Архитектурно-градостроительная история балтийского курорта Кранц (современный Зеленоградск): новые материалы
И.В.Белинцева
История Кранца (современный Зеленоградск) относительно подробно описана в литературе [8, 12, 20]. Этапы и особенности развития курорта подробно изложены в книге Л. Ефремова «Очерки по истории Кранца», выдержавшей несколько изданий [21], в статьях этого же автора. Однако формирование планировочной структуры курорта и становление архитектурной специфики местных сооружений до настоящего времени не стали предметом научного интереса. Источники сведений о курортных постройках Кранца XIX - первой половины XX века немногочисленны, к ним относятся довоенные путеводители, открытки и другие печатные издания, а также архивные собрания карт и планов, которые позволяют реконструировать архитектурный образ «королевского курорта».
Одно из наиболее ранних сочинений «Морской курорт Кранц около Кенигсберга в Пруссии» принадлежало ученому и врачу Г. Томасу [16]. Книга была издана в Кенигсберге в 1870 году, ее автор пояснял цель исследования растущим интересом жителей метрополии и малых городов Восточной Пруссии к отдыху на берегу моря. Томас ссылался на первое издание о Кранце - книгу хирурга И. Хеербранда как один из ранних источников по истории курорта [6]. Современные исследователи культуры балтийских курортов Х. Тилицки и Б. Глодзей писали: «В открытии побережья Самбии врачи почти не играли роли. Кроме сочинения Мецгера, в 1825 году появилась брошюра врача-бальнеолога из Кранца Иоахима Хеербранда "Об устройстве морских купален в Кранце" (утрачена). Среди писателей и ученых, которые знакомили с этой местностью, следует назвать таких, как А.С. Гербер, Г.А. фон Мальтитц, В. Корнелиус, К. Розенкранц, К. Бюркнер, Ф. Грегоровиус. В качестве источника должен быть указан "Путеводитель по Самбии" Карла Эмиля Гебауэра, который под разными названиями был восемь раз переиздан в период с 1826 по 1891 год» [17. С. 535].
Врач Томас в своей подробной работе затронул ряд вопросов, касающихся истории возникновения курорта, геологических и погодных условий местности, полезности морской воды, воздуха и других факторов, важных для лечения и отдыха. Автор отмечал, насколько трудно было превратить бедную рыбацкую деревню в модный курорт. В 1884 году вышло второе издание книги Томаса, дополненное текстом доктора Шуберта, планами Кранца и иллюстрациями Э. Венчера, дающими визуальные сведения о первых сооружениях курорта [15].
Существенными источниками для изучения архитектурно-градостроительной истории Кранца служат собрания кадастровых карт и планов, которые хранятся в Библиотеке [1]
и Архиве прусского наследия в Берлине [9], где в отделе карт хранится 225 графических изображений, содержащих сведения об архитектурных объектах Кранца. Первый цветной план датирован 1844 годом (66 х 44,5 см), последний кадастр относится к 1943 году.
Для градостроительного развития балтийских курортов характерен постепенный переход от нерегулярной планировки рыбацких деревушек к линейной градостроительной структуре, когда основной темой пространственного развития становится благоустройство жизни вдоль улицы, идущей параллельно береговой линии. Следует отметить общую тенденцию в градостроительном развитии балтийских курортов - размещение первоначальной застройки в отдалении от моря с разрушительной силой его волн и влажными ветрами, несущими песок. Лицевые фасады домов были обращены, как правило, в сторону суши. Это мое наблюдение нашло подтверждение в исследовании рыбацких поселений Северного моря и Атлантики: «Архитектура, обращенная "спиной к морю", является знаком того, как последовательно жители побережья долгое время пытались смягчить прямую конфронтацию с водной стихией» [2. С. 89]. Лишь в последнее десятилетие XIX века на балтийском берегу Самбии сформировался обычай жить в непосредственной близости от берега и строить дома лицом к морскому пространству. Это было естественным следствием общего развития культуры, которая все более освобождалась от общественных условностей, связанных не только с медицинскими рекомендациями по морским купаниям и прогулкам, но и с пребыванием в таких публичных местах, как курорты. Знаком нового восприятия стихии моря стали прибрежные прогулочные аллеи-променады.
Кранц. Променад. 1884 [15]
В путеводителе 1894 года отмечено, что «береговой променад в Кранце превосходит подобные на более крупных и элегантных курортах. Это дощатый настил шириной в несколько метров, похожий на мост и покоящийся на мощных столбах. Он проходит вдоль кромки моря...» [7. S. 74]. В тот год длина променада достигала 150 м, к 1898-му - уже 400 м. Благоустроенная дорога своей прямизной как бы исправляла неровный силуэт обрывистой береговой линии и служила защитой от размывания берега сильными морскими волнами [20. S. 95]. В 1902 году длина променада составляла 700 м, он соединял мужскую и женскую купальни, расположенные на разных концах морского пляжа [4. S. 13]. К 1910 году променад удлинился до 900 м [5]. Его ширина также постоянно увеличивалась. В «Иллюстрированном путеводителе по Кенигсбергу и окрестностям» Лео Воерля, опубликованном в 1914 году, указано, что ширина приморского благоустроенного прогулочного пути составляла 5 м, а его длина достигала километра [18. S. 70].
Карты Кранца 1850, 1864, 1884, 1904, 1910-х годов и более поздние показывают, как жилая застройка постепенно приближалась к морскому берегу. План курорта, опубликованный в книге О. Шлихта «Западный Замланд», датирован 1850 годом [12. S. 294]. Аналогичная карта, хранящаяся в Библиотеке прусского наследия в Берлине, датирована 1864 годом [10. S. 75]. На обороте карты дан список владельцев жилых домов, сдающих дома для отдыхающих. В списке указано количество комнат и стойл для лошадей в конюшнях. В общей сложности гостям в частных домах предлагалось 267 комнат в деревне Кранцкурен (первоначальное название Кранца) и в непосредственной близости от нее.
Г. Томас писал в 1870 году, что в деревне, насчитывавшей 45 домов, проживало 300 душ населения. Дома были преимущественно фахверковые и из кирпича-сырца, покрытые соломой, с бедным внутренним убранством [16. S. 2]. Деревьев практически не было, ветер беспрепятственно гнал песок с побережья, и вскоре по распоряжению «королевского управлением надзора за дюнами» курорт был засажен деревьями. Чтобы песок не засыпал территорию за полосой дюнного берега, был основан парк под названием Плантаже, который протянулся вдоль моря и имел длину в полмили и ширину в 1/8 мили. В «Путеводителе по Кранцу» 1898 года указаны следующие размеры озелененного массива - 4 км в длину и 1 км в ширину [3. S.10]. После 1844 года в парке, переданном в ведение Общества благоустройства Кранца, были проложены извилистые дорожки для прогулок, высажены живописные группы деревьев, устроены площадки для игр, расчищен пруд. Участок был организован по типу английского парка, со свободно, как бы естественно расположенными дорожками, скрывающимися в тени деревьев павильонами для отдыха, искусно размещенными посадками деревьев и кустов. В 1856 году на территории парка был построен большой общественный зал. В 1861-м на высокой дюне возвели деревянную
беседку «Бельведер», в 1862-м открыли ресторан «Лесной дом». В 1865 году парк дополнительно расширили и построили дом в «швейцарском стиле» с рестораном в еловой роще. В конце XIX века к многочисленным деревянным сооружениям парка Плантаже добавили открытую сцену -музыкальный павильон-раковину.
На территории модного светского курорта Кранц в конце Х1Х-начале XX века существовало несколько музыкальных раковин. Одна из них, построенная около 1900 года, стояла непосредственно на береговом променаде, нависая над морскими волнами. Несохранившаяся деревянная сцена с навесом была возведена с использованием многочисленных декоративных деталей, присущих югендстилю. К сожалению, ее довольно скоро пришлось перенести подальше от моря, так как шум прибоя мешал как музыкантам, так и слушателям.
Практически исчезнувшие в настоящее время как архитектурный тип музыкальные раковины тогда служили украшением общественных парков и променадов и принадлежали к числу зданий, возводимых с соблюдением особых требований при строительстве. Раковины обеспечивали не только защиту музыкантов от солнца и дождя, но и лучшее звучание инструментов. Хотя нередко музыкальные павильоны возводили в виде каменных или металлических конструкций, архитектурные справочники рекомендовали строить их из сосновых досок, не имеющих сучков, чтобы добиться максимальных звуковых эффектов [13. S. 233].
Для достижения нужного звучания оркестра необходимо было спроектировать пространство определенного размера, открытое спереди, замкнутое с боков и сзади и возвышающееся над окружением. Музыкальные раковины строились полыми и обшивались снаружи и изнутри досками, что обеспечивало усиление звука. Конструкив-но стены и перекрытия должны были усиливать звук, не вызывая эха или резонанса. Нишеобразная площадка для оркестра обычно имела вид конхи (полукупола) или раковины и представляла в плане полукруг, параболу или многоугольник. Полусводчатая деревянная конструкция для защиты от непогоды покрывалась рубероидом, шифером или металлическими листами.
При возведении музыкальной раковины следовало учитывать многие факторы, которые могли повлиять на звучание инструментов, - направление ветра и его силу, среднюю местную температуру и влажность воздуха. Для ее установки использовали тихие уголки открытых пространств парка, лужаек и променадов. Сцена музыкальной раковины обычно возвышалась над уровнем земли, так что музыканты располагались значительно выше, чем слушатели непосредственно перед открытой площадкой. Нередко пол сцены ступенчато поднимался, что позволяло лучше видеть сидящих музыкантов. Высота каменного основания, несущего подиум, колебалась от 1,3 до 2 м. Простое конструктивное решение допускало устройство сцены на врытых в землю
столбах, снаружи скрытых деревянной дощатой обшивкой. Размеры сцены варьировались в зависимости от предполагаемого количества артистов: на каждого музыканта полагалось не менее 0,9 кв. м ее площади.
В конце XIX века одним из самых привлекательных сооружений в парке Кранца был музыкальный павильон. Его конструкция и внешнее оформление были сделаны по образцу музыкальной раковины, построенной в берлинском Зоологическом саду по проекту архитекторов, строительных советников Энде и Боэккманна (Ende&Boeckmann) [13. S. 233].
Для деревянного строительства рубежа Х1Х-ХХ веков характерно как создание оригинальных композиций, так и работа «по образцу». Предложения и образцовые проекты профессиональных архитекторов видоизменялись для реального строительства, где в качестве творцов и соавторов выступали местные бригады плотников. Дерево привлекало возможностью быстрого монтажа из стандартизированных элементов. Деревянные конструкции недаром считаются предшественницами типового проектирования, и это их качество использовалось прагматичными и экономными немцами в застройке курортов. Типовые конструкции украшались многочисленными разнообразными резными деталями, в результате каждое здание приобретало оригинальный, неповторимый и живописный облик.
Творение берлинских архитекторов, упомянутое в «Справочнике для архитекторов» 1894 года, представляло собой полуциркульное в плане сооружение диаметром 10 м с выступающим вперед просцениумом. Его план демонстрировал наличие десяти опорных столбов-контрфорсов.
Музыкальная раковина в Кранце отличалась от берлинской лишь незначительными деталями. Например, скаты кровли боковых и центральных башенок курортной постройки дополнительно венчались декоративными антики-зированными акротериями.
Особенно примечательно было оформление обоих павильонов со стороны открытой сцены: по бокам полуциркульной конхи, перекрытой пологой двускатной кровлей, возвышались квадратные в плане башни, которые увеличивали ширину фасада до 15 м и служили в качестве дополнительных опор сценической конструкции. На сцену вели три узкие лестницы - две скрывались позади фланкирующих башен, одна была открыта со стороны зрительских мест.
Каждая башня членилась по вертикали на три яруса, равных по высоте, - постамент, среднюю часть и завершение. В центре высокого основания башни со стороны главного фасада находился оконный проем в форме полукруглой ниши, обрамленный пилястрами; судя по плану сооружения, подобной же формы проем открывался сбоку. Во внутреннее помещение нижнего яруса можно было попасть со стороны сцены (вероятно, здесь располагались билетные кассы). Над основанием башенки возвышался средний ярус в форме ниши-эдикулы с деревянными, причудливо украшенными резными колонками. Ниши му-
зыкальной раковины в Берлине занимали объемно трактованные (возможно, скульптурные) изображения - слева святого Георгия со змием, справа неизвестного женского божества с голубем в поднятой руке. В Кранце в нишах
Музыкальная раковина в берлинском Зоологическом саду [13. S. 233]
Музыкальная раковина в берлинском Зоологическом саду. План [13. S. 233]
Кранц. Музыкальная арка в парке Плантаже. Из художественного архива Института им. Гердера в Марбурге
стояли статуарные фигуры в античных драпировках, представленные в статичных позах. К сожалению, качество сохранившихся фотографий не позволяет более точно их идентифицировать.
Как в Берлине, так и в Кранце каждую из башен венчало высокое завершение с круглым окном под пологой, далеко выступающей вперед крышей, скаты которой поддерживали резные кронштейны. Эта композиция была явно заимствована из книги архитекторов и профессоров из Карлсруэ Теодора Краута и Франца Майера «Строительное и художественное плотничное ремесло», выпущенной в Лейпциге в 1893 году [11]. Приведенный в книге чертеж почти точно совпадает с осуществленными конструкциями музыкальных раковин Берлина и Кранца.
Диагонально расположенные деревянные элементы членили поле завершения на многоугольные части, поле которых покрывала деревянная резьба. Дополненная изображением лиры, подобная надстройка украшала верхнюю часть раковины в Берлине и Кранце.
Полуциркульный абрис конхи подчеркивала легкая ажурная деревянная конструкция, состоявшая из свободно висящего полукружия, поддерживаемого резными балясинами. Здание с фасадной передней стороны венчала крыша с пологими скатами. Зазоры между треугольником скатов и полукруглым абрисом музыкальной раковины занимали композиции, выполненные из дерева в технике пропильной резьбы. Среди растительных орнаментальных мотивов здесь заметны фигурки путти и грифонов, расположенные симметрично по сторонам сцены. Изображение резной лиры в основании центральной башенки фланкировали змееподобные стилизованные силуэты лебедей в треугольниках верхней части фасада музыкальной раковины.
Как представляется, живописные резные силуэты фантастических птиц послужили прообразом так называемых драконов, которыми стали украшать в начале XX века здания Кранца. Популярные мотивы украшения фронтонов веранд и жилых домов до сих пор можно встретить в современном Зеленоградске.
Для ночных концертов в Кранце первоначально было предусмотрено газовое освещение, о чем свидетельствует фотография 1898 года огромной люстры с газовыми рожками, низко нависающими над сценой [3. S.10]. Впоследствии массивный осветительный прибор был заменен высоко подвешенным небольшим электрическим светильником круглой формы. Концерты давали четыре раза в неделю (в среду, четверг, субботу и воскресенье) с 16 до 18 часов. Местная капелла состояла из 23 человек под управлением директора Виннига [4. S. 13].
Музыкальная раковина, вплоть до конца войны стоявшая в Кранце, интересна не только с исторической, но и с практической точки зрения: в Зеленоградске в настоящее время ширится движение под лозунгом «Вернем курорту былую
славу». Воссоздание этого сооружения по сохранившимся чертежам и фотографиям могло бы придать исторический облик парку, который сейчас санируется и постепенно восстанавливается.
Образец деревянного завершения фасада [11. S.230]
Музыкальная раковина в берлинском Зоологическом саду. Фрагмент фасада [13. S. 233]
Фронтон веранды дома на Курортном проспекте в Зеленоградске. Фото автора. 2010
Литература
1. Bibliothek Preussischer Kulturbesitz. Haus 1. Unter den Linden. Karten-Saal.
2. Bollerey F. Die Verstädterung des Strandes. Vom Fischerdorf zum Seebad // Daidalos. Berlin Architectural journal. N 20. 15. Juni 1986. S. 88-97.
3. Fremden-Führer für Seebad Cranz mit Illustrationen nach Original-Aufnahmen des Photogr. Atelier "International" von Georg Klagemann, Cranz und Neuhäuser. Königsberg i. Pr., 1898.
4. Führer durch Cranz. Saisson 1902. Königsberg i. Pr. Ostpreussische Druckerei und Verlaganstalt, Akt.-Ges., 1902.
5. Führer durch Cranz. Saison 1910. Königsberg i. Pr. Ostpreussische Druckerei und Verlagsanstalt, Akt.-Ges., 1910.
6. Heerbrand I. Über die See-Anstalt in Cranz. Königsberg: Verlag von Hartung, 1825.
7. Hensel A. Samland. Ein Wegweiser für den Strand und das Innere. Mit 8. Illustrationen nach phitographischen Aufnahmen von Gottheil&Sohn und A.Chorun in Königsberg. Königsberg: Hartungsche Verlagdruckerei, 1894. S. 74.
8. Jurcenko E. Die Seebäder des Samlands und ihre Darstellung in Museen des Kaliningrader Gebiets // Kurilo O. (Hg.). Seebäder an der Ostsee im 19 und 20 Jahrhundert. München: Martin Meidenbauer Verlagbuchhandlung, 2009. S. 223-252.
9. Katasterkarten Ostpreussen. GStaPK. XX HA. Hist StA Königsberg. Bd. 2. Cranz. S. 82-107.
10. Königsberg und Ostpreussen in historischen Ansichten und Plänen. Berlin, 2007.
11. Krauth Th., Meyer F.S.. Die Bau- und Kunstzimmerei mit besonderer Berücksichtigung der äusseren Form. Mit 131 Tafeln und 339 weiteren Figuren im Text. Erste Band: Text. Leipzig, 1893.
12. Kurilo O.V. Zoppot Cranz, Rigascher Strand. Ostseebäder im 19 und 20 Jahrhundert. Berlin-Brandenburg, 2011.
13. Lieblein J. Musikzelte // Handbuch der Architektur. Vierter Teil. Entwerfen, Anlage und Einrichtung der Gebäude. 4. Halb-Band: Gebäude für Erholungs-, Beherbergungs- und Vereinszwecke. 2. Heft: Baulichkeit für Cur- und Badeorte. Gebäude für Gesellschaften und Vereine. Baulichkeiten für Sport. Panoramen; Musikzelten; usw. Darmstadt, 1894. S. 232-238.
14. Schlicht O. Das Westliche Samland. Bd. 2. Nachdruck der Aufgabe von 1920 // Preussen unter Nachbarn. Studien und Quellen. Bd. 2.2. Hrgs. Von Hans Rothe und Silke Spieler. Frankfurt am Main, 2001.
15. Thomas G. Das Königliche Ostseebad Cranz bei Königsberg in Pr. Königsberg, Zweite durch Dr. Schubert hervorständigte Auflage mit sieben durch E.Wentscher gefertigte Illustrationen und zwei Situationsplänen. Neuer Abdruck. Im Selbstverlage der Königl. Bade Verwaltung. Königsberg, 1884.
16. Thomas G. Der Seebadeort Cranz bei Königsberg in Pr. Königsberg, 1870.
17. Tilitzki Ch., Glodzey B. Die deutsche Ostseebäder im 19 Jahrhundert // Bothe R. (Hrgs.) Kurstädte in Deutschland. Zur Geschichte einer Baugattung. Berlin, 1984. S. 513-536.
18. Woerls Reisehandbücher. Illustrierte Führer durch Königsberg und Umgebung nebst Ausflügen nach Ostseebädern Samlands Cranz, Neukuhren, Rauschen usw. X. Auflage. Leipzig, 1914.
19. Дубская Н., Елисеев В., Титов А. Архитектурные памятники Кранца. Старые и современные фотографии. Исторические справки. Информационный справочник / Под ред. Л. Ефремова. Калининград, б.г.
20. Zentralblatt für Bauverwaltung. 1906. S.95-102.
21. Ефремов Л. Очерки по истории Кранца. Издание второе, исправленное. Калининград: ООО «НЭТ», 2010.
Literatura
19. Dubskaja N., Eliseev V., TitovA. Arhitekturnye pamjatniki Kranca. Starye i sovremennye fotografii. Istoricheskie spravki. Informacionnyj spravochnik / Pod red. L. Efremova. Kaliningrad, b.g.
21. Efremov L. Ocherki po istorii Kranca. Izdanie vtoroe, ispravlennoe. Kaliningrad: OOO «NET», 2010.
^e Urban and Architectural History of Baltic Resort
Cranz (Modern Zelenogradsk): New Materials.
By I.V.Belintseva
Sources of information about architectural and urban development of the resort are Cranz study, published in the 19th century, prewar guidebooks, postcards, books model projects, archival materials. The manual for architects, published in 1894, found the project, used in the construction of wooden music pavilion in the park Plantage. Important for the study of early architectural history book Cranz serves German physician G. Thomas, endured two editions (in 1870 and 1884). Remains virtually unstudied collection of cadastral maps and settlements 1844-1943. Stored in Berlin, in the secret archives of the Prussian heritage.
Ключевые слова: курорт Кранц (Зеленоградск), архитектура, градостроительство, исторические источники, архитектурные образцы, музыкальный павильон.
Key words: Resort Cranz (Zelenogradsk), architecture, urban planning, historical sources, model projects, music pavilion.