УДК 72.03
ао1: 10.48612/ашШ/2024_51_127-133
АРХИТЕКТУРА МИНИМАЛИЗМА В XXI ВЕКЕ
А. Н. Скрипка М. В. Золотарева
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье производится анализ минимализма конца XX - XXI веков. Стиль рассматривается в контексте современных тенденций в архитектуре. Дается анализ основных принципов минимализма в архитектуре, такие как простота форм, чистота линий, минимальное использование декора и применение натуральных материалов. Особое внимание уделяется тому, как архитекторы в новом веке применяют минимализм для создания уникальных и функциональных зданий, адаптируя стиль к современным технологиям и требованиям устойчивого развития городов. В статье также освещаются тенденции и направления развития минимализма в архитектуре в XXI веке и анализируется примеры успешной реализации проектов в этом стиле.
Ключевые слова
Минимализм, архитектура, дизайн, технологичность, функциональность, пространство.
Дата поступления в редакцию
10.06.2024
Дата принятия к печати
18.06.2024
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
Введение
Минимализм в архитектуре—одни из важных и ярких направлений современной архитектуры. Он зародился еще в народной архитектуре и японском дизайне, в котором делался акцент на духовность и символизм. В начале XX века голландские художники из группы «Де Стиль» [1] разработали геометрический абстракционизм, который позже был назван минимализмом. С 1950-х годов минимализм распространился в американском и британском искусстве и дизайне, движимый экономией и акцентом на структуру и функцию. Возникло стремление архитекторов к простоте, которое проявилось как реакция на многословие постмодернизма [2]. Минимализм XXI века продолжает принципы и подходы этого
О ш
стиля, сложившегося в XX веке, однако его основой становятся результаты технологического прогресса ^ Ц
и ориентация на социальный контекст. М ¡|
■ I
турно-художественных приемов архитектуры минимализма, применяемых архитекторами XXI
века [3]. < |
* £
никова В. Н., Алексеева И. Ф., Елисеев В. К., Ковешникова Н. А., Гудкова Т. В. и многие другие. Однако, их ^ £
работы в основном касались архитектуры XX века. В этой статье рассматривается преемственность архи- О ®
Целью исследования является выявление основных объемно-пространственных и архитек-
Исследованием особенностей архитектуры минимализма занимались такие ученые, как Хлопот-
тектуры минимализма XX и XXI веков, а также основные тенденции направления развития архитектуры этого стиля в XXI века.
Основная часть
Минимализм можно охарактеризовать, как создание пространств и сред через гармонию простоты форм и пустоты пространства. Философию минимализма можно выразить двумя фразами. Одна из них принадлежит Мису ван дер Роэ: «меньше—значит больше» [4]. Вторая принадлежит Антуану де Сент-Экзюпери, но вполне может быть применена к архитектуре «Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать». Минимализм в архитектуре и привлекает внимание своей лаконичностью и законченностью своего формообразования [5].
В 1960-х годах минимализм стал особенно популярным в США. Архитекторы создавали здания с превалированием функции и просты формам. Основными объемно-пространственными и архитектурно-художественными приемами архитектуры минимализма являлись [6]:
функциональность; простота и строгость форм; пространственная пустота; геометриям и чиста линий,
ограниченная цветовая палитра (нейтральные оттенки). свет, как важный фактор в формировании пространства и объема.
Архитекторами ставшими проводниками стиля минимализм в это время стали: японские архитекторы: Тадео Андо, создавший шедевр—Церковь Света (рис. 1) и Тоёо Ито с его «Алюитгевым домом» (рис. 2). А также, португальский архитектор Альваро Сиза Виейра, закрепившим точку холма в городе Марку-де-Канавесес церковью Святой Марии (рис. 3) и создавший невесомо перекрытый национальный павильон на EXPO-98 (рис. 4).
Рис. 1. Тадео Андо. Церковь Света, Ибараки, Япония. (1987 - 1989 гг.) 1
Рис. 2. Тоёо Ито. «Алюминиевый дом», Япония (1971 г.)2
1 Ьйр8://81исШ1е.пе1:/ргеу1е'«'/9246582/раде:29/ (дата обращения: 30.05.2024).
2 Ьйр://де11ааа.ги/9Ш.Ы:ш1 (дата обращения: 30.05.2024).
Рис. 3. Альваро Сиза Виейра. Церковь Св. Марии в Марку-де-Канавесес, Португалия (1990 - 1999 гг.)3
Рис. 4. Альваро Сиза Виейра. Португальский национальный павильон Expo '98 в Лиссабоне (1998 г.)4
Минимализм XXI века
Минималистическая архитектура XXI века, хоть и сохраняет характеристики, правила и подходы характерные для этого стиля в XX века, рднако реализует и свои приемы:
• применение результатов технико-технологического прогресса. С развитием технологий в XXI веке архитекторы имеют возможность использовать новые материалы и технические достижения в строительстве, что открывает новые перспективы для творчества;
• экологическая осознанность. Уделение внимания энергоэффективности и экологической устойчивости отличает современную архитектуру от архитектуры минимализма прошлого века [7].
• индивидуальность и персонификация стиля. В XXI-м веке архитекторами, работающими в минималистическом архитектуре и дизайне, все больше акцент делается на вариативность объемно-пространственного построения
Рассмотрим примеры работ архитекторов, работающих в XXI-м веке в стилистике минимализма.
Питер Зумтор—швейцарский архитектор. Важная особенность его работ — интерес к традиционным техникам и бережное отношение к ландшафту [8].
Полевая часовня Брудера Клауса близ деревни Вахендорф (рис. 5) начиналась как эскиз и со временем превратилась в элегантную, но в то же время важную достопримечательность немецкого природного ландшафта. Проект был построен местными фермерами, которые хотели отдать дань уважения своему святому покровителю, Брудеру Клаусу XV века.
Строительство часовни отличается необычным способом возведения, Такой метод возведения называется «трамбование бетона» Сначала был построен шалаш из цельных стволов дерева в качестве опалубки. После этого, в течение 24 дней по внешней поверхности шалаша заливали по 50 см бетона в день. Высота составила 12 метров. Когда раствор высох бревна сожгли. Это предало стенам в интерьере своеобразную фактуру и свет часовни обуглена и имеет рельеф.
3 https://mail.e-architect.com/portugal/church-marco-canaveses (дата обращения: 30.05.2024).
4 https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Lisbon_-_Portuguese_National_Pavilion_by_Alvaro_Siza_1998_World_Expo_
<
CL
>
1-
*
ш
1-
S
X
CL
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
М
X
и
ОС
<
(22588530074).jpg (дата обращения: 30.05.2024).
и
¡е
< а
со ш
ш м
CL й
< X
н ш
о пз
с; Z
о m
fO s
^
d (Q
Z
Z S I
< * S Z
С S пз а >
tL
* SC
и и н
■ S
X X
а
< <
Рис. 5. Питер Зумтор. Полевая часовня Клауса Брудера (2007 г.) 5
ё
Рис. 6. Кадзуё Сэдзимы и Рюэ Нисидзавы. Стеклянный павильон в Художественном музее, Толедо (2006 г.)6
Кадзуё Сэдзимы и Рюэ Нисидзавы и их бюро SANAA—одни из самых известных на сегодняшний день японских архитекторов. Японская архитектура минимализма всегда отвечает запросу создания экологичного сооружения. В качестве примера можно привести стеклянный павильон в Художественном музее Толедо (рис.6). Он является одновременно и выставочным пространством для стеклянной коллекции музея, и производственным цехом стекла. Площадь застройки составляет 7000 кв.м, площадь участка 20000 кв.м. Главная задумка - слияние с окружающей природной средой, внутренними двориками через полностью стеклянные стены. Каждое помещение по отдельности также заключено в прозрачные стены, создавая буферные зоны между выставочными помещениями, цехом и открытым воздухом. Стекло окутывает пространства, образуя непрерывные возвышения, прерываемые углами [9]. Кроме этого, можно отметить технологична этой постройки, ведь возведение стеклянных стен отдельно стоящих стен сопровождается сложным процессом в строительстве. Архитекторы решили эту проблему тонкими белыми колоннами внутри помещений, которые сливаются с полом и потолком [10].
Бюро Snohetta—основанное в 1989 году в Осло Осло Хьетилем Торсеном и Крейгом Дайкерсом. Одна из построек этого бюро, поражающая внешним видом - Тверрфьелльхютта — павильон Центра диких северных оленей в Норвегии (Рис. 7). С годами возможности использования дерева в строительстве росли. И данное бюро использовало эту возможность в своей архитектуре. Благодаря компьютеру и лазерным станкам для резки они спроектировали и произвели из дерева стену волнистой плавной формы.
Архитекторы говорят, что они вдохновлялись скалами или льдинами, которые обточили ветер и вода. Интерьер плавно переходит в экстерьер одного их фасадов, создавая эффект заполнения пространства этой бионической формой. Сделан этот изоморфный элемент из крупных деревянных брусьев квадратного сечения, обточенные на кораблестроительных станках и сложенную в гладкую, почти бесшовную массу. С другой стороны здания, с видом на горы, установили сплошное остекление.
5 https://www.elledecor.com/it/best-of/a30390620/20-20-most-important-buildings-2000-2020-maria-antonietta-crippa/ (дата обращения: 30.05.2024).
6 https://modulo.net/en/realizzazioni/glass-pavilion-toledo-museum-of-art (дата обращения: 30.05.2024).
Рис. 7. Бюро 8п0Ьейа. Павильон Центра диких северных оленей, Норвегия (2011 г.) 7
Рис. 8. Альберто Кампо Баеза. Офисы правительственной автономии Кастилии и Леона, Самора, Испания (2012 г.) 8
Альберто Кампо Баеза—испанский архитектор, который ценит понятия света, идеи и пространства. Архитектор построил удивительное здание — офисы для правительства автономной области Кастилия и Леон, в городе Самора (рис. 8). Корпус из камня бледно-кораллового цвета в виде многоугольной открытой «коробки» вмещает в себя 2-этажное здание из стекла такой же сложной формы, что было обусловлено непростыми условиями старой городской застройки, ядом с которой расположено. Офис расположен напротив Саморского собора, памятника романской архитектуры.
Стеклянное здание с двойным фасадом, внешняя обшивка которого выполнена из стекла, каждый отдельный лист имеет размеры 600x300x12, и все они соединены вместе просто с помощью конструкционного силикона и практически ничем другим. Как будто полностью сделаны из воздуха.
Трехгранные углы коробки полностью выполнены из стекла, что еще больше подчеркивает эффект прозрачности. Строить из воздуха—неизменная мечта каждого архитектора.
Ренцо Пьяно — основатель стиля хай-тек в архитектуре, один из самых востребованных архитекторов современности. Пример экологичной архитектуры минимализма XXI века—калифорнийская академия наук (рис. 9), Сан-Франциско. Это один из первых реализованных проектов устойчивого строительства. Архитектурная команда здания, Строительная мастерская Ренцо Пиано (RPBW), пригласила SWA Group и консультанта по садоводству Пола Кефарта из Rana Creek Living Architecture для совместной работы над дизайном жилой крыши.
Концепция проекта—расположение природного ландшафта на крыше здания, контуры крыши соответствуют помещениям, офисам, выставочным залам и планетарием. световые фонари на крыше являются дополнительным источником света. Следуя оригинальному концептуальному рисунку Ренцо Пьяно, семь холмов на крыше повторяют семь главных холмов Сан-Франциско.
Стефано Боэри, Джанандреа Баррека и Джованни Ла Варра—жилой комплекс из двух небоскребов «Bosco Verticale» в Милане (рис. 10), является одним из самых известных примеров вертикального леса. На фасадах небоскребов высажено более 900 деревьев, 5000 кустарников, 11000 многолетних растений. Один из ярких примеров экологичности в архитектуре. Проект доказывает, что даже в городской среде возможно строительство высокоэтажных зданий без ущерба природе, создание оазиса в суете мегаполиса.
<
CL
>
1-
*
ш
1-
S
X
CL
<
ш
се
э
1-
и
ш
1-
М
X
и
се
<
7 https://losko.ru/norwegian-park-watching-reindeer/ (дата обращения: 30.05.2024).
8 https://architizer.com/blog/inspiration/stories/alberto-campo-baeza/ (дата обращения: 30.05.2024).
и
¡е
< а
со m
Ш M
IL g
< X
I- В)
О ГО
z
о m
m s
ç
d (Q
z
Z S I
< * S z
С s (Q a >
IL t-
*
и <u H
■ s
X X
a
< <
Рис. 9. Ренцо Пьяно. Калифорнийская академия наук, Сан-Франциско, Калифорния, США (2008 г.)9
Рис. 10. Стефано Боэри, Джанандреа Баррека и Джованни Ла Варра. Жилой комплекс «Bosco Verticale», Милан, Италия (2014 г.)10
Заключение
Технический прогресс очень сильно преобразил жизнь человека в XX веке и предлагает все новые возможности. Он заставил пересмотреть существовавшие прежде традиции в архитектуре и оформлении интерьеров. На первый план была выдвинута функциональность и комфорт. В XXI веке архитекторы и дизайнеры все чаще применяют принципы минимализма при проектировании жилых и общественных зданий. Они стремятся создать современные, функциональные и эстетичные пространства, в сочетании с современными технологиями и инновационными материалами. Это позволяет создавать здания, которые не только выглядят современно, но также отвечают современным требованиям по энергоэффективности, устойчивости и безопасности.
Минимализм в архитектуре продолжает влияние на современное общество и окружающую среду. Он предлагает простоту и функциональность, которые соответствуют современным потребностям и стилю жизни. Архитекторы находят новые способы применения этого стиля, чтобы создавать уникальные и функциональные здания, которые вписываются в современный городской ландшафт.
Библиографический список
1. Archi-story—история архитектуры. [Электронный ресурс]: ДВИЖЕНИЕ «ДЕ СТИЛЬ». ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА. URL: http://archi-story.ru/de_style/ (дата обращения 30.05.2024).
2. Заварихин, С. П. Архитектура второй половины XX века // С. П. Заварихин. — 2-е изд., испр. и доп.—Москва—Издательство Юрайт—2024.—238 с.
3. Ф. Бертони. Минималистская архитектура, Б. Ирхаузер, Базель - Бостон - Берлин, 2002.
4. Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура—Академия, Москва—2006. — 272 с.
5. Хлопотникова В. Н. Эстетика американского минимализма: архитектура и дизайн: дис. канд. филос. наук—Москва—2010 - 25 с.
9 https://www.swagroup.com/projects/california-academy-of-sciences/ (дата обращения: 30.05.2024).
10 https://dzen.ru/a/Zh0NIqjl7mqa1jez (дата обращения: 30.05.2024).
6. Cool Houses [Электронный ресурс]: Стиль минимализм в архитектуре и интерьере. URL: https://coolhouses.ru/article/stil-minimalizm-v-arhitekture-i-interere (дата обращения 30.05.2024).
7. Мотрук Я. Б. Экологический подход в проектировании пространств минимализма // Вестник МГСУ. 2019. Т. 14. Вып. 11. С. 1408 - 1417.
8. Гудкова Т. В. Черты модернизма, японского традиционализма и современной японской архитектуры (50 - 70-х гг.) и их проявление в архитектуре минимализма // Т. В. Гудкова, К. С. Каряка // Ползуновский вестник. 2013. № 4-1. С. 62 - 65.
9. Дэвид Басулто — Arch Daily [Электронный ресурс]: Стеклянный павильон в Художественном музее Толедо / SANAA — 28.03.2010. URL: https://www.archdaily.com/54199/glass-pavilion-at-the-toledo-museum-of-art-sanaa-pritzker-prize-2010 (дата обращения 30.05.2024).
10. Елисеев В. К. Японская цивилизация // В. К. Елисеев. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. С. 128.
MINIMALIST ARCHITECTURE IN THE 21ST CENTURY
A. N. Skripka M. V. Zolotareva
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg
Ш ОС
о
I-
u
Ш I-
H
X
и
СЬ <
Abstract
This article analyzes minimalism of the late 20 th - 21st centuries. The style is considered in the context of modern trends in architecture. An analysis is given of the basic principles of minimalism in architecture, such as simplicity of forms, clean lines, minimal use of decor and the use of natural materials. Particular attention is paid to how new century architects are using minimalism to create unique and functional buildings, adapting the style to modern technology and the demands of sustainable urban development. The article also highlights the trends and directions of development of minimalism in architecture in the 21st century and analyzes examples of successful implementation of projects in this style.
The Keywords
Minimalism, architecture, design, manufacturability, functionality, space.
Date of receipt in edition
10.06.2024
Date of acceptance for printing
18.06.2024
Ссылка для цитирования:
А. Н. Скрипка, М. В. Золотарева. Архитектура минимализма в XXI веке. — Системные технологии. — 2024. № 2 (51). — С. 127 - 133.
(U
¡е
< и
[Q Ш ш HI
it s
Н CD
о гс
с; о
fO
Е
т
S
m ц
* I <1 = 5
s > £ £
и « xg
. а
<1 <