УДК 72.035...4
ао1: 10.48612/ашШ/2024_53_173-187
АРХИТЕКТУРА БРИТАНСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА ЭДВАРДИАНСКОЙ ЭПОХИ И ЕЕ МАНЬЕРИСТИЧЕСКИЕ ПРООБРАЗЫ
С. А. Котиев
Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), г. Москва
Аннотация
В статье анализируется архитектура Великобритании эдварди-анской эпохи (1890 - 1910-е гг.). Рассматривается формирование неоклассического направления, получившего активное развитие в этот период, и влияние на этот процесс наследия архитектуры итальянского маньеризма XVI в. Рассматривается творчество таких архитекторов, как Дж. Белчера, А.Б. Пайта, Дж. Дж. Джоасс, Т. Брамвелла, Ч. Холдена, Э. Лаченса и др.
Ключевые слова
¥рхитектура Великобритании, эдвардианский неоклассицизм, Эдвин Лаченс, архитектура Ренессанса, британский имперский стиль, итальянский маньеризм, неоманьеризм в архитектуре.
Дата поступления в редакцию
19.12.2024
Дата принятия к печати
22.12.2024
<
а >
1*
ш
1-
X
а
<
ш
се
э
1-
и
ш
1-
нн
X
и
се
<
Рубеж XIX - XX вв. вошел в историю архитектуры как период поиска средств новой художественной выразительности. Помимо открытий ар-нуво, этот процесс также протекал в рамках обращения к языку
классических архитектурных форм. По этой причине архитекторы часто обращались к тому времени ¡|
м
и
В английской историко-архитектурной науке данный период (примерно 1880 - 1910-е) часто опре- го
забытым принципам архитектуры позднего Возрождения, создавая на их основе новые революционные решения. В данном контексте в этой статье рассматривается архитектура Великобритании.
деляют как эдвардианский, рассматривая его несколько шире дат официального правления Эдуарда VII (1901 - 1910). Основанием для этого является очевидное стилистическое, если не единство, то преемственность 1880 - 1910-х, где поздневикторианский неоклассицизм выступает периодом сложения стиля
о
архитектуры короля Эдуарда VII, а 1910-е, вплоть до Первой мировой войны, становятся логическим *
продолжением сложившихся в предыдущее двадцатилетие стилистических предпочтений.
В 1910-е, накануне Первой мировой войны, именно неоклассицизм в разных вариациях стал од- 5
ним из доминирующих направлений в архитектуре художественных центров Старого и Нового Света. В отечественной историографии подробно отражена проблематика русского неоклассицизма 1910-х. ¡^ ^
Развитию же ордерной традиции эдвардианской Великобритании на русском языке посвящено не так л £
* «
СО ш
а
*о го
много исследований. Среди них—справочная статья «Эдвардианский классицизм» в 10 томе «Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства» [1, с. 619 - 620].
Также общее представление о неоклассике в архитектуре Великобритании рубежа веков можно получить в книге «Архитектура эпохи модерна» [2, с. 219, 221], где авторы рассматривают неоклассицизм в качестве реакции на академический стиль в рамках «Эстетского движения». Но и в данной книге английскому неоклассицизму посвящено буквально несколько абзацей.
Британской архитектуре предшествующей викторианской эпохи, включая ее поздний период, важной для данного исследования, посвящен раздел книги Д. О. Швидковского «История архитектуры стран Европы XIX столетия», в котором подробно анализируется процесс реакции на эклектизм. Важной частью этого процесса и был неоклассицизм, что дает более комплексное представление о формировании архитектурного образа следующей эпохи короля Эдуарда VII [4].
По очевидным причинам данная тема гораздо богаче раскрыта в трудах английских исследователей, начиная от монографий, посвященных творчеству конкретных авторов (только Э. Лаченсу, его деятельности посвящен целый ряд изданий), заканчивая книгами, анализирующими конкретную сферу архитектуры, например, «Подъем нуворишей: стиль и статус в викторианской и эдвардианской архитектуре (The rise of the nouveaux riches: Style and status in Victorian and Edwardian architecture)», где максимально подробно описываются городские и загородные резиденции британской элиты, весомая часть которой предпочитала именно классический стиль в архитектуре [6].
Важнейшими же комплексными исследованиями всей эдвардианской архитектуры (не только неоклассической) являются две книги: «Эдвардианская архитектура: справочник по проектированию зданий в Британии, 1890 - 1914 (Edwardian Architecture: a handbook to building design in Britain, 1890 - 1914)» историка архитектуры А. Сервиса, 1977 г. [12] и вышедший позже, в 1985 г., «Библиографический словарь эдвардианской архитектуры (Edwardian architecture: A biographical dictionary) А. Грея» [7].
Именно А. Сервис в первой книге предлагает рассматривать архитектуру эдвардианского классицизма, начиная с середины 1880-х, и подробно разбивает неоклассическое направление на подстили.
А. Грей же рассматривает эдвардианский период, во-первых, в более строгих хронологических рамках, начиная с 1901 г. и практически не касаясь 1890-х, а, во-вторых, анализирует различные типологии зданий, рассматривая отдельно гостиницы, государственные учреждения, многоквартирные дома, отдельно разбирая характерную для них стилистику. Например, он указывает, что отели стало модно строить во французском стиле Эколь-де-Бозар после открытия в 1906 г. в Лондоне отеля «Ритц» (арх. Ш. Меве, А. Д. Девис), стилизованного под замок Луары.
Великобритания и ее художественная культура в целом воспринимается с позиций XXI в. как нечто консервативное и классическое. Но именно архитектура эдвардианского периода (в границах, обозначенных выше) опровергает эти представления, поскольку она изобиловала новаторскими ордерными композициями. На появление этих новаций, наряду с наследием Древней Греции и Рима, палладианства и ампира, большое влияние оказала архитектура итальянского маньеризма, степень влияния изобретений которого на эдвардианский классицизм в области использования ордера и архитектурных форм посвящена эта работа.
Каковы же причины роста популярности классики на излете викторианства? Английский историк Джо Крук в своей книге отметил несколько причин обращения правящего класса к ордеру. По его мнению, во-первых, классицизм имеет городскую коннотацию. А «новые деньги»—это деньги, заработанные в городе. Во-вторых, классицизм является общеевропейским светским языком: значительная часть новых заказчиков была из банковской сферы и имела еврейское происхождение, поэтому, например,
яковитскии стиль не подходил по духу как слишком англиискии, а готика—как слишком христианская. В-третьих, классицизм во всех его хамелеоновых формах (включая неоренессанс) в общем был стилем, ассоциирующимся с правящим классом [6, с. 42 - 45].
Интерес к ренессансу и маньеризму как специфическому периоду в его рамках характерен в целом для английской архитектурной мысли рубежа веков. Исследователи архитектуры того периода называли британские XVII - XVIII вв. «английским ренессансом», а термин «барокко» использовался, скорее, как уничижительный. Практически друг за другом выходят три больших труда: «Архитектура Ренессанса в Англии» (1894 г.) Дж. А. Готча, «История архитектуры Ренессанса в Англии, 1500 - 1800» (1897 г.) Р. Бломфилда и «Поздняя архитектура Ренессанса в Англии» (1898 - 1901 гг.) Дж. Белчера.
Архитектура английских XVII - XVII вв. в глазах эдвардианцев была лишь частью позднего возрождения, по-настоящему начавшегося лишь в XVII в. с творчества Иниго Джонса, которое «неотделимо от британского Ренессанса, но оно не является частью Возрождения в итальянской форме,...» [3, с. 73]. Так, Ренессанс в британской архитектурной мысли того времени понимается специфическим образом, включая в него и творчество Иниго Джонса, интегрировавшего античный ордер в существовавшую строительную систему, и Кристофера Рена, чьи проекты были буквальным подражанием не Ренессансу, а, скорее, интерпретацией французского барочного классицизма, формы которого, однако, во многом берут начало в маньеризме.
В усиления националистических настроений, в связи с бриллиантовым юбилеем правления королевы Виктории [2, с. 221], архитекторы активно искали вдохновение именно в эпохе формирования английской неоклассики. И данные поиски сформировали эдвардианскую большую манеру—имперский стиль, опирающийся на достижения «великих ордерных открытий»: античности, ренессанса, барокко. Впервые сам же данный термин вводится Третьей беседе Джошуа Рейнольдса (1770 г.) как наивысшая степень академической теории [11].
В первую очередь, архитекторы эдвардианской большой манеры ориентировались на памятники английского барокко: в них находились яркие и нетривиальные способы интерпретации классических форм. Поэтому весомая часть проектов того периода определяется как эдвардианское необарокко или барочный ривайвелизм (baroque revival). Наиболее часто, конечно, архитекторы ориентировались на К. Рена, сформировав стилистическое явление «Wrenaissance» (игра слов на англ.: Wren + naissance—«воз-рождение стиля Рена»). Доподлинно неизвестно, как появилось данное название. Вероятно, в обиход оно вошло после одной из статей в журнале «The Architectural Review» к 1900-м гг., когда подстиль уже сформировался. За образец также часто брали и другие примеры барокко XVII - XVIII вв., особенно наследие Н. Хоксмура и Дж. Ванбру (замки Говард и Бленем—наиболее частые прообразы переусложненных эд-вардианских фасадов).
Необарокко в целом стало «государственным стилем» эпохи, принципиальной темой творческого поиска в рамках которого стало грандиозного общественного купольного здания—почти всегда интерпретация образа собора Св. Павла или госпиталя Гринвича К. Рена (которые сами переосмысливают Св. Петра Микеланджело).
Первые примеры таких построек—проекты Дж. Белчера, Б. Пайта и Дж. Джосса: дворец Инкорпорированного института дипломированных бухгалтеров (the Hall of Incorporated institute of Chartered Accountants) 1889 г. [7, с. 15] и конкурсный проект музея Виктории и Альберта в Лондоне 1891 г. [12, с. 68] (рис. 1). Показательны также здание ратуши Белфаста (1897 - 1906 гг.). Т. Брамвелла, мемориалы королевы Виктории в Калькутте (1905 - 1912 гг.) У Эмерсона и леди Эштон («Тадж-Махал севера») (1906 г.) Дж. Белчера в Ланкастере (рис. 2) и др.
<
CL
>
1-
*
ш
1-
S
X
CL
<
ш
ce
э
1-
u
ш
1-
М
X
и
се
<
ГО Z m s J s и и
ГО Ç
X
0
и
1
0 ¡e и
1 (Q H
s a
« ro
£ S. * ®
± к
Tk, Arte* l/fwrw/, НШнит /W. ЛмгшЛгг, JOHN ВЙ£НЕХ, R-A-. Arrhiieci. ])i|iii(iu Drawing. I-V* llui VIJ. Л, |K. 14,1 iirauitt H ft ; /mi. frit таи ан4 Smt, frnryn, Cemrali.
Рис. 2. Мемориал леди Эштон. Дж. Дж. Джоасс, Дж. Белчер; Уильямсон-парк, Ланкастер, 1907 - 1909 гг.2
1 [12, С. 67].
2 [7, C. 224].
К 1910-м гг. популярность необарокко падает. Символично выходит критическая статья в журнале «The Architectural Review» о Миланской Всемирной выставке, где «необарокко» обозначили как достойное порицание вырождение ар-нуво [12, с. 156].
Во всех перечисленных постройках косвенно общее с поздним Возрождением—это эксперименты и вольное обращение с ордером. Но в эдвардианской архитектуре встречаются и прямые отсылки к известным произведениям итальянского маньеризма. Образы Апеннин в целом заняли весомое место в британской эклектике. Уже в начале царствования королевы Виктории возникает целый стиль «Italianate (итальанизированный)», в котором смешались разнообразные черты итальянского Ренессанса. Например, Осборн-хаус (1845 - 1851), личный проект принца Альберта при участии Т. Кьюбитта (рис. 3). Дворец являлся фантазией на тему итальянской виллы, где соединились образы таких памятников, как вилла Фарнезе в Капрароле, вилла Боргезе в Риме, вилла Медичи в Кафаджоло, вилла в Треббьо, Ла Петрайя и др.
0 и
1
В 1890 - 1910-е гг. английские мастера архитектуры были более избирательны в поиске прообра- го
за. Возрождается интерес к одному из основоположников маньеризма Микеланджело. По мнению м
А. Грея, данный интерес был обусловлен творчеством скульптора и архитектора Х. Станнуса (ум. в 1875 г.), художника А. Стивенса и публикацией в 1893 г. первого англоязычного издания о мастере «Жизнь
го
Микеланджело Буонаротти» Дж. А. Саймондса [12, с. 286; 13]. ^
Под влиянием этого интереса архитектор А. Б. Пайт публикует в 1898 г. в журнале «The Architectural Review» большое исследование о проектах Микеланджело, где он советует использовать наследие флорентийца как источник идей [9; 12, с. 71]. По существу, он теоретически подкрепляет собственные про- {5
х
екты полные позднеренессансных реминисценций. Так в здании на Мортимер-стрит, 44, в Лондоне, ар- о
хитектор украшает фасад фантазийным эркером, центральное окно которого разделено пополам балясиной и увенчано сандриком—прямая цитата форм из Новой Сакристии. В другом проекте 1890-х гг., доме на Мортимер-стрит, 82, он располагает на фасаде серлиану с разорванным лучковым фронтоном, окно СО
3 Фото автора. ^ ®
н
над центром которой поддерживают мужская и женская фигуры скульптора Т. Тайрелла—«"ироничный комментарий" к гробнице Медичи, "фигуры Микеланджело будто разбужены" и вынуждены поддерживать второй ярус фронтона» (рис. 4, 5) [7, с. 286 - 287].
Рис. 4. Здание на ул. Мортимер-стрит, 82, Лондон. А.Б. Пайт, 1896 г. 4
Рис. 5. Новая Сакристия. Микеланджело; Флоренция, 1519 - 1635 гг.5
4 Фото автора.
5 Фото автора.
Моду на «микеланджелизм» перенимает и У. Н. Данн, который с У К. Грином создают проект здания Пэлл-Молл (ок. 1905 г.), с окнами бельэтажа, срисованными также с табернаклей капеллы Медичи (рис. 6). Последний также строит Национальный банк Вестминстера на ул. Пикадилли в духе Бальдас-саре Перуцци, которого сам называет своим любимым архитектором [7, с. 175, 200].
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
га
т ^
и и
га ^
0
V
1
Рис. 6. Здание Пэлл-Молл. У Н. Данн, У К. Грин; Лондон, 1905 гг. 6
На одного из самых ярких мастеров эпохи Э. Лаченса и учеников его круга повлияли работы другого мастера итальянского маньеризма, а именно—Микеле Санмикели (рис. 7, 8) [10, с. 49].
[7, С. 200].
0 ¡е и
1
га н
а
» Е £ &
* ®
6
■ jß -
Рис. 7. Учебный проект школьного мемориального зала III курса. О. Хилл (уч. Э. Лаченса), студент
7
Вечерней школы, 1909 г.
Рис. 8. Учебный проект здания таможни IV курса. О. Хилл, студент Вечерней школы, 1910 г.8
Но, пожалуй, больше других приблизился к маньеристическому принципу работы с ордером, к «игре с ордерными элементами», а не к эклектичному срисовыванию форм XVI в. А. Б. Пайт. А. Сервис обозначил данный принцип как «иррациональное использование классических элементов» и даже выделяет такой подход как отдельный подстиль внутри «большой манеры». Исследователь заявляет, что Микеланджело и Джулио Романо создали новый классический стиль, использовавший элементы в «антиконструктив-
7 [10, С. 51].
8 [10, С. 52].
ном ключе». В начале XX в., считает он, фасад теряет связь с внутренней структурой за счет введения стального каркаса, но заказчики продолжают настаивать на решениях в классическом духе, что и сформировало эдвардианский неоманьеризм [12, с. 178]. С данной гипотезой сложно полностью согласится, так как маньеризм, наоборот, исключительно рационален как искусство победы разума над природой, пусть и природой стального каркаса. «Антиконструктивное использование элементов» — сомнительное заявление, так как всевозможные карнизы и пилястры в данном случае только подчеркивают конструктивную работу каркаса. Но неомантеристическое течение как попытка найти новый способ применения ордерных форм внутри «большой манеры»—это неоспоримый факт. В данной эстетике работали А. Б. Пайт, Ч. Холден, Дж. Дж. Джоасс (старший помощник Дж. Белчера), У. Томас. Данное сочетание каркаса с классическим декором в какой-то мере родственно зодчеству Британии XVI в., для которого характерно «соединение итальянизмов, <...>, с элементами, характерными для поздней готики <.. .> Терпимость, признававшая возможность сосуществования элементов различных «вкусов», старого и нового.» [3, с. 53 - 54].
Одним из первых «одел» стальной каркас в «классические одежды» Ч. Холден в крыле библиотеки Юридического общества (1903 - 1904 гг.) на Чансери-лейн в Лондоне (рис. 9). Сандрики его углового ризалита явно вдохновлены Микеланджело. Вероятно, Холден видел и неосуществленные проекты А. Б. Пайта, судя по аркам первого этажа, откровенно похожими на чертежи последнего, выполненные в 1890-х гг. Новаторской является и объемно-пространственная композиция здания: скульптурная, составленная из параллелепипедов. Это решение очевидным образом принадлежит новому столетию: данная громоздкая асимметричная масса объемов поразительно близка Юнити-темпл (Unity Temple) Ф. Л. Райта (1905 - 1908 гг.) и памятникам Венского сецессиона, то есть ордер как необычайно выразительная пластическая структура вписывается и в композиции ар-нуво и раннего модернизма. Похожий принцип формообразования — скульптурная рубленная композиция с ордерным декором—использу-ется Э. Лаченсом уже в период после Первой мировой войны в двух зданиях Мидленд банка: в Лондоне (1924 - 1939 гг.) и Манчестере (1933 - 1935 гг.) (рис. 10,11).
Рис. 9. Крыло библиотеки Юридического общества. Ч. Холден, Чансери-лейн, Лондон; 1903 - 1904 гг.9
<
CL
>
1-
*
ш
1-
S
X
CL
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
М
X
и
ОС
<
[7, С. 213].
ГО Z m s J s и и ГО
X О V X
о ¡е и х го н s а
» го
£ S.
* ®
9
10 [10].
11 Фото автора.
Не менее интересно другое здание Ч. Холдена (1907 - 1908 гг.) — Родезия-хаус (Rhodesia House), бывшее здание Британской медицинской ассоциации (British Médical Association building) (рис. 12), исключительное по концептуальности интерпретации наследия Микеланджело. Ч. Холден укрупняет табернакли из Новой Сакристии, охватывая ими несколько этажей и использует ступенчатые лопатки, не имеющие горизонтальных связей на верхних ярусах вместо ордерного декора, и фантазийные обрамления окон (но все на базе классических форм). Законченности композиции добавляет скульптурный декор работы Дж. Эпштейна, вдохновленный статуями «рабов» и «Флорентийской Пьетой» Микеланджело.
12
<
а
>
1-
*
ш
1-
S
X
а
<
ш
се
э
1-
и
ш
1-
М
X
и
се
<
Рис. 12. Родезия-хаус. Ч. Холден, Лондон, 1907 - 1908 гг.
Похожим свободным подходом к формотворчеству отличался и другой архитектор—Дж. Дж. Джо-асс, ученик архитектора У. Бернета, заменивший А. Б. Пайта в мастерской Дж. Белчера. Иными словами, преемственность неоманьризма от эдвардианского барокко очевидна. Так в его проекте Маппин-хауса (Mappin House) (1906 - 1908 гг.) (рис. 13), выполненного для бюро Дж. Блечера, появляется стеклянный фасад, обрамляемый арками на тонких столбиках с каменными импостами, вторящими своими контурами тем же табернаклями капеллы Медичи. Окна, вписанные в арки, украшены разорванными фронтонами-завитками в духе Бернардо Буонталенти.
12
[7, С. 215].
ГО Z m s J s и и
ГО Ç
X
0
и
1
0 ¡е и
1 ГО H
s а
« го
£ S. * ®
Еще более впечатляет здание Королевского Страхового общества (Royal Insurance building) Джосса (1907 - 1908 гг.), фасад которого схож с фасадом Маппин-Хауса, но имеет сложные скульптурные эркеры, с невероятно пластичным микеланджеловским декором, решенным, однако, в духе XX в.
Показательным примером эдвардианского неоманьеризма вне Лондона является здание Лайверского общества взаимопомощи (Liver Friendly Society) У Томаса (1908 - 1911 гг.) в Ливерпуле (рис. 14). Оно представляет собой многоэтажное здание с довольно регулярной сеткой окон, но с совершенно фантазийными венчающими башнями наверху.
Однако к 1910-м гг. данный вольный неоманьеристический подход к проектированию начинает активно критиковаться сторонниками строгого следования классическим канонам. В журнале «The Architectural Review» «неоманьеристы» подвергаются жесткой критике как способные, но слишком увлеченные созданием «нового стиля», изменяющие ордер до неузнаваемости, действительно создавая тем самым новый, но «уродливый стиль» («the Ugly Style») [12, с. 180]. В 1910-е на первый план постепенно выходит академический стиль парижской Эколь-де-Бозар. Известно, что Р. Бломфилд, активно работавший над журналом, был ярым сторонникам именно подобного французского подхода к проектированию [5].
13 [12, С. 182].
Таким образом в архитектуре второй половины 1910-х гг. происходит пуристская революция аналогичная той, что произошла в архитектурной мысли Англии в 1720-е гг. Место демонстративной экспрессии занимает глубоко английское понятие о хорошем вкусе.
Ренессанс и маньеризм оказали существенное влияние на формирование классицизма как глобального вектора развития архитектуры в процессе поиска его формы, соответствующей духу нового столетия. Влияние это было как в виде цитирования форм итальянского чинквеченто, так и условным, за счет
и
специфического понимания Ренессанса архитектурной мыслью Великобритании эдвардианской эпохи, и
И. Джонса и К. Рена и других архитекторов, вплоть до Дж. Неша. 2
I
включавшей в Возрождение, помимо непосредственно итальянских образцов XVI в., также творчество
Но главное, что роднит эдвардианский классицизм с итальянским маньеризмом XVI в.,—это по-
пытка выстроить новый стиль на базе архитектурного ордерного языка во времена, когда казалось, что о
наивысшая гармония уже достигнута и классицизм как таковой навсегда исчерпал свои выразительные возможности, в очередной раз доказав, что ордер — это бесконечное поле для художественных экспериментов.
--I*
14 [12, С. 183]. * £
< *
Библиографический список
1. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Том 10: Эдвардианский классицизм / В. Г. Власов. Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2010. С. 619 - 620.
2. Горюнов, В. С. Архитектура эпохи модерна / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. СПб.: Стройиздат, 1994.
3. Швидковский, Д. О. История архитектуры Британии XVI - XVIII столетий / Д. О. Швидковский. Москва: Архитектура-С, 2019.
4. Швидковский, Д.О. История архитектуры стран Европы XIX столетия / Д.О. Швидковский. Москва: Архитектура-С, 2020.
5. Blomfield, R. Memoirs of an Architect / R. Bloomfild. London: Macmillan and Co, 1932.
6. Crook J. M. The rise of the nouveaux riches: Style and status in Victorian and Edwardian architecture / J. M. Crook. London: Murray, 2000. 354 p.
7. Gray, A. S. Edwardian architecture : A biographical dictionary / A. S. Gray. London: Duckworth, 1985.
8. Latyens R. Sir Edwin Latyens : An appreciation in perspective / R. Latyens. London: Country life limited, 1942.
9. Pite, A.B. The Architecture of Michael Angelo / A.B. Pite // The Architectural Review. — 1898. — № 4. — P. 219.; — №5. — P. 21,86.
10. Powers A. Edwardian architectural education: a study of three schools of architecture / A. Powers // AA Files. — 1984. — № 5. P. 48 - 59.
11. Reynolds J. M. Seven Discourses on Art / J. M. Reynolds. London: David Price, 1901.
12. Service A. Edwardian Architecture: a handbook to building design in Britain, 1890 - 1914 / A. Service/ London: Thames & Hudson, 1977.
13. Symonds, J. A. The Life of Michelangelo Buonarroti / J. A. Symonds. London, 1893.
14. The Architectural Review. — 1910. — № 27.
BRITISH NEOCLASSICAL ARCHITECTURE OF THE EDWARDIAN AGE AND ITS MANNERISTIC PROTOTYPES
S. A. Kotiev
Moscow Architectural Institute (State Academy) — MARKHI, Moscow
Abstract
The Keywords
Architecture of the Great Britain, Edwardian neoclassicism, Renaissance architecture, British imperial style, Italian mannerism, neomannerism in architecture.
The article deals with the British Edwardian architecture (1890s - 1910s). The main attention is paid to the problem of formation and development of the neoclassical style of the period and the influence of the Italian mannerist legacy on the process. The works of architects like J. Belcher, A. B. Pite, J. J. Joass, T. Brumwell, C. Holden, E. Lutyens and others are considered.
Date of receipt in edition
19.12.2024
Date of acceptance for printing
22.12.2024
Ссылка для цитирования:
С. А. Котиев. Архитектура британского неоклассицизма эдвардианской эпохи и ее маньеристические прообразы. — Системные технологии. — 2024. — № 4 (53). — С. 173 - 187.
Ш ОС
о
I-
и ш
I-н
X
и
СЬ <
ГО Z m s J s и и ГО
X О V X
о ¡е и х го н s а
» го
ш ГС
* ®