Некрологи
АРХИМАНДРИТ ИАННУАРИй (ИВЛИЕВ) (9 декабря 1943 - 21 декабря 2017)
21 декабря 2017 г. отошел ко Господу выдающийся библеист, богослов, педагог и публицист, ведущий православный исследователь в области библеистики и Нового Завета, профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).
Архимандрит Ианнуарий (в миру — Ивлиев Дмитрий Яковлевич) родился 9 декабря 1943 г. в Вологде в семье служащих. С 1946 г. проживал в Ленинграде. В 1960 г., после окончания 10 классов средней школы, поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова.
В 1966 г. окончил университет с дипломом геофизика. Был распределен на работу в Ленинградский университет, где до 1971 г. проработал в области научных исследований физики околоземного космического пространства. Затем поступил в аспирантуру физического факультета ЛГУ и окончил курс обучения в ней в 1974 году. По окончании аспирантуры был распределен на прежнее место работы в университете — старшим лаборантом научно-исследовательского физического института. 1 июля 1975 г. по собственному желанию оставил эту работу.
Будучи крещен с детства, активно и постоянно стал ходить в церковь с 1970 года. В 1973 г. поступил сторожем на работу в Николо-Богоявленский собор г. Ленинграда. Подавал документы на поступление в Ленинградскую духовную семинарию в 1974 году. Но принят был только в следующем, 1975 году. 8 октября 1975 г. в Успенской церкви митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) была совершена хиротесия во чтеца. В годы обучения в академии, вследствие отличной успеваемости, являлся патриаршим стипендиатом. С 1978 по 1981 гг. решением Совета академии ему было поручено временное преподавание логики на I курсе академии, а также основного богословия в 3 классе семинарии.
8 марта 1979 г. архиепископом Выборгским Кириллом (Гундяевым), ныне Патриархом Московским и всея Руси, был пострижен в монашество с именем Ианнуарий. 18 марта того же года на 2-й неделе Великого поста им же был рукоположен во иеродиакона. Еще через месяц, 22 апреля, за Пасхальной Божественной литургией в Иоанно-Богословском храме Ленинградской академии рукоположен в сан иеромонаха. В характеристике на отца Ианнуария как на выпускника академии 1979 г. указывалось: «Характер спокойный, уравновешенный, поведение отличное. Имеет склонность к научно-богословской работе».
В 1981 г., 13 ноября, успешно защитил диссертацию на степень кандидата богословия по теме «Святоотеческие понимания тех мест Свящ. Писания Нового Завета, которые носят характер субординационизма в отношениях между Лицами Св. Троицы». Научный руководитель, в роли которого выступил профессор протоиерей Ливерий
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (1943-2017)
Воронов, очень высоко оценил представленный труд: «Что касается оценки качества представленной диссертации, то я полагаю, что ее высокие достоинства выявятся во всей силе при защите. В качестве же руководителя могу лишь сказать, что полностью удовлетворен тем уровнем, на котором работа выполнена. Желаю диссертанту успешной защиты и дальнейших успехов в его научно-богословской и педагогической деятельности». Рецензент протоиерей Владимир Мустафин также отметил высокий научный уровень представленной диссертации: «С формальной стороны рассматриваемая работа почти безупречна. Само сочинение адекватно и исчерпывающе раскрывает тему, в свою очередь очень удачно определенную и сформулированную... Рассматриваемое сочинение, по своим достоинствам, заслуживает быть отмеченным как незаурядный богословский труд, а его автор — степени кандидата богословия».
С 1981г. отец Ианнуарий преподавал Новый Завет и Библейское богословие в Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовной академии (в разные годы на разных курсах семинарии и академии, с 2010 г. — на бакалавриате и в магистратуре). В 1985 г., после успешного прочтения лекции pro venio legendi на тему «Тенденции исследований Священного Писания Нового Завета в мировой библеистике XIX-XX вв.», ему было присвоено ученое звание доцента Ленинградской духовной академии. Примечательно, что решением Совета академии от 2 апреля 1985 г. эта лекция была рекомендована к печати. Тогда же, в 1985 г., был избран секретарем Совета академии.
В 1980-х гг. отцу Ианнуарию приходилось заниматься не только библейско-бого-словскими исследованиями. Особенности эпохи вносили коррективы и в научную деятельность — отец Ианнуарий вынужден был активно заниматься церковно-обще-ственной миротворческой деятельностью. Так, он был непосредственно занят в подготовке и проведении крупнейшей международной миротворческой конференции в Москве «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» (1982). В последующие годы принимал активное участие в подготовке и проведении следующих московских международных конференций: «Экономические и нравственные последствия замораживания ядерного оружия» (1983); «Космос без оружия» (1984); «Последствия возможной ядерной войны («Ядерная зима»)» (1985); «Разоружение и проблемы Третьего мира» (1986). На всех этих конференциях отец Ианнуарий выступал с докладами, опубликованными в отечественных и зарубежных изданиях.
В 1986 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) отец Ианнуарий был возведён в сан архимандрита.
С начала 90-х гг. XX в. появилась возможность заниматься уже исключительно церковными вопросами. Отца Ианнуария начинают активно вовлекать в деятельность различных комиссий, обществ и т. п. Так, в последние десятилетия отец Ианнурий являлся членом Синодальной богословской и библейской комиссий, комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, куратором редакции Священного
Копия диплома об окончании университета
Писания Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», членом Российского библейского общества и международного научного общества Colloquium Paulinum. Кроме того, он принимал активное участие во многочисленных международных конференциях и консультациях.
Отец Ианнуарий начинает читать лекции не только студентам духовной школы. Так, 27 ноября 1997 г. он сообщал Совету академии о своих воскресных лекциях, проводимых им в актовом зале академии, следующее: «Вот уже около семи лет по воскресеньям, когда я здоров и не нахожусь в командировке, после Божественной литургии я читаю лекции по Священному Писанию Нового Завета в актовом зале академии для всех желающих. Обычно собирается около ста человек, и в течение нескольких часов мы изучаем Евангелия, Послания или Откровение св. Иоанна Богослова стих за стихом. Чтобы долго не задерживать слушателей, ответы на вопросы, изложенные в передаваемых записках, я даю на следующих занятиях». Впоследствии отец Ианнуарий читал лекции в приходских духовно-просветительских центрах: Феодоровского собора, храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной и др. Сотрудничал с радио «Град Петров» (его лекции выходили на аудиодисках), с журналом «Вода живая».
Очень часто отец Ианнуарий проводил встречи и лекции в различных учебных заведениях Санкт-Петербурга и других городах как в России, так и за ее пределами. И каждый раз это было событием в жизни того или иного ВУЗа. Так, начальник Военного инженерно-технического университета генерал-лейтенант В. А. Чмырев в ноябре 1999 г. писал ректору академии епископу Тихвинскому Константину следующее: «Командование Военного инженерно-технического университета и офицерский состав искренне благодарят Вас за то, что Вы откликнулись на нашу просьбу и направили в университет о. Ианнуария. Его беседа произвела на офицеров университета благоприятное впечатление и, хочется верить, помогла взглянуть на смысл жизни под новым для многих углом зрения». Кроме того, в течение многих лет отец Иан-нуарий преподавал на постоянной основе в Санкт-Петербургском государственном университете.
В 2005 г. на основании ходатайства ректора академии архиепископа Тихвинского Константина Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил отца Ианнуария в звании профессора Санкт-Петербургской духовной академии.
В 2008-2009 гг. в преподавательской деятельности отца Ианнуария произошел небольшой перерыв. Из Журналов заседаний Совета академии следует, что 11 июня 2008 г. отец Ианнуарий обратился с прошением следующего содержания: «Ваше
РЕКОМЕНДАЦИЯ
ИВЛИЕВ Димитрий известен мне как прихожанин ленинградских храмов, имеющий желание получить духовное образование о тем, чтобы быть священнослужителем.
Настоящим подтверждаю, что он крещен в Православной Церкви, и рекомендую допустить его до вступительных экзаменов на предмет поступления в число воспитанников Ленинградской Духовной Семинарии.
Рекомендация митрополита Никодима (Ротова) на поступлении в семинарию
Высокопреосвященство, прошу уволить меня по собственному желанию из СПбПДА. Причина — мой возраст и состояние здоровья. Прошу при этом сохранить возможность продолжения руководства закрепленными за мною студентами семинарии (дипломы) и академии (кандидатские диссертации). Срок увольнения — после заседания Совета академии». При в этом Журнале написано, что отец Ианнуарий устно добавил, что освободившееся от преподавания время он планирует использовать для написания книги. Также он тепло поблагодарил митрополита Владимира (Котлярова) за сердечное, истинно отеческое отношение и архиепископа Константина за непрестанную поддержку и труды, на грани человеческих возможностей, во благо академии. Совет постановил объявить благодарность отцу Ианнуарию за многолетние труды и премировать в размере месячного оклада. В следующем году отец Ианнуарий вернулся в академию в качестве преподавателя.
Архимандрит Ианнуарий является автором множества публикаций, в том числе и нескольких книг: «И увидел я новое небо и новую землю». Комментарий к Апокалипсису». М., 2015; «Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий». М., 2017.
Что касается деятельности отца Ианнурия в качестве научного руководителя, то под его руководством за весь период его деятельности в академии были написаны и успешно защищены десятки кандидатских и магистерских диссертаций, дипломных и бакалаврских работ.
Наряду с этим в последние годы не прекращалась и церковно-общественная деятельность отца Ианнуария. 27 июля 2009 г. решением Священного Синода он был включён в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 29 января 2010 г. президиумом Межсоборного присутствия включён в состав Комиссии по вопросам богословия и Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
Длительное время отец Ианнуарий служил в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С 20 июня 2003 г. по 31 декабря 2008 г., согласно указам правящего архиерея митрополита Владимира (Котлярова), он являлся штатным священником Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. 17 апреля 2006 г. отец Ианнуарий к празднику Святой Пасхи за усердное служение Русской Православной Церкви был награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».
За свою активную церковно-просветительскую, научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность отец Ианнуарий неоднократно удостаивался церковных и светских наград. Так, 8 ноября 2000 г. во внимание к усердным миссионерским трудам был награжден медалью святителя Иннокентия Митрополита Московского
Прошение о пострижении в монашество
и Коломенского, 9 октября 2009 г. — Патриаршей грамотой, 15 января 2014 г. во внимание к многолетней преподавательской деятельности и в связи с 70-летием со дня рождения — орденом святителя Макария Митрополита Московского II степени, 9 октября 2014 г. во внимание к усердным трудам и в связи с 35-летием преподавательской деятельности — медалью Санкт-Петербургской духовной академии святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова III степени.
Скончался отец Ианнуарий 21 декабря 2017 г. С 24 декабря гроб с телом почившего находился в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где отец Ианнуарий служил в течение многих десятилетий. Первую заупокойную литию у гроба почившего совершил ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий (ныне архиепископ Верейский, ректор Московской духовной академии). После краткого богослужения владыка положил начало чтению Евангелия, которое продолжится в течение всего дня и предстоящей ночи.
Во второй половине дня литию о новопреставленном архимандрите Ианнуарии совершил настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин.
В три часа дня в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова панихиду перед гробом усопшего совершил настоятель Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко, который после богослужения обратился к собравшимся со словом, посвященным памяти новопреставленного: «Сейчас мы совершили панихиду по новопреставленному архимандриту Ианнуарию. Он был преданным Церкви, очень замечательным преподавателем и профессором. Он великолепно преподавал догматическое богословие. Его любили студенты и народ. В особенности тогда, когда он преподавал Священное Писание. Им изданы книги об Апокалипсисе и о Евангелии от Марка. И на подходе к изданию была третья книга, которую, к сожалению, он не успел выпустить — это книга о Евангелии от Луки. Все это замечательнейшие труды, которые свидетельствуют о его особом таланте ума и сердца. Пусть Всемилостивый Господь примет его в селение праведных, где нет болезней, нет печалей, но жизнь бесконечная. Вечная ему память и вечный покой!»
25 декабря духовная академия простилась со своим великим преподавателем. Заупокойную Божественную литургию и чин отпевания архимандрита Ианнуария совершил ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий. Перед отпеванием владыка зачитал соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
«С печалью воспринял известие о кончине профессора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Выражаю глубокие соболезнования всем вам в связи с этой тяжелой и горькой утратой.
Хорошо зная почившего лично и принимая непосредственное участие в его судьбе и становлении в Церкви, могу свидетельствовать, что Господь наделил его многими яркими дарованиями. Закончив физический факультет Ленинградского государственного университета и будучи человеком религиозным, отец Ианнуарий принял непростое для того времени решение и подал прошение о зачислении его в духовные школы. В течение всего периода обучения он проявлял незаурядные способности и прилежание, что послужило основой для назначения его преподавателем Санкт-Петербургской семинарии и академии.
Занимаясь научными исследованиями Священного Писания и овладев несколькими древними языками, отец Ианнуарий немало сделал для того, чтобы значительно повысить уровень изучения и преподавания этой дисциплины в духовных школах.
Зачетная книжка
На протяжении долгого времени покойный принимал участие во внешней деятельности Московского Патриархата, представлял богословскую позицию нашей Церкви на площадках диалога как с православными, так и инославными партнерами
Архимандрита Ианнуария отличало терпеливое и сердечное отношение к окружающим, готовность убедительно, но мягко отстаивать свою позицию. Уверен, что память об этом достойном представителе отечественной богословской науки сохранится в наших сердцах, наипаче же — в истории Санкт-Петербургских духовных школ.
Милостивый Господь да примет душу верного раба Своего во обителях небесных и простит ему всякое согрешение вольное и невольное.
Вечная память новопреставленному архимандриту Ианнуарию!»
В своем слове владыка Амвросий во время заупокойного богослужения отметил: «Как ректор духовной академии могу сказать, что отец Ианнуарий, безусловно, Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
был величайшим церковным ученым. Но,
одновременно, он был очень добрым человеком. И когда его ученость входила в некоторое противоречие с тем, чтобы явить любовь, он всегда отдавал предпочтение второму. Всегда со снисхождением, с любовью и терпением относился к недостаткам студентов и коллег-преподавателей. Какие бы сегодня ни звучали слова, они меркнут на фоне того слова, которое нашими устами произнесет Святая Церковь».
За Божественной литургией и отпеванием владыке Амвросию сослужили ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов); первый проректор и заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Василий Стойков; протоиерей Александр Ранне; протоиерей Георгий Митрофанов; архимандрит Стефан (Садо); протоиереи Георгий Шмид, Александр Сорокин, Николай Преображенский, Иоанн Цьолко, Вячеслав Харинов, Владимир Хулап, Александр Глебов и Константин Костромин; иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий); священники Димитрий Симонов, Андрей Парафенюк, Илья Макаров, Андрей Морозов, Даниил Ранне, Александр Зиновкин, Максим Устименко, Феодор Ибрагимов, Евгений Соколов, Иоанн Никитин, Вячеслав Завальный и Иоанн Депутатов; иеромонахи Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Кирилл (Порубаев), Онуфрий (Сонькин) и Лука (Пронских); протодиакон Константин Маркович; диаконы Антоний Копаев и Константин Подолей; иеродиаконы Даниил (Пронин) и Агафангел (Кочетков); диаконы Максим Кудрявцев, Андрей Силиванов и Павел Пигилев. Пели все три хора духовной академии: мужской под управлением чтеца Марка Качанкина, смешанный под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Лидии Масловой.
Еще больше духовенства молилось в храме вместе со студентами и прихожанами. Некоторые даже специально приехали из-за границы, чтобы проститься с любимым наставником.
Протоиерей Александр Ранне в своем слове во время панихиды сказал: «Господь судил мне встретить отца Ианнуария в 1975 г. на первом курсе нашей духовной академии. Он был вторым, кто в это сложное время пришёл в духовную школу с высшим образованием. Он был человеком, который, конечно же, по своему образованию,
да и по возрасту, был на голову выше своих сокурсников, и мы много у него заимствовали. Он, как я сейчас вспоминаю, объяснял нам математическое доказательство Бытия Божия отца Павла Флоренского, рассказывал много вещей из науки того времени, которая, по его мнению, могла привести к вере.
Для него Новый Завет был не просто сакральным текстом: этот текст позволял ему раскрывать те глубокие, вечные смыслы, ради служения которым он и пришел в Церковь. И он всегда запоминался вот этим глубоким, внимательным проникновением в тексты Священного Писания, в раскрытие, казалось бы, мелочей, по-новому высвечивающих вечные истины.
Его уход из жизни действительно является чрезвычайно горестным, потому что многие студенты не услышат его блестящего слова, его прекрасных лекций. Но, с другой стороны, мы как верующие люди понимаем, что для Господа более ясно, когда, как и кого привести в эту жизнь и когда нас из этой жизни уводить. Мы верим, что слово, которое проповедовал отец Ианнуарий, сохранится в сердцах его благодарных учеников, что оно будет передаваться из поколения в поколение, и тот жизненный путь, который прошел отец Ианнуарий, будет во многом благодатным примером для тех, кто посвятит себя служению Слову Божию».
Сразу после получения известий о кончине отца Ианнуария ректор академии архиепископ Амвросий обратился с ходатайством к губернатору Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко разрешить похоронить архимандрита Ианнуария на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Разрешение было получено, и отец Ианнуарий был похоронен на Никольском кладбище.
В адрес академии в эти дни приходило много соболезнований. Так, свои слова соболезнований направил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий:
«Будучи человеком разносторонне образованным и трудолюбивым, почивший свою жизнь и таланты без остатка посвятил служению Святой Матери Церкви, снискав авторитет выдающегося ученого с мировым именем в исследовании Священного Писания Нового Завета.
Многие десятилетия отец Ианнуарий преподавал в Санкт-Петербургских духовных школах, передавая не одному поколению учащихся бесценное сокровище Слова Божия живым и доступным современным языком, умело показывая непреходящую актуальность благовестия для сменяющихся исторических эпох и каждого человека. Его книги, многочисленные статьи и аудиозаписи выступлений приводили и приводят многих людей к осознанной вере в Бога.
В благодарной памяти тех, кто знал отца Ианнуария, он останется добрым пастырем, сердце которого вмещало и ученых мирового уровня, и простых студентов, поскольку почивший стремился не к человеческой мудрости, но к тайной и сокровенной премудрости Божией (1 Кор. 2:7), являемой в искренней любви к людям.
Всемилостивый Господь, Которому посвятил себя архимандрит Ианнуарий, да упокоит его в селениях с праведными и сделает сопричастником Своего Небесного Царства.
Вечная память!».
Свои соболезнования также выразили митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав и др.
Уже в первые дни после кончины отца Ианнуария некоторые его коллеги по академии поделились своими воспоминаниями, опубликованными на официальном сайте академии и сайтах подразделений академии.
Зачетная книжка
Так, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель собора свт. Николая Чудотворца в Павловске протоиерей Димитрий Юревич на сайте кафедры опубликовал статью «Памяти профессора архимандрита Ианнуария (Ивлиева)», в которой, в частности, отметил:
«Его деятельность была многогранной, его наследие — разнообразно, его вклад в жизнь духовной академии — огромен.
42 года назад он стал «первой ласточкой», первым за многие годы поступившим в духовную семинарию студентом, который до этого получил светское высшее образование большого университета и приобрел опыт работы в научно-исследовательском физическом институте (физико-математическое образование впоследствии во многом определило его подход к богословским исследованиям и стиль преподавания).
Отец Ианнуарий замечателен прежде всего как богослов, который умел правильно поставить проблему и самостоятельно, путем кропотливой работы с источниками, путем логических рассуждений найти ее решение. Он владел необходимым инструментарием исследователя — древнегреческим языком (в середине 1990-х он даже вел в академии факультатив новозаветного древнегреческого), а также современными языками — немецким, английским и другими. Как в исследованиях, так и в преподавании он строил экзегезу прежде всего на филологическом и историческом анализе текста Священного Писания, что было не только актуально, но и совершенно необходимо для библейской науки последней четверти XX и начала XXI столетия.
Отец Ианнуарий пришел в академию в тот замечательный период, когда усилиями митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) и ректора ЛДА архиепископа Выборгского (ныне — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла уже началось преодоление имевшей место в предшествующие десятилетия изоляции наших исследователей от западного научного мира. Пройдя стажировку за границей и получив доступ к новейшей литературе по библеистике, отец Ианну-арий нашел возможность ознакомиться с историко-филологическими и богословскими исследованиями западных ученых. Это открыло перед ним мир новых сведений, фактов, артефактов, которые были совершенно неизвестны русской дореволюционной науке. Перед ним, как и перед всем поколением российских церковных библеи-стов 1970-80-х гг., встала задача кропотливого знакомства и избирательного усвоения этого неоценимого сокровища. Хорошее знакомство с западной литературой придавало свежесть и живость лекциям о. Ианнуария, способствовало неизменно высокому качеству его многочисленных публикаций.
Любой анализ и внимательный отбор требуют немалых усилий, поэтому перед ним и его современниками не стояла задача синтеза богословского наследия отечественных дореволюционных ученых с западными открытиями последнего столетия в области филологии, истории и археологии (данная задача становится актуальной только сегодня). Это не означает, что он не был знаком с работами русских исследователей, однако в его деятельности они не подверглись подробной разработке.
Спектр его интересов как исследователя был поистине многогранен — занимаясь преимущественно посланиями св. ап. Павла, профессор архимандрит не оставлял без внимания также Евангелия и книгу Апокалипсис. В результате именно Откровение и Евангелие от Марка стали темами книг, изданных в последние три года жизни исследователя. Написанные в распространенном ныне жанре научно-популярных монографий, они позволяют читателю ознакомится с наиболее интересными и яркими подходами к толкованию этих новозаветных произведений, выработанными в современной библеистике.
Особую харизму отец Ианнуарий имел как преподаватель. Отличительными чертами в изложении им материала были логичность и наглядность. В последнее десятилетие в академии аудитории оборудованы жидкокристаллическими мониторами, и студентов уже нельзя удивить тем, что при изложении библейского материала лекторы демонстрируют текст, фотографии археологических артефактов или исторических объектов, а также выводят на экран презентации. Сформировавшись как педагог десятилетиями
раньше, отец Ианнуарий превосходно обходился доской и мелом. Он буквально вырисовывал тот материал, который излагал студентам, с ходу писал слова греческого текста с переводом, графически отображал смысловые связи, рисовал стрелочки, схемы и т. д. Он постоянно перемещался по аудитории, его жесты были выразительны и уместны. Прекрасно владея голосом, он интонационно усиливал тот смысл, который стремился передать. Исключительная наглядность и доходчивость изложения приводили к тому, что большинство студентов, даже заядлые аутсайдеры, великолепно усваивали материал отца Ианнуария. Поэтому, когда на экзамене он выставлял всем в колонку оценки «отлично» (что порой вызывало недоумение у администрации академии), это было недалеко от истины. Под его руководством написано огромное количество дипломных, магистерских и кандидатских диссертаций, а сам он выступил как рецензент множества студенческих и аспирантских работ. На заседаниях кафедры библеистики и Ученого совета академии его выступления были потрясающе точны и значимы, а стройная аргументация склоняла присутствующих к тому, чтобы принять предлагаемую точку зрения.
Он проявил себя как активный церковный деятель, неутомимо участвуя в богословских собеседованиях на уровне Церквей (в том числе — с Лютеранской Церковью Финляндии), в международных научных конференциях, в визитах в составе церковных делегаций (например, в 1989 г., когда он совместно с митрополитом Ленинградским (впоследствии — Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) Алексием посетил Сиэтл по линии начинавшейся тогда программы межцерковных связей «Санкт-Петербург — Сиэтл»). Его доклады имели особый колорит, привлекали внимание, пользовались неизменным успехом и вызывали оживленные дискуссии.
В 1990-е гг. открылась новая страница в жизни профессора (тогда еще — доцента) академии. С тех пор он стал выступать с публичными научно-популярными лекциями и читать библейские дисциплины в разных вузах (он преподавал, среди прочего, в большом университете). Он записал множество передач на церковном радио «Град Петров», выступал с лекциями в Феодоровском соборе (часть из них записана на видео и доступна для просмотра в YouTube). Все это радикально расширило круг его аудитории и увеличило на порядок число тех, кто через него приобщился к христианскому богословию.
В личном плане он был человек в высшей степени культурный, скромный, деликатный, с грамотной речью и мягкими манерами. Родившись в Вологде, он большую часть своей жизни провел в городе на Неве и стал одним из выдающихся представителей петербургской верующей интеллигенции. Его глубокая вера, потрясающая энергия и удивительная харизма наложили неизгладимый отпечаток на всю среду, которая его окружала, на тех людей, которые его знали.
Вечная тебе память, дорогой отец Ианнуарий!»
Впоследствии протоиерей Димитрий Юревич на страницах «Журнала Московской Патриархии» (2018. № 2. С. 90-91) опубликовал некролог.
Своими воспоминаниями также поделился заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии профессор протоиерей Георгий Митрофанов: «Отец Ианнуарий был одним из нескольких наших профессоров, который соответствовал формальному уровню образовательного инструментария профессора Санкт-Петербургской духовной академии дореволюционного времени: знание древнего языка, нескольких новых языков, широчайшая эрудиция. Все это делало его подлинным продолжателем традиций именно академической профессуры дореволюционного периода. И в этом смысле он был продолжателем того стиля преподавания, научной работы, который был характерен, например, для протоиерея Ливерия Воронова и архиепископа Михаила (Мудьюгина). Это, впрочем, проявлялось в еще одном обстоятельстве — это был человек очень открытый, очень контактный, подлинно культурный в специфике своего общения с людьми.
Для меня лично он значим тем, что когда я, отслужив во флоте и, будучи студентом университета, в восьмидесятом году познакомился с ним, то увидел
действительно священнослужителя-интеллектуала, священника-интеллигента. О таких, как он, я читал до этого только в исторической и мемуарной литературе. Более того, он после пяти лет нашего общения дал мне рекомендацию для поступления в семинарию. И я действительно стремился быть рядом с ним, рядом с теми, кто возрождает, как тогда еще казалось, сохраняет в этой обезбоженной и проклятой Богом стране, Церковь Христову.
Могу упомянуть ещё один значимый момент. Поступая сюда в советское время, так же как и он выпускником университета, я понимал, насколько сильным будет давление КГБ уже на самом первоначальном этапе поступления. И он предупреждал меня о возможных действиях со стороны этой организации. И я уже в каком-то смысле был готов к тому, что это произойдёт, и как нужно вести себя, чтобы не потерять христианской совести и человеческой чести, общаясь с этими людьми. Могу сказать, что очень немногие священнослужители были открыты в этом отношении. Это было знаком особого доверия людей друг другу, когда они активно, прямо и честно обсуждали проблемы давления государства на нас, учивших и учившихся здесь.
К сожалению, подобно немногим подлинным ученым, которые оказывались среди наших преподавателей, он не имел возможности реализовать свой интеллектуальный потенциал. Потому что, с одной стороны, ему приходилось уделять большое внимание чисто педагогической работе, была очень большая лекционная нагрузка, а с другой стороны, его задействовали в разного рода общецерковных начинаниях. Например, мы с ним двадцать лет вместе работали в Синодальной комиссии по канонизации святых. И здесь, он как новозаветник, я как церковный историк, пытаясь дополнять знания друг друга, мы занимались очень важной работой. И вот таких послушаний у него было много. Кроме того, конечно же, изоляция нашей церковной науки до начала девяностых годов от науки мировой и уже немолодой возраст, который давал о себе знать, помешали ему в полной мере реализовать свой потенциал. И, тем не менее, последние годы в его жизни связаны с тем, что он усиленно работал над своими книгами, которые подводили итог тому периоду, когда он действительно закладывал основы новозаветной церковной науки в сознание студентов. Это он оставлял уже для будущих поколений».
Преподаватель академии, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых протоиерей Александр Сорокин вспоминает: «С отцом Ианнуарием особенно близко я познакомился в годы своей учебы в Духовной Академии, при выборе темы для кандидатской диссертации и вообще при выборе дисциплины, которой я дальше стал заниматься и с которой связана моя научная деятельность, а именно библеистики. Отец Ианнуарий стал если не единственным, то одним из решающих факторов, почему я занимаюсь этой наукой.
Особенно мне дорого то, что он не отказывался служить в нашем маленьком храме святых Новомучеников, с которого началось возрождение прихода Феодоров-ской иконы Божией Матери. Всякий его приезд автоматически означал, что он проповедует, а его проповедь всегда была одним из центральных событий службы. Однажды во время его проповеди с улицы в храм зашел огромный черный ротвейлер, и всех людей взяла оторопь. Ротвейлер стал искать выход, а дверь, через которую зашел, он забыл и единственно пустым местом ему показался проем за человеком, стоящим на амвоне. Отец Ианнуарий остановил проповедь, развел свою фелонь в стороны, и закрыл ею царские врата, чтобы не случилось неподобающего события. Собаку вывели. После того, как все успокоились, отец Ианнуарий своим коронным голосом, известным и семинаристам, и всем, кто слышал его лекции, сказал: «Продолжаем».
В отце Ианнуарии сочетались простота общения, открытость, интеллигентность и воспитанность. Сочетание этих качеств, простоты и интеллигентности, всегда притягивало многих людей, в том числе и меня».
Впоследствии, отец Александр, как ответственный редактор журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник», опубликовал во втором номере издания
за 2018 г. (С. 47-48) более пространную статью об отце Ианнуарии. В том же номере также были опубликованы воспоминания и других лиц, хорошо знавших отца Ианнуария при жизни, активно с ним сотрудничавших в разное время (С. 48-51).
Своими воспоминаниями об отце Ианнуарии поделился еще один выпускник физического факультета Санкт-Петербургского университета, доцент Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин: «Лекции отца Ианнуа-рия были одними из самых интересных, и я с большим удовольствием шел на его предмет, потому что это всегда было содержательно, я всегда узнавал что-то новое. Но, в то же время, не могу удержаться, чтобы не вспомнить одну забавную ситуацию. Как-то раз, когда я уже был много лет преподавателем Духовной Академии, отец Ианнуарий говорит, мне: «Знаешь, отец, я тебя в одной из своих работ процитировал». Я был так горд, что вот, наверное, он увидел какие-то мои богословские тезисы. И когда я прочитал эту работу, то с удивлением увидел эту цитату, а это было одно из моих воспоминаний, о которых я рассказывал отцу Ианнуарию. Там была история о том, как я воспринимал лекции по катехизису, когда учился в семинарии. Однажды, когда я сидел на катехизисе, то укреплял себя тем, что вспоминал, как пророка Исаию перепилили деревянной пилой, и если Исаия перетерпел, так ужели я не перетерплю полтора часа катехизиса.
Но вот предмет, который вел отец Ианнуарий — а он читал и Новый Завет, и Апокалипсис, и послания апостола Павла, — радикально отличался именно потому, что это всегда было очень интересно и чувствовалось прикосновение к живой библейской и богословской традиции.
Всегда бросалось в глаза, что отец Ианнуарий очень по-братски относился и к студентам и к другим преподавателям, то есть он никогда не давал почувствовать непроходимую дистанцию, которая порой бывает в отношениях между преподавателем и студентом. Он все время подчеркивал, что мы все чада Божии и, если мы хотим что-то понять в наших отношениях с Богом, то нужно отнестись к библейскому тексту, как к тексту, который мы все воспринимаем как ученики и все время учимся чему-то новому».
На страницах различных периодических печатных изданий и в сети Интернет продолжают публиковаться глубокие, интересные, иногда пронзительные воспоминания, посвященные покойному отцу Ианнуарию. И этот анализ богатого библейско-бо-гословского наследия профессора Санкт-Петербургской духовной академии только начинается. Возможно, в скором времени будут написаны бакалаврские работы и магистерские диссертации, посвященные жизни и деятельности выдающегося богослова и нашего современника — архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Однако самым главным для всех его учеников является молитвенное поминовение своего наставника, стремившегося своим проникновенным и любящим словом всех привести ко Христу!