УДК 728.03
АРХИТЕКТУРА, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЯ
Т.В. Джалагания
Института Истории и Теории Искусства при Гуманитарном факультете Тбилисского Государственного Университета им. И. Джавахишвили, Тбилиси, Грузия
Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния окружающей среды на характер и свойства архитектуры. В связи с этим рассматриваются различные типы жилых зданий разных стран и эпох, анализируется воздействие природных условий на становление их эстетических и конструктивных особенностей. На основе многочисленных примеров - как народных традиционных жилищ, так и произведений известных архитекторов - показаны различные способы соотношения зданий с природой. В статье также затрагивается тема влияния природных условий при решении градостроительных проблем.
В данной статье также определяются основные направления и стили современной экологической («зелёной») архитектуры, причины её зарождения и главные этапы ее развития. Проанализировано влияние экологических идей при решении художественных и практических задач, отмечена всё возрастающая роль экологической архитектуры в современном мире и возможности её развития в будущем.
Ключевые слова: Архитектура, Окружающая среда, Экология, Экологическая архитектура, «Зелёная архитектура».
Abstract. This article evaluates the influence of the environment on the nature and characteristics of architecture. In this regard, it discusses the various types of residential buildings in different countries and epochs, and analyzes the impact of enviromnental conditions on the formation of their aesthetic and design features. On the basis of numerous examples - such as folk traditional dwellings, as well as works by famous architects - it shows the different ways buildings relate to nature. The article also touches upon the impact of natural conditions when addressing urban problems. This article identifies the key trends and styles of contemporary enviromnental ("green") architecture, the roots of its origin, and its subsequent evolution.
Finally, this work analyzes the influence of ecological ideas in solving practical problems and producing art, and assesses the ever-increasing role of ecological architecture in the modern world and its prospects for future development.
Key words: Architecture, Environment, Ecology, Sustainable (Ecological) Architecture, "Green "Architecture.
Из всех пластических искусств архитектура сильнее всех связана с реальным материальным миром, с бытом человека. В каждом памятнике архитектуры неразрывно объединяется решение как утилитарных, так и творческих задач, и именно поэтому связь между искусством и окружающей средой проявляется в этом случае особенно наглядно.
Влияние природных условий на характер архитектуры чётко прослеживается при сравнении различных типов народных жилых зданий. Например, достаточно даже беглого взгляда на традиционную архитектуру разных стран (например, можно сравнить русскую избу, африканскую хижину и арабский жилой дом), и становится ясным, что разница в выборе строительных материалов, форм перекрытий, количества и расположения проёмов и несхожие планировочные решения вызваны различиями окружающей среды и климата и полностью соответствуют им. В результате создаются совершенно своеобразные художественные образы и эстетические впечатления.
Какие же условия диктует архитектору окружающая среда? В первую очередь это местоположение, характер и свойства того пейзажа, где должно располагаться здание - ясно, что, например, постройка, расположенная на горе, требует совершенно иного решения, чем, допустим, построенное в низине, или на берегу водоёма. Очень важны также свойства грунта: твёрдый грунт требует иных фундаментов, строительных материалов и техник, чем непрочный, неустойчивый. Кроме того, при проектировании здания архитектор должен учитывать характер существующего, сложившегося заранее окружения и его пространственное своеобразие, например, плотность городской застройки.
Важным природным условием является также климат той местности, где расположено здание. Температура воздуха, влажность, сила и направление ветров, условия освещения и т.д. - всё это имело большое влияние не только при создании традиционных деревенских типов жилых зданий, но и значи-
тельно влияло на своеобразие облика городских построек, а также урбанистических решений. Например, в северных городах, где ясных дней мало, дни коротки, а солнечные лучи не слишком жарки, ориентация улиц и зданий главным образом была направлена с севера на юг, как, скажем, в Петербурге, а сами улицы очень широки, что даёт возможность максимально использовать естественное освещение и тепло. Напротив, в южных городах, где перед архитекторами стояла противоположная задача, улицы не только делались уже, но и затенялись колоннадами, как в античных греческих полисах. В жилых домах комнаты располагались вокруг перистиля - окружённого колоннами внутреннего дворика, который являлся источником воздуха и света, а наружные стены были практически глухими, что способствовало сохранению прохлады и уюта.
В странах умеренного климата, где сезонные изменения климата достаточно чувствительны, жилые здания строились таким образом, что зимой жители имели максимальную возможность пользоваться заходящим с юга светом и теплом, а летом - прохладой с севера. Поэтому в архитектуре этих стран часто встречается сезонное разделение помещений: летние ориентированы на север, а зимние - на юг. Причём такой приём встречается как в обычных, скромных домах, так и во дворцах, например, в Лувре (хотя существуют также и целиком сезонные дворцы, например, найденный в 1998-2000 годах зимний дворец царя Ирода в Тулул Абу Эль Алаийке, Зимний дворец и Летний дворец Петра Первого в Санкт-Петербурге, Летний дворец в Петергофе, Летний дворец королевы Анны в Праге, Зимний дворец императора в Пекине и т.д.)
Современным примером рационального использования сезонных особенностей в архитектуре является «Дом Герберта Джекобса №2» Фрэнка Ллойда Райта в Миддлтоне [1]. В этом здании выступающий козырёк над застеклённой полукруглой гостиной рассчитан таким образом, что зимой, когда солнце стоит низко, лучи солнца свободно проникают внутрь, но летом, когда солнце высоко и угол падения луча достаточно тупой, комната остаётся в тени. Благодаря этому тонкому расчёту зимой в доме сохраняется свет и тепло, а летом - тень и прохлада. Райт учёл также направление и силу частых ветров, благодаря чему вогнутая застеклённая овальная стена смотрит на юг, а с севера дом защищён от ветра и холода выступающей толстой полукруглой стеной и земляной насыпью.
Рассматривая влияние окружающей среды на формирование особенностей архитектуры разных стран, следует отметить, что выбор строительных материалов, во многом определяющих функциональные и эстетические качества построенных из них зданий, раньше практически целиком зависел от особенностей окружающей среды, от природных данных, т.е. от того, насколько распространённым и легкодоступным был тот или иной материал. Именно поэтому архитектура Месопотамии в первую очередь ассоциируется с глиной, древней Эллады и Грузии - с камнем, Финляндии - с деревом и т.д. Разумеется, на сегодняшний день положение кардинально изменилось благодаря появлению разнообразных искусственных материалов, а также возможности их транспортировки в другие регионы. Однако и в современной архитектуре достаточно популярны и влиятельны течения, опирающиеся на традиции местного зодчества и широко использующие традиционные природные строительные материалы - вспомним хотя бы творчество того же Фрэнка Ллойда Райта, Алвара Аалто и принципы органической и «зелёной» архитектуры.
Однако следует отметить, что выбор строительных материалов определялся не только их распространённостью и доступностью в данной местности, но и требованиями климата. Например, холодный климат расположенных в северных лесистых регионах стран, таких, как Скандинавские страны, Финляндия, Россия и т.д., явился причиной широкого распространения выстроенных из толстых брёвен народных жилищ, с немногочисленными маленькими проёмами, закрывающимися на ночь и в плохую погоду деревянными ставнями, поскольку стекло было дорогостоящей редкостью.
В тех северных странах, где дерево было редким и, следовательно, дорогим материалом, например, в Дании, Ирландии, Исландии или Гренландии, традиционные народные жилища строились главным образом из камня, торфа и дёрна, который укладывался на крышах и вдоль стен для утепления. На крыше часто росла трава. Такие дома были широко распространены до семнадцатого-восемнадцатого веков.
В южных странах, где природные условия были прямо противоположными (например, в арабских странах), жителям требовалась защита от жары и солнца. Поэтому тут сложился совершенно иной тип жилища - толстые глухие стены из необожжённой глины хранят прохладу, а комнаты, как и в Греции и Риме, группируются вокруг внутреннего дворика с бассейном или фонтаном.
В подобных - жарких и сухих регионах часто встречается тип жилища с плоской кровлей, особенно распространённый в местностях со сложным географическим рельефом, где существует острая нехватка пригодной для строительства земли, и, следовательно, её экономия является насущной необхо-
димостью. Такие жилища характерны для горных районов Грузии и Северного Кавказа [2]. Их отличительной особенностью является полное слияние зданий друг с другом и с окружающей природой - поселение, где крыша нижнего дома является двориком верхнего, террасами взбегающее по склону горы, не только сплавлено в единое целое, но и точно повторяет особенности рельефа. Эти дома открыты природе и органически связаны с ней. Кстати, именно этим приёмом пользовался один из столпов архитектуры ХХ века, Лё Корбюзье [3] - крыши его построек превращаются в зоны отдыха и сады.
Следует отметить, что выявленные до сих пор связи между характером окружающей среды и особенностями архитектурных решений (главным образом на примерах традиционных жилых зданий) большей частью имеют практическую, утилитарную основу. Однако, существуют также примеры, когда эстетическая сторона явно доминирует, и связь архитектуры с природой становится осознанной творческой задачей. Вспомним, к примеру, необычные органические и биоморфные формы, созданные в Барселоне великим Антонио Гауди [4] - плавные, волнообразные линии «Дома Бальо», его чешуйчатые поверхности и колонны в форме костей - всё это явно напоминает изображение дракона, а также Парк Гуэль, с его яркими, живописными формами фантастической флоры и фауны - совершенно ясно, что именно природа является источником вдохновения для зодчего.
Наглядным примером творческого отношения архитектора к природе является наследие основателя «органической архитектуры», Фрэнка Ллойда Райта. Его дома, построенные в «стиле прерий» - это одноэтажные горизонтальные здания, отделанные натуральным камнем и деревом, с далеко выступающими за пределы дома скатами крыш, с застеклёнными террасами, объединяющими внутреннее пространство с наружным. Они являются естественным продолжением природной среды и идеально вписываются в окружающий ландшафт американских прерий, т.н. «плоских земель». Именно связь с природой, слияние с ней является главным принципом «органической архитектуры». «Изучайте природу, любите природу, не удаляйтесь от природы. Она никогда вас не подведет» - говорил Райт.
Разумеется, Райт не был первым зодчим, постройки которого гармонично вписываются в окружение и соотносятся с особенностями рельефа и пейзажа. Практическое воплощение этого принципа встречается в архитектурных памятниках многих стран, от древности до наших дней. Вспомним хотя бы самые известные, можно даже сказать, тривиальные примеры: абсолютный, чистый геометризм египетских пирамид в Гизе, точно соответствующий огромной плоскости пустыни, или свободная асимметрия расположенных на холме зданий Афинского Акрополя, одновременно идеально продуманное и уравновешенное. Можно вспомнить и то, какое огромное значение имеет характер окружающей среды в японской синтоистской и буддийской архитектуре - тут храмы, ландшафтная и павильонная, а также жилая архитектура не только в точности соответствуют практическим и эстетическим требованиям местной природы, но и прямо основываются на идеях синто и дзэн о связи с природой и являются её символическим воплощением. Но всё -таки именно Райт был первым архитектором, который теоретически изложил этот принцип и именно на этой основе создал своё направление - органическую архитектуру.
Может создаться впечатление, что современная эпоха, с её новыми технологиями и строительными материалами, совершенно исключила зависимость архитектуры от окружающей природной среды: климата, рельефа, особенностей почвы и т.д. С одной стороны, это действительно так, и, кроме этого, развитие транспортных средств и скорость распространения информации по всему миру во многом определяет распространение схожих технологий, схожего стиля жизни, и, следовательно, одинаковых архитектурных форм. Однако, несмотря на всё это, именно в наше время рождаются такие архитектурные течения, которые целенаправленно и осмысленно подчёркивают связь с окружающей средой, и не только в практическом смысле, но и в художественном. Например, таковым является, кроме уже отмеченных ранее произведений Райта и Гауди, творчество Фриденсрайха Хундертвассера, Нормана Фостера, Сантьяго Калатравы, последователей «экологической архитектуры» и т.д.
В наше время все большее значение приобретает экология и связанные с ней экономические, социальные, политические и др. вопросы. В этом плане особо важная роль принадлежит архитектуре, так как именно архитектура создает необходимую человеку искусственную среду, и с ней же связаны проблемы рационального градостроительства, транспорта, экономии ресурсов, а также создание условий, необходимых для сохранения физического и душевного здоровья проживающих в этих зданиях людей -в общем, вопросы создания здоровой, безопасной и эстетически совершенной среды.
В конце двадцатого - в начале двадцать первого веков появилось новое архитектурное течение -«экологическая», или «зеленая» архитектура. Не случайно, что экология тесно связана с современным понятием об архитектуре, о доме, о жилье, ведь само слово «экология» происходит от греческого «ой-кос» - «дом».
Изучение окружающей среды и накопление экологических знаний, а так же осмысление связи архитектуры и окружающей среды началось еще в древности, но расцвет «экологического искусства», а конкретно «экологической архитектуры» начался в 60-х годах двадцатого века. Именно тогда появилось серьёзное осознание опасных последствий технического прогресса, каковыми являются загрязнение воздуха, почвы и воды химическими и радиоактивными отходами, «парниковый эффект», озоновые дыры, глобальное потепление, уменьшение природных ресурсов планеты на фоне убыстряющегося роста населения и т.д.
В связи с этим архитектор и эколог Майкл Рейнольдс предложил идею «зелёного дома», или, по аналогии с космическим кораблём, «земного корабля». Такой дом строится очень быстро, из недорогих естественных и вторичных материалов, что особенно важно в экстремальных условиях: во время катастроф, природных катаклизмов и т.д. В таких современных «зеленых» зданиях имеются практичные автономные системы обеспечения энергией, водой, теплом и светом, основанные на использовании природных явлений и натуральных веществ, а также системы утилизации отходов и очистки воды. И, что не менее важно, создана особая концепция эко-дизайна, благодаря которой эко-дома гармонично сосуществуют с природой - это, главным образом, горизонтально расположенные объёмы, свободные, органичные формы и яркий. многоцветный декор. [5].
На рубеже ХХ-ХХ1 веков уже существовало множество таких типов зданий, в которых не только решается практическая, утилитарная экологическая задача, но которые, кроме того, самим характером своего творческого решения подчёркнуто напоминают традиционные народные жилища, созданные под влиянием природных условий. Например, «Лесной дом» японского архитектора Казуйо Сед-жима (1994, Нагано), который построен в холодной горной местности, напоминает эскимосский снежный дом - иглу.
В наше время современные экологические принципы внедряются даже при строительстве небоскрёбов. Первым «зелёным» небоскрёбом считается «Сент Мэри Экс 30» известного британского архитектора Нормана Фостера, в котором расположен офис «Швейцарской Страховой Компании» в Лондоне (2004). Он спроектирован так, что расход энергии на освещение и вентиляцию во много раз меньше, чем в обычных зданиях.
Можно также привести в пример «Динамические небоскрёбы» Дэвида Фишера, где каждый этаж может поворачиваться вокруг центральной оси здания, что даёт жителям возможность максимально пользоваться естественным освещением. Источниками энергии являются солнце и ветер, благодаря чему такие небоскрёбы совершенно автономны в смысле энергетики.
Менее «технологичным» кажется творчество австрийского архитектора и художника Фриден-срайха Хундертвассера [6], который рассматривал те же проблемы не столько со стороны традиционной «естественнонаучной» экологии, а создавал свою, «психологическую» и «художественную экологию». Он считал, что типичные городские здания, со своими стандартными, геометричными, застывшими и бесцветными формами, настолько выхолощены и оторваны от живой природы, что этим причиняют серьёзный вред человеческой психике. По мнению Хундертвассера, яркие цвета его зданий, их свободные и оригинальные формы, сказочные купола, асимметрично расположенные на разных уровнях окна и покрытые травами и деревьями стены и крыши как раз и служат «оживлению» домов, их связи с природой, физическому и ментальному оздоровлению живущим в них людей. Наглядным примером жизненности этих идей является его выставочный зал «Дом искусства в Вене», переделанный из старого фабричного здания. Всеобщее признание творчества Фриденсрайха Хундертвассера является убедительным доказательством того, насколько актуальной является в наши дни вопрос взаимосвязи архитектуры и природы.
Например, идея Хундертвассера, касающаяся насаждения растений на стенах домов, широко распространилась в экологической архитектуре XXI века. Правда, его главным образом интересовала чисто художественная и психологическая сторона этого метода, тогда как в наши дни главным образом акцентируется практический его аспект: в современных городах количество свободных участков земли стремительно уменьшается, а цена на них растёт, следовательно, всё больше усугубляется проблема озеленения. Зато непрерывно растёт понимание важности этого вопроса как со стороны общественности, так и со стороны архитекторов. Идеальное решение этой проблемы как раз и предлагает идея Хундертвассера, на основе которой возникло новое течение современной ландшафтной архитектуры - вертикальное озеленение. Его изобретателем считается французский ландшафтный архитектор Патрик Блан, самым известным произведением которого является 25-метровая «зеленая стена» расположенного в центре Парижа пятиэтажного дома, иначе - сад-инсталляция под названием «Оазис Абукира». Хотя справедливость требует отметить, что первым
всё-таки был американский профессор Стенли Харт Уайт, который еще в конце 30 -х годов получил первый в мире патент на вертикальную фитостену, концептуализированную как «новый тип сада для решения проблем современного ландшафтно-паркового дизайна».
В наше время интерес к экологической архитектуре стремительно растёт. Рождаются всё более смелые и масштабные проекты, причём уже не только отдельных «зелёных» домов, небоскрёбов или даже поселений, а целых городов [7]. Иногда такие проекты кажутся совершенно фантастическими, но учитывая всё ускоряющийся темп научного и технического прогресса, их осуществление представляется вполне реальным.
Именно такое впечатление производят работы бельгийского архитектора и биоинженера Венсана Каллебо, многократного победителя престижных архитектурных конкурсов. Широко известны его проекты «Плавучих Экополисов», иначе «Водяных лилий» - автономных городов-кораблей, разработки острова гигантских садов-небоскрёбов - «Стрекоз», а также летающего города-сада, или, как его называет автор, «Самодостаточного дирижабля будущего», и т.д. Интересно, что работы Венсана Каллебо не только по плану, но и по формам напоминают биологические «первоисточники», давшие толчок творческой фантазии архитектора.
Новый подход к отношениям между архитектурой и окружающей средой, проявившийся в работах Венсана Каллебо и некоторых его коллег, разумеется, весьма далёк от традиционного, он довольно необычен и даже несколько экстравагантен. Однако следует отметить, что с технической стороны эти «проекты будущего» вполне осуществимы. Можно сказать, что эти работы дают новое направление издревле существовавшим связям между зодчеством и природой, расширяют их и повышают к ним интерес. Несомненно, что подобные тенденции развития современной архитектуры не только способствуют созданию новых, выразительных художественных форм, но также отображают современное эстетическое мышление и мироощущение, и даже выражают взгляды на некоторые аспекты будущего всего человечества.
Библиографический список
1. Пфайффер Б.Б. Райт./Брюс Брукс Пфайффер, — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с.
2. Ган. К. Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей. (Летом 1897 г.)/ К. Ган. Кавказский вестник, 1900, №3.
3. КоэнЖ.-Л. Ле Корбюзье / КоэнЖан-Луи.— М.: TASCHEN, Арт-Родник, 2008. — 96 с.
4. Бассегода Н. X Антонио Гауди./'Бассегода Нонель Хуан.— М.: Стройиздат, 1986.— 208 с,
5. Рейнолдс, М. Земной корабль. [Reynolds М.Е. Earthship: System and Components, Vol. 2./ М.Е. Reynolds.].— Таос, H.M.: Solar Survival Pr. 1991. .— 254 с. (На английском яз.)
6. РасселДж. Фриденсрайх Хундертвассер./Джесси Рассел.— М.: Книга по Требованию, 2012. .—142 с.
7. Джодидио, Ф. Даёшь зелёную архитектуру! [Jodidio Ph. Green Architecture Now!/ Philip Jodidio].— TASCHEN, 2009 .— 416 c. (На английском яз.)
References
1. Pfeiffer, B.B. Raiyt [Wright]. — М., 2006. — 96 с. (In Russian).
2. Gan, K. Pouteshestvye v stranu pshavov, khevsour, kistin i ingoushei. [A Voyage to Pshavs, Khevsurs, Kists and Ingushs Country (In Summer, 1897)]. - Kavkazsky Vestnik, 1900, №3. (In Russian).
3. Cohen J.-L. Le Corbusier — М., 2008. — 96 с. (In Russian).
4. Bassegoda H.N. Antonio Gaudi. .— М. 1986.— 208 p. (In Russian).
5. ReynoldsМ.Е. Earthship: System and Components, Vol. 2./ М.Е. Reynolds. .— Taos, N.M.: Solar Survival Pr. 1991. .— 254 p.
6. Russel J. Friedensreich Hundertwasser.— М., 2012. .—142 p. (In Russian).
7. Jodidio Ph. Green Architecture Now!/ Philip Jodidio.— TASCHEN, 2009 .— 416 c.