УДК 930.85:008 (72.026) БОЖКО Л. Д.
Архитектура как социально-культурный ресурс туризма
Рассматриваются архитектурные ресурсы г. Харькова с точки зрения их использования для развития туристской привлекательности и конкурентоспособности региона. Архитектурный ансамбль города рассмотрен в исторической ретроспективе, представлены стилевые характеристики архитектурных памятников.
Ключевые слова: архитектурные памятники, архитектура Харькова, стилевое разнообразие, конструктивизм, выдающиеся архитекторы Харькова, А. Н. Бекетов, туризм, туристический образ.
BOZHKO L. D.
ARCHITECTURE AS A SOCIO-CULTURAL TOURISM RESOURCES
Discusses the architectural resources of Kharkov from the point of view of their use for the development of tourist attractiveness and competitiveness of the region. The architectural ensemble of the city is considered in historical retrospect, represented the stylistic characteristics of architectural monuments.
Keywords: architectural monuments, architecture Kharkov, style variety, constructivism, prominent architects of Kharkov, A. N. Beketov, tourism, tourist image.
Божко
Любовь
Дмитриевна
кандидат исторических наук, доцент, докторант Харьковской государственной академии культуры
e-mail: bozhkolubov@ rambler.ru
В настоящее время туристическая деятельность играет важную роль в экономике стран и регионов, обеспечивая рациональное использование и сохранение природно-экологических, культурно-исторических, информационно-познавательных ресурсов территории. Она важна и для гуманитарной сферы, поскольку способствует налаживанию межкультурного общения и росту взаимопонимания между представителями различных культур.
В мировой структуре туристских поездок ведущая роль принадлежит культурно-познавательным мотивациям. Доля туризма с культурно-познавательными целями в глобальном туристском потоке составляет не менее 40 % и постоянно растёт. Во всём мире объекты культурного наследия и города, богатые архитектурными памятниками и историческими достопримечательностями, становятся местами посещения всё большего числа туристов. В связи с этим все больше стран и городов целенаправленно занимаются продвижением своих территорий и формированием собственного бренда, который обуславливает туристскую привлекательность местности [5].
Харьков является одним из крупнейших городов Украины и некоторое время был столицей УССР. Архитектурное наследие прошлого в Харькове значительно по объему и представлено множеством стилей. В городе сохранились памятники архитектуры начиная с XVII в. Многие здания, построенные в начале XX в., сохранились без больших перемен
и поныне, являясь в ряде случаев украшением центральных улиц и площадей города. Для построек дореволюционного времени типична эклектичность внешнего облика большинства зданий: от строгого классицизма до модерна, включая сюда и псевдоготику, мавританский стиль и т. п.
Отличительной чертой архитектурных поисков 1920-1930-х гг. стал конструктивизм — направление в советском искусстве, возникшее в 1917 г. в рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерна. Грандиозные планы конструктивистов по преобразованию среды обитания человека были связаны с архитектурой, где утверждались конструктивность, технологическая целесообразность архитектурной формы, на основе которой создавался функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, принципы планировки и переустройства городов и поселков. Именно конструктивизму принадлежит особое место в архитектурном ансамбле Харькова. Недаром его называют столицей конструктивизма. Несомненно, что архитектурное богатство города может служить одним из главных историко-культурных ресурсов для разработки программ по продвижению своей территории как туристического центра.
К теме исследования архитектурного наследия Харькова обращались многие авторы: А. Ю. Лейбфрейд, Ю. Ю. Полякова,
A. Н. Бушмен, А. Н. Скоморохов, П. Т. Тронько,
B. И. Ежов, В. П. Самойлович и др. Некоторые
работы посвящены истории и архитектурному наследию [1, 14], другие — истории и архитектуре Украины в целом [9, 9—21]. Большое количество работ, где рассматривались вопросы архитектуры — это исследования по истории и культуре [3, 4, 23]. Обращает на себя внимание тот факт, что проблематика включения архитектурного наследия в пространство современной культуры и социально-культурных практик, равно как и вопросы его актуализации, целостно в отечественных исследованиях не осмысливались.
Цель нашего исследования — рассмотреть архитектурные ресурсы Харькова с точки зрения их использования для развития туристской привлекательности и конкурентоспособности региона.
Прежде чем перейти к рассмотрению архитектурного наследия Харькова, обратимся к понятию памятников архитектуры. Памятники архитектуры — это недвижимые примечательные объекты духовного и материального творчества, которые имеют значение в национальном и международном масштабе. Это здания и сооружения, комплексные архитектурные ансамбли, городские центры и кварталы, городские площади и улицы, фрагменты интерьера, а также экстерьера городских сооружений, фрагменты древней застройки и планировки поселений, а также сооружения промышленной, культовой, военной архитектуры, народного зодчества и промысла, а также связанные с ними произведения искусства. К памятникам архитектуры относятся садово-парковые объекты и природные ландшафты.
Памятники архитектуры часто называют объектами культурного наследия, и в этом плане Харькову есть, чем гордиться.
Харьков является сравнительно молодым городом, который возник в XVII в. вокруг военного укрепления — харьковской крепости. В центре города, на территории крепости, начали строиться каменные дома, один из которых — Покровский собор — сохранился до наших дней и является выдающейся архитектурной достопримечательностью ХVII в (Иллюстрация 1). Построенный в 1689 г. в северо-западном углу крепости, собор входил в систему оборонительных укреплений Харькова. Это один из лучших памятников украинской архитектуры XVII в. Покровский собор — типичная украинская трех-купольная церковь. Во внешней отделке здания прослеживаются значительные элементы русской архитектуры [21, 91]. Другим не менее важным архитектурным памятником исторического центра города является Успенский собор, построенный в 1777 г. на месте деревянного, сгоревшего во время пожара. Собор выполнен в стиле барокко с элементами украинского зодчества [17, 6]. Золоченый резной иконостас, по некоторым данным, изготовлен по эскизу великого зодчего Б. Растрелли [17, 8]. Сегодня этот дом используется в качестве музыкально-литературного филармонического центра с органным залом (Иллюстрация 2).
К памятникам архитектуры Харькова относится строение бывшего Архиерейского дома в стиле классицизма. Это одно из немногих ранних уцелевших зданий Харькова, в котором совмещались функции жилого и общественного назначения [26]. Архиерейский дом принадлежал Покровскому монастырю.
Одним из красивейших зданий Харькова является дом, в котором до революции располагалось представительство жирардовской мануфактуры Гилле и Дитриха. Построенное в середине XIX в., оно перестраивалось епархиальными архитекторами В. X. Немкиным в 1879 г. и В. Н. Покровским в 1912 г. В ходе последней перестройки здание приобрело характерные черты стиля модерн.
Иллюстрация 1. Покровский собор — памятник украинской архитектуры второй половины XVII в.
Иллюстрация 2. Успенский собор — архитектурный памятник позднего барокко. 1771-1777 гг. Колокольня собора (XIX в.). Арх. Е. Васильев (1821-1844 гг.)
Архитектор выбрал удачный художественный образ, в котором воплощены и торговая, и административная функции здания. Дом украшен ярким растительным орнаментом, рельефным панно из майолики над окнами второго этажа, двухъярусным витражом лестничной клетки. Стены дома увенчаны крутой кровлей со шлемовидными оконными проемами, благодаря чему он напоминает терем XVII в. В советские времена здание было одним из корпусов Исторического музея. В 2004 г. его передали Харьковской епархии, и сегодня в нем открыта экспозиция Музея церковной истории.
Среди прочих следует отметить старый университетский корпус, построенный в 1766-1777 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора М. Тихменеева. Строился он как дом генерал-губернатора [20]. С 1805 по 1958 г. здесь находился Харьковский университет.
На Университетской улице, получившей свое название от Харьковского императорского университета, располагается историко-архитек-турный комплекс зданий старого университета. Второй в Российской империи после московского, университет сделал Харьков центром сосредоточения научных и культурных сил Украины и юга России [24, 222]. С 1805 по 1958 г. главный корпус Харьковского университета размещался во дворце, построенном в 1777 г. (ул. Университетская, 16; ныне Украинская инженерно-педагогическая академия) [9, 75]. Считается, что строительство дворца было приурочено к приезду Екатерины II в Харьков [25, 202].
В 1820-х гг. по проекту Е. Васильева напротив главного здания университета были возведены три новых учебных корпуса. Центральный дом, украшенный колонным портиком с фронтоном и куполом, сооружен в лучших традициях русского классицизма [10, 179]. Он был предназначен для университетской церкви, актового зала, обсерватории и библиотеки. Храм был известен также тем, что в нем хранились иконы, написанные знаменитыми русскими художниками — академиками В. Боровиковским и А. Венециановым. К сожалению, во время Великой Отечественной войны был разрушен купол, который венчал дом и придавал ему особую торжественность и величие [15, 14].
Среди других историко-архи-тектурных памятников, связанных с историей образования в Харькове, можно выделить дома бывшего
Коммерческого училища (ул. Пушкинская, 77; ныне Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого), Первого харьковского реального училища (Московский переулок, 45; сегодня Харьковский государственный технический университет сельского хозяйства) и Первой мужской гимназии (Московский переулок, 24; ныне Индустриально-педагогический техникум) [6, 23].
Коммерческое училище, открывшееся в 1893, построенное по проекту известного харьковского архитектора А. Бекетова, и сегодня покоряет красотой своей архитектуры в стиле итальянского Возрождения. Это строение стало первой крупной работой архитектора. Сорок великолепных зданий — банков, административных помещений, доходных домов, учебных заведений, частных особняков — построены в городе по проектам этого талантливого архитектора. Архитектура А. Бекетова в настоящее время стала визитной карточкой Харькова [13].
Алексей Николаевич Бекетов (1862-1941) — один из крупнейших мастеров юга России и Украины конца XIX — первой трети XX в. Время, на которое пришлась активная творческая деятельность А. Н. Бекетова, было сложным и динамичным как для истории страны, так и для архитектурной практики. Тем не менее он сумел реализовать свои идеи практически во всех направлениях и стилях, существовавших и сменявших друг друга в тот период, чем продемонстрировал, что талант и профессиональное мастерство являются залогом успешной работы в рамках любой традиции. Обширный перечень его трудов как архитектора-практика и педагога отражает разносторонние интересы мастера, пользовавшегося заслуженным признанием и авторитетом. Его сооружения оказали заметное влияние на формирование облика центров многих крупных городов региона (Харькова, Симферополя, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Екатеринослава и др.). Косвенным подтверждением значимости этого мастера в истории архитектуры является и тот факт, что несколько его построек еще при жизни были включены в «Архитектурную энциклопедию второй половины XIX века» Г. В. Барановского [2]. В Харькове его именем названы улица и станция метро, а в 2007 г. установлен памятник архитектору[8].
Основой творческого метода А. Н. Бекетова стали навыки, полу-
ченные им в Императорской Академии художеств у виднейших мастеров эпохи историзма (Д. И. Гримма, А. И. Кракау, Р. А. Гедике, а также М. Е. Месмахера). В то же время А. Н. Бекетов всегда следил за современными тенденциями. В его проектах наглядно отразились все характерные черты архитектуры конца XIX — первой трети XX в, он работал практически в каждом значительном стиле того времени: в 1890-е — начале 1900-х гг. — в рамках архитектуры историзма, с начала до конца 1900-х гг. — в модерне, с конца 1900-х до конца 1930-х гг. — в неоклассицизме. В 1929-1930 гг. архитектор выполнил несколько проектов с использованием внешней конструктивистской стилистики.
В выборе стиля для проектов общественных зданий Бекетов предпочитал неоренессанс, в котором проектировал просветительские сооружения (учебные здания, библиотеку и др.), банки, суд, театры. Характерными примерами являются Азовско-Донской (1894-1896) и Земельный банки (1896-1897), Коммерческое училище (1889-1891), Харьковская общественная библиотека (1899-1901) и др. По масштабу, характеру композиционных акцентов и трактовке декора эти сооружения мастера сопоставимы с постройками петербургских архитекторов (Д. Ю. Сюзора, М. Е. Месмахера, Б. И. Гиршовича), возведение которых он наблюдал во время обучения в Санкт-Петербурге.
Приверженность А. Н. Бекетова классической традиции отразилась и в его работах периода модерна. Монументальность, пластика и символика деталей сближают работы архитектора с австрийской школой рационального модерна, и в частности, с произведениями О. Вагнера. Характерным примером среди построек А. Н. Бекетова в этом стиле является филиал Волжско-Камского банка в Харькове (1906-1908).
В предреволюционный период (1910-е гг.) А. Н. Бекетов проектировал в стилистике неоклассицизма. Для его работ в этом стиле были характерны не только симметричное построение композиций и использование ордерных элементов, но и новое прочтение тектоники стены (с позиций рационального модерна), упрощение рисунка деталей. С этой точки зрения наиболее яркими примерами в творчестве архитектора являются здания Харьковского медицинского общества (1911-1913), Высших женскиих курсов (19131915) в Харькове.
После революции 1917 г. творчество А. Н. Бекетова связано с двумя стилями: конструктивизмом (1929-1930) и неоклассицизмом — доминирующим направлением в работах мастера. Для проектов, выполненных архитектором с использованием конструктивистской стилистики, характерна симметрия, включение безордерных пилястр, подчеркивавших композиционные акценты. В проектах 1930-х гг. архитектор использовал «классические» приемы, под которыми подразумевал определенные пропорции частей и целого, подчеркнутые минимальными декоративными средствами (руст, ордерные элементы, скульптура). Эти черты, нашедшие отражение уже в работах в стиле модерн, сам А. Н. Бекетов относил к «вагне-ровскому» стилю. В целом творчество архитектора в советский период выявило его глубокую приверженность академической архитектурной школе.
Перечислим некоторые архитектурные памятники А. Н. Бекетова, которые до сих пор украшают улицы Харькова: школа № 1 (бывший особняк, 1896 г.) на ул. Дарвина, 13 привлекает внимание использованием элементов мавританского стиля. Дом ученых (бывший особняк, 1897 г.) был украшен кариатидами, характерными для искусства Древней Греции. Архитектура эпохи Возрождения вдохновляла Бекетова при создании Художественного музея, ДК милиции (бывшие особняки) [18]. В архитектурных строениях, выполненных в более поздний период, — Театр кукол (бывший Волжско-Камский банк, 1905 г.) и институт имени Н. И. Мечникова (бывшее Медицинское общество, 1911 г.), — архитектор использовал неоклассический архитектурный стиль. Самое большое административное сооружение в дореволюционном Харькове, построенное в 1899-1902 гг. архитектором, — здание судебных установлений на Скобелевской площади (ныне пл. Руднева). В 1901 г. по проекту А. Н. Бекетова, выполненному на общественных началах, построено одно из важнейших сооружений Харькова, служивших делу народного просвещения, — Общественная библиотека (ныне Библиотека имени В. Г. Короленко) [16]. Здание было построено с учетом передовых европейских технологий. Современники отмечали функциональное взаимодействие его частей, к примеру, из книгохранилища книги подавались в читальный зал при помощи специальной подъемной машины [11, 12] (Иллюстрация 3).
В конце Х1Х в. в Харькове, кроме А. Н. Бекетова, работали и другие известные архитекторы, выпускники Санкт-Петербургского института гражданских инженеров В. Х. Немкин, М. И. Ловцов, В. В. Хрусталев.
Владимир Христианович Немкин (1857-1908), работая штатным преподавателем ХТИ, в 1886-1906 гг. состоял архитектором при Харьковской епархии. По его проектам в Харькове, районах области, а также в Сумской и Киевской областях построено множество культовых сооружений, среди которых сохранившиеся до наших дней Епархиальное управление, кельи с трапезной и гостиницей, дом настоятеля и ворота в Свято-Покровском монастыре, Озерянская церковь на Екатеринославской (ныне — Полтавский шлях), Свято-Борисоглебский храм, Вознесенская церковь в Тростянце, Спасо-Преображен-ская в Ахтырке и др.
Михаил Иванович Ловцов (1849-1907) работал в Технологическом институте с 1886 по 1907 г., с 1890 г. был назначен архитектором института. Участвовал в дальнейшем строительстве института: по его проекту был построен корпус химических мастерских (сейчас — технический корпус) и новый, или чертежный (ныне — ректорский) корпус. М. И. Ловцов родился в Рязани, в семье священника. Ценности, хранимые в семье, явились основой для творчества архитектора.
Иллюстрация 3. Харьковская государственная научная библиотека им. В. Г Короленко. Здание построено в 1901 г. по проекту А. Бекетова
Иллюстрация 4. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы — второй общепринятый символ г. Харькова. Арх. М. И. Ловцов. 1888-1901 гг.
Одной из архитектурных жемчужин Харькова по праву считается Благовещенский кафедральный собор (Иллюстрация 4). Трехсвятительская (Гольберговская) церковь,
Иллюстрация 5. Госпром — Дом Государственной промышленности. Памятник архитектуры в стиле конструктивизма, символ данного стиля. Арх.: С. С. Серафимов, С. М. Кравец, М.Д. Фоль-гер. 1925-1928 гг.
церковь Александра Невского при больнице и другие сооружения были построены по проекту М. И. Ловцова.
Свыше 33 лет преподавал в институте Владимир Васильевич Хрусталев (1857-1919). По его проекту харьковский предприниматель Г. Грикке построил первый в городе цирк-театр.
Как уже отмечалось, 1920-е гг. стали временем рождения нового архитектурного стиля — конструктивизм. Этому стилю присущи рациональные конструктивные и планировочные решения с использованием новейших для того времени строительных материалов: гладкие стены, широкие полосы окон, изменение нижних этажей открытыми опорами, плоские крыши.
Особенно ярко новый стиль проявился в застройке Харькова, который до 1934 г. был столицей Украины. В центре города был создан комплекс административных сооружений: здание Госпрома (1925-1929 гг., арх. С. С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец), сооружение проектных организаций (1930-1933 гг., арх. С. С. Серафимов и др.), Дом кооперации (1933-1935 гг., арх. О. Дмитриев и др.) [22].
Госпром — это комплекс зданий Дома государственной промышленности, который был сооружён по инициативе Ф. Э. Дзержинского, став ядром нового административного центра Харькова (Иллюстрация 5). Это первая высотная железобетонная постройка в СССР (63 м). Полезная площадь помещений составляет 60 тыс. кв. м. Здание выполнено по проекту группы ленинградских архитекторов. Строительство под руководством инженера П. Роттерта было закончено в рекордные сроки — за 3 г. До 1934 г. здесь размещался Совет Народных Комиссаров Украины. В 1955 г. на крыше установлена одна из первых в СССР телевизионных вышек высотой 45 м. Сейчас в здании размещаются областные власти, офисы множества фирм. В 5-м подъезде есть музей Госпрома, созданный в 1980-х гг. при участии харьковского писателя Э. Звоницкого.
Хорошо известен и уникальный архитектурный ансамбль площади Свободы. Он создавался в годы, ставшие переломными для градостроительства в Харькове. С од-
ной стороны, это было вызвано недостатком помещений в городе — сказались годы революции и гражданской войны, когда строительство почти не велось, а Харьков в это время получил статус столицы республики. С другой стороны, сама атмосфера нового государства — свободная и радостная, суровая и тревожная — заставила многих изменить привычное отношение ко всему, в том числе и к архитектуре.
Место для сооружения «зданий будущего» выбирали долго, остановились на участке к северо-западу от Сумской улицы, на котором в начале ХХ в. размещались клиники и учебные корпуса медицинского факультета университета, а за ними начинался пустырь. В качестве планировочной основы будущего комплекса зданий была принята идея архитектора В. Троценко.
Форма площади Свободы довольно необычна: она состоит из прямоугольной части, выходящей на ул. Сумскую, и круглой, вокруг которой в виде колец расположены проспект Правды, улицы Чичибабина, Данилевского и Культуры. В центре круглой части площади в 1963 г. был открыт памятник В. Ленину. (В настоящее время демонтирован во время волнений в Украине.) Общая площадь площади Свободы — почти 12 гектаров. Именно здесь проходят городские праздники, тематические ярмарки, летом здесь устраивают большие детские мероприятия. Почувствовать атмосферу главной площади города лучше всего во время массовых гуляний. Такой пример: концерт группы Queen собрал более 350 тыс. зрителей.
Множество преобразований и дополнений за пройденное время претерпел Дом кооперации, ныне — северный корпус Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, строительство которого началось в 1929 г. По замыслу авторов первоначального проекта, здание должно было представлять собой сочетание двух 6-7-этажных кирпичных корпусов с центральным 17-этажным башенным корпусом, объединяющим всю композицию. В Доме кооперации были запроектированы залы заседаний, библиотека, гостиница и почтово-те-леграфная станция. В начале 1930-х гг. строительство законсервировали, а в 1934 г. передали Минобороны под возведение Военно-хозяйственной академии. Проект претерпел изменения: центральный корпус сместили в сторону площади на три метра, а центральная башня снизилась на пять этажей.
В 1932-м на площади появилось здание ВКП(б)У (сейчас здесь расположен Белый дом). Проект не стал новаторским, поскольку перед автором была поставлена задача стилистическая — завершить ансамбль площади конструктивистской постройкой, видоизменив при этом внешний облик двух соседних зданий бывшего губернского земства. Во время войны строение разрушили, позже решили не восстанавливать. Возведенное на этом месте в 1950-х гг. здание обкома КПУ выдержано в соответствии с идеологией архитектуры сталинского классицизма.
Разнообразие архитектурных решений зданий, окружающих площадь, создает неповторимый и целостный ансамбль, лицо Харькова.
Из сохранившехся зданий того времени следует также назвать здание треста «Донуголь», сооруженное в 1925 г. В архитектурных формах этого здания сочетаются черты модерна и конструктивизма. Фасад украшают установленные на консолях на уровне второго этажа две фигуры шахтеров работы скульптора И. Кавалеридзе. Ныне здесь находится предприятие «Южгипрошахт».
В стиле конструктивизма, сочетавшем в себе строгость и рациональность решений как фасадов, так и планировок зданий, построен жилой район Загоспромье — ограниченный проспектами Правды и Ленина и сквером
возле станции метро «Научная». Огромные жилые комплексы строились в принадлежности к определенному кооперативу, и каждый дом имел свое название по принадлежности кооператива: «Табачник», «Красный промышленник», «Дом специалистов», «Профработник», «Печатник», «Химик», «Кирпичник», «Новый быт», «Военвед» и множество других.
Среди других зданий этого стиля — здания по ул. Сумской, там они стоят вперемешку с модерном и сталинским «ампиром», или неоклассицизмом, создавая уникальный образ строгой улицы, устремленной вдаль.
На ул. Пушкинской обращает на себя внимание строительный комплекс под названием «Гигант». «Гигант» занимает здание № 79/ 1-10 пяти- и шестиэтажных секций, где проживают студенты политехнического института, было построено в 1928-1931 гг., на тот момент оно являлось передовым по пространственному решению и функциональному наполнению.
Интерес в плане архитектурных решений того времени вызывает нынешний район ХТЗ, который изначально должен был стать городом будущего. В соцгородке «Новый Харьков», который в 1929 г. начали проектировать специалисты бюро НКВД СССР планировали возвести прямоугольные кварталы. Зодчие проектировали скорее не квартиры, а гостиничные номера: для семейных пар возводили комнаты лишь с ванными комнатами, одинокие горожане жили даже без рукомойников в апартаментах. Кухонь не было, ведь, по замыслу, обедать и ужинать люди должны были в специальных столовых, которые для удобства соединяли с жилыми корпусами стеклянными переходами. Таким образом, жители городка могли отвести в детский сад детей и позавтракать, не выходя на улицу. Каждый квартал должен был представлять собой единый замкнутый комплекс.
Первую очередь поселка в пять кварталов возвели в рекордные сроки. В процессе стройки проект претерпел изменения: ради экономии вместо плоских крыш построили скатные, а теплые переходы между корпусами так и не появились. К 1933 г. первые жильцы въехали в апартаменты. Район застраивали и в послевоенные годы, но реализовать удалось не все. Так, ХТЗ остался без музея, оперного театра и планетария.
Именно архитектурные особенности промышленного района ХТЗ г. Харькова легли в основу проекта по формированию туристического
образа в нетрадиционной дестина-ции [7]. Используя разработки в области социального конструктивизма, морфологии города и туристических исследований, авторы акцентируют внимание на трансформациях туризма, в частности расширении пространства туристических достопримечательностей путем реконструкции промышленной территории как туристического объекта.
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что дальнейшее развитие и реконструкция Харькова как центра туризма и отдыха требует проведения комплексных научных исследований и оценки архитектурно-культурного наследия города, разработки соответствующих государственных и муниципальных программ, предусматривающих стратегию рационального использования и активного причисления исторических архитектурных объектов и сооружений к туристической инфраструктуре Харькова.
Список использованной литературы
1 Автотуристу о Харькове: справочник-путеводитель / авт.-сост. А. Н. Бушмен, А. Н. Скоморохов. Харьков, 1985.
2 Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины Х1Х в.: в 7 т. СПб., 1902. Т. 2; 1904. Т. 4.
3 Бшецький П. О., Горбачов Д. О., Димшиць Е. О. и др. Украшське мистецтво та архггектура юнця Х1Х — початку ХХ ст. Кшв, 2000.
4 Бшоцерювський В. Я. Iсторiя Украши: курс лекцш. Харюв, 1999.
5 Важенина И. С. Имидж и репутация территории // Региональная экономика. 2006. № 23. С. 2-12.
6 Всеобщая история архитектуры: в 12 т. М., 1944. Т. 12.
7 Денисюк I., Середа Ю. Туристич-ний потенщал промислових рай-ошв мкта: реконструкщя спадку // Украшський сощум. № 4 (35). С. 40-51.
8 Дудукина Д. А. А. Н. Бекетов (1862-1941). Творческая деятельность и вклад в развитие архитектуры юга России и Украины конца XIX — первой трети XX веков: дис. канд. ... архитектуры. М., 2008.
9 Исследование и охрана архитектурного наследия Украины. Киев, 1980.
10 Iсторiя украшського мистецтва. Кшв, 1987. Т. 5.
11 Кодш В. Арх1тектор Бекетов, його доба // Губершя. 2005. №11. С. 13-17.
12 Лаврентьев И. Н. Из истории харьковского архитектурного модерна. А. Н. Бекетов // аСс. Архитектура. Строительство. Событие. 2008. № 1-2. С. 6-11.
13 Лавриненко-Омецинская Е. Беке-товская аура Харькова // Стиль и дом. 2004. № 5. С. 104-107.
14 Лейбфрейд А. Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков. От крепости до столицы. Харьков, 2001.
15 Маланюк 6. Нариси з ¡сторй нашо! культури // Украшська культура. 1991. № 1.
16 Марчуков В. Найбшьша на Украш: про ¡сторш спорудження за проектом О. М. Бекетова ХДНБ ¡м. Короленка // Соц. Харьювщина. 1981. 10 листоп.
17 Новгородов В. Е. Золотой венец старого Харькова: Успенский собор — памятник архитектуры ХУШ в. Харьков, 1990.
18 Особняки А. Н. Бекетова в Харькове // Особняк. Архитектурно-строительный журнал. 1998. № 1 (7). С. 12-15.
19 Памятники архитектуры Украины/под ред. В. П. Дахно. Киев, 1986.
20 Памятники истории и культуры Украинской ССР. Киев, 1987.
21 Самойлович В. П. Архггектура Украши в ¡люстращях. Кшв, 1999.
22 Семчишин М. Тисяча роюв украш-сько! культури: ¡сторичний огляд культурного процесу. 2-ге вид., фототип. Кшв; Ростов н/Д, 1993.
23 Теор1я та ¡стор1я свтво! 1 в1тчиз-няно! культури. Кшв, 1993.
24 Теор1я та ¡стор1я свтово! та в1тчиз-няно! культури. Льв1в, 1992.
25 Туристична географiя Украши. Кшв, 1992.
26 Укра!на: пупвник/шд ред. О. Зш-кевича, В. Гули. Ки!в, 1993.