архитектура и градостроительство. реконструкция и реставрация
УДК 726.7 DOI: 10.22227/1997-0935.2018.2.148-154
АРХИТЕКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МОНАСТЫРСКОГО МУЗЕЯ НА ПРИМЕРЕ СВЯТО-ТРОИЦКОГО АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
С.В. Ильвицкая, Е.А. Швецова-Шиловская
Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 15
Предмет исследования: архитектурно-планировочные решения музейных помещений при православном монастыре в арктической зоне РФ. Рассмотрены два основных подхода к организации музея при православном монастыре. Предложен проект музея Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря Архангельской области. В основе проекта лежит реконструкция одного из утраченных зданий монастыря — братского келейного корпуса XVII-XVIII вв. — на его историческом месте и в первоначальном архитектурном облике, но с новой, музейной функцией. Цели: выявление принципов формирования среды монастырского подворья для паломнического туризма. Материалы и методы: метод сравнения подходов при организации музея.
Результаты: выявленные закономерности позволяют определить принципы формирования среды монастырского подворья для паломнического туризма.
Выводы: возможно применение принципов формирования среды монастырского подворья для паломнического туризма к проектированию музея в составе православного монастыря на территории российской Арктики.
КлючЕВыЕ слоВА: православный монастырь, Русский Север, Арктика, музей, воссоздание, музеефикация, паломнический туризм
Для цитирования: Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Архитектурная организация современного монастырского музея на примере Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря Архангельской области // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13. Вып. 2 (113). С. 148-154.
РО
> С
to
PO
2 о
H
>*
О
ARCHITECTURAL ARRANGEMENT OF MODERN MONASTERY MUSEUM: THE CASE OF THE HOLY TRINITY ANTONY OF SIYA MONASTERY OF ARKHANGELSK REGION
S.V. Ilvitskaya, E.A. Shvetsova-Shilovskaya
State University of Land Use Planning (SULUP), 15 Kazakova st., Moscow, 105064, Russian Federation
Subject: architectural and planning solutions of museum premises at the Orthodox Christian monastery in the Arctic zone w of the Russian Federation. Two main approaches to arrangement of a museum in an Orthodox Christian monastery are
CM considered. A project of the museum in the Holy Trinity Antony of Siya Monastery is proposed. This project is based on
<£ reconstruction of one of the destroyed buildings in the monastery — the closed fraternal building of the XVII-XVIII centuries.
This building is supposed to be rebuilt on its historic place and in its original architectural appearance, but with a new function of a monastery museum.
Research objectives: identify the principles of formation of the monastery's metochion for pilgrimage tourism. ^ Materials and methods: method of comparison of approaches to museum organization.
Results: The discovered regularities allow us to define the principles of formation of the monastery's metochion environment for pilgrimage tourism.
Conclusions: it is possible to apply the principles of formation of the monastery's metochion environment for pilgrimage tourism to the design of the museum as a part of the Orthodox Christian monastery on the territory of the Russian Arctic.
KEY woRDS: Orthodox Christian monastery, Russian North, Arctic, museum, recreation, museification, pilgrimage tourism
FoR CITATioN: Ilvitskaya S.V., Shvetsova-Shilovskaya E.A. Arkhitekturnaya organizatsiya sovremennogo monastyrskogo
2 muzeya na primere Svyato-Troitskogo Antonievo-Siyskogo monastyrya Arkhangel'skoy oblasti [Architectural arrangement of
^ modern monastery museum: the case of the Holy Trinity Antony of Siya Monastery of Arkhangelsk region]. Vestnik MGSU
S [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering]. 2018, vol. 13, issue 2 (113), pp. 148-154.
X
148 © С.В. Ильвицкая, Е.А. Швецова-Шиловская
ции (развитие паломничества и туризма, активная музейно-просветительская, благотворительная и издательская деятельность) [2]. Наиболее существенные изменения в жизнь монастыря и его архитектурно-пространственные решения вносят туризм и связанная с ним музейная функция, получившие развитие в ХХ в. Туризм как существенное социальное явление, имеющее и для церкви просветительно-культурное и материальное значение, не должен нарушать монашескую жизнь; надлежит соблюдать уединение и покой [2]. Вместе с тем и туристы нуждаются в комфорте и удобствах, гостиницах, стоянках транспорта возле монастырей. Для этого необходимы соответствующие архитектурно-планировочные решения: изолированные пространства или дворы на территории обители, раздельные входные группы, инфраструктура обслуживания [3].
Музейная функция, включающая осмотр ценностей, хранящихся в специальных музейных помещениях, и обозрение архитектуры храмов, других зданий и ансамбля в целом, также требует введения ряда специальных планировочных решений, направленных на минимально необходимую изоляцию людских потоков, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий [3].
Российская музейная энциклопедия выделяет применительно к церкви два вида музеев: музей-монастырь и церковный музей. Если музеи-монастыри представляют собой ансамблевые музеи, созданные на основе музеефикации комплекса монастырских построек, то церковные музеи — это группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями [4].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»1 продлена до 2025 г. Реализация госпрограммы позволит создать условия для ускоренного социально-экономического развития арктической зоны, достижения стратегических интересов и обеспечения национальной безопасности России в Арктике. Международный и внутренний туризм представляет собой одну из ведущих отраслей экономики, которая обслуживает более двух миллиардов человек ежегодно, и важную духовную сферу культурного наследия. Речь идет о ревитализации и включении в туристские маршруты монастырей Русского Севера — культурных, духовных центров и форпостов наших северных рубежей [1].
Процесс возврата Русской Православной Церкви закрытых ранее монастырей начался еще до 1991 г. и продолжается в наши дни. Резко увеличилось и число людей, посещающих монастыри, в том числе туристов, приезжающих в обители с ознакомительной и культурной целью.
В целях их развития в настоящее время разработана концепция социального туризма, предусматривающая создание внутренних российских туристских маршрутов, разработку краеведческих, паломнических, молодежных и других программ. Концепция направлена на восстановление и развитие туристского пространства России, а также ориентирована на возвращение народу его истинных духовных ценностей и национальных культурно-исторических и природных памятников и территорий, включение их в жизненный цикл россиян.
Необходимо отметить положительную сторону посещения туристами православных монастырских и храмовых комплексов и приобретения ими новых историко-архитектурных, культурологических знаний, для чего необходима разработка современных подходов к организации туризма в монастырских ансамблях с учетом их адаптации и расширения монастырских функций, а также включение монастырей в новые туристские маршруты. Поэтому строительство новых и модернизация имеющихся монастырских музеев представляет собой актуальную задачу.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Монастыри развиваются как самостоятельные, изменяющиеся архитектурные и градостроительные образования, особенно в связи с их высокой востребованностью различными слоями общества и расширением их социокультурных функ-
1 Социально-экономическое развитие Арктической зоны
Российской Федерации: гос. Программа, утв. постановле-
нием Правительства от 21 апреля 2014 г. № 366.
В настоящей работе речь идет именно о церков- до ных, а точнее, о монастырских музеях. К монастыр- С ским музеям относятся, например, Мемориальный н музей Патриарха Тихона в Донском монастыре, расположенный в Свято-Даниловом монастыре музей ^ истории Русской Православной Церкви и др. Г В настоящее время прослеживается тенденция С увеличения количества церковных музеев: такие Я музеи открываются в приходских храмах и в дей- О ствующих монастырях нашей страны. Вопрос о ре- 2 ализации этих функций монастырями Русского Се- 1 вера остается открытым, а способы организации Я и обустройства монастырских музеев на севере Рос- ы сии — неразработанными. В настоящей работе рас- □ сматриваются способы архитектурной организации С монастырских музеев, а также предложен проект Я такого музея, разработанный для Свято-Троицкого Я Антониево-Сийского монастыря в Архангельской 1 области. 3
В настоящее время существует два основных способа организации монастырского музея. Первый, наиболее предпочтительный способ состоит в строительстве нового здания вблизи исторической территории монастыря, но вне ее пределов. В этом случае проект музейного здания должен быть разработан с учетом особенностей коллекции, предназначенной для показа в монастырском музее. Однако этот подход потребует значительных материальных затрат, и строительство нового здания в непосредственной близости от исторической территории монастыря не всегда возможно.
Второй подход реализуется тогда, когда монастырская коллекция размещается в уже существующем здании исторической территории, которое может быть использовано для организации музея. В этом случае возникает задача оптимального использования для нужд музея уже имеющихся помещений. Иными словами, в этом случае способ размещения экспозиции определяется имеющимся в распоряжении зданием и должен быть приспособлен под его параметры. Преимуществом такого подхода является его невысокая стоимость.
Естественно предположить, что коллекции монастырей будут размещены в уже существующих зданиях, т.е. будет выбран именно второй подход к обустройству монастырского музея. Это, в свою
очередь, приведет к тому, с большой вероятностью монастырский музей будет располагаться в здании, которое изначально для этого не предназначалось. Таким образом, рассчитывать на то, что в распоряжении такого музея окажутся большие площади, не приходится. Поэтому каждый метр музейных залов должен быть использован с максимальной отдачей. А это, в свою очередь, невозможно без использования современных музейных технологий на основе интерактивных систем мультимедиа [5-7].
В настоящей работе предложен проект музея Антониево-Сийского монастыря. Антониево-Сий-ский монастырь был основан в 1519 г. преподобным Антонием Сийским (рис. 1). Этот монастырь, расположенный в 160 км от г. Архангельска на Большом Михайловском озере, является уникальным памятником архитектуры ХУН-ХУП вв., свидетелем многих исторических событий [8-9]. Антониево-Сий-ский монастырь владел бесценными сокровищами: старопечатными и рукописными книгами (рис. 2). Все эти произведения церковного искусства находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска. Современные технические возможности дают возможность познакомиться с каждым из них в стенах самого монастыря, получить необходимые пояснения и прочитать перевод текстов старинных книг и надписей на иконах с церковно-славянского
РО
N X
О >
с
во
<0
2 о
н *
О
X 5 I н о ф ю
Рис. 1. Вид Антониево-Сийского монастыря с южной стороны, фото 1884-1886 гг.
Рис. 2. Рисунок Антониево-Сийского монастыря из издания Холмогорской летописи
языка. Необходимость существования в монастыре музея стала очевидной за двадцать лет работы монастыря с посетителями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве музея на месте руинированных остатков братского корпуса предлагается возвести двухэтажное здание, повторяющее силуэт и габари-
ты корпуса. Архитектурные детали фасада первого этажа будут воссозданы по сохранившимся фрагментам и архивным фотографиям второй половины XIX и начала ХХ в. с разобранным вторым этажом. Фотографии двухэтажного корпуса не найдены. Оконные проемы второго этажа и карниз будут воссозданы по аналогии с деталями построенного одновременно с братским игуменского корпуса, архивные фотографии которого сохранились.
При сложившемся зонировании территории и в современных условиях жизни монастыря невозможно вернуть зданию братского корпуса его первоначальное приспособление под монашеские кельи в самом посещаемом месте монастыря (рис. 3). Выбор нового приспособления возводимого здания не случаен. Здание корпуса расположено так, что его центральная продольная ось совпадает с осью симметрии Троицкого собора — архитектурной доминанты обители. От середины корпуса можно видеть центральный комплекс церквей в самом лучшем ракурсе. Кроме того, некоторое время братский корпус служил административным зданием при располагавшейся перед ним пристанью для небольшого рейсового парохода. Организация водных экскурсионных маршрутов по Михайловскому озеру очень важна для туристического обслуживания монастыря. Для пристани было выбрано традиционное место — в центральной части западного монастырского берега по оси симметрии собора. Таким образом,
Рис. 3. Общий вид и план Антониево-Сийского монастыря (из атласа Архангельской губернии 1797 г. Автор Федор Ки- 3 силов. Акварель на бумаге, 96,5 х 61 см)
РО
N
X
О >
с во
¡г о
н *
О
X 5 I н о ф ю
в центральной части музейного корпуса, под вторым этажом, естественно расположить открытый сводчатый проход, связывающий монастырь с причалом. Этот проход будет перекрыт пресекающимися цилиндрическими сводами.
Первый этаж проектируемого музейного корпуса делится по сторонам сводчатого прохода на две равные части. Южная половина первого этажа предназначена для размещения входной группы музея, которая состоит из вестибюля с гардеробом и санузлами для посетителей; в том числе предусмотрен санузел для инвалидов-колясочников. Напротив входа будет находиться лестница в музейные залы второго этажа и мансарды, а рядом с лестницей — лифт для маломобильной группы посетителей и билетная касса. В юго-западном углу вестибюля запланирован выход к дому настоятеля, к которому можно пройти по стене ограды.
В северной половине первого этажа размещаются пирожковая, выходящая дверным и оконными проемами под своды центрального прохода и на Михайловское озеро, кухня и комната экскурсоводов. Из комнаты экскурсоводов в залы экспозиции ведет лестница, которая предназначена и для экстренной эвакуации посетителей музея. В северо-западном углу расположен небольшой зал ожидания экскурсионных и рейсовых катеров и лодок с выходом на причал. В качестве билетной кассы предлагается использовать коридор между комнатой экскурсоводов и залом ожидания.
На втором этаже запланированы два зала музейной экспозиции, угловая гостиная, кабинет директора музея. В мансарде будут размещаться музейная экспозиция, кинозал и лекционная аудитория. Комната смотрителей находится в мансарде над кабинетом директора музея.
Лестница в северо-восточном угловом помещении соединяет второй этаж с мансардой, создавая тем самым возможность кругового экскурсионного маршрута. Посетители попадают в музейные залы из вестибюля по главной лестнице, осматривают экспозицию, двигаясь по залам с юга на север. Затем, поднимаясь в мансарду по угловой лестнице, они проходят по залам экспозиции в обратном направлении, и, посетив кинозал в завершение маршрута, возвращаются в вестибюль опять по главной лестнице.
Залы основного экскурсионного маршрута соединяются проемами шириной 2,4 м без дверных полотен, перетекая пространством один в другой. Лекционные аудитории и кинозал отделяются от экспозиционных залов акустическими стенами с дверными проемами. Внутреннее пространство экспозиционных залов второго этажа и мансарды имеют совершенно разное объемное решение, исходя из плана музейной экспозиции, который в Анто-ниево-Сийском монастыре прорабатывался несколько лет.
Окнами всей восточной и торцевых стен второй этаж ориентирован в сторону открывающейся панорамы монастыря. Виды природы, озера имеют здесь второстепенный характер, и поэтому служебные помещения расположены вдоль западной стены. Архитектурный комплекс монастыря — это главный «экспонат» залов второго этажа, которые предназначены, в основном, для экспозиции, рассказывающей об истории и архитектуре монастыря.
Проем в полу большого зала мансарды объединяет нижний и верхний залы в единое пространство, что дает возможность экспонировать высокие предметы. На экране высотой от пола второго этажа до потолка мансарды можно виртуально демонстрировать иконостасы близко к их натуральной величине, рассказывая о стилевых различиях иконостасов разных веков и об иконах каждого ряда. При организации экспозиции на галерее естественно будет перейти от архитектуры к теме иконописи с подробным описанием сюжетов и творческих приемов великих иконописцев и их школ.
Малый экспозиционный зал мансардного этажа с кинозалом предлагается использовать для проведения научных конференций. В этом случае большой зал мансарды может использоваться как фойе, а лекционная аудитория в качестве буфета. Проект братского корпуса разработан в соответствии с санитарными нормами. Перекрытия здания планируются плоскими, по деревянным балкам. Исключение составляет сводчатое перекрытие прохода с воротами в центре здания. Форма крыши здания предложена традиционная четырехскатная.
ВЫВОДЫ
В настоящей работе проанализированы два основных подхода к архитектурной организации современного монастырского музея. Разработан проект музея Антониево-Сийского монастыря, в соответствии с которым предполагается реконструировать утраченный братский келейный корпус XVII-XVШ вв. на его историческом месте и в первоначальном облике, но с новой музейной функцией.
В целях развития цивилизационного туризма в исторической среде необходим новый концептуальный подход к использованию историко-архитек-турного наследия в условиях современной российской действительности. Это связано с тем, что на уровне субъектов Российской Федерации идет активная работа по переосмыслению роли местного культурного наследия, его интеграция в духовную и экономическую сферы жизни населения региона, способствующих созданию новых точек роста (новые рабочие места, повышение качества жизни локального сообщества и др.). Вследствие этого возникает несоответствие нормативной проектной документации в данном направлении, невозмож-
ность ее сегодняшнего использования. Разработка проектов нового типа музейной туристской инфраструктуры в исторической среде потребует обнов-
ленных нормативных документов, учитывающих современный экономический и социокультурный контекст.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильвицкая С.В. Пространства цивилизацион-ного туризма и архитектурное наследие монастырских духовных центров // Архитектура и строительство России. 2017. № 1. С. 59-67.
2. Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран) : дис. ... д-ра архитектуры. М., 2005. 432 с.
3. Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Спасение от паломников // Журнал Московской Патриархии. Храмоздатель: Приложение о церковном строительстве. 2013. № 2 (3). С. 48-56.
4. Российская музейная энциклопедия. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme.
5. Vom Lehn D., Heath C. Accounting for new technology in museum exhibitions // International Journal of Arts Management. 2005. Pp. 11-21.
6. Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее. М. : Российский институт переподготовки работников культуры, искусства и туризма, 1999. 115 с.
7. Смирнов А.И. Новейшие информационные технологии в музейном деле // Вестник Кирилло-Белозерского музея. 2005.
8. Сойкин П.П. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне, СПб. : Воскресение, 1994. 712 с.
9. Куратов А.А., архим. Трифон (Плотников) Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. М. : Цер-ковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000. Т. 2. С. 596-598.
10. Антониево-Сийский монастырь // Дивное Дивеево. Режим доступа: http://www.diveevo.ru/276.
Поступила в редакцию 16 января 2018 г. Принята в доработанном виде 25 января 2018 г. Одобрена для публикации 26 января 2018 г.
Об авторах: Ильвицкая Светлана Валерьевна — доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой архитектуры, Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 15, ilvitskaya@mail.ru, АиШогГО: 331209;
Швецова-Шиловская Елизавета Александровна — аспирант кафедры архитектуры, Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 15, LizaSh-Sh@list.ru.
REFERENCES
1. Il'vitskaya S.V. Prostranstva tsivilizatsion-nogo turizma i arkhitekturnoe nasledie monastyrskikh dukhovnykh tsentrov [Spaces of civilizational tourism and architectural heritage of monastic spiritual centers]. Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii [Architecture and Construction of Russia]. 2017, no. 1, pp. 59-67. (In Russian)
2. Il'vitskaya S.V. Zakonomernosti formirovaniya arkhitektury pravoslavnykh monastyrskikh kompleksov (naprimere balkanskikh stran) : dis. ... dokt. Arkhitektury [Regularities in the formation of the architecture of Orthodox monastic complexes (on the example of the Balkan countries): thesis of doctor of architecture]. Moscow, 2005. 432 p. (In Russian)
3. Il'vitskaya S.V., Shvetsova-Shilovskaya E.A. Spasenie ot palomnikov [Saving from pilgrims]. Zhur-
nal Moskovskoy Patriarkhii. Khramozdatel': Prilozhe-nie o tserkovnom stroitel'stve [Journal of the Moscow Patriarchate. Temple builder: The annex on church construction]. 2013, no. 2 (3), pp. 48-56. (In Russian)
4. Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopedia]. Available at: http://www.mu-seum.ru/rme.
5. Vom Lehn D., Heath C. Accounting for new technology in museum exhibitions. International Journal of Arts Management. 2005, pp. 11-21.
6. Nol' L.Ya. Komp'yuternye tekhnologii v mu-zee [Computer technologies in the museum]. Moscow, Rossiyskiy institut perepodgotovki rabotnikov kul'tury, iskusstva i turizma, 1999. 115 p. (In Russian)
7. Smirnov A.I. Noveyshie informatsionnye tekhnologii v muzeynom dele [Newest information tech-
m
ф
0 т
1
s
*
о
У
Т
0 s
1
(л)
В
г
3 У
о *
M
(л)
nologies in the museum business]. Vestnik Kirillo-Belozerskogo muzeya [Bulletin of the Cyril Belozersk Museum]. 2005. (In Russian)
8. Soykin P.P. Pravoslavnye russkie obiteli: Pol-noe illyustrirovannoe opisanie pravoslavnykh russkikh monastyrey v Rossiyskoy Imperii i na Afone [Orthodox Russian abbeys: A complete illustrated description of Orthodox Russian abbeys in the Russian Empire and on Athos]. Saint-Petersburg: Voskresenie Publ., 1994. 712 p. (In Russian)
9. Kuratov A.A., archimandrite Trifon (Plotnikov) Antoniev Siyskiy vo imya Svyatoy Troitsy muzhskoy monastyr' [Antony Siusky in the name of the Holy Trinity monastery]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, Church scientific center "Orthodox Encyclopedia", 2000, vol. 2, pp. 596-598. (In Russian)
10. Antonievo-Siyskiy monastyr' [Anthony-Siya Monastery]. Divnoe Diveevo [Wonderful Diveevo]. Available at: http://www.diveevo.ru/276. (In Russian)
Received January 16, 2018.
Adopted in final form on January 25, 2018.
Approved for publication on January 26, 2018.
About the authors: Ilvitskaya Svetlana Valer'evna — Doctor of Architecture, Professor, Head of the Department of Architecture, State University of Land Use Planning (SULUP), 15 Kazakova str., Moscow, 105064, Russian Federation; ilvitskaya@mail.ru, AuthorlD 331209;
Shvetsova-Shilovskaya Elizaveta Aleksandrovna — Postgraduate Student, Department of Architecture, State University of Land Use Planning (SULUP), 15 Kazakova str., Moscow, 105064, Russian Federation, LizaSh-Sh@ list.ru.
PO
<N
O >
E
ta
<0
S o
H >
O
X
s
I h o a 10