«Аристотелевские чтения» - возрождение традиции (Ростов-на-Дону, апрель 2010 г.)
Философское учение Аристотеля и по сей день не потеряло своей актуальности и воспринимается как животворный источник человеческой мудрости и познания. Античная образовательная модель «пайдейя» -триединство обучения, воспитания и культуры, прошедшая испытания временем, всегда связывалась с именем Аристотеля и его учением об истине, бытии и познании. Мир и человек - таков широкий спектр исследований великого Стагирита, в который вмещается как физика, так и метафизика, как этика, так и каноника, а также психология, биология и т.д. Современные науки видят в Аристотеле своего первооткрывателя и Учителя с большой буквы. Аристотеля читают, изучают, проводят посвященные ему конференции и симпозиумы.
Глубокие традиции аристотелеведения в нашей стране были заложены академиком Феохарием Кессиди, по инициативе которого, начиная с 1978 г., в городе Цалка (Грузия), месте компактного проживания греков, проводились «Аристотелевские чтения», сами уже ставшие историей и науки, и человеческой жизни. Одна из «аристотелевских» конференций в Цалке завершилась открытием памятника Аристотелю, а улица, где был установлен памятник, стала носить его имя. Как отмечал в одном из своих писем Ф.Х. Кессиди, «.. .прошедшие в 80-е годы прошлого столетия "Аристотелевские чтения" получили высокую оценку и имели широкий резонанс в научных кругах бывшего СССР. Они укрепили национальное самосознание и способствовали диалогу культур в период глобализации».
Всего в Цалке «Аристотелевские чтения» проводились 4 раза, вплоть до распада СССР, затем 2 раза на территории Украины уже как суверенного государства, а теперь начинают приживаться на Донской земле. В их организации и проведении весной 2010 г. в Ростове-на-Дону приняли участие Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ) и культурно-просветительское общество донских и приазовских греков «Танаис». Целью мероприятия стало возрождение традиций отечественного антиковедения и актуализация наследия великой Эллады, оказавшей огромное влияние на развитие мировой цивилизации. Конференция привлекла внимание научной общественности, в ней принимали участие видные российские и зарубежные деятели науки и культуры. Инициативы, связанные с возрождением столь значимой традиции, и проведение «Аристотелевских чтений» в Ростове-на-Дону имеет символичное значение, так как позволяет взглянуть на проблемы нынешнего дня с учетом накопленной веками человеческой мудрости.
Свои приветствия участникам конференции и пожелания успешной работы прислали ректор ЮФУ
В.Г. Захаревич и известный предприниматель и меценат, член ГДРФ И.И. Саввиди.
На конференции был воссоздан широкий культурный фон, сопутствующий «Аристотелевским чтениям». В выступлении греческого журналиста Н. Сиди-ропулоса содержалась яркая характеристика Ф. Кессиди как мыслителя, гражданина и человека. Подчеркивая величие ученого, выступавший отметил:«...что есть Истина? - ответ на этот вопрос, уважаемые соотечественники, вы можете узнать из трудов и из жизненных университетов философа Ф. Кессиди». Далее он остановился на сложностях научной биографии Кессиди, драматической истории защиты им кандидатской диссертации, посвященной Гераклиту Эфесскому. Ф. Кессиди даже написал письмо на адрес ЦК партии и «лично тов. Сталину» (что было весьма рискованно) с просьбой разобраться в ситуации с защитой его диссертации. В результате, работа соискателя была единогласно признана достойной степени кандидата наук. Хотя Феохарий Харлампиевич не испытывал каких-либо иллюзий по поводу «отца всех народов», обращаясь к нему за справедливостью. У него не было сомнений в фарисействе «вождя».
Эту же тему продолжил ученик и друг Ф. Кессиди, заслуженный деятель науки РФ Г.В.Драч (ЮФУ), который подчеркнул мировое значение выдающегося исследователя античности, автора свыше 250 научных трудов по проблемам древнегреческой и русской философии, генетики человека, этики, эстетики, которые переведены на 15 языков мира. Широкую известность приобрели в мире труды «Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского», «От мифа к логосу», «Гераклит», «Сократ». Ф. Кессиди, сделал вывод докладчик, ученый мирового масштаба, внесший огромный вклад в изучение истории древнегреческой философии. Согласно его концепции, становление философской мысли явилось процессом перехода от мифа к логосу, от мифологического отождествления образа и вещи к художественному сравнению, и от художественного сравнения к научной аналогии и отвлеченному понятию. Но главное, это интерес к человеку и познанию, которые отличали Кессиди и как ученого, и как человека. Интересовавшая его на протяжении всей жизни фундаментальная историко-философская проблема, переход от мифа к логосу, софийна по своей сути. Это не обезличенный путь познания, это подвиги, жизнь и деяния конкретных людей, имена которых история сохранила для нас. И эти люди, так же как мы, любили и страдали, ненавидели, изменяли и оставались верными себе, друзьям и отечеству. Поэтому античность всегда была у него связана с современностью, поэтому неслучайно он обращался и к теме национального характера греков,
ища здесь разгадку греческого чуда. Но и сама личность Ф. Кессиди была и остаётся софийной со всей её жизненной глубинностью и погруженностью в мир истины и красоты.
Другое направление исследований, по которым были сделаны основные доклады, - это традиции в европейской и отечественной культурах, указывающие на связь античности с современностью. Античность, прежде всего учение Аристотеля, предстали ёмкими и многомерными. В докладе А.А.Кротова (МГУ) «Аристотель и картезианство» были проанализированы важнейшие высказывания Декарта об Аристотеле и показано, что позиция значительной части историков идей, рассматривающих картезианство как исследовательскую программу, диаметрально противоположную аристотелизму, нуждается в серьезной корректировке. По мнению докладчика, внутри картезианской школы следует различать две тенденции, характеризующие ее отношение к наследию Аристотеля. Обе тенденции в той или иной степени восходят к учению Декарта. В качестве основных представителей различных тенденций картезианской школы были выделены Мальбранш и Рого. Если Мальбранш занимал резко критическую позицию по отношению к Аристотелю, то Рого стремился осуществить синтез определенным образом истолкованного аристотелиз-ма с картезианством. В выступлении были отмечены основные черты этого своеобразного синтеза.
В выступлении А.П. Козырева (МГУ) поднималась тема «Соловьев аристотелек». Докладчик обратил внимание на интересную судьбу трудов Аристотеля в России и, в частности, на то, что первый перевод 6-ти книг «Метафизики» Аристотеля был осуществлен В. Розановым, который, будучи школьным учителем в Ельце, выпустил 25 экземпляров аристотелевской «Метафизики», тем самым впервые познакомив с нею общественность. Удивление - первое начало философии по Аристотелю. И русскому философу В. Соловьеву уже в его 20 лет было очевидно, что русская культура зависит от того, как удастся осуществить синтез логики Аристотеля и мудрости Веданты, абстрактных построений Запада и духовных исканий Востока. Аристотель - практический философ, объединяющий этику и политику. Такое объединение характерно и для Соловьева. Аристотелевская этика - это земная, а не трансцендентная этика, она направлена на обретение Блага. Соловьев в «Оправдании добра» задачу права видит в том, чтобы жизнь на Земле до времени не превратилась в ад. Общая цель - благосостояние, возможность наиболее полного удовлетворения всех потребностей - чисто аристотелевская мысль.
Н.С. Авдулов (СКНЦ ВШ) в докладе «Аристотелевское учение о равновесии и развитие его в философии» оттолкнулся от расхожей фразы: «в Греции есть всё», показав, что в античной философии присутствуют решения множества острых проблем. Когда слушаешь политиков, отмечал докладчик, возникает вопрос, читали ли они Аристотеля, хотя бы в отношении основных законов логики: непротиворечивости,
определенности, последовательности, обоснованности. Положение Аристотеля, что каждый предмет должен находиться в состоянии равновесия между двумя крайностями: мужество между храбростью и трусостью, гордость между высокомерием и унижением, норма между недостатком и чрезмерностью и проч., имеет непреходящее значение. Как же найти эту точку равновесия? Равновесие достигается посредством меры. А что выступает в качестве мер? У Протагора - «человек - мера всех вещей». На меру указывают категории гармонии, симметрии, справедливости, равенства. Жизнь, здоровье, благополучие, достоинство человека - вот мера сегодняшней ситуации, когда идет борьба между консерватизмом и модернизацией. Трансформации допустимы, если это не навредит человеку. Интересный исследователь Гачев отмечал, что античные философы могли многого не знать из того, что мы знаем сегодня, но о человеке они знали больше и лучше, чем знаем мы сейчас. Докладчик подчеркнул, что, используя античное наследие, мы можем лучше понимать друг друга, Аристотель не просто отвечает на вопросы, он дает ключ к поиску ответов.
Л.В. Батиев (ЮНЦ РАН) в докладе «Философия права Аристотеля» говорил о кризисе правосознания в постсоветской России и подчеркивал, что философия права Аристотеля может быть полезна для решения актуальных вопросов сегодня. Различение права, законов и морали происходит в Новое время. Однако у Аристотеля эти различения уже присутствуют. Мы часто слышим о естественном праве. У Аристотеля есть анализ частных законов (законов полиса) и общих законов, тех, которые признаны всеми как непи-санные, они не обеспечиваются принуждением, а только порицанием или похвалой и выступают как простое проявление добродетели. В античности есть понятие «правосудность» - оно указывает на склад души, добродетель, выбор законосообразного поведения. Право - это соответствие законам, но это и то, что выражает состояние правильности в отношениях между людьми. Естественные законы понимаются как неизменные законы, в человеческом обществе присутствует возможность изменения законов. С учетом философии права легче сформулировать постулаты правовой теории.
П. С. Ревко (ЮНЦ РАН) в докладе «Научные достижения Эллады» обратил внимание на аналогии идей Аристотеля и современного мировосприятия, на то, что в нашей современной культуре фигурирует и используется масса греческих терминов, многие греческие идеи и открытия находят свое подтверждение через тысячи лет. Докладчик отметил, что дорога античного наследия очень сложна, но роль Греции в истории науки весома и значительна.
А.Н. Ерыгин (ЮФУ) объединил озвученные темы -Европа, Россия и Аристотель. В докладе «Аристотель -М.К. Петров: тема "человека-государства"» он пояснил, что в 1966 г. в статье «Пираты Эгейского моря и личность» Петров объявил о феномене «человека-государства» как удивительной исторической анома-
лии. Упрощая, можно сказать: «человек - государство» - это философы масштаба Аристотеля, Канта, Соловьева. Возьмем Аристотеля, главу первую книги первой его «Метафизики» и соответствующий фрагмент «Никомаховой этики», а также его параллель в «Евдемовой этике». Соотнесение «опыта» с относительно теоретичными «искусством и наукой» в первой дополняется в этических трактатах существенным уточнением: за «технэ» и «эпистемэ» (искусством и наукой) у Аристотеля следуют «фронесис» (рассудительность), «софия» (мудрость) и «нус» (ум). В греческом тексте Аристотель апеллирует к ключевому для его «Метафизики» слову, передаваемому переводчиками то как «начало», то как «принцип», - к «архэ». Это наглядно видно и в тексте «Пролегоменов» Канта, хотя ощущается определенное равновесие в акцентировках на принципиальности и первоначальности в конституировании философии. И если Аристотель создал метафизику, Кант - ее радикально реформировал, а Соловьев довел мысль о философском познании до представления о принципиальном «кризисе западной философии», то М.К.Петров, отталкиваясь от идеи «человека-государства», впервые представил теоретическое самосознание этого европейского способа мысли. Аристотель для М.К.Петрова - «первопричина» той «вселенной», в которой мы (люди «европейской культурно-исторической традиции) до сих пор живем, чаще всего не сознавая о приоритетной роли этого живого «бога-создателя» нашего привычного миропорядка.
Председатель донского философского общества. Т.Г. Лешкевич (ЮФУ), анализируя разделы «Никома-ховой этики», посвященные учению о добродетелях и теме человеческого достоинства, отметила, что это неполный перечень проблематики, показывающий, что обращение к наследию Аристотеля - значимый поворот к истокам базовой европейской традиции. Культура античности именуется как «культура чести и достоинства», принципы которой адресованы свободнорожденному. В «Никомаховой этике» Аристотель утверждает, что достоинство опирается, прежде всего, на хорошее воспитание в нравственном смысле этого слова. «Пайдейя», направленная на формирование достойного гражданина, оценивается как цивилизующая функция, имеющая значение и как будущий фундамент для развития грядущих поколений, и как основание настоящего.
Пафос трудов Стагирита направлен на культивирование в индивиде личных достоинств. Ощущение достоинства связано со счастьем - главной и самодостаточной целью жизни. (добродетель) связана с aristos, т. е. «лучшим, превосходным», поэтому к добродетелям нужно стремиться, их следует культивировать. Это позволяет квалифицировать данную модель как «достигательную», усматривая в ней параллели со временем сегодняшним. Выделяя три основных образа жизни: связанный с удовольствиями и наслаждениями, государственный, и, наконец, созерцательный, мыслитель поднимает смысложизненные проблемы. Важнейшее в учении Аристотеля - обоснование цен-
ности «серединного состояния». А поскольку любая добродетель проявляется в свойственном ей деле, то для Аристотеля «деятельность - главное в жизни». Таким образом, в предложенную Аристотелем достигательную модель вводится ориентация на меру как на золотую середину; «серединность» - вот что позволяет избежать крайностей радикализма и максимализма, столь злободневных в современном мире.
Некоторые доклады были посвящены исторической тематике. Т.П. Хлынина (ЮНЦ РАН) в докладе «Кубанские греки: от территориальной к национально-культурной автономии (опыт ХХ века)» поставила вопрос: как сохранить греку свою идентичность, культурное своеобразие в условиях многонациональных культур? Она подчеркнула, что обаяние греческой культуры впервые почувствовала Екатерина II и ее сподвижники. Затем при советской власти в 20 - 30-е гг. была поставлена задача ускорить формирование распыленных наций, чтобы приблизить греков к формам национального строительства, создается греческий национальный район (это 15 тыс. чел. в 45 населенных пунктах на территории Кубани). Однако возникает вопрос, какой родной язык сделать языком делопроизводства, если из 15 тыс. жителей 5 тыс. негреки? И когда греческий район в 1937 г. исчез с карты Кубани, в нем присутствовали многочисленные представителей славянских этносов. Таким образом, возникла проблема экстерриториальной формы сохранения национальной культуры.
В докладе А.А. Цимбал (Таганрогский музей-заповедник) «Политика российского правительства по переселению греков в Таганрог в эпоху Екатерины II» было подчеркнуто, что в марте этого года исполнилось 235 лет с момента переселения греков в Таганрог. К началу XVII в. вся Греция была обращена в турецкую провинцию, греки вели освободительную борьбу. Именно в России они видели свою естественную покровительницу. Екатерина II открыла грекам дорогу в Россию, приняв решение поместить их по городам Азовской губернии. Масштабы переселения в Таганрог, Керчь, Новороссийск возрастали. Греки-переселенцы могли в любой момент включиться в военное дело, они играли большую роль как в формировании азовского флота, так и сухопутных войск. Потомки греческих переселенцев-торговцев помогли превратить порт Таганрог в центр культуры.
Конференция оказалась на редкость интересной и многообещающей, многие поднятые вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях. Древнегреческая цивилизация как колыбель европейской рациональности позволяет провести переориентацию абстрактных философских рассуждений на проблемы человеческой жизни. Аристотель возвращает нас к проблемам свободы, самоопределения и выбора, столь актуальных в наше время и дающих философии право быть востребованной в нашем сложном мире. Он выделял три (силы) души - чувство, ум (nous) и стремление и показывал, что «начало, источник поступка - это именно сознательный выбор», который предстаёт как движущая причина. «Сознательный выбор - это осмыс-
ленное стремление или стремление, движимое мыслью» - эти слова Аристотеля прокладывают магистральный путь формирования человека во все времена. Не устарели и другие положения Аристотеля: пять вещей, «а именно: искусство, наука, рассудительность, мудрость, ум» способствуют достижению истины. Наука опирается на доказательство; искусство предполагает создание, порождение нового; рассудительность состоит в способности принимать верные решения; мудрость - это наука о том, что всего ценнее. «Мудрец не только знает следствия из принципов, но и обладает истинным знанием самих принципов». Мудрость, образ мудреца витал на конференции, и участники справедливо усматривали его в Ф.Х. Кессиди и М.К. Петрове. Цепочка рассуждений великого мыслителя приводит к ценнейшим рекомен-
дациям, которые могут оказать существенное влияние на формирование мировоззрения и приемлемы в поисках выхода из современного антропологического кризиса.
Резюмируя весомый научный потенциал докладов, Г.В. Драч подчеркнул, что в будущем формат «Аристотелевских чтений» позволит развернуть целую палитру интересных научных исследований. В заключительных рекомендациях было предложено использовать потенциал «Российского философского общества», «Донского философского общества» для упрочения возрожденной традиции проведения «Аристотелевских чтений» с ориентацией не только на академические сообщения и доклады, но и на живую и плодотворную дискуссию, привлечение ученых разного профиля, студентов и аспирантов.
_Г.В. Драч, Т.Г. Лешкевич