Научная статья на тему 'Архитектура древнегреческих театров'

Архитектура древнегреческих театров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3263
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ / АРХИТЕКТУРА / ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ / ANCIENT GREECE / THEATRE BUILDINGS / ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL PLANNING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич

В статье рассмотрены наиболее известные древнегреческие театры классического и эллинистического периодов (V-I вв. до н. э.). Особое внимание уделено функциональной трансформации трех основных частей античного театра орхестры, скены и театрона. Показано, каким образом произошло постепенное вытеснение деревянных временных конструкций стационарными каменными, как менялись при этом форма и размеры первых в мировой истории зрелищных комплексов. В качестве примеров взяты театральные здания в Афинах, Эпидавре, Мегалополе, Приене и других городах Великой Греции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF ANCIENT GREECE THEATRES

The article is devoted to the most famous Ancient Greece theatres of Classical and Hellenistic periods (V-I ages B.C.). Peculiar attention was paid to functional transformation of three principal parts of antique theatre, i.e. orchestra, scene and theatron. A gradual substitution of temporary wooden constructions for fixed-site stone buildings and a change of forms and sizes of the first theatric centres in the world is shown in this paper. Theatre buildings in Athens, Epidaurus, Megalopolis, Priene and other cities of Great Greece are described. Narration is accompanied by references to fundamental works of native specialists and antique primary sources.

Текст научной работы на тему «Архитектура древнегреческих театров»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.032 + 7.032.7

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, polyakov.en @ yandex.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ

В статье рассмотрены наиболее известные древнегреческие театры классического и эллинистического периодов (V-I вв. до н. э.). Особое внимание уделено функциональной трансформации трех основных частей античного театра - орхестры, скены и теат-рона. Показано, каким образом произошло постепенное вытеснение деревянных временных конструкций стационарными каменными, как менялись при этом форма и размеры первых в мировой истории зрелищных комплексов. В качестве примеров взяты театральные здания в Афинах, Эпидавре, Мегалополе, Приене и других городах Великой Греции.

Ключевые слова: Древняя Греция; театральные здания; архитектура; планировочные схемы.

EVGENIIN. POLYAKOV, PhD, A/Professor, polyakov.en @yandex.ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

ARCHITECTURE OF ANCIENT GREECE THEATRES

The article is devoted to the most famous Ancient Greece theatres of Classical and Hellenistic periods (V-I ages B.C.). Peculiar attention was paid to functional transformation of three principal parts of antique theatre, i.e. orchestra, scene and theatron. A gradual substitution of temporary wooden constructions for fixed-site stone buildings and a change of forms and sizes of the first theatric centres in the world is shown in this paper. Theatre buildings in Athens, Epi-daurus, Megalopolis, Priene and other cities of Great Greece are described. Narration is accompanied by references to fundamental works of native specialists and antique primary sources.

Keywords: Ancient Greece; theatre buildings; architecture; architectural planning.

Настоящая статья является завершающей в серии наших публикаций, посвященных истории становления и архитектурным особенностям античных театров.

© Е.Н. Поляков, 2014

В первой статье этой серии [1] была рассмотрена история зарождения театрального искусства в Древнем Риме. В ней были также продемонстрированы особенности устройства стационарного римского театра, превратившегося в отдельно стоящее здание. Особое внимание было уделено наиболее известным театрам Римской республики - Скавра, Помпея и Бальба. Вторая статья [2] была целиком посвящена архитектуре театра Марка Клавдия Марцелла (11 г. до н. э.), ставшего во времена правления императора Августа образцом театра «нового типа». Было отмечено, что император, как и многие просвещенные римляне того времени, был горячим поклонником эллинистического искусства, в том числе театрального. Поэтому в театре Марцелла очень многое было заимствовано из архитектуры зрелищных зданий Древней Греции. Театральному искусству древних греков была посвящена третья статья [3]. В ней были рассмотрены история зарождения классического театра, его планировочная схема и особенности технического оснащения. Логическим завершением этой тематики является настоящая статья, посвященная архитектурным особенностям древнегреческих театров классического и эллинистического периодов (V-I вв. до н. э.). Свое повествование о наиболее известных театрах Древней Греции мы будем вести в хронологическом порядке, начав с классического периода в истории Афинского государства.

Древнейшим зрелищным зданием Древней Греции классического периода традиционно считается театр Диониса в Афинах. Первые упоминания о нем относятся к VI в до н. э., но свой окончательный вид он обрел лишь в IV в. до н. э. Театр размещался в пределах священной ограды Диониса на южном склоне Акрополя и неоднократно перестраивался. Его раскопки были выполнены в 1895 г. немецким архитектором и археологом Вильгельмом Дёрпфельдом (1853-1940), автором книги «Das griechische Theater» (1896). По двум незначительным фрагментам стены ученый смог воссоздать орхестру и скену, расположенные на округлой террасе диаметром 27 м. Эта терраса примыкала к южному склону Акрополя (рис. 1).

Рис. 1. Центральная часть Афин. Ситуационная схема

(Шр://т^к1ре111а.о^/ток1/Афинский_Акрополь)

Северная часть орхестры врезалась в гору, а южная была укреплена стеной высотой 2-3 м. Западное крыло театра почти соприкасалось со старым

храмом Диониса. Диаметр орхестры составлял 19,61 м. Вокруг нее был устроен специальный желоб для стока дождевой воды.

Скена этого театра вначале не имела никаких украшений. Однако сценарии произведений Эсхила и Софокла потребовали устройства особого «фона» в виде дворца или храма. К югу от скены открывалась великолепная панорама лазурного моря с островом Эгина на горизонте. Она прекрасно дополняла сценарий, делала его более «живым» и жизнерадостным (рис. 2).

Рис. 2. Руины театра Диониса в Афинах. Вид с Акрополя (фото О.П. Поляковой)

В годы правления Перикла (ок. 494-429 гг. до н. э.) театр Диониса подвергся кардинальной перестройке, закончившейся, вероятно, уже после смерти знаменитого реформатора. Старая орхестра была расширена к северу. Этим было увеличено пространство для работы актеров. Кроме того, была получена дополнительная площадь для размещения специальных сценических декораций, машин и механизмов, которые использовались в драматических пьесах Софокла и Еврипида. Также была перестроена южная кромка террасы. Вместо прежней кривой опорной стены из крупных глыб конгломерата была сооружена длинная (около 62 м) прямая стена, поддерживающая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца скены к ее центру выступали остатки опорной конструкции высотой примерно 2,7 м и шириной около 7,9 м. Возможно, что она служила опорой для театральных машин (рис. 3).

Здание скены стало двухэтажным, причем верхний этаж несколько отступал назад и оставлял актерам пространство спереди и с боков. Некоторые ученые полагают, что в каменном театре имелся деревянный проскений, несколько отступавший от здания скены и формировавший портик (как это было позднее в эллинистическом театре). Фасад скены с помощью раздвижных ширм, перегородок и других устройств изменялся для представления отдельных сцен.

Рис. 3. Театр Диониса в Афинах. Скена и орхестра (современное состояние)

Вильгельм Дёрпфельд считал, что проскений всегда был только декоративной стеной и что даже в эпоху эллинизма актеры играли не на скене, а на орхестре перед проскением. В новом театре появились параскении. Они выступали приблизительно на 5 м от фасада скены. Этот фасад имел три двери. Вероятно, по фасаду и на внутренних сторонах параскении стояли колонны.

Реконструкция, осуществленная Периклом, была завершена сооружением стои - длинной галереи с открытой на юг колоннадой. Она была обращена своим портиком к святилищу Диониса и выполняла роль фойе для посетителей театра: «Во 11-1 вв. до н. э. большое распространение приобретают прогулочные портики, пристраиваемые к скене театров, или расположенные рядом с ней портики или перистильные дворы (Помпеи, Эфес, Пергам). Тем самым повышается градостроительное значение театральных зданий, которые нередко занимают в городе большой участок, формируя самостоятельный театральный ансамбль...» [4, с. 334].

Колонный портик тянулся вдоль опорной стены, которая соприкасалась на западе с Одеоном Герода (Ирода) Аттика - зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была завершена Периклом в 443 г. до н. э. (рис. 4).

Театрон, разместившийся на неровных скалах южного склона Акрополя, сначала имел неправильную форму плана. В дальнейшем скамьи были расположены по окружности. Всего в театроне было 78 рядов сидений, т. е. театр вмещал от 14 до 17 тыс. зрителей. Театрон членился двумя кольцевыми проходами, верхний из которых располагался на 22,5 м выше уровня орхестры.

Никаких каменных сидений здесь поначалу не было. Зрители либо сидели на деревянных скамьях и нарах, либо просто стояли.

Рис. 4. Одеон Герода (Ирода) Аттика в Афинах, IV в. до н. э. Современное состояние (http://firefly-patrick.livejournal.com/59188.html): а - театрон; б - проскений

До V в. до н. э. грекам вообще были известны только передвижные сценические подмостки и скамьи для зрителей, установленные на сборно-разборные ступенчатые каркасы. До Эсхила афиняне довольствовались такой

скромной мизансценой. Однако случилось непредвиденное. Византийский лексикограф Свида (сер. Х в. н. э.) сообщает, что в 70-ю олимпиаду (499-496 гг. до н. э.) во время представления драмы Пратина (Ргайпа8), уроженца Флиунта, деревянные трибуны обрушились вместе со зрителями. Только после этого драматического события афиняне решили возвести более надежный каменный театрон (рис. 5).

Рис. 5. Театр Диониса в Афинах. Театрон, нижние ряды

Места для зрителей, большая часть которых сохранилась до наших дней, сооружены из камня. Приведем выдержку из второго тома «Всеобщей истории архитектуры»: «Высота ступенчатых мест для зрителей была невелика - всего 0,33 м, поскольку сиденья были рассчитаны на укладку подушек. В подступенке имелось углубление для ног. Ширина каждого уступа составляла 0,85 м. Ступени лестниц имели общую высоту, равную высоте сидений 0,33 м, но проступям придавался небольшой наклон, так что у наружного края ступени имели в высоту всего 0,22 м...» [4, с. 295].

Театрон был укреплен двойной опорной стеной. Нижний ярус был разделен радиальными лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удвоилось. Верхний ряд театрона упирался в подножие Акрополя. В наши дни можно видеть лишь его уцелевшие фрагменты (рис. 6).

Сиденья в этом перестроенном театре были все еще из дерева, за исключением нескольких почетных мест, стоявших в первом ряду: «Первый ряд мест. состоял из мраморных кресел. В центре их выделялось богато украшенное кресло жреца Диониса Элевтерия1, располагавшееся напротив алтаря, помещавшегося в центре орхестры.» [4, с. 295] (рис. 7).

1 Элевтерий (греч. несущий освобождение).

Рис. 6. Театр Диониса в Афинах. Театрон, верхние ряды

Рис. 7. Театр Диониса в Афинах: мраморный трон с надписью ^йр^/^^л'.риШоп^ь nn.rU/images/stories/Teatr_dionisa/7.jpg)

Следующая большая перестройка театра Диониса произошла во второй половине IV в. до н. э. (завершена ок. 330 г. до н. э.). Она была связана с именем государственного деятеля и оратора Ликурга Афинского (396-323 гг. до н. э.), заведовавшего тогда городскими финансами. Вместо временных деревянных строений наконец-то была возведена каменная скена с деревянным проскением, поддерживаемым впереди колоннами (фундамент его еще до сих пор можно различить). В эпоху Ликурга длина скены равнялась 46,5 м, а ширина - 6,4 м. Пол проскения лишь на одну ступень возвышался над уровнем орхестры.

Параскении (боковые крылья скены) были укорочены. Они выступали всего лишь на 1,8 м от фасадной плоскости проскения. Благодаря этому было выиграно пространство для устройства более широких пародов (проходов между скеной и орхестрой). Это облегчило актерам и зрителям доступ к скене и театрону. Древнегреческий ритор и грамматик Афиней Навкратийский (II-III вв. н. э.) в своем сочинении «Пир мудрецов» написал об этом варианте реконструкции театра Диониса следующее: «Сократ Родосский рассказывает, что сам Антоний, остановившись в Афинах, устроил над театром помост, густо убранный зеленью деревьев, как это делается в вакхических гротах, развешав по ней тимпаны, оленьи шкуры и другие всякого рода дионисийские прикрасы, и, с утра возлегши за стол, пировал с друзьями, причем ему служили музыканты, присланные из Италии, собранные для участия во всеэллин-ском зрелище. Иногда, говорит Сократ Родосский, он переходил на Акрополь, причем весь город Афины освещался факелами на крышах. С этого времени он повелел провозгласить себя по всем городам Дионисом [39 г. до н. э.]...» (IV, 29, р. 148 b-с.) [5, с. 75].

Театр Диониса, в особенности его сценическая часть, был основательно перестроен в эллинистическую и римскую эпохи: «Типична в этом отношении перестройка во второй половине IV в. до н. э. скены старейшего театра Диониса в Афинах, прошедшего все стадии эволюции здания греческого античного театра и с которого начинались, по существу, все нововведения в театральном зодчестве. В этот период между глубокими выступами параскениев классического периода строится колоннада проскения с рампами и возводится второй этаж скены. В позднеэллинистический период (II в. до н. э.) древние параскении уничтожаются и заменяются небольшими боковыми выступами колонного портика, имеющими чисто декоративное значение, и в это же время, а возможно и несколько раньше, второй этаж скены получает тиромы (фи-ромы)...» [4, с. 332-334].

Вероятно, высокая скена в этом театре появилась незадолго до середины II в. до н. э. С этого времени пьесы стали разыгрываться не перед проскением, а на логейоне (деревянном покрытии проскения), за исключением, быть может, тех случаев, когда возобновляли постановку старых трагедий с хором. Об этой разновидности скены театра Диониса пишет Плутарх (45-127 гг. н. э.): «Демет-рий вступил в Афины [295 г. до н. э.] и велел всем гражданам собраться в театре. Он окружил сцену вооруженными людьми, а на логейоне поставил вооруженных копьями; сам же сошел вниз через верхние ходы [пароды], как это делают трагические актеры.» (Деметрий Полиоркет, 34) [5, с. 74] (рис. 8).

Рис. 8. Театр Диониса в Афинах в римское время

(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:DionysiusTheater.jpg?uselang=ru)

В эпоху эллинизма (111-1 вв. до н. э.) театр стал одним из важнейших проводников греческой культуры. Нет ни одного эллинистического города, где не было бы найдено остатков монументального каменного театра. Располагаемые непосредственно в черте города, эти здания имели богатую отделку из мрамора и скульптурные украшения. В отличие от театров классического периода их архитектура становится более монументальной. Вновь обратимся к «Всеобщей истории архитектуры»: «Большое игровое и архитектурное значение в греческом театре имел портик проскениума, который был постоянным фоном театрального действия и завершал разомкнутую подковообразную композицию амфитеатра. Портики проскениума театров классического периода с их круглыми колоннами и узкими интерколумниями, несмотря на их малую абсолютную величину, имели соразмерность большого храмового ордера и не были приспособлены для крепления декоративных щитов. В эллинистический период круглые колонны заменяются полуколоннами, соединенными со столбами, имеющими устройства для их крепления. При этом расстояние между колоннами в целях придания декоративным щитам хороших пропорций сильно расширяется.» [4, с. 331].

В период эллинизма подвергаются реконструкции почти все сценические постройки театров классического периода - Диониса в Афинах, театры в Эпидавре, Эретрии, Сиракузах, Сикионе и других городах. Возводятся вторые этажи скены, и пристраиваются портики проскениев, многие из которых получают рампы.

В Александрии Египетской при Птолемее II Филадельфе (285-246 до н. э.) празднества в честь Диониса проходили с большой пышностью. На них давали представления трагедий и комедий. Однако в этот же период произошел постепенный упадок классической культуры не только в театре, но и в других видах искусства. Традиционный театральный репертуар, опиравшийся на мифы, исчез. Новые произведения Менандра, Филемона и других авторов отображали жизнь современников только в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. В то же время бытовые сюжеты требовали от исполнителей перемен в стиле игры. Актеры продолжают пользоваться масками, но их количество значительно выросло. Девять масок предназначалось для ролей мужчин, 17 - для женщин, 11 - для юношей и 7 - для невольников. Характер этих масок указывает на стремление актеров больше индивидуализировать традиционные типы комедии. В эллинистическую эпоху появились актеры-профессионалы и актерские товарищества, берущие на себя защиту интересов своих членов. Эти же товарищества выступали организаторами драматических и музыкальных состязаний. Членами товариществ были только свободнорожденные мужчины.

В архитектурном плане эллинистические театры существенно отличаются от театров классического периода (V в. до н. э. - первая пол. IV в. до н. э.).

Во-первых, они сооружались целиком из камня, и лишь отдельные их фрагменты изготавливались из дерева. Поэтому сохранились руины исключительно эллинистических театров. Их орхестры имеют форму полного или почти полного круга. Диаметр орхестры варьируется в зависимости от величины театра от 11 (Ороп) до 30 м (Мегалополь).

Во-вторых, эллинистический театр имел совершенно иное решение ске-ны. Скена обычно имеет форму удлиненного четырехугольника, средняя глубина которого равна 4-7 м, а максимальная ширина - 35-40 м. Параскении в эллинистическую эпоху постепенно исчезли, что объясняется увеличением высоты скены.

В-третьих, к первому этажу скены был пристроен невысокий (2,71 м) каменный портик - проскений. Его опоры, служившие ранее для крепления декоративных щитов, представляли собой столбы квадратного сечения, украшенные с лицевой стороны дорическими полуколоннами. Характерной особенностью портика является соразмерность его частей. При высоте колонны 2 м (7 Б) интерколумний достигает 6,7 Б2. Принятые соотношения создают масштабность, свойственную относительно небольшим ордерным композициям. Появилось полуподвальное помещение под проскением - гипоскений. Проскений обрел плоскую деревянную кровлю. Постановки новой комедии, в которой отсутствовал хор, осуществлялись уже не на орхестре, а на этой кровле, именуемой логейоном (греч. говорю). Глубина логейона - 2,5-3,5 м при такой же примерно высоте.

За логейоном возвышался второй этаж скены - эпискений. Его фасад, обращенный к зрителям, в начале эллинистической эпохи представлял собой глухую стену с дверями, перед которой и разыгрывалось действие. Однако во II в. до н. э. в этой стене были сделаны широкие проемы (порталы, арки), ко-

2 Б - диаметр основания ствола (фуста) колонны (Витрувий).

торые связали эпискений с логейоном. Эти проемы, называемые фиромами, служили не только для выхода актеров, но и для углубления сценической площадки. В них прятались актеры, которые, по сценарию пьесы, должны были укрываться или заниматься подслушиванием. Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» (Кн. 5, гл. 6, 8) упоминает также о вращающихся вокруг своей оси трехгранных призмах - периактах, с помощью которых происходила смена декораций. Эти устройства, вероятно, размещались в боковых фиро-мах [6, с. 98, 99].

В-четвертых, появились стандартные геометрические схемы театро-на. Чаще всего они включали в себя два кольцевых яруса, которые членились шестью радиальными проходами на пять клиньев. Эти сооружения, подробно описанные в трактате Витрувия, отличались безупречной акустикой и своеобразной красотой.

Из театров эллинистической эпохи наиболее известны театры в Эпидав-ре, Мегалополе (города в Пелопоннесе), Приене и Эфесе (Малая Азия).

Театр в Эпидавре (сер. IV в. до н. э.)

Этот театр был построен в 350-330 гг. до н. э. аркадским скульптором и зодчим Поликлетом Младшим (рис. 9).

Рис. 9. Театр в Эпидавре. Панорама (http://epidavr3000.narod.ru/epidavr.html)

По свидетельству греческого историка и географа II в. н. э. Павсания, он считался самым изящным из всех греко-римских театров: «На участке святилища (Асклепия. - Е.П.) у эпидаврийцев есть... театр, по моему мнению, весьма замечательный. Римские театры превосходят все театры в мире своей

отделкой, а по величине эпидаврский театр уступает аркадскому в Мегалопо-ле, но по красоте и гармонии разве может какой архитектор сравниться с По-ликлетом?» (II, 27, 5) [5, с. 384].

Это единственный театр, руины которого дают возможность представить внутреннее устройство скены. Она похожа на длинный прямоугольник, разделенный на пять помещений. Центральное из них имеет длину, равную диаметру орхестры. Перед тремя средними помещениями был устроен каменный проске-ний, состоявший из ионических полуколонн диаметром 0,33 м и высотой свыше 3,5 м. По мнению В. Дёрпфельда, он был построен в III-II вв. до н. э. вместо прежнего деревянного. На обоих концах проскения выступают небольшие па-раскении, сооруженные, по-видимому, в это же время.

По бокам скены в свое время стояли красивые ворота с двумя дверями. Одна дверь открывает выход на орхестру, а другая - на пандус, ведущий на деревянный логейон. От этих ворот уцелели только фундаменты. В настоящее время они полностью восстановлены. С сооружением каменного проскения театральное действие, по-видимому, было перенесено на него (рис. 10).

Рис. 10. Театр в Эпидавре. Современное состояние

(http://ancientrome.ru/archaeol/img/0302-02.jpg)

Орхестра представляет собой полный круг диаметром 24,32 м. Вокруг нее устроен канал для стока воды. Поверхность орхестры, окаймленная каменным бордюром, была покрыта утрамбованной землей. В ее центре возвышался цилиндрический камень.

Полукруглый театрон, расположенный по склону холма, разделен кольцевым проходом на два яруса. Нижний, включавший 32 ряда, состоял

из 12 клиньев, разделенных 13 лестницами. Верхний ярус включал 22 ряда и делился 23 лестницами на 22 клина. Сиденья в нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют спинки и являются, следовательно, почетными местами. Рассчитанный на 14 тыс. зрителей, театрон поражает своей безупречной акустикой. Самый легкий шорох доносится с орхестры до верхних рядов. Причина этого заключается не только в точно найденных формах трибун, но и в том, как умело вписан театрон в склон горы. Перед ним внизу лежит каменистая долина, и, вероятно, потоки теплого воздуха от нагретых солнцем камней, скользящие вверх по ступеням театра, играют немалую роль в звуковых эффектах (рис. 11).

Рис. 11. Театр в Эпидавре, вторая половина IV в. до н. э. Театрон (ru.wikipedia.org/wiki/ Театр_в Эпидавре)

Как отметил Павсаний, театр в Эпидавре послужил образцом для подражаний: «Недалеко от Тайной гавани [на о. Эгине] находится замечательный театр, по величине и по всему своему внешнему виду очень похожий на театр в Эпидавре. За ним устроен стадион, одна сторона которого примыкает к театру, так что стены их взаимно служат друг другу опорой.» (II, 29, 8) [5, с. 384].

Прекрасное расположение, замечательные акустические свойства и совершенство выполнения делают театр в Эпидавре самым лучшим примером открытых греческих театральных сооружений. Это касается не только общих свойств его композиции, но и отдельных деталей обработки скены, ордера проскения, пародов и театрона.

Театр в Мегалополе

По свидетельству Павсания, самый большой театр Греции был построен в Мегалополе (Аркадия): «По ту сторону реки, в южной части города [Мегалополя], замечателен театр, величайший из эллинских театров, и в нем -неиссякающий источник воды.» (VIII, 32, 1) [5, с. 384] (рис. 12).

Рис. 12. Театр в Мегалополе (сер. IV в. до н. э.). Общий вид (http://www.moluch.ru/archive/35/4005/)

Этот театр «имел в поперечнике 145 метров и вмещал до 44 000 зрителей. Нижний и средний ярусы имели по 20 рядов мест, верхний - 17. Диаметр орхестры превышал 30 метров.» [7, с. 173].

Театр был сооружен перед Терсилионом (Ферсилионом) - зданием собраний, он вмещал до десяти тысяч человек (аркадян). Терсилион был построен в середине IV в. до н. э., а чуть позже к нему был пристроен театр. Терси-лион поддерживался множеством колонн, и его вестибюль служил скеной или границей орхестры.

Этот театр был знаменит особым приспособлением, которое позднее римляне назвали «подвижной сценой» (scaena На одном из концов парода находилось помещение, называемое, согласно клеймам на кирпичах, скенотекой. Вильгельм Дёрпфельд предположил, что это помещение служило для хранения «подвижной сцены» (кулисы), выдвигавшейся в случае необходимости перед вестибюлем Терсилиона. Однако другие ученые считают, что конструкция, хранившаяся в скенотеке, представляла собой подвижный деревянный помост, заменивший скену. Перед началом представлений его быстро устанавливали между орхестрой и вестибюлем Терсилиона. Примерно в 200 г. до н. э. в театре был построен мраморный проскений. С этого времени представления шли уже на стационарной высокой скене.

Театр в Приене

Типичным примером небольшого городского эллинистического театра является театр в Приене. Он был построен между 350 и 330 гг. до н. э. (немецкий ученый А. Геркан указывает 300 г. до н. э.) (рис. 13).

Рис. 13. Театр в Приене, IV-III вв. до н. э. Реконструкция Б.П. Михайлова [8, с. 136]

Этот театр, имевший эллиптическую форму плана, вмещал пять тысяч зрителей. С его ступеней открывалась прекрасная панорама на городской центр и морской берег. Природный пейзаж, по-видимому, являлся идеальным фоном для бытовой эллинистической комедии, в которой местом действия обычно служили улицы, городские площади, фасады и интерьеры жилых зданий.

Театр имел круглую орхестру диаметром 13,54 м, По ее периметру располагались пять мраморных кресел, жертвенник, сценическая постройка с проскением и двухъярусный амфитеатр, входы в который находились на уровне проходившей за ним улицы, а также на уровне среднего кольцевого прохода (диадзомы).

Скена театра была двухэтажным, прямоугольным в плане сооружением, сложенным из мраморных квадров. Вначале скена была деревянной, и ее каменная версия появилась не раньше начала III в. до н. э. (рис. 14).

Рис. 14. Театр в Приене, IV-III вв. до н. э. Современное состояние (http://engineeer-garin.livejournal.com/58962.html)

К первому этажу скены был пристроен невысокий (2,71 м) мраморный портик проскения. Его плоская кровля (логейон) была выполнена из досок, настеленных на каменные балки. Лицевая плоскость проскения, обращенная к зрителям, состояла из каменных полуколонн, прислоненных к опорным столбам квадратного сечения (рис. 15).

Рис. 15. Театр в Приене, ГУ-Ш вв. до н. э. Скена, орхестра (http://en.wikipedia.org/wiki/Priene)

Так как на боковых гранях столбов были обнаружены отверстия (заплечики), было сделано предположение, что к ним могли крепиться деревянные щиты сменных декораций. Отличительной особенностью приенского проске-ния является соразмерность ордера, отвечающая масштабу небольшого по размерам сооружения.

Во II в. до н. э. верхний этаж скены, изначально представлявший собой гладкую стену с дверным проемом по центру, подвергся перестройке. В результате появилась стена с тремя большими проемами - тиромами (фирома-ми), выполнявшими функции кулис (рис. 16).

Не исключено также, что сначала актеры работали на орхестре и лишь в середине II в. до н. э. сценическое действие было перенесено на логейон. Это следует из некоторых изменений, произошедших в композиции театрона. Места для почетных посетителей были перенесены из первого ряда в пятый, а на орхестре перед проскением были установлены статуи: «В эллинистическом театре сцена поднимается значительно выше и этим много резче отделяется от орхестры. В связи с этим иногда поднимали и почетные места для зрителей, которые помещали уже не в самом низу, а на известной высоте от уровня почвы (театр в Приене). Смысл этих изменений состоит в отрыве сцены от орхестры и в более зрительном характере театрального действия, которое развивается в двух измерениях, как картина перед зрителем. Действие в орхестре гораздо больше втягивало в себя присутствующих, которые окружали его кольцом.» [8, с. 175].

Рис. 16. Театр в Приене. План. Реконструкция Б.П. Михайлова [8, с. 136]

Превращение театра во внутригородское сооружение сказалось на характере его архитектуры и в более тщательной и богатой отделке интерьера и фасадов скены. Театр в Приене был облицован белым мрамором, украшен статуями, орнаментальными рельефами; капители полуколония и антаблемент портика имели полихромную раскраску.

Театр в Пергаме

Город Пергам - столица Пергамского царства (Малая Азия), созданного в 283 г. до н. э. полководцем Филетером. В 133 г. до н. э. это царство было захвачено римлянами, которые превратили его в провинцию Азию.

Театр был построен на склоне горы в узкой лощине. Особенности рельефа этой лощины привели к тому, что количество лестниц, ведущих наверх, и протяженность ярусов постепенно уменьшается, вместо того чтобы увеличиваться (рис. 17).

Рис. 17. Театр в Пергаме. Современное состояние (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пергам)

Два поперечных кольцевых прохода делят места для зрителей на три яруса. Скена и проскений сначала были сделаны из дерева и поэтому не сохранились. Если в классическую эпоху это было правилом, то в эллинистическую они почти всегда сооружались из камня (рис. 18).

Рис. 18. Театр в Пергаме. Реконструкция, макет (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пергам)

В I в. до н. э. здесь появилась каменная скена. В римское время перед фасадом скены соорудили логейон метровой высоты, который стоит на стилобате эллинистического проскения. С обоих концов сцены рядом с пародами были устроены лестницы с пятью ступеньками, которые вели на орхестру.

Театры Южной Италии и Сицилии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В западной части греческого мира - Южной Италии и Сицилии -эллинистические театры имели особую форму внешнего контура театрона, украшенного римской аркатурой.

Типичными могут считаться театры в Сегесте и Тиндариде (совр. Тинда-ри) на острове Сицилия (рис. 19) и Сегесте (рис. 20).

Рис. 19. В хорошую погоду из театра в Тиндари (Сицилия) открывается вид на Липар-ские острова: общий вид (а), фрагмент (б)

а

Рис. 20. Театр в Сегесте (Сицилия): фото прошлого века (а); современное состояние (б)

Самой интересной достопримечательностью археологического парка Тин-дари является античный театр, построенный в к. IV в. до н. э. Кавея театра (диаметр 76 м) выдоблена в скальной породе. Театр рассчитан примерно на 7 тыс. зрителей. Места для зрителей сделаны по греческому обычаю в форме лестницы (со ступенями 0,4 м высотой и 0,7 м глубиной); они обращены на север, в сторону

моря и Липарских островов. В императорскую эпоху театр был приспособлен для зрелищных представлений. Греческая сцена была перестроена: ныне можно увидеть остатки типично римской арки. Первый из 28 рядов удален, а орхестра занижена, превращена в арену и ограждена барьером, который расположился как раз на месте первого ряда. В таком театре можно было без риска для жизни смотреть гладиаторские бои и травлю зверей.

Некоторые исследователи относят эти театры к ГУ-Ш и даже ко II в. до н. э. М. Бибер рассматривает их как переходную форму от эллинистических театров к римским и относит их приблизительно к 100 г. до н. э.. Фасад скены в этих театрах был богато украшен колоннами, эффектно завершающимися вверху фронтоном.

Оба театра имеют параскении, причем стена проскения выступает несколько вперед по сравнению с фасадами параскениев. В Сегесте параскении состояли из двухэтажных открытых галерей (рис. 20).

Кукольный театр

Известный греческий изобретатель-механик Герон Александрийский (10-70 гг.) создал первый кукольный театр. Передвигался он на колесах и напоминал миниатюрную беседку, кровля которой опиралась на четыре колонны. Куклы на его сцене приводились в движение системой шнуров и зубчатых передач, скрытых от зрителей. Они разыгрывали церемонию праздника Диониса. На сцене перед высокой фигурой бога вспыхивал огонь. На пантеру, лежащую у его ног, выливалось вино из чаши. Свита начинала танцевать под музыку. Затем музыка и танцы прекращались, Дионис поворачивался в другую сторону, пламя вспыхивало на втором жертвеннике, и действие повторялось. Затем все куклы останавливались, представление завершалось.

Второй театр Герона был еще меньше и легко переносился с места на место. Он представлял собой небольшую колонну, увенчанную макетом театральной сцены, скрытой за дверцами. Дверцы открывались и закрывались пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои домой. На миниатюрной сцене воины-куклы оснащали и спускали на воду корабли, плыли на них по бурному морю и погибали в морской пучине под раскаты грома и сверканье молний.

Выводы

Завершая наше исследование, необходимо отметить следующее. Ранее нами уже были рассмотрены история зарождения классического театра, его принципиальная функционально-планировочная схема и особенности технического оснащения [3]. Логическим продолжением этой тематики стало настоящее исследование, посвященное архитектурным особенностям и конструктивным решениям древнегреческих театров классического и эллинистического периодов (V-! вв. до н. э.). Повествование было выполнено в хронологическом порядке, начиная с древнейшего театра Диониса в Афинах. Оно позволило сделать ряд обобщений.

Отмечено, что этот театр, построенный в VI-IV вв. до н. э., синтезировал наиболее характерные черты древнегреческого театра классического пе-

риода; он включал орхестру, скену и полукруглый театрон для зрителей, врезанный в склон горы. Во времена Перикла были внесены изменения в конструкцию скены - появились проскений и параскении, расширившие возможности игры актеров. В качестве строительных материалов использовались как камень, так и дерево.

В процессе анализа архитектуры эллинистических театров в самой Греции (Афины, Мегалополь, Эпидавр), Малой Азии (Приена, Пергам), сицилийских колониях (Тиндари, Сегеста и др.) было установлено, что в них кардинально изменилась конструкция скены. Она обрела форму вытянутого четырехугольника. Параскении в эллинистическую эпоху окончательно исчезли, что объясняется увеличением высоты скены. Была усложнена конструкция каменного портика перед сценой - проскения. Он обрел плоскую деревянную кровлю-настил (логейон), на которой стали выступать профессиональные актеры. Под проскением появилось полуподвальное помещение - гипоскений. Значительно усложнилось техническое оборудование скены и ее декораций (эпимскений, фиромы, периакты и пр.). Особое внимание автора уделено также первым кукольным театрам (изобретению Герона Александрийского).

Отмечено, что в эллинистическую эпоху была найдена оптимальная геометрическая схема театрона. Она включала два кольцевых яруса, которые членились шестью радиальными проходами на пять клиньев. Эти сооружения отличались безупречной акустикой и своеобразной красотой (театр в Эпидав-ре и др.). Греческий театр с его эффектно изогнутым коническим пространством театрона, заполненного пестрой и шумной толпой, невысокой сценой с изящным мраморным портиком и, наконец, великолепным, свободно обозреваемым ландшафтом является живым воплощением эстетических идеалов античного общества.

Библиографический список

1. Поляков, Е.Н. Римский театр - история становления / Е.Н. Поляков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного унверситета. - 2013. - № 2(39). - С. 9-23.

2. Поляков, Е.Н. Театр Марцелла - культурно-идеологический манифест императора Августа / Е.Н. Поляков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного унверситета. - 2013. - № 3(40). - С. 14-29.

3. Поляков, Е.Н. Древнегреческий театр - история зарождения / Е.Н. Поляков, Т.О. Иноземцева // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного унверситета. - 2013. - № 4(41). - С. 9-23.

4. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - Изд. 2-е - М. : Изд. литературы по строительству, 1973 - 712 с.

5. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во. Академии архитектуры СССР, 1940. - 519 с.

6. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. Репр. изд. - М. : Архитектура-С, 2006. - 328 с.

7. Годлевский, Н.Н. История архитектуры Древнего Востока и античности / Н.Н. Годлевский ; под ред. проф. Ю.Н. Герасимова. - М. : Университетская книга, 2011. - 304 с.

8. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры: В 3-х т. Т. 2. Греция - Рим - Византия / Н.И. Брунов. - М.; Л. : Академия, 1935. - 621 с.

References

1. Polyakov Е.N. Rimskii teatr - istoriya stanovleniya [Roman theatre: history of formation], Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 2013. No. 2. Pp. 9-23. (rus)

2. Polyakov Е.N Teatr Martsella - kul'turno-ideologicheskii manifest imperatora Avgusta [Mar-cell theater is the cultural-ideological manifest of Emperor August]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 2013. No. 3. Pp. 14-28. (rus)

3. Polyakov Е.N., Inozemtseva T.O. Drevnegrecheskii teatr - istoriya zarozhdeniya [Ancient Greek Drama: history of formation]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 2014. No. 1. Pp. 9-30. (rus)

4. Vseobshchaya istoriya arkhitektury (VIA) [General history of architecture]: in 12 vol. V. 2. Arkhitektura antichnogo mira [Architecture of Ancient world (Greece, Rome)]. 2nd edition. Moscow: Stroyizdat Publishers the State Publishing House of Books on Construction and Architecture, 1973. 712 p. (rus)

5. Zubov V.P., Petrovskiy F.A. Arkhitektura antichnogo mira. Materialy i dokumenty po istorii arkhitektury [Architecture of Ancient world. Materials and documents on the history of architecture] Moscow : The USSR Academy of Architecture. 1940. 519 p. (rus)

6. Vitruviu, M. Desyat' knig ob arkhitekture [Ten Books on Architecture]. Moscow : Arkhitektu-ra-S, 2006. 328 p.

7. Godlevskij N.N. Istoriya arkhitektury Drevnego Vostoka i antichnosti [History of architecture of Ancient East and the ancient world]. Text-book for students. Ed. U.N. Gerasimov. Moscow : Universitetskaya kniga, 2011. - 304 p.

8. Brunov N.I. Ocherki po istorii arkhitektury: [History of architecture essays] in 3 vol. V. 2. Greece - Rome - Byzantium. Moscow; Leningrad : Akademiya, 1935. 621 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.