Оригинальная статья / Original article УДК 711.4
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОНАСТЫРСКОГО КОМПЛЕКСА ГАНДАНТЭГЧЕНЛИН В ГОРОДЕ УЛАН-БАТОРЕ
© Нямдорж Нарантуяа
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Резюме. Архитектурно-планировочная организация древних архитектурных комплексов является приоритетом в градостроительной политике города Улан-Батора. Цель исследования заключается в изучении древних архитектурных комплексов и их значения в планировке данного города. Методы. Осуществлено визуальное исследование элементов архитектурно-планировочной организации монастырского комплекса Гандантэгченлин, использовалась компьютерная графика. Результаты. Описан историко-архитектурный комплекс монастыря Гандантэгчен-лин, который является главным пространственным центром, сохраняющим культурное наследие буддизма (ламаизма) в пространстве города Улан-Батора. Выводы. Архитектурная иерархия пространственных осей, монастырских дворов, жилых узких кварталов и узлов-храмов представляется гармоничной и характерной для градостроительных традиций Монголии. Улицы, окружающие территорию Гандана, нуждаются в организации пешеходного прогулочного пространства, решении проблемы парковки в ближайшем к архитектурному комплексу Гандантэгченлин пространстве.
Ключевые слова: градостроительство, исторические памятники, ценность древних монгольских объектов, юртообразные храмы, комплекс монастыря, храмовый комплекс, буддизм.
Формат цитирования: Нямдорж Нарантуяа. Архитектурно-планировочная организация монастырского комплекса Гандантэгченлин в городе Улан-Баторе // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1. C. 131-141.
ARCHITECTURAL AND PLANNING ORGANIZATION OF A MONASTERY COMPLEX GANDANTEGCHENLIN IN THE CITY OF ULAN-BATOR
© Niamdorzh Narantuya
Irkutsk National Research Technical University,
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.
Abstract. Architectural and planning organization of ancient architectural complexes is prior in the town-planning politics of the city of Ulan-Bator. Aim of the research is to investigate ancient architectural complexes and their meaning in the planning of this city. Methods. We performed visual investigation of the elements of architectural and planning organization of a monastery complex Gan-dantegchenlin, applied computer graphics. Results. We described historical and architectural monastery complex Gandantegchenlin, which is the main space center keeping the cultural heritage of Buddhism (lamaism) in the space of the city of Ulan-Bator. Conclusions. Architectural hierarchy of space axes, monastery yards, residential narrow districts and knot-monasteries seems to be harmonious and typical of town-planning traditions of Mongolia. Streets, surrounding the territory of Gandan need organization of pedestrian promenade space, solution to the parking problem in the nearest area, close to architectural complex Gandantegchenlin.
Keywords: town-planning, historical monuments, value of ancient Mongolian objects, yourt-like churches, monastery complex, temple complex, Buddhism
For citation: Nyamdorzh Narantuya. Architectural and planning organization of a monastery complex Gandantegchenlin in the city of Ulan-Bator. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhi-most' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 1, pp. 131-141. (In Russian)
Введение
В основе архитектурно-пространственных решений древних монгольских объектов и метода организации искусственной среды в Монголии в целом лежит композиция и способ построения традиционного жилища - юрты [1, 2].
В настоящее время в городе Улан-Баторе имеется немало юртообразных храмов и жилых сооружений, в которых сохраняются традиции и обычаи культурного наследия народа.
Исследование показывает, что в формах планов традиционных зданий и сооружений прослеживается модификация от круга к правильному многограннику и квадрату. В большинстве случаев такой план перекрывается шаром или куполом.
Целью исследования является изучение древних архитектурных комплексов и их значения в планировке города Улан-Батора. Особенности изучения состоят не только в том, чтобы исследовать свойства памятников архитектуры, но и в том, чтобы правильно определить место и значение памятников в современной городской среде, разработать методику защиты объектов культурного наследия в градостроительной политике.
В ходе исследования решались две задачи:
- изучение архитектуры объектов культурного наследия, которые были построены до 1924
года;
- поиск путей регулирования современной застройки, которая территориально окружает объекты культурного наследия.
Объектом исследования были выбраны четыре монастырских комплекса, находящихся в центре города, - монастырский комплекс Гандантэгченлин, храмовый музейный комплекс Чойжин-Лама, юрточный храмовый комплекс Дашчойлин, музейный комплекс Дворец Богдо-Гэгэна. Они известны своей исторической значимостью, буддийской религиозной направленностью, буддийской архитектурой, имеющей монгольскую специфику.
Материалы и методы исследования
Для сбора исходных данных были использованы архивные, градостроительные и исторические материалы [3-8], а также фотографии и описания объекта исследования. В процессе обработки собранных материалов применялась компьютерная графика и проводилось визуальное исследование элементов архитектурно-планировочной организации монастырского комплекса.
Результаты и их обсуждение
Научные положения о форме монастырей и храмов. Существуют следующие представления о круглой (или центричной) форме монастырей и храмов:
1. Круглая (центричная) форма жилья объясняется желанием защитить и отделить круг богатых людей от внешних посягательств [2, 9].
2. По обычаям монголов из почтения к соседям считается неправильным создать в жилом строении острый угол и направить его в сторону соседа [2, 9].
3. При строительстве кумирни и жертвенника по левую и правую стороны от центральной оси ставили храмы. Так в традициях организации пространства помимо центричности появилась продольная ось.
Вокруг города Улан-Батора и в городском центре имеются исторические памятники, которые служат примерами древней архитектуры и городской планировки.
Суть исследования состоит в том, чтобы изучить условия совместного существования памятников архитектуры и современного города.
Расположение храмовых сооружений и монастырей. Сначала выбирается площадка для храмово-монастырского комплекса, а затем строится сам комплекс соответственно религиозному алгоритму.
Главный принцип выбора площадки состоит в том, что возле монастыря должно быть место, благоприятное по ландшафтным качествам (вода, горы, прогретость) и привлекательное для посетителей. Учитываются два критерия:
1. Комплекс храма и монастыря должен привлекать людей, поэтому в окрестностях храма подразумевается место для жилья (примером может послужить монастырь Гандан).
2. Сочетание качественной архитектуры и природной красоты, расположение на видном месте, на высокой площадке с дальним обзором, чтобы храм служил для ориентации на данной местности.
Красота архитектурного решения пространства храмового комплекса притягательно действует на сознание посетителя и заставляет его обратить внимание на отдельные элементы.
Выбор территории для монастыря непосредственно связан с композицией окружающего ландшафта. Поэтому с дальних подступов в облике монастыря прослеживается, как хорошо сочетается красота природы, архитектурного и колористического решений, отделки, украшений.
В этом особенность архитектуры храма. В его интерьере продумано распределение естественного освещения и отражение луча света в деталях строительного объекта [10, 11].
Общим правилом работы древних мастеров при возведении храмов являлось то, что они не нарушали общей последовательности и порядка строительства. Ярким примером этого служит монастырь Гандантэгченлин, расположенный на возвышенной площадке, видимой издалека и залитой солнечным светом.
Монастырь Гандантэгченлин окружен старинной кирпичной стеной, при этом внутри имеется контур с еще одним забором, где находится главный архитектурный комплекс.
Площадка монастыря Гандан, формой плана напоминающая яйцо, располагается на склоне горы, обращенном на юг, с протяженностью длины оси около 1 км, поперечной оси в самом ши-
роком месте - приблизительно 600 метров. Длинная ось ориентирована на юг, имеет уклон около 30 метров по рельефу и расположена перпендикулярно к главной улице города - проспекту Мира. Собственно храмовый комплекс находится в северной высокой части площадки. Габариты его прямоугольного огороженного двора - 227 х 310 м. К нему с проспекта Мира ведет бульвар. Вокруг храмовой ограды и перпендикулярно главной оси бульвара располагается множество узких улиц, образующих вытянутые кварталы жилой зоны, места жительства, в том числе монахов.
Главный храм бога Будды Мэгжид Жанрайсэг построен в 1911-1913 годах. Дизайн храма развивался с тех пор еще длительное время. Общая форма храма состоит из основного объема и двух ярусов галерей, покрытых традиционными буддийскими крышами шатрового типа с загнутыми вверх углами (рис. 1).
Рис. 1. Главный фасад храма Мэгжид Жанрайсэг и боковой фасад, разрез и план. Фото и
проект архитектора Нямцогта и автора Fig. 1. Main façade of the temple Megzhid Zhanraiseg and side façade, cross cut and design. The source of the photo and design: architect Niamtsogt and the author
Основной объем имеет форму усеченной пирамиды с небольшим уширением книзу. В основном объеме выделяются два уровня галерей. Всего галерей четыре. В центре располагается статуя Будды.
Монастырский комплекс Гандантэгченлин. Название монастыря Гандантэгченлин -«Их хурээ» («Большой монастырь»). Он был основан в 1809 году в местности под названием Шар сум (Желтый храм). Основной этап строительства закончен в 1838 году, после чего в монастыре начала работать традиционная религиозная школа, в которой монахи постигали религиозные учения.
Дацан-храм Дуйнхор (ранее - Дэчингалав) был построен в 1806 году, дацан-храм Гунгачойлин - в 1809 г. [12].
В 1911 году в храме Мэгжид Жанрайсэг была поставлена золотая статуя Будды высотой в 80 локтей [12]. Во время репрессий 1938 года против религии монастырь закрыли, а статую перевезли в Советский Союз. В 1944 году храм восстановили под названием Храм молитвы, он стал единственным центром буддийской религии для монголов. В 1996 году восстановили статую.
О храме Мэгжид Жанрайсэг. Н.М. Щепетильников в своей книге «Архитектура Монголии» (1960) отмечает, что после строительства в 1911-1914 годах в монастыре Гандан крупного храма Мэгжид Жанрайсэг последний становится главной доминантой в архитектурной композиции Ган-дана, а затем и всей Урги [13].
Д. Майдар считает, что этот монастырь является творческой вершиной монгольского зодчества [10].
Б. Даажав подчеркивает, что принцип построения архитектуры храма Мэгжид Жанрайсэг разработан на основе конструкции монгольской юрты [1].
О свойстве интерьера храма Мэгжид Жанрайсэг советский историк и дипломат И. Майский писал, что, пройдя светлое пространство и попав в затененное пространство храма, он испытал ощущение покоя и прохлады, усиленное церемонией молитвы [8].
Особенностью архитектурного убранства ворот монастыря и храмов является то, что в их орнаменте сочетаются как мотивы, взятые из традиционной архитектуры буддийских (тибетских) храмов, так и колористика монгольского национального орнамента.
Основными элементами декоративной отделки храмов служат:
1. Позолота (вершины на крыше храма).
2. Джанцан (находится на крыше и на четырех углах).
3. Чойжинхорол (Колесо Дхармы и две лани (косули)).
4. Скульптуры животных на крыше и колокол (рис. 2).
Рис. 2. Основные элементы декоративной отделки храмов. У каждого есть значение, со
всеми связаны определенные обряды. Фото автора Fig. 2. Main elements of decorative facing of temples. Each has its own meaning, some definite rite are connected with each of them. Photo of the author
Памятник архитектуры монастырь Гандантэгченлин стал объектом государственной охраны в 1994 году. По закону охранная зона составляет 54-58 га. В охранной зоне установлены два элемента. Первый - территория памятника внутри крепостного ограждения, второй - защитный пояс вокруг памятника шириной 200-300 м [14].
Важно понимать, что историческая планировка в виде узких кварталов, застроенных юртами, ориентированными на главную ось - бульвар и на прямоугольник собственно монастыря, также является памятником градостроительного искусства, по нашему убеждению.
Территория монастыря Гандан служит важным планировочным и композиционным узлом планировки города Улан-Батора. С севера территорию Гандана замыкает улица Ард Аюуш, с юга он граничит с улицей Мира, главной улицей города. Улица Самбуу расположена в одном створе с внутренней улицей Гандана, выводящей на восточные ворота монастыря. Сама улица Самбуу ведет в центральный квартал района Сухэ-Батора. Из западных ворот монастыря выходит улица, связывающая его с 3-м и 4-м микрорайонами. И, наконец, главный бульвар монастыря, согласно монгольской градостроительной традиции, раскрывается на юг с видом на панораму горы Богд-Хан-Уул.
Приведенные положения показывают, что городская планировка вокруг Гандана в части сети улиц была заложена в генеральном плане продуманно, имеет связь с основными осями монастырского комплекса.
В качестве вывода можно заметить, что в традиции монгольского градостроительства создавать такие условия в важных местах, чтобы оттуда хорошо были видны горы и иной природный ландшафт. Монастырь Гандантэгченлин отвечает этому принципу.
Интерьер храма Мэгжид Жанрайсэг. На рис. 5 можно видеть вокруг статуи Будды четыре высокие деревянные колонны. Пространство вокруг статуи не пересекается иными конструктивными связями, кроме четырех балок наверху колонн. Этот момент обращает на себя внимание, поскольку колонны и балки держат значительный пролет. Легенда гласит, что монахи добровольно принесли огромные бревна с четырех высоких гор Монголии на своих плечах, ни разу за все время не поставив бревна на землю.
У остальных храмов интерьеры спроектированы с меньшим внутренним пространством и окна расположены ниже, чем в главном храме. Они предназначены только для религиозных собраний. Двери и ворота ориентированы на южную сторону. Эти планировки сохраняют образ и традиции монгольской архитектуры.
Архитектурно-пространственная композиция монастырского комплекса Гандан-тэгченлин. На рис. 10 видно, что территория монастыря находится в центральном районе города Улан-Батора - Баянголе, в его 16-м подрайоне (рис. 3). Территория монастрыря с окружающей его охранной зоной составляет 54-58 га. На этой территории проживают 1872 семьи, или 7 843 человека, по данным статистики 2012 года. Из них мужчин - 3728, женщин - 4115, детей до пятнадцати лет - 1762, 445 человек старше 60 лет. К настоящему времени в Монголии среди верующих людей 53 % исповедуют буддизм [15].
Рис. 3. Монастырь, находящийся в центральном районе города Улан-Батора [16] Fig. 3. Monastery, situated in the central part of the city of Ulan-Bator [16]
На территории монастыря строятся среднее и высшее религиозные учебные заведения -школа и жуд-дацан. Монастырь Гандантэгченлин является главным религиозным и историко-архитектурным комплексом Улан-Батора. Этот комплекс и в планировке, и в архитектуре храмов, и в окружающей юрточной застройке сохраняет культуру 3-х тысячелетий Монголии [17].
В качестве строительных материалов для монастыря Гандан использованы дерево, кирпич, камень, синяя и других цветов и различных модификаций керамика. В образе собраны черты монгольской, монголо-китайской и китайско-тибетской архитектуры.
Композиция главного здания Мэгжид Жанрайсэг имеет трапецевидный фасад с небольшим уширением книзу тибетского прототипа, завершает здание крыша китайского типа, вернее смешанного китайско-тибетского прототипа. Выявлены следующие градостроительные проблемы на границе городской территории и историко-архитектурного комплекса Гандантэгченлин: отсутствие озеленения; оценка социально-экономического развития - средняя; застройка вокруг монастыря излишне высотная и плотная, ухудшающая экспозицию памятника в городской среде; ландшафты на многих участках нарушены, особенно крупное нарушение произошло из-за срезки части горы Тасгани перед улицей Тасганы Зам; объемно-планировочное решение улиц, окружающих территорию памятника, подчиняется только автотранспортным требованиям; в кварталах, прилегающих к территории монастыря, не организованы общественные стыковые зоны, отсутствует композиционная, функциональная, пространственная связь-переход от сакральной зоны к современному городу, за исключением двух монастырей на склоне холма Тасгани; в 3-4-ом микрорайонах на границе с монастырем чрезмерно уплотняется жилая застройка; не обустраивается пешеходная прогулочная часть улиц вокруг монастыря; требуется благоустройство юрточного района вокруг монастырских стен (в самом комплексе Гандантэгченлин) (рис. 4).
Особенности исторической монгольской планировки. Одной из главных особенностей планировки поселений, монастырей, военных лагерей является кольцевая структура. В центре монастыря находится храм, военного лагеря - ставка командующего войсками, дома (юрты) -очаг. Т.е. в центре находится главный «нерв» архитектурного пространства.
Рис. 4. Главный храм Мэгжид Жанрайсэг (1) и холмы Тасгани (2) Fig. 4. Main temple Megzhid Zhanraiseg (1) and hills Tasgani (2)
Художник Жугдэр в 1912 году нарисовал место, где в последующем развился город Улан-Батор (рис. 5). На рисунке мы видим 4 круга. В центре находится центральное поселение, Зуун-хуре - восточный круг. На его основе далее сложится центральный район Улан-Батора с площадью Сухэ-Батора. К западу от него расположен Гандантэгченлин. Его главная ось от центрального ядра раскрывается к югу, на гору Богда. Самым восточным кругом является городок Маймаачин.
Рис. 5. Живописное изображение Улан-Батора, сохранившееся в музее Богдо-Хана. Художник - Жугдэр, 1912 г. На рисунке мы видим основу структуры города Улан-Батора Fig. 5. Picturesque image of Ulan-Bator, which is being kept in the museum of Bogdo-Khana.
Artist - Zhugder, 1912. In the picture we can observe the basis of the city structure of Ulan-Bator
Кольцевая планировка, защищающая центр, и раскрытие кольца по оси на юг - одна из главных традиций монгольской планировки, которую мы видим и в планировке территории Гандана.
Принципы планировки и архитектуры монастыря Гандантэгченлин:
1. Критерии выбора местоположения для комплекса монастыря: высокое место, склон, обращенный на юг, проветривание и инсоляция. Возможность разместить вокруг храма жилье. Условия для молитвы: раскрытие на красивый природный пейзаж. Храм должен служить ориентиром для окружающей местности (рис. 6).
Рис. 6. Комплекс монастыря Аглаг: 1 - эскиз храма, 2 - расположение монастыря (находится
недалеко от Улан-Батора) Fig. 6. Monastery complex Aglag: 1 - temple sketch, 2 - monastery's position (situated not far from
Ulan-Bator)
2. Монастырь образует целостный пространственный комплекс. Состоит из следующих частей: главный храм; боковые храмы; хозяйственный дацан; часовня с памятником императору; главный двор, в который включены второй и третий дворы, каждый отделяется друг от друга воротами. Входы в пространства оформляются почетными воротами. Во дворах возле ступ и храмов, а также внутри храмов расположены молитвенные барабаны - хур-дэ, необходимые для медитации. В монастыре располагаются также юрты почетных лам, живущих в монастыре, юрты молодых монахов, ступы (субурганы).
3. Пространственный комплекс монастыря интегрирован в природный ландшафт.
4. На главную ось (север - юг), представленную в монастыре бульваром, выходят широтно ориентированные улицы, разбивающие территорию на узкие кварталы с юртами (рис. 7). Таким образом, все постройки территории получают ориентацию (входами) на юг. А все улицы имеют свободное пространство на выходе, также обращенное на юг, - бульвар.
5. Пространственная организация двора монастыря. Функционально и по смыслу пространство монастыря делится на левую и правую части относительно главной оси (рис. 8).
6. Планировка и архитектурно-пространственное решение храмового комплекса рассчитаны на то, чтобы, проходя через ворота и двигаясь по пути к храму, посетитель почувствовал спокойную обстановку, располагающую к очищению души, и приготовился к тому, чтобы зайти через главный портал в храм (рис. 9).
7. Монастырь Гандантэгченлин представляет собой узел, связывающий между собой центр города, располагающийся к востоку от храмового комплекса, и 3-й и 4-й микрорайоны, находящиеся западнее (рис. 10).
Рис. 7. Главная ось (север-юг), улица Занабазара, ведущая прямо к горе Богд-Уул Fig. 7. Main axis (North-South), Zanabazara Street, which leads directly to mountain Bogd-Uul
8. За основу организации пространства монастыря взят принцип построения пространства юрты. Архитектура монгольских храмов также следует этому принципу.
9. Взаимосвязь монастыря с окружающим пейзажем обеспечивается взглядом изнутри монастыря в последовательности: вершина горы - склон - подножие - панорамный вид на гору Богд-Уул.
В дальнейшем изучении научных основ градостроительной политики на территории, окружающей исторический комплекс, автор придерживается принципа преемственности, получившего развитие в работе А.Г. Большакова, посвященной древнему городу Сана, Йемен [18].
Рис. 8. Результаты исследования генплана монастыря Гандантэгченлин. Пространство монастыря делится на левую и правую части относительно главной оси (две разные
функциальные зоны)
Fig. 8. Masterplan research results of Gandantegchenlin. Monastery space is divided to left and right parts in relation to the main axis (two different functional zones)
Рис. 9. Главная ось от входа через главные ворота до главного храма Мэгжид Жанрайсэг Fig. 9. Main axis from the entrance through the main gates to the main temple Megzhid Zhanraiseg
Рис. 10. Монастырь Гандантэгченлин, связывающий между собой центр города (восточнее монастыря) и 3-й и 4-й микрорайоны (западнее) [19] Fig. 10. Monastery Gandantegchenlin, which connects the city center (to the East from the monastery) and 3d and 4th districts (to the West) [19]
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Историко-архитектурный комплекс монастыря Гандантэгченлин является главным пространственным центром, сохраняющим культурное наследие буддизма (ламаизма) в пространстве города Улан-Батора.
2. Памятником градостроительного искусства представляется планировка не только собственно монастыря, но и окружающей территории. Архитектурная иерархия пространственных осей, монастырских дворов, жилых узких кварталов и узлов-храмов гармонична и характерна для градостроительных традиций Монголии.
3. Связь с окружающим природным пейзажем устанавливается успешно, поскольку главная ось монастырского комплекса Гандана проходит от подножия холма к его вершине, обращена на лежащую на горизонте гору Богд-Хан-Уул. И с верхних точек монастыря, и с главного бульвара раскрывается вид на прекрасный горный пейзаж.
4. Планировка города - расположение и ориентация улиц Мира, Ард Аюуша, Тангасы Зам, Самбу, Их Тойруу и Амарсанаа - позволила удачно связать контур территории Гандана и входы в него с сетью улиц города Улан-Батора. Узел Гандана имеет как с центром города, расположенным к востоку от монастыря, так и с микрорайонами, лежащими к западу от него, вполне логичные связи.
5. Вместе с тем застройка прилегающих к Гандану кварталов оказалась достаточно дисгармоничной по отношению к памятнику архитектуры. Это касается пространства архитектуры и устройства автостоянок перед торговым центром «Бэмбэгер». Это проявилось в ликвидации части смежной с Ганданом горы (холма) Тасгани, а также в уплотнении и повышении этажности застройки в микрорайоне по улице Амарсана.
6. В резком противоречии с принципом традиционного градостроительства оказывается расположение и особенно этажность торгово-гостиничного и делового центра «Рамада», из-за которого прервалась сакральная связь монастыря с югом.
7. Улицы, окружающие территорию Гандана, нуждаются в организации пешеходного прогулочного пространства, решении проблемы парковки в ближайшем пространстве к архитектурному комплексу Гандантэгченлин.
8. Внутренние жилые улицы, окружающие двор монастыря и прилегающие к главному бульвару, нуждаются в комплексном благоустройстве. Застройка должна остаться юрточной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Даажав Б. Юрта - основа монгольского зодчества // Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор, 1977. 223 с.
2. Цултэм Н. Архитектура Монголии. М.: Изобразительное искусство, 1982. 231 с.
3. Гомбо Ж. Хотжихуйн онол ба амьдрах орчин. Улан-Батор: Битпресс, 2014. 393 с.
4. Гомбо. Ж. Хорооллын гудамж, замын хеделгеен. Улан-Батор: Битпресс, 2011. 32 с.
5. Гомбо. Ж. Хотын суурьшлын бYCийн телевлелт барилгажуулалт. Улан-Батор, 2011. 128 с.
6. Косицкий Я.В. Основы теории планировки и застройки городов. М., 2007. 77 с.
7. Улаанбаатар хот [Электронный ресурс]. URL: http://www.ulaanbaatar.mn/ (22.08.2016).
8. Официальный сайт Хайсамбуу Д. [Электронный ресурс]. URL: http://vip76.mn/u/4213 (22.08.2016).
9. Ткачев В.Н. История монголской архитектуры: монография. М.: Изд-во АСВ, 2009. 288 с.
10.Майдар Д. Архитектура и градостроительство Монголии. М.: Стройиздат, 1971. 65 с.
11.Майдар Д. Монголын архитектур ба хот байгуулалт. Улан-Батор: Хэвлэх комбинат, 1972.
129 с.
12.Гандан хийдийн эрт эдYгээгийн тYYх оршвой [Электронный ресурс]. URL: http://www.budda.mn/news/992.html (22.08.2016).
13.Щепетильников Н.М. Архитектура Монголии. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 245 с.
14.Эрдэнэбат. ©. Улаанбаатар хотын тYYх, соёлын дурсгалт барилгын хэтийн телев // Эрдэм шинжилгээний бичиг. 2003. № 1. С. 135-137.
15.Нийслэлийн статистикийн газар [Электронный ресурс]. URL: http://ubstat.mn/Statistics (22.08.2016).
16.Google Earth [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/earth/ (22.08.2016).
17.Официальный сайт Prezi. Хот айл [Электронный ресурс]. URL:
https://prezi.com/hlqyii3xoun9/presentation/ (22.08.2016).
18.Большаков А.Г. Социальные факторы и архитектура старого города Саны, их трансформация и принцип преемственности в пространстве новой Саны: монография. Белгород: Изд-во Белгородского гос. технологического университета, 2014. 159 с.
19.Яндекс.Карты [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/maps/ (22.08.2016).
REFERENCES
1. Daazhav B. Yurta - osnova mongol'skogo zodchestva [Yourt - basis of Mongolian architecture]. Rol' kochevykh narodov v tsivili-zatsii Tsentral'noi Azii [Role of nomadic folks in the civilization of Central Asia]. Ulan-Bator, 1977. 223 p.
2. Tsultem N. Arkhitektura Mongolii [Architecture of Mongolia]. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1982. 231 p.
3. Gombo Zh. Khotzhikhuin onol ba am'drakh orchin. Ulan-Bator, Bitpress, 2014. 393 p.
4. Gombo. Zh. Khoroollyn gudamzh, zamyn khedelgeen. Ulan-Bator, Bitpress, 2011. 32 p.
5. Gombo. Zh. Khotyn suur'shlyn bYsiin televlelt barilgazhuulalt. Ulan-Bator, 2011. 128 p.
6. Kositskii Ya.V. Osnovy teorii planirovki i zastroiki gorodov [Basis of planning theory and town development]. Moscow, 2007. 77 p.
7. Ulaanbaatar khot. Available at: http://www.ulaanbaatar.mn/ (accessed 22.08.2016).
8. Ofitsial'nyi sait Khaisambuu D. [Official site Khaisambuu D.]. Available at: http://vip76.mn/u/4213 (accessed 22.08.2016).
9. Tkachev V.N. Istoriya mongolskoi arkhitektury [History of Mongolian architecture]. Moscow, ASV Publ., 2009. 288 p.
10.Maidar D. Arkhitektura i gradostroitel'stvo Mongolii [Architecture and town-planning of Mongolia]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1971. 65 p.
11.Maidar D. Mongolyn arkhitektur ba khot baiguulalt. Ulan-Bator, Khevlekh kombinat Publ., 1972. 129 p.
12. Gandan khiidiin ert edYgeegiin tYYkh orshvoi. Available at: http://www.budda.mn/news/992.html (accessed 22.08.2016).
13.Shchepetil'nikov N.M. Arkhitektura Mongolii [Architecture of Mongolia]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu, arkhitekture i stroitel'nym materialam Publ., 1960. 245 p.
14.Erdenebat. ©. Ulaanbaatar khotyn tYYkh, soelyn dursgalt barilgyn khetiin telev. Erdem shinzhilgeenii bichig, 2003, no. 1, pp. 135-137.
15.Niisleliin statistikiin gazar. Available at: http://ubstat.mn/Statistics (accessed 22.08.2016).
16.Google Earth. Available at: https://www.google.com/earth/ (accessed 22.08.2016).
17."Khot ail", tYYnii eerchlelt. Available at: https://prezi.com/hlqyii3xoun9/presentation/ (accessed 22.08.2016).
18.Bol'shakov A.G. Sotsial'nye faktory i arkhitektura starogo goroda Sany, ikh transfor-matsiya i printsip preemstvennosti v prostranstve novoi Sany [Social factors and architecture of the old city of Sana, their transformation and principle of succession in the space of new Sana]. Belgorod, Izd-vo Belgorodskogo gos. tekhnologicheskogo universiteta Publ., 2014. 159 p.
19. Yandeks.Karty [Yandex maps]. Available at: https://yandex.ru/maps/ (accessed 22.08.2016).
Информация об авторе
Нямдорж Нарантуяа, аспирант кафедры архитектуры и градостроительства, e-mail: n.nyamdorj@yandex.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Критерии авторства
Нямдорж Нарантуяа полностью подготовила статью и несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author
Nyamdorzh Narantuya, postgraduate, Department of architecture and urban planning, e-mail: n.nyamdorj@yandex.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.
Contribution
Nyamdorzh Narantuya has prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The author declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.
Статья поступила 18.12.2016 г. The article was received 18 December 2016