Научная статья на тему 'Архитекторы и художественная жизнь Томска (1909-1920-е годы)'

Архитекторы и художественная жизнь Томска (1909-1920-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ТОМСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ / ВЫСТАВКИ / АРХИТЕКТОРЫ / ART LIFE / TOMSK ART SOCIETY / EXHIBITIONS / ARCHITECTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчинникова Лилия Ивановна

Статья посвящена участию томских архитекторов в художественной жизни города в 1909-1920-е годы: разносторонней деятельности в Томском обществе любителей художеств, участию в выставках, работе по выявлению и систематизации памятников архитектуры Сибири, инициативам в области культурного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTS AND ART LIFE OF TOMSK (in 1909-1920th YEARS)

The article is devoted to the participation of Tomsk architects in the art life of the city in 1909-1920th; versatile activities of the Tomsk Art Society; participation in the exhibitions; work on the identification and classification of architectural monuments in Siberia; the initiatives in the cultural life.

Текст научной работы на тему «Архитекторы и художественная жизнь Томска (1909-1920-е годы)»

УДК 72.036 (092)(571.16)

ОВЧИННИКОВА ЛИЛИЯ ИВАНОВНА, канд. искусствовед., доцент, ooli@sibmail. com

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

АРХИТЕКТОРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ТОМСКА (1909-1920-е годы)

Статья посвящена участию томских архитекторов в художественной жизни города в 1909-1920-е годы: разносторонней деятельности в Томском обществе любителей художеств, участию в выставках, работе по выявлению и систематизации памятников архитектуры Сибири, инициативам в области культурного строительства.

Ключевые слова: художественная жизнь; Томское общество любителей художеств; выставки; архитекторы.

OVCHINNIKOVA, LILIYA IVANOVNA, Cand. in the History of Arts, assoc. prof., ooli@sibmail. com

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

ARCHITECTS AND ART LIFE OF TOMSK (IN 1909-1920th YEARS)

The article is devoted to the participation of Tomsk architects in the art life of the city in 1909-1920th; versatile activities of the Tomsk Art Society; participation in the exhibitions; work on the identification and classification of architectural monuments in Siberia; the initiatives in the cultural life.

Keywords: art life; Tomsk Art Society; exhibitions; architects.

Творческое наследие архитекторов, работавших в Томске в начале прошлого века, достаточно глубоко исследовано, что нашло отражение в целом ряде справочных и монографических изданий [1], а также статьях [2]. Между тем их деятельность на рубеже XIX-XX вв. привела не только к созданию благоприятной архитектурной и инженерно-технической среды. Трудно переоценить роль архитекторов в художественной жизни города, тем более, что слой творческой интеллигенции в Томске, как и по всей Сибири, никогда не отличался «избыточностью». Об этой стороне их деятельности встречаются отдельные упоминания, в статье А. Герасимова впервые предпринята попытка рассмотреть участие архитекторов в художественной жизни города как членов Томского общества любителей художеств [3].

Полноценное общение творческой интеллигенции началось с создания в 1909 г. Томского общества любителей художеств, первого художественного объединения Сибири. В числе инициаторов его создания были К. Лыгин, В. Оржешко, Т. Фишель, выпускники архитектурного отделения Императорской академии художеств, и А. Крячков, окончивший Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Их ряды в 1913 г. пополнил П. Федоровский.

© Л.И. Овчинникова, 2012

На протяжении всей десятилетней истории объединения архитекторы принимали деятельное участие в работе Общества. В 1912 г. В. Оржешко возглавил правление, в его состав членами избирались В. Оржешко и Т. Фишель (1910), П. Федоровский и А. Крячков (1913 и 1914 гг. соответственно). Т. Фишель был включен в состав делегации на Всероссийский съезд художников в 1912 г., где томичи были единственными представителями от Сибири.

Архитекторы участвовали в выставках и демонстрировали незаурядный дар акварелистов и рисовальщиков. Первым из архитекторов на III выставке Общества представил свои работы В. Оржешко, показав три акварели: «Кладбище», «Церковь на Басандайке», «На Басандайке» и карандашный портрет Г.Н. Потанина, на V выставке - карандашный рисунок1. Его имя постоянно встречается среди участников рисовальных вечеров, проводимых Обществом. Сохранившийся «Портрет мужчины», исполненный в 1911 г. во время одного из вечеров, позволяет судить о безупречном владении карандашом и самобытной манере2.

Профессиональным исполнением на выставках выделялись работы П. Федоровского. В Императорской академии художеств он получил не только диплом архитектора, но и окончил три курса живописного отделения. Его речные виды с изображением Волги, Оки, Томи и архитектурные пейзажи, выполненные в основном в технике акварели, экспонировались на VI и VIII периодических выставках3.

Архитекторы участвовали в организации выставок. А. Крячков при проведении «Выставки старых мастеров» в 1916 г. занимался приемом картин, а также предоставил для показа работы из своей коллекции4.

Рецензии архитекторов на выставки способствовали зарождению художественной критики в регионе. Некоторые из них до сих пор являются единственным источником, позволяющим составить общее представление об экспозиции, установить имена некоторых участников (каталоги ряда выставок не были выпущены или не сохранились), и вместе с тем проливают свет на художественные предпочтения современников. В обзорной статье о первой периодической выставке Томского общества любителей художеств Т. Фишель отметил ее актуальность для культурной жизни города и то, что «она дает начало самостоятельного направления живописи в Сибири, изучающей ее своеобразную могучую природу, многочисленные народности...», выступив таким образом в поддержку сторонников «сибирского стиля» в искусстве5. В это время сибирская архитектура переживала небывалый подъем, что сопровождалось поисками самобытности. Это привело к широкому использованию си-

1 Томское общество любителей художеств. Каталог картин, скульптуры и произведений прикладного искусства. 26 декабря 1910 - 6 января 1911. - Томск, 1910. - № 213-216; V периодическая выставка картин. 26 декабря 1912 - 7 января 1913. - Томск, [Б.д.]. - № 56.

2 Бумага, карандаш. 35,5x26,2. Справа внизу подпись и дата: 1/1911. Хранится в Томском областном художественном музее.

3 Томское общество любителей художеств. VI периодическая выставка картин [1913-1914]. -Томск, [Б.д.]. - №№ 280-288; Каталог картин VIII периодической выставки 1915-1916 гг. -[Б.м., б.д.]. № 189-191.

4 Сибирская жизнь. Томск. 1916. 27 янв.

5 Там же. 1908. 28 дек.

бирских мотивов и орнаментики коренных жителей региона. Наличники деревянных домов декорировались стилизованным изображением таежных зверей, хвойных деревьев с включением шишек, хантыйским орнаментом. Фишель выступал за «сибирский стиль» в искусстве не только теоретически. При оформлении фасада пристройки к ремесленному училищу он использовал изображение медведей, в первом варианте проекта ломбарда, выполненном в норвежском стиле (городская дума его отклонила), обратился к мотивам сибирского орнамента.

Обзорная статья А. Крячкова о VI выставке Общества отличалась профессионализмом и верной расстановкой акцентов6. Автор выделил работы впервые выставившихся в Томске М. Полякова, отметив смелость его живописных исканий, и П. Федоровского. Впоследствии Поляков был признан среди местных художников «на голову выше остальных», а значительное количество работ обоих художников в коллекции Томского художественного музея - убедительное свидетельство безошибочности этой оценки.

П. Федоровский выступил как художественный критик в 1915 г., написав статью о выставке Г. Гуркина и группы молодых художников. Пиетет, окружающий имя алтайского мастера, не помешал ему отметить снижение общего уровня в произведениях последних лет по сравнению с предшествующими картинами - «Хан Алтай» и «Озеро горных духов». Справедливо выделив среди молодых художников В. Карева как одаренного пейзажиста и портретиста, он в то же время со всей строгостью выпускника Академии художеств осудил В. Гуляева за футуристическое кривляние, показав неготовность к восприятию разнообразных творческих манер и новых исканий7.

Архитекторы наряду с другими рецензентами выставок (художниками Л. Базановой, С. Прохоровым, М. Щегловым) в своих первых опытах критического осмысления экспозиций не в полной мере освещали разносторонний художественный процесс, но способствовали появлению широкого интереса к развитию уникального местного творчества, передавая общественные настроения и художественные вкусы своего времени. Их рецензии по сравнению с рядом других авторов выгодно отличались меньшей эмоциональностью и дилетантизмом, а оценки были достаточно объективны, о чем позволяют судить дошедшие до нашего времени произведения.

Представители архитектурного сообщества безуспешно пытались решить такую насущную региональную проблему, как создание областного сибирского научно-художественного музея, инициируемое Обществом любителей художеств Томска. В 1911 г. Т. Фишель как член городской думы выступил с предложением внести в расходную смету города 200 рублей на приобретение лучших произведений с выставок Общества для будущего музея, но оно не было поддержано. Из-за начавшейся мировой войны также не удалось осуществить строительство здания музея, к разработке проекта которого А. Крячков и В. Оржешко приступили в 1914 г.

Более успешным было решение другой важной для Сибири проблемы -организации художественного образования. В январе 1910 г. Т. Фишель вы-

6 Сибирская жизнь. Томск. 1914. 5 янв.

7 Там же. 1915. 28 марта.

ступил со статьей, в которой, исходя из личного опыта, указывал на важность и необходимость открытия в Томске рисовальной школы для одаренных де-тей8. Сам он после занятий в Одесской рисовальной школе Общества изящных искусств смог поступить в Императорскую академию художеств и по окончании в 1895 г. получил звание «неклассного художника архитектуры». Его инициатива и усилия всех членов Общества увенчались успехом - в том же году школа живописи в Томске начала работу9.

С 1913 г. ряды архитекторов в Томске начали сокращаться. Первым уехал Фишель, затем другие активные участники художественной жизни: Ор-жешко (1914), Федоровский (1917). Одним из видных деятелей оставался А. Крячков. С его именем связаны многие культурные начинания в годы правления белогвардейских правительств, которые неоднозначно трактовались в разные периоды и малоизвестны. Вопреки сложной ситуации лучшие представители творческой интеллигенции предприняли новые усилия по созданию художественно развитого общества. А. Крячков вместе с историком искусств Б.П. Денике и художником Н.Г. Котовым участвовал в организации Института исследования Сибири, уникального научного учреждения комплексного типа, в круг задач которого входила организация работы в художественной сфере: открытие Академии художеств в Сибири и Института истории искусства, практическая деятельность по выявлению художественных и архитектурных ценностей, их изучение и охрана. В частности, правительством Колчака были выделены средства на изучение архитектурных памятников Тобольского округа, что следует признать одной из первых попыток систематического научного исследования памятников региона.

А. Д. Крячков вошел в состав комитета по созданию Дома искусств, с инициативой строительства которого выступил П. И. Макушин. Пытаясь сохранить статус Томска как культурного регионального центра, известный просветитель в марте 1919 г. выделил на его строительство основную сумму, дополненную городской думой и многочисленными пожертвованиями частных лиц. Дом искусств планировалось открыть в составе Сибирской консерватории, Сибирского театра, а также Сибирской академии художеств с картинной галереей. Идея не была реализована из-за смены власти.

После восстановления советской власти наиболее заметной фигурой среди деятелей искусств стал выпускник Академии художеств архитектор-художник А.Л. Шиловский, приехавший на родину. Он был членом секции изобразительных искусств, созданной при Наркомпросе, возглавил работу подсекции охраны памятников искусства и старины, которая впоследствии выделилась в самостоятельную структурную единицу. Он одним из первых дал высокую оценку деревянному зодчеству Томска, вписав его в контекст отечественной и мировой архитектуры.

Под руководством Шиловского началась работа по выявлению и учету памятников деревянного зодчества. Основная их часть находилась в плохом состоянии, могла бесследно исчезнуть, так как средств для консервации, а тем

8 Сибирская жизнь. Томск. 1910. 10 янв.

9 Там же. 1911. 8 мая, 20 дек.

более реставрации не было. Практически члены Общества могли их только зафиксировать, сохранив таким образом для истории архитектуры. В докладной записке руководитель секции по охране памятников искусства и старины А.Л. Шиловский в 1920 г. писал: «Считаю нужным обратить внимание секции на необходимость, в первую очередь, произвести обследование всех старинных построек и домов - ворот, заборов, беседок, амбаров, относящихся к усадьбам [...]. Многие деревянные постройки, представляющие большой интерес и относящиеся к древнейшему традиционному типу русского деревянного зодчества, ныне покосились. Другие, в большинстве случаев, представляющие собой образчик ампира со строго выисканными пропорциями и удивительными резными деталями, обветшали и портятся»10.

По инициативе А. Л. Шиловского началась систематическая зарисовка архитектурных памятников. В работе приняли участие почти все художники города. Они карандашом и кистью запечатлели уходящий Томск, первыми создав своеобразный свод историко-архитектурных памятников. В коллекции Томского областного краеведческого музея сохранилось более 200 работ, созданных в 1920-1922 гг. Среди них многочисленные рисунки и акварели А. Шиловского, которые точно передают конструкцию строений, подчиняя ей обобщенно трактованные декоративные элементы, что сразу выдает руку архитектора. Изображая покосившиеся деревянные дома, ворота, виды улиц, он создает образ города, который сохранил самобытность, несмотря на признаки обветшания11. Красный цвет в полотнах трехчастных ворот по ул. Солдатской, 53, данных крупным планом, звучит с полной силой, обнаруживая умелое использование декоративных возможностей акварели. Энергичный ритм рисунка в резьбе в верхней части ворот завершает выразительный образ12. Иногда он выхватывает отдельные понравившиеся части дома13. В рисунке «Наличник окна и детали дома по ул. Красноармейской, 68» он подчеркивает динамичность линеарных решений14.

Кроме того, Шиловский был выбран на должность заведующего бюро конкурсов, сам участвовал в конкурсах. Пригодился его прежний опыт. После окончания Академии художеств он вместе с Е.Ф. Шретером, Л.В. Рудневым участвовал в оформлении братской могилы на Марсовом поле в Петрограде. В Томске в марте 1920 г. он представил на объявленный секцией изобразительных искусств конкурс на памятник жертвам контрреволюции проект «Красная звезда» и получил вторую премию.

Как художник Шиловский заявил о себе в апреле 1920 г. на городской художественной выставке, показав несколько карандашных рисунков. По сло-

10 Цит. по: Деревянная архитектура Томска / Сост. З.А. Зайцева. Томск: Изд. дом D-Print, 2004. С. 316-317.

11 Ворота и крыльцо 2-этажного дома по пер. Затеевскому, 10. Бумага, карандаш. 37,5x29,4; Старые ворота по ул. Александровской, 18. Бумага, карандаш. 30,7x36, 7. Хранится в Томском областном краеведческом музее.

12 Бумага, карандаш, акварель, тушь. 28,4x36,3. Хранится в Томском областном краеведческом музее.

13 Ворота и детали по ул. Черепичной, 10. Бумага, карандаш, акварель. Усадьба по ул. Ярлыков-ской, 19. Бум, кар, акв. 26,5x31,5. Хранится в Томском областном краеведческом музее.

14 Бумага, карандаш 36,3x21,2. Хранится в Томском областном краеведческом музее.

вам рецензента, они отличались «нежностью и сложностью своей карандашной техники, призрачно-легкой, хрупкой и в то же время четкой и твердой, передающей линией и штрихом все разнообразие и глубину тонов»15.

После безвременной кончины А. Л. Шиловского 10 мая 1921 г. в возрасте 33 лет выставка, работавшая 30 мая - 8 июня и включавшая около 100 работ, в полной мере показала его незаурядную одаренность как рисовальщика.

Он также представлял интересы художников в Художественном совете работников искусства, принимал участие в работе комиссии по разработке программ для городской художественной школы, готовящейся к открытию.

Менее известно имя еще одного архитектора, внесшего вклад в художественную жизнь города в 1920-е гг. Б.Н. Засыпкин получил специальное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с Ши-ловским в составе комиссии занимался разработкой программы для художественной школы, а после смерти коллеги возглавил работу конкурсного бюро. Несмотря на загруженность другой организационной работой - инструктора по художественному воспитанию секции изобразительных искусств, а затем заведующего подотделом искусств Губернского отдела народного образования, - он проявил себя как одаренный рисовальщик. Сохранился целый ряд его работ, в которых запечатлены деревянные строения города.

Многосторонние творческие проявления работавших в Томске архитекторов в значительной степени расширяют представление о широте и масштабе их деятельности.

Библиографический список

1. Залесов, В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX века) / В.Г. Залесов. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. - 170 с.; Муратов, П. Изобразительное искусство Томска / П. Муратов. - Новосибирск : Западно-Сибирское книжное изд-во, 1974. - 80 с.; Романова, Л.С. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске (по материалам фонда К.К. Лыгина в Томском областном краеведческом музее) / Л.С. Романова. - Томск : Изд. дом Д-Принт, 2004. - 196 с.

2. Баландин, С.Н. Творческое наследие архитектора К.К. Лыгина в Томске / С.Н. Баландин, В.Г. Залесов // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири: сб. науч. ст. -Новосибирск : Наука, 1989 - С. 157-167; Залесов, В.Г. П. Федоровский / В.Г. Залесов // Томский молодежный экспресс. - 1991. - 12 апр.; Залесов, В.Г. Фишель /В.Г. Залесов // Томский молодежный экспресс. - 1992. - 17 июля; Залесов, В.Г. Оржешко / В.Г. Зале-сов // Томский молодежный экспресс. - 1992. - 14 авг.

3. Герасимов, А.П. Томское общество любителей художеств и архитекторы города / А.П. Герасимов // Художественная жизнь Сибири начала ХХ века: к 90-летию Томского общества любителей художеств: материалы регион. науч.-практ. конф. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 86-94.

15 Знамя революции. Томск. 1920. 30 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.