Геннадий Здлнович
Аркаим и «Страна Городов»: диалог культур. География и хронология
XX в. с полным основанием можно считать веком археологических открытий. Он начался с раскопок Кносского дворца на Крите, исследований гробницы Тутмеса IV и Тутанхамона в Египте, с обнаружения ха-раппской цивилизации долины Инда и шумерской культуры Месопотамии.
Молено долго перечислять важные археологические открытия Старого и Нового Света» которые пришлись на ушедшее столетие. Одни из них поражали блеском золота и драгоценностей, другие - принципиальной новизной в осмыслении путей истории. К последним - крайне редким событиям науки - относится открытие Аркаима и «Страны городов» в Южном Зауралье, на самом погравичье Азии и Европы.
Здесь, у восточных склонов Уральских гор была обнаружена группа укрепленных поселений рубежа Ш - П (нач. П тыс.) до н.э. Укрепленным центрам соответствуют могильники, неукрепленные селища, производственные площадки и рудники по добыче медной руды. Укрепленные поселения Южного Урала древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий. Они современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии - Махенджодаро и Хараппы.
Территория распространения поселений получила условное название «Страна городов». Она протянулась на 350 км с севера на юг и примерно на столько же - с запада на восток. «Страна...» охватывает сложный в ландшафтном отношении район - от предгорий долин Урала (зауральский пенеплен) до равнинных просторов Западной Сибири.
С административной точки зрения - это юг Челябинской области и прилегающие районы восточного Оренбуржья, Башкортостана и Северного Казахстана. «Страна...» занимает водораздел Урала и Тобола. Здесь почти смыкаются води Европы и Азии, Каспия и Северного Ледовитого океана. Стык географических зон предопределил необычайное многообразие растительного и животного мира Зауралья. Этот регион всегда был перекрестком исторических дорог. На всем протяжении человеческой ис-
тории здесь сосуществовали и взаимообогащались культуры угорских, индоевропейских и тюркских народов.
В пределах «Страны городов» сегодня насчитывается 20 пунктов, каждому из которых соответствует от одного до трех укрепленных поселений. Расстояния между двумя одновременно существовавшими центрами составляло 40 - 60 км. Таким образом, условный радиус одного земельного округа равен 20 - 30 км, а средняя площадь округа - примерно 2000 км2.
Площадь одного укрепленного центра в пределах оборонительных стен составляла от 8 (Исиней I) до 34 тыс. м2 (Черноречье). По размерам аркаимский «город» можно сопоставить с «дворцами» минойской цивилизации П тыс. до н.э. Так, площадь одного из ярких памятников - Кнос-ского дворца на Крите - составляла 16 тыс. м2.
Несмотря на небольшие размеры, укрепленные центры можно называть протогородами. Употребление понятия «город» к укрепленным поселениям аркаимско-синташтинского типа, конечно, условно. Однако их нельзя назвать просто поселениями, так как аркаимские «города» отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций. Вся территория укрепленного центра предельно насыщена планировочными деталями и глубоким содержанием, она очень компактна и тщательно продумана. С точки зрения организации пространства перед нами даже не город, а некий сверхгород.
К настоящему времени раскопки велись на пяти укрепленных центрах. Однако они охватывали незначительные площади и были связаны с охраной разрушающихся участков культурного слоя. Одним из наиболее изученных остается поселение Аркаим, где археологическими раскопками вскрыта почти половина жилой площадки.
Освоение пространства. Реальность и миф
В планировочном решении протогородов ведущую роль играют геометрические символы: овал (яйцо), круг и квадрат (прямоугольник).
Наиболее ранняя традиция воплотилась в сооружении овальных поселений, несколько позднее (и одновременно) появляются круги и квадраты. За планами «городов», безусловно, стоят различия в мифологическом восприятии мира. Очевидно, что в аркаимских сообществах геометрическая символика определяла все смыслы ритуального и бытового существования. С ведущим геометрическим символом, вероятно, был связан и выбор места для строительства поселения, и, возможно, форма всего земельного округа, геометрический контур его границ.
Круги Аркаима и Синташты, квадраты Устья и Чекотая - это, безусловно, модели Вселенной. Вселенная в представлении индоиранцев повторяла магическую фигуру Мандалы - круг, вписанный в квадрат.
Круг - небесное и женское начало, квадрат - земное и мужское. Борьба и единство этих начал отражены не только в планиграфии поселений, но и в погребальной практике аркаимцев.
Жесткая планиграфическая сетка в организации внутреннего пространства «города», его архитектура и коммуникации как бы замкнуты на себя. «Город» характеризует отгороженность от всего мира, при одновременной обращенности во внешнее пространство. Аркаимцы помещают свой «город» в ландшафт» организованный самой природой, добиваясь согласия с человеческими представлениями о соотношении среды обитания и Вселенной.
Все укрепленные центры занимают ровные сухие площадки по берегам небольших степных рек, редко озер. Эти участки обязательно вписаны в какие-то границы, обозначенные природой. Обычно они окружены водными протоками или прогибами старых русел, которые вода заполняет во время весенних паводков. В случае, если прогибы русел не полностью оконтуривали жилую площадку поселка, вырывался специальный канал, который соединял русла и создавал замкнутую водную систему. И в наше время в период весенних половодий многие площадки аркаимских поселений возвышаются, как острова, над водной стихией.
Островное положение укрепленных центров связано, скорее, с ритуальной организацией пространства, чем с потребностями обороны. Судя по материалам палеоклиматологии, и в глубокой древности налги малые степные реки не могли быть серьезным препятствием в плане ведения военных действий.
Поселения аркаимсгсого типа отличаются друг от друга не только общими планировочными решениями при ведущих геометрических символах. Они отличаются также по разному количеству одновременно функционирующих стен и рвов, по наличию или отсутствию замкнутых внутренних укреплений («цитадели», «акрополя») или сооружений на центральной площади.
Планировочные решения «городского» пространства диктовали свои особенности в сооружении входов, фланкирующих и привратных башен, в расположении жилищ относительно оборонительных стен, создавали свою специфику в системе коммуникаций (организация ливневых потоков, перемещение людей и т.д.).
Однако независимо от того, какой план содержит в себе «город», в архитектуре и строительной практике различных укрепленных центров содержится столько общих черт, что не возникает никаких сомнений, что «Страна городов» отражает единый этнокультурный мир. На археологических данных это единство можно наблюдать в строительных материалах (кирпичах, блоках), в строительных технологиях (глиняных заливках, каменных кладках), в глубокой традиции планировки жилого пространст-
во
ва аркаимского дома, в деталях бытовых сооружений, архитектурных модулях и, вероятно, в системе мер.
Фортификация
Оборонительные укрепления «Страны городов» поражают своей монументальностью и сложностью. Толщина основных стен в основании составляет 5 - 5,5 м. Толщина дополнительных стен или стен цитадели -2 - 3 м. Стены сооружали из крупных глинобитных блоков и частично облицовывали камнем (Аландское, Ольгинское). Обычно в основе стеновых конструкций находятся бревенчатые срубы или две продольные деревянные стены, связанные поперечными бревнами. Промежутки между стенами заполняли жидким грунтом (заливкой) либо сырцовыми блоками (Аркаим). Снаружи деревянные стены-срубы обмазывали глиной, облицовывали сырцовыми блоками, иногда в сочетании с камнем.
Реконструируемая высота бревенчато-грунтовых сооружений составляет около 3,5 м. Судя по сохранившимся откосам оснований стен, ширина верхних платформ оборонительных стеновых конструкций была равна 3 - 4 м. На платформе располагалась деревянная стенка (ее сгоревшие остатки фиксируются на дне рвов), которая играла роль бруствера или парапета, и служила, вероятно, в качестве щита для людей, обороняющих крепость. Бруствер позволял с удобных позиций вести обстрел впереди лежащей местности.
Перед оборонительной стеной проходил ров, стенки которого закреплялись деревом, сырцовой кладкой и плетнем, обмазанным глиной. Глубина рва составляла 2 - 3 м при ширине от 4 до 6,5 м. Ров предназначался для усиления защитной мощи стены и как бы увеличивал ее высоту (вертикальную составляющую). Ров содержался сухим.
Между подошвой стены и рвом прослеживаются уступы шириной от 0,5 до 2 м. На этих уступах иногда встречаются выкладки из колотых костей домашних животных (Куйсак). В более поздних крепостных сооружениях расстояние между рвом и подошвой оборонительной стены называется бермой. Ширина бермы в русских средневековых крепостях -от 2 до 14 м. Замечено, чем выше стена, тем более удален от нее ров. Берма-уступ создается для того, чтобы иметь возможность обстрелять ров с высоты стены.
За пределами рва с его внешней стороны может располагаться еще одна стена, сложенная из сырца (Аландское) или обваловка из грунта с деревянным бруствером-частоколом (Берсуат, Синташта). Перед обва-ловкой обычно прослеживается неширокое канавообразное углубление для отвода паводковых и ливневых вод.
Таким образом, глубина внешней оборонительной системы (глубина обороны) вместе с ливневыми сооружениями аркаимских «городов» составляла 16 ~ 20 м.
Аркаим. Планировочное решение и жилое пространство
Планировочную структуру Аркаима составляли центральная площадь, два кольца оборонительных сооружений, два круга жилищ и одна кодьцевая улица, совмещенная с ливневой канализацией.
Сердцевиной планировочной структуры являлась площадь. Форма ее прямоугольная, размеры 25x27 м, углы обращены по сторонам света. Это ровная, хорошо утрамбованная площадка с центральным кострищем. Вероятно, здесь собирались горожане для решения насущных проблем, проходили какие-то ритуальные действа. Наверняка зрители этих действ собирались на крышах домов, окружающих площадь. И тогда кровли жилищ цитадели превращались в огромный амфитеатр, где могли вместиться все обитатели поселка.
Внутреннее кольцо фортификационных сооружений (стена цитадели) имело диаметр 85 м. Оно было, вероятно, приспособлено для палеоас-трономических наблюдений. По своим параметрам стена цитадели близка кольцу менгиров Стоунхенджа (Англия) - древнейшей обсерватории Старого Света.
Вторая оборонительная стена имела диаметр 145 м. Она состояла из бревенчато-грунтовой части и деревянного бруствера. На входах возвышались привратные башни, у основания стены проходил обводной ров глубиной до 2 м.
Внутри оборонительных стен зафиксированы остатки помещений и ниш, В эти помещения можно было попасть из жилых домов. Детали внутренних помещений на Аркаиме фиксируются нечетко из-за плохой сохранности сырцовых стен, сложенных из песчаного грунта.
Раскопки на поселении Аландское - ближайшем соседе Аркаима, где в строительных материалах преобладает глина, значительно дополняют картину. Здесь во внутристенных помещениях обнаружены открытые водоводы в желобах и небольшие бассейны для воды. На этом же поселении исследованы отрезки труб, сделанных из дерева и бересты и обмазанных глиной. Судя по зафиксированному отрезку вертикальной разводки, трубы предназначались для сбора дождевой воды с кровель и транспортировки ее в какие-то особые водоемы.
Во внешнем круге поселка Аркаим хорошо выделяются четыре радиальные стены. Они делят внешнее кольцо на четыре сектора и соответствуют четырем входам в поселок. Входы ориентированы почти по сторонам света, главный обращен на запад. Конструкции входов отличались особой сложностью. Только левые «ворота» главного входа напрямую
выходили на круговую улицу поселка и имели ширину 5 - 6 м. Остальные входы представляли собой лабиринты, сооруженные внутри массивных радиальных стен. Длина лабиринтов - до 20 м, они начинались за пределами поселка и выводили к круговой магистрали внешнего жилого кольца. Проникать в поселок через тайные лабиринты входов, преодолевая значительное расстояние в сплошной темноте, безусловно, было опасным предприятием для чужака.
, На аэрофотоснимках просматривается также третья линия защитных сооружений. Она представляла собой простую грунтовую обваловку и охватывала значительную территорию, которая предназначалась, вероятно, для содержания и охраны скота.
На поселении Аркаим с помощью геофизических методов и археологических раскопок выявлено всего 66 - 67 жилищ, йз которых раскопано 29. Во внешнем кольце было 39 - 40 жилых сооружений, во внутреннем - 27. Жилища располагались по кругу, имели в плане трапециевидную форму, площадь построек составляла 110 - 180 м2. Ширина жилых сооружений равна 6 - 8 м, длина - до 20 м. Дома пристраивались вплотную друг к другу и имели общие длинные стены. Окон у таких домов быть не могло. Свет лился с потолка из специально сделанных проемов и «фонаря», который возвышался над кровлей и ее хозяйственным отсеком. Интересно, что при раскопках не было обнаружено ни одного проема в длинных смежных стенах - двери к соседу отсутствовали. Жилища имели только два выхода - один наземный в короткой торцовой стене, другой вед по лестнице на кровлю со стороны противоположного торца. Здесь же иногда фиксируются проемы, через которые можно было попасть из жилища во внутренние помещения оборонительной стены.
По своему функциональному назначению в каждом жилом доме можно было выделить несколько территорий. Почти все жилища начинались с небольших двориков, где располагались печь и яма со стоком в ливневую канализацию. Далее, через две-три ступеньки жители попадали в дом и шли по коридору, по обе стороны которого расположены небольшие помещения для отдыха малых семей. В этих помещениях могли располагаться только нары (сохранились обугленные фрагменты столбов с пазами, в которые, вероятно, вставляли жерди настилов). Здесь полностью отсутствуют очаги и какие-либо хозяйственные сооружения.
Примерно одну треть дома занимало помещение для общих сборов семьи и хозяйственной деятельности. В общем отсеке располагались колодец, колодец-холодильник (хозяйственная яма, погреб), металлургические печи, печи общего назначения. В одном из углов этой площадки находился камин, в противоположном - лестница на кровлю —верховой выход. У торцовой стенки фиксируются скопления керамики, часто архео-
логически целые сосуды. Вероятно, именно это место было особенно значимым при ритуальных церемониях.
В основании каждого камина обязательно были расположены жертвенники из черепов и других костей домашних животных. Интересны жертвенники, которые сооружались на днищах колодцев. Они состояли из тщательно прожаренных на огне нижних челюстей коров и баранов, копыт крупного рогатого скота. Стенки колодцев закреплялись деревянными клиньями и плетнем.
Работая лопатой на поселениях «Страны городов», вскрывая тонкими пластами культурный слой, постоянно ощущаешь некое смысловое значение каждой археологической детали аркаимского дома. Иногда это значение угадывается легко, иногда оно совершенно непонятно и, вероятно, недоступно нашему сознанию. Что стоит за погребением грудных детей в полах некоторых жилищ, за грудой палеолитических изделий из кварцита, положенных на возвышении у очага, за кусочками медной руды, лежащими именно у левой стены дома и всегда в одном и том же месте? Что стоит за многочисленными сожжениями поселков и столь же многочисленными возвращениями, вероятно, одних и тех же людей, во всяком случае, их соплеменников, которые прекрасно знают планировку дома и заново безошибочно восстанавливают его до мельчайших деталей? Вопросы, вопросы...
Я не имею возможности в небольшой статье остановиться на столь же значительном и сложном погребальном обряде населения аркаимско-синташтинской культуры. Отмечу только, что центральные могильные ямы (их обычно две), представляли собой значительные по размерам склепы, в которых хоронили.и умерших в течение какого-то, достаточно длительного промежутка времени. Рядовые погребения располагались в небольших одиночных ямах вокруг центральных склепов,
В могилы клали керамические сосуды, бронзовые топоры-тесла, серпы, иглы и шилья, гарпуны. Среди предметов вооружения - каменные и бронзовые наконечники стрел» копья, боевые топоры. Интересно, что наряду с предметами власти - каменными булавами - в могилах иногда встречаются предметы, связанные с деятельностью металлурга - песты для дробления руды, наковальни, литейные формы.
В центральных склепах можно обнаружить остатки двухколесных колесниц, иногда с погребениями лошадей и предметами конской сбруи. По общему признанию ученых - это древнейшие в мире боевые колесницы с конской тягой, В науке хорошо известно, что все детали, связанные с колесницами, имеют индоиранское происхождение.
Синташтинско-аркаимские могильники считаются одшши из самых богатых погребальных комплексов в степной-лесостепной Евразии в эпоху бронзы. Однако они поражают не наборами вещей, а архитектурной
сложностью могильных сооружений и многочисленными жертвоприношениями домашних животных. Без преувеличения можно сказать, что на одном могильном поле в ритуальных целях захоранивалось целое стадо, состоящее из лошадей, коров, мелкого рогатого скота. Иногда в жертвенниках встречаются кости диких животных; бобра, сурка, лисицы, кабана.
Хозяйство и общество
Сложение «Страны городов» - это одновременно формирование степного многоотраслевого хозяйства. Оно базировалось на отгонно-придомном скотоводстве при некотором внимании к земледелию, почти полном забвении охоты, но с сохранением традиций рыболовства. Крайне гибкий состав стада, зафиксированный на материалах поселений, отражает глубокую приспособленность к микроландшафтам. Особая роль в функционировании стада принадлежала лошади. Благодаря способности к тебеневке, лошадь обеспечивала круглогодичное использование достаточно ограниченной кормовой территории.
Мощная меднорудная база Зауральского пенеплена и достижения в области металлургии создали основу для стремительного хозяйственного освоения края и развития военного дела. Изобретение колесницы и жесткой узды с использованием костяных псалиев с шипами определили военные успехи аркаимцев, их способность к миграциям, престижность «касты» воинов-колесничих и их предводителей. В территориальных рамках «Страны городов» колесничество обеспечивало оперативную охрану пастбищных угодий и защиту скота.
Для боевых колесниц были необходимы специально обученные лошади с высокими эксплуатационными качествами, что стимулировало степняков к накоплению навыков коневодства и целенаправленному разведению нужных пород. Анализы костных остатков показывают, что в степях Южного Урала в синташтинское время разводили лошадей, пригодных к запряжке, а также для верховой езды и под вьюк. Не исключено, что коневодство «Страны городов» носило товарный характер (Л.Л. Гай-дученко).
В обменной торговле в качестве экспорта широко использовался металл и изделия из него, возможно, колесницы и конская упряжь. Импортировался прежде всего крупный рогатый скот.
Ряд отраслей хозяйства - архитектура, строительство и ремонт «городских» сооружений, водоснабжение, горное дело и металлургия, изготовление колесниц, коневодство, выезд лошадей и другие - требовали специализации целых групп или отдельных членов коллектива.
Экономика «Страны городов» давала возможность получать значительный. прибавочный продукт, который вкладывался в строительство
фортификационных систем, плотин, водотоков, в храмово-погребальные сооружения и культовую деятельность.
Антропологические материалы фиксируют хорошее питание и хорошее здоровье людей синташшнской культуры. Опираясь на демографические подсчеты, в основу которых положены площади полов жилых сооружений, можно констатировать достаточно-высокую плотность населения «Страны городов»,
Концентрация значительного количества людей в протогородских центрах (от 2,5 до 4 тыс. человек), тесная связь между отдельными «городами» и отдельными людьми в пределах «Страны...», где одновременно могло функционировать до 30 укрепленных центров, создали условия для информационного взрыва.
Интенсивности информационного обмена способствовали хорошие степные дороги, незначительные расстояния между протогородами (40 - 70 км), надежные средства сообщения - лошадь и колесный транспорт.
Культурные и этногенетические потоки, сконцентрированные на малой и плотно населенной площади «Страны городов», дали тот необычайный взлет мифологического мышления и ритуальной деятельности, которые зафиксированы археологически в поселенческой архитектуре, фортификации и погребальных сооружениях.
Вероятно, в этих условиях были рождены и устно зафиксированы древнейшие сюжеты «Авесты» и «Ригведы». Синташтинское общество носило эгалитарный характер. Возможно, оно не имеет прямых аналогов. Условно его можно отнести к среднемасштабным, которое, однако, продвинулось в своем развитии й подошло к порогу цивилизации. Не исключено, что общество «Страны городов» отражает альтернативный вариант пути цивилизованного развития, пути безгосударственного.
«Страна городов» представляет собой принципиально новый тип археологического источника огромной интеллектуальной привлекательности. Изучение таких источников потребует напряженного труда специалистов различных направлений, осознающих важность преодоления междисциплинарных барьеров.
Разработка проблем Синташты и Аркаима открывает перед исследователям путь к более широкой проблематике истории культуры - истории ментальности (А.Гуревич).
Однако перед специалистами возникает острый вопрос: как может историк-археолог, пользуясь проверяемыми научными процедурами, осуществить эту задачу?
Музейный комплекс
Аркаимская проблематика сегодня широко представлена в специальной научной литературе, она находит отражение в материалах представительных международных конференций в Европе и Америке. Об Ар*-кайме сегодня пишут политики. Физически развалив единое евразийское пространство, они, наконец, пытаются понять корни его исторической общности1. Упоминание об Аркаиме можно найти в статьях философов, языковедов, специалистов по истории религии. Веяние современности отражено, к сожалению* и в многочисленных паломничествах экстрасенсов, биоэнергетиков и мистиков.
Сюда со всей России едут и просто хорошие люди, едут искать встречи с собой, с природой, а возможно, и с Богом.
Что бы ни говорили сегодня об Аркаиме - хорошее или плохое -здесь реализована главная идея - в сердцевине степного региона де факто существует заповедная зона, где достойно сберегаются памятники культурного и природного наследия России. Здесь подняты не только пласты археологии и этнографии, но проведены на высоком профессиональном уровне комплексные исследования в областа природоведения - палеоэкологии, ботаники и почвоведения, климатологии и географии, геологии, орнитологии, энтомологии,..
Базовая территория музея-заповедника составляет 3,7 тыс. га. Кроме того, в музей-заповедник входят еще 14 историко-культурных и природных территорий размерами от 25 до 100 га. Каждая территория включает одно укрепленное поселение средней бронзы и ближайшую археологическую округу. На охраняемых заповедником территориях расположено окодо 400 археологических комплексов разных эпох. Это великолепный резерв археологических памятников и «генофонд» древней мировой истории.
Музей-заповедник «Аркаим» - единственный в стране крупный ■ комплексный заповедник, охраняющий и исследующий природные системы и исторические памятники в их взаимосвязи. За последние годы на территории заповедника начал функционировать музей археологии и этнографии, создан исторический парк под открытым небом, завершается строительство здания будущего музея «Человека и Природы».
Построение всех экспозиций основано на идее диалога культур. Среди объектов исторического парка есть восстановленные древние памятники, спасенные от разрушения и перевезенные из разных районов Южного Урала, а также научно достоверные реконструкции древних хозяйственных и культовых сооружений. Здесь можно зайти в реконструированное жилище каменного века и модель, аркаимского дома в натуральную величину, осмотреть уникальные погребальные сооружения эпохи бронзы, пройти в реконструированную погребальную камеру, «царского»
кургана скифо-сарматской эпохи, увидеть средневековые курганы и каменные изваяния. Особое внимание уделяется реконструкции древних технологий: металлургии, гончарства, ткачества, обработки камня и кости. Здесь, в историческом парке, каждый посетитель может принять участие в живом процессе рождения вещей, -
В планах музея-заповедника - восстановление быта'поздних кочевников и казачьих станиц эпохи русской колонизации края: реконструкция казахских и башкирских зимовок й летовок, восстановление казачьей усадьбы. Сюда уже перевезены ветряная мельница и дом горнозаводского промышленника XIX в.
На территории заповедника'расположены уникальные природные объекты, к числу которых относятся геологические разрезы и палеовул-кан Огненный. Научные сотрудники осуществляют постоянный мониторинг природных систем. По наиболее интересным местам проложена экологическая тропа, по которой проходят экскурсии.
Сотрудники музея-заповедника разработали десятки программ по древней и традиционной культуре народов Урала, геологии, почвоведению, ботанике, орнитологии. Главное достоинство всех программ, представляемых вниманию туристов, заключается в их научной достоверности. Через научные разработки на примерах исторического опыта древних народов музей-заповедник «Аркаим» стремится сформировать в обществе новое экологическое мышление.
Прошлое, настоящее, будущее...
Сегодня аркаимская долина по праву считается одной из наиболее изученных на территории России. Для естественников особенно важно, что самые разнообразные специальные работы проведены на небольшом участке земли и вся совокупность биоценозов не просто теоретически, а ощутимо реально читается здесь как некое противоречивое диалектическое единство, овеянное глубоким смыслом. -
Для историков древности евразийских степей памятники аркаимско-синташтинского типа представляют принципиально новое' явление в археологии. Их особые возможности для раскрытия исторического содержания заключаются, как это ни парадоксально звучит, в ограниченности пространства «Страны городов». В отличие от других степных культур и культурно-исторических общностей (древнеямной, аядроновской, скифо-сарматской...), занимающих огромные территории от Подунавья до Южной Сибири и Китая, «Страна городов» имеет четкие границы в пределах небольшого региона Южного Зауралья. Это значительно конкретизирует и повышает результативность исследований. В пределах «Страны городов» можно вести детальные наблюдения по системе расселения в эпоху средней бронзы, делать расчеты по палеодемографии, емкости охотничь-
их угодий и емкости древних пастбищ. Особая информативность «Страны городов» связана также с необычайно ярким характером культовой деятельности ее населения. Традиционное деление культуры на материальную и духовную здесь утрачивает свою значимость. Сакрализация памяти и ее тесная связь с ритуалом достигает на Аркаиме своего апогея. Вероятно, перед нами «бесписьменный» вариант древней цивилизации, возможность открытия которого предсказывал Ю.МЛотман.
На каком-то этапе развитая человеческих обществ появляется необходимость в передаче информации. Накопленный опыт может фиксироваться и распространяться с помощью письменности. И большая часть человечества, как мы видим сегодня, пошла по пути совершенствования письма. Однако на ранних стадиях развития практиковался и другой, бесписьменный путь развития культуры. В этом случае в качестве коллективной памяти на первый план выступали не письменные тексты, а архитектурные сооружения, курганы, урочища с местами отправления религиозного культа. Передача информации с помощью образов нашла отражение в геометрии планировочных схем и многочисленных остатках культовой деятельности на поселениях и могильниках «Страны городов». Сложная семиотическая структура мышления древнего аркаимца, зафиксированная в археологических материалах, открывает перед исследователями новые возможности и ставит новые задачи.
Важно сказать еще об одной особенности' в исследовании аркаим-ско-синташтинской культуры.
Изучая вещественные остатки эпохи рубежа Ш - П (нач. П тыс.) до н.э., специалисты-археологи, историки, языковеды активно обращаются к древнейшим пластам «Ригведы» и «Авесты», а также к общим истокам индоевропейской мифологической традиции. Это редкий счастливый случай для исследователей степных древностей, когда есть возможность соотносить письменные и вещественные источники. "
География «Страны городов, планиграфия поселений, фортификация- «загороженное место», домостроительство, колесницы, структура -общества и многое другое находят соответствие в религиозных гимнах индоариев и индоиранцев.
Я убежден, что первичные тексты «Ригведы» и «Авесты» в устной традиции создавались в Южном Зауралье в. синташтинско-аркаимскую эпоху. Это было Время, еще овеянное общим индоевропейским единством, но уже отмеченное чертами рождения и размежевания протоиндийского и протоиранского миров.
Для нас важно, что этот древнейший индоевропейский культурный горизонт имеет отношение не только ко многим современным индоевропейским народам, но своими корнями тесно связан с более поздней исто-
рией формирования башкир, казахов и многих других тюркских и угорских народов.
Мир на рубеже II - Ш тыс. н.э. называют постиндустриальным, пост-современным (постмодерновым) и даже... постчеловеческим.
Все стороны современного человеческого бытия охвачены кризисными явлениями: наука, религия, взаимоотношения между этносами и государствами, между обществом и природой...
Все, что нам предложила античная цивилизация, лежащая в истоках современной европейской культуры, - кажется, исчерпано.
Лучшие умы нашего времени в поисках выходов из тупиков постмодернового мира обращаются к самым древним пластам человеческой культуры. Еще в эпоху неолита и бронзы люди накопили большой и разнообразный опыт общественного развития. Вероятно, наша цивилизация не самая лучшая из тех возможных, что Замечала история. Возможно, были и .другие пути.
Аркаим будоражит наше воображение. Он предлагает обратиться к альтернативным путям исторического развития, заставляет посмотреть из глубины веков на достижения и промахи человеческого мира начала П1 тыс. н.э. и, возможно, если хватит сил, внести в него необходимые коррективы.
Список исцользованнон литературы
1.3данович Г.Б., Баташша И.М. «Страна городов» - укрепленное поселение эпохи бронзы XVIII - XVI вв. до н.э. на Южном Урале // Аркаим: Исследования. Поиски, Открытия, Челябинск, 1995. С. 54 - 62.
2. Зданович Д.Г. Аркаим: древность, модерн, постмодерн // Аркаим. 1987-1997: Библи-огр. указ. Челябинск, 1999. С.8-51,
3.Иванов В,В. К возможности лингвистической интерпретации открытия Аркаима и Синташты // Там же. С. 45 - 47.
4. Кузьмина Е.Е. Первая волна миграции индоиранцев на юг // Веста, древ, истории. 2000. №4. С.3-20.
5.Пьянков И.В. Аркаим и авестайская вара // Комплекс, об-ва Централ. Евразии. Челябинск, 1999, С.280-282,
6. Стеблин-Каменский И.М. Арий<?ко-уральские связи мифа об Ииме // Россиян Восток: проблемы взаимодействия: Материалы конф. Кн. К Ч. V, Челябинск, 1995, С,166 - 167.