УДК 391. 985
АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ УКРАШЕНИЯ В ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ВАШКИНСКИХ КОМИ
Т.И. ЧУДОВА
Кафедра истории России и зарубежных стран Института гуманитарных наук СыктГУ, г. Сыктывкар ChudovX@mail.ru
Архитектурный декор вашкинских коми характеризуется минимализмом, вносящим своеобразие в эстетику пространства деревни. Приемы декорирования подчеркивают конструктивные детали дома, а сюжетное и колористическое решение соответствует культурным традициям. Пограничная территория проживания коми и русских предопределила заимствование у последних отдельных архитектурных украшений.
Ключевые слова: архитектурные украшения, роспись домов, коми (зыряне)
T.I. CHUDOVA. ARCHITECTURAL-DECORATIVE ORNAMENTS IN HOUSEBUILDING OF VASHKINSKY KOMI
The architectural decor of Vashkinsky Komi is characterized by minimalism, bringing originality in aesthetics of space of the village. Methods of decoration emphasize constructive details of the house, and subject and coloristic way of decoration corresponds to cultural traditions. The boundary territory of residing of the Komi and Russians predetermined borrowings in the latter of separate architectural ornaments.
Key words: architectural ornaments, list of houses, Komi (Zyryans)
Дом представляет собой один из способов освоения природной среды обитания, выступая определенным культурным символом и этнографическим маркером. Система декора крестьянского жилища несет как функциональную (конструктивноархитектурные детали), так и эстетическую (декоративно-расписные украшения) нагрузки, отражая культурные и эстетические предпочтения представителей той или иной культурной группы, одновременно выполняя и охранительную функцию. В целом внешнее оформление домов коми (зырян) не отличается богатством и разнообразием. Однако архитектурные детали и декоративные приемы выявляют фактуру деревянных конструкций и подчеркивают красоту дома в целом.
Цель работы - показать элементы архитектурных конструкций дома и приемы их декорирования в бассейне р. Вашка (приток р. Мезень). Выбор этого «микрорайона» не выглядит случайным. Названная территория в XIX в. входила в состав Яренского уезда Вологодской губернии, граничащей с Архангельской. В современном административно-территориальном делении населенные пункты по р. Вашка входят в состав Удорского р-на Республики Коми, составляя ее северо-западную часть. Эта пограничная территория была и остается старообрядческим центром, где среди коми населения распространено учение сторонников «древлего благочестия». Явление само по себе уникальное, так как на протяжении двух столетий
коми сохраняли слово и дух древнерусской книжности и веры, при этом не утратили свой язык и культуру [1].
Источниками для подготовки статьи послужили архивные данные и полевые материалы, собранные в 2009 г. в ходе этнографического обследования населенных пунктов среднего течения р. Вашка.
Общая характеристика домостроительства удорских коми (включая и вашкинских) в XVII - нач. XX вв. представлена в монографии Л.Н. Жеребцова [2]. Для указанного этнографического «микрорайона» характерны несколько типов домов, в число которых входят дома-двойни, дома с заулком и дома с зимовкой. Особенностью домов «микрорайона» является практика прорубания входа в подклеть снаружи, а не внутри жилого помещения, что типично для остальных этнографических групп коми (зырян). Село Важгорт поражает размерами двухэтажных домов старой постройки, что вполне объяснимо, так как в селе до революции проходила Крещенская ярмарка, куда съезжались купцы из Пустозерска, Ижмы, Устюга, Вологды, Яренска, Сольвычегодска, Каргополя и Усть-Сысольска [3]. Первый этаж таких домов отводился под лавки, их сдавали приезжим купцам, а второй этаж предназначался для жилья внаем. Семья владельца дома в это время ютилась в зимней половине дома.
Деревянный дом-двор был покрыт тесом на два ската. Безгвоздевое оформление крыши, когда тес одним концом упирался в водосток, поддержи-
ваемый курицами, а другой прижимался желобом, вырезанным в охлупне, придавало ей (крыше) округлые очертания (рис. 1). Охлупень и курицы являются наиболее выразительными архитектурными деталями конструкции крыши, при оформлении которых использовалась скульптурная резьба. Один
Рис. 1. Округлые очертания крыши. с. Важгорт, Удор-ский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
конец охлупня, обращенный в сторону фасада дома, оформлялся скульптурно вырезанной фигуркой в виде коня с сильно развитой грудью, напоминающей зоб птицы (рис. 2). Традицию моделировки образа коня на двухскатных крышах домов в домостроительстве коми с некоторой долей осторожности можно соотнести с ранее существовавшей прак-
Рис. 2. Охлупень. с. Пучкома, Удорский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
тикой использования при возведении односкатной крыши замка-скрепа, называемого «чиби» (букв. ‘жеребенок’). При оформлении такого замка-гнета образ коня только номинировался, но еще не моделировался. Развитие строительной технологии и инструментария позволило в дальнейшем модели-
Рис. 3. Курица. с. Важгорт, Удорский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
ровать из дерева образы-символы. Г- образные окончания куриц, выступающие из-под свеса крыши, фигурно оформлялись в виде птиц (рис. 3), стилизация образа которых не позволяет идентифицировать их как конкретных представителей семейства пернатых.
В традиционной культуре дом являет собой структурную единицу освоенного пространства. Универсальная модель мира, желание эстетически оформить среду обитания и обезопасить себя и свое жилище от недобрых сил материально воплощались в декоре домов в виде магических знаков-символов. Маркеры-символы располагались в наиболее опасных локусах дома, где, по народным представлениям, возможно проникновение недобрых сил. Магическую силу придавали орнито-зооморфным образам при оформлении конструктивных элементов крыши, которые сохранились неравномерно на территории проживания коми (зырян). Преобладают они в районах, где долгое время промыслы сохраняли свое значение в хозяйственной стратегии. Позднее такую силу стали приписывать и абстрактным изображениям взамен реалистических форм.
Кронштейны, конфигурация которых отдаленно напоминает образ коня, поддерживают выносы крыши. Они (кронштейны) представляют собой вогнутые или округлые упоры, визуально придающие лёгкость и изящество крыше. На выносах-кронштейнах указывалась дата постройки или инициалы хозяина дома. Контур крыш дополнительно украшался причелинами в 1-2-3 ряда и полотенцами (рис. 4), в декорировании которых отмечаются волнистые, зубчатые или ступенчатые (городчатые) очертания. Кроме эстетических функций, причелины и полотенца выполняли и утилитарные, защищая торцы слег и князевого бревна от воздействия при-
Рис. 4. Причелины и полотенце. д. Вильгорт, Удор-ский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
Рис. 5. Полотенце. д. Муфтюга, Удорский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
родных стихий. В д. Муфтюга одно из полотенец оформлено в виде гребня (рис. 5).
В этом этнографическом “микрорайоне" встречается практика сооружения балконов, появление которых, по мнению исследователей, связывается со сменой декоративной доминанты от кровли с ее скульптурными элементами (коньки, курицы, кронштейны) к балкону, что усиливало акцент на фасад и ориентировало на фронтальное восприятие дома [4]. Появление балконов связывается со строительством дома с заулком, когда два бревна при сооружении фронтона выдвигаются вперед, тем самым, создавая основу для площадки балкона. Но очень
часто оформление балкона не доводили до конца, останавливаясь на этой стадии или настилая только площадку без перильного ограждения. Нужно отметить, что выход на балкон не предусмотрен. Это позволяет предполагать, что балкон имел только декоративную функцию.
Площадка оформленных балконов была открыта сверху или имела арочное перекрытие, решетка перильного ограждения выполнена из реек, расположенных прямо или крестообразно. В декорировании ограждения балкона дома в д. Муфтюга дополнительно использованы две фигурки лебедя, головки которых обращены в противоположные стороны (рис. 6). Образ лебедя-солнца можно соотнести с практикой изображения солнца в технике трехгранно-выемчатой резьбы на полотенцах, встречаемых в декоре домов вымских коми.
Рис. 6. Балкон. д. Муфтюга, Удорский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
В традиционном декоре коми редко используются резные колонки в арочном перекрытии балкона, а также роспись на фронтоне. Хотя отдельные примеры такого декорирования имеются. Так, в доме (д. Острово), построенном в 90-е гг. XIX в., витые колонки поддерживают арочное покрытие балкона, в декоре которого дополнительно используются фигурно вырезанные подзоры, а весь фронтон украшен росписью, симметрично расположенным по обе стороны фигурно оформленного балкона (рис. 7). В настоящее время дом разобран, поэтому представляется важным дать полное описание дома, составленное в 1973 г. известным искусствоведом Г.П.Гунном (Гунькиным): «Дом представляет собой двужирный шестистенок внушительных размеров, стоящий примерно в центре уличного ряда, окнами на Важгортскую дорогу. По лицевому фасаду в верхнем этаже традиционно семь окон со средним широким окном, соответствующим трем верхним горницам с печами. По боковым фасадам верхнего этажа располагаются зимняя горница и холодное помещение. У зимника три окна, одно сдвоенное, в интерьере русская печь и переборка между печью и стеной. У холодной горницы одно окно. Между боковыми клетьми проход на поветь, на которую снаружи ведет взвоз. В нижнем этаже,
Рис. 7. Роспись фронтона и балкон. д. Острово, Удор-ский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
соответствующем в плане верхнему, в жилой части два помещения с печами и помещение бывшей торговой лавочки, куда ведет дверь с улицы. Окна нижнего этажа запираются на ставни. Прочая часть нижнего этажа использовалась как подсобные помещения и хлев. Оба этажа имеют сквозные сени и входы с обоих боковых фасадов. На верхний этаж ведет высокое крыльцо (прежде их было два по боковым фасадам, ныне одно разобрано). Внутри этажи сообщались лесенкой. Уникальной достопримечательностью дома является его расписной фронтон с балкончиком, богато декорированным резьбой, точеными столбиками, косо поставленной решеткой перильного ограждения. Подзор щедро декорирован причелинами, состоящими из трех наложенных одна на другую резных досок. Карниз обшит и раскрашен цветными ромбами красно-сине-желто-белого цветов. На обшитом фронтоне по обе стороны балкона изображены львы с раскрытыми пастями, цветы и круги, несколько выцветшие от времени. Навес балкона обшит снизу и расписан изящным цветочным узором. Кровля тесовая на курицах. Рубка с остатком. Габариты: 13,5 х 18,0» [5]. Дополнительно нужно указать, что потолок первого этажа этого дома был украшен розеткой (рис. 8).
Рис. 8. Розетка на потолке. д. Острово, Удорский р-н, Республика Коми. Фото Павлюшина С.Е. 2010 г.
В Паспорте недвижимых памятников истории и культуры СССР содержится следующая информация: строитель неизвестен, заказчик Созонов Андрей Петрович. Нынешняя владелица - Роноева Мария Алексеевна. Раскрашивал фронтон Парпен-тьев Михаил Сергеевич из соседней д. Чирик. Красил через два года после постройки дома. Представляет исключительный интерес как один из двух домов с расписным фронтоном, сохранившихся в Удорском р-не. Необходимо подчеркнуть, фамилии Созонов, Роноев и Парфентьев распространены на данной территории. В тексте Паспорта фамилия Парпентьев, скорее всего, приведена в коми огласовке, и нужно ее читать как Парфентьев, вкралась опечатка, д. Чирик в Удорском р-не отсутствует, а вот д. Кирик расположена примерно в 3 км от д. Острово.
Следующий дом с балконом и росписью находится в д. Вильгорт, недалеко от д. Острово. По композиционно-пространственному решению, габаритам этот дом аналогичен вышеописанному. Поэтому искусствовед Г.П. Гунн приходит к выводу, что эти два дома строили одни и те же мастера в одно время, а роспись настолько близка, что, вернее всего, они принадлежат кисти одного мастера -Парпентьеву (Парфентьеву) Михаилу Сергеевичу из д. Чирик (Кирик). Как и дом в д. Острово этот дом принадлежал местному торговцу, при доме была организована лавочка. Заказчиком выступал Сивков Тимофей Калинич, владельцем - Смолина Лилия Ивановна. Дом сохранился до наших дней, но его хозяева роспись по фронтону закрасили белой краской, объясняя это тем, что краска росписи осыпалась и портила внешний вид дома.
Сведения о доме с расписным фронтоном в ныне заброшенной д. Верхозерье имеются в работе В.Э. Шарапова [6]. К сожалению, в его статье отсутствует подробное описание, поэтому невозможно сравнить сюжетное и колористическое решение современного оформления фронтона с выше представленными.
По стилистике декора (резные столбики, решетчатое перильное ограждение) и росписи (львы, розетки-круги) балконы названых домов близки оформлению балконов бассейна р. Пинега. Стилистические особенности декора балконов были явно заимствованы из практики оформления балконов русскими крестьянами северных территорий, которые, в свое очередь, испытали влияние городских архитектурных форм стиля ампир [7].
Роспись фронтона дома из д. Острово состоит из стилизованных изображений животных (лев и львица), деревьев, цветов и розеток (кругов). В северной традиции образ льва передается как добродушный зверь, преданный друг человека. Изображение дерева трактовалось как мировое древо, а розетки (круги) как символ бесконечности. Используемые образы составляли основу северной архитектурной живописи, а цветовая гамма (сочетание желтого с красным и синим) рисунка соответствовала колористическому решению северной росписи русских. В данном контексте небезынтересен факт, что мир людей в представлениях и фольклоре коми
(зырян) обозначается такими же основными хроматическими маркерами (желтый, красный и синий) [8].
По мнению Т.А. Бернштам [9], внешняя домовая роспись в своем развитии имела несколько этапов. Вначале окрашивались масляной краской конструктивные детали на фасаде строения (наличники, ставни, обшивки торцов), что имело магическую и прагматическую, защитно-предохранительную цели, поскольку масляная краска противостоит разрушению. Позднее на Русском Севере стали расписываться ставни, наличники, фронтоны, балконы, которые были защищены от дождя свесом кровли.
Роспись фронтона акцентировала внимание на фасад дома, при этом сюжетное и колористическое решение выполняло задачу эстетического оформления среды обитания. В вашкинском «микрорайоне» скульптурные детали (курицы, коньки), подчеркивающие контуры крыши, сочетались с фигурно оформленным балконом. На сопредельной территории наблюдается такая же картина. Например, крыша украшенного росписью со львами дома В.Я. Клокотова постройки 1879 г. венчается охлу-пенем со скульптурно вырезным коньком [10]. Фронтальная роспись на территории этого «микрорайона», судя по данным Г.П. Гунна, появляется только в конце XIX в., а время появления скульптурных деталей не определено, однако, они явно более раннего происхождения.
Стилистика росписи домов и наличие в данном районе единственного мастера архитектурной росписи, что выявлено в процессе исследования, скорее всего, свидетельствуют о заимствовании (хотя здесь нужно подчеркнуть, что этнографическое изучение традиционного домостроительства в этом «микрорайоне» начинается с конца 50-х гг. XX в., и, возможно, ранее существовавшие росписи просто не сохранились.) Заимствования в декоре не выглядят случайными, так как вашкинские коми и русские жили на сопредельной территории, имели единые духовные ценности и хорошо налаженные этнокультурные контакты [11]. Расписные фронтоны располагались на домах, хозяева которых занимались коммерцией. Финансовое состояние позволяло им нанимать и строителей, и художников, что согласуется с высказыванием исследователей о том, что распространение однотипной росписи на большой территории свидетельствует о несомненном участии профессионалов в ее распространении [12].
О.Г.Севан в книге «Росписи жилых домов Русского Севера» на карте-схеме Архангельской и Вологодской областей обозначила историко-культурные земли с распространением домовой росписи [13]. Однако в карту-схему с северо-востока вклинивается треугольником территория, которая не включена в ареал распространения архитектурной росписи. Этот географический треугольник занимает территория Удорского р-на Республики Коми, где локализовался один из четырех очагов коми старообрядчества. Близость с районами старообрядчества на Русском Севере (Пинега, Мезень, Северная Двина) обусловила усвоение удорцами
веры «древлего благочестия», а по мнению Т.А. Бернштам, именно старообрядцы «сделали живопись достоянием крестьянского быта» [14]. Вместе с верой были восприняты и некоторые культурные традиции, в число которых входит и архитектурная роспись, тяготеющая к традициям росписи Пинеги. Указанная территория не была учтена О.Г. Севан, вероятно, в силу ее этнической специфики, так как проживают на ней коми, а не русское население. Но, скорее всего, этот «микрорайон» может быть включен в зону распространения росписи жилых домов на европейском Севере России, где русские и финно-угорские народы длительное время соседствуют и взаимодействуют, обогащая свои культурные традиции.
В контексте рассмотрения архитектурного декора интерес представляет роспись фронтона дома в д. Кривой Наволок. Центральное место в росписи занимает пятиконечная звезда темно-бордового цвета в белом круге, остальная часть фронтона украшена чередующимися рядами прямоугольников, окрашенных в сине-зелено-темно-бордово-желтую гамму цветов, а в оформлении подзора выступов крыши дополнительно использовалась белая краска (рис. 9). В целом сохраняется колористическое решение росписи, однако сюжетное наполнение отражает уже реалии советского времени. Расцвечивание подбоев крыши из прямоугольных или ромбовидных фигур красного, белого и черного цветов, реже синего, желтого, зеленого, характерно для домостроительства Пинеги [13], сопредельной территории проживания русских. Оформление геометрического узора и использование красок разного цветового спектра в декоре свидетельствует о стремлении украсить дом, создать радостную обстановку бытия.
Рис. 9. Роспись фронтона. д. Кривой Наволок, Удор-ский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
Окна, имея репрезентативную функцию, подчеркиваются фигурно оформленными наличниками, которые имеют не только эстетическую, но и практическую функцию, так как они (наличники) закрывают щели между домом и окном, образующиеся при строительстве. В декоре окон используется скульптурная резьба, не отличающаяся, однако,
разнообразием. Очелье наличника состояло из двух изящно вырезанных завитков, стилизованно передающих образ голубков, а в разрыве между ними помещалась резная вставка в виде вазы (рис. 10). Такое стилистическое решение очелья встречается в северных русских архитектурных традициях. Фигурное декорирование окон было характерно для конца XIX в. В современной практике используют наличники простой формы, отвечающие только практическим целям.
Рис. 10. Наличники. с. Важгорт, Удорский р-н, Республика Коми. Фото автора. 2009 г.
Таким образом, скульптурные детали дома и его роспись отражают культурные традиции и эстетические предпочтения вашкинских коми. Скульптурно оформленные конструктивные детали дома имеют давние традиции, а архитектурная роспись была заимствована вместе с учением «древлего благочестия» у соседнего русского населения.
Литература
1. Старообрядческий центр на Вашке. Материалы и исследования. Сыктывкар: Сыктывкарский госуниверситет, 2002. 251 с.
2. Жеребцов Л.Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1971. 96 с.
3. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - начале XX в. М.: Наука, 1972. 127 с.
4. Мильчик М.И. Росписи крестьянских домов
на Ваге. Традиции и новации //Народное искусство. Исследования и материалы / Сост. И.Я. Богуславская. СПб.: Palace Edition, 1995. С. 25-41.
5. Паспорт «Двужирная изба с расписным фронтоном» / Составитель искусствовед Г.П. Гунькин (Гунн) // Архив отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Коми.
6. Шарапов В.Э. Графическая и свободнокистевая роспись на территории Коми края в XIX -нач. XX в. // Музеи и краеведение. Труды Национального музея Республики Коми. Вып. 1. Сыктывкар: Национальный музей Республики Коми, 1997. С. 104-111.
7. Чижикова Л.Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища // Русские: историко-этнографический атлас. М.: Наука, 1970. С. 7-60.
8. Уляшев О.И. Цвет в представлениях и фольклоре коми. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1999. 156 с.
9. Бернштам ТА. Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и Поволжье: XVIII - XX вв. // Коллекции отдела Европы: Выставочные проекты. Каталоги. Исследования. СПб.: Наука, 2008. С. 144-202. (Сборник МАЭ. Т. LIV).
10. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. 240 с.
11. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - начале XX в. М.: Наука, 1972. 127 с.
12. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. 240 с.
13. Севан О.Г. Росписи жилых домов Русского Севера. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 216 с.
14. Бернштам ТА Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и Поволжье. С.144-202.
Статья поступила в редакцию 02.03.2012.