Ю.А. Явкина, магистрант
Научный руководитель — Е.Н. Лихачёв, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Yu. Yavkina, МА student
Scientific advisor E. Lihachev, Associate Professor
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Архитектурно-планировочное формирование предзаводской территории промышленных предприятий г. Новосибирска
Architectural and planning formation of pre-plant territory of Novosibirsk industrial enterprises
В статье рассмотрена история формирования предзаводской территории трёх действующих промышленных предприятий города Новосибирска: авиационного завода им. В.П. Чкалова, завода химконцентратов и приборостроительного завода. Проведён анализ современного состояние предзаводской территории исследуемых промышленных объектов, выявлены возможные пути трансформации этих территорий.
Ключевые слова: предзаводская территория, контактно-стыковая зона промышленных предприятий, промышленная архитектура, эволюция предприятий промышленности, социальная инфраструктура промышленных предприятий
The article describes the history of the formation of the pre-factory territory of three active industrial enterprises of the city of Novosibirsk: the V.P. Chkalov's Aviation facility, chemical concentrate production facility and instrument-making factory. The analysis of the current state of the pre-plant territory of the researched industrial objects is carried out, possible ways of transformation of these territories are revealed.
Keywords: pre-factory territory, contact-butt area of industrial enterprises, industrial architecture, evolution of industrial enterprises, social infrastructure of industrial enterprises
Введение
Контактно-стыковая зона промышленного предприятия1, — это качественно новый элемент городской застройки, пространство на стыке промышленных и жилых образований с размещением в его пределах объектов обслуживания производства и селитьбы, путей движения транспорта и пеше-
1 Термин впервые применен относительно промышленной и селитебной зон города О.Р. Мамлеевым в 1990 году в диссертации «Архитектурно-пространственная организация контактно-стыковых зон промышленной и селитебной застройки: на примере Москвы».
ходов, элементов природного ландшафта [2]. По мнению О.Р. Мамлеева, контактно-стыковая зона как градостроительная категория наиболее полно раскрывает суть понятия, обозначающего не просто территорию на стыке промышленности и селитьбы, но и пространства, в котором происходит контакт множества функций.
Для получения объективной картины влияния промышленных предприятий на формирование ткани города представляется необходимым включение части селитебной застройки в теоретическую модель контактно-стыковой зоны промышленного предприятия. В рамках данной статьи назовем такую модель предзаводской территорией.
Цель исследования, представленного в статье, заключается в анализе этапов развития предзаводской территории трех действующих промышленных предприятий г. Новосибирска (авиационный завод им. В.П. Чкалова, завод химконцентратов и приборостроительный завод), а также в выявлении взаимозависимости процессов трансформации предзаводских территорий и прилегающих к ним районов города.
Исследование автором мирового и отечественного опыта архитектурно-планировочного формирования предзаводской территории показывает, что промышленные предприятия представляют собой динамичные структуры, которые изменяются под действием внешних и внутренних факторов. Современный вектор развития промышленной архитектуры сдвигается в сторону экспозитарности, визуальной и физической открытости промышленных объектов, их социокультурной интеграции в городскую среду, что ведет к изменению прилегающих территорий.
Эти изменения затрагивают промышленные образования и в нашем городе, что определяет актуальность исследования: изучение прошлого и настоящего опыта развития предзаводской территории на всех этапах становления промышленных предприятий позволяет сделать прогноз относительно возможного направления эволюции этих территорий в будущем. Научная новизна исследования заключается в более широком рассмотрении понятия предзаводских территорий и рассмотрении динамики их трансформаций.
Формирование предзаводской территории Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова
В начале 1931 года в Новосибирске началось строительство завода горного оборудования «Сибмашстрой», перепрофилированного в 1936 году в Новосибирский авиационный завод. Это промышленное предприятие оказало прямое влияние на архитектурное и планировочное развитие предзаводской территории и сформировало значительную часть Дзержинского района.
Одновременно с возведением завода началось строительство соцгорода по улице Авиастроителей. В кирпичных домах соцгорода проживала преимущественно заводская элита — инженеры и высококвалифицированные рабочие. Жилые корпуса строились по проекту К.Е. Осипова1 и А.В. Баранского. Общее руководство по проектированию и оформлению» жилых корпусов велось К.Е. Осиповым и Б.А. Биткиным.
Строительство соцгорода началось в 1932 году с улицы Республиканской, где в том же году были возведены дома № 1, № 3, № 5, № 7 и № 9 и № 11 в 1936 году. В это же время начали возводить здания по улице Трикотажной (дом № 49 и № 49а). Главная улица соцгорода — улица Авиастроителей — застраивалась в период с 1933 по 1941 годы. Были построены следующие здания: № 2а (1933), № 2 и № 3 (1936), № 6 и № 6а (1937), № 4 (1938), № 5 и № 7 (1940), № 8 (1941).
Многие здания соцгорода построены в стиле сталинского ампира в лучших традициях петербургско-ленинградской архитектурной школы. При строительстве домов № 1, № 3 по ул. Республиканской и № 49, № 49а по ул. Трикотажной использовались типовые проекты Новосибсоцстроя, основанные на проектах бригады Эрнста Мая [2, с. 817].
Проект соцгорода предполагал так же строительство объектов для социального, культурного и бытового обслуживания работников завода. Так, по первоначальному проекту, в соцгороде планировали построить театр. В честь будущего культурного заведения была названа улица — Театральная. Но вместо театра был сооружён клуб имени Калинина (прим. авт. — современный Детский дом им. Калинина), который открылся в 1945 году. А в 1936 году был построен один из старейших стадионов города — «Чкаловец», — который функционирует и в наши дни.
Во второй половине 1930-х годов стали формироваться планировочное решение и архитектурный облик будущей предзаводской площади завода. Было построено здание заводоуправления — старейшее из существующих зданий промышленного предприятия, которое до сих пор выполняет свою первоначальную функцию, и проходные (рис. 1). Позднее были построены здания пожарной части, столовой и поликлиники.
1 Осипов Клавдий Елпидьевич - советский архитектор, главный архитектор Новосибирска с 1938 по 1941 годы. По его проектам были построены «Дом грузчиков» на Фабричной, дом инженерно-технических работников «Трикотажстроя» (известен как «Генеральский дом») на Красном проспекте, осуществлена реконструкция здания Коммерческого собрания, построенного в 1914 году А. Д. Крячковым, под помещение театра «Красный факел». С 1934 по 1938 год К.Е. Осипов занимался проектом соцгорода «Сибмашстроя». В 1947—1950 году разработал проект ансамблевой застройки площади Калинина, частично осуществлённый.
Рис. 1. Слева направо: первая проходная завода по адресу Ползунова, 9 (1930-1933 гг.), действующая проходная завода (1939-1940 гг.), проспект Дзержинского (1961-1965 гг.).
Фото: pastvu.com
Следующим этапом в развитии завода и прилегающей территории стала эвакуация промышленных предприятий в Новосибирск из европейской части России в годы Великой Отечественной войны. За годы войны на территории авиационного завода имени В.П. Чкалова было размещено 6 заводов, что привело к увеличению территории предприятия в 3 раза и количества рабочих почти на 9 тысяч человек [4].
Возникла необходимость решения жилищного вопроса и размещения эвакуированных людей. Для работников спешно строилось жилье, столовые, детские сады. У сада Дзержинского и на Золотой горке было выстроено 200 бараков [6]. Вокруг Каменского шоссе, как тогда назывался проспект Дзержинского, и сегодня еще сохраняются улицы со старыми постройками.
После Великой Отечественной войны в 1950-е годы вдоль Каменского шоссе, переименованного в 1957 году в проспект Дзержинского, стали появляться жилые здания в стиле монументального классицизма (рис. 1). Позднее, в 1960-е годы, проспект застраивался домами хрущевской постройки.
Построенные во второй половине 50-х годов прошлого столетия жилые дома по проспекту Дзержинского 79 (1955 г.) и 81 (1958 г.), с пристроенным в 1960-е годы жилым домом 81/1, образовали парадные пропилеи, раскрывающие вид на главную предзаводскую площадь Новосибирского авиационного завода с проспекта Дзержинского (рис. 2). Перед зданием заводоуправления был установлен памятник В.П. Чкалову и разбит Сквер Авиаторов с фонтаном.
В 1960-1970-е годы происходило становление активной социальной политики предприятия, в результате которой был построен ряд социальных, культурных и спортивных объектов и несколько общежитий для работников завода [4].
Так, в 1966 году был создан музей истории Новосибирского авиационного завода. Однако, положение музея на территории закрытого оборонного предприятия делает его недоступным для жителей города.
Одним из значимых объектов предзаводской территории авиационного завода является Дворец культуры и творчества им. В.П. Чкалова, строительство которого началось в 1965 году по проекту архитектора М.М. Пирогова.
При разработке проекта автору пришлось учитывать уже существующий фундамент и часть ранее строящегося клубного здания. В центре здания остался прямоугольный в плане зрительный зал, а вокруг него кулуары фойе, буфет и кинозал. За сценической коробкой по проекту были расположены клубные и административные помещения, а затем пристроены спортивные помещения.
Интересно композиционное и пространственное решение главного фасада здания. Вход, расположенный в отдельном павильоне, которому приданы монументальные пластические формы, вынесен за пределы здания и контрастно противопоставлен фасаду, разрешенному в виде сплошного стеклянного витража, с консольным нависанием второго этажа над первым. Из входного павильона через подземный переход проходят в гардероб, а из него поднимаются в фойе со входами в зрительный зал.
Фасад Дворца культуры имеет асимметричную композицию, что подчеркнуто в размещении входного павильона не по оси композиции, а со смещением вправо. Этим автор добился динамичности в вертикальном и глубинном нарастании форм сооружения и избавился от статичности осевой композиции [1].
Однако расположение Дворца культуры на понижающем рельефе и отсутствие вокруг него согласованной с ним застройки размывают визуальное восприятие масштаба здания, не позволяя в полной мере оценить монументальность сооружения.
Другим важным элементом предзаводской территории авиационного завода стал парк культуры и отдыха им. Ф.Э. Дзержинского (сад Дзержинского), активное формирование которого происходило в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В этот период парк стал одной из главных достопримечательностей города. Сад Дзержинского славился во всем городе лучшей танцевальной площадкой, на которой выступали известные городские танцевальные и вокально-инструментальные коллективы, и высоким уровнем благоустройства. В выходные и праздничные дни парк посещало до 2000 тысяч человек. После 1973 года на танцевальной площадке парка стали проводиться первые дискотеки, которые к концу 1970-х годов переместились в ДК им. В.П. Чкалова. Со временем уличные мероприятия в парке стали проводиться всё реже.
В советское время сад им. Дзержинского был закреплен за авиационным заводом. В парке работали аттракционы и прокат велосипедов, танцплощадка, летняя сцена и летнее кафе. После 1991 года завод отказался от этой территории и сегодня, несмотря на попытки городской власти проводить реконструкцию, парк находится в полуразрушенном состоянии.
Рис. 2. Функционально-планировочный анализ предзаводской территории Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова. Схема автора
Формирование предзаводской территории Новосибирского завода химических концентратов
На территории Новосибирского завода химконцентратов, раскинувшегося на многие километры, в начале прошлого столетия на болотистой местности, перемежавшейся с картофельными полями, располагались ветхие полуразрушенные и необорудованные корпуса. На этой площадке, начиная с 1939 года, велось последовательное строительство нескольких заводов, в октябре 1945 года площадку передали под строительство автомобильного завода [6]. И только в 1948 году началось строительство будущего завода химконцентра-
тов, целостный и выразительный ансамбль предзаводской площади которого сегодня стоит в одном ряду с лучшими архитектурными ансамблями города Новосибирска.
Строительство завода было сопряжено с множеством трудностей и проблем, однако, благодаря функционированию предприятия, на карте города появились новые жилые кварталы с яркими архитектурными объектами.
Как и при строительстве авиационного завода им. В.П. Чкалова, первостепенной задачей при возведении завода химконцентратов стало строительство жилья для рабочих. Горисполкомом под жилищно-бытовое и коммунальное строительство был выделен участок на расстоянии 1,5-2 км к юго-западу от заводской площадки. Здесь в 1947 году вдоль будущей главной магистрали района (улица Богдана Хмельницкого) началась квартальная застройка соцпоселка «Красная горка». Над проектами застройки этой части города работали архитекторы А.Ф. Якусевич, А.Я. Куселиович, В.И. Нуждин, Н.Ф. Котов, В.А. Касаткин, Н.Г. Дмитриева, Е.А. Кравчук, С.П. Скобликов, В.К. Петровский, И.С. Солдатов и др. [6].
Авторы планировки концентрировали внимание на строгой симметричности кварталов и композиционном строе жилых домов. По периметру кварталов размещались двух- и трёхэтажные дома, первые этажи угловых зданий занимали продовольственные магазины и столовые, а внутри квартала размещались детские сады и ясли. Стремления к композиционной гармоничности и художественной выразительности застройки часто нарушали условия инсоляции квартир и требования комфортности жилой среды.
Дальнейшая застройка (до 1955 г.) района «Красной горки» велась по проекту архитекторов А.С. Михайлова, А.В. Чернышева, А.Л. Щербинина, М.Ю. Петухова, В.С. Внукова и др. Была увеличена высота жилых зданий до четырёх-пяти этажей, но принципы квартальной планировочной организации остались прежними. Там, где из-за рельефа сокращалась территория квартала, тыловой фасад периметриальной обстройки квартала формировался зданиями ясель, детского сада и школы. Фасадами и территориями они выходили в долину, которая по неосуществленному плану в будущем должна была превратиться в городской парк с большим спортивным комплексом [7].
Всего за несколько лет на месте грязных улиц и разбитых дорог была благоустроена улица Б. Хмельницкого с прекрасными аллеями, множеством гипсовых и цементных скульптур и зданиями, архитектура которых и сегодня представляет высокую художественную ценность.
Долгое время район «Красная горка» планировочно был изолирован от селитебных территорий города, пока не была построена дамба через Сухой лог, связавшая район с центром города.
Одновременно со строительством жилых домов, в соцпоселке шло возведение нескольких культурных и спортивных объектов.
Так 23 февраля 1957 года открылся Дом культуры имени Горького — крупнейший для того времени дом культуры в городе. Сам ДК был построен по типовому проекту в стиле сталинского неоклассицизма, но архитекторы
А.С. Михайлов и В.С. Внуков при привязке здания стремились решить градостроительную задачу — создать ансамбль в застройке улицы. Совместно с прилегающими домами по адресам Б. Хмельницкого, 38 и 42 ДК создал организованный архитектурный ансамбль, что было редким явлением в архитектуре города. В состав комплекса также входят типовая школа №110, расположенная на противоположной стороне улицы с небольшим заглублением от красной линии по оси симметрии ДК, и дома № 35 и 39, построенных ранее [1].
Перед главным фасадом Дома культуры расположен фонтан. Со стороны паркового фасада когда-то была полноценная зона отдыха с буфетом, прогулочной зоной, танцплощадкой и фонтаном. С обеих сторон здания в парк спускаются широкие лестницы с массивными балюстрадами и светильниками. Сегодня парковый фасад ДК полуразрушен и требует реставрации.
Большое внимание уделялось отдыху и спортивному досугу работников завода. Первые спортивные площадки были оборудованы в зеленых зонах Красной горки. В верхней зоне располагались волейбольная, баскетбольная и городошная площадки, в нижней — хоккейная «коробка», где родилась первая заводская хоккейная команда, ставшая в будущем командой городской.
В середине шестидесятых годов был построен стадион «Сибирь», представлявший собой искусственную хоккейную площадку и небольшие трибуны под открытым небом. Затем, без прерывания хоккейного сезона, приступили к его реконструкции по проекту архитекторов Б.А. Захарова и Э.И. Цицлиной. К 1 октября 1977 года наскоро сооруженный заводской стадион превратился в настоящий ледовый дворец спорта. Монументальное здание ледового дворца «Сибирь» дополнило фасад ул. Б. Хмельницкого, образовав со зданием бассейна «Нептун», построенного в 1969 году по типовому проекту архитекторов Г.А. Тюленина и Г.П. Барановской, и зданием Дома спорта 1961 года постройки комплексную застройку.
Застройка ансамбля предзаводской площади Новосибирского завода химконцентратов включает в себя как автомобилестроительное прошлое предприятия, которому не суждено было наладить свою деятельность в Новосибирске, так и химическое настоящее промышленного объекта.
Над предзаводской площадью возвышается здание заводоуправления, архитектура которого больше напоминает научно-исследовательский или проектный институт. Здание заводоуправления композиционно состоит из двух прямоугольных объемов: вертикального десятиэтажного корпуса, динамика которого визуально подчеркнута вертикальным членением фасадов и узкими оконными проемами, и двухэтажного горизонтального корпуса, вытянувшегося почти на 135 метров и выступающего вперед относительного высотной части здания. Здание заводоуправления соединено горизонтальным переходом на уровне второго этажа с одним из двух симметричных административных зданий завода. Архитектура этих зданий резко контрастирует с архитектурой здания заводоуправления.
Два трехэтажных Г-образных здания с колоннадой в уровне второго и третьего этажей, решенные в духе классицизма, создают парадный въезд на терри-
торию завода и обрамляют главную композиционную ось предприятия, ритм которой подчеркнут двумя симметричными зданиями проходной. Комплекс проходных, включенных в реестр вновь выявленных памятников архитектуры, и административных зданий были построены в середине 1940-х годов, когда на территории нынешнего завода химконцентратов располагался автозавод.
Перед административными зданиями разбит небольшой сквер — единственный озелененный участок предзаводской площади, остальная территория которой занята заводскими стоянками. Перед зданием заводоуправления расположена пожарная часть.
Рис. 3. Функционально-планировочный анализ предзаводской территории Новосибирского завода химических концентратов. Схема автора
Формирование предзаводской территории Новосибирского приборостроительного завода
Иным образом протекал процесс формирования предзаводской территории Новосибирского приборостроительного завода (НПЗ). В отличие от авиационного завода и завода химконцентратов, планомерное и последовательное строительство которых велось по заранее определенным проектам, приборостроительному заводу пришлось встраиваться в уже сложившуюся городскую ткань.
По проекту советских градостроителей, территория вдоль улицы Дуси Ковальчук от площади Калинина до Горбольницы должна была превратиться в масштабный «район здоровья». Это был невиданный в СССР проект — целый городской район с оздоровительно-рекреационной специализацией. Вдоль улицы Дуси Ковальчук должны были располагаться городки Института физкультуры, Института матери и ребенка, комплекс клинической больницы и профилактории. Тут же планировали строить студенческий городок Института инженеров транспорта — комплекс разноцветных зданий в ярком геометрическом декоре. Но оригинальные градостроительные планы были разрушены начавшейся войной. Зонирование Новосибирска и логика его развития были вынуждены подчиниться требованиям размещения эвакуированных в город людей, организаций и промышленных предприятий.
Эвакуированный в Новосибирск из Московской области Красногорский оптико- механический завод, который стал впоследствии называться Новосибирским приборостроительным заводом им. Ленина, сменил несколько промышленных площадок в городе, прежде чем была определена территория для постоянного размещения. Ею стал участок, ограниченный Красным проспектом, улицами Дуси Ковальчук и Залесского. Цеха приборостроительного завода разместились в зданиях НИВИТа (Новосибирский институт военных инженеров транспорта), которые сегодня скрыты внутри территории завода за главными корпусами, расположенными вдоль Красного проспекта.
Строительство новых производственных корпусов по Красному проспекту началось в конце 1970-х годов. К этому периоду уже сложилась жилая застройка вдоль Красного проспекта. Строительство в северной части площади Калинина здания-«книжки» Новосибирского приборостроительного завода имени В. И. Ленина завершило формирование ансамбля площади Калинина, образованного одинаковыми семиэтажными жилыми домами (архитектор К.Е. Осипов) с магазинами в первых этажах, возведёнными из кирпича в форме упрощённого «неоренессанса», и зданием проектных организаций, построенным в 1960 году по проекту московского архитектора В. Жилкина.
С первых дней работы в Новосибирске приборостроительный завод активно развивал и культурную жизнь. Во время Великой Отечественной войны был создан новый дом культуры — тогда он носил название Дома культуры имени Ворошилова. Для нужд ДК были приспособлены бывшие солдатские казармы. В 1962 году дому культуры было присвоено имя «Прогресс».
Схема функционального анализа и анализа этапов застройки предзаводской территории
1. Здание - «книжка» и производственный цех НПЗ
2. Бывшие корпуса НИВИТа
3. Здание «Сибирской ярмарки»
4. Дворец культуры «Прогресс»
5. Дом культуры «Энергия»
Рис. 4. Функционально-планировочный анализ предзаводской территории Новосибирского
приборостроительного завода. Схема автора
Жителями города приборостроительный олицетворяется не только со зданием-«книжкой», возвышающимся над площадью Калинина, но и с Сибирской ярмаркой — выставочным пространством, существовавшим долгое время на территории промышленной зоны. НПЗ первый из промышленных объектов города включил в свою территорию выставочный объект. И хотя деятельность Сибирской ярмарки не была связана с демонстрацией технологий или достижений предприятия, она показала возможность интеграции промышленного объекта в городскую среду.
Несмотря на то, что появление приборостроительного завода в городе было незапланированным, он стал важным планировочным и композиционным элементом архитектурно-пространственной среды города.
Заключение
Функционально-планировочный анализ современного состояния предзаводской территории Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (НАЗ им. В.П. Чкалова), Новосибирского завода химических концентратов
(НЗХК) и Новосибирского приборостроительного завода (НПЗ) позволил выявить градостроительные и архитектурные проблемы и потенциал, заложенный в структуру интегрированных производственно-селитебных (в том числе предзаводских) городских территорий.
Из трех исследуемых заводов только предзаводская территория НАЗ им. В.П. Чкалова не претерпела существенных изменений и сохраняется практически в неизменном виде уже длительное время. Принимая во внимание градостроительное положение завода и направление деятельности предприятия, можно предположить, что предзаводская площадь завода и прилегающая территория ПКиО им. Дзержинского, который сегодня находится в запущенном состоянии, имеют потенциал трансформироваться в многофункциональный социально-промышленный комплекс. Подобные комплексы характерны для автомобилестроительных заводов-гигантов Германии: тематический парк Ав-тоштадт завода Фольксваген в Вольфсбурге, клиентско-туристический парк завода Мерседес-Бенц в Штутгарте и комплекс «Мир БМВ» в Мюнхене (рис. 5).
Рис. 5. Слева направо: тематический парк Автоштадт завода Фольксваген в Вольфсбурге, клиентско-туристический парк завода Мерседес-Бенц в Штутгарте, комплекс «Мир БМВ»
в Мюнхене.
Для подобного вида трансформации предзаводской территории характерно внедрение на производственную территорию развлекательно-познавательной функции, что влечет за собой развитие выставочных пространств. Объединение производственной с иными функциями используется с целью социальной интеграции промышленных объектов в селитебную среду города. Зрелищность производственного процесса и сложных систем, механизмов, оборудования и выпускаемой продукции позволяет повысить привлекательность промышленного предприятия для жителей города.
Часть промышленных корпусов Новосибирского завода химконцентратов, особенно расположенных на периферии, сегодня сдаются в аренду или перепрофилируются под непроизводственные функции. Этот вид трансформации промышленного предприятия и прилегающей предзаводской территории постепенно разрушает функциональную целостность как отдельного промобъек-та, так и городской застройки. Такие негативные изменения уже затронули некоторые промышленные зоны города, превратив их в зоны делового, общественного и коммерческого назначения.
Похожая ситуация складывается и на территории Новосибирского приборостроительного завода. Положение предприятия в центральной части города на пересечении крупных транспортных магистралей делает территорию промышленной зоны привлекательной для бизнеса. Сегодня помещения главного здания-«книжка» и прилегающего к нему производственного корпуса занимаются многочисленными арендаторами. А промышленная доминанта площади Калинина активно обрастает торговыми центрами. В северной части промзоны уже сносятся производственные корпуса, а на их месте возводятся новые жилые кварталы. Промышленные объекты, вытесняемые с периферии объектами с новой функциональной нагрузкой, постепенно отодвигаются вглубь территории. Между тем, положение в центральной части города и близость предприятия к СГУПСу и Горбольнице, позволяет трансформировать эту территорию в научный технопарк с сохранением производства.
Таким образом, анализ современного состояния предзаводской территории трех предприятий города Новосибирска позволил выявить, что промышленные объекты сегодня подвержены изменениям, которые в свою очередь меняют и прилегающую к заводам территорию. Анализ мирового опыта показывает, что промышленные объекты вместе с предзаводской территорией могут развиваться по нескольким векторам, создавая качественно новые элементы городской среды. Потенциал для трансформации есть и у новосибирских предприятий. Исследование прошлого и настоящего этих территорий позволяет сделать прогноз относительно их будущего.
Список литературы
1. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1945-1985 гг. — Новосибирск, 1986. — 158 с.
2. Ламин В.А. Энциклопедия. Новосибирск. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003. — 1071 с.
3. Мамлеев О.Р. Архитектурно-пространственная организация контактно-стыковых зон промышленной и селитебной застройки: автореферат дис. ... кандидата архитектуры / Моск. архит. ин-т. — Москва, 1990. — 14 с.
4. История промышленности Новосибирска: Истор. очерки. Т.2: Время, вперед! (1918-1940) / Отв. ред. В.И. Клименко; Новосибирск, 2004. — 655 с.
5. История промышленности Новосибирска: Истор. очерки. Т.3: Второй фронт (1941-1945) / Отв. ред. В.И.Клименко; Новосибирск, 2004. — 736 с.
6. История промышленности Новосибирска: Истор. очерки. Т.4: Запас прочности (1946-1985) / Отв. ред. В.И.Клименко; Новосибирск, 2005. — 626 с.
7. Архитектура Новосибирска [Электронный ресурс]. URL: https://nsk. novosibdom.ru (дата обращения: 02.05.2019).
References
1. Balandin S.N. Novosibirsk. Istoriya gradostroitelstva 1945-1985 gg. [Novosibirsk. History of Urban Development 1945-1985 gg.]. Novosibirsk, 1986, 158 p.
2. Lamin V.A. Enciklopediya. Novosibirsk. [Encyclopedia. Novosibirsk]. Novosibirsk, 2003, 1071 p.
3. Mamleev O.R. Arhitekturno-prostranstvennaya organizaciya kontaktno-stykovyh zon promyshlennoj i selitebnoj zastrojki: avtoreferat dis. ... kandidata arhitektury [Architectural and spatial organization of contact-butt zones of industrial and residential development: Cand. Dis. Thesis]. Moscow, 1990, 14 p.
4. Istoriya promyshlennosti Novosibirska. Tom II. Vremya, vpered! [The history of industry in Novosibirsk. Volume II. Time forward!]. Novosibirsk, 2004, 655 p.
5. Istoriya promyshlennosti Novosibirska. Tom III. Vtoroj front [The history of industry in Novosibirsk. Volume III. Second front]. Novosibirsk, 2004, 736 p.
6. Istoriya promyshlennosti Novosibirska. Tom IV. Zapas prochnosti [The history of industry in Novosibirsk. Volume IV. Margin of safety]. Novosibirsk, 2004, 626 p.
7. Arhitektura Novosibirska [architecture of Novosibirsk]. Available at: https://nsk.novosibdom.ru.
Явкина Юлия Андреевна, магистрант 2 курса кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Лихачёв Евгений Николаевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 20.05.2019