АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 711.4-122
ЕРМОЛИНА АЛЕСЯМИХАЙЛОВНА, аспирант, alesya.ermolina@mail. ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА КЕМЕРОВО ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ 1948 ГОДА
Проведен исторический анализ процесса формирования генерального плана Кемерова 1948 г. Рассмотрены характер его застройки в период 1930-1950 гг. и основные градообразующие процессы. Показано влияние промышленного производства на развитие города в послевоенный период. Сделаны выводы о сохранившейся части исторического фонда, а также произведен анализ влияния генерального плана 1948 г. на современное состояние Кемерова, на развитие двухбереговой планировочной схемы города. Представлена авторская графическая реконструкция генерального плана г. Кемерово 1948 г.
Ключевые слова: Кемерово; 1948 год; генеральный план; улицы Кемерово; здания Кемерова; историческая застройка; формирование городской среды.
ALESYA M. ERMOLINA, Research Assistant, [email protected]
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
ARCHITECTURE AND PLANNING OF KEMEROVO-CITY ACCORDING TO GENERAL LAYOUT OF 1948
The article presents a historical analysis of the general layout development for the Kemerovo-city of the year 1948. The building of the city and the main city-forming processes are shown for the period of the 1930-50s. It is shown that the industrial production has an impact on the city development in the postwar period. Conclusions are drawn about the historical foundation and the analysis is carried out for the impact of the general layout of the year 1948 on the modern City of Kemerovo and the development of two coastal planning schemes. The author's graphic reconstruction is presented for the general layout of Kemerovo-city of the year 1948.
Keywords: Kemerovo; general layout; Kemerovo streets; Kemerovo buildings; historical buildings; urban environment.
В публикациях по градостроительной истории Кемерова рассматриваются в основном первые генеральные планы города: план «города-сада» 1918 г.
© Ермолина А.М., 2017
и последующий ранний градостроительный документ советского времени -план 1932-1934 гг. [11]. Последующий генеральный план Кемерова 1948 г., несмотря на его значимость, в научных публикациях освещался мало. Тем не менее именно этот план стал основным документом послевоенного развития Кемерова и значительно повлиял на современное формирование города как крупного промышленного центра с двухбереговой планировочной системой.
В послевоенный период города СССР требовали скорейшего восстановления. В 1943-1944 гг. началась работа по составлению новых генеральных планов советских городов. При Академии архитектуры СССР под руководством ведущих архитекторов (В. Веснин, М. Гинзбург, Г. Гольц, Л. Руднев и др.) были созданы архитектурные мастерские, занимавшиеся градостроительным проектированием. С образованием Госкомитета по делам архитектуры подобные мастерские были созданы и при нем. Большие работы по планировке и застройке были развернуты в Гипрогоре, Горстройпроекте и их филиалах. Страна восстанавливалась и отстраивалась заново, причем речь шла не только о возрождении разрушенных городов, но и о преодолении многих стихийно сложившихся дефектов их планировки и застройки. Множество заводов и фабрик были эвакуированы из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток. В Кемерово было вывезено 79 заводов и фабрик, с которыми прибыло более 21 тыс. человек. Эти изменения не могли не отразиться в градостроительной политике.
18 сентября 1948 г. Постановлением № 194 Главного управления капитального строительства Министерства угольной промышленности восточных районов СССР был одобрен новый генеральный план г. Кемерово, составленный Гипрогором. Проект разрабатывался с учетом уже сложившейся застройки города, перенесенных и обосновавшихся за годы войны предприятий, а также предусматривал дальнейшее развитие города на следующие 20 лет.
По плану 1948 г. (рис. 1) основная промышленность г. Кемерово должна была разместиться, главным образом, к западу от Топкинского лога - юго-западу от существующего промышленного ядра. К этому времени уже началось строительство наиболее крупных предприятий. Новые предприятия должны были располагаться ниже города по течению реки, с подветренной стороны. Однако такое одностороннее размещение промышленности затрудняло решение городского транспорта.
В Кемерове предусматривалось строительство группы крупных металлообрабатывающих предприятий, а также текстильного комбината, заводов стройиндустрии и лесопереработки. Они должны были разместиться в юго-восточной части Заискитимского района. Этот промышленный район должен был стать центром притяжения населения города и способствовать развитию городского транспорта.
Под пищевую промышленность в городе отводился склон р. Камыше-ной, напротив деревни Кур-Искитим. В этом районе уже имелся хлебозавод, ряд мелких строительных предприятий, а также был произведен отвод территорий для мелькомбината, молокозавода и мясокомбината1.
Железнодорожная тупиковая ветка, ранее оканчивающаяся у станции Кемерово, в дальнейшем должна была превратиться в транзитную магистраль с выходом из Анжеро-Судженска. Старые железнодорожные пути должны были быть перенесены за пределы участка угледобычи. На новой железной дороге сортировочная станция с вокзалом должна была разместиться в створе ул. Магистральной (сегодня это пересечение проспектов Ленина и Кузнецкого).
С учетом возможности развития судоходства на р. Томи в новый генеральный план был заложен проект строительства речного порта - в районе левобережной лесобиржи и небольшой судоверфи на месте поселка Нижняя Колония. Пассажирскую пристань предусматривалось разместить в Заиски-тимском районе, недалеко от центра города.
Рис. 1. Графическая реконструкция генерального плана Кемерова 1948 г.
Ввиду отсутствия в окрестностях города подходящих для устройства современного аэропорта территорий, проектом планировки города намечалось сохранить существующую к юго-западу от города посадочную площадку для местной авиации. С юго-запада к городу подходит Ягуновский тракт, с юго-востока - Березовский. Оба они соединялись ниже села Березово в дорогу,
ведущую в Ленинск-Кузнецкий, а далее в Сталинск (Новокузнецк) [1]. В западном направлении из города было заложено 3 выезда: на Топки - вдоль железной дороги, на Юргу и в дачно-санаторный поселок Верхотомское - мимо правобережных заводов.
Единственной территорией, пригодной для крупного жилищного строительства, являлась площадка, расположенная к востоку и юго-востоку от р. Искитимки, на левом берегу Томи. На правом берегу вся территория являлась угленосной, вследствие чего все строительство в этой зоне должно было быть приостановлено. В Кировском районе планировалось сохранить только капитальные 2-этажные и 3- и 4-этажные дома. Население из ликвидируемой некапитальной застройки должно было быть переселено в новый Рудничный и Центральный районы города. Почти весь существующий до этого времени Рудничный район попадал на подрабатываемую территорию шахт. Все существующие объекты здесь планировалось ликвидировать. Для нового строительства предполагалось использовать высокое плато Красноярской площадки, ограниченное с востока р. Каменкой.
Таким образом, по новому генеральному плану город мог развиваться к востоку и юго-западу от существующего центрального селитебного пятна на левом берегу Томи, за р. Искитимкой. Три главных района - Центральный, Заискитимский и Южный - составляли основной жилой массив будущего города. А вся планировочная структура городского плана композиционно связывалась с направлением р. Томи. Именно река являлась важнейшим архитектурно-композиционным фактором при проектировании плана города. Новые жилые территории и основные магистрали должны были располагаться параллельно реке и тянуться с востока на запад.
На момент создания нового генерального плана г. Кемерово был малоблагоустроен, в городе не было центральной площади. Трибуны стояли на перекрестке улиц Советской и Кирова [5] (сегодня на этом месте находится стадион «Химик»), напротив парка, рядом с трамвайными путями. Облисполком размещался в здании химического техникума, выходящего торцом к ул. Островского, а главным фасадом во внутриквартальный сад. Не было никакой площади перед Горсоветом, занимающим рубленый двухэтажный дом по ул. Островского. Также не было городского театра. Имелся лишь кинотеатр «Москва», построенный в 1937 г. по проекту архитекторов Д.Ф. Зенина и С.П. Сколбева, стоящий в сквере по ул. Ворошилова (сегодня это ул. Дзержинского) (рис. 2).
Новый генеральный план должен был решить задачу благоустройства центра города. Главная городская площадь была запроектирована на вершине Заискитимского ковша, высоко над рекой, вблизи крутого склона и пойменной террасы. К этому спуску от площади должен был вести широкий партер, заканчивающийся лестницами и парадными перспективами, подводящими к самой воде. Между площадью и партером планировалось возвести Дом Советов (рис. 3), который своим парадным фасадом должен был быть обращен на площадь. Здание Дома Советов должно было хорошо обозреваться со всех точек города и с реки. Боковые стороны площади планировалось обстроить общественными зданиями. Размеры центральной площади достигали 2,6 га, а с аван-площадью доходили до 5 га.
Рис. 2. Кинотеатр «Москва». Главный фасад, план 1-го этажа [9]
Рис. 3. Здание Дома Советов в стадии строительства
Центральная площадь города (сегодня это площадь Советов) (рис. 4) широким бульваром должна была быть соединена с парком, где планировалось расположить городской стадион. Площадь с вокзалом широким бульваром соединялась с Магистральной улицей. Основная же транспортная артерия города прокладывалась по Спортивной улице и вела в Западный промышленный район. В то же время архитектурный ансамбль центра Кемерова хорошо просматривался с главных магистралей. Местоположение центра определялось не только естественными условиями, но и решением всей системы городского плана. Выбранное положение было удобно с точки зрения очередности застройки -существующие кварталы капитальных домов находились от центра на расстоянии 500 м, но в то же время территория площади не была ничем застроена. Из наиболее ценных существующих на тот момент кварталов можно особо выделить так называемый Притомский участок [2]. В него входили жилые дома ТЭЦ, построенные в 1931-1934 гг. по проекту архитектора В.Р. Цебеля, гостиница на Притомской набережной, построенная в 1933 г., дом инженерно-
технических работников, построенный в 1935 г. по проекту архитектора И. Бе-лоусовича, а также 4 дома на ул. Притомская набережная, построенные в 19381939 гг. по проектам архитекторов В.Р. Цебеля, П. Кушнарева, Н.Н. Текутова, С.П. Скобликова [8]2.
Рис. 4. Улица Советская в месте будущего расположения площади Советов [4]
Несмотря на непосредственную близость застройки к будущему центру города, для первоочередной застройки он был слишком периферийно расположен. Поэтому было принято решение проведения конкурса на размещение центра в пределах старого города. Он должен был вначале играть роль главного, а с развитием города - стать районным.
По новому генеральному плану площадь существующего города (сегодня это площадь Пушкина) [6] соединялась с набережной р. Томи, ул. Орджоникидзе и широким бульваром. Но основной выход к реке был заужен из-за существующего пятиэтажного дома № 13, передвижка которого была невозможна. С ул. Орджоникидзе открывался вид на Дом Советов. Боковые стороны площади должны были быть обстроены общественными зданиями - здесь отводился участок для строительства городской больницы и Дома связи (рис. 5).
От площади до Магистральной улицы (сегодня это ул. Ленина) должна была проходить Омская улица (сегодня это ул. 50 лет Октября), которую следовало обстроить и озеленить. Она должна была играть роль связующего звена между новым вокзалом и площадью через Магистральную улицу. Со старым вокзалом площадь предполагалось связать через Советскую и Вокзальную улицы (сегодня это часть пр. Кузнецкого).
На Весенней улице в большом зеленом курдонере было запроектировано строительство городского театра. Склоны берега р. Искитимки могли быть использованы, благодаря их естественной подковообразной форме, под трибуны стадиона, проектируемое местоположение которого в устье р. Искитим-ки открывало большие возможности для архитектурного оформления этой части города.
Районные площади были запроектированы у нового вокзала, в Сухов-ском районе на продолжении Советской улицы и в Южном районе на главной магистрали, ведущей к районному парку. Развитие основного ядра города на восток, при одностороннем размещении промышленности, главным образом, в западной его части, диктовало направленность ряда параллельных магистралей с востока на запад. В Южном районе предусматривалось проложить две магистрали, подходящие к промрайону - мимо хлебозавода и к путепроводу сортировочной станции. По поперечным меридиональным улицам должен был осуществляться выход из города к реке, а также связь жилых районов с заводами нового юго-восточного промрайона.
На момент создания нового генерального плана озеленение города было недостаточным. Однако решение этой проблемы не представляло большого труда благодаря быстрому росту зеленых насаждений в Кузбассе. Также в окрестностях города уже имелись обширные зеленые массивы - сосновый бор на правом берегу, березовая роща - к югу от Сухого Искитима. Зеленые насаждения должны были входить клиньями в толщу жилых кварталов и прорезать бульварами весь город. Одним из таких клиньев являлся парк в развилке оврага Сухой Искитим. К центральной площади со стороны Томи должен подходить озелененный склон Заискитимской террасы, соединённый партером с главной площадью. Долина р. Искитимки должна была прорезать весь город парковой полосой. В центре Южного района также имелся большой зеленый массив, а, кроме того, к городу примыкали плодопитомник и березовая роща. Здесь проектом не предусматривались резервные территории для строительства жилых кварталов3.
При строительстве города следовало обратить особое внимание на благоустройство набережных. Небольшой отрез существующей набережной р. Томи следовало продолжить к западу до городского сада, а береговой откос планировалось укрепить. В Заискитимском районе набережная должна была перейти в бульвар, запроектированный вдоль бровки откоса верхней террасы, нижняя же пойменная часть должна была быть превращена в парк. Возле устья Искитимки проектом предусматривались станция водного спорта и полоса пляжа.
Центральный стадион города планировалось разместить в парке между ветвями оврага Сухой Искитим. Физкультурные сооружения планировалось разместить в Суховском парке, в Южном районе, в пойме р. Искитимки и в существующем тогда городе.
Основную проектную капитальную застройку следовало разместить на левом берегу Томи: почти весь Центральный район должен был застраиваться многоэтажными домами, за исключением Соцгорода, где в момент составления генерального плана уже заканчивалось строительство двухэтажных каменных домов [10].
В Заискитимском районе многоэтажными зданиями предполагалось застроить северную приречную территорию и часть территории до ул. Учебной, включая общегородской центр и кварталы, примыкающие к главным магистралям, ведущим к юго-восточному промрайону. Двухэтажное строительство проектировалось полосой вдоль многоэтажных кварталов - от Учебной улицы до Садовой и вдоль магистралей, ведущих к юго-восточному промрайону.
В Южном районе капитальное строительство должно было вестись в центре селитебного пятна между главными его магистралями. Двухэтажная застройка должна была размещаться в кварталах, близлежащих к району пищевой промышленности.
Периферийные кварталы Заискитимского и Южного районов по новому генеральному плану отводились под индивидуальное строительство.
С правым берегом Томи город должен был быть связан тремя мостами. Первый на тот момент уже строился напротив ул. Ленина. Сегодня этот частично демонтированный Коммунальный мост [7] соединяет Центральный район города с Рудничным через Автобусный лог (сегодня это Логовое шоссе). Второй мост предусматривалось построить между Заискитимским районом и районом Красный Яр (сегодня эту роль выполняет Кузбасский мост, проходящий по ул. Терешковой через д. Красную). Третий мост был запроектирован на перспективу между Кировским районом правого берега и левобережной промышленности. Однако третьему мосту так и не было суждено воплотиться в жизнь.
На правом берегу по проекту планировки должны были разместиться два жилых района: Кировский и Рудничный. В Кировском районе предусматривалось сохранение только наиболее ценной капитальной застройки. Новый Рудничный район должен был расположиться на Красноярском плато, где уже было начато строительство. Центральная площадь Рудничного района была запроектирована на вершине Красноярского холма, к ней сходились три луча -главная архитектурная магистраль, прорезающая весь поселок с севера на юг и выходящая к Автобусному логу, и улицы, ведущие к шахте Центральной и по второму мосту у р. Красный Яр. В северной части Рудничного района предусматривалась вторая площадь напротив выхода к шахте Северной. Вдоль всего селитебного пятна по западной его стороне должно проходить шоссе (сегодня это ул. Нахимова), предназначенное для транзитных потоков из Сталинска (Новокузнецка) на Анжеро-Судженск. Рудничный район должен был вплотную подходить к сосновому бору, который необходимо было привести в порядок -установить там охрану, уничтожить пастбища и запретить огороды.
В Рудничном районе двухэтажная застройка должна была концентрироваться вокруг центра и главной магистрали. Остальная территория должна была застраиваться одноэтажными домами. Однако это решение было принято условно из-за недостаточной разведки территории.
Береговая полоса у д. Красный Яр должна была застраиваться многоэтажными домами вдоль берега, двухэтажными - вдоль магистрали и коттеджами - в глубине района у подножия скалы.
Проведя сравнительный анализ генерального плана Кемерова 1948 г. с планами довоенного периода, можно сделать следующие выводы: с 1940-х гг. город начал развиваться огромными темпами. Его территория и численность населения многократно возросли. Фактически Кемерово меняет свой статус -из небольшого города-сада Щегловка, каким его планировали в 1918-1932 гг., он превращается в крупный промышленный центр. Эвакуированные за годы войны заводы и фабрики в новом генеральном плане вписываются в городскую среду, становятся местами приложения труда населения, формируют основные транспортные пути и влияют на градостроительную ситуацию в целом.
В этот период Кемерово начинает принимать свои современные очертания, распространяясь все дальше на восток к излучине р. Томи и на север -в правобережную часть, где возникает современный Рудничный район. Формируются основные улицы Центрального и Заискитимского районов (проспект Ленина, Октябрьский, Кузнецкий и др.), оформляются городские доминанты (городской сад, набережная, площадь Советов и пр.), появляются первые районы высотной застройки. Изначально зародившийся на правом берегу Томи, а в дальнейшем перенесённый на левый, город, имевший до этого лишь сезонные переправы, в 1952 г. получает полноценную связь между берегами -Коммунальный мост. Таким образом, именно с генерального плана 1948 г. начинается история формирования современного Кемерова в том виде, в котором город существует в настоящее время.
Библиографический список
1. Захарова, И.В. Архитектурное наследие Кузбасса 1910-1930-х гг.: Материалы к своду памятников архитектуры Кемеровской области / И.В. Захарова. - Кемерово : АРФ, 2005. - С. 18-72.
2. Зюзьков, Ю.С. Щегловск / Ю.С. Зюзьков // Газета Кемерово. Прогулки по городу. -2014. - № 5. - С. 18-19.
3. Сергеев, Ю. Кемерово. Город, удобный для жизни : альбом / Ю. Сергеев, Д. Сергеев. -Кемерово, 2008. - С. 32-35.
4. Комарова, Е. От Щегловки до столицы Кузбасса - Кемерово! / Е. Комарова. - Условия доступа : http: /www.liveinternet.ra/users/ekaterma_siberian/post385845581/[12.11.2016]
5. Королев, В. Кемерово. Лумумба с Омской улицы. Об улицах Кемерово / В. Королев. -Условия доступа : http://www.liveinternet.ru/users/ekaterina_-_siberian/post379078079/html (дата обращения: 12.11.2016 г.).
6. Романович, Л.И. Центральный у всех на виду: прошлое и настоящее. Информационно-библиографическое пособие/ Л.И. Романович, О.А. Макарова // Краеведение. - Кемерово, 2006. - С. 10-11.
7. Зюзьков, Ю.С. Слово о городе-саде Щегловске / Ю.С. Зюзьков // Красная Горка. - Кемерово, 2001. - С. 52-61.
8. Усков, И.Ю. Кемерово: формирование территории и населения областного центра / И.Ю. Усков. - Кемерово, 2001. - С. 48-63.
9. Черемнов, С.И. Старый Кемерово: фото 1940-1970-х годов / С.И. Черемнов. - Условия доступа : http://слово-сочетание.рф/albom/Staryy-Kemerovo:-foto-1940-h—1970-h-godov (дата обращения: 12.11.2016 г.).
10. Шалакин, Г. Кемерово. С любовью к городу 1982-2007 / Г. Шалакин. - Кемерово, 2007. - С. 34-97.
11. Залесов, В.Г. Город-сад в Томске / В.Г. Залесов, О.С. Воронина, Т.Б. Кожуркова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2015. -№ 4. - С. 22-35.
References
1. Zaharova I.V. Arhitekturnoe nasledie Kuzbassa 1910-1930-h gg. [Architectural heritage of Kuzbass in 1910-1930]. Materialy k svodu pamjatnikov arhitektury Kemerovskoj oblasti. Kemerovo: ARF Publ., 2005. Pp. 18-72. (rus)
2. Zyuz'kov Yu.S. Shheglovsk [Shcheglovsk]. Gazeta Kemerovo. Progulki po gorodu. 2014. No. 5. Pp. 18-19. (rus)
3. Sergeev Yu., SergeevD. Kemerovo. Gorod, udobnyi dlya zhizni [Kemerovo. The city comfortable for life]. Kemerovo, 2008. Pp. 32-35. (rus)
4. Komarova E. Ot Shheglovki do stolicy Kuzbassa - Kemerovo! [From Shheglovka to the capital of Kuzbass Kemerovo!]. Available at: www.liveinternet.ru/users/ekaterina_siberian/ post385845581/Last visited Nov. 2016. (rus)
5. Korolev V. Kemerovo. Lumumba s Omskoi ulitsy. Ob ulitsakh Kemerovo [Kemerovo. Lumumba from Omsk street. In Kemerovo streets]. Available at: www.liveinternet.ru/users/ ekaterina_-_siberian/post379078079/html/ Last visited Nov. 2016. (rus)
6. Romanovich L.I., Makarova O.A. Tsentral'nyi u vsekh na vidu: proshloe i nastoyashchee [Central for all to see: past and present]. Kemerovo, 2006. Pp. 10-11. (rus)
7. Zyuz'kov Yu.S. Slovo o gorode-sade Shheglovske [The word about Shcheglovsk]. Kemerovo, 2001. Pp. 52-61. (rus)
8. Uskov I.Yu. Kemerovo: formirovanie territorii i naselenija oblastnogo centra [Kemerovo: formation of the territory and population of the regional center]. Kemerovo, 2001. Pp. 48-63. (rus)
9. Cheremnov S.I. Staryi Kemerovo [Old Kemerovo]. Available at: http://slovo-sochetanie.rf/ albom/Staryy-Kemerovo/ Last visited Nov. 2016. (rus)
10. Shalakin G. Kemerovo. S lyubov'yu k gorodu 1982-2007 [Kemerovo. With love for city 1982-2007]. Kemerovo, 2007. Pp. 34-97. (rus)
11. Zalesov V.G., Voronina O.S., Kozhurkova T.B. Gorod-sad v Tomske [Garden city in Tomsk]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2015. No. 4. Pp. 22-35. (rus)