УДК 72.03 ПОБЕДИМСКАЯ С.
Архитектурный ансамбль Киккского монастыря_
Статья посвящена описанию архитектурного ансамбля Святого Императорского Став-ропигиального монастыря Пресвятой Богородицы Киккской на Кипре. Автор прослеживает историю формирования ансамбля. В статье представлены результаты исследования его архитектурно-художественных особенностей, композиционного решения и элементов убранства.
Ключевые слова: архитектура Кипра, храмовая архитектура, Церковно-археологический музей, фресковая живопись, описание, архитектурно-художественные особенности.
POBEDIMSKAYA S.
THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE OF KIKSKY MONASTERY
The article describes the architectural ensemble of the Holy Imperial Stavropegial Monastery of the Blessed Virgin Kikksky Cyprus. The author traces the history oftheformation of the ensemble. The article presents the results of architectural and artisticfeatures of the ensemble. The author describes his compositional decisions andfurniture.
Keywords: architecture of Cyprus, church architecture, Church Archeological Museum, mural painting, description, architectural and artisticfeatures.
Победимская С.
Ph. D., главный редактор издательства Yianel Никосия, Кипр
E-mail: afrolend@spidernet.com
Вдали от городского шума, среди могучих сосен-великанов, покрывающих склоны Троодосских гор, величаво раскинулся монастырский комплекс, именуемый в миру Киккос, полное название которого — Святой Императорский Ставропигиальный монастырь Пресвятой Богородицы Киккской. В его стенах с первых дней основания хранится древнейшая чудотворная икона Божией Матери, созданная, по преданию, еще при земной жизни Богородицы и по Ее просьбе апостолом Лукой. В XI столетии византийский император Алексий Комнин подарил эту уникальную икону Кипру и выделил из своей казны большие средства на возведение монастыря, поэтому и величают его Царский. Когда началось строительство древнего храма, в его основание под краеугольный камень заложили Святой Крест, что на языке Церкви означало — монастырь ставропигиальный или крестовопо-ложенный. Тогда же святая обитель получила и все ставропигиальные привилегии — полное самоуправление и независимость. За свою долгую, исчисляемую столетиями историю Киккская обитель четырежды полыхала в огне, и всегда монашеская братия, не убоявшись трудностей, возвращала ее к жизни, восстанавливая или отстраивая заново, вновь и вновь подтверждая право именоваться легендарной обителью.
Главным входом, расположенным в южной части монастыря, служит сдержанно благородный портал, украшенный рельефными стрельчатыми арками и мозаичными изображениями
Богородицы и Спасителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Ведет он в просторный внутренний двор святой обители, во внешний облик которой удивительным образом вписались все уцелевшие архитектурные и декоративные фрагменты предыдущих столетий. В центре строгого мощеного двора расположился один из трех глубоких колодцев, многие века служивший драгоценным источником живительной влаги для монашеской братии. Убегающие вверх ступеньки на южной стороне двора ведут к трапезной, просторной и торжественной, расписанной священными ликами кипрских святых и сценами из Нового Завета, среди которых Тайная Вечеря, или Последний ужин, объединивший и в то же время разобщивший апостолов. Ведь именно тогда, завещая своим ученикам Царство человеческое, Иисус открыл горькую правду о предательстве одного из них.
В северной части комплекса за массивной деревянной дверью с литьевыми вставками, передающими сюжеты Нового Завета, находится парадный вход в настоящую сокровищницу обители — Церковно-археологический музей, где собраны ценнейшие предметы церковного искусства. И хотя музей был создан сравнительно недавно — в 1995 г., его коллекция считается на Кипре одной из лучших, ведь большинство экспонатов, покоящихся сегодня в тишине залов и хранилищ, существуют одновременно и в культовом и в культурном контексте, сберегая свою историю, богатую фактами и легендами.
© Победимская С., 2011
38 АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 2 | 2011
Рисунок 1. Архитектурный ансамбль Киккского монастыря
О былых связях с Византийской империей, где зародилась идея основания монастыря, напоминает особая атмосфера музея, изысканное оформление интерьеров, цветовое решение — доминирующий фиолетовый фон, символизирующий духовность, теплый оттенок орехового дерева, инкрустированного золотом, приглушенный свет и византийское музыкальное сопровождение. В течение долгих столетий монахи по крупицам собирали эту ценнейшую коллекцию, которую часто пополняли и паломники из России, жертвуя святой обители церковную утварь, книги и лампады, паникадила и подсвечники, оклады и кресты, украшающие сегодня соборный храм, ризницу и музейные залы.
Вдоль монастырских стен, которые обрамляют длинные крытые галереи с аркадным кружевом, деревянными балюстрадами, настенными росписями и золотофонными мозаиками, приютились многочисленные кельи, служебные помещения и богатейшая библиотека с редкими изданиями книг, старинными византийскими рукописями и бесценным историческим архивом. Стены открытой галереи первого этажа покрыты фресками, где современные художники образно
и ярко воспроизвели сохраненные в анналах людской памяти почти сказочные истории о создании монастыря и обретении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Милостивой (Елеусы) и о сотворенных ею многочисленных чудесах, которые живут в обители со дня ее основания.
Крытый арочный портал в восточной части монастыря ведет в небольшой, но уютный нижний дворик, где возвышается главный храм обители. Первоначально (XI в.) он был деревянным и однонефным, с крутой остроконечной двускатной крышей, покрытой внахлест плоской красной черепицей, что соответствовало уже сложившейся к тому времени местной традиции. Позднее, в 1541 г. прежний деревянный храм заменили каменным. Современный вид церковь начала обретать к середине XVIII столетия, когда ее основной неф увенчали куполом, добавили два боковых придела и украсили фресками, о чем упоминал в своих дневниках известный русский путешественник монах Василий Григорович-Барский. Архитектурный облик сегодняшней церкви представляет собой купольную базилику, где ряды стройных колонн, поддерживающих стрельчатые арки, разделяют внутреннее пространство
на три придела. Центральный неф с полукруглой апсидой посвящен Богородице Милостивой, южный — Всем Святым, северный — архангелам Михаилу и Гавриилу. Три портала, обрамленные полукруглыми арками и золочеными настенными мозаиками, ведут в храм. Над одним из них на мраморной панели рельефно вырезаны византийский крест и птицы. Эти художественные детали, по мнению историков, — остатки оригинальной церкви XI столетия.
В богатом убранстве храма впечатляет все. Напольная мозаика, при создании которой использовался сложный флорентийский метод бесшовной подгонки каменных пластин. Величественный резной иконостас, датируемый 1755 г., с древними иконами ХУ1—Х1Х вв., среди которых главное сокровище монастыря — икона Богородицы Елеусы в золоченом кружевном обрамлении. Ажурная кафедра, редкие сюжеты настенных росписей и сияющие огни люстр, две из которых подарены монастырю в 1913 г. последним российским монархом Николаем II. Неотъемлемой частью соборного храма остается высокий амвон, что в переводе с греческого означает «восхождение». Знаменует он те возвышенные места, с которых
Рисунок 2. Иконостас Соборного храма Киккского монастыря. Середина XVIII в.
проповедовал Иисус, а также Его восхождение на вершину подвига во имя спасения человечества. Старинный ажурный амвон напоминает изящный, сверкающий золотыми гранями кубок, украшенный образами четырех Евангелистов и фигуркой орла с распростертыми крыльями, символизирующего божественное вдохновение, духовные силы и Воскресение. Дополняют интерьер высокие деревянные кресла, называемые по-гречески «стасидии». Сиденья кресел имеют два положения: низкое и высокое, благодаря чему прихожане могут или сидеть в храме, или стоять, опираясь на подлокотники и чувствуя себя при этом увереннее во время длительных богослужений. Впервые стасидии появились в греческих храмах и храмах горы Афон. Сама же традиция сидения в церкви очень древняя и восходит к Тайной Вечере, где уче-
ники Христа сидят за столом, внимая словам Учителя. Завершает внутреннее убранство храма величественный иконостас, который, по византийской традиции, остался трехъярусным, сохранив местный, праздничный и апостольский ряды. В алтарном пространстве (беме) в конхе апсиды выписана внушительная фреска, на ней — образ Богородицы — Царицы Небесной, восседающей на троне с увенчанным короной благословляющим Христом, со взрослым ликом, длинными волосами, в царском одеянии, в окружении ангельских триад. Иконографическое воплощение этого сюжета крайне редкое и довольно сложное для восприятия. Художественный стиль фрески, основанный на крупных формах, ярком цвете, с обилием красного, золотого и голубого, мелком искусном орнаменте, придает ей особый пафос и оптимизм. Ученые
полагают, что фреска Богородицы — Царицы Небесной — принадлежит кисти критского художника Иоанниса Корнаро. Считается, что отдельные росписи алтаря дошли до нас в своем первозданном виде, о чем свидетельствует дата (1500 г.), сохранившаяся в круглом окне восточной части Святилища. Другая же часть фресок была восстановлена критским иконописцем в XVIII столетии.
Архитектурный облик храма органично дополняет нарядная колокольня. Возвели ее лишь в конце XIX в., когда был снят запрет, действовавший на острове в течение трех столетий османского правления, созывать верующих на богослужение колокольным звоном. Самый большой колокол (весом 1280 кг) был подарен монастырю царской Россией, о чем гласит дарственная надпись: «Обители Божией Матери, именуемой Киккской, на острове Кипр тщанием русских православных и усердием жительницы Москвы Екатерины Абрамовой, отлитый на заводе Богданова». Монашеской братии потребовалось немало дней и ночей, чтобы по петляющей горной дороге, местами нависающей над пропастью, поднять его в святую обитель.
В одном из крытых переходов монастырского здания, разделяющего обитель на две части — верхнюю и нижнюю, сохранились древние деревянные била. Еще задолго до появления первых колоколов из этих нехитрых приспособлений ударами колотушек извлекали определенные звуки, созывая монахов на молитву. Были они трех видов: било великое и малое, которые делались из дерева, и железное, в виде изогнутой, подобно дуге, металлической полосы. Впрочем, с появлением звонниц древние била не канули в Лету: во многих обителях, включая и Киккский монастырь, ими и сегодня продолжают созывать монахов и верующих в храм. В конце XX в. на высоком живописном холме чуть западнее монастырского комплекса возвели новую величественную колокольню, увенчанную крестами, которые парят над вершинами вековых сосен как символы торжества православной веры.
Священные сюжеты больших мозаичных полотен, покрывающие почти все стены обходных галерей, уникальны не только своими иконографическими византийскими канонами, но и возрожденной красотой смальтовой мозаики, широко распространенной когда-то в Византийской империи. Технические возможности забытой мозаики позволили
Рисунок 3. Крытый арочный портал храма, украшенный Рисунок 4. Общий вид центрального зала
византийским крестом и фигурками птиц, выполненными Церковно-археологического музея Киккского монастыря
вXI столетии
Рисунок 5. Аркадная галерея. Верхний двор Киккского монастыря
Рисунок 6. Колокольня. КонецХ1Х в. Нижний двор Киккского монастыря
современным художникам добиться особого светового эффекта, открывая как бы заново уникальные свойства «вибрирующей поверхности». Как и прежде, маленькие блестящие кубики укладывались чуть на ребро, что создавало характерное мерцание золотого фона, олицетворяя символический свет Божественного учения и красоту неземного мира. Сцена, выполненная на таком фоне и как бы погруженная в него, не позволяет человеческому глазу проникнуть за золотой барьер и полностью преображает земную материю, что придает изображению глубокий и таинственный смысл.
Резная деревянная дверь кельи настоятеля монастыря, выполненная в XVI столетии и чудом уцелевшая в огненных вихрях последних пожаров,
сберегла в своем старинном облике художественные достоинства тонкой ажурной резьбы, символическое звучание образов и высокое мастерство ее создателя. Рука искусного мастера запечатлела на ней многочисленные фрагменты растительного орнамента, в основе которых лежат завитки аканта — стилизованное изображение «медвежьей лапы» или репейника, знаменующие стремительный бег времени. Органично в него вписаны и пальмовые листья, олицетворяющие триумф Христа, и спиралевидная композиция, связанная с мотивом Мирового Древа. Особым смыслом наполнены изображения животных: крылатый дракон, означающий мудрость и древнее происхождение церкви, и спящий, по поверью, с открытыми глазами лев — бдительный
страж, который и сегодня неусыпно охраняет покои настоятеля обители.
Среди обилия мозаичных и фресковых сюжетов, запечатлевших не только яркие страницы жизни монастыря, но и историю развития христианства, выделяются редкие многофигурные композиции на темы монашеской жизни. Ведь во все времена монашество почиталось как наиболее высокая и достойная форма духовной жизни. История зарождения монашества, от уединенного отшельничества до общежитийного, нашла свое художественное выражение в росписях небольшой сводчатой часовни, расположенной под залом Синода. На ее стенах языком образов повествуется и о страданиях святого Харлампия, епископа Магнезийского, и об успении святого Ефрема Сирина, и о явлении архангела Гавриила в образе схимника основателю общежитийного монашества преподобному Пахомию Великому. О трудностях монашеского пути, о духовном подвиге и совершенствовании рассказывает и многофигурная композиция под названием «Небесная лестница», символизирующая путь аскетической праведности монахов, осиливших все трудности духовного восхождения к вечной жизни. Сюжет создан по книге Иоанна Лествичника, игумена монастыря Святой Екатерины на Синае, написанной им в VII в.
Заключение
В последние годы комплекс существенно расширился и вышел за пределы монастырских стен. Чуть севернее Киккской обители, на вершине невысокого холма, среди пышной растительности и вечнозеленых кипарисов возвышается дивная часовня. У подножия холма разместились гостевые здания для паломников, где в любое время года можно найти приют и ощутить радушие и гостеприимство смиренных монахов этой удивительной обители. Особенно многолюдно здесь в Богородичные праздники, когда с особой торжественностью монастырь отмечает Рождество Пресвятой Девы.