УДК 72.01 МАГАЙ А. А.
Архитектурно-композиционные особенности высотных зданий
Статья посвящена архитектурно-композиционным особенностям проектирования и строительства небоскребов. Приведены конкретные примеры построенных зданий в различных районах города при центральном, срединном, окраинном и загородном расположении. Даны принципы формирования застройки в зависимости от различных факторов.
Ключевые слова: архитектура высотных зданий, архитектурная композиция, форма, архитектурный облик, дисперсное, групповое и фоновое размещение, принципы.
MAGAY A. A.
ARCHITECTURAL AND COMPOSITIONAL FEATURES HIGH-RISE BUILDINGS
The article focuses on the architectural and compositional features in the design and construction. The article gives specific examples of constructed buildings in different parts of the city, in downtown, middle, outskirts and suburban location. Principles of development are given depending on various factors.
Keywords: architectural composition, form, architectural appearance, dispersed, group and background placement, principles.
Магай
Анатолий
Алексеевич
кандидат архитектуры, профессор,
Заслуженный архитектор, директор по научной деятельности
АО «ЦНИИЭП жилища — институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий»
e-mail: [email protected]
Каждое высотное здание является уникальным объектом, разработанным в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, служащим для различных функций. При этом высотные здания должны удовлетворять не только функциональным, но и природно-климатическим условиям, архитектурно-композиционным требованиям, современным и перспективным конструктивным и инженерным решениям. С возведением высотного здания возникает новый тип жилой среды, особенно если здание является многофункциональным, когда жилье и место работы расположены в одном высотном объеме, где проживающие и работающие значительно экономят силы и время, затрачиваемые на дорогу от дома к месту работы и обратно. Архитектуре высотных зданий присущи особые, специфические черты, получающие отражение в архитектурной композиции и облике зданий и комплексов, такие как градостроительная значимость, крупномасштабность, подчиненность природно-климатическим, функциональным, конструктивным и санитарно-гигиеническим условиям, логическая обоснованность архитектурных приемов, большое разнообразие художественных образов.
В то же время понятно, что в архитектуре высотных зданий, которые видны на очень большом расстоянии, огромное значение имеют объемно-пространственные формы и архитектурно-художественные характеристики. Поэтому при проектировании нового высотного
здания, в зависимости от градостроительной ситуации, места расположения объекта в городе, участия его в застройке прилегающих магистралей и площадей, сложившихся или проектируемых композиционных осей и узлов, условий визуального восприятия и других факторов необходимо установить композиционную значимость объекта.
Высотные здания — это основные структурные элементы композиционного решения микрорайона, района, города. В силу особой выразительности архитектура высотных зданий обладает определенным эмоциональным воздействием, что позволяет считать эти здания носителями образа городского пространства.
Общегородскую роль ориентиров играют те общественные здания, которые определяют силуэт города. Эти здания или их ансамбли имеют важное значение в формировании композиционной структуры города, благодаря чему город воспринимается как единое целое. Таких ориентиров в городе может быть несколько, и каждый из них — значимый элемент, выступающий в роли композиционного центра (узла, доминанты), формирующего пространство любого размера. Такими доминантами со времени возведения стали семь «сталинских» высоток в Москве, являющихся визуальными ориентирами районов застройки.
Композиционная значимость рассматривается как совокупность свойств, определяющих характер участия высотного объекта в градостроительной композиции в основном высокого
© Магай А. А., 2015
25
Иллюстрация 1. Своеобразие объемно-пространственной формы здания Torre Agbar, Барселона. 2005 г. Арх. Жан Нувель
Иллюстрация 2. Фронтальная композиция Woolworth Building, Нью-Йорк. 1913 г. Арх. Кассом Гилберт
уровня — прилегающих магистралей, района и во многих случаях города в целом.
Объемно-пространственная структура, образующая форму высотного здания, является эстетической характеристикой. Ее ни в коем случае нельзя недооценивать, поскольку, в конце концов, первичной задачей является поиск правильной формы, которая должна затем наполниться функциональным содержанием. Проектирование предполагает наличие формы, организацию объемно-пространст-
веннои структуры высотного здания. Поиски новых архитектурных форм и структур привели к появлению самобытных характерных зданий, таких как Marina City в Чикаго, США — двухблочный комплекс из круглых в плане высотных зданий; Petronas Towers, Куала-Лумпур, Малайазия — две башни, напоминающих пагоды; Burj al Arab — в виде паруса, в Дубае, ОАЭ; Swiss Re в Лондоне, Англия и Torre Agbar в Барселоне, Испания — в виде сигары и множество других своеобразных объемно-пространственных форм (Иллюстрация 1).
Эстетические требования к облику высотного здания или комплекса во многом определяются его положением в городской застройке, природно-климатическими условиями места строительства, функциональной направленностью, связанной с архитектурным характером сооружений, высотой здания, размерами и конфигурацией занимаемой территории. Высотное здание или комплекс играет роль доминанты, контрастно выступая основным объектом в композиции застройки или композиционным центром прилегающей территории, что связано, как правило, с социальной значимостью объекта. К таким объектам в Москве относятся — жилой комплекс «Триумф Палас», «Воробьевы горы», «Эдельвейс» и др. (срединная часть города), «Алые паруса» (окраина города).
Размещение высотного здания в той или иной градостроительной ситуации оказывает большую роль в его композиции. Можно рассматривать три случая градостроительного размещения высотных зданий в городе, когда архитектурно-композиционная задача может быть решена в том или ином варианте — дисперсное или островное, групповое, массовое размещение.
Высотные здания и комплексы располагаются дисперсно в любой части города, при этом они имеют островное положение и воспринимаются с разных сторон, открывая свое объемно-пространственное и пластическое решение полностью, при этом приобретают большую независимость и вариантность в формировании композиции. При дисперсном размещении высотных зданий наиболее типичными градостроительными вариантами расположения при массовой высотной застройке являются рядовое, угловое, островное. В первом случае здание, входя рядовым элементом в застройку улицы, воспринимается преимущественно фронтально, например, здание Woolworth Building, Нью-Йорк, США (Иллю-
страция 2) со стороны главного фасада имеет наиболее проработанную систему архитектурных элементов и деталей, частично повторяющихся на боковых фасадах.
При угловом расположении здание в большей мере раскрывает свою объемность. Появляется проблема согласования главного и бокового фасадов, становится более оправданным применение асимметричной композиции. При угловом расположении высотного здания в сторону прилегающих улиц ориентируются на входную зону и основные функциональные структуры, а второстепенные располагают в тыльной части участка. Имеются частные случаи углового расположения здания, примером может служить Flatiron Building, Нью-Йорк, США, размещенный на углу расходящихся улиц и имеющий форму треугольника. В этом случае функциональной основой является пространственно-симметричная композиция, при которой наиболее крупные и выразительные функциональные структуры и элементы высотного здания находятся на всех трех фасадах, а входы размещены на углу и по двум уличным фасадам. Угловое размещение на развилке Щелковского шоссе и Сиреневого бульвара имеет здание НИИ «Дельта», Москва, Россия (Иллюстрация 3). Однако в этом здании пространственная композиция решена с учетом магистралей, обтекающих объект Щелковское шоссе и Сиреневый бульвар. В плане здание имеет два разновысотных треугольника, объединенных ядром жесткости, в котором размещена лифтовая группа. Основная видовая точка расположена со стороны Щелковского шоссе, на которое выходит плоский фасад меньшего объема, а под углом к нему выступает фасад большего объема. Со стороны Щелковского шоссе после развилки выходит плоский фасад малого объема, а со стороны Сиреневого бульвара плоский фасад большего объема.
Также островное размещение имеет здание Lake Point Tower, Чикаго, США, в котором трехлучевой план диктуется месторасположением здания на намывном, выступающем в озеро Мичиган, земельном участке, и просматриваемость его со всех сторон. В этом случае здание имеет три одинаковых фасада — симметричную композицию (Иллюстрация 4).
Часто планировочная структура высотного здания, расположенного дисперсно в городе, представляет собой преимущественно фронтальную композицию, односторонне ориен-
тированную на магистраль, ведущую в застройку или проходящую мимо высотного здания, что можно наблюдать практически на всех знаменитых «сталинских» высотках в Москве.
Групповое местоположение имеет различные варианты: в центре города — Чикаго, Нью-Йорк, США; рядом с центром расположен ММДЦ «Москва Сити», в срединной городской части — «Екатеринбург Сити», Екатеринбург, Россия, на окраине — «Алые паруса», Москва, Россия или за чертой города — район Дефанс, Париж, Франция.
При проектировании групповой застройки высотными зданиями решается более широкий круг композиционных задач, чем при проектировании отдельного здания, что связано с пространственным размещением не одного, а нескольких объектов разного назначения и различных архитектурных характеристик (Иллюстрация 5).
Во всех вариантах важнейшей задачей проектирования групповой высотной застройки является следование принципу объединения в целесообразно организованную и эстетически оправданную систему высотных зданий, а также окружающую их пространственную среду, подчиняя ее единой композиционной идее, что создает необходимые предпосылки для формирования высотной застройки в единый архитектурный ансамбль. При этом высотные здания могут значительно различаться по функциональному назначению, объемно-пространственному решению, применению тех или иных конструктивных систем и схем.
Основной повод групповых застроек высотными зданиями — сосредоточение финансовых структур (Франкфурт-на-Майне, Германия), жилья (жилой комплекс «Воробьевы горы», Москва, Россия) или многофункциональное обеспечение — финансы, международная торговля, функции управления, временное проживание и др. (ММДЦ «Москва Сити», Москва, Россия).
Высотная групповая застройка, размещаемая в удалении от жилых территорий города, решается как автономный элемент застройки. Здесь в зрительном восприятии особую роль приобретает силуэт, формирование выразительной панорамы со стороны города. Таким образом построен район Дефанс, Париж, Франция, где объемно-пространственная композиция строится на основе общего и последовательного восприятия застройки. Планировочная структура района застройки района Дефанс
Иллюстрация 3. Угловое размещение здания НИИ «Дельта», Москва. 1982 г. Арх.: И. Гохарь-Хармандарян, Ю. Никифоров, Л. Масолкина
представляет собой преимущественно фронтальную композицию, односторонне ориентированную на селитебную застройку и глубинную осевую композицию трех Триумфальных арок.
Третий вариант заключается в массовом возведении высотных зданий, когда здания представляют фоновую высотную застройку, как это делается в Гонконге и в Дубае, ОАЭ. При этом роль высотного здания в общей композиции и архитектуре высотной застройки может быть различной: пассивной, нейтральной, подчиненной характеру прилегающей застройки или активной, доминирующей в композиции, т. е. обладающей композиционной значимостью. Оба вида массовой застройки можно наблюдать в Гонконге (Иллюстрация 6).
Соответствие облика функциональному назначению следует считать важным параметром оценки, который является показателем согласованности архитектурного решения здания в целом. Построение объема, композиция фасадов, художественное решение деталей должны раскрывать назначение здания, создавая соответствующее эмоциональное настроение человека, привлекая к нему посетителей или, наоборот, создавая необходимую психологическую дистанцию между ними и зданием, делая его неприступным, представляя его как общедоступный объект или офи-
Иллюстрация 4. Островное размещение здания Lake Point Tower, Чикаго. 1973 г. Арх.: Шиппорет, Хеинрих
Иллюстрация 5. Групповое размещение на территории ММДЦ «Москва Сити». Строящиеся здания по инициативе архитектора Б. И. Тхора
Иллюстрация 6. Массовая застройка Гонконга
Иллюстрация 7. Скульптурный внешний облик здания Lippo centre, Гонконг. 1988 г. Арх. Пол Рудольф
циальный центр. Мис ван дер Роэ в 1930-1940 гг. внедрил так называемый «международный стиль» с обезличенными объемно-пространственными решениями, когда гостиницы, офисные и жилые здания были одеты в прямоугольную форму, не выражая внутреннего содержания здания. Такими зданиями можно назвать офисное здание Seagram Building, Нью-Йорк, США; жилые здания Lake Shore Drive, Чикаго, США; здание проектного института «Гидропроект» в Москве; Tour du Midi, Брюссель, Бельгия и многие другие. С течением времени архитектурно-художественное направление в архитектуре высотных зданий взяло верх, и высотные здания стали иметь разнообразные формы и объемы.
Объемно-пространственная композиция высотного здания строится на основе последовательного восприятия застройки вдоль открытых пространств (композиционных осей) массовых пешеходных или транспортных коммуникаций.
Композиционная роль высотной застройки подчеркнута применением акцентных зданий, доминирующих в застройке, в целом являющихся градостроительными ориентирами в прилегающей застройке, такими зданиями до недавнего времени были семь «сталинских» высоток в Москве, определяя своим месторасположением районы застройки — Котельники, Смоленская площадь, Комсомольская площадь, Кудринская площадь, территория МГУ на Воробьевых горах. С появлением более сотни высотных зданий в Москве большинство этих зданий потеряли главную градостроительную роль в структуре города и стали, наряду с другими, не главными, а рядовыми акцентами мест застройки.
Каждое высотное здание имеет свой, характерный для него художественный образ, который формируется под влиянием различных факторов. Прежде все-
го, художественный образ определяется характерным для данного здания функциональным наполнением — жилой дом, офисно-административный комплекс, гостиница, библиотека и т. п., что неизбежно находит отражение в объемно-пространственной композиции объекта или группы высотных зданий, часто в специфической форме отдельных сооружений и элементов или частей здания.
Поскольку многие высотные здания строятся известными корпорациями и фирмами, в их внешний облик привносятся характерные черты или элементы выпускаемой продукции. В здании Chrysler Building верхний объем украшен символическими элементами в виде ободов колес, что придает объекту своеобразный стиль. Нестандартный художественный образ имеют две башни Lippo centre (арх. П. Рудольф) в Гонконге, которые представляют две скульптурные башни высотой 186 м, в народе называемые «дерево с коалами» из-за объемных решений, которые напоминают медведей-коала, обхвативших ствол (Иллюстрация 7).
Интересный прием применил архитектор Р. Роджерс при проектировании здания компании Lloyd в Лондоне: выходящие на фасад конструктивные элементы — стойки и горизонтальные пояса — размещены вокруг здания, на фасад же выходят вентиляционные трубы, подчеркивая высотность и придавая изящество всему объемно-пространственному решению здания, а нарочито выставленные лестницы придают ему скульптурность.
Еще одним архитектурно-художественным приемом является введение цвета во внешний облик здания. При введении цвета предпочтение отдается естественным цветам различных материалов. В здании Torre Agbar, Барселона, Испания, фасад украшен цветными вставками красного, синего, светло-серого и черного цвета, что придает зданию своеобразный колорит, особенно при открытых внешних жалюзийных решетках. Другим приемом воспользовался архитектор Э. Аиллауд при проектировании группы жилых домов Tour Nuages — он применил фрески, окрашенные в белые, голубые и коричневые цвета, изображая небо, облака и землю, здания как бы растворились в небе.
Формирование архитектурного облика, как и объемно-пространственной композиции, является творческим процессом, в котором помимо объективных данных проявляется художественная индивидуальность автора, это можно проследить по работам Н. Фостера, С. Кала-травы, М. ван дер Роэ и других всемирно известных архитекторов.
Архитектурный облик, в первую очередь, отражает назначение здания, его функции, выражает организацию внутренних пространств, специфику жизнедеятельности, связь с внешней средой. При формировании архитектурного облика используется широкий диапазон приемов, таких как:
♦ выделение нижних этажей здания — по объему и архитектурному решению (Триумф Палас, Москва, Россия);
♦ изменение объема или объемов последних этажей («Воробьевы горы», Москва, Россия; Пирамида Transamerica, Сан-Франциско, США);
♦ выделение верхнего этажа, который может быть без окон при верхнем освещении, с большим остеклением крупных пространств, залов или другим архитектурным элементом (здание Metlife, Нью-Йорк, США; здание Goldman Saks, Москва, Россия);
♦ акцентное завершение здания — шпилем (Триумф Палас, Москва, Россия), шпилем и звездой (семь «сталин-
ских» высоток, Москва, Россия), фронтоном (здание «АТ&Т», Нью-Йорк, США), скульптурой (Munipal Building, Нью-Йорк, США), полумесяцем (Royal Tower Hotel, ОАЭ), объемно-пространственной структурой, например, помещениями ресторана на верхних этажах здания — гостиница «Красные холмы», Москва, Россия; Al Faisali, ОАЭ, или другими архитектурными элементами;
♦ выявление дополнительного объема на основном объеме здания (Burj al Arab, Дубай, ОАЭ);
♦ выделение атриумов и зимних садов (Северный город, Москва, Россия; Kommerzbank, Франкфурт-на-Майне, Германия);
♦ выделение технических этажей (обычно с небольшими оконными проемами, вентиляционными решетками или вообще глухими) при помощи отступов от поверхности стены или выступов из нее;
♦ вынос конструкции на фасад (John Hancock Centre, Чикаго, США) или перед фасадом (гостиница Arts Barcelona, Барселона, Испания);
♦ применение цвета на фасаде («Северные ворота», Москва, Россия);
♦ различная (контрастная) трактовка фасадов — боковых, торцовых (Conde Nast, Нью-Йорк, США);
♦ акцентирование входов либо въездов, подъездов (то же здание);
♦ применение вертикальных коммуникационных узлов инженерных систем (здание компании Lloyd, Лондон, Великобритания) и др.
Объемно-пространственная композиция высотного здания в большинстве случаев основана на применении вертикального объема, форма которого определяется конфигурацией этажей, и в процессе разработки проекта может быть визуально скрыта или выявлена за счет фасадных поверхностей и крыши. Она может быть как простой (ортогональной), так и сложной (неортогональной). Из ортогональных форм высотных зданий можно упомянуть прямоугольную, цилиндрическую, пирамидальную, конусную и т. п. В последние годы многие высотные здания проектируются с неортогональными формами, например, имеющими изгиб вдоль, вокруг или поперек вертикальной оси с применением криволинейной фасадной поверхности и т. п. Все это придает высотным зданиям необычный запоминающийся облик.
Для визуального восприятия объемной композиции высотного здания, прежде всего, рассматривается дальняя перспектива, позволяющая увидеть объемную форму в целом, хотя в большинстве случаев вид на него перекрывается существующей застройкой. Оптимальная дистанция восприятия высотного здания целиком зависит от его высоты и габаритов и приблизительно равна двум-трем его высотам. Для того чтобы объемная форма с некоторых ракурсов не могла восприниматься как плоская, там, где это невыгодно, здание могут развернуть по отношению к зрителю.
Примером такого приема можно считать здание гостиницы Burj al Arab, Дубай, ОАЭ. Поскольку здание стоит на намывном острове, сзади него находится Персидский залив, наиболее выгодной точкой обзора оно развернуто на зрителя, идущего со стороны берега. Ракурсное рассмотрение гостиницы придает большую выразительность объемной форме.
Закономерностью восприятия объемной формы высотного здания является то, что зритель всегда смотрит на здание снизу вверх и практически никогда не видит крышу, поэтому для выразительного завершения объема при формировании венчающей части во многих случаях
Иллюстрация 8. Тектоническая структура здания Herst Tower, Нью-Йорк. 1928 г. Арх. Норман Фостер
используются шатровые, пирамидальные высокие крыши, шпили и скульптуры.
Еще одним мощным архитектурно-композиционным средством выразительности высотного здания является тектоника, которая служит художественным выражением конструктивного строения архитектурных сооружений и выражает взаимообусловленность конструкции и формы. Одним из частных, часто встречающихся решений является вынос несущих конструкций на внешний объем здания. В этом случае членения фасада создаются структурными элементами каркаса, вынесенного на фасад. Примером такого здания может служить небоскреб John Hancock Centre в Чикаго, когда несущие стальные конструкции представляют собой жесткую раскосую пространственную решетку, состоящую из стальных сварных колонн, обвязочных балок и стальных диагональных связей, при этом опорные конструкции уменьшающегося в объеме вверх здания воспринимаются не как несущие, они выглядят как архитектурный прием, выражающий тектоническую характеристику здания.
Тектоническая характеристика выявлена на фасаде здания «Банка Китая» в Гонконге, построенного по проекту И. Пея в 1990 г. Полигональная объемно-пространственная структура здания высотой 367 м имеет черты национальной китайской архитектуры — уменьшающийся уступами вверх объем по форме напоминает стебель бамбука, а своеобразные диагональные конструкции, выставленные наружу, подчеркивают его изящество и элегантность.
Тектоническая структура выражена и на фасаде 46-этажного здания из стекла и стали Herst Tower, Нью-Йорк, США. Диагональные линии стальной структуры, экспрессивно выделенные на фасаде башни, не просто
архитектурно-художественный прием архитектора Н. Фостера, это оригинальное решение А. Рахимиана. Диагонально перекрещенные стальные балки треугольной конфигурации, как наиболее стабильной и жесткой геометрической фигуры, силуэт со срезанными углами позволили сократить расход стали на 21%, нежели при обычной конструкции того же размера (Иллюстрация 8).
Ярко выражена тектоническая характеристика и на здании Strata Tower, Дубай, ОАЭ, где при неортогональной форме здания наружу вынесен несущий ажурный каркас, сочетающий вертикальные, горизонтальные и повторяющие очертание здания конструктивные элементы.
На основе приведенного материала можно утверждать, что тектоника является важным элементом архитектурной характеристики высотных зданий и присутствует во многих высотных зданиях.
Заключение
При проектировании и строительстве высотных зданий применяются самые различные элементы архитектурной композиции, такие как ритм, метр, форма, пропорции, масштаб, фактура, цвет и освещение конструктивных элементов высотного здания, что имеет существенное влияние на архитектурный облик здания.
Для объемно-планировочных и конструктивных решений высотных зданий характерны крупные формы элементов несущих и, особенно, ограждающих конструкций. Крупные элементы фасада, масштабно взятые по отношению к окружающей застройке, нередко позволяют достигнуть выразительной архитектуры здания.
Большая высотность зданий вынуждает в композиции прибегать к многократной повторяемости одинаковых фрагментов, структур, плоскостей и элементов. При решении таких композиций используют прием ритмического, метрического ряда. Метрический ряд, в котором повторяется один и тот же элемент или одна и та же форма, можно наблюдать в 54-этажном жилом здании Turning Torso, Мальме, Швеция, когда куб повторяется в здании девять раз. На основе ритмического ряда построена башня Jin Mao Tower, Шанхай, Китай. В этом здании, разделенном на 16 сегментов, каждый из которых на 1/8 короче шестнадцатиэтажного основания, сегменты постепенно уменьшаются в объеме и площади по мере роста вверх. Соблюдение пропорциональных соотношений между отдельными элементами способствует повышению архитектурной выразительности здания.
Архитектурно-композиционная роль высотных зданий и комплексов в городской структуре значительна. Можно отметить следующие особенности: они имеют доминирующий местный акцент, несут информацию о пространстве, являются общегородскими ориентирами, создают вместе с сетью уличных и пешеходных трасс, транспортными магистралями планировочную структуру города.
Итак, при проектировании архитектурно-композиционных решений высотных зданий рекомендуется принять следующие принципы: 1 градостроительной ситуации
♦ расположение на территории города — дисперсное, групповое, массовое;
♦ размещение в центре, срединной части, на окраине или вне городской территории;
♦ участие в застройке прилегающих улиц, магистралей и площадей (активное — доминирующее в композиции, пассивное или нейтральное — подчиненное характеру прилегающей застройки);
♦ местоположение высотного здания или комплекса в застройке (рядовое, угловое, островное);
2 учета функциональной основы пространственной композиции
♦ выбор формы;
♦ организация объемно-пространственной структуры высотного здания;
♦ учет композиционного характера окружающей застройки;
3 учета природно-климатических условий места строительства в архитектурной композиции
♦ решение фасадов, обращенных на разные стороны света;
♦ солнцезащитные горизонтальные или вертикальные элементы;
♦ устройство гелиоприемного остекления, в основном на южных фасадах;
♦ установка ветровых двигателей в соответствии с розой ветров места строительства;
4 оптимизации объемно-пространственной структуры высотного здания, комплекса
♦ фронтальная композиция;
♦ обеспечение возможности видеть воду, зелень, камни, землю и открытое небо;
♦ специальная разработка систем освещения;
♦ создание комфортных условий нахождения на улицах и площадях.
Проблема поиска архитектурно-композиционного решения высотного здания должна приниматься для каждого объекта отдельно, что требует индивидуального инновационного и творческого подхода. Применение принципов формирования архитектурно-композиционной выразительности обеспечит возможность создания современных обликов высотных зданий и застройки из них, удовлетворяющих потребностям общества.
Список использованной литературы
1 Коротич М. А., Коротич А. В. Систематизация архитектурных форм высотных зданий: композиционный аспект // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 1. С. 68-70.
2 Коротич А. В. Актуальные аспекты развития современной высотной архитектуры // Градостроительство. 2013. № 2. С. 49-59.
3 Коротич А. В. Перспективные тектонические особенности построения объемов высотных зданий // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 3. С. 68-70.
4 Магай А. А., Дубынин Н. В. Архитектурно-художественный облик высотных зданий // Архитектура и строительство России. 2009. № 4. С. 22-29.
5 Высотные жилые здания и комплексы. Сингапур. Опыт проектирования и строительства высотного жилья : монография / В. П. Генералов, Е. М. Генералова. Самара : ООО «Книга», 2013. 400 с.