ёш: 10.17238/issn2227-6572.2016.4.87
АРКТИЧЕСКИЙ ПЛАВУЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Л.Н. Драчкова*, К.С. Зайков* *Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Статья посвящена содержанию работы и итогам экспедиций Арктического плавучего университета -уникального научно-образовательного проекта, который реализуется с 2012 года по настоящее время. Проект Арктического плавучего университета призван способствовать усилению российского научного присутствия в Арктическом регионе и подготовки арктических специалистов на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Ключевые слова: Арктика, окружающая среда, экспедиция, междисциплинарные исследования, научно-образовательный проект.
С целью усиления российского научного присутствия в Арктическом регионе и подготовки арктических специалистов, с 2012 года Русским географическим обществом (Архангельский центр РГО) совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) и Федеральной службой РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС) ежегодно реализуется морской научно-образовательный проект «Арктический плавучий университет» (АПУ), осуществляемый в высоких широтах на борту научно-экспедиционного судна «Профессор Молчанов» [1, 2].
Сегодня проект АПУ, который реализуется уже в течение 5 лет, без преувеличения можно назвать «визитной карточкой» САФУ имени М.В. Ломоносова. Более того, АПУ за столь короткий период стал инновационной науч-
но-образовательной площадкой САФУ, РГО и Росгидромета. Проект представляет собой интеграцию образовательных программ и междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных исследований. Этот опыт, поистине, может быть признан уникальным в практике российского высшего образования [3-5].
Опираясь на стратегические для Российской Федерации направления в изучении и развитии арктических территорий и акваторий, которые нашли отражение в таких важных документах, как Международная комплексная программа «Устойчивое развитие Арктики и Севера в контексте образования, науки и культуры» и «Стратегия развития Арктики - 2020», проект АПУ нацелен не только на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность, подготовку молодых специалистов арктической направленности, но и на форми-
Контактное лицо: Зайков Константин Сергеевич, адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; е-mail: k.zaikov@narfu.ru.
Для цитирования: Драчкова Л.Н., Зайков К.С. Арктический плавучий университет: вчера, сегодня, завтра // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Естеств. науки. 2016. № 4. С. 87-89. ёог 10.17238^п2227-6572.2016.4.87.
рование у современной молодежи устойчивой гражданско-патриотической позиции и мировоззренческих установок в современных геополитических реалиях.
Участвуя в морских экспедициях и научных десантах на арктические острова, молодые ученые и студенты проводят комплексные научные исследования, приобретают практические знания, необходимые для будущей работы в высоких широтах. При этом в ходе экспедиций многие из них получают незабываемые впечатления о красоте и величии Русской Арктики, влюбляются в Заполярье, становясь настоящими патриотами России, готовыми нести ответственность за ее будущее.
Экспедиции АПУ сохраняют верность устоявшимся традициям науки: научно-исследовательские работы проводятся в районах крупнейших арктических архипелагов: Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Шпицбергена -и морей Северного Ледовитого океана. За всю историю экспедиций АПУ в исследованиях приняло участие более 350 научных сотрудников, ученых и студентов из 42 научно-исследовательских, научно-образовательных и производственных учреждений. Кроме того, АПУ ежегодно расширяет географию участников: в его работу вовлекаются представители зарубежных научно-образовательных организаций более чем из 15 стран, в т. ч. Финляндии, Норвегии, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, Бразилии и Индонезии. Таким образом, растущий интерес со стороны молодых зарубежных ученых свидетельствует о расширении международного научно-образовательного пространства Арктического региона.
Экспедиционные работы состоят из образовательного и научно-исследовательского кластеров. В образовательной программе АПУ реализованы компетентностный и междисциплинарный подходы, что является весьма актуальным для современных тенден-
ций развития образования, накопления знаний об Арктике. Научно-исследовательский кластер, как правило, ориентирован на организацию и проведение комплексного мониторинга состояния арктической окружающей среды и изучение природных явлений Арктики в условиях глобального изменения климата: проводятся, ставшие уже традиционными, комплексные океанографические, метеорологические, гидрохимические наблюдения. Результаты полевых исследований имеют большое научно-практическое значение в области изучения российского сектора Арктики. Следует отметить, что с 2012 года на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» проведено и более тысячи физиологических и психологических исследований. Полученные данные помогут улучшить понимание процессов, происходящих в организме человека при трансширотном плавании в условиях Арктики.
Несмотря на неослабевающий интерес к Арктике в целом, понятие Русской Арктики сегодня требует активного позиционирования как в стране, так и за ее пределами. В связи с этим проект АПУ, наряду с решением научно-образовательных задач, направлен и на распространение знаний о ведущей роли России в открытии и освоении принадлежащих ей сегодня арктических территорий, о научной, промышленной деятельности, о современном инфраструктурном и социально-экономическом развитии региона.
Экспедиции АПУ показали, что эффективное взаимодействие структурных подразделений САФУ, РГО, Росгидромета и других организаций, на партнерских началах участвующих в разработке и апробации инновационных образовательных программ в условиях модернизации высшего образования, позволяет преобразовать процесс обучения и вывести научные исследования на новый уровень.
Список литературы
1. Бызова Н.М. Арктический плавучий университет как инновационная образовательная программа // Рациональное природопользование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 23-24 ноября 2012 г. / под общ. ред. М.В. Слипенчука. М., 2013. С. 32-34.
2. Кудряшова Е.В., Зайков К.С., Бызова Н.М. Экспедиционная деятельность Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова // Арктика: Экология и Экономика. 2015. № 2(18). С. 45.
3. Котлова Е.С. Лавирование среди айсбергов: модели этнической политики Норвегии // Арктика и Север. 2015. № 21. С. 17-32. URL: http://narfu.ru/upload/iblock/588/02-_-kotlova.pdf (дата обращения: 20.06.2016).
4. Зайков К.С., Калинина М.Р., Тамицкий А.М., Сабуров А.А., Шепелев Е.А. Научно-образовательное пространство Арктики: Норвегия // Арктика и Север. 2016. № 23. С. 144-170. URL: http://narfu.ru/upload/ iblock/7d1/12-_-zaykov-i-dr.pdf (дата обращения: 06.12.2016).
5. Васильев Л.Н., Драчкова Л.Н., Зайков К.С. Постигая Русскую Арктику. Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет - 2015» // Тр. Арханг. центра Рус. геогр. о-ва: сб. науч. ст. Архангельск, 2015. С. 3-8.
References
1. Byzova N.M. Arkticheskiy plavuchiy universitet kak innovatsionnaya obrazovatel'naya programma [Arctic Floating University as an Innovative Educational Program]. Ratsional'noe prirodopol'zovanie: traditsii i innovatsii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 23-24 noyabrya 2012 g. [Environmental Management: Traditions and Innovations: Proc. Intern. Sci. Pract. Conf., Moscow, 23-24 November, 2012]. Ed. by M.V. Slipenchuk. Moscow, 2013, pp. 32-34.
2. Kudryashova E.V, Zaykov K.S., Byzova N.M. Ekspeditsionnaya deyatel'nost' Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta im. M.V Lomonosova [The Expedition Activities of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov]. Arktika: Ekologiya i Ekonomika [The Arctic: Ecology and Economy], 2015, no. 2(18), p. 45.
3 Kotlova E.S. Lavirovanie sredi aysbergov: modeli etnicheskoy politiki Norvegii [Maneuvering between Icebergs: Ethnic Policy Models in Norway]. Arktika i Sever [Arctic and North], 2015, no. 21, pp. 17-32. Available at: http://narfu. ru/upload/iblock/588/02-_-kotlova.pdf (accessed 20.06.2016).
4. Zaykov K.S., Kalinina M.R., Tamitskiy A.M., Saburov A.A., Shepelev E.A. Nauchno-obrazovatel'noe prostranstvo Arktiki: Norvegiya [Scientific and Educational Space of the Arctic: Norway]. Arktika i Sever [Arctic and North], 2016, no. 23, pp. 144-170. Available at: http://narfu.ru/upload/iblock/7d1/12-_-zaykov-i-dr.pdf (accessed 12.06.2016).
5. Vasil'ev L.N., Drachkova L.N., Zaykov K.S. Postigaya Russkuyu Arktiku. Ob itogakh mezhdunarodnoy kompleksnoy nauchno-obrazovatel'noy ekspeditsii "Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2015" [Comprehending the Russian Arctic. On the Results of an International Integrated Scientific and Educational Expedition "Arctic Floating University - 2015"]. Trudy Arkhangel 'skogo tsentra Russkogo geograficheskogo obshchestva: sbornik nauchnykh statey [Proc. Arkhangelsk Center Russ. Geogr. Society]. Arkhangelsk, 2015, pp. 3-8.
doi: 10.17238/issn2227-6572.2016.4.87
Lyudmila N. Drachkova*, Konstantin S. Zaykov* *Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov (Arkhangelsk, Russian Federation)
ARCTIC FLOATING UNIVERSITY: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW
The article is devoted to the content and the results of the expeditions of the Arctic Floating University as a unique research and educational project, which is being implemented from 2012 to the present time. The Arctic Floating University project aims to contribute to the strengthening of the Russian scientific presence in the Arctic region and training of Arctic specialists on the basis of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov.
Keywords: Arctic, environment, expedition, interdisciplinary research, research and educational project.
Corresponding author: Konstantin Zaykov, address: Naberezhnaya Severnoy Dviny, 17, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation; e-mail: k.zaikov@narfu.ru.
For citation: Drachkova L.N., Zaykov K.S. Arctic Floating University: Yesterday, Today and Tomorrow. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Estestvennye nauki, 2016, no. 4, pp. 87-89. doi: 10.17238/ issn2227-6572.2016.4.87.