Научная статья на тему 'Архитектурная декорация деревянных и каменных зданий в городах западной Сибири в конце XIX - начале XX века. Мотив «Сибирских шишек»'

Архитектурная декорация деревянных и каменных зданий в городах западной Сибири в конце XIX - начале XX века. Мотив «Сибирских шишек» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
403
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARCHITECTURAL SCENERY / "THE SIBERIAN CONES" / WEST SIBERIAN CITIES / ART CULTURE / LOCAL CENTERS / АРХИТЕКТУРНАЯ ДЕКОРАЦИЯ / "СИБИРСКИЕ ШИШКИ" / ЗАПАДНОСИБИРСКИЕ ГОРОДА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЛОКАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуменюк Алла Николаевна, Чуйко Лариса Владимировна

В статье рассматривается один из характерных мотивов региональной архитектурной декорации «сибирские шишки», который встречается в деревянном и каменном зодчестве западносибирских городов в конце XIX-начале XX века. Авторы рассматривают вопросы происхождения и различные варианты этого мотива с целью конкретизировать черты сходства и различия в художественной культуре локальных исторических центров Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural scenery of wooden and stone buildings in cities of Western Siberia at the end of XIX - the beginning of XX century. Motive of « Siberian cones»

In the article one of characteristic motives of regional architectural scenery « Siberian cones» which meets in wooden and stone architecture of the West Siberian cities of the end of the XIX beginning of the XX century is considered. Authors consider questions of an origin and various options of this motive with the purpose to concretize lines of similarity and distinction in art culture of local historic centers of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Архитектурная декорация деревянных и каменных зданий в городах западной Сибири в конце XIX - начале XX века. Мотив «Сибирских шишек»»

УДК 72.04

А. Н. ГУМЕНЮК Л. В. ЧУЙКО

Омский государственный технический университет, г. Омск

архитектурная декорация деревянных и каменных зданий в городах западной сибири в конце х1х—начале xx века. мотив «сибирских шишек»

В статье рассматривается один из характерных мотивов региональной архитектурной декорации — «сибирские шишки», который встречается в деревянном и каменном зодчестве западносибирских городов в конце Х1Х—начале XX века. Авторы рассматривают вопросы происхождения и различные варианты этого мотива с целью конкретизировать черты сходства и различия в художественной культуре локальных исторических центров Западной Сибири.

Ключевые слова: архитектурная декорация, «сибирские шишки», западносибирские города, художественная культура, локальные центры.

Конец Х1Х — начало XX века является периодом расцвета домовой резьбы в западносибирских городах, ознаменованным необычайным богатством декоративных мотивов, чему способствует свободное творчество народных и профессиональных мастеров, не связанное государственной регламентацией [1, с. 307]. В них отразились традиции народного искусства, влияния «большой» архитектуры, обращения к стилевым системам прошедших исторических периодов, а также элементы орнамента народов, соседствующих с русским населением на территориях Западной Сибири.

В резном убранстве деревянной архитектуры указанного времени господствует метод эклектики, которым уверенно владеют народные мастера. Мотивы орнамента разных эпох и стилей гармонично объединяются в разнообразные декоративные композиции, нередко сложные и насыщенные символическими элементами. Наряду с древними универсальными знаками здесь встречаются изображения, свидетельствующие о попытках символизации местных особенностей культурно-исторического пространства Западного Зауралья. Одной из таких особенностей издревле являлось постоянное взаимодействие человека с огромными массивами хвойных лесов, окружавшими места его обитания и дававшими ему практически все необходимое для жизни [2, с. 12]. В крупных городах XIX —XX вв. связь с природой постепенно ослабевала — тем привлекательнее были напоминавшие о ней декоративные мотивы.

Одним из них являются «сибирские шишки». Н. Х. Шайхтдинова, в течение долгого времени изучавшая домовую резьбу Тюмени, указывает на его сибирское происхождение [3, с. 77 — 78]. В декоративном оформлении тюменских деревянных домов прежде всего выделяются элементы архитектурных украшений стиля барокко — их распространению в Сибири способствовало появление в го-

родских храмах иконостасов, украшенных богатой рельефной резьбой, в которой присутствовали украинские черты [4, с. 19, 25]. В диапазоне растительных мотивов такой «барочной» резьбы фигурируют южные «персонажи» (например, виноградная лоза), но шишек практически нет — северный, сибирский декоративный элемент орнамента привнесен местными мастерами. В этом легко убедиться: шишки хвойных деревьев узнаются в любых интерпретациях, поскольку главную особенность их облика составляет характерная чешуйчатая поверхность. Эта особенность обусловила и предпочтительное изображение «шишек» в технике накладного рельефа, где их выпуклая поверхность, дополненная углубленными линиями, прочерченными резцом треугольного профиля, выглядит особенно эффектно.

Рельефная резьба, наиболее распространенная в Тюмени и Тобольске, благодаря активным торговым и художественным контактам между городами была активно воспринята томскими и новониколаевскими мастерами.

В Тюмени зафиксированы самые примечательные по рисунку и пластическому воплощению варианты изображения «сибирских шишек» на наличниках окон в окружении цветов, листьев аканта, розеток и других деталей [3, с. 102, 103]. Тем не менее шишки достаточно выразительны по форме и хорошо выделяются на этом сложном фоне; можно даже различить, что одна из них сосновая, покрытая чешуйками, другая кедровая с несколько иным, сетчатым рисунком поверхности (рис. 1а, б, в).

В данном случае неизвестный резчик постарался изобразить шишки достоверно, «как настоящие» (сравнивая резное изображение с фотографиями натуральных шишек, следует отметить, что мастеру это удалось). Однако существуют и другие, более условные решения, например, на широкой подоконной доске, где собственно «шишки» нет,

рис. 1. мотив «сибирской шишки» в домовой резьбе Тюмени: а, б — изображение на очелье наличника (по Н.Х. шайхтдиновой); в, г — сосновые и кедровые шишки в природе

но в центре композиции размещается ограниченный двумя встречными дугами участок, заполненный косоугольной сеткой [3, с. 55] и ассоциативно отсылающий к первоисточнику (рис. 2а).

Интересен вариант, где «шишка» включена в декор массивного кронштейна [3, с. 75], поддерживающего навес над входом (рис. 2б). Здесь она, наподобие огромного бутона, вырастает из листьев аканта. Но даже в такой эклектической разновидности покрытая пирамидальными выступами поверхность указывает, какой мотив послужил прообразом этого своеобразного «гибрида».

В сохранившихся натурных материалах тобольской домовой резьбы, несмотря на близкое соседство Тюмени, мотив «сибирских шишек» не отмечен. Возможно, причиной этого является почти полная утрата особняков и доходных домов, украшенных рельефной резьбой, где распространен этот элемент декора.

В Томске декоративные композиции, включающие изображения «шишек», как правило, сложны,

динамичны и отличаются присущим домовой резьбе этого города изяществом. Они украшают очелья наличников, подоконные доски и вертикальные накладки на конструктивных швах стены (рис. 3а, б, в).

Томские «шишки» обычно включаются в переплетения условно трактованных стеблей с листьями и завершают рисунок «побегов». Они могут иметь близкое или отдаленное сходство с природным аналогом, но в любом случае узнаваемы и придают оригинальность традиционным растительным мотивам. В Томске существует и уникальный вариант очелья, в декоре которого присутствует пейзаж: изображение леса на берегу реки [5, с. 114]. Конкретизируя и подчеркивая характер местности, мастер-резчик уделил большое внимание достоверности облика хвойных деревьев и фланкировал наличник двумя крупными «шишками», убедительно закончившими символический образ сибирского ландшафта (рис. 3г).

Новониколаевск (с 1926 года Новосибирск) [6, с. 77], самый «молодой» из исторических западно-

а

б

в

г

рис. 2. мотив «сибирской шишки» в домовой резьбе Тюмени: (по Н.Х. шайхтдиновой): а — подоконная доска; б — кронштейн навеса над входом

рис. 3. мотив «сибирской шишки» в домовой резьбе Томска:

а, б — украшения наличника; в — рельеф на доске угловой обшивки; г — наличник с «сибирским пейзажем». Фото Л. Чуйко, 2014 г.

б

а

б

в

г

рис. 4. мотив «сибирской шишки» в домовой резьбе Новониколаевска (по С. Н. Баландину): а — украшение очелья наличника; б — растительный мотив на подоконной доске

о

от

т

рис. 5. омск, ул. Ленина, 36. здание бывшей частной гимназии м.В. каёш. 1916 г. Фото Т. Садуовой. 2009 г.

сибирских центров, получил статус города в 1903 году, когда торгово-экономические и культурные коммуникации региона находились в состоянии активного роста благодаря Транссибирской железнодорожной магистрали. Новониколаевск был местом интенсивного обмена информацией, в том числе художественной, значительной частью которой являлись существующие в регионе локальные традиции домовой резьбы. Резной декор бурно развивающегося города как бы подытожил весь опыт народных мастеров, сложившийся к началу ХХ века — от техники исполнения резьбы до мотивов и элементов орнамента.

Образцы тюменского и томского резного декора нашли здесь широкое применение, в том числе и «сибирские шишки» (рис. 4). Однако в Новонико-лаевске появились собственные варианты декоративных композиций, включающих это изображение [6, вставка между с. 64 и 65, рис. 36, 43]. Так, на наличнике с традиционным мотивом «вазона с растением» «шишки» не только завершают растительные побеги, но и становятся вертикальными акцентами вазонов, размещенных на боковых фрагментах трехчастного очелья (рис. 4а). Кроме того, можно заметить, что иногда и сами растительные элементы приобретают не совсем типичные для них пирами-

дальные очертания, напоминающие форму шишки (рис. 4б).

Приведенные примеры подтверждают одну из примечательных особенностей русского народного творчества: обращаясь к единому источнику, мастера-резчики воплощают эту тему во множестве вариаций, различных по трактовке, но равных по художественному уровню — очень высокому, о чем свидетельствует сказанное выше. Современные исследователи отмечали не только влияние «большой» архитектуры на народную, но и отклик профессиональных зодчих на народные традиции [7, с. 154].

Если мотив «сибирской шишки» неоднократно встречается в деревянном резном декоре целого ряда западносибирских городов, то в деревянной архитектуре городов Омского региона он практически отсутствует. Если допустить вероятность утраты деревянных домов или подобного декора с фасадов зданий, то можно полагать, что этот мотив выполнялся довольно редко (на сегодняшний день омскими исследователями пока не выявлен).

В данном случае необычным становится факт появления мотива «шишки», возможно, сибирской, в омском каменном здании периода неоклассицизма. Это трехэтажный дом, выстроенный на Ата-

б

а

рис. 6. омск. здание бывшей частной гимназии м.В. каёш. Барельеф фасада с мотивом «сибирской шишки». 1916 г. Фото Т. Садуовой. 2009 г.

рис. 7. омск, ул. 10 лет октября, 48. Жилой дом с книжным магазином. 1950-е. Фото А. Гуменюк. 2017 г.

манской улице, где размещалась частная гимназия М. В. Каёш, (современная ул. Ленина, 36) (рис. 5). Учебное заведение было основано в 1914 году, и эту дату некоторые источники указывают как год строительства рассматриваемого здания [8]. Однако владелица гимназии Мария Каёш с 1914 по 1916 год арендовала дом на улице Станичной, 10, и только после возведения здания на близлежащей Атаманской улице переехала в новые помещения. С точки зрения объемно-планировочного решения, здание могло функционировать как торговое заведение, — об этом говорят большие окна-витрины первого этажа, изначально выполненные по проекту и позднее за ненадобностью заложенные. Существует также ошибочное мнение, что здание было возведено в два этажа и надстроено еще одним в 1930-годы. Тем не менее брандмауэр трехэтажного объема со всей очевидностью демонстрирует единство кладки стеновой поверхности, уже не говоря о целостности стилевого и художественно-образного решения главного фасада. Отметим, что фасад выполнен с явным западноевропейским оттенком. Именно обработка стен штукатуркой серого цвета с имитацией каменной кладки, традиционной для

архитектуры европейских стран, придают зданию характерный облик [9, 10]. Интересным видится решение центра композиции главного фасада. Он акцентирован одной — на два верхних этажа — большой пилястрой ионического ордера, со скульптурно выполненной капителью в четыре завитка. Ренессансные арки, пластически выявленные в боковых ризалитах, подчеркивают их симметричность и подчиненность центральной оси. Рельефные кар-туши, заполняющие межоконное пространство и ритмически чередующиеся с пилястрами, ассоциируются с гербами древних родов и воспринимаются как отзвуки раннего неоромантического модерна [11]. При всей «западной» окраске фасадной ткани в образной характеристике особняка отмечается интересная, возможно, «сибирская» деталь, которая «укрывается» в рельефной пластике подоконного пространства оконных проемов верхнего этажа. В орнаменте рельефа сочетаются несколько мотивов: изображение большого бутона мака в чаше акантовых листьев, побеги аканта, завершающиеся цветочными розетками и, что удивительно, в их центре — «шишками» — одним из символов богатства края (рис. 6).

а б

рис. 8. омск, ул. 10 лет октября, 48. 1950-е. мотив «сибирской шишки» в барельефах жилого дома (консоль и рельеф под эркером): а — общий вид; б — «шишка» на завитке консоли.

Фото А. Гуменюк. 2017 г.

Трудно со всей определенностью сказать, откуда приходит этот мотив в архитектурный декор омского каменного особняка:

— из словаря древнего ассирийского орнамента в русле интереса к историческим эпохам;

— из арсенала столичного «северного модерна», хотя и нехарактерного для этого региона;

— как понравившийся мотив из декоративного оформления деревянной архитектуры соседствующих сибирских городов;

— как воплощение «в малом» давней мечты о создании «сибирского стиля», вытекающей из некогда большой идеи о новой сибирской нации, самоопределения Сибири и, таким образом, собственно сибирского искусства со своими символами и образами.

Невозможно со всей определенностью остановиться на одной из версий, так как имя автора проекта неизвестно и потому нельзя связать какой-либо вариант с биографией архитектора. Но то, что нехарактерный даже для деревянной архитектуры Омска мотив получил свое воплощение в каменном строении, дает повод обратить внимание на этот факт и продолжить исследование. Тем более что мотив «сибирской шишки» вновь появился в Омске в более поздний период. Он отмечен в декоре каменного жилого дома по улице 10 лет Октября, 48, где многие годы на первом этаже размещается книжный магазин (рис. 7). По своим размерам эти «шишки» невелики и неприметно вплетаются в малые волюты классицизирующего барельефа под эркерами, в декор их консолей и в капители пилястр третьего этажа (рис. 8). Напротив, монументальные «шишки-вазоны» водружены на балконные тумбы третьего этажа жилого дома по ул. Богдана Хмельницкого (рис. 9). Выполненные в эпоху «сталинского ампира», оба пластических решения вновь указывают на оживший интерес к местной «сибирской теме».

В заключение следует отметить, что в период нарастающей урбанизации и, порой, неизбежных утрат художественного наследия, представленные материалы позволяют дополнить и углубить локальные исследования в области региональной архи-

рис. 9. омск, ул. Б. Хмельницкого. Фрагмент фасада жилого дома. «шишки-вазоны» на парапетах балкона. Нач. 1950-х. информация и фото предоставлены Ж. м. Хахаевой

тектуры. Проводимые в русле широкого изучения архитектурного декора западносибирских городов на рубеже XIX — XX веков, они позволяют зафиксировать еще сохранившиеся элементы деревянного орнаментального искусства, выявить народные мотивы в декоративном решении каменных строений, наметить вопросы для дальнейшего изучения региональных особенностей в культуре провинции.

Библиографический список

1. Кириченко Е. И. Русское купечество и русский стиль // Искусствознание. 1994. № 2/3. С. 296-311.

2. Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.: Сварог и К, 2000. 480 с. ISBN 5-93070-030-3.

3. Шайхтдинова Н. Х. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1988. 160 с.

4. Зольникова Н. Д. Традиции православия в Сибири. Конец XVI-XIX вв. // Сибирская икона / редкол.: В. И. Байдин [и др.]. Омск: Иртыш-92, 1999. С. 9-36.

5. Деревянная архитектура Томска: альбом. Томск: Издат. дом «Д-Принт», 2010. 364 с. ISBN 978-5-902514-39-8.

6. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. 136 с.

7. Кириченко Е. И. Русская деревянная застройка как социально-исторический феномен // Типология русского реализма второй половины XIX века. М.: Наука, 1979. С. 128-157.

8. Историческая справка. URL: http://omsk-web.ru/ gimnaziya-m-v-kaesh (дата обращения: 25.04.2017).

9. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм: альбом. М.: Галарт, 2002. 288 с. ISBN 5-269-00898-X.

10. Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. Архив архитектуры. М., 1992. Вып. 2. 167 с.

11. Гуменюк А. Н. Неоклассицизм в архитектуре Омска 1910-х годов: моногр. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. С. 40.

ГумЕНЮк Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» и кафедры «Дизайн, рисунок и живопись» Института дизайна и технологий (ИДиТ).

Адрес для переписки: [email protected] ЧуЙко Лариса Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн, рисунок и живопись» ИДиТ. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.05.2017 г. © А. Н. Гуменюк, Л. В. Чуйко

УДК 94(47).084.3+94(571)

м. т. когут

Омский государственный технический университет, г. Омск

аграрная программа временного

сибирского правительства

В статье рассматривается аграрное законодательство и земельные органы власти Временного Сибирского правительства, возможные последствия аграрной политики для развития сельского хозяйства, земельных отношений, расстановки классовых сил в Сибири в период Гражданской войны, даются новые оценки решения аграрного вопроса в стране.

Ключевые слова: история СССР, 2-я пол. 1918—1920 гг.; аграрные реформы; землевладение, Гражданская война и иностранная военная интервенция; белое движение; белые правительства; Сибирь; территория РФ, занимающая часть Северной Азии.

После февраля 1917 г. в Сибири между политическими партиями шла упорная борьба за власть. Эта тема никогда не теряла актуальности, но усилилась в связи со столетним юбилеем Великого Октября. Необходимо рассмотреть вопрос о том, почему аграрные программы и мероприятия белого движения в Сибири потерпели крах, что во многом и предвосхитило победу Советской власти в Гражданской войне.

Изучение проблемы осуществляется на сочетании традиционного макроисторического анализа и микроисторических подходов изучения конкретных мероприятий в короткий промежуток времени, с использованием методов ретроспективного анализа и герменевтики.

Основными историческими источниками стали опубликованные документы Временного Сибирского правительства [1] и материалы бюджетного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» [2].

После мятежа белочехов в мае 1918 г. и свержения власти большевиков, в том числе, произошло формирование Временного Сибирского правительства, которое объявило себя властью с 29 июня 1918 г. Местом для его деятельности был избран Омск. ВСП возглавил Петр Владимирович Вологодский. Министром земледелия и колонизации стал Николай Иннокентьевич Петров [3, с. 136].

Невзирая на короткий промежуток власти, ВСП успело провозгласить аграрные преобразования в крае.

Аграрные мероприятия являлись частью общей политики государственной власти на территории всей России. Аграрная программа правительства П. В. Вологодского оказалась в русле предложений кадетской партией консервативного реформирования земледелия.

Первым мероприятием ВСП стало восстановление прав собственности всех владельцев таковой на территории края [1]. Главной целью правитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.