АРХ1ТЕКТУРА
УДК 72.03 (477.63) : 72.036 (477.63)
АРХИТЕКТУРНЫЙ МОДЕРНИЗМ ЛЕОНИДА СУПОНИНА (Днепропетровск 1960-х- середины 1970-х гг.)
С. И. Подолинный, ст. преп., Ю. Ю. Крылас, студ.
Ключевые слова: идеология модернизма, комплекс Днепропетровского государственного университета, композиционные решения, межвузовская научная библиотека, трансформация ортодоксальных постулатов
Введение. Днепропетровск - город с непростой архитектурной историей. В ней взлеты, грандиозные планы и свершения чередуются с десятилетиями забвения, застоя, упадка. В такой сложной траектории развития особенно важно зафиксировать причины столь резких перепадов и их последствия. Имея развернутую картину событий и знаковых личностей переломных периодов, легче справляться с трудностями современности и прогнозировать будущее. Одним из примеров переломного этапа в развитии архитектурного ландшафта Днепропетровска был период, начавшийся в 1960-х и продлившийся около 15 лет. Среди наиболее ярких персонажей архитектурной жизни этого времени выделяется личность известного украинского архитектора Леонида Сергеевича Супонина. Он стал одним из самых ярких представителей когорты советских архитекторов второй половины ХХ века. Изучив его творчество, можно более ясно представить особенности того периода, его достижения и неудачи.
Постановка проблемы. В настоящее время об архитекторе Л. С. Супонине имеются лишь отрывочные сведения, а к его юбилейной дате - 80-летию со дня рождения (14.05.1932 -12.08.2004) никакой новой информации представлено не было. На данный момент можно назвать лишь одну доступную широкому кругу людей публикацию об архитекторе - короткий очерк в книге «Днепропетровск. Архитекторы» [1].
Присутствует некоторая информация в Интернете, но лишь короткое сообщение, а именно биографическая статья Днепропетровской областной организации Союза архитекторов о смерти известного архитектора. Также фамилия Супонина упоминается на городском портале Днепропетровска, есть краткие анкетные данные, которые сохранились в архивах Днепропетровского дома архитекторов.
Цель статьи. Представить основные биографические сведения и особенности творческой деятельности Л. С. Супонина в начальный период (до сер. 1970-х гг.), с акцентом на днепропетровский этап, начавшийся в 1963 году.
Материалы и методы исследования. Как отмечает Т. Г. Маклакова: «Во избежание путаницы в отечественной литературе зодчество 1920 - 1930-х гг. означают терминами «модернизм», «авангард», «функционализм», «новая архитектура» или «современное движение» [3]. Архитектурно-строительная деятельность в СССР с конца 1950-х гг. и практически до начала 1980-х основывалась исключительно на принципах именно этих художественных направлений. В данной статье для обозначения этого явления используется термин «модернизм».
Подбор информации и анкетные данные об архитекторе были взяты из личного дела Днепропетровского дома архитекторов, фото - из личного архива его жены - Ирины Викторовны Супониной и его коллеги - Александра Григорьевича Новикова.
Основная часть. Леонид Сергеевич Супонин (рис. 1) родился 14 мая 1932 года в г. Иркутск. Выпускник одного из самых известных в Европе архитектурных вузов -Московского архитектурного института (МАрхИ), где учился с 1950 по 1956 год.
Учеба Л. С. Супонина в МАрхИ пришлась на переломное для советской архитектуры время. Под воздействием разнохарактерных внешних и внутренних факторов руководство страны соориентировало архитектурно-строительную деятельность на рационалистические подходы. В это время приобретает новый импульс к развитию модернизм [3]. Его рациональная основа и ориентация на экономичные индустриальные методы домостроения способствовали быстрому восстановлению жилищного фонда с минимальными затратами. В СССР архитектура
большинства новых зданий была весьма аскетична: соблюдались эстетические каноны раннего модернизма (эстетика прямого угла, плоской крыши, ленточного остекления в массовых общественных зданиях), при этом геометризм форм усугублялся в связи с технологическими требованиями производства сборного железобетона.
Но эта инициатива советского руководства запоздала. К тому времени архитектурно-строительная индустрия запада, используя экономический аскетизм идеологии модернизма, уже решила первоочередные задачи послевоенной реабилитации серьезно пострадавшей во время войны застройки многих городов. Они начали решать задачи другого уровня, который не предполагал такого рационального и упрощенного подхода к принципам формирования городской среды. В 1967 г., Роберт Вентури в своей программной работе «Сложности и противоречия в архитектуре» развенчал все постулаты «модернистской утопии».
Следует вспомнить пример знаменитого жилого комплекса «Прюйт-Айгоу», существовавший с 1954 по 1974 г. в городе Сент-Луис штат Миссури, США. После многочисленных безуспешных попыток улучшить криминогенную ситуацию в жилом комплексе, 16 марта 1972 года по решению Федерального правительства было взорвано первое здание, затем в течение двух лет — и все остальные. Полностью территория была расчищена в 1976 г., что сделало «Прюйт-Айгоу» одним из самых известных неудавшихся проектов социального жилья. Учитывая тесные связи Л. С. Супонина с московской архитектурной школой (одной из ведущих в Европе), можно с высокой степенью вероятности предположить, что он хорошо представлял все перипетии достаточно драматичного процесса смены парадигмы развития архитектуры.
Рис. 1. Фото из архива Дома Рис. 2. Фото из личного дела Л. С. Супонина (Архив
архитектора ДООНСАУ)
В это время в Советском Союзе начинает реализовываться широкомасштабная программа реконструкции старых и строительства новых высших и средних учебных заведений. Развитие высшей школы, острая нужда в учебных площадях и общежитиях обусловили разработку индивидуальных и типовых проектов учебных и лабораторных корпусов вузов, зданий техникумов, технических училищ и общежитий. Тысячи зданий вузов и техникумов были построены в Советском Союзе по проектам, выполненным Гипровузом [5].
Именно в этот период начинает свою практическую архитектурную деятельность Леонид Сергеевич Супонин. В самом начале профессиональной карьеры он участвует в разработке проектов широкого спектра, в том числе и учебно-административного профиля. В 1969 г. он активно включился в широкомасштабные архитектурно-строительные процессы нашего города. В личном листке члена Днепропетровской областной организации национального Союза архитекторов Украины (рис. 2) сохранились данные о творческих работах, выполненных
архитектором начала 1960-х - сер. 1975 гг. Это осуществленные и неосуществленные проекты, конкурстные работы:
- 1958 - 1960 гг. Серии крупнопанельных жилых домов для перспективного городского строительства (организация АС и АСССР - соавтор);
- 1961 г. Учебно-административный корпус Центральных курсов усовершенствования врачей Минздрава СССР, г. Москва (организация Моспроект 1, соавтор);
- 1962 г. Кооперативный жилой дом, г. Москва, Оружейный переулок (орг. Моспроект 1 -соавтор);
- 1962 г. Театр Сатиры (реконструкция), г. Москва (орг. Моспроект 1 - соавтор); реконструкция площади Белорусского вокзала, г. Москва (автор);
- 1964 г. Клуб молодежи Южного машиностроительного завода г. Днепропетровск, пр. Кирова (организация н/п 187 - автор);
- 1967 г. Памятная стелла с приказом И. В. Сталина об освобождении, г. Днепропетровска (архитектурно-художественная мастерская при Днепропетровском горисполкоме - автор);
- 1966 - 1967 гг. Памятник Г. И. Петровскому в г. Днепропетровск на Привокзальной площади (АХМГ - автор);
- 1969 - 1974 гг. Комплекс Днепропетровского госуниверситета (генеральный план, учебные и спортивные здания). Организация: ДКМ «ГИПРОВУЗ» - руководитель авторского коллектива;
- 1972 - 1974 гг. Генеральный план и главный учебный корпус Кубанского СХИ г. Краснодар (ДКМ «ГИПРОВУЗ» - автор);
- 1973 - 1974 гг. Генеральный план и главный учебный корпус Днепропетровского металлургического института, пр. Гагарина (ДКМ «ГИПРОВУЗ» - автор).
В 1966 - 1967 гг. Л. С. Супонин руководит специальной архитектурно-художественной мастерской при горисполкоме, созданной для оформления города к 50-летию Советской власти. С 1969 по 1974 г. Леонид Сергеевич принимает активное участие в разработке проектной документации для строительства комплекса зданий и сооружений Днепропетровского государственного университета, работая в ДКМ «ГИПРОВУЗ» в качестве директора и руководителя авторского коллектива. Большая работа была проведена в 1973 г. по генеральному плану комплекса ДНУ (рис. 3). В состав специалистов-разработчиков входили архитекторы: А. Новиков, Н. Ушаков; инженеры: А. Васильков, А. Петрищев, А. Свечинский.
Рис. 3. Генплан комплекса ДНУ, предусмотренный проектом (а), современная ситуация (б) и топографический снимок со спутника (в)
Экспликация современного состава комплекса ДНУ (б): 1. Научно-административный корпус (ректорат, службы университета); 7. Областной лицей физико-математического профиля; 9-17. Научные и учебные корпуса факультетов; 18. Научная библиотека ДНУ; 19. Дворец спорта ДНУ. Кафедра физической культуры и спорта; 20. Типография ДНУ. Автохозяйство ДНУ; 21. Научно-производственные мастерские ДНУ; 22. Жилой 22-й корпус. Общежитие №4; 23. Жилой 23-й корпус. Общежитие № 5; 24. Жилой 24-й корпус. Общежитие № 6; 25. Жилой 25-й корпус. Общежитие № 7; 26. Культурно-бытовой комплекс ДНУ; 28. Стадион. Полная документация по проекту генплана, к сожалению, не сохранилась.
Космическая столица Советского Союза должна была получить соответствующий этому статусу вузовский комплекс, в котором готовят специалистов ракетно-строительной отрасли. Судя по сохранившимся фрагментам проектной документации, архитекторам удалось создать архитектурный ансамбль необходимого уровня, воплощая в конкретных решениях идеологию модернизма (рис. 4).
Рис. 4. Фото макета учебной зоны ДГУ
Ясная, легко читаемая композиция из объемов простой геометрической формы, тем не менее, выходит за рамки модернистских постулатов. Композиционные решения не абстрактны, они насыщены различными смыслами и органично увязаны с топографией участка. Средовой контекст, которым модернизм так часто пренебрегает, в этом проекте становится одной из ведущих тем. Ответвление оврага отводится под открытый стадион. А на заднем склоне оврага, скрадывая крупные габариты, размещен Дворец спорта (рис. 5). Объемная пластика отдельных составляющих комплекса тесно увязана с топографией, где подчеркивая её особенности, а где всецело ей подчиняясь.
Рис. 5. Сохранившееся фото макета научного корпуса Рис. 6. Научная библиотека ДГУ.
ДГУ и Дворца спорта Главный фасад здания
Композиционная диагональ, связывающая проспект им. Юрия Гагарина с комплексом, завершается на представительской площади. На ней размещается основная композиционная доминанта - 16-этажный главный учебный корпус. Основные пространственные оси комплекса органично объединили в единое целое антропогенную и природную составляющие окружающей среды. При этом сохраняется и подчеркивается крупный масштаб природного окружения - обширные свободные от застройки склоны и ложе Красноповстанческой балки.
Сам комплекс рассчитывался на контингент студентов в 9 000 человек, в том числе 3 600 человек на первую очередь строительства; учебно-производственная площадь 65 700 м2; строительный объем зданий первой очереди строительства 226 440 м2.
Иной ракурс творческого кредо Л. С. Супонина раскрывает проект межвузовской научной библиотеки (ДМНБ) на 3 млн томов (рис.6). Она задумывалась как объект регионального значения, фонды которого формировались на условиях кооперации средств заинтересованных министерств и ведомств.
В этой работе авторскому коллективу под руководством Супонина удается, оставаясь в рамках архитектурной традиции модернизма, избежать многих присущих ему недостатков, в том числе скудности пластических приемов разработки фасадов, нарочитой простоты объемной пластики, аскетизма дизайна интерьеров.
Строгий геометризм объема здания библиотеки обогащается активной, сложно выстроенной пластикой солнцезащитных элементов. Перепады высоты рельефа участка используются для формирования своеобразного разноуровневого стилобата. Он органично связывает основной объем библиотеки с окружающим рельефом, который становится составной частью композиции (рис. 7). Супонин-градостроитель и здесь проявляется, способствуя обогащению образно-художественных характеристик библиотеки.
Авторы отходят от ортодоксальных установок модернизма и при разработке интерьеров. Простота и строгая геометрия внутренних пространств обогащается своеобразным атриумным пространством зимнего сада (рис. 8). Его активная вертикаль, завершающаяся световым фонарём, создаёт необходимый пафос и яркую образность, отражающую высокую просветительскую миссию объекта.
Конечно, над проектом работал большой коллектив специалистов, в котором каждый вносил свою лепту в общее дело. Но в данном случае, судя по многочисленным воспоминаниям, именно руководитель был главным генератором идей и творческой направленности всех разработок.
Рис. 7. Днепропетровская межвузовская научная библиотека. Фото с макета и план типового этажа
Рис. 8. Интерьер зимнего сада. Современное состояние
В то время в практике советских архитекторов однозначно доминировала идеология модернизма. Этому учили в вузах студентов, его основные догматы восприняло партийно-хозяйственное руководство, смирились с необходимостью воплощать в жизнь замыслы архитекторов строители. Специфика супонинской интерпретации модернизма заключалась в ясном представлении границ позитивных возможностей использования постулатов модернизма.
В этих работах Л. С. Супонин, по сути, ведет поиск нового языка архитектуры, опирающегося на всё лучшее, что было в модернизме. Но эти эксперименты не вели к «постмодерну», как произошло в западноевропейской архитектуре. Выбранный Супониным вектор развития языка архитектурных форм был устремлен к другим идеалам, отличным от того, что проповедовал Роберт Вентури и другие адепты постмодернизма. Он старался заглянуть дальше, представить то, что будет востребовано на рубеже веков.
Важным фактором успешности этих поисков является высокая градостроительная культура архитектора. Полученные в МАрхИ академические знания в области градостроительства позволяли преодолевать один из самых существенных недостатков идеологии модернизма -пренебрежение контекстом. Супонин-градостроитель существенно корректирует творческую направленность работы Супонина — проектировщика отдельных архитектурных объектов. Под натиском академических представлений о градостроительной целесообразности происходит трансформация ортодоксальных установок модернизма.
В 1975 г. архитектор переходит на работу в Днепрогражданпроект на должность заместителя директора - главного архитектора института, где возглавил организацию архитектурной работы по развитию застройки и благоустройства г. Днепропетровск в период его наиболее интенсивного и эффективного преобразования. Начался новый период в творческой жизни архитектора, в котором накопленный опыт новаторских поисков получил развитие и реализацию в последующих оригинальных и ярких проектных разработках.
Выводы. В начальном этапе творчества Л. С. Супонина ( до 1975 г.) выделяется два периода: московский (1958 — 1965) и днепропетровский ( 1965 - 1974), в котором главным архитектурным событием стала работа над проектом комплекса зданий и сооружений ДГУ (ДНУ). В этой работе Л. С. Супонин проявил себя как зрелый градостроитель, способный ломать стереотипы идеологии модернизма ради достижения органичности взаимодействия с окружающей средой.
Многие проектные решения, возглавляемого им творческого коллектива опережали свое время. Опираясь на все лучшее, что наработал модернизм, архитекторы по сути, вели поиск нового языка архитектуры. Работая в границах возможностей своего времени, Л. С. Супонин старался понять эстетические и нравственные критерии будущего, выстраивая проектные решения так, чтобы объект органично вписался в систему эстетических и функциональных критериев будущего.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Днепропетровск. Архитекторы / Н. П. Андрущенко, М. Э. Кавун, Н. А. Лопатюк и др.; Под общ. ред. Н. Н. Кондель-Перминовой; Редкол. : Б. Л. Ерофалов, Н. Н. Кондель-Перминова, И. Г. Пидорван ( предс.) и др. - К. : Изд. дом А+С, 2006. - 296 с.
2. Личное дело Леонида Сергеевича Супонина // Архив Дома архитекторов Днепропетр. обл. орг. НСАУ. - Дело № 4688. - 26 л.
3. Архитектура двадцатого века : Учеб. пособ. для вузов / Т. Г. Маклакова. - М. : Изд-во АСВ, 2001. - 200 с.
4. История Днепропетровских архитекторов // Электронный ресурс. - 2010. - Режим доступа: http://www.vgorode.ua, свободный. - Загл. с экрана.
5. Проектирование и строительство высших учебных заведений / Ред. А. Д. Кудрявцева, вып. 7. - М. : Высшая школа. - 1976. - 175 с.
6. Проектирование и строительство высших учебных заведений / Ред. А. Д. Кудрявцева, вып. 9. - М. : Высшая школа. - 1977. - 200 с.