Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, МЕЦЕНАТОВ XIX ВЕКА БРАТЬЕВ КАМЕНСКИХ КАК РЕСУРС ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ГОРОДА ПЕРМИ И ПЕРМСКОГО КРАЯ'

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, МЕЦЕНАТОВ XIX ВЕКА БРАТЬЕВ КАМЕНСКИХ КАК РЕСУРС ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ГОРОДА ПЕРМИ И ПЕРМСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / НАСЛЕДИЕ / БРАТЬЯ КАМЕНСКИЕ / ГОРОД ПЕРМЬ / HISTORICAL AND CULTURAL TOURISM / HERITAGE / KAMENSKY BROTHERS / PERM CITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лядова Анжелика Сергеевна

В статье рассмотрены возможности развития историко-культурного туризма в городе Перми на примере архитектурного наследия известных предпринимателей, меценатов XIX века братьев Каменских. Обращается внимание на основные архитектурные памятники, связанные с династией братьев Каменских, которые могут быть включены в экскурсионные маршруты, рассмотрена история их создания и использования в современной архитектурной среде города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL HERITAGE OF ENTREPRENEURS, PATRONS OF THE XIX CENTURY BROTHERS KAMENSKY AS A RESOURCE OF HISTORICAL AND CULTURAL TOURISM OF THE CITY OF PERM AND PERM KRAI

The article considers the possibilities for the development of historical and cultural tourism in the city of Perm on the example of the architectural heritage of famous entrepreneurs, patrons of the XIX century of the Kamensky brothers. The main architectural monuments associated with the dynasty of the Kamensky brothers are proposed, which can be used in excursion routes, the history of their creation and use in the modern architectural environment of the city is considered.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, МЕЦЕНАТОВ XIX ВЕКА БРАТЬЕВ КАМЕНСКИХ КАК РЕСУРС ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ГОРОДА ПЕРМИ И ПЕРМСКОГО КРАЯ»

Лядова А. С. Архитектурное наследие предпринимателей, меценатов XIX века братьев Каменских как ресурс историко-культурного туризма города Перми и Пермского края // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 2 (86). С. 77-84.

Lyadova A. S. Architectural heritage of entrepreneurs, patrons of the XIX century brothers Kamensky as a resource of historical and cultural tourism of the city of Perm and Perm krai. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2020. No. 2 (86). Pp. 77-84. (in Russ.)

УДК 930.85

А. С. Лядова

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, МЕЦЕНАТОВ XIX ВЕКА БРАТЬЕВ КАМЕНСКИХ КАК РЕСУРС ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ГОРОДА ПЕРМИ

И ПЕРМСКОГО КРАЯ

Лядова Анжелика Сергеевна — младший научный сотрудник научного отдела, старший преподаватель кафедры «Теория и история государства и права».

E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены возможности развития историко-культурного туризма в городе Перми на примере архитектурного наследия известных предпринимателей, меценатов XIX века братьев Каменских. Обращается внимание на основные архитектурные памятники, связанные с династией братьев Каменских, которые могут быть включены в экскурсионные маршруты, рассмотрена история их создания и использования в современной архитектурной среде города.

Ключевые слова: историко-культурный туризм, наследие, братья Каменские, город Пермь.

A. S. Lyadova

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

ARCHITECTURAL HERITAGE OF ENTREPRENEURS, PATRONS OF THE XIX CENTURY BROTHERS KAMENSKY AS A RESOURCE OF HISTORICAL AND CULTURAL TOURISM OF THE CITY OF PERM AND PERM KRAI

Lyadova Anzhelika S. — Research Assistant at the Scientific Department, Senior Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law.

E-mail: [email protected]

The article considers the possibilities for the development of historical and cultural tourism in the city of Perm on the example of the architectural heritage of famous entrepreneurs, patrons of the XIX century of the Kamensky brothers. The main architectural monuments associated with the dynasty of the Kamensky brothers are proposed, which can be used in excursion routes, the history of their creation and use in the modern architectural environment of the city is considered.

Keywords: historical and cultural tourism, heritage, Kamensky brothers, Perm city.

Современная тенденция развития туризма в России — это увеличение интереса к внутреннему туризму и перенесение основной зоны туристского освоения в центральный регион России. Всё больше россияне отдают предпочтение отдыху в своей стране, что согласуется с общемировой тенденцией развития туризма. Туризм — наилучший способ зна-

комства с историей, культурой страны и народов. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний.

Территория Пермского края обладает значительными туристско-рекреационными ресурсами, а следовательно, имеет широкие возможности для организации познавательного туризма. Учитывая, что туризм может быть использован как эффективный инструмент развития той или иной территории, обладающей туристскими ресурсами, исследование туристского потенциала и особенностей развития туризма в Перми представляется актуальной и важной задачей.

Наиболее востребованными и распространенными в Пермском крае сегодня являются такие виды туризма, как оздоровительный и спортивный. Однако следует отметить, что в последние годы всё большее внимание привлекает к себе историко-культурный туризм.

В данной статье представлена попытка исследования только одного из множества возможных объектов историко-культурного ресурса города Перми — архитектурного наследия братьев Каменских.

В ряду купцов и промышленников, оставивших свой след в истории Прикамья и России, хорошо известна династия пароходчиков Каменских, основателями и ярчайшими представителями которой стали братья Фёдор и Григорий Каменские. Среди российских предпринимателей семья Каменских выделялась огромным многомиллионным капиталом, широкой благотворительной деятельностью, храмостроительством, развитием народного образования, коллекционированием живописи.

В Государственном архиве Пермского края (далее — ГАПК) имеется крайне мало документов, касающихся как основателей семьи, так и их наследников. Носители фамилии Каменских (именно так она писалась в конце XVIII — первой половине XIX века) проживали в 1782 году в районе Верхних Муллов и Егошихинского завода. Довольно трудно сказать, когда и откуда появились здесь Каменских. Известно лишь, что эта фамилия зародилась в начале XVII века в Верхнекамье в деревне Сергиев Камень. В последующем ее представители расселились по территории Среднего Прикамья [9, с. 35].

По данным переписи 1782 года, в вотчине княгини В. А. Шаховской в починке «На усть речки Егошихи» жил 43-летний Филипп Петров Каменских с женой, 42-летней Марией Гордеевой. У них были дети: дочери Анна 23 лет, Ксения 18 лет, сыновья-погодки Пётр 12 лет и Козьма 11 лет. Филипп Каменских был крестьянином, а его младший брат Иван числился дворовым служителем в Верхних Муллах (ГАПК. Ф. 177. Оп. 3. Д. 142. Л. 65-67 об., 114).

В конце XVIII века починок «На усть речки Егошихи» прекратил свое существование, а его жители разъехались по близлежащим селениям. Братья Петр и Козьма Каменских поселились в деревне Загарье, находившейся в верхнем течении реки Егошихи (ГАПК. Ф. 111. Оп. 1. Д. 179).

21 января 1805 года Козьма женился на своей родственнице Анне Даниловне Верхо-ланцевой — жительнице деревни Данилихи, в которую и переселился (ГАПК. Ф. 412. Оп. 1. Д. 39. Л. 85). Так он стал родственником известного пермского журналиста и краеведа В. С. Верхоланцева [8, с. 2].

Козьма Филиппович имел сыновей Фёдора, Григория и Михаила, а также дочь Наталью. Младший сын Михаил умер в детстве. Семья была довольно бедной, и братья Фёдор и Григорий не получили никакого образования, но природная смекалка помогла им выйти в люди.

Внук Фёдора Козьмича, Фёдор Михайлович Каменский, в своих мемуарах «Записки буржуя», вышедших уже в годы революции, воссоздал важные страницы родословной. Он

пишет: «Со стороны отца мой прадед Козьма Каменский был крестьянином, крепостным графа Шувалова в деревне Загарье, близ Перми, по Сибирскому тракту. У него были дети: Фёдор, Григорий и Наталия... Фёдор и Григорий Кузьмичи откупились и, выйдя из крепостного положения, купили усадебный участок в деревне Данилиха при самой Перми» [цит. по: 5].

Семья Каменских была многочисленной. У Фёдора Кузьмича было три сына — Михаил, Иван и Василий и две дочери — Татьяна и Ирина. Жена Фёдора — Маримьяна Ивановна происходила из рода Верхоланцевых, и тем самым семья Каменских второй раз породнилась с Верхоланцевыми. Григорий Козьмич тоже имел трех сыновей — Александра, Алексея и Ивана, а также дочь Апполинарию. Сын Григория Иван впоследствии стал не только крупным предпринимателем, но и видным государственным деятелем — членом Государственного совета Российской империи [8, с. 6].

Необходимость заботиться о многочисленном семействе заставила братьев заняться новым для них делом — конными перевозками. Дело братьев Каменских процветало, поскольку из-за отсутствия железных дорог и пароходства конные перевозки были единственным средством доставки купеческих товаров. Быстрая доставка товаров в XIX веке была выгодным делом, способным привести к обогащению. Кроме того, из документов известно, что предприимчивые братья, наделенные природной сметливостью и хваткой, возможно, занимались не только извозным промыслом [6, с. 97].

В. В. Вяткин указывает, что от крепостной зависимости братья освободились в 1859 году [4, с. 4]. В ревизских сказках за 1858 год имеется запись, что братья Фёдор и Григорий Козьмичи отпущены на волю от княгини Бутеро в 1857 году [4, с. 5]. Каменские выкупились из крепостного состояния, для чего требовались немалые средства. В том же 1857 году Фёдором Козьмичем была приобретена за 100 рублей у купца А. Т. Красильни-кова пустопорожняя земля в правой части города Перми, за рекой Егошихой, по левую сторону Соликамского тракта (ГАПК. Ф. 72. Оп. 1. Д. 105. Л. 1-2). Позднее эта земля была выгодно продана под строительство железной дороги. В краевом архиве хранится несколько документов о покупке и продаже земельных угодий с 1857 по 1916 год как основателями, так и наследниками семьи Каменских (ГАПК. Ф. 134. Оп. 2. Д. 31. Л. 45-47) — это была важная статья дохода. А еще — арендное содержание золотых промыслов в Верхотур-ском уезде и ростовщичество.

В 60-х годах XIX века братья Каменские резко меняют профиль своего дела: они становятся пароходовладельцами. В 1859 году братья Фёдор и Григорий строят на Сормовском заводе буксирный пароход «Работник» [4, с. 5]. Перевозка грузов водным путем стала новым источником для широкого развития коммерческих дел.

В середине XIX века по заказу купцов Каменских было построено одноэтажное здание с цокольным этажом для конторы товарищества пароходства и транспортирования грузов «Ф. и Г. Братья Каменские» (ныне — улица Монастырская, 3 а). Долгие годы отсюда Каменские управляли своими делами. Именно это здание принято считать первоосновой коммерческого дела Каменских [7, с. 334]. В советские годы здесь располагался учебный комбинат порта Пермь и типография Камского речного пароходства. В настоящее время в сохранившемся и по сей день здании располагаются коммерческие организации.

В последней четверти XIX века пароходчики Каменские расширяют свою предпринимательскую деятельность: в 1874 году на берегу Камы начал работу литейно-механический завод, где кроме производства железа осуществляли постройку и ремонт речных судов [7, с. 331].

Династия Каменских внесла особый вклад в создание архитектурного ансамбля Прикамья. В музее династии Каменских, который находится в Пермской гимназии № 4, пред-

ставлена карта Перми, где отмечены здания, построенные на их средства. Таких зданий около двух десятков. Среди них — постройки гражданского назначения и религиозно-культовые сооружения. К сожалению, не всё архитектурное наследие братьев Каменских дошло до наших дней.

В 1859 году братья Каменские часть своих доходов обратили в благотворительные пожертвования, тем самым заложив добрую традицию отмечать коммерческий успех благотворительными делами. Они купили здание по улице Пермской (ныне — улица Пермская, 66, здание снесено после пожара в 2017 году), провели в нем генеральную перепланировку с целью приспособления для учебных занятий. В 1860 году, после завершения всех работ, это здание было подарено Каменскими первому женскому училищу, которое позднее было преобразовано в гимназию. Мариинская женская гимназия помещалась в стенах этого здания 27 лет. До конца своей жизни братья Каменские оставались попечителями гимназии [2, c. 66].

В 1871 году на деньги братьев Каменских по проекту архитектора Н. Рукавишникова было возведено здание пересыльного замка для арестантов, следовавших по этапу из центральной России в Сибирь (ныне — улица Сибирская, 65). Здание находилось за городской заставой на Сибирском тракте. На переднем плане был виден купол храма во имя святого Николая Чудотворца, пристроенный в 1872 году. Будучи людьми набожными, братья Каменские полагали, что даже самый отпетый преступник не должен быть лишен милосердия и Божьей милости. Пристройка храма к пересыльному дому давала возможность осужденным к каторжным работам покаяться, помолиться и обрести душевный покой [2, c. 67].

В 1899 году к пересыльному замку было пристроено еще одно здание исправительного приюта для несовершеннолетних. Весь этот архитектурный комплекс представлял собой здания социального назначения. После революции 1917 года пересыльный замок переименовали в Пермский исправтруддом № 2. С 1934 года он стал именоваться тюрьмой НКВД № 2, через которую прошли многие жители Перми и области, ставшие жертвами сталинских репрессий. В 1953 году со смертью Сталина тюрьма была закрыта [7, c. 335]. А в конце 50-х годов XX века перестроенное здание было передано Пермскому областному театру кукол и юного зрителя.

Одной из важных сфер деятельности Каменских была забота о бедных. В 1879 году для помещения городской общественной богадельни Каменские купили дом и в небольшом флигеле устроили временную церковь. В ГАПК имеются сведения о том, что в марте 1882 года братья Каменские купили небольшой каменный дом с флигелем на углу улиц Покровской и Верхнетурской (ныне — улица Ленина, 11) (ГАПК. Ф. 176. Оп. 1. Д. 772. Л. 1). Они вложили 25 тыс. рублей в перестройку этого дома. Работы велись по проекту архитектора А. Б. Турчевича, и 1 ноября 1883 года здание было подарено убежищу для детей бедных. В приюте воспитывались дети от 7 до 16 лет. Они получали здесь начальное образование и обучались различным ремеслам: сапожному, столярному, переплетно-картонажному и др. После 16 лет их направляли на работу к частным лицам или на предприятия, которые делали заявки [2, c. 64-65]. В 1887 году Каменские пожертвовали 1 000 рублей, положив основание капиталу, специально назначенному на построение церкви детского приюта. В 1889 году была совершена торжественная закладка храма Марии Магдалины при убежище детей бедных. В ноябре 1892 года церковь была освящена.

В 1918 году убежище детей бедных стало детским домом им. Ленина. В 1936 году были снесены колокольня и купол церкви, перестроены окна и надстроен третий этаж. С 1938 до 1976 года в здании находился нефтяной техникум.

В настоящее время в здании по улице Ленина, 11 размещается Пермский институт морфологии и генетики микроорганизмов Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Здание объявлено памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

Также в конце XIX века по проекту известного архитектора В. В. Попатенко для братьев Каменских было построено двухэтажное каменное здание на углу улицы Торговой и Кунгурского проулка (ныне — Комсомольский проспект, 12). Изначально оно служило жилым домом для многочисленной семьи братьев Каменских и деловым центром для ведения коммерческих дел. Комнаты второго этажа занимали семьи Фёдора Козьмича и Григория Козьмича. На первом этаже располагались рабочие помещения и кабинеты (ГАПК. Ф. 34. Оп. 1. Л. 1-2).

В 1900 году здание было арендовано, а позднее выкуплено купцами Александром Павловичем Гавриловым и Александром Антоновичем Бобровым. Бобровы и Гавриловы продавали в этом доме мануфактуру, готовое платье, изделия из меха, кожаную и валяную обувь. В 1909 году в нем открылась женская учительская семинария. В 1920-е годы, когда в здании находился институт народного образования, в нем была открыта выставка картин общества молодых художников. Потом в нем размещалась школа № 2, а ее сменила школа № 28 [7, с. 336]. С 1992 года учреждение, размещенное в здании, называлось районным домом творчества юных. В 2000-х годах дом творчества юных Ленинского района получил имя «Пермячок». Здание входит в пешеходный маршрут «Зеленая линия» и является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

Помимо этого, братьями Каменскими были куплены и пожертвованы дома для помещения Мариинской женской гимназии и ночлежного дома [2, с. 62] (улица 25 Октября, 10).

Мариинская женская гимназия была построена в 1887 году по проекту архитектора Ю. О. Дютеля. 12 июня 1887 года новое здание гимназии в торжественной обстановке в присутствии Великого князя Михаила Николаевича было освящено. В 1898 году рядом с гимназией выстроена домовая церковь во имя святого Николая Мирликийского и святой мученицы царицы Александры, соединенная с основным зданием теплым переходом. С другой стороны, по улице Петропавловской, было пристроено общежитие для учениц. В 1918 году здесь размещалась 30-я стрелковая дивизия под командованием В. К. Блюхера, формировалась 51-я дивизия. Здесь же был открыт клуб железнодорожников им. И. М. Толмачева. В годы Гражданской войны в здании располагался госпиталь. В 1921 году в огромном здании гимназии был открыт Дворец труда. С 1923 года здание занимает агрофак университета, преобразованный в 1930 году в высшую сельскохозяйственную школу (позднее — институт). В годы Великой Отечественной войны в здании института находился госпиталь, но по ее окончании в него вернулся институт, который в 1949 году стал называться в честь академика Д. М. Прянишникова [7, с. 337]. Здание является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

В 90-х годах XIX века на Казанском тракте, 16 (ныне — шоссе Космонавтов, 16) по проекту архитектора В. В. Попатенко был построен дом для наследников братьев Каменских. Среди деревянных домов каменное здание выглядело очень красиво. Старые жители близлежащих домов рассказывали, что владельцы в доме почти не жили, потому что в нем появилась «нечистая» сила. И действительно, были моменты, когда в зрительном зале кинотеатра, позже разместившегося в этом доме, во время сеанса вдруг раздавались какие-то воющие звуки. В 1930-х годах в стене здания с западной стороны, где располагалась кинобудка, обнаружили отверстие с замурованным горлышком от бутылки. Отверстие запечатали, и «нечистая» сила исчезла, а странные звуки прекратились [2, с. 64]. Старожилы ут-

верждали, что дом проклят основателями династии Каменских — братьями Фёдором и Григорием, а причина проклятия заключалась в том, что наследники не сумели мирно и сообща продолжить дело своих отцов, разделили и продали их бизнес. В советское время в здании располагался народный дом имени 8-го Марта, где размещались различные кружки, проводились лекции для населения, работала библиотека. Рядом с домом, по просьбе дочери, Григорий Каменский построил конюшню. Здание из кирпича (шоссе Космонавтов, 18) мало походило на привычные деревянные конюшни. Соседи с удивлением отмечали, что для лошадей Каменские построили палаты не хуже, чем для людей. Впоследствии данное здание было переоборудовано в ремонтные мастерские [2, с. 64]. Оба здания сохранились в первозданном виде до наших дней. Сейчас в них располагаются офисные помещения и ремонтные мастерские.

Главным памятником благотворительной деятельности рода Каменских было устройство женского Успенского монастыря в Перми, золотые кресты храмов и звон колоколов которого полвека радостно встречали всех приезжающих в Пермь по железной дороге. Монастырь был основан в 1873 году на юго-западной, тогда еще пустынной окраине города, возле деревни Данилихи, сначала под именем Пермской Успенской общины [1, с. 2].

Композиционной основой монастыря являлся крупный каменный Успенский собор, в котором располагался иконостас работы М. В. Нестерова. В его оформлении принимал участие и Н. К. Рерих. Однако до наших дней дошла только малая Казанская церковь, являющаяся в то же время главной жемчужиной монастыря.

Кирпичная церковь во имя Казанской Иконы Божией Матери (улица Плеханова, 39/6) построена взамен деревянной на средства Ивана Григорьевича и Веры Александровны Каменских — постоянных попечителей монастыря. Церковь заложена 1 мая 1905 года, освящена 12 октября 1908 года. Известно, что в оформлении церкви принимали участие художники С. И. Вашков и Н. К. Рерих. Храм сооружен в модном в начале ХХ века «неорусском» стиле — в подражание среднерусской архитектуре XШ-XV веков — небольшой, квадратный в плане храм с контрфорсами по углам, апсидой и открытой звонницей на северном фасаде. Главный вход обрамлен порталом из известняка, из него же выполнены рамы майоликовых панно [1, с. 4].

Внутреннее убранство храма было богатым, если не роскошным. Один иконостас, деревянный, обитый бронзовой басмой, одноярусный, в стиле древненовгородских церквей, исполненный по рисунку С. И. Вашкова, был оценен в ценах 1914 года в 8 000 рублей. Пятнадцать икон в иконостасе, написанные в древнехристианском духе особым декоративным способом Н. Рерихом (авторство подтверждено его подписью), были оценены в 15 500 рублей. Кроме дорогих икон в церкви находилось более 20 обыкновенных, а также картины и гравюры на религиозные темы, портреты архиереев.

В 1920 году Успенский собор был закрыт. Денег на содержание усыпальницы и других зданий монастыря не выделялось. Началась трагическая история разрушения обители. Главный собор был взорван, усыпальница Каменских, по сути, разграблена. В 1920-е годы оставшиеся помещения бывшего монастыря занимали попеременно «железнодорожная школа, институт соцвоспитания, психо-неврологическая школа, детский сад, клуб рабочих, частные жильцы, невесть откуда взявшиеся две монашки». К июлю 1923 года с Успенского собора были сняты все купола, а сам собор был взорван [1, с. 6].

Судьбу Казанской церкви можно сравнить с судьбой репрессированного человека. Богатое убранство, иконы пропали в неизвестном направлении, прекрасное здание было отдано под авторемонтную мастерскую, разрушена звонница, переделаны окна и двери, разобраны печи, утрачены художественные изразцы. Сами захоронения также подверглись жестокому вандализму.

С 1985 года в усыпальнице начались реставрационные работы. Толчком для восстановления утраченного послужило общественное мнение, выработанное в результате неустанного обращения к населению многих представителей пермской культурной и журналистской общественности.

Кроме Казанской церкви на территории монастыря сохранились двухэтажные корпуса — каменный игуменский и полукаменный сестринский. В настоящее время оба занимает община возрожденного Успенского женского монастыря.

В Перми на углу улиц Большой Ямской и Красноуфимской (улица Пушкина, 83) находилось здание городской богадельни, основанной по постановлению Пермской городской думы в 1866 году. В 1879 году при ней была устроена на средства братьев Каменских деревянная церковь во имя святого Симеона Верхотурского, замененная позднее каменным храмом. Здание сохранилось до настоящего времени, но претерпело внутреннее переустройство. В советский период в нем располагалась Областная медицинская библиотека. В настоящее время здание возвращено Пермской епархии [3, с. 40].

Всё вышесказанное убедительно демонстрирует тот факт, что Пермский регион и город Пермь, в частности, обладают многочисленными достопримечательностями, способными вызвать интерес на всероссийском и международном уровнях. В качестве одного из традиционных, но от этого не менее перспективных направлений развития региона выступает историко-культурный туризм.

Краеведческое исследование по персоналиям, оставившим значительный след в истории и культурном наследии Пермского края, позволяет нам говорить об основателях династии братьях Фёдоре и Григории Каменских не только как об успешных предпринимателях, но и как о ярких меценатах, благотворителях.

Являясь основателями и попечителями образовательных учреждений, сиротских домов, храмов, они, несомненно, вносили весомый вклад в развитие социальной инфраструктуры и культуры Перми.

На материале данного исследования автором были разработаны экскурсионные маршруты по объектам архитектурного наследия братьев Каменских: «История рода Каменских: из крепостных в купечество», «Храмостроители Каменские» и «Меценаты Каменские», которые могут быть использованы как самостоятельные, а также включаться в более обширные тематические экскурсии, связанные не с конкретной фамилией, а с целым направлением деятельности.

Развитие туристской отрасли тесно связано с активизацией политики сохранения культурного и природного наследия народов Российской Федерации, которое выступает как особо значимый ресурс, важная предпосылка осуществления региональной стратегии. Это новый для нашей страны фактор. Ориентация на историко-культурное богатство становится одной из реальных возможностей перспективного социально-экономического и духовного развития ряда регионов страны и исторических городов.

Идея развития туризма с культурно-познавательными целями связана с принципиально новым тезисом: комплекс историко-культурного и природного наследия — это специфический и очень важный ресурс региона, он может и должен стать основой особой отрасли специализации, одним из перспективных направлений реализации социальной политики и развития местной экономики, важным фактором духовной жизни.

Библиографический список

1. Арапова А. История женского Успенского монастыря. Пермь, 1998.

2. Водяненко С. Адреса Каменских в Перми. Страницы пермской архитектуры. Пермь, 1999.

3. Водяненко С., Семянников В. Пермь купеческая. «Адреса Каменских в Перми и области, или Что строилось пароходчиками и купцами Каменскими в Прикамье». Статья. Копия [Электронный ресурс] // Пермские строительные ведомости. 2000. Февраль. URL: https://archives.permkrai.ru/archive4/unit/360827 (дата обращения: 03.04.2019).

4. Вяткин В. В. Род ищущих господа. Пермь, 2001.

5. Гладышев В. Храмоздатели [Электронный ресурс]. URL: https://prichod.ru/on-the-pages-of-the-history/15271/ (дата обращения: 03.04.2019).

6. Мельчакова О. А. Предпринимательство Прикамья: история и современность. Пермь, 2002.

7. Спешилова Е. А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723-1917. Пермь, 1999.

8. Шумилов Е. Н. Из родословной пермских купцов Каменских. Пермь, 1994.

9. Шумилов Е. Н. Каменский Иван Григорьевич // Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Пермь, 1994. Вып. 2. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.