УДК 373.1.02
АРХИТЕКТУРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
© гоп Курбанадамова Г.А.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
В статье освещены проблемы приобщения учащихся к архитектурным памятникам на примере городаДербента с целью художественно-эстетического воспитания.
The author of the article highlights the problem of familiarizing the schoolchildren to the architectural monuments on the example of the city of Derbent for the purpose of their artistic and aesthetic education.
Ключевые слова: Дербент, эстетическое воспитание, школьники, архитектура, памятники, культура.
Keywords: Derbent, aesthetic education, schoolchildren, architecture, monuments, culture.
Одним из важнейших вопросов современной культуры выступает формирование ответственности каждого перед обществом, для чего необходимо пропагандировать образ жизни, основанный на принципах, взглядах и убеждениях, определяющих
соответствующее отношение к действительности, нормы поведения, жизненные стремления, интересы личности. Поэтому важно принять меры по улучшению системы образования, ориентации ее на формирование у подрастающего поколения твердых знаний и качеств гражданина и патриота.
На этом акцентирует внимание в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев, который отмечает, что первым и необходимым условием модернизации
общества, развития демократии и экономики должно стать формирование личности молодого поколения
российских граждан [6], при этом фигура учителя становится ключевой, а школа выступает важнейшим социальным
институтом, обеспечивающим
соответствие высоким требованиям
общества.
Следовательно, формирование
личности с эстетической культурой актуально в младшем школьном возрасте,
когда чувство красоты природы, окружающих вещей создает особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю.
Значит, система эстетического
воспитания призвана научить видеть
прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. В эффективном его воздействии и достижении его цели следует выделить особенность,
связанную с объединением предметов, внеклассных занятий, общественной жизни школьника для формирования эстетической культуры личности [5. С. 69].
С учетом сказанного в системе эстетического воспитания в качестве основы рассматривается искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец и т.д., специфика каждого вида которого - в особом воздействии на человека
специфическими художественными
средствами и материалами (словом, звуком, движением, красками,
различными природными материалами и Т.д.).
Эстетическое воспитание, занимая важное место в системе учебновоспитательного процесса, развивает
эстетические качества личности,
формирует ее сущностные силы, потребности, нравственные идеалы, личные и общественные представления, в совокупности воздействующие на отношение к природе, окружающей действительности и т.д.
Все виды искусства осваивают мир в образной форме, при этом монументальные сооружения и памятники несут в себе историю развития человечества, занимая в различные времена важное место в духовном освоении действительности. Поэтому важное значение приобретает знакомство с архитектурой своего народа и ее изучение, что способствует обогащению эмоционально-
эстетического опыта учащихся, развитию художественного и эстетического вкуса и т.д. При этом важной особенностью «музеев под открытым небом» -
архитектурных памятников выступает своеобразие языка, повествующего о сообществах прошлого и настоящего во всех их многообразии, параллелях и различиях, характеризующих культурное наследие эпох. Архитектурные памятники предоставляют возможность лучше понимать современное состояние общества, вырабатывать собственное мнение и определять более четкие перспективы на будущее, в чем и заключается воспитательная ценность и привлекательность в части приобщения школьников к различным культовым и мемориальным сооружениям.
Образовательно-воспитательный потенциал памятников архитектуры заключается в отражении эстетического содержания объекта,
пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.д.
Выразительные возможности
художественного языка памятников архитектуры (польза, прочность, красота, колорит и т.д.) пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются выразителем действительности в художественном творчестве, вызывают восхищение красотой формы, радость,
возможность передать свое отношение, свои эстетические чувства другим людям.
Изучение и анализ образцов
архитектурных памятников является одним из важнейших средств выработки художественного и эстетического вкуса, формирования представления
школьников о той или иной культуре, уважительного отношения к
достижениям отечественной и мировой культуры.
По мнению Е. Ю. Семенюка, «культурные и исторические
архитектурные памятники помогают не только увидеть художественное, нравственно-эстети-ческое воплощение типологических черт художественноэстетической культуры определенного периода, но и помогают раскрыть направление ее развития, ценности, сделать ее ближе к нам» [7. С. 139].
Следовательно, знакомство с
памятниками мировой и отечественной культуры, их изучение и анализ способствуют эстетическому
воспитанию, совершенствованию
представления о национально-
художественной культуре, развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер, формированию толерантности, художественного вкуса путем приобщения к творческому наследию предков.
Архитектура как область искусства играет важную роль непосредственно в жизни общества, оказывает влияние на нашу жизнь, вследствие чего полезно знакомить школьников с элементарными сведениями по данному виду искусства, поскольку архитектура с украшенными фасадами общественных зданий, их богатыми скульптурными композициями, монументами, памятными знаками хранит в неприкосновенности следы эпохи. Следовательно, ознакомление с архитектурными памятниками послужит толчком для нравственного и этического воспитания школьников, формирования уважительного и трепетного отношения к художественно значимому
архитектурному решению и т.д. Немаловажно при ознакомлении с шедеврами архитектурного искусства, их
осмыслении пробуждать у школьников творческое начало, вырабатывать позитивное отношение к явлениям жизни, системе художественных ценностей, что чрезвычайно важно в условиях преобладания бездуховности, бескультурья и малограмотности.
Приобщение школьников к архитектурным памятникам,
формирование представления об
окружающей действительности с позиций красоты требует учета индивидуальных психологических
особенностей восприятия мира, чувство понимания истории, искусства и культуры. Как правило, школьники хорошо воспринимают и усваивают
образную информацию, которая
выражается через чувства,
представления, память. Чтобы
художественная действительность,
заключенная в предметном и природном мире, ожила и эффективно воздействовала на чувства школьников, важно воспитать эмоционально-ценностное эстетическое отношение к окружающему миру, на ранних этапах
осуществляемое стихийно и
осмысливаемое к школьному возрасту.
Знакомя школьников с историческими примерами положительного и
отрицательного преобразования мира,
фактами, когда годами, иногда и столетиями создавались величественные сооружения, при этом разрушая
окружающую среду, важно подчеркнуть монументальность, цельность и четкость композиционного построения, логичность конструкции, строгость
пропорциональных соотношений, декор, любовно украшающий плоскости стен и, наконец, гармоничную связь с окружающей природой, что характеризует древнюю архитектуру Дагестана. К тому же разные эпохи и разные стилевые направления отражаются не только в художественных, но конструктивных особенностях, что создает предпосылки для использования их творческого потенциала в эстетическом воспитании школьников.
Выявленные за послевоенные годы многочисленные памятники зодчества позволяют определенно утверждать, что
в Дагестане находился один из своеобразных художественных центров кавказской архитектуры, где на протяжении многих веков народы подвергались политической и
экономической экспансии со стороны более сильных соседей и иноземных завоевателей, испытывая различное культурное и религиозное влияние. «В этих условиях сохранить самобытность и не превратиться в провинциальное ответвление другой школы могла лишь архитектура, имеющая собственные художественные центры», отмечает С. Хан-Магомедов [8. С. 7].
Дербентская крепость, одна из
древнейших на территории нашей страны, представляет собой целую
систему укреплений, уходящую с
восточной стороны далеко в Каспийское море, а с западной - вглубь Кавказского хребта. Она построена
предположительно в V веке иранскими Сасанидами, но и в досасанидский
период здесь были укрепления из сырцовых стен с целью защиты Передней Азии от северных кочевников. Современные очертания крепость
приобрела при арабах, захвативших
Дербент в 651 году.
Северная крепостная стена
сохранилась почти полностью до
настоящего времени, она снабжена 43
прямоугольными и полукруглыми
башнями, которые расположены
примерно в 60-70 метрах друг от друга. Стена сложена в VI в. из больших
обтесанных камней, ее высота 7-8 м, ширина - от 2,5 до 3,5 м. Для выхода за пределы крепости в северной стене было сделано трое ворот.
Самыми интересными и нарядно оформленными являются третьи ворота южной стены - Орта-капы (средние ворота). Они относятся к числу древнейших в городе и датируются VI в. Возможно, перестраивались в XI в., так как на одном из камней имеется дата — 435 г. мусульманского летоисчисления (1043-1044 гг.) с именами мастеров Ахмада бен Абу и Али бен Иунуса.
Вторые ворота южной стены Дербентской крепости Баят-капы (^-УП вв.), называвшиеся арабами Баб-эль-
Мактуб, по чертежам 1720 г. имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот, здесь было два арочных проема -наружный и внутренний, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый
стрельчатым сводом [3. С. 11].
Восточные ворота Дербентской цитадели Нарын-кала (Нарын-Кала -Капы) - главные, они устроены в
подпорной стене и перекрыты стрельчатыми арками и плитами основания ханской канцелярии Фет-Алихана. Вход в цитадель сделан в подпорной стене, так как перепад уровня земли внутри и снаружи восточной стены цитадели достигает 5 м. За ними в толще земли устроен наклонный проход шириной более 3 м, ограниченный по бокам подпорными стенами. В XII в. над ними и проходом было сооружено двухэтажное здание, стены которого опирались на две мощные перекинутые через проход стрельчатые арки.
Большой интерес для истории развития архитектуры Переднего Востока представляет культовое строительство в Дербенте. Дербентская Джума-мечеть является одной из самых значительных среди ранних мечетей, построенных за пределами Арабского халифата. Крупнейшее для своего времени мусульманское культовое сооружение на Кавказе, Джума-мечеть, с одной стороны, является важным звеном в эволюции молитвенного здания ислама, а с другой -одним из прототипов местных мечетей Восточного Кавказа. Соборная мечеть города Джума-мечеть, построенная в начале XIII в., входит в пятерку самых древних мечетей мира [2. С. 15].
Заслуживает внимания ханский дворец в дербентской цитадели, построенный в 1768 г. сильнейшим феодальным владетелем Восточного Кавказа Фет-Али-ханом. Академик П. Г. Бутков, посетивший в 1796 г. цитадель Нарын-кала, писал, что был в ханском доме, который «... построен в два этажа, из дикого камня, на высоте, которая командует всем городом» [1].
Дербентская крепость в течение тысячелетий служила надежной защитой
для жителей города Дербента, была заслоном на пути кочевников.
Во все времена жители города стремились изменить, украсить облик Дербента, воздвигая на его территории сооружения все более могущественные, монументальные и грандиозные. Изумляет мера человеческого труда и упорства, ибо людям, воздвигавшим ее, были неведомы возможности
современнойтехники» [2. С. 11].
Немало памятников архитектуры находится в окрестностях Дербента: крепость Топрах-кала, Албанский храм и пр.
Анализ нескольких архитектурных памятников г. Дербента Республики Дагестан с эстетических позиций позволяет определить источник духовнонравственных, художественно-эстетических знаний, прочесть историю города, узнать о трагических и радостных событиях, познакомиться с культовыми и мемориальными сооружениями,
«проследить взаимосвязь времен, проникнуться уважением к народу и культуре, явившему собой прекрасный пример бесконечного стремления к вершинам совершенства» [там же].
Архитектура Дербента представляет собой сложное явление, занимающее важное место в процессах взаимовлияния культур различных народов и регионов, своеобразие историко-культурной составляющей которого сказалось на особенностях взаимосвязи архитектур народов Южного Дагестана.
В целях сохранения уникальной архитектурно-планировочной структуры исторической части города, а также памятников истории и культуры создан Дербентский государственный историкоархитектурный музей-заповедник как комплексный памятник федерального значения, где сосредоточено около 150 памятников; историко-культурная
ценность позволила включить его также в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Таким образом, эстетическое воспитание школьников на «живом» материале национальной культуры (историческом облике города Дербента) является значимым фактором
эстетического и нравственного воспитания.
Примечания
1. Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Ч. 1. СПб., 1869. 2. Касумов Н. К. Город, переживший века. Дербенту - 5000. Махачкала, 2006. 3. Козубский Е.
И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. 4. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964. 5. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств // Искусство в школе. 2008. № 5. 6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. //
URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/288928/ 7. Семенюк Е. Ю. Анализ памятников культуры на уроках культурологических дисциплин в школе // Вестник УМС АГПУ. 2000. № 3. 8. Хан-МагомедовС. Дербент. М. : Искусство, 1979.
Статья поступила вредакцию 14.10.2011 г.