Научная статья на тему 'Архитектура современных музейных зданий. Формирование смысловых моделей'

Архитектура современных музейных зданий. Формирование смысловых моделей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3763
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА / МУЗЕЙНЫЙ ОПЫТ ПОСЕЩЕНИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ / ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ / MODERN MUSEUM ARCHITECTURE / MUSEUM EXPERIENCE OF VISIT / ARCHITECTURAL SCENARIOS / SENSUAL AND EMOTIONAL TYPES OF INTERRELATION OF THE PERSON WITH WORLD AROUND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бакушкина Елена Сергеевна

Современная архитектура музейных зданий второй половины XX века начала XXI века представлена как инструмент создания уникального опыта пребывания в музейном пространстве, подготавливающего посетителя к восприятию музейной коллекции. Сегодня архитектура музейных зданий создаёт нужную эмоцию раньше, чем посетитель музея увидит сам экспонат. Такую эмоцию, которая является непосредственным предвосхищением отношения субъекта к объекту. Музей должен «подготовить» человека для взаимодействия с его коллекцией сначала надо человека преобразовать, сделать из зрителя созерцателя. Создавая физическую оболочку для хранения и экспонирования коллекций, архитектор формирует особое музейное пространство, вовлекает посетителя в мир музея, воздействуя на людей только ему присущими средствами художественной выразительности: фактурами, текстурами материалов, освещением, формами и пропорциями пространства. Наблюдающий зритель сразу схватывает образные особенности архитектуры музейного здания и, невольно отталкиваясь от этого образа, строит свои ожидания. И эти ожидания напрямую связаны с той практикой видения, которая свойственна визуальной культуре эпохи и самого наблюдателя. Но архитектурные композиции современных музеев несут нам не представления о месте и времени их создания, о тематической направленности хранящихся в них коллекций, а предлагают нам различные программы, сценарии современных визуальных практик. Сегодня актуальным становится изучение взаимосвязи архитектуры музейного здания со специфическими запросами современного музея. В связи с этим в статье рассматривается принцип разработки метода формирования смысловых моделей в музейной архитектуре, который строится на создании новых оснований порождения визуальных образов, через реализацию архитектурных сценариев визуальных практик, формируемых на чувственно-эмоциональных типах взаимосвязи человека с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF MODERN MUSEUM BUILDINGS. FORMATION OF SEMANTIC MODELS

The modern architecture of museum buildings of the second half of the XX century the beginning of the XXI century as the instrument of creation of unique experience is presented. Also it prepares the visitor for perception of a museum collection. Today the architecture of museum buildings creates the necessary emotion earlier, than the visitor of the museum will get up face to face to an exhibit. Such emotion which is a direct anticipation of the attitude of the subject towards object. The museum should to “prepare” the person for interaction with its collection at first it is necessary to transform viewer to contemplator. The architect forms special museum space, involves the visitor in the museum world. This world influences people only to it inherent means of art expressiveness: invoices, textures of materials, lighting, forms and proportions of space. The observing viewer grabs at once figurative features of architecture of the museum building, and builds the expectations on the basis of this image. And these expectations are directly connected with visual culture practice of vision and practice of the observer. But architectural compositions of the modern museums offer us various programs, modern scenarios of visual practice. Today actual is a study of interrelation of the museum’s architecture with specific inquiries of the modern museum becomes actual. In this regard, the principle of development of a method of formation of semantic models in museum architecture is considered in article. This principle is based on creation of the new bases of generation of visual images, through implementation of architectural scenarios of visual practician. The scenarios of visual practician are based on sensual and emotional types of interrelation of the person with the world around.

Текст научной работы на тему «Архитектура современных музейных зданий. Формирование смысловых моделей»

УДК 72.036

АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЙНЫХ ЗДАНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ

Бакушкина Елена Сергеевна, аспирант кафедры художественного образования и декоративного искусства, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: Bes862004@mail.ru

Современная архитектура музейных зданий второй половины XX века - начала XXI века представлена как инструмент создания уникального опыта пребывания в музейном пространстве, подготавливающего посетителя к восприятию музейной коллекции. Сегодня архитектура музейных зданий создаёт нужную эмоцию раньше, чем посетитель музея увидит сам экспонат. Такую эмоцию, которая является непосредственным предвосхищением отношения субъекта к объекту.

Музей должен «подготовить» человека для взаимодействия с его коллекцией - сначала надо человека преобразовать, сделать из зрителя созерцателя. Создавая физическую оболочку для хранения и экспонирования коллекций, архитектор формирует особое музейное пространство, вовлекает посетителя в мир музея, воздействуя на людей только ему присущими средствами художественной выразительности: фактурами, текстурами материалов, освещением, формами и пропорциями пространства. Наблюдающий зритель сразу схватывает образные особенности архитектуры музейного здания и, невольно отталкиваясь от этого образа, строит свои ожидания. И эти ожидания напрямую связаны с той практикой видения, которая свойственна визуальной культуре эпохи и самого наблюдателя. Но архитектурные композиции современных музеев несут нам не представления о месте и времени их создания, о тематической направленности хранящихся в них коллекций, а предлагают нам различные программы, сценарии современных визуальных практик.

Сегодня актуальным становится изучение взаимосвязи архитектуры музейного здания со специфическими запросами современного музея. В связи с этим в статье рассматривается принцип разработки метода формирования смысловых моделей в музейной архитектуре, который строится на создании новых оснований порождения визуальных образов, через реализацию архитектурных сценариев визуальных практик, формируемых на чувственно-эмоциональных типах взаимосвязи человека с окружающим миром.

Ключевые слова: современная музейная архитектура, музейный опыт посещения, архитектурные сценарии, чувственно-эмоциональные типы взаимосвязи человека с окружающим миром.

ARCHITECTURE OF MODERN MUSEUM BUILDINGS. FORMATION OF SEMANTIC MODELS

Bakushkina Elena Sergeevna, Postgraduate of Department of Art Education and Decorative Art, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: Bes862004@ mail.ru

The modern architecture of museum buildings of the second half of the XX century - the beginning of the XXI century as the instrument of creation of unique experience is presented . Also it prepares the visitor for perception of a museum collection. Today the architecture of museum buildings creates the necessary emotion earlier, than the visitor of the museum will get up face to face to an exhibit. Such emotion which is a direct anticipation of the attitude of the subject towards object.

The museum should to "prepare" the person for interaction with its collection - at first it is necessary to transform viewer to contemplator. The architect forms special museum space, involves the visitor in the museum world. This world influences people only to it inherent means of art expressiveness: invoices, textures of materials, lighting, forms and proportions of space. The observing viewer grabs at once figurative

features of architecture of the museum building, and builds the expectations on the basis of this image. And these expectations are directly connected with visual culture practice of vision and practice of the observer. But architectural compositions of the modern museums offer us various programs, modern scenarios of visual practice.

Today actual is a study of interrelation of the museum's architecture with specific inquiries of the modern museum becomes actual. In this regard, the principle of development of a method of formation of semantic models in museum architecture is considered in article. This principle is based on creation of the new bases of generation of visual images, through implementation of architectural scenarios of visual practician. The scenarios of visual practician are based on sensual and emotional types of interrelation of the person with the world around.

Keywords: modern museum architecture, museum experience of visit, architectural scenarios, sensual and emotional types of interrelation of the person with world around.

Сегодня среди архитекторов, искусствоведов, музееведов, активно обсуждаются вопросы современного музея. В связи с появлением качественно новых подходов получения и передачи информации возникает вопрос, каким образом музейная институция приспосабливается и трансформируется к новому времени - времени информационных технологий. А также времени, в котором меняются парадигмы, разрабатываются инвайроментальные подходы, как в архитектуре, так и в других сферах жизни. Экологическое сознание человека, взаимодействие с природой и понимание себя в единстве с миром выходят в поле активного осмысления.

В настоящее время исследованиями проблем проектирования музейного пространства занимаются специалисты многих ведущих архитектурных школ мира. Но отсутствуют исследования, необходимые для научного понимания специфики формирования смысловых моделей -концептуальных архидей, отражающих практику музейного дела конкретного периода и влияющих на создание у посетителя опыта пребывания в музейном пространстве, соответствующего запросу своего времени.

На протяжении истории развития музейной архитектуры облик музейных зданий менялся в зависимости от концепций и подходов к пониманию музейной институции. С конца XIX века, когда началось строительство зданий, спроектированных специально под нужды музея, и до второй половины XX века, можно говорить про возможность создания определенной типологии музейной архитектуры по стилям, критериям, течениям, в контексте общей теории архитектурных стилей. Однако в современное время сложно

говорить, про какой-то конкретный выраженный архитектурный стиль, в то же время в архитектуре все больше возникает новых течений и направлений, связанных с появлением научных и технических открытий или новых философских и мировоззренческих концепций [3]. Таким образом, выявляется необходимость разработки других оснований для систематизации архитектуры современных музеев.

Автором данной статьи предпринята попытка разработать метод формирования смысловых моделей в музейной архитектуре с учетом понимания инвайроментального подхода современности, идущего от природы и рассматривающей человека как «элемент целостной природной системы». Особенности инвайроментального подхода описываются в статье И. В. Родичевой: «Новая инвайроментальная экологическая парадигма, предполагает целостное восприятие объектов "человек-природа" в рамках одной системы "окружающая среда"» [9].

Архитекторы, проектируя современные музейные здания, создают смысловые модели архитектурного пространства, посредством реализации определенных архитектурных сценариев визуальных практик, которые могут усиливать чувственное переживание музейного пространства при пребывании в нем, тем самым способствуя формированию у человека целостной сенсорной картины - индивидуального опыта посещения.

Анализируя работы ученых, занимающихся исследованиями в области психологии, физиологии движения, восприятия архитектурных форм и возникновения визуальных образов, таких как Л. М. Веккер «Психика и реальность. Единая тео-

рия психических процессов», В. Вундт «Введение в психологию», Р. Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие», можно выделить различные чувственно-эмоциональные типы взаимосвязи человека с окружающим миром:

• осязательный тип;

• тип, связанный с чувствительностью к подпороговым сигналам;

• структурный тип.

Соответственно данным чувственно-эмоциональным типам восприятия архитектурного пространства можно распределить сценарии визуальных практик, которые используют архитекторы при проектировании современных музейных зданий, в следующие группы:

• сценарий, связанный с формированием тактильных ощущений (детальная работа с материалами и фактурами);

• сценарий, связанный с чувствительностью к свету (свет становится содержанием архитектурного объекта, наполняя архитектурное пространство особыми смыслами и переживаниями);

• сценарий, связанный с построением пространства индивидуального сенсорного поля (создание возможности выстроить собственную пространственную структуру своего сенсорного поля).

Ниже приведены музейные здания, выделенные из более 150 исследуемых музеев со всего мира. На их примере рассмотрим, как архитекторы, создавая уникальные музейные здания, усиливают чувственно-эмоциональное восприятие музейного пространства, реализовывая определенные сценарии визуальных практик.

Реализацию сценария, связанного с восприятием пространства через формирование тактильных ощущений можно наблюдать в музее Шаулаггер (Schaulager) (рис. 1), построенном в Швейцарском городе Базеле. Музей спроектирован швейцарскими аритекторами, лауреатами притцкеровской премии 2001 года Жаком Херцо-гом и Пьером де Мероном (HdeM). Архитекторов называют «самыми чувственными и загадочными архитекторами современности». Они часто говорят о повороте к сенсорной и чувственной архитектуре. По их мнению, архитектуру не следует подвергать рациональному анализу, она должна воздействовать на человека через восприятие материалов, запахов, атмосферы [1].

Рисунок 1. Музей Шаулаггер. Базель. Швейцария

Большое влияние на архитекторов оказало сотрудничество с художником Йозефом Бойсом. Для Бойса важное значение имеет работа с природными, «естественными» материалами и запахами, персональное переживание их каждым человеком.

Внешняя форма основного выставочного корпуса имеет очертания многоугольника, что обусловлено функциональными требованиями, и создает ощущение, будто она «вытеснена» из земли. Стены музея напоминают поверхность, сделанную из плотного войлока, и производят удивительное ощущение мягкости и теплоты. Первоначально они задумывались как уплотненный грунт с клеевой связкой, но по техническим причинам такое решение уступило «своего рода бетону, смешанному с местным гравием» (рис. 2) [8, с. 39].

Рисунок 2. Материал стен основного корпуса музея Шаулаггер

Фасад многоугольника формирует отдельную от основного корпуса зону входа, своеобразную «сторожку», выделяющуюся еще издалека и построенную из того же самого «земляного» материала. Музей не имеет яркого запоминающегося сложной формой фасада и выразительных объемов корпусов, но в нем чувствуется заложенная еще Бойсом теория скульптурности и глубокая работа с материалами, позволяющая человеку индустриальной эпохи преодолевать разграничение с природным началом через взаимодействие с теплыми и жизненными материалами в их «до-культурном» понимании.

Сценарий, связанный с чувствительностью к свету, реализуется в новом здание музея Ким-белл (The Kimbell Art Museum) (рис. 3), построенного итальянским архитектором, лауреатом притцкеровской премии 1998 года Ренцо Пьяно (Renzo Piano). Ренцо Пьяно является учеником знаменитого архитектора Луиса Кана, для которого качество натурального света являлось одной из важнейших составляющих всего архитектурного пространства. От проекта к проекту он возвращался к собственным приемам, чтобы найти наиболее утонченное решение. Он утверждал, что «нельзя считать пространство архитектурным, если в нем нет места натуральному свету». Что же касается внешнего облика зданий Кана, то мастер никогда не стремился сделать их похожими на что-то известное или знакомое. Они больше напоминают древние руины [4].

Рисунок 3. Музей Кимбелл. Форт-Уорт. Техас. США

Новый павильон музея Кимбелла, открытый в 2013 году, устанавливает близкий, почтительный и откровенный диалог со старым зданием,

построенным в 1972 году Луисом Каном. Передняя его секция - «Летающий павильон» - взаимодействует с западной стороной здания Кана и имеет трехчастное строение. В его центре - легкая, прозрачная, застекленная секция, служащая новым входом в музей. С обеих сторон, позади внешних стен, расположены две галереи для временных и постоянных выставок. Как и его учитель, Ренцо Пьяно уделяет огромное внимание разработке программы освещения и создания световых эффектов, которые влияют на восприятие пространства, усиливают воздействие от музейной коллекции. Для этого архитектор создал сложную систему проникновения дневного света, используя особую, уложенную послойным образом крышу, деревянные лучи, стекло и алюминиевые жалюзи (фотогальванические клетки) (рис. 4). Пьяно создал, по его словам, «управляемую, освещенную днем окружающую среду» [2].

Рисунок 4. Освещение естественным светом пространства музея Кимбелл

Архитектор, как и во многих своих проектах, хочет погрузить посетителя в световой поток, понимая, что в природе сила этого потока постоянно меняется. Световые лучи естественного освещения, пронизывая воду, воздух и твердь в постоянном живом изменении, будут создавать живописный пейзаж наяву.

К следующей группе сценариев визуальных практик, связанных с построением пространства индивидуального сенсорного поля и соответственно относящихся к структурному типу взаимосвязи человека с окружающим миром можно отнести здание музея Слияния (Musée des Confluences) (рис. 5). Музей построен во французском городе Лионе в 2014 году австрийской компанией Coop Himmelb(l)au. Здание называют объектом деконструктивизма, оно имеет сложную замысловатую конструкцию со стеклянной наклонной крышей и расположенным в ней непонятным отверстием (рис. 6).

Рисунок 5. Музей Слияния. Лион. Франция

Австрийских архитекторов вдохновили формы алмаза, кристалла и облака. Каждый уровень здания, а их три, имеет свое название. Первый -

«Плинтус». Здесь распложены конференц-залы, лекционные аудитории. Второй уровень - «Кристалл» - выполнен из прозрачных стёкол, служит местом для встречи гостей. Под самой крышей находится третий уровень - «Облако»: здесь расположены семь временных выставочных галерей и три постоянные [6].

Рисунок 6. Наклонная крыша с отверстием в музее Слияния

Художественный образ музея не имеет каких-либо понятных образных аналогов в обыденном окружающем человека мире. Деконструк-тивистские здания - это здания, не похожие ни на что. Разрывается связь человека с известными и узнаваемыми наглядными образами наблюдаемой глазом части мира. Еще при подходе к зданию посетитель подготавливается к непредвзятому, открытому восприятию пространства музея и его коллекции через глубокое удивление, возникающее от непонимания сложного образа здания и его конструкции. Таким образом, посредством архитектуры музея посетитель строит новые связи своего сознания с неизвестными образами и смыслами современного времени, создавая индивидуальную пространственно-временную структуру ощущений [5].

За последние двадцать лет было построено большое количество новых музеев. Архитектура музейных пространств помогает решать различные задачи, которые ставят перед собой владельцы коллекций и музейщики, заказывая новые здания. Главное в современной архитектуре музеев с точки зрения её созерцания то, что мы должны

охватить её в целом, в противовес к фрагментарному рассматриванию историцистской архитектуры. Архитекторы решают эти задачи посредством создания различных сценариев визуальных практик, от чего, как следствие, и зависят поведенческие сценарии посетителей.

Архитектура музейных зданий изменяется вместе со сменой модели взаимосвязи «человек - мир». Современные визуальные практики особенно эмоциогенны. Ещё в начале XX века было установлено, что эмоциональное явление всегда двухкомпонентно [7]. Эмоция, как известно, представляет собой и отношение субъекта к объекту (первый компонент), и, что важно, это отношение человека к внешнему миру неотделимо от отображения своего переживания, состояния (второй компонент). Вот на этом втором компоненте и делают акцент современные архитекторы, формируя их художественный образ и программируя восприятие зданий музеев. Они используют чувственно-эмоциональные типы порождения визуальных образов: тип осязательный - через детальную работу с материалами и фактурами в музее Шаулаггер; тип, связанный с чувствительностью к свету, - через разработку системы натурального освещения пространства в музее Кимбелла; тип, связанный с построением

пространства сенсорного поля, - через создание определенной структуры в музее Слияния.

Выявляется принцип порождения визуальных образов музейных зданий, через построение определенных сценариев визуальных практик. Сценарии визуальных практик современных музеев основаны на чувственно-эмоциональных типах взаимосвязи человека с окружающим миром:

• тип, связанный с формированием тактильных ощущений;

• тип, связанный с чувствительностью к свету;

• тип, связанный с построением пространства сенсорного поля.

Предложенные в статье типологии показывают различные грани эмоциогенности как характеристики современной музейной архитектуры и могут быть использованы при разработке метода формирования смысловых моделей. В данном методе смысловые модели музейного пространства строятся посредством использования при проектировании музея определенных архитектурных сценариев визуальных практик, которые формируют у посетителей особый опыт посещения, способствующий внутреннему преобразованию и помогающий настроиться на восприятие музейной коллекции.

Литература

1. Herzog & de Meuron [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - URL: https://www.herzogdemeuron.com/index/projects/ complete-works/151-175/169-schaulager.html (дата обращения: 25.01.2016).

2. Renzo Piano. Building Workshop [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - URL: http://www.rpbw.com/project/38/ beyeler-foundation-museum/ (дата обращения: 25.01.2016).

3. Бакушкина Е. С., Блинова Е. К. Архитектура зарубежных музейных зданий второй половины XX века. Опыт типологического исследования [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. - 2014. - № 48. -URL: http://archvuz.ru/2014_4/6 (дата обращения: 25.01.2016).

4. Белоголовский В. Музей Кимбелл. Личные впечатления [Электронный ресурс] // Архитектур. Вест. -2009. - № 4. (109). - URL: http://archi.ru/press/russia/19949/muzei-kimbell-lichnye-vpechatleniya (дата обращения: 25.01.2016).

5. Блинова Е. К., Бакушкина Е. С. Пространство и время музея // Знание - сила. - 2016. - № 2.

6. В Лионе открыт Музей слияния // ТВ Канал Культура. Новости Культуры. Эфир от 13.05.2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/126542/ (дата обращения: 25.01.2016).

7. Вундт В. М. Введение в психологию. - М.: КомКнига, 2007. - 168 с.

8. Невлютов М. Р. Жак Херцог и Пьер де Мерон. Искусство и архитектура [Электронный ресурс] // Артикулкг: науч. электрон. журн. - 2014. - № 2. (14). - С. 37-46. - URL: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_ content/014/ARTICULT-14_%282-2014,P.37-46%29-Nevlyutov.pdf (дата обращения: 25.01.2016).

9. Родичева И. В. Инвайроментальные экологические воззрения как ориентир массового осмысления взаимоотношений человека и биосферы // Общество: политика, экономика, право. - 2008. - № 2. - С. 29-30.

References

1. Herzog & de Meuron. Official website. (In Engl.). Available at: https://www.herzogdemeuron.com/index/projects/ complete-works/151-175/169-schaulager.html (accessed 25.01.2016).

2. Renzo Piano. Building Workshop. Official website. (In Engl.). Available at: http://www.rpbw.com/project/38/beyeler-foundation-museum/ (accessed 25.01.2016).

3. Bakushkina E.S., Blinova E.K. Arkhitektura zarubezhnykh muzeinykh zdanii vtoroi poloviny XX veka. Opyt tipologicheskogo issledovaniia [Foreign Architecture Museum buildings of the second half of the 20th century. The experience of typological research]. Arhitekton: izvestiia vuzov [Architecton: proceedings of higher education institutions], 2014, no. 48. (In Russ.). Available at: http://archvuz.ru/2014_4/6 (accessed 25.01.2016).

4. Belogolovskii V. Muzei Kimbell. Lichnye vpechatleniia [The Kimbell Museum. Personal experience]. Arkhitekturnyi Vestnik [Architectural Bulletin], 2009, no. 4(109). (In Russ.). Available at: http://archi.ru/press/russia/19949/muzei-kimbell-lichnye-vpechatleniya (accessed 25.01.2016).

5. Blinova E.K., Bakushkina E.S. Prostranstvo i vremia muzeia [Space and time Museum]. Znanie - sila [Knowledge Is Power], 2016, no. 2. (In Russ.).

6. V Lione otkryt Muzei sliianiia [In Lyon Museum opened to the merger]. TVKanal Kul'tura. Novosti Kul'tury. Efir ot 13.05.2015 [TV Channel Culture. News Culture. Aired on 13.05.2015]. (In Russ.). Available at: http://tvkultura.ru/ article/show/article_id/126542/ (accessed 25.01.2016).

7. Vundt V.M. Vvedenie v psikhologiiu [Introduction to psychology]. Moscow, KomKniga Publ., 2007. 168 p. (In Russ.).

8. Nevliutov M.R. Zhak Khertsog i P'er de Meron. Iskusstvo i arkhitektura [Jacques Herzog and Pierre de Meuron. Art and architecture]. Artikul't: nauchnyi elektronnyi zhurnal [Artcult. Scientific electronic journal], 2014, no. 14(2), pp. 37-46. (In Russ.). Available at: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/014/ARTICULT-14_%282-2014,P. 37-46%29-Nevlyutov.pdf (accessed 25.01.2016).

9. Rodicheva I.V. Invairomental'nye ekologicheskie vozzreniia kak orientir massovogo osmysleniia vzaimootnoshenii cheloveka i biosfery [Enviromentally environmental perspectives as a point mass understanding of the relationship between man and the biosphere]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society. Politics, Economics, Law], 2008, no. 48, pp. 29-30. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.