Научная статья на тему 'Архив Показательной библиотеки по детскому чтению: неопубликованные страницы истории'

Архив Показательной библиотеки по детскому чтению: неопубликованные страницы истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Детские чтения
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1910-1940-Х ГГ / РЕДКАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА / О. И. КАПИЦА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селиванова Ольга Владиславовна

Статья посвящена обзору документов, которые сохранились в библиотеке детской литературы РГПУ им. А. И. Герцена. В этих документах содержатся сведения о работе Показательной библиотеки по детскому чтению, которая была открыта в 1919 г. при Педагогическом институте дошкольного образования. Организатором библиотеки выступила О. И. Капица. В архиве сохранились рецензии на книги детских писателей начала XX в., протоколы заседания библиотечной комиссии Общества содействия дошкольному воспитанию, отзывы о книгах, составляющие экспонаты Подвижного музея учебных пособий, корректуры библиографических списков и указателей детской литературы и некоторые другие документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архив Показательной библиотеки по детскому чтению: неопубликованные страницы истории»

ИССЛЕДОВАНИЯ

О. Селиванова

АРХИВ ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ДЕТСКОМУ ЧТЕНИЮ: НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Статья посвящена обзору документов, которые сохранились в библиотеке детской литературы РГПУ им. А. И. Герцена. В этих документах содержатся сведения о работе Показательной библиотеки по детскому чтению, которая была открыта в 1919 г при Педагогическом институте дошкольного образования. Организатором библиотеки выступила О. И. Капица. В архиве сохранились рецензии на книги детских писателей начала XX в., протоколы заседания библиотечной комиссии Общества содействия дошкольному воспитанию, отзывы о книгах, составляющие экспонаты Подвижного музея учебных пособий, корректуры библиографических списков и указателей детской литературы и некоторые другие документы.

Ключевые слова: национальная библиография детской литературы, детская литература 1910-1940-х гг., редкая детская книга, О. И. Капица.

В сборнике, посвященном тридцатилетию деятельности Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена1, в исторической справке об Институте дошкольного образования говорится, что 25 сентября 1919 г. при институте открылась объединенная педагогическая библиотека, из фондов которой вскоре была выделена специальная детская библиотека [XXX, с. 236]. После объединения педагогических вузов в 1925 г в единый Ленинградский государственный педагогический институт фонд Показательной библиотеки по детскому чтению влился в фонд фундаментальной библиотеки ЛГПИ. На сегодняшний день библиотека детской литературы РГПУ им. А. И. Герцена представляет собой исключительное по полноте и целостности собрание детских книг и журналов, изданных в период с XVIII в. по начало XXI в.

Сохранился также небольшой архив Показательной библиотеки по детскому чтению. Каков же состав архива? Это папки и тетради, в которых собраны конспекты лекций, семинаров, практических занятий по детской литературе и детскому фольклору, конспекты

статей научной литературы, протоколы заседания кружка детских писателей, существовавшего при Показательной библиотеке (в состав кружка входили С. Маршак, В. Бианки, Н. Дилактор-ская, М. Серова, М. Толмачева, Е. Верейская, Е. Привалова), достаточно большой объем занимают корректуры различных указателей по детской литературе, на отдельных листах встречаются выписанные стихи детских поэтов и т. п. Хронологически архив формировался, начиная с 1910-х гг., когда еще только зарождалась идея создания всеобъемлющей библиотеки детской литературы, и до 1940-х гг., когда библиотека активно вела свою деятельность: сотрудничала с Детгизом, постоянно давала рецензии на вновь вышедшие детские книги и т. п.

Среди разнообразия архивных материалов можно выделить папку «Из архива Показательной детской библиотеки. Рукописи О. И. Капицы», где в алфавитном порядке авторов сложены отзывы на книги детских писателей. Папка содержит 245 листов разных форматов, некоторые листы склеены из двух и более частей. Записи сделаны несколькими почерками; в основном преобладает почерк О. И. Капицы2, который можно идентифицировать по дарственным надписям на изданиях, входящих в редкий фонд фундаментальной библиотеки, а также по другим документам архива.

Отзывы структурно идентичны. В заголовке стоит подчеркнутая фамилия автора, следом идет название книги, издательство, год издания, количество страниц и цена, иногда отмечается порядковый номер издания и наличие иллюстраций. Затем следуют два небольших абзаца: в первом кратко излагается содержание произведения, во втором — составителем отзыва дается оценка с точки зрения полезности или бесполезности этой книги для детского развития, а также рекомендация по возрастному ограничению. Причем наличие второго абзаца является обязательным условием для составителя отзыва. Наиболее наивные отзывы (составленные, скорее всего, учениками О. И. Капицы), не содержащие критического взгляда на рецензируемый текст, зачеркнуты и продублированы на следующих листах уже самой О. И. Капицей, другие отзывы носят следы активной правки — зачеркивания, переписывания, перемещение абзацев и пр.

Перед нами, можно сказать, черновики аннотированного библиографического указателя книг для детей. Присутствие таких архивных документов дает уникальную возможность проследить, как протекала работа над составлением отзывов, как читатель-

ское восприятие детских повестей и рассказов сотрудники Показательной библиотеки преобразовывали в анализ творчества детских писателей (пусть пока в самом начальном виде), каким образом вырабатывалась методика этого анализа, какие требования предъявлялись к структуре и к внешнему виду рецензий. Сохранившиеся в архиве корректуры библиографических указателей детских книг помогают составить представление о дальнейшей реализации намеченных принципов в виде рекомендательных списков для детского чтения. Наряду с собиранием собственного библиографического материала, О. И. Капица внимательно следила за работой коллег и подвергала скрупулезному анализу все издававшиеся библиографические указатели книг для детей, что отражается в ее многочисленных статьях 1910-х гг.3

Среди отзывов, написанных лично О. И. Капицей, обнаружилось два текста, соответствующих книгам, находящимся в фонде редкой книги фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена. Первый отзыв является оценкой рассказа журналиста и беллетриста С. Н. Терпигорева (более известного под псевдонимом «Сергей Атава»), «Тамбовский Робинзон» (СПб., б/г). В фонде сохранился экземпляр издания в оригинальной твердой обложке с характерным дизайном начала XX в. Текст отзыва О. И. Капицы следующий (лист № 18): «Атава Сергей. Тамбовский Робинзон. Изд. Вольфа. СПб. 1906 г. 26 стр. 4 рис. 15 к. Рассказ из времен крепостного права рисует хорошего помещика, живущего общими интересами с окрестными крестьянами. Все рассказы С. Атавы относятся к крепостному времени, носят эскизный характер, написаны живо, образно и представляют интерес как бытовые, правдивые картины жизни помещиков. Рассказы пригодны для развития детей старшего возраста и подростков».

Другой пример — отзыв на четвертое издание книги Э. А. Гран-стрема, автора многих произведений для юношества, «Елена-Робинзон» (лист № 95): «Гранстрем Э. Елена Робинзон. Составлено]4 по де-Фоэ и Меллину. Изд. 3-е [4-ое] Гранстр. 1909 г. 284 [7] стр. 67 рис. 2 р. 50 к. После крушения корабля старого слепого норвежского капитана с дочерью выбросило на безлюдный тропический остров. Капитан вскоре умирает, и девочка остается совершенно одинокой; она приручает животных и всячески борется с трудными условиями жизни, пока, наконец, занесенный бурей английский корабль не дает ей возможность вернуться домой. По фабуле рассказ интересен, дает некоторые, довольно

поверхностные, сведения о тропической природе и детьми про-чтется с удовольствием». В фонде редкой книги фундаментальной библиотеки имеется второе издание этой книги 1896 г. в красном тканевом переплете с большим количеством иллюстраций.

Обнаружение подобных совпадений, с одной стороны, служит практическим целям (например, по отзыву можно восстановить дату издания), с другой стороны — позволяет на конкретном примере увидеть реализацию программного принципа О. И. Капицы о привлечении к исследованию всей литературной продукции для детей, не ограниченной какими-либо рамками. Отзывы составлялись не только на значительные по объему или дорого оформленные издания, но и на книги, входившие в так называемые «дешевые библиотеки», брошюры, лубочные издания и т. п.

На настоящий момент все отзывы расшифрованы, листы с разнообразными пометами и исправлениями описаны. Ведется подготовка отзывов к печати, планируется, что они будут сопровождаться справочными сведениями об авторах, а также общим обзором и анализом.

В статье Е. О. Путиловой, посвященной истории создания Показательной библиотеки по детскому чтению, перечисляются организации, книжные собрания которых составили ее первоначальный фонд. Это книги из Подвижного музея учебных пособий при Императорском русском техническом обществе, книги журнала «Что и как читать детям?» и книги закрывшегося в 1918 г. Петроградского учительского союза (всего примерно 11 тыс. томов) [Путилова, 2007, с. 34].

И действительно, среди архивных бумаг встречаются целые блоки документов той или иной организации. Например, сохранился небольшой по объему конверт с материалами упомянутого уже Подвижного музея учебных пособий. Всего 62 листа. Листы представляют собой бланки формата А5, отпечатанные типографским способом. Бланки содержат обязательные для заполнения пункты: «Отдел», «Автор», «Название сочинения», «Издатель», «Место издания», «Год издания» с обозначением количества страниц, рисунков, цены, номера издания и указанием, на какого читателя рассчитана книга и кем она прочитана. Видимо, бланки допе-чатывались не раз, поскольку заголовки их разнятся: «Подвижной музей Императорского Р. Т. О. (Прилукская, 10)», «Подвижной музей при И. Р. Т. О. Литературно-издательский отдел (Прилукская, 10)», «Склад книг и учебных пособий Подвижного музея

при Императорском Русском техническом обществе (Прилук-ская, 10)», «Литературно-издательский отдел Подвижного музея при Постоянной комиссии по технич. образованию И. Р. Т. О. (При-лукская, 10. Телефон 510-48)».

Известно, что в целом музеи наглядных (или учебных) пособий имели педагогический профиль, поскольку основу их фондов составляли коллекции, модели, приборы, инструменты, используемые в учебном процессе. Подвижные музеи часть своих собраний выдавали во временное пользование учебным заведениям и просветительским организациям, как правило, на условиях абонемента. Петербургский Подвижной музей учебных пособий был организован в 1892 г. и имел в своей структуре 4 отдела, в том числе литературно-издательский отдел, штамп которого имеется на некоторых изданиях редкого фонда, а также склад книг и учебных пособий, который занимался составлением и распространением библиотеки и коллекции наглядных пособий [Корольков, 1912, с. 41].

Бланки заполнены отзывами на книги, которые предполагалось использовать в учебном процессе. Рецензируемые книги посвящены в основном биографиям и творческой деятельности русских писателей XIX — нач. XX вв.: А. С. Грибоедова, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, В. Г. Короленко, А. Н. Островского, Г. И. Успенского, Т. Г. Шевченко и др. Большинство рецензируемых книг (48) отнесены авторами отзывов к отделу истории литературы, 5 книг относятся к отделу беллетристики, 2 книги — к отделу детской литературы, и у 7 книг графа «Отдел» осталась не заполненной. Листы расположены в алфавитном порядке авторов и редакторов книг.

Решение о принятии того или иного издания в число учебных пособий музея выносила, по всей вероятности, специальная комиссия, о деятельности которой можно судить по опубликованным библиографическим указателям, выпускаемым литературно-издательским отделом Подвижного музея5. Как часто проходили заседания комиссии и в каком формате они протекали, говорить не приходится из-за отсутствия достоверных сведений. Возможно, обсуждения проводились раз в месяц, поскольку среди карандашных помет на бланках имеются вынесенные решения от 15 ноября 1912 г. и 15 декабря 1912 г.

Составителями отзывов было принято делить читательскую аудиторию в зависимости от степени подготовки на пять групп. Первую группу составляют неподготовленные читатели «из на-

рода». Язык книг, рассчитанных на начинающего читателя, предельно прост, изложение элементарное. Такие книги призваны лишь познакомить читателей с личностью и творчеством того или иного писателя, большинство книг приспособлено к чтению с проекционным фонарем для облегчения восприятия текстов. Это такие книги, как «Тарас Григорьевич Шевченко: очерк жизни и деятельности с приложением портрета и избранных произведений в переводе русских поэтов» (М., 1911) Ч. Ветринского, «А. П. Чехов: его жизнь и произведения» (СПб., 1904) К. Н. Левина, «Александр Сергеевич Грибоедов» (СПб., 1900) и «Я. Н. Полонский» из серии «Народные чтения под редакцией Н. А. Майкова» (СПб., 1907), написанные автором под псевдонимом К. П. М. и др.

Вторая группа — малоподготовленные читатели. В эту группу входит не только взрослое население «из народа», но и подростки. Книги представляют собой разнообразные школьные издания, предназначенные для начальных училищ и средней школы, а также для семейного чтения. Главное требование к таким книгам — добротное, доступное и интересное изложение, которое давало бы толчок к знакомству с произведениями русских писателей, желательны понятные и ясные примеры. На малоподготовленного читателя рассчитаны следующие издания: А. Ф. Бардовский «Глеб Иванович Успенский» (СПб., 1908), А. П. Валуева (Мунт) «Искра Божия: из жизни Н. С. Соханской (Кохановской)» (М., 1904), А. В. Кольцов «Избранные стихотворения: классное издание» (СПб., [1909]) из серии «Всеобщая библиотека. Вып. 83», «Алексей Николаевич Плещеев: биография и избранные стихотворения» из серии «Библиотека для семьи и школы под редакцией Тихомирова» (М., 1910) и др.

Третья группа — это в основном уровень средних учебных заведений (отметим, что читательский уровень учащихся этих заведений приравнивался к уровню читателей «широкого круга»). Книги, ориентированные на эту группу читателей, должны быть содержательными и отличаться серьезным отношением к тексту, без погрешностей против научности, хороший литературный язык должен сочетаться в них с общедоступным характером изложения. Такие книги полезны не только для первого знакомства учеников с творчеством писателей, но и для вдумчивого чтения с родителями и воспитателями. Вот несколько примеров: В. П. Острогорский «Этюды о писателях: А. В. Кольцов» (М., 1903), А. М. Скабичевский «Грибоедов» из серии «Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Павленкова» (СПб., 1893) и др.

К четвертой группе читателей причисляются педагоги средней школы, а также те, кто занимается самообразованием. К текстам для этой группы предъявляются повышенные требования по серьезности изложения, по уровню литературности языка. Необходимо, чтобы авторами книг давались яркие характеристики писателей, которые представляли бы ценный биографический материал и служили бы достоверным пособием для изучения эпохи. Таково, например, по мнению рецензентов, исследование профессора К. И. Арабажина о М. Ю. Лермонтове «Поэт мировой скорби» (Пг., 1914) или «Словарь литературных типов. Выпуск VI» (СПб., 1910) под редакцией Н. Носкова, посвященный А. С. Грибоедову, очерки Вл. Короленко «Отошедшие: об Успенском, о Чернышевском, о Чехове» (СПб., 1908).

Подготовленным читателям, которые составляют пятую группу, предложена для чтения всего одна книга, это документальное исследование М. Гершензона «Жизнь В. С. Печерина» (М., 1910).

Главным критерием отбора книг в число учебных экспонатов Подвижного музея, как отмечают авторы отзывов, стало качественное содержание текста, его соответствие той читательской аудитории, к которой обращается автор, отсутствие давления на читателя. И это особенно важно для детей, неподготовленных и малоподготовленных читателей, поскольку подготовленный читатель сам способен разобраться в достоинствах текста. Учитывается также последовательность и полнота составленных биографий, причем в отзывах подчеркивается простота, живость и теплота изложения для любой группы читателей и не приветствуется протокольный характер повествования, отмечается удачный выбор примеров и пояснения исторического контекста.

Авторы отзывов остаются в большинстве своем неизвестными фигурами. Из двадцати человек, чьи фамилии указаны на отзывах, достоверно можно сказать лишь о нескольких. Среди отзывов встречается один о книге А. Ф. Бардовского «Глеб Иванович Успенский» (СПб., 1908), подписанный О. И. Капицей, которая была тогда сотрудником литературно-издательского отдела Подвижного музея6. Рукой Н. К. Пиксанова7 написан отзыв об очередном выпуске «Словаря литературных типов», посвященного А. С. Грибоедову (СПб., 1910), подпись «Н. Пиксанов» имеется также на отзыве о книге С. Шпицера «А. И. Гончаров» (СПб., 1912-1913), где он выступает в качестве второго рецензента.

О Татьяне Матвеевне Глаголевой, в замужестве Берхен (18851962) известно, что она родилась в Варшаве в семье военного

врача, окончила Василеостровскую женскую гимназию и Высшие женские курсы. С 1907 по 1918 гг. преподавала русскую литературу на Санкт-Петербургских высших женских (Бестужевских) курсах, а также на историко-литературных высших женских курсах Н. П. Раева [Горбунов]. Основным предметом исследований Т. М. Глаголевой была литература и культура XVIII в. Однако, судя по отзывам, фигура М. Ю. Лермонтова интересовала ее не меньше, поскольку из четырех написанных ею рецензий три посвящено разбору книг о поэте.

Крайне скудны сведения о Елизавете Викторовне Арцимович. Это имя можно встретить в числе составителей библиографических указателей, выпускавшихся в серии «Подвижной музей учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию И. Р. Т. О. Литературно-издательский отдел». Ею составлены отзывы на книгу о писательнице Н. С. Соханской, более известной под псевдонимом Кохановской, и на книги об А. И. Гончарове.

В. Величкина — это девичья фамилия и псевдоним Веры Михайловны Бонч-Бруевич (1869-1918). Эта энергичная женщина занималась как врачебной, так и литературной деятельностью, побывала несколько раз в заключении, жила за границей, работала врачом на фронте, распространяла нелегальную литературу, вела колонки в журналах и т. д. Вполне возможно, что она могла сотрудничать с таким передовым и прогрессивным для своего времени учреждением, как Петербургский Подвижной музей учебных пособий. За подписью В. Величкиной имеется отзыв на собранные Е. Буланиной «Сказки, легенды и песни Кавказа» (М., 1912), которые рассчитаны на детей среднего возраста. Это тем более говорит в пользу высказанного предположения, поскольку В. М. Бонч-Бруевич была членом «кружка библиографии» при журнале «Детское чтение» и писала рецензии на книги для народных библиотек [Горбунов].

Таким образом, Подвижной музей учебных пособий на протяжении многих лет вел научно-просветительскую и популяризаторскую деятельность. Выпуск библиографических указателей и каталогов, в которых учитывалась степень доступности той или иной книги для определенной группы читателей, способствовал приобщению самой разнообразной читательской аудитории к серьезной литературе. Подвижной музей учебных пособий в Петербурге принципиально позиционировал себя как некоммерческое учреждение, и одним из факторов, благодаря которому он существовал

и развивался более двадцати лет, был бескорыстный труд увлеченных людей, энтузиастов своего дела. «Даровой труд», как его называла М. И. Страхова, первая заведующая, использовался во всех отделах музея, причем количество «даровых работников» с каждым годом все увеличивалось [Страхова, 1902, с. 16]. Даже такое небольшое количество документов, какое сохранилось в архиве Показательной библиотеки по детскому чтению, показывает колоссальный объем той каждодневной работы, которую совместно осуществляли сотрудники музея и «даровые работники».

Еще одна организация, документы которой представлены в архиве — Общество содействия дошкольному воспитанию детей. Общество начало свою деятельность в 1908 г. Его открытию философ В. В. Розанов посвятил отдельную статью, в которой всецело поддерживал идею раннего развития и дошкольной социализации детей, причем призывал государственные власти к всесторонней помощи в этом нелегком деле [Розанов, 1909, с. 4]. Сфера деятельности Общества была крайне широка: оно открывало детские сады для детей рабочих, организовывало летние колонии (аналог дачи) для вывоза городских детей на природу, постоянно выпускало брошюры и методические пособия по педагогическому профилю. В составе Общества работало несколько комиссий: библиотечная, педагогическая, редакционная, по развлечениям, по рассказыванию, по летним колониям, по детским садам. Заседания комиссий проходили два раза в месяц, общее собрание Общества — раз в месяц. Бюджет и деятельность всех учреждений Общества координировало Правление.

Значительную часть сохранившихся архивных материалов составляет Годовой отчет о деятельности библиотечной комиссии Общества за 1915-1916 гг. Отчет занимает более 40 тетрадных листов с постраничной нумерацией (всего 84 страницы), заполненных плотным рукописным текстом. К некоторым листам несколькими стежками белой нити пришиты исправления, заменяющие значительные отрывки текста.

В отчете приводятся подробнейшие сведения о деятельности библиотечной комиссии и о работе Общества в целом. В нем говорится о переезде Общества с одной квартиры на другую, описывается расположение читального зала, библиотечного фонда, склада книжной продукции и выставок по комнатам в новом помещении. В мельчайших деталях представлен один день работы библиотеки Общества, даны крайне выразительные характеристики

читательской аудитории по возрастам и книжным запросам, причем подчеркивается индивидуальный подход к каждому подписчику. Так же точно подмечены и типы покупателей, поскольку, кроме выдачи книг по абонементу, Общество занималось распространением литературы, рекомендованной библиотечной комиссией. С книжного склада продавались не только издания художественных произведений, но и пособия по рисованию, лепке, ручному труду, по ведению детского сада, специальные педагогические сочинения, а также детские журналы. В отчете говорится, что после переезда на «более бойкое» место, то есть в дом № 92 по Невскому проспекту, дела у Общества значительно оживились. Отмечается, что число посетителей было настолько велико, что пришлось увеличить штат постоянных сотрудников. Такие подробности каждодневной работы штаб-квартиры Общества занимают треть всего отчета.

Собственно деятельность библиотечной комиссии Общества состояла в разборе книг по текущей детской литературе и подготовке рекомендательных списков для чтения. Особо были отмечены в отчетном 1915 г. историческая повесть Н. И. Манасеиной «Царевны» (Пг., 1915), воспоминания А. Н. Латри «Светлые дни детства» (М., 1915), рассказы П. Н. Сурожского «Зеленый шум» (Пг., 1915), пере вод книги Л. Перкинс «Маленькие японцы» (М., 1915), сказка в стихах П. С. Соловьевой-Allegro «Куклин дом» (Пг., 1916) и две книги из сибирской жизни — «Золотое дно» (Пг., 1915) А. В. Вережникова и «В глуши сибирской» (М., 1915) С. И. Ульриха. Однако составитель отчета сетует, что прямыми обязанностями в отчетном году библиотечная комиссия занималась мало в связи с тем, что книг во время войны «выходило гораздо меньше обычного». Было затеяно обновленное переиздание устаревшего каталога книг для детей дошкольного возраста. Для решения всех спорных вопросов по инициативе П. С. Соловьевой (Allegro) к пересмотру рекомендованных книг были привлечены литераторы А. Блок, З. Гиппиус, А. Ремизов и художники А. Бенуа, С. Яремич и А. Остроумова-Лебедева. На их суд были отданы книги «Лесная царевна» (забракована), «Степка-Растрепка» (реабилитирован), «Гоша — длинные руки» (забракован).

Хотелось бы отметить два важных начинания в деятельности Общества и библиотечной комиссии — это идея издания своего собственного печатного органа и часы рассказывания. Оба направления привели к созданию двух отдельных комиссий Обще-

ства: редакционной и по рассказыванию. Значительное количество заседаний библиотечной комиссии было посвящено также полемике в прессе с неким «отцом», который обвинил Общество и библиотеку в распространении антисемитской литературы. Дело касалось книги Дж. Гринвуда «Маленький оборвыш», в которой есть небольшой эпизод с евреем, обманувшим главного героя. В отчете подробно рассказывается, как библиотечная комиссия готовила ответы анонимному автору писем, однако, из окончательного текста отчета этот значительный отрывок текста исключен.

В целом 1915-1916 отчетный год был благоприятным для Общества содействия дошкольному воспитанию детей, чего нельзя сказать об 1917-1918 гг. В этой же папке с документами сохранился отчет Правления Общества, в котором говорится о тяжелом финансовом состоянии всех учреждений Общества. Текст отчета за 1917-1918 гг. содержит многочисленную правку, расплывшиеся чернильные пятна, что крайне затрудняет расшифровку. Несмотря на общий финансовый кризис, Общество не прекратило своей деятельности, библиотека и книжный склад продолжали работу практически без перерывов, что давало возможность оплачивать аренду квартиры и выплачивать жалование служащим. Тяжелее всего пришлось детским садам, педагогическим курсам и музею, которые выжили исключительно благодаря самоотверженности своих руководителей. Общие для всего Петербурга невзгоды также затрудняли работу Общества, например, при отключении света комиссии заседали либо в полной темноте, либо при одной свечке, а общие заседания отменялись в связи с внезапной остановкой трамваев и т. д.

Главная ценность отчета — сохранение памяти о тех людях, которые трудились в Обществе содействия дошкольному воспитанию детей. Некоторые имена напрямую связаны с историей РГПУ им. А. И. Герцена, в частности, с кафедрой дошкольной педагогики. Это Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) — талантливый педагог, создатель оригинальной теории дошкольного воспитания, с 1913 по 1917 гг. вице-президент Общества содействия дошкольному воспитанию детей, руководитель организованного при Обществе детского сада, в 1920-1924 гг. профессор Педагогического института дошкольного образования. Ее сестра Лидия Ивановна Чулицкая-Тихеева (1868-1938) — педагог и педиатр, специалист по гигиене детского возраста, преподаватель Педагогического института дошкольного образования, с 1919 г. заведующая

кафедрой анатомо-физических особенностей и гигиены детского возраста в институте им. П. Ф. Лесгафта. Наталия Алексеевна Альмединген-Тумим (1883-1943) — эксперт в области дошкольного воспитания, активный сотрудник Петербургского Фребелев-ского общества (с 1907 г.), с 1919 г. профессор, первая заведующая кафедрой дошкольной педагогики, в 1923-1924 гг. ректор Педагогического института дошкольного образования. А также Георгий Григорьевич Тумим, Василий Адамович Зеленко, Константин Михайлович Лепилов, Екатерина Ивановна Иорданская.

В Обществе содействия дошкольному воспитанию детей постоянно работали известные люди, например, М. А. Бекетова8, П. С. Соловьева (Allegro)9, А. М. Калмыкова10, М. Я. Морозова11, В. В. Каррик12. В отчете встречаются также имена практически неизвестных персон, сведения о которых скудны либо противоречивы, например, Мария Александровна Литинская (1861-1941) — выпускница Смольного института, заведующая книжным складом и библиотекой Общества [Литинский], Евгения Егоровна Соловьева (1869-1945) — педагог, филолог13 и др.

Таким образом, дальнейшая работа с архивом предполагает расшифровку всей рукописной части материалов, более строгую систематизацию документов, их архивизацию как принадлежности библиотеки, публикацию и научный анализ материалов. Параллельно с работой над архивом необходимо составить представление о нынешнем состоянии фонда библиотеки детской литературы РГПУ им. А. И. Герцена периода работы в Показательной библиотеке О. И. Капицы и ее преемницы Е. П. Приваловой. Ценность архивных бумаг неоспорима, и заключается она не только в том, что они являются документальными свидетельствами эпохи, но и в том, что в них отражается целая веха как истории фундаментальной библиотеки, так и истории университета в целом. Поскольку именно с создания Показательной библиотеки началось серьезное изучение детской литературы, позволившее сложиться отдельному самостоятельному кругу научных и учебных дисциплин.

Источники

XXX: Сборник, посвященный тридцатилетию деятельности ЛГПИ им. А. И. Герцена. 17 ноября 1918 — 17 ноября 1948. Л., 1948.

Капица О. И. Обзор библиографических указателей научно-популярной литературы, беллетристики и детских книг // Указатель книг по истории и обществен-

ным вопросам / под ред. Н. А. Гредескула, С. Ф. Знаменского, С. А. Князькова. СПб., 1910. С. 1-57. Прил.

Капица О. И. Обзор указателей детских книг // Новости детской литературы: критико-библиографический ежемесячный журнал, издаваемый при участии Отдела детского чтения Комиссии по организации домашнего чтения при Учебном отделе М.О.Р.Т.З., издательством при детской библиотеке М. В. Бередниковой. 1912. № 12 (август). Год I. С. 6-13.

Капица О. И. Указатели детских книг // Русская школа: общепедагогический журнал для учителей и деятелей по народному образованию / под ред. Я. Я. Гуре-вича. СПб., 1912. № 11. С. 17-26. III Отд.

Корольков Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию (IX отдела Императорского Русского технического общества): по-поводу XXV-летия деятельности А. Г. Неболсина как ее председателя, совпадающего с XL-летием как члена общества и L-летием его государственной службы. СПб., 1912.

Розанов В. В. Общество содействия дошкольному воспитанию детей // Новое время. 1909. 2 (15) мая. № 11902. С. 4.

Систематический указатель книг для детей и юношества: указатель обработан на основании отзывов комиссии: Е. В. Арцимович, О. А. Беляевская, В. И. Добродеева [и др.]. Ч. 1 / под ред. О. И. Капицы. Пг., 1915. XIII с., 274 стб. (Подвижной музей учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию И. Р. Т. О. Литературно-издательский отдел).

Страхова М. И. Подвижной музей наглядных учебных пособий в Петербурге. СПб., 1902.

Указатель книг по истории и общественным вопросам / сост. Е. В. Арцимо-вич, М. В. Имщенецкая, О. И. Капица [и др.]. Под ред. Н. А. Гредескула, С. Ф. Знаменского и С. А. Князькова. СПб., 1909. (Подвижной музей учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию И. Р. Т. О. Литературно-издательский отдел).

Исследования

Горбунов Ю. А. Писательницы России: материалы для биобиблиографического словаря. URL: http: //book.uraic.ru/elib/Authors/Gorbunov/sl-4.htm (дата обращения: 20.02.2018).

Литинский В. А. Как писали завещания в 1820 году. URL: http://world.lib.ru /1/ 1itinskij_w_a/ kakpisalizaweshanijaw1820godu.shtml (дата обращения: 20.02.2018).

Путилова Е. О. Показательная библиотека как центр книжной культуры // Вестник Герценовского университета. СПб. 2007. № 5 (43). С. 34-37.

Селиванова О. В. Книги из личного собрания О. И. Капицы в фонде отдела редкой книги // Университетские библиотеки в изменяющемся мире образования, науки и культуры. К 210-летию Герценовского университета: материалы второй международной научно-практической конференции. СПб. 2007. С. 182-185.

Селиванова О. В. Коллекция детской литературы в фонде библиотеки Герценов-ского университета // Вестник Герценовского университета. СПб. 2009. № 2 (64). С. 47-50.

Селиванова О. В. Архив О. И. Капицы как отражение работы Показательной библиотеки по детскому чтению // Книжное дело в России в XIX — нач. XX вв.: сб. научных трудов. Вып. 16. СПб. 2012. С. 220-225.

Примечания

1 В советское время ЛГПИ им. А. И. Герцена вел отсчет своего существования от организованного в 1818 г Третьего Петроградского педагогического института, в состав которого до 1925 г были влиты несколько педагогических вузов, в том числе Педагогический институт дошкольного образования.

2 Ольга Иеронимовна Капица (1866-1937) — видный исследователь детского фольклора и круга детского чтения, профессор кафедры дошкольной педагогики пединститута им. А. И. Герцена, идейный вдохновитель и организатор Показательной библиотеки по детскому чтению.

3 Капица О. И. Обзор библиографических указателей научно-популярной литературы, беллетристики и детских книг / О. И. Капица // Указатель книг по истории и общественным вопросам / под ред. Н. А. Гредескула, С. Ф. Знаменского, С. А. Князькова. СПб., 1910. С. 1-57. Прил.; Капица О. И. Обзор указателей детских книг / О. И. Капица // Новости детской литературы: критико-библиографический ежемесячный журнал, издаваемый при участии Отдела детского чтения Комиссии по организации домашнего чтения при Учебном отделе М. О. Р. Т. З., издательством при детской библиотеке М. В. Бередниковой. 1912. N° 12 (август). Год I. С. 6-13; Капица О. И. Указатели детских книг / О. И. Капица // Русская школа: общепедагогический журнал для учителей и деятелей по народному образованию / под ред. Я. Я. Гуревича. СПб., 1912. № 11. С. 17-26. III Отд. и др.

4 В квадратных скобках приводятся расшифровка сокращений и исправления, которые внесены в текст отзывов.

5 Систематический указатель книг для детей и юношества: указатель обработан на основании отзывов комиссии: Е. В. Арцимович, О. А. Беляевская, В. И. Добродеева [и др.]. Ч. 1 / под ред. О. И. Капицы. Пг., 1915. XIII с., 274 стб. (Подвижной музей учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию И. Р. Т. О. Литературно-издательский отдел); Указатель книг по истории и общественным вопросам / сост. Е. В. Арцимович, М. В. Имщенецкая, О. И. Капица [и др.]. Под ред. Н. А. Гредескула, С. Ф. Знаменского и С. А. Князькова. СПб., 1909. (Подвижной музей учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию И. Р. Т. О. Литературно-издательский отдел).

6 Личности и деятельности О. И. Капицы посвящено несколько работ автора данной статьи: Селиванова О. В. Книги из личного собрания О. И. Капицы в фонде отдела редкой книги // Университетские библиотеки в изменяющемся мире образования, науки и культуры. К 210-летию Герценовского университета: материалы второй международной научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 182-185; Селиванова О. В. Коллекция детской литературы в фонде библиотеки Герценовского университета // Вестник Герценовского университета. СПб., 2009. № 2 (64). С. 47-50; Селиванова О. В. Архив О. И. Капицы как отражение работы Показательной библиотеки по детскому чтению / О. В. Селиванова // Книжное дело в России в XIX — нач. XX в.: сб. науч. трудов. Вып. 16. СПб., 2012. С. 220-225.

7 Николай Кириакович Пиксанов (1878-1969) — советский литературовед, профессор Петербургского, Саратовского и Московского университетов, член-корреспондент Академии наук. Главные его труды посвящены творчеству А. С. Грибоедова. Ценность работ Н. К. Пиксанова для литературоведения в их фактической части, в обилии предлагаемых документов, в планомерной разработке творческой истории произведения, в рассмотрении областных культурных гнезд.

8 Мария Андреевна Бекетова (1862-1938) — переводчица, мемуаристка, автор популярных книг для детей, в 1900-1910-е гг. сотрудник журналов «Сол-

нышко» и «Всходы», бессменный секретарь библиотечной и редакционной комиссий Общества содействия дошкольному воспитанию детей, а также правления Общества.

9 Поликсена Сергеевна Соловьева (Allegro) (1867-1924) — поэтесса и художница, в 1906-1913 гг. издавала вместе с Н. И. Манасеиной детский журнал «Тропинка», в 1908 г. ей была присуждена золотая Пушкинская медаль.

10 Александра Михайловна Калмыкова (1849-1926) — издатель, активный участник многих просветительских обществ, видный деятель становления и развития российского народного образования и библиотечного дела.

11 Мария Яковлевна Морозова (1882-?) — педагог и специалист по дошкольному воспитанию, с 1918 г. первый эмиссар Северной области по дошкольному образованию, организатор музея дошкольной жизни ребенка в Петрограде.

12 Валерий Вильямович Каррик (1869-1943) — русский детский писатель, журналист, иллюстратор, карикатурист.

13 РНБ: Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725-1998). URL: http://nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/92887/1 (дата обращения: 20.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.