АРХИТЕКТУРА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ, ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО
СТИЛЯ НА ИХ ОБЛИК
Э.Ф. Шаяхова1, аспирант
Научный руководитель: С.Б. Поморов2, д-р архитектуры, профессор 1Тюменский индустриальный университет
2Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова 1(Россия, г. Тюмень) 2(Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2500-1000-2025-1-3-242-246
Аннотация. В статье рассматривается проблема эстетического восприятия автозаправочных станций. Актуальность данного исследования заключается в особенностях формирования данных сооружений, их переход к придорожным комплексам обслуживания и необходимость формирования их архитектурного облика как идентификатора и эстетического наполнения среды. В результате было замечено на этапах становления АЗС в советский период отсутствие визуальной художественной выразительности, как вытекающее последствие этого -развитие брендов автозаправок без единой архитектурной стилистики, необходимость архи-тектурныхрешений АЗС в придорожных комплексах.
Ключевые слова: здания обслуживания, автозаправочные станции, придорожный комплекс,
визуальное восприятие, типовая архитектура.
Один из прогрессов науки XIX века стало изобретение автомобиля. С 20 годов XX автомобиль превратился в совершенное техническое средство, требующее топливо. С увеличением производства автотранспортных средств, увеличивается протяженность дорог с дорогим полотном и строения по обслуживанию автомобилей.
Период индустриализации общества появляются первые сооружения автозаправочных станций. В самом начале становления, это были технические сооружения по заправке автомобилей (колонки, автозаправочные островки). Ценной архитектуры они не несли и представляли собой технические сооружения с емкостями для раздачи и хранения топлива. Автозаправочные станции не воспринимаются как объекты архитектуры у потребителей. Первое восприятие АЗС как архитектурных объектов начинается с технического вида сооружения, функционально для обслуживания автомобилей, затем как объекты эстетического восприятия. Потребители часто не видят в автозаправочном комплексе объекты архитектуры и эстетики.
В России первые заправочные станции появились в 1911 г., в то время Имераторское Автомобильное общество заключило договор
с товариществом «Братья Нобель» относительно «бензиновых станций». В 1914 г. в больших российских городах работало 440 автозаправочных станций [1].
Эволюционировав, появились первые строения автозаправочных станций. До 1950г годов первые строения представляли собой навесы с будками для операторов и колонка для заправок. Архитектура этих сооружений был примитивная, не несла архитектурной нагрузки.
Второй этап становления архитектуры в период 1950-1970 года - становление новой архитектуры. Эта эпоха развивается вместе с новым направления в архитектуре, имеет четкое стилевое отличие. Этот период отличается от предыдущего бурным ростом формообразования, поиск стилевого ресурса. Основные направления этого стиля: социалистический, модернистски, брутализм. Основные направления в развитии архитектуры - типовой, индивидуальный, самострой.
Типовой - типовая архитектора, в период индустриализации увеличивается количество автозаправочных станций, НИИ разрабатывают унифицированную модель и архитектору, подходящую под любой стиль, рельеф и город (рис. 1, 2).
Рис. 1. Типовая АЗС (ш.1Ъ1;о81;гапа.гц)
Индивидуальный стиль - разрабатывался личался высокохудожественными требовани-архитекторами или другими специалистами ями к объему, хорошо вписывался в суще-для конкретной площадки строительства, от- ствующую застройку.
Рис. 2. Типовая АЗС (rn.fotostrana.rn)
Третье стилевое направление самострой -индивидуальной строительство на данной площадке, не несло не какой архитектурной стилистике, представляло собой строение из материла, который находится в данной местности.
Стиль советский или позднее советский датируется 1970-1990 годами. В это время активно росло количество автозаправочных станций, архитектура была разнообразной, своеобразной, интересной, индивидуальной.
Проводились эксперименты с формообразованием, технологической системой. В пост советский период появились типологические автозаправки - наработки для типового строительства в других регионах с учетом климата, рельефа и других особенностей.
Индивидуальный стиль представлял собой разработка проектов автозаправочной станции индивидуально с учетом местной колористки архитектуры, местности, рельефа (рис. 3).
Рис. 3. Типовая АЗС С начала 90-х по 2000 года архитектура автозаправочных станций поделится на две части - АЗС брендованных фирм и АЗС частных (физических лиц) [2].
Брендирование (согласно большой энциклопедии, маркетинговые мероприятия по увеличению продаж, продвижению товаров или услуг по направлению с увеличением продаж) (рис. 4).
(rn.fotostrana.ru)
Формирование самого бренда автозаправочных станций в начале двухтысячных годов происходит стремительно. На рынок попадают зарубежные крупные брендовые фирмы и происходит процесс их адаптации и формирования новых брендов по типу зарубежных. Брендованные фирмы имели сформированные структуры, функциональной архитектуры [3].
Рис. 4. Лукойл АЗС (brobank.ru)
АЗС частные лиц в это время отталкивалось на современные строительные материа-
лы, строились больше, в каждом регионе лидировали свои индивидуальные АЗС (рис. 5).
Рис. 5. Частное АЗС (авторское фото)
Начиная с 2000 формируется бренды АЗС как крупных, так и индивидуальных предпринимателей. Каждое десятилетие, упраздняются старые и устаревшие по архитектуре автозаправочные станции, на их место приходят новые, современные здания [4].
Согласно статистическим данным в 74 регионах не одному крупному бреду не принадлежит наибольшее количество АЗС, в 11 регионах крупные автозаправочные станции занимают не более 50% рынка.
По регионам происходит перевес от брен-довых АЗС и в индивидуальных, в целом по стране перевес не значительный [5].
Придорожный комплекс - это специализированные объекты, находящиеся вдоль крупных автомобильных магистралей, задача которых - оказание различного рода услуг для
которые находятся в пути. Ключевой функцией придорожного сервиса является обеспечение комфорта и безопасности водителей транспортных средств и их пассажиров на протяжении всего пути следования. Немаловажной целью сервиса является также создание всех условий для удовлетворения потребностей людей, чей маршрут пролегает мимо подобного рода объектов. Архитектура современных АЗС в придорожном комплексе имеет важное значение как для туристов, так и для посетителей региона. Современный экстерьер является визитной карточкой и айден-тикой города или региона, к которому он принадлежит [6]. Современные АЗС нуждаются в разработке не только брендов, но и стилистики объемного архитектурного решения.
туристов, автомобилистов и прочих людей,
Библиографический список
1. Иванов А.И., Дмитриева Т.И., Макаренко О.А. Становление и развитие автозаправочных станций // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. - 2014. - № 42014. -С. 33-38.
2. Хуснутдинова А.Ф. Принципы формирования кластеров придорожного обслуживания в структуре региона // Известия КГАСУ. - 2018. - № 4(46). - С. 152-157.
3. Колосова И.И., Сидоров И.В. Принципы формирования функционально-пространственной среды автомобильных заправочных станций за рубежом // Вестник ТГАСУ. - 2018. - Т. 20. № 2. - С. 61-75.
4. Шувалов В.М. Развитие форм придорожных рекреационных объектов. - М.: Изд-во Архи-тектура-С, 2012. - 219 с.
5. Поморов С.Б. Придорожный автосервис: генезис и развитие: монография / С.Б. Поморов, А.А. Ниценко. - Барнаул: АКИПКРО, 2012. - 126 с.
6. Поморов С.Б. Многоуровневое проектирование объектов архитектурно-дизайнерской среды на основе категории «стиль»: научная монография. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. - 169 с.
- TexnuHecKue nayHU -
ARCHITECTURE OF GAS STATIONS, THE INFLUENCE OF ARCHITECTURAL STYLE
ON THEIR APPEARANCE
E.F. Shayakhova1, Postgraduate Student
Supervisor: S.B. Pomorov2, Doctor of Architecture, Professor
1Tyumen Industrial University
2Altai State Technical University named after I.I. Polzunov 1(Russia, Tyumen) 2(Russia, Barnaul)
Abstract. The article deals with the problem of aesthetic perception of gas stations. The relevance of this study lies in the peculiarities of the formation of these structures, their transition to roadside service complexes and the need to form their architectural appearance as an identifier and aesthetic filling of the environment. As a result, it was noticed at the stages offormation of gas stations in the Soviet period the lack of visual artistic expressiveness, as a consequence of this - the development of gas station brands without a unified architectural style, the need for architectural solutions of gas stations in roadside complexes.
Keywords: service buildings, gas stations, roadside complex, visual perception, typical architecture.