения объёмов морских перевозок между европейскими портами и портами севера России, в частности, Мурманска, Архангельска и т.д. Цель «Северного измерения» - поддержка стабильности, благосостояния и устойчивого развития региона посредством практического сотрудничества северных стран [6].
Военная и экологическая безопасность региона. Значимость Арктики для России трудно переоценить - это ресурсы, как биологические, так и минеральные. На этот регион приходятся 18% территории Российской Федерации, в котором производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта. По данным экспертов, в этом регионе сосредоточены до 30% неразведанных запасов газа и около 10% неразведанных запасов нефти. От реализации проектов в Арктике во многом будет зависеть международная энергетическая безопасность России, поэтому Арктический регион приобретает все большую роль в глобальной политике и экономике.
Государственная граница России на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану - это открытая в плане прямого контроля полоса государственной границы и передовая линия обороны. Арктическое стратегическое воздушно-космическое направление является наиболее коротким по сравнению с другими на направлении «Россия - США», что существенно сокращает время подлета баллистических ракет к континентальной части этих государств, а ледовая обстановка Арктики позволяет стратегическим подводным лодкам скрытно маневрировать и выходить на выгодные боевые позиции. Учитывая стратегическую важность Арктики, США разрабатывают новую стратегию по расширению своего присутствия в этом регионе. Основой этой стратегии является «дорожная карта» для ВМС США в Арктике в период 2014 - 2030 гг. [7]. В этом документе сформулированы конкретные цели и задачи для служб и ведомств ВМС США по оценке потребностей сил и средств, разведке и сбору информации в регионе, оценке боеготовности действующих портов, аэродромов в прилежащей к арктическому ТВД зоне. По мере повышения доступности арктического региона, ВМС США будут планировать свою готовность к активным операциям, чтобы обеспечить национальные интересы в Арктике в ближайшей (2014 - 2020 гг.), среднесрочной (2020 - 2030 гг.) и долгосрочной перспективах (после 2030 г.).
Учитывая активизацию военных приготовлений в Арктике, нельзя исключать обострение международного соперничества за контроль над арктическими ресурсами и доступа в регион - такой подход характерен для США и стран НАТО. Внерегиональные государства, например, Китай, Япония, Южная Корея, - склонны сочетать принципы сотрудничества и конфронтации в зависимости от конкретной ситуации. Поэтому в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, пролегающей в Арктической зоне Российской Федерации, предусматривается реализация комплекса мер, способных обеспечить национальную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки.
В настоящее время Северный флот России является объединенным стратегическим командованием, которое отвечает за все вопросы обеспечения безопасности в Арктическом регионе во всех возможных сферах вооруженной борьбы. Для реализации поставленных задач, Северному флоту передана в подчинение дивизия ПВО, сформирована арктическая бригада, другие воинские части. В течение 2015 года будут сформированы армия ВВС и ПВО. В это же время будет создан учебный центр для дополнительной подготовки воинских частей для службы в Арктике. На основе сил и средств Северного флота планируется создать межвидовую группировку, отвечающую за военную безопасность в Арктическом регионе, которая должна вести патрулирование прибрежной зоны, охрану объектов и территорий вдоль берегов северных морей и Северного Ледовитого океана, обеспечивать безопасность, проход и сопровождение кораблей по Северному морскому пути, а также неприкосновенность природных ресурсов [8].
При этом со стороны России не стоит вопрос милитаризации Арктики. Акцент делается на создание активно функционирующей системы береговой охраны, опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации, развитию сил и средств пограничных органов, а также на поддержание необходимой группировки войск общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации. Одна из главных целей этой деятельности - повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами (береговыми охранами) сопредельных государств по вопросам борьбы с терроризмом на море, пресечения контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов.
В интересах активизации взаимодействия приарктических государств, Россия предложила создать международную панарктическую систему обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов, которые позволят сформировать систему мониторинга и быстрого реагирования на техногенные риски, связанные с созданием и эксплуатацией объектов нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, транспортировки и переработки углеводородов и другого сырья, функционирования энергетических объектов, обеспечивающих жизнедеятельность предприятий и населения.
Учитывая высокую чувствительность к антропогенному и техногенному загрязнению, Арктические территории и акватории необходимо обеспечить комплексом мер, направленным на снижение антропогенного влияния различных видов хозяйственной деятельности на физическую, химическую и биологическую природу арктических экосистем. Для арктической зоны крайне острой является также и проблема утилизации промышленных отходов, в большом количестве накапливающихся в различных районах Арктики.
По данным Министерства природных ресурсов РФ, загрязнение арктических морей России пока ограничивается прибрежными водами на конкретных участках акваторий, прилегающих к районам активной хозяйственной деятельности. Особо сильное антропогенное воздействие испытывают экосистемы Белого, Баренцева и Карского морей [9]. Существенный вклад в загрязнение
региона вносят источники, находящиеся за пределами России. В их числе: предприятия по переработке ядерного топлива в Европе, промышленные предприятия Северной Америки, Западной и Центральной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии. Из-за особенностей циркуляции воздушных масс, в Арктике загрязняющие вещества, газовые и аэрозольные вредные примеси скапливаются в ее атмосфере. В целях организации контроля экологической ситуации в российской арктической зоне в 2014 году был открыт региональный экологический центр Северного флота, который осуществляет экологический мониторинг и осуществляет контроль российского и международного природоохранного законодательства.
В области чрезвычайных ситуаций в Арктике Россия реализует свою деятельность в двух международных организациях — Арктическом совете и Совете Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР). Наиболее активно международное сотрудничество развивается в Арктическом совете, в его рабочей группе по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕППР), в состав которой входят представители восьми арктических стран. Международное сотрудничество в этой сфере ведется в рамках проектов, в том числе, по проведению совместных учений по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций радиационного характера, взаимодействию при реагировании на разливы нефти и других опасных химических веществ в арктических водах, оценки возможностей по очистке побережья от нефтяных загрязнений в Арктике и т.д. Основу деятельности Совета Баренцева Евро-Арктического региона составляет отработка вопросов по взаимному оповещению и реагированию в случае радиационных аварий, ликвидации пожаров, нефтяных разливов, проведения спасательных операций на водных акваториях и т.д.
МЧС Российской Федерации в Арктике создает систему комплексной безопасности территорий на основе планируемых к развертыванию 10 арктических аварийно-спасательных центров. Основной целью создания такой системы является повышение уровня защищенности населения и территорий Арктики за счет создания эффективной системы мониторинга, повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ. К настоящему времени в арктической зоне уже функционируют: три комплексных аварийно-спасательных центра в городах Нарьян-Мар, Архангельск, Дудинка, 4 региональных поисково-спасательных отряда, 196 пожарно-спасательных подразделений. Аварийно-спасательные центры обеспечены необходимой авиационной техникой, аварийно-спасательными автомобилями, вездеходами, снего-болотоходами, плавсредствами, судами на воздушной подушке, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием и т.д.
Анализ проблем, связанных с безопасным освоением ресурсов Арктики свидетельствует о необходимости объединения усилий стран и организаций, в целях развития эффективных технологий, необходимых, в частности, для предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, а также необходимых для оценки экологических и техногенных рисков и т.д. [10].
Северный морской путь. Развитие Арктики предполагает ее хозяйственное освоение — в первую очередь минерально-сырьевых ресурсов, что невозможно без развития обеспечивающей транспортной инфраструктуры, значимым элементом которой является Северный морской путь (СМП). Многие технологические вопросы, такие как обустройство прибрежных территорий, портовых зон для завоза строительных материалов, спецтехники и обслуживание зон добычи, в том числе, дальнейшая транспортировка углеводородных ресурсов, могут быть решены при оживлении СМП. СМП - важный транспортный коридор, постепенное таяние ледников в котором ведет к появлению новых северных водных путей. Предполагается, что через арктические воды в нынешнем веке из-за повышения среднегодовой температуры навигация может возрасти с 30 до 120 - 140 дней в
году, что резко повышает экономическую значимость этого маршрута: расстояние при переходе по СМП от Санкт-Петербурга до Владивостока на 9000 км короче, чем путь следования через Суэцкий канал. Кроме того, через северный полюс проходят и кратчайшие воздушные трассы, соединяющие Америку с Европой и Азией. Транспортировка товаров и ресурсов по СМП будет стоить примерно на 40% дешевле, чем по другим маршрутам, что должно привести к перераспределению существующих грузопотоков в мире. Российские товары смогут попадать в зарубежные порты через СМП и выходить на глобальный рынок, что в дальнейшем должно привести к изменению приоритетов транспортных потоков: Европейские и китайские товары, ресурсы Арктики, мировые поставки углеводородов, в том числе сжиженного природного газа, могут транспортироваться по СМП как более безопасному и более короткому маршруту, по сравнению с альтернативными. Организация движения иностранных судов по трассе СМП российскими ледоколами, обеспечение инфраструктурными системами безопасности по маршрутам следования обеспечат дополнительный постоянный контроль над новым мировым маршрутом торговли.
Таким образом, Арктика, являясь буферной зоной между основными мировыми центрами -США, Западной Европой, Россией и Китаем, становится территорией, где сталкиваются интересы многих стран, как с ресурсно-экономической, энергетической, транспортной, так и военной точек зрения. Возрастающая геополитическая, ресурсная, экологическая и экономическая роль Арктического региона требует от России, других приарктических государств разработки новых подходов к освоению северных территорий. Через эффективное международное сотрудничество, в рамках региональных организаций, в том числе, через Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, территории Арктики должны стать одним из важнейших центров развития российской и мировой экономик, где будут сосредоточены принципиально новые экономические подходы к социально-природному освоению территорий на базе передовых интеллектуальных и технологических ресурсов заинтересованных государств.
Литература
1. http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Artide/arkticeskii-sovet Дата обращения17.01.2015.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, Пр — 1969 от 18.09. 2008 г.
3. http://government.ru/news/432/ Дата обращения15.01.2015.
4. http://www.geopolitics.ru/2012/11/sovet-barencevaevroarkticheskogo-regiona/
5. А.Л. Бирюков, Т.Л. Савостова. Ресурсный потенциал Арктики: экономика и безопасность. Международный интернет-журнал ЯКА/РАМИ VIII Конвент Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), «Метаморфозы посткризисного мира: новый регионализм и сценарии глобального управления», 2014, МГИМО (У) МИД РФ.
6. http://www.mgimo.ru/aUeurope/2006/04/04-severnoe-izmerenie.html Дата обращения 01.02.2015.
7. http://www.vestifinance.ru/articles/40066 Дата обращения 01.02.2015.
8. http://www.rg.ru/2014Z11/26^^^^ Дата обращения 09.02.2015.
9. http://bmpd.livejournal.com/746289.html Дата обращения 09.02.2015.
10. В.И. Павленко. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны. //Арктика: экология и экономика.-2013.-№4.-С.16-25.
Рецензент: доктор технических наук Арефьева Е.В.