Научная статья на тему 'Архитектура зданий коммерческого образования Сибири конца XIX - начала ХХ века'

Архитектура зданий коммерческого образования Сибири конца XIX - начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗДАНИЯ КОММЕРЦИИ / АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ КОММЕРЧЕСКИХ УЧИЛИЩ / ТОРГОВЫХ ШКОЛ / РЕАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ / ПЛАНИРОВКА УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ / EDUCATIONAL BUILDINGS / ARCHITECTURE OF COMMERCIAL / TRADE / NON-CLASSICAL SECONDARY SCHOOLS / SCHOOL BUILDING PLANNING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киреева Татьяна Валентиновна

Рассмотрено и впервые дано обобщенное описание архитектуры зданий коммерческого образования Сибири, выявлены её характерные особенности и стилевые предпочтения (эклектика и неоклассицизм), основанные на гуманистических планировочных и эстетических принципах, что стало определяющим фактором при градостроительном размещении зданий коммерческого образования на центральных площадях и улицах сибирских городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF COMMERCIAL EDUCATION BUILDINGS IN SIBERIA LATE IN 19TH AND EARLY 20TH CENTURY

The paper presents for the first time the generalized description of architecture of commercial education buildings in Siberia. Architectural styles are shown such as eclectics and neoclassicism based on humanistic planning and aesthetic principles that became the determinant for town-planning of commercial education buildings in central squares and streets of Siberian cities.

Текст научной работы на тему «Архитектура зданий коммерческого образования Сибири конца XIX - начала ХХ века»

УДК: 72.10 +378

КИРЕЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА, канд. филос. наук., доцент, tkireeva2005@yandex.ru

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,

603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65

АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Рассмотрено и впервые дано обобщенное описание архитектуры зданий коммерческого образования Сибири, выявлены её характерные особенности и стилевые предпочтения (эклектика и неоклассицизм), основанные на гуманистических планировочных и эстетических принципах, что стало определяющим фактором при градостроительном размещении зданий коммерческого образования на центральных площадях и улицах сибирских городов.

Ключевые слова: учебные здания коммерции; архитектура зданий коммерческих училищ, торговых школ, реальных училищ; планировка учебных зданий.

TATIANA V. KIREEVA, PhD, A/Professor, tkireeva2005@yandex.ru

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 65, Il'inskaya Str., 603950, Nizhnii Novgorod, Russia

ARCHITECTURE OF COMMERCIAL EDUCATION BUILDINGS IN SIBERIA LATE IN 19TH AND EARLY 20TH CENTURY

The paper presents for the first time the generalized description of architecture of commercial education buildings in Siberia. Architectural styles are shown such as eclectics and neoclassicism based on humanistic planning and aesthetic principles that became the determinant for town-planning of commercial education buildings in central squares and streets of Siberian cities.

Keywords: educational buildings; architecture of commercial, trade, non-classical secondary schools; school building planning.

Введение

Коммерческое образование Сибири является частью российского коммерческого образования, которое активно изучается в последнее десятилетие в связи с построением нового экономического строя и развитием бизнес-образования. Но архитектура зданий коммерческого образования, имеющая свои характерные особенности, практически не исследована.

В статье впервые дается описание и анализ архитектуры зданий коммерческого образования Сибири: коммерческих училищ, торговых школ, реальных училищ (с коммерческим отделением), которые типологически являются частью общего развития архитектуры этого направления, но отдаленное

© Киреева Т.В., 2015

географическое положение и слабость экономического развития этого края до середины XIX в. наложили определенные временные рамки на её становление и развитие.

Содержание исследования

Возникновение коммерческого образования в начале ХХ в. в Сибири было связано с развитием нового промышленного производства, разработкой природных месторождений, дальнейшим развитием торговли и, в первую очередь, международной торговли с соседними странами: Монголией и Китаем, а также строительством Транссибирской железной дороги. Активное освоение Сибири потребовало новых квалифицированных кадров с разносторонней подготовкой и профессиональными навыками, что не могло обеспечить традиционное домашнее обучение в семьях торговых предпринимателей.

На протяжении всего XIX в. правительство решало вопрос расширения специального и коммерческого образования, вводя специальные классы при гимназиях, реальных и уездных училищах. В мае 1872 г. вышло повеление императора Александра II «О преобразовании реальных гимназий в реальные училища», по которому создавались реальные училища с профессиональным, в том числе и коммерческим, уклоном в старших классах [1]. В результате к концу XIX в. по всей России создалась сеть реальных училищ с коммерческим отделением, в том числе и в городах Сибири: Томске, Тюмени, Кяхте (Бурятия), Троицкосавске, Бодайбо и пр. [2]. Таким образом, особенность возникновения коммерческого образования в Сибири заключается в первостепенном создании низшего звена образования - коммерческих отделений и классов при реальных училищах.

Открытие реальных училищ сопровождалось новым строительством, которое шло по индивидуальным или «образцовым» проектам [3]. По сравнению с гимназиями планировка реальных училищ была более развитой: были добавлены специализированные оборудованные кабинеты, гимнастический зал, библиотека. Основной строительный материал - кирпич - был доступен по всей стране, что повлияло на преимущественное распространение эклектики, позволяющей решать как планировочные, так и эстетические задачи формирования образа учебного здания.

В 1878 г. в Тюмени было открыто реальное училище с коммерческим отделением, получившим имя императора Александра II. Первоначально для занятий использовался дом купца Масловского, а новое здание было построено в 1880 г. по проекту петербургского художника первой степени Е.С. Воро-тилова на углу Царской и Телеграфной улиц (рис. 1), что свидетельствует о важном градостроительном положении училища на главной улице города.

Двухэтажное, с высоким цоколем, кирпичное здание было построено в стиле академической эклектики с ярко выраженной симметричной композицией, с выявлением центрального ризалита с высокими арочными окнами и центральным входом, расположенным по главной оси, поддержанной возвышением ступенчатого аттика. Боковые ризалиты на два окна с небольшим выступом от главного фасада завершали классическую композицию. Эклек-

тика здания проявилась в ритме рустованных пилястр, непрерывной ленте пологих «лучковых» арок над окнами второго этажа, поддержанных стилизованным аркатурным поясом под карнизом, а мелкая пластика фасада отразила тектонические возможности кирпича и сгладила излишнюю монументальность.

Рис. 1. Тюмень. Александровское реальное училище, Рис. 2. Иркутск. Второе коммерческое

архитектор Е.С. Воротилов (1880 г.) училище (1912 г.)

Планировка здания включала двадцать помещений: учебные классы, специально оборудованные кабинеты и мастерские. В 1886 г. коммерческое отделение было закрыто ввиду незначительного набора учащихся [4].

Активное становление и развитие коммерческого образования в Сибири, как и во всей стране, началось после принятого в апреле 1896 г. Положения о коммерческих учебных заведениях, по которому выстраивалась вся система, включающая: торговые школы и классы (низшее звено), коммерческие училища (среднее звено), высшие (частные) учебные заведения и курсы [5]. Основным учебным заведением коммерции стало коммерческое училище, дающее ученикам в течение 7-8 лет всестороннее и специальное образование.

Первое коммерческое училище на территории Сибири было открыто в 1901 г. в Томске и в течение шести лет (вплоть до 1907 г.) было единственным. Здание Томского коммерческого училища (рис. 3) построено в 1904 г. по проекту известного сибирского архитектора К.К. Лыгина [6] из красного кирпича с тонко проработанной кирпичной пластикой, но в формах и деталях, близких к ренессансным, и предстает как образец академической эклектики (рис. 3, а).

Классическая симметричная композиционная схема построения фасада основана на трехчастном делении с фиксацией центральной оси посредством двойного ризалита главного входа, с брамандовыми окнами верхнего этажа и небольшим фронтоном, над которым возвышается венчающий четырехгранный барочный купол, а симметричные детали аттика подчеркивают его значение. Более спокойные боковые плоскости главного фасада акцентированы по оси устройством арочных ложных окон-ниш, покоящихся на массивном карнизе междуэтажной тяги на кронштейнах. В верхней части они имеют лучковый сандрик. Композиция дополняется интересной деталью - круглым ложным окном с обрамлением и замковым камнем. Тяжелый руст первого

этажа дает ренессансную «весомость» всему зданию. Венчающий карниз имеет дентикулы, а центральная часть - парапет с металлическим ограждением растительного орнамента. Боковой фасад решен проще - с ритмом оконных проемов и пилястр (рис. 3, б). В целом, здание решено в эклектичной манере с применением деталей из различных стилей: классики (фронтон, дентикулы, рустовка нижнего этажа, пилястры, люнет), модерна (кронштейны, растительный орнамент ограждения, криволинейные детали козырька входа и балконного ограждения и пр.).

Рис. 3. Томск. Коммерческое училище, архитектор К.К. Лыгин (1904 г.):

а - проект; б - Томский государственный архитектурно-строительный университет (фото 2013 г.)

Внутреннее пространство училища было решено по коридорной схеме с рекреациями. В интерьере училища выделяется читальный зал библиотеки с ионическими колоннами, центральный лестничный холл с арочными проемами. В 1913 г. к зданию была сделана пристройка по проекту архитектора А.Д. Крячкова. Необходимость строительства и расширения коммерческого училища была вызвана требованием подготовки большого количества квалификационных специалистов в связи с освоением Сибири и строительством Транссибирской железной дороги.

Необходимо отметить, что здание построено на престижной для города Соляной площади, где земля высоко ценилась. Место под строительство было выкуплено на личные сбережения купеческого торгового дома «Е. Кухтерин и сыновья». Строительство здания было осуществлено на пожертвования местного купечества и средства, выделенные Томской городской думой [7].

Эклектика, основанная на «кирпичном» стиле, нашла широкое распространение при строительстве общественных зданий по всей России как экономичный и практичный прием, но обладающий при этом широкими декоративно-эстетическими возможностями. Так, примером провинциальной эклектики может служить здание Второго коммерческого училища Иркутска (1912 г.) [8] с характерными приемами кирпичной кладки в виде поясков, пилястр, арочных окон и утонченного аттика с акцентом на основной композиционной оси симметричного фасада (см. рис. 2).

На рубеже веков теория проектирования учебных зданий обогатилась новыми решениями, предписаниями по инженерному оснащению, соблюдению противопожарных, санитарно-гигиенических норм. Но важный воспитательный и эмоционально-эстетический эффект имел и образ самого здания, его интерьеры, оформленные автором в общем стиле задуманного образа и формирования учебной среды.

Ярким примером тому может служить здание частного Коммерческого училища И.П. Колокольникова, построенного в 1913 г. в Тюмени в стиле русского неоклассицизма (рис. 4, а).

Рис. 4. Тюмень. Коммерческое училище И.П. Колокольникова, архитектор В.К. Олтар-жевский (И.И. Рерберг) (1913 г.):

а - фасад (фото 2011 г.); б - план первого этажа училища

Идея создания и строительства коммерческого училища принадлежала крупнейшему предпринимателю Сибири И.П. Колокольникову [9], который вел большую благотворительную работу и способствовал развитию края. Под строительство училища И.П. Колокольниковым был выкуплен дорогой участок земли в центре города, на высоком мысу рядом с Троицким монастырем и Крестовоздвиженской церковью. Красивое, пропорциональное здание, созданное по законам академической неоклассики, свидетельствует о высоком мастерстве архитектора, имя которого оспаривается: по одним данным, это В.К. Олтаржевский [10], известный столичный архитектор, по другим источникам - не менее известный И.И. Рерберг [9], но, возможно, это был их общий проект, поскольку мастера неоднократно работали вместе (например, здание Киевского вокзала г. Москвы).

Проект училища, приобретенный, как указано, за «большие деньги», отличался рациональностью и новым подходом к проектированию учебного здания и был удостоен награды Парижской выставки [10]. Большое, трехэтажное здание раскинулось лучами от главного центрального объема, отмеченного ионическим портиком над главным входом, поддерживающим антаблемент. Большие окна заполняют все пространство между колоннами, а верх-

ние арочные окна с оштукатуренными белыми архивольтами смягчают строгость классики.

Боковые ризалиты выполнены на контрасте - глухие фасады по оси подчеркнуты прямоугольными окнами с треугольными сандриками на кронштейнах. Над ними - квадратные окна, которые вместе с вазонами венчающего аттика звучат свободой творческого переосмысления предшествующих стилей. Переход к боковым фасадам идет через полуциркульные вставки-шарниры (рис. 4, б), имеющие вспомогательное смысловое и декоративное значение, где применены пилястры дорического ордера и окна меньшего размера с глухими, оштукатуренными люнетами, вносящие разнообразие в строгий ритм боковых уличных фасадов [11].

В интерьерах училища продолжена тема неоклассики: высокие кессо-нированные потолки главного вестибюля с трехмаршевой лестницей по оси; светлые, широкие коридоры и рекреации; колонны ионического ордера по бокам сценического портала в актовом зале.

В целом здание производит торжественное и строгое впечатление, являясь украшением культурно-исторического центра Тюмени, вливаясь в при-родно-архитектурный ансамбль города, раскинувшийся над р. Турой.

В Омске открытие Коммерческого училища, связанное с поиском источника финансирования, шло очень тяжело, о чем свидетельствуют данные, приведенные в работе И.П. Каменского [12]. Поэтому первоначально училище было открыто в здании, арендованном у купца П.А. Липатникова в Кадышев-ском форштадте. На проектирование здания училища был открыт конкурс, главным условием которого было: «не допускать стиль декадентства, предпочтение отдавать строгому стилю». Из представленных на конкурс 30 проектов из разных городов ни один не был принят. За основу был взят проект «Меркурий» сибирского архитектора А.Д. Крячкова, а дальнейшая разработка проекта было поручена инженеру А.Ф. Черноморченко (рис. 5).

Училище возводили (1914-1916 гг.) в сложный период военного времени, в условиях растущей инфляции, но, несмотря на финансовые трудности, оно было построено и высоко оценено: «здание... может служить гордостью городского общественного управления как одно из лучших зданий учебных заведений Омска» [13].

Архитектура здания, построенного на участке около Омских ворот в стиле академического классицизма, имеет отклик на ансамблевое построение русского дворца, это проявилось в объемно-планировочной схеме, соединяющей три прямоугольника плана разного размера с помощью галерей, что характеризует работу автора как «поиск большего стиля в искусстве» [14].

Объём здания отличается крупномасштабностью: колонны ионического ордера подняты на второй этаж как главные акценты монументальной композиции бокового фасада-ризалита. Продолжают тему монументальности высокие окна второго этажа с массивными лепными люнетами, украшенными венецианскими раковинами с маскаронами, а также высокий цокольный этаж с выступающим междуэтажным карнизом в виде мощного валика. Здание просматривается с трех сторон, поэтому боковые фасады решаются также в глубокой пластике, но с использованием ложных арочных проемов. Карниз-

ное завершение выполнено аттиком, украшенным лепными гирляндами и балюстрадой.

Разветвленная планировочная структура здания отвечала всем требованиям современного оснащения (электрическое освещение, центральное отопление, водопровод, вентиляция) и оборудования (мебель, наглядные пособия, коллекции).

Рис. 5. Омск. Коммерческое училище инженера Рис. 6. Чита. Частное коммерческое

А.Ф. Черноморченко (1916 г.) училище баронессы М.Г. Розен

(1907 г.)

Кроме коммерческого училища здесь разместились торговые курсы, а к двадцати основным классам добавились гимнастический зал, мастерские, лаборатории и две библиотеки. К зданию была сделана пристройка для квартиры директора. Педагогическая деятельность училища также отвечала самым передовым методам обучения и воспитания своего времени: здесь была отменена балльная система оценок, введена активная самостоятельная работа, совместное обучение мальчиков и девочек, кабинетная система и т. д. [15]. Новый образ учебного заведения и новые условия, очевидно, способствовали демократизму в воспитании, новаторству в обучении.

Все исследователи коммерческого образования в Сибири отмечают две главные проблемы его развития - отсутствие профессиональных педагогов и финансирование, сбор средств для строительства собственного здания или помещения: из одиннадцати коммерческих училищ только четыре имели собственные здания, остальные располагались в съемных помещениях [2].

Так, частное мужское коммерческое училище баронессы М.Г. Розен было открыто в Чите в 1907 г. и занимало часть доходного дома купца Д. Полу-това, где располагались также торговые помещения, аптека и фотография (рис. 6). Протяженное трехэтажное здание занимало угловое положение на одной из центральных улиц Читы.

Главный фасад имеет характерную композиционную схему построения общественного доходного здания, с большими витринными окнами первого этажа и ритмом одинаковых окон верхних этажей, где помещения сдавались в аренду. Четырехгранный купол и круглое окно фиксируют главную ось здания; активный силуэт аттика с угловым акцентом завершают композицию. Училище продолжало работать здесь до 1921 г., выпуская специалистов в области торговли и предпринимательства [16].

Коммерческое образование в Сибири развивалось, и начиная с 1910 г. создается низшее звено коммерческого образования - торговые школы и классы в Красноярске, Омске, Иркутске, Минусинске, Томске, Тобольске [2]. Торговые школы готовили приказчиков, счетоводов, конторщиков, и их основным контингентом были подростки и взрослые люди, как правило, уже работающие в торговле. Обучение проходило по упрощенной программе, в более короткие сроки, но ведение торговых отношений напрямую с Монголией и Китаем требовало не только повышения общеобразовательного уровня, но и знания иностранных языков. С этой целью в программу подготовки Красноярской торговой школы, открытой в 1913 г. по инициативе и при участии Купеческого общества, были включены: коммерция со сведениями по торговому законодательству (русскому и монгольскому), коммерческая география и иностранные языки - монгольский и английский [17].

Торговые школы, торговые классы и коммерческие курсы не имели собственных зданий, и обучение проходило в арендуемых помещениях частных или доходных домов.

Создание высшего звена коммерческого образования - коммерческого института Сибири - активно обсуждалось. В качестве центра рассматривались города Томск, Харбин и Омск, который в начале ХХ в. приобрел значение главного торгового города Сибири. Здесь институт был открыт осенью 1917 г., но, как указывают источники, не имел собственной материально-технической базы [2].

Заключение

Основой типологии учебных зданий коммерческого образования Сибири конца XIX начала ХХ века можно считать вновь построенные здания коммерческих училищ, которые в архитектурно-планировочном отношении представляли собой пространственно-развитые учебные комплексы, располагающиеся на главных городских улицах и занимающие значительные (до квартала) городские территории, имеющие крупномасштабные (до 3-4 этажей) строительные объемы и озелененную, благоустроенную территорию.

Архитектура зданий коммерческого образования Сибири развивалась в гуманистических канонах эклектики, а также неоклассицизма, который дополнил поиски создания образа учебного заведения, обогатив его идеями гуманизма не только на уровне фасадов, но и планировочных решений, окончательно создав ансамбль-комплекс учебных городков, что можно видеть на примерах строительства коммерческих училищ Тюмени и Омска.

Библиографический список

1. Синюшина, И.В. Развитие реального образования в России в XIX - нач. XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / И.В. Синюшина; Пед. гос. ун-т. - М., 2000. - 158 с.

2. Катцина, Т.А. Становление профессионального коммерческого образования Сибири (1900-1919 г.) / Т.А. Катцина, Л.Е Мариненко, С.А. Лисина // Высшее образование в России. - М. - 2014. - № 1. - С. 144-151.

3. Евсина, H.A. Проекты учебных зданий в России XVIII века / H.A. Евсина // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. - М. : Искусство, 1968. - С. 110-138.

4. Архитектура Тюмени. Александровское реальное училище. - Условия доступа : http://cultyura.narod.ru/arhitecture/tyumen/ alexandrovskoe.html

5. Шилов, А.И. Коммерческое образование в Восточной Сибири начала ХХ века : монография. - Красноярск : Изд-во Красноярского гос. педагогического ун-та им. В.П. Астафьева, 2000. - 186 с.

6. Романова, Л.С. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске /Л.С. Романова. - Томск, 2004. - С. 58.

7. Ситникова, Е.В. Застройка Томска второй пол. XIX - нач. XX в., возведенная на средства купечества / Е.В. Ситникова : автореф. ... канд. архит. - Томский гос. арх-строит. ун-т. - Томск, 2004. - 325 с.

8. Сонич, Г. Ф. Коммерческое образование в Иркутске начала XX века / Г.Ф. Сонич // Вестник ИГЭА. - 1998. - № 12. - С. 136-142.

9. Типикина, Л.А. История частного коммерческого училища Колокольниковых в г. Тюмени (1910-1919 гг.) / Л.А. Типикина // Ежегодник. 2000 // Тюменский областной краеведческий музей. - Тюмень, 2001. - С. 166-181.

10. Жученко, Б.А. Здание училища И.П. Колокольникова / Б.А. Жученко // Тюмень архитектурная. - Тюмень, 2008. - С. 167-170.

11. Козлова-Афанасьева, Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области: иллюстрир. науч.-практ. кат. / Е.М. Козлова-Афанасьева. - Тюмень : Изд-во «Искусство», 2008. - 271 с.

12. Каменецкий, И.П. Коммерческие учебные заведения Омска в первые десятилетия XX века / И.П. Каменецкий // Изд. Омск. гос. ист.-краевед. музея. - 2006. - № 12. -С. 148-161.

13. ОМСК. История. Омское коммерческое училище. - Условия доступа : http://www.h8records.ru/rem7i/938/index.html

14. Борисова, Е.А. Русский неоклассицизм: альбом / Е.А. Борисова; отв. ред. Г.Ю. Стерин. -М. : Галарт, 2002. - 288 с.

15. Попруга, И.М. Становление системы коммерческих учебных заведений в Сибири в конце XIX - начале XX века / И.М. Попруга // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. Вопросы теории и практики. - Красноярск. - 2011. - № 2. - С. 10-17.

16. Историческая справка. Чита. ГАЗК. Ф. 65. Оп. 1. Д. 3. Л.12.; Д. 2. Л. 68, Д. 10 л.

17. Попруга, И.М. Деятельность Красноярской Торговой школы в начале XX века / И.М. Попруга // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - URL : www.science-education.ru/108-8753

REFERENCES

1. Sinyushina I.V. Razvitie real'nogo obrazovaniya v Rossii v XlX-n. XX v. avtoref. dis. ... kand. ped. n [Development of non-classical secondary education in Russia in 19-20 centuries. PhD abstract]. Moscow : MSPU Publ., 2000. 158 p. (rus)

2. Kattsina T.A., Marchenko L.E., Lisitsina S.A. Stanovlenie professional' nogo kommercheskogo obrazovaniya Sibiri (1900-1919 g.) [Formation of professional commercial education in Siberia (1900-1919)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014. No. 1. Pp. 144-151. (rus)

3. Evsina N.A. Proekty uchebnykh zavedeniy v Rossii XVIII veka [Educational building projects in Russia in the 18th century]. Russkoe iskusstvo XVIII veka. Materialy i issledovaniya, Moscow : Iskusstvo Publ., 1968. Pp. 110-136.(rus)

4. Arkhitektura Tyumeni. Aleksandrovskoe Real'noe uchilishche [Tymen architecture. Aleksan-drovskoe non-classical secondary school]. Available at : http://cultyura.narod.ru/arhitecture/ tyumen/ alexandrovskoe.html. (rus)

5. Shilov A.I. Kommercheskoe obrazovanie v Vostochnoy Sibiri nachala XX veka [Commercial education in Eastern Siberia early in 20th century. Monograph]. Krasnoyarsk : KSPU Publ., 2000. 168 p. (rus)

6. Romanova L.S. Tvorchestvo arkhitektora Konstantina Lygina v Tomske [Creativity of architect Konstantin Lygin in Tomsk]. Tomsk. 2004. P. 58. (rus)

7. Sitnikova E.V. Zastroyka Tomska vtoroy pol. XlX-n. XX v., vozvedennaya na sredstva kupechestva [Development of Tomsk in the mid 19th and early 20th century. PhD abstract]. Tomsk. TSUAB Publ., 2004. 325 p. (rus)

8. Sonich G.F. Kommercheskoe obrazovanie v Irkutske nachala XX veka [Commercial education in Irkutsk early in 20th century]. Vestnik IGEA. 1998. No. 12. Pp. 136-142. (rus)

9. Tipkina L.A. Istoriya chastnogo kommercheskogo uchilishcha Kolokol'nikovykh v g. Tyumeni (1910-1919 gg.) [History of Kolokol'nikov's private commercial school in Tyumen' (1910-1919)]. Tyumen'. 2001. Pp. 166-181. (rus)

10. Zhuchenko B.A. Zdanie uchilishcha I.P. Kolokol'nikova [Kolokolnikov school build-ing].Tyumen' arkhiekturnaya. Tyumen'. 2008. Pp. 167-170. (rus)

11. Kozlova-Afanas'eva E.N. Arkhitekturnoe nasledie Tyumenskoy oblasti [Architectural heritage of the Tyumen region]. Tyumen'. Iskusstvo Publ., 2008. 271 p. (rus)

12. Kamenetskiy I.P. Kommercheskie uchebnye zavedeniya Omska v pervye desyatiletiya XX veka [Omsk commercial educational institutions in the 20th century]. Omsk, 2006. No. 12. Pp. 148-161.

13. Omsk Istoriya "Omskoe kommercheskoe uchilishche" [History of Omsk commercial school]. Available at : http://www.h8records.ru/rem/i793 8/index.html

14. Borisova E. A. Russkiy neoklassitsizm [Russian neoclassicism]. Moscow: Galart Publ., 2002. 288 p. (rus)

15. Popruga I.M. Stanovlenie sistemy kommercheskikh uchebnykh zavedeniy v Sibiri v kontse XK - nachale XX veka [Formation of commercial educational institutions in Siberia late in the 19th and early 20th century]. Vestnik Krasnoyarskogo gos. ped. un-ta im. V.P. Astafeva. Voprosy teorii ipraktiki. 2011. No. 2. Pp. 10-17. (rus)

16. Istoricheskaya spravka. Chita. GAZK. Form 65. List 1. Proc. 3. Р. 12. Proc. 2. P. 68. Proc. 10 (rus)

17. Popruga I.M. Deyatel'nost' Krasnoyarskoy torgovoy shkoly v nachale ХХ veka [Krasnoyarsk trade school activities early in the 20th century]. Modern Problems of Science and Education 2013. No. 2. (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.