УДК 711.2 (470.55)
БОЛЬШАКОВ В. В.
Архитектурно-планировочная эволюция Челябинской агломерации
Статья посвящена исследованию архитектурно-планировочного развития территории Челябинской агломерации. Выделены этапы формирования и рассмотрен генезис планировочной структуры населенных пунктов с учетом повлиявших на нее природных и антропогенных факторов.
Ключевые слова: архитектурно-планировочное развитие, Челябинская агломерация, город, планировочный каркас, композиция, зонирование.
BOLSHAKOV V. V.
ARCHITECTURAL AND PLANNING EVOLUTION OF CHELYABINSK AGGLOMERATION
The article is devoted to research in architectural and planning territory growth of Chelyabinsk agglomeration. Typical stages are marked and planning structure genesis of settlements is observed taking into account natural and anthropogenous factors which had influenced on it.
Keywords: architectural and planning growth, Chelyabinsk agglomeration, city, town, planning skeleton, composition, zoning.
Большаков
Василий
Владимирович
аспирант, преподаватель кафедры архитектуры Южно-Уральского государственного университета
e-mail:
basil.bolsh@gmail.com
Архитектурно-планировочная эволюция территории Челябинской агломерации проходила на протяжении менее чем трех столетий и может быть представлена несколькими характерными периодами, каждому из которых свойственна собственная идеология формирования планировочной структуры как отдельных частей, так и агломерации в целом.
Нулевой этап. В первой четверти XVIII в. начинается освоение территории в долине р. Ми-асс и на прилегающих озерах. Его формой стало создание оборонительной системы крепостей на важных транспортных направлениях. Крепости — Челябинская, Миасская, Еткульская — входили в Исетскую линию и были построены как укрепленные перевалочные пункты на путях снабжения [1]. Впоследствии вокруг крепостей на озерах и притоках р. Миасс, вблизи транзитных транспортных путей стали формироваться казачьи и крестьянские поселения. Планировочная структура населенных пунктов была ориентирована по направлениям проходящих через них транзитных путей. Основой каркаса расселения на территории служили природные оси — по рекам и береговым линиям озер, и антропогенные оси — транзитные транспортные направления. На пересечении осей сформированные узлы каркаса становились благоприятным местом для создания и развития новых населенных мест.
Первый этап — протоагломерация. Челябинск, потеряв значение опорного оборонительного пункта, стал уездным городом и получил активное развитие благодаря нахождению на перекрестке торговых путей. Укреплялись тран-
спортные связи в направлениях на Екатеринбург, Курган, Троицк, а также из расположенной западнее горнозаводской зоны. Вблизи Челябинска на этих путях в радиусе 25-30 км стали активно развиваться села — Долгодеревенское, Миасское, Еткуль, Коркино. Таким образом начала формироваться звездчатая структура агломерации с центром в Челябинске.
Общественные центры населенных пунктов формировались вокруг торговых площадей с расположенными на них церквями [6]. Главные улицы были сориентированы на такие площади. За пределами поселения улицы переходили во внешние дороги, по которым осуществлялась связь населенных мест. Наряду с общественными центрами стали формироваться производственные центры — в большинстве поселений это были мельницы. В крупных населенных пунктах, таких как Челябинск, развивалось мануфактурное производство (к примеру, кожевенное) [1]. По характеру расположения они находились на выездах, в том числе, возможно, с учетом представлений о санитарной безопасности для селитебной территории.
Архитектурно-планировочная структура города-центра агломерации, имевшая нерегулярный характер и сформированная под влиянием ландшафта местности, трансформировалась на основе разработанного плана в первой половине XIX в., который задал регулярность сетки улиц [4] с четкой регламентацией расположения домов (в линию по фронту) [6]. Город получил узнаваемый рисунок планировки центральной части, характерный для большинства крупных населенных мест страны. В то же самое время планировочная структура села и деревни была
© Большаков В. В., 2013
27
Г радостроительство
под влиянием природного ландшафта — реки, озера, лесные массивы, а также направления главного транспортного пути к городу-центру.
Территория Челябинской агломерации получила мощный толчок в развитии благодаря строительству в конце XIX в. Самаро-Златоустов-ской железной дороги, части будущей Транссибирской магистрали [6]. Расположение основного транспортного узла и вокзала в Челябинске закрепило за городом статус ядра моноцентриче-ской агломерации.
На уровне города начал формироваться подцентр — прилежащая к вокзалу территория, связанная с главным центром магистральной улицей, названной Большой. Перешагнув через регулярный характер планировки, город стал прирастать жилыми территориями вблизи производств и по основным внешним транспортным путям.
В рамках аграрной реформы 1906 г. было принято решение о переселении крестьян из центральных губерний на Урал и в Сибирь по железной дороге. В результате в районе вокзала вскоре сформировались временные кварталы переселенцев (по сей день в топонимике города сохранилась улица Переселенческий Пункт) [6]. Большое количество трудоспособного населения не было обеспечено местами приложения труда, тем самым сложились условия для ложной урбанизации.
Деревни и села, через которые прошла железная дорога и где были созданы узловые станции, также получили стимул в развитии — Полетаево, Потанино, Шагол, Есаульский, Арга-яш. Они выполняли сортировочную и складскую функции. Архитектурно-планировочным центром таких населенных пунктов становилась железнодорожная станция, на которую из близлежащих деревень привозили сырье для последующей отправки (в основном это были зерновые культуры). Таким образом, формировалась более сложная звездчатая, иерархическая структура соподчинения населенных мест периферии Челябинской агломерации.
Второй этап. После революции 1917 г., Гражданской войны и смены политического режима, в конце 1920 — начале 1930-х гг., государством был выбран курс на индустриализацию и коллективизацию (в промышленной и сельскохозяйственной сферах соответственно). Формой хозяйствования на селе становится колхоз. Появляются районные сельскохозяйственные и административные центры, что придает развитие селам — Миасское, Еткуль, Долгодеревенское,
Аргаяш, в том числе и благодаря расположению на транзитных транспортных путях [1]. В соподчинении у районных центров находились более мелкие населенные пункты и колхозы. В северо-западной сельскохозяйственной части агломерации недолгое время просуществовал Аргаяшский кантон (административно-территориальная единица Малой Башкирии), организованный по национальному признаку, на территории которого проживало к тому моменту более 100 тыс. человек. Доминантами архитектурнопланировочной структуры поселений становятся объекты социального и культурно-бытового обслуживания, такие как сельские клубы, магазины, образовательные учреждения.
С 1930-х гг. регион стал площадкой по воплощению плана индустриализации страны [1], с чем связано активное строительство промышленных предприятий в Челябинске, рядом с которыми формировалась жилая застройка «соцгородов», а на периферии выделялись и нарезались площади для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства [6]. В теле города и сегодня можно обнаружить несколько плановых поселков рядом с заводскими территориями. Многоэтажные соцгорода были призваны упорядочить жизнь трудящихся, заполнить ее спектром услуг социального и культурно-бытового характера. Строятся рабочие клубы и кинотеатры, составляющие доминанты в застройке наряду с главным зданием заводоуправления. Тем самым городская среда маркировалась определенным набором значимых центров жизненного цикла. Соцгорода стали основой формирования районов города, а транспортные пути, связывающие их с центром, создали планировочный каркас и стали впоследствии магистральными улицами городского значения.
В связи с началом добычи бурого угля в окрестностях Челябинска получают развитие рабочие поселки шахтеров на месте бывших деревень — Вахрушево, Бажово, Старокамышинск и пр. Формируются города-спутники Челябинска — Копейск с сетью шахтных разработок, Коркино и Еман-желинск с добычей угля открытым способом через разрезы [5]. В этих населенных пунктах путем формирования ансамблей зданий административного, социального и культурного назначения также создаются городские центры. Центром композиции ансамблей, как правило, становится площадь, которую используют для массовых мероприятий.
Во время Великой Отечественной войны в города на территории агломерации эвакуируют заводы из западной части страны, что способствует еще большему росту городов и рабочих поселков вокруг них [1]. Строятся новые ветки железных дорог, в том числе и производственного назначения, — северная, для объединения металлургических предприятий, и восточная, вдоль угледобывающих шахт и разрезов. Возникают агломерации второго порядка, основанные на единстве промышленного производства.
Третий этап. С конца 1950-х гг. градостроительная политика вновь претерпевает изменения. Обозначен курс на массовое жилое строительство, рост промышленных и развитие новых наукоемких предприятий [6]. Возникает новая планировочная единица — микрорайон, для которого характерно более компактное по сравнению с соцгородом размещение объектов социального обслуживания населения. Формируются ансамбли общественных центров и система городского озеленения, основанная на непрерывности зеленых коридоров и связи главных парков и скверов. В результате роста населения и увеличения производственных мощностей появляется потребность в обеспечении водой — с юго-запада от Челябинска начинается строительство Шершнев-ского водохранилища.
Побочным результатом деятельности промышленных предприятий становятся неочищенные выбросы в атмосферу, загрязнение территории шлакоотвалами [5], а также неконтролируемый сброс отработанной воды на близлежащие территории и наполнение природных котловин, в связи с чем увеличились в размерах озера Первое, Второе, Курлады и Смолино и появились озера Третье и Шелюгино.
Активное изменение природного ландшафта и увеличение количества загрязнений привели к образованию буферной зоны между ядром агломерации и агломерациями второго порядка. Являясь резервной территорией для роста городов, она превратилась в зону отчуждения, преградив путь планировочному развитию Челябинска в северном, северо-восточном, восточном, юго-восточном, южном направлениях — там, где оставалась зона влияния промышленных предприятий; в юго-западном направлении — там, где расположена охранная зона магистральных инженерных сетей — ЛЭП и газопровод «Бухара — Урал». Активный рост города, в основном жилой застройки, начал-
ся в западном и северо-западном направлениях, согласно Генеральному плану, принятому в 1967 г. [6]. Структура новых планировочных районов указывает на влияние природного ландшафта — сложного характера рельефа, русла реки Миасс, городского бора, а в восточной части города озер Первое и Смолино.
В Копейске в связи с увеличивающимся размером шахтных полей и разрастанием озера Курлады останавливается планировочное развитие центральной части города в северном, южном и восточном направлениях. В Коркино основной проблемой становится угольный разрез [5], вокруг которого была сформирована планировочная структура города.
С развитием Челябинска как важного транспортного узла в западном направлении от города начинается строительство объездной автомагистрали. Недалеко от областного центра прокладываются нефтепроводы, отрезая территории возможного планировочного развития.
Помимо развития промышленных территорий начинается активное освоение рекреационного ресурса агломерации. В частности, создается сеть оздоровительных учреждений на озерах и на территориях особо ценных лесных массивов (на территории агломерации находится четыре таких лесных массива) [6]. Формируется транспортная сеть в направлении областной рекреационной зоны западнее Челябинской агломерации, представленной горными хребтами, ценными озерами — Увильды и Тургояк. В сельских населенных пунктах начинается строительство многоквартирных домов, что привносит «городской» характер в их архитектурно-планировочную структуру. В этот период город Челябинск становится миллионером. Понимание обширности его территории приводит к принятию решения
о закладке метрополитена, который и по сей день находится в стадии строительства.
Четвертый этап. С начала 1990-х гг. в результате изменения политического строя государства и экономических кризисов некоторые промышленные предприятия закрываются, разрываются социальные и деградируют планировочные связи «завод — соцгород», сельское хозяйство становится нерентабельным и многие деревни и сельские поселения «вымирают». Создаются условия для нового этапа ложной урбанизации, когда трудоспособное население из сельской местности перебирается в города. Усиливается маятниковая миграция из пригородов.
На основе Генерального плана 1967 г. в 1996 г. разработан новый программный документ — Правила землепользования и застройки г. Челябинска, учитывающий особенность города как центра агломерации, крупнейшего промышленного города, обладающего статусом исторического населенного пункта и собственными особенностями планировочной структуры, располагающего уникальными природными объектами, но и имеющего значительные неблагоприятные экологические условия. В нем обозначены территории перспективного градостроительного развития в зоне совместных интересов ядра агломерации и прилегающих населенных пунктов [3]. Данные перспективные площадки были учтены при разработке нового Генерального плана города, принятого в 2003 г.
Документы территориального планирования есть у семи из восьми административных муниципальных единиц, составляющих Челябинскую агломерацию, каждая из которых — при учете уникальности каждого образования — обладает широким потенциалом планировочного развития. Однако, несмотря на проведенную исследовательскую работу Челябинской агломерации и донесения результатов до властных органов [2], между некоторыми административными единицами отсутствует согласованность и общее представление о направлении развития.
Основой градостроительной политики современного периода по-прежнему является комплексная застройка свободной территории периферийной части города, что ведет за собой ряд проблем: увеличение нагрузки на транспортные магистрали, десоциализация новых кварталов, отсутствие городских подцентров. На бывших сельскохозяйственных территориях вблизи городов, в незагрязненной промышленностью зоне, начинается формирование сети коттеджных поселков, не имеющей общей композиционной структуры и должного социального обеспечения. Данные градостроительные решения характерны для всех принятых к настоящему времени генеральных планов городов и муниципальных районов. Косвенной причиной такого положения послужило отсутствие в современном Градостроительном кодексе требований к построению композиционного архитектурно-планировочного каркаса, декларирующего перспективные направления организации и устойчивого развития территории.
Несмотря на некоторое выравнивание экономической ситуации,
на территории проявились некогда отложенные и нерешенные проблемы: экологическая — загрязнение воздуха и воды; отсутствие организованной логистики транспортной и коммунальной инфраструктуры; отсутствие комплексного подхода к реконструкции деградирующих территорий как в теле городов, так и буферных зон, и особенно сельских территорий; отсутствие предложений по формированию новых архитектурно-планировочных центров развития территории; отсутствие межмуниципальных связей по вопросам общего развития территории — как следствие отсутствия новой сформированной идеологической концепции градостроительной политики в отношении развития Челябинской агломерации.
Заключение
Рассмотрев архитектурно-планировочное развитие Челябинской агломерации, можно прийти к выводу, что структура организации как отдельных населенных пунктов, так и территории в целом на протяжении всего исторического периода формировалась под влиянием двух факторов — естественного характера ландшафта местности и транзитных транспортных направлений. Особенностью развития агломерации стали характерные этапы планировочной эволюции, формировавшиеся под влиянием значительных внешних факторов (прокладка Транссибирской магистрали, эвакуация промышленности в годы войны или искусственное преобразование ландшафта). В результате чего каждый новый планировочный каркас накладывался на предшествующий, тем самым формируя в целом уникальную архитектурно-пространственную структуру агломерации.
Список использованной литературы
1 Боже В. С., Черноземцев В. А. Челябинск : энциклопедия. Челябинск, 2001.
2 Глазычев В. Л. и др. Челябинская агломерация: потенциал развития. Челябинск, 2008.
3 Колясников В. А. Теория градостроительства: современные направления и концепции : учеб. пособие. Екатеринбург, 2003.
4 Косицкий Я. В. Архитектурно-планировочное развитие городов : учеб. пособие. М., 2005.
5 Оленьков В. Д. Градостроительное планирование на нарушенных территориях. М., 2007.
6 Поливанов С. Н. Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра. Челябинск, 1986.