Иеромонах Иустин (Юревич)
АРХИМАНДРИТ ФЕОДОСИЙ (МАСЛОВ) — ОСНОВАТЕЛЬ ГРИГОРИЕ-БИЗЮКОВА МОНАСТЫРЯ
Предметом настоящего исследования стало жизнеописание и почитание подвижника Молдо-Влахии и России второй половины XVIII — начала XIX вв. архимандрита Феодосия (Маслова), сподвижника и ученика прп. Паисия (Величковского), настоятеля молдо-влахийских скитов и монастырей, настоятеля в должности строителя Молчанской Софрониевой пустыни, основателя Пропастного подворья пустыни, преобразованной после кончины подвижника в Григорие-Бизюков второклассный монастырь. Целью статьи является критическое рассмотрение и обобщение источников и литературы о жизни архим. Феодосия, с особым акцентом на основании Григорие-Бизю-кова монастыря и содействии учреждению монастырей Юга России Г.А. Потемкина.
Ключевые слова: монастырь, пустынь, архимандрит Феодосий (Маслов), прп. Паисий (Величковский), Молчанская Софрониева пустынь, Григорие-Бизюков монастырь, старчество, Молдавия, Г. А. Потемкин.
Для понимания личности столь значимой в устройстве известных обителей Юго-Западной России1 конца XVIII — начала XIX вв., и притом личности малоизученной, необходимо привлечение всех известных документальных, вещественных и нарративных источников. В настоящей статье, с привлечением известных на сегодняшний день источников, предпринята попытка обобщения исторических данных для жизнеописания архим. Феодосия, особое внимание уделено учреждению Григорие-Бизю-кова монастыря.
Краткое жизнеописание подвижника
Будущий подвижник молдавских и российских обителей Феодор Маслов родился в 1720 г. в семье Петра Маслова, по происхождению гет-
Иеромонах Иустин (Юревич) — клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви, настоятель Покровского храма с. Качкаровки Бериславского района Херсонской области (arseny.rostov@mail.ru).
1. Прямо или косвенно архим. Феодосий (Маслов) оказал влияние на становление, учреждение или преобразование Молчанской Софрониевой пустыни, Григорие-Бизюкова монастыря, Глинской Рождества Богородицы пустыни, Святогорской Успенской пустыни и некоторых других обителей.
манского казака, попавшего во «владельческое рабство» (крепостную зависимость) и занимавшегося купеческим промыслом и виноторговлей в г. Глухове. Русскую грамоту и арифметику Феодор изучал дома2. Во время одной из отлучек Петра Маслова двадцатилетний Феодор, замещавший отца в торговых делах, допустил «немалую проруху с значительным убытком по хозяйству»3, после чего бежал от отцовского гнева в Брянский Свенский монастырь, а оттуда — в молдавскую Березунскую общежительную обитель прп. Василия Поляномерульского (f1767). Там, как и рясофорный монах Платон (Величковский), Феодор Маслов становится учеником старцев Михаила Трейденского и прп. Василия.
В 1750 г. Феодор Маслов был пострижен прп. Василием Поляноме-рульским в монашество с именем Феодосий4, а в 1755 г. митрополит Ясский Гавриил возводит Феодосия (Маслова) в сан игумена и назначает настоятелем Березунского монастыря5. Согласно прп. Паисию (Величковскому), игумен Феодосий настоятельствует последовательно в скиту Цыбуканы, монастырях Должешти, Берзунец, Снагов, Тисман6. Игумен Феодосий просит старца Паисия ходатайствовать перед ктиторами о назначении его в Березунский монастырь и дает обет во всем советоваться со старцем7. Назначение в известный и богатый Тисманский монастырь последовало по указу митрополита Бухарестского Георгия в конце 60-х — начале 70-х гг. XVIII в.
Около 1769-1772 гг., во время русско-турецкой войны, игумен Феодосий оказал помощь воинскому подразделению под началом генерал-майора Г.А. Потемкина. Позже, после заключения Кючук-Кайнарджий-ского мира 10 июля 1774 г., турки начинают притеснять игумена и братию Тисманского монастыря, и жизнь в Молдо-Влахии становится для последних тягостной и опасной. Через родственника генерал-губернатора Ново-
2. Геннадий, иером. Повесть Бизюкова монастыря. Институт рукописи НБУ. Ф. V. Д. 760. Л. 12 об.-13.
3. Институт рукописи НБУ Ф. V. Д. 449-461. Л. 30.
4. В том же 1750 г. постриг в мантию с именем Паисий принимает на Афоне от прп. Василия Петр Величковский.
5. Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой, общежительной, Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии. СПб., 1846. С. 16.
6. Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (III): Letter to Teodosie, archimandrite at the Sofroniev Hermitage // Revue des Etudes Sud-East Europeennes. 1994. Т. XXXII. 3-4. P. 350-353; Паисий (Величковский), прп. Житие и избранные творения. Серпухов: Наследие Православного Востока, 2014. С. 340-345.
7. Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (III)... P. 351; Паисий (Величковский), прп. Житие. С. 340-341.
российского края Г.А. Потемкина, Анастасия Потемкина, подвизавшегося в Тисманском монастыре, игумен Феодосий просит графа и светлейшего князя ходатайствовать перед императрицей о переводе своем и братии в Россию8. В 1779 г. он получает в управление Молчанскую Софрониеву пустынь Севской викарной епархии9 Московской митрополии в должности строителя.
В Молчанской Софрониевой пустыни игумен Феодосий по указу Св. Синода вводит афоно-молдавский общежительный устав. Обитель и ее настоятель получают значительные привилегии, важнейшие из которых состоят в запрете перевода монашествующих и послушников из пустыни, равно как и в запрете перевода монашествующих и бельцов в пустынь, без согласия их собственного, а также согласия настоятеля и братии10. Некоторых из братии архимандрита Феодосия, опытных в духовной жизни, в начале 1780-х гг. переводят в Санкт-Петербург, где один из переведенных, монах Феофан (Соколов), становится келейником и ближайшим помощником митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), принимает деятельное участие в возрождении монашеской жизни в Северо-Западных землях11.
В 1782 г. игумен Феодосий при содействии генерал-губернатора четырех губерний Юга России Г.А. Потемкина основывает подворье Мол-чанской пустыни, преобразованное вскоре в пустынь, которая уже после смерти отца строителя получает наименование второклассного Григори-е-Бизюкова монастыря. В 1787 г. Феодосий (Маслов) во время «шествия» императрицы Екатерины II в южные губернии возводится по именному указу в сан архимандрита за заслуги в турецкую войну. Сан присваивается ему лично, причем первоначально он именуется архимандритом Георгиевской (Григорьевской) пустыни Екатеринославской епархии.
8. Морошкин М., свящ. Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря // Странник. 1862. № 2. С. 44-47; Субботин Н. Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова Новоезерского монастыря // Странник. 1862. № 3. С. 104-107.
9. Описание Путивльской Молчанской... С. 16-18; Историко-статистическое описание Молчанской Рождество-Богородицкой печерской мужской общежительной Соф-рониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, находящихся в Курской. М., 1909; Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь Херсонской епархии. Одесса: Типография Е.И. Фесенко, 1894. С. 26-28.
10. Чудная гора. Киев: Феникс, 2005. С. 49.
11. Субботин Н. Архимандрит Феофан. С. 108-117.
Около 1787 г.12 строитель Молчанской Софрониевой пустыни получает письмо от прп. Паисия (Величковского) в ответ на свое послание. В этом письме преподобный заверяет адресата в своей неизменной любви и добром расположении к нему, чему не могло стать препятствием забвение архимандритом Феодосием своего обещания во всем советоваться со старцем. Прп. Паисий укоряет своего друга и ученика в недолжном управлении братией возглавляемых им обителей13, повествует о своих трудах по переводу творений Святых Отцов, но категорически возражает против немедленной пересылки переводов в Россию для публикации печатным способом14.
После 1787-1788 гг. архимандрит Феодосий (Маслов) все реже покидает Молчанскую Софрониеву пустынь. Чаще всего он отправляется в Белгород к преосвященному Феоктисту (Мочульскому), архиепископу Курскому и Белгородскому15, в консисторию и в близлежащие города за покупками. Изредка посещает Санкт-Петербург и Москву; известно, что в одной из поездок в первую столицу он сопровождал чудотворную икону Божией Матери Иверской16.
В обоих пустынях старец разворачивает строительство и хозяйственную деятельность, проводит отмежевание земель. В 1792 г. архимандрит Феодосий добивается подтверждения прав на земельные угодья Молчанской пустыни Белгородской и Курской епархии, включительно с приписанной к ней Григорьевской пустыней и всеми ее дачами. Приписной Пропастной Григорьевской (Георгиевской) пустыни отводятся земли по рекам Днепру и Ингульцу. Крупными жертвователями приписной пустыни становятся казаки-запорожцы, имеющие зимовники на нижнем Днепре. В Молчанской пустыни строится гостиница; к крупным пожертвованиям для строительных и ремонтных работ старец привлекает окрестных дворян.
12. Некоторые исследователи полагают, что письмо отправлено до 1782 г., когда в Венеции была издана «Филокалия» свт. Макария (Нотары), митрополита Коринфского, и прп. Никодима Святогорца.
13. Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (III)... P. 351-355; Паисий (Величковский), прп. Житие. С. 340-349.
14. В 1793 г. переводы прп. Паисия (Величковского) были опубликованы в Москве под названием «Добротолюбие».
15. В 1787 г. епископ Феоктист (Мочульский) переведен на Белгородскую кафедру в связи с выделением Севской викарной епархии в самостоятельную Орловскую и Севскую епархию. До 1799 г. именуется Белгородским и Курским, с 16 октября 1799 г. — Курским и Белгородским. 15 сентября 1801 г. еп. Феоктист возведен в сан архиепископа.
16. Описание Путивльской Молчанской. С. 31.
С 1802 г. в Молчанской пустыни подвизается преподобный Филарет (Данилевский), постриженник архимандрита Феодосия, его ближайший ученик в последние месяцы жизни перед кончиной. Впоследствии иеромонах Филарет, после 15 лет подвижничества в Молчанской Софрониевой пустыни, станет настоятелем Глинской Рождество-Богородичной пустыни17.
По сообщению духовника Григорие-Бизюкова монастыря иером. Геннадия, смерть подвижника наступила в результате отравления сулемой. Вечером 9 декабря 1802 г. старец принял лекарство, привезенное из Сум, но не вышел на ужин, у него отнялась речь, отчего «братия пришла в сильную тревогу, плач и рыдание. Ибо все без изъятия любили Феодосия, яко отца родного»18.
В 2009 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви архимандрит Феодосий (Маслов) причислен к лику преподобных местно почитаемых святых Конотопской епархии УПЦ.
Г.А. Потемкин-Таврический
и основание монастырей в Южной Украине
В церковную историю Южной Украины конца XVIII в. генерал-фельдмаршал, генерал-губернатор южно-русских губерний, граф и светлейший князь Григорий Александрович Потемкин вошел в качестве крупного благотворителя и инициатора строительства монастырей. Заселение подведомственных ему губерний в значительной мере зависело от возведения приходских, домовых, монастырских, военных храмов, причем учреждение их проходило по упрощенной процедуре, зачастую без контактов со Св. Синодом. Епархиальные архиереи и духовные консистории обязательно требовали от властей межевания приходскому причту 120 десятин земли и, как правило, без межевания архиерей храмоздательной грамоты не выдавал. Однако личные воззрения Г.А. Потемкина, в прошлом помощника обер-прокурора Св. Синода, на церковную жизнь в целом и монашество в частности вполне соответствовали умонастроениям «просвещенного» XVIII в.
В своей записке Екатерине II, поданной в октябре 1786 г., т.е. за несколько месяцев до начала Херсонско-Таврического «шествия» императрицы для обозрения южных губерний, Г.А. Потемкин как само собой разумеющееся полагает, «что людям, наскучившим жить в мире, бывает
17. Н.С. Софрониева и Глинская пустыни // Странник. 1862. № 12. С. 552-555.
18. Геннадий, иером. Повесть Бизюкова монастыря. С. 71-77 об.
удовольствием отлучение от него, и что есть такие, кои по добродетели избирают монашескую жизнь, ведя себя богоугодно, но таковых столь мало, что едва наполнят один монастырь. Я полагаю во всем государстве для прямых монахов довольными: монастырь Нилов.., Саровскую пустынь и Софрониеву. с строгим наблюдением монашеских правил, дабы меньше было охотников»19. Настоятелем в должности строителя одного из трех монастырей, которым светлейший князь не отказывает в существовании, с 1779 г. был игумен Феодосий (Маслов).
Но в самом ли деле генерал-губернатор Новороссии собирается упразднить все монастыри, кроме трех избранных им, уцелевшие после реформы 1764 г.? Оказывается, остальные обители он предлагает «все в городах, а паче в Москве — уничтожить, как несообразные уединению. Протчие же обратить в училищи, госпитали для бедных и престарелых офицеров и рядовых и больницы для недугующих, облегча устав церковный, но с наблюдением чистоты и благопристойности. Я бы охотно взялся установить такой монастырь для примеру в Екатеринославской губернии или Тавриде»20.
Светлейший князь не замедлил перейти от слов к делу. Г.А. Потемкин принимает деятельное участие в учреждении Пропастной Григорьевской (Георгиевской) пустыни, приписанной к Молчанской Софроние-вой пустыни. Поскольку именно Молчанской пустыни он «не отказывает в существовании», естественно предположить, что приписной монастырь он рассматривает в качестве проекта созидания «образцового монастыря». В дальнейшем, в конце 80-х — начале 90-х гг., он активно поддерживает учреждение старообрядческого монастыря, подчиненного Екатеринослав-ским архиереям, впоследствии Корсунского Богородичного Благословенно -го единоверческого монастыря.
Одновременно с основанием г. Николаева Г.А. Потемкин ходатайствует об учреждении нового монастыря, Спасо-Николаевского (Молдавского, во имя Молдавской иконы Божией Матери). 6 июля 1789 г. был объявлен именной указ Св. Синоду: «В Екатеринославской губернии и епархии указали мы учредить монастырь на Витовке, что близ устья реки Ингула, при котором устроено будет общество послушническое из инвалидов, офицеров и солдат. <...> Степень сему монастырю назначаем бывшего Симонова монастыря, присвояя архимандриту оного енколпион и служение
19. Цит. по: Лисовой Н.Н. Восемнадцатый век в истории русского монашества // Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. М.: Наука, 2002. С. 201.
20. Цит. по: Там же. С. 201.
Киево-Печерской лавры, но впрочем, состоя в зависимости от архиепископа Екатеринославского. В сан архимандрита повелеваем произвесть находящегося при армии игумена Моисея»21. В 1791 г. архимандрит Моисей (Гумилев-ский) был рукоположен в архиерейский сан и назначен епископом Феодосийским и Мариупольским, викарием Екатеринославской епархии. Однако штаты новоучрежденного первоклассного монастыря Св. Синодом не были утверждены, по смерти Г.А. Потемкина (|1791) и самого епископа Моисея (|1792) он был фактически упразднен22.
Своеобразные взгляды Г.А. Потемкина на монашество не препятствовали ему ходатайствовать об учреждении новых обителей, возрождении и преобразовании действующих монастырей, создании старообрядческих единоверческих монастырей в подчинении православной иерархии23, поскольку заселение южных уездов православным населением, иностранцами, сектантами и старообрядцами было одной из важнейших задач местной администрации. Немало поспособствовало законодательной и административной поддержке властями Молчанской Софрониевой пустыни и Пропаст-ной Георгиевской (Григориевской) пустыни личное доброе расположение Г.А. Потемкина к «молдавским старцам», в частности, к архимандриту Феодосию (Маслову) и преподобному Паисию (Величковскому).
Основание Григорие-Бизюкова монастыря
Городище Пропастное, где первоначально расположилось подворье Молчанской Софрониевой пустыни, относится к позднескифским поселениям (I в. до Р.Х. — рубеж Ш-ГУ в. по Р.Х.), другое его археологическое название — городище Червоный Маяк24. Расположено городище у Про-пастной балки, в 18 верстах выше по Днепру от г. Кизи-Кермена (Берисла-ва). Пропастная балка издавна использовалась разбойниками и запорожцами, не желавшими подчиняться кошевому атаману Запорожской Сечи. На древнем городище у балки турки устроили городок (крепость) с постоянным гарнизоном и мечетью25.
21. Григорович Н. Обзор учреждения православных монастырей, со времени введения штатов по духовному ведомству. СПб., 1869. С. 5-6.
22. Там же. С. 6-10.
23. Впоследствии, в 1800 г., подчинение части старообрядцев Русской Православной Церкви получило законодательное оформление, обозначенное термином «единоверчество».
24. Орлова З.С., Ратнер И.Д. Из истории заселения Херсонщины: Краткий справочник. Херсон, 1993. С. 84.
25. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 6-8.
Начало будущей Григорие-Бизюковой мужской обители было положено в 1781 г. Игумен Феодосий (Маслов) получил в управление древнюю Молчанскую Софрониеву пустынь, и для пользы монастыря, а именно рыбных промыслов, скотоводства и виноделия, обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой выделить угодья на юге Новороссии, где в то время только размежевывались земли. На этих землях он собирался основать подворье с церковью26 или пустынь.
Князь Г.А. Потемкин в письме архиепископу Никифору (Феотоки) от 5 сентября 1781 г. сообщает, что он «приказал отвести в Новороссийской губернии землю для монастыря Софрониевского, на которой желает игумен Феодосий основать пустынь»27. 23 мая 1782 г., по указу Новороссийской губернской канцелярии, в Кизикерменском уезде, при реке Днепре, с правой стороны Пропастной балки, Молчанской пустыни отвели 3245 десятин земли, «а сверх того лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни по реке Конке, заключающие в себе более двух тысяч десятин»28. Игумен Феодосий обращается с прошением к архиепископу Никифору о благословении на заложение церкви в строящемся подворье Молчанской Софрониевой пустыни Севской епархии в Кизикерменском уезде при р. Днепре; с аналогичным отношением перед преосвященным Славенским и Херсонским ходатайствует 30 июля того же 1782 г. губернатор Языков. Архиепископ Никифор выносит резолюцию: «На заложение церкви в подворье, изготовя грамоту, предста-
29
вить к подписанию»29.
В письме архиепископу Славенскому и Херсонскому Никифору, переданному через игумена Феодосия (Маслова) 30 сентября 1782 г., в день именин Г.А. Потемкина, князь напоминает о своем распоряжении отвести земли Софрониевскому монастырю для основания пустыни в Славенской епархии и представляет его преосвященству игумена, «как человека до-стойного»30. Игумен Феодосий испрашивает позволения на постройку деревянной церкви во имя священномученика Григория, епископа и просветителя Великой Армении — небесного покровителя князя. Архиепископ Никифор уже 1 октября того же года дает храмоздательную грамоту, с тем
26. Там же. С. 10.
27. Григорович Н. Обзор учреждения. С. 3.
28. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 10-11.
29. Гавриил (Розанов), архиеп. Сборник Гавриила, архиепископа Екатеринослав-ского, Херсонского и Таврического // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1868. Т. 7. С. 308.
30. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 11-12.
чтобы по окончании строительства церкви настоятель Молчанской Софро-ниевой пустыни получил архипастырское благословение на ее освящение31.
Церковь была заложена игуменом Феодосием 6 декабря 1782 г., о чем строитель доложил архиерею рапортом. К тому же рапорту прилагался реестр утвари, необходимой для богослужений32. Вскоре деревянная церковь была возведена, и 13 июня 1783 г. владыка Никифор подписал благословитель-ную (на освящение) грамоту на церковь сщмч. Григория Великой Армении, выдал антиминс33, причем наименовал новое монашеское поселение подворьем Софрониевской пустыни Севской епархии34. По сведениям Н. Мурза-кевича, помещенным во втором томе «Записок Одесского общества истории и древностей», игумен Феодосий на высоком городище у Пропастной балки заложил каменную35 церковь сщмч. Григория, используя местный строительный материал: «стены ея выведены каменные, толщиною в 2 аршина, а верх сложен деревянный из дубовых брусьев, каждый толщиною в поларшина, и покончена тремя верхами; весь материал был взят на месте. Церковь эта была освящена 28 июня 1783 года»36.
Пропастное городище, на котором возведена церковь, построены келии, часовня и хозяйственные постройки, оказалось малопригодным для хозяйственных и житейских нужд монашествующих. По сообщению Н. Мурзакевича, архиепископ Гавриил указал для монастыря в 1787 г. другое, более удобное место37 для перенесения туда монастырского подворья. Последняя дата указана явно ошибочно, поскольку «Севской епархии Софро-ниевой пустыни» игумен Феодосий обращается с прошением к архиепископу Славенскому и Херсонскому Амвросию (Серебренникову) «о дозволении
31. Там же. С. 12-13.
32. Гавриил (Розанов), архиеп. Сборник Гавриила. С. 308.
33. Там же. С. 308-309.
34. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 13-14.
35. Указание Н. Мурзакевичем строительного материала церкви, возведенной в 1782-1783 гг., вносит путаницу. Согласно грамоте архиеп. Никифора, церковь благословляется построить деревянную, однако, как указывает Н. Мурзакевич, «стены ея выведены каменные», а верх деревянный. Благословение же на церковь, возведенную в 1784-1787 гг., предполагает каменную постройку.
36. Мурзакевич Н. Григорьевский Бизюков мужеский монастырь // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1848. Т. 2. С. 304; см. также: Гавриил (Розанов), архиеп. Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической. Одесса, 1848. С. 22-23.
37. Мурзакевич Н. Григорьевский Бизюков мужеский монастырь. С. 304.
освятить сооруженную им каменную церковь в подворье им устроенной на берегу Днепра, Кизикерменского уезда38, 1786 г., декабря 5-го»39.
Игумен Феодосий (Маслов) в сообщении епархиальному начальству указывает дату освящения перенесенной церкви (на версту к юго-западу от старого места) во имя сщмч. Григория, Великой Армении архиепископа, по указу Св. Синода, — 13 мая 1787 г.40, или, по данным архиеп. Гавриила (Розанова), 13 июля того же года41. Разборка построенной в 1783 г. церкви, келий и хозяйственных построек, перенесение их через глубокую Пропаст-ную балку и возведение на новом месте, а также письменные контакты с епархиальным начальством и светской властью по этим вопросам требовали значительных затрат средств и времени. Кроме того, в первой половине 1787 г. братия занимались также подготовкой к приезду императрицы Екатерины II.
По поводу участия иеромонаха Гавриила (Банулеско-Бодони) в перенесении подворья на противоположную сторону Пропастной балки мнения исследователей расходятся. Н.Ф. Ногачевский полагает, что митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони) до 1785 г. путешествовал из Петербурга в Молдавию42 и действительно посетил Софрониевское подворье, причем «нашел неудобство его месторасположения и, хотя стороннее лицо, дал о. Феодосию благой совет — переселиться на другую сторону Пропастной балки. После этого Феодосий, как рассудительный человек, послушался и перенес подворье на новое место»43. Не будем здесь рассматривать различные версии, укажем лишь три лица, которые также могли дать «благой совет» перенести монастырь из места более уединенного в менее уединенное, но более доступное. Это архиепископ Амвросий (Серебренников), преемник на архиерейской кафедре архиепископа Никифора (Феотоки), сам архиепископ Никифор и митрополит Гавриил (Петров), с которым общались и Г.А. Потемкин, и игумен Феодосий (Маслов). Последний, в частности, — по поводу публикации «Добротолюбия» преподобного Паисия (Величков-
38. К 1784 г. земли Кизикерменского уезда вошли в состав Херсонского уезда.
39. Гавриил (Розанов), архиеп. Сборник Гавриила. С. 309.
40. Григорович Н. Обзор учреждения. С. 3.
41. Гавриил (Розанов), архиеп. Сборник Гавриила. С. 309.
42. В 1784 г. иером. Гавриил (Банулеско-Бодони) уехал в Яссы, где был возведен в сан архимандрита, и в 1787 г. возвратился в Россию. Екатерининский тракт на участке Никополь-Берислав в то время только прокладывался; обычно путь из Полтавы и Кременчуга в Молдавию проходил значительно севернее.
43. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 14.
ского) в России и перемещения пяти монашествующих из Молчанской Соф-рониевой пустыни в Петербург.
В 80-е гг. XVIII в. земли Южной Украины только заселялись, строились города, изменялись границы губерний, уездов, епархий, консисторий, центров и территорий духовных правлений. Неоднократно изменялся и статус новооснованных монастырей. Вскоре, не без участия того же Новороссийского генерал-губернатора Г.А. Потемкина, подворье стало именоваться Георгиевской пустынью Славенской (позднее Екатеринославской и Херсонеса Таврического) епархии, а игумен Феодосий в 1787 г. в Кременчуге возведен в сан архимандрита той же Георгиевой пустыни44. Впрочем, сам игумен Феодосий в репортах начальству Екатеринославской епархии называл новооснованную пустынь Григорьевской45.
Святейший Синод вступил в переписку с преосвященным Екатери-нославским Амвросием (Серебренниковым) по поводу законности основания и переименования подворья Молчанской Софрониевской пустыни Севской епархии, находящегося в Славенской (с 28 ноября 1787 г. — Екате-ринославской и Херсонеса Таврического) епархии. Архиепископ Амвросий, духовник светлейшего князя, сослался на Г.А. Потемкина, который по приезде в Санкт-Петербург собирался представить Синоду объяснение о преобразовании подворья46. Однако князь скоропостижно умирает, и в сентябре 1792 г. именным указом подтверждается приписание Григорьевской пустыни к Молчанской Софрониевой пустыни Курской епархии.
В 1803 г. упраздняется ставропигиальный Крестовоздвиженский Бизюков монастырь (в Смоленской епархии), его имущество переводится в новоучрежденный Григорие-Бизюков второклассный монастырь. В только что учрежденном монастыре происходят изменения, связанные с перемещением братии в Молчанскую Софрониеву пустынь, прибытием насельников упраздненного Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря, разделом имущества.
Источники и литература об архимандрите Феодосии
В жизнеописаниях старца архимандрита Феодосия (Маслова) прослеживаются две традиции. Назовем их условно «феофановской», или панегирической, и «геннадиевской», или «бизюково-молчанской». Первая традиция
44. Григорович Н. Обзор учреждения. С. 2.
45. Институт рукописи НБУ. Ф. V. Д. 449-461. Л. 69-70.
46. Григорович Н. Обзор учреждения. С. 4.
связана с одним из наиболее ранних источников жизнеописания архимандрита Феодосия, зафиксированным в «Записках» архимандрита Феофана (Соколова), которые составлялись сестрами Воскресенского Горицкого монастыря, участницами бесед со старцем Феофаном в Санкт-Петербурге в период 1800-1820-х гг. Фрагменты «Записок» с жизнеописаниями архимандритов Феодосия и Феофана были опубликованы в петербургском журнале «Странник» в 60-х гг. XIX в., а наиболее ранняя публикация, использовавшая «Записки», вышла в 1853 г. под заглавием «Краткое сказание о жизни блаженной памяти о. Феофана»47.
Традиция «геннадиевская», или «бизюковско-молчанская», зафиксирована около 1835 г. — это «Повесть Бизюкова монастыря» духовника Григорие-Бизюкова монастыря старца иеромонаха Геннадия, и около 18451846 гг., в «Описании Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой общежительной Софрониевой пустыни». Оба монастырских повествования опираются на более ранние предания и воспоминания братии, относящиеся к концу XVIII — началу XIX вв. Характерной особенностью этих источников является детальность отдельных описаний, наличие воспоминаний о ранних годах жизни отца Феодосия, согласованность обеих традиций в части повествования о выходе игумена Феодосия из Мерлополянского (Тисманского) монастыря.
Обе традиции были использованы авторами жизнеописаний архимандрита Феодосия: Н. Мурзакевичем48 в очерке о Григорие-Бизюковом монастыре 1848 г.; Н. Субботиным49 в жизнеописании архимандрита Феофана (Соколова) 1862 г.; архимандритом Дионисием50, настоятелем Григорие-Би-зюкова монастыря, в сведениях об обители 1862 г.; Н.С.51 в очерке о Молчанской Софрониевой и Глинской пустынях 1862 г.; автором52 жизнеописания архимандрита Феодосия в 1869 г.; Н.Ф. Ногачевским53 в историческом повествовании о Григорие-Бизюковом монастыре 1894 г. и в жизнеописании архимандрита Феодосия, изданном отдельной книгой в 1895 г.; архиман-
47. Субботин Н. Архимандрит Феофан. С. 90.
48. Мурзакевич Н. Григорьевский Бизюков мужеский монастырь. С. 302-305.
49. Субботин Н. Архимандрит Феофан. С. 102-108.
50. Дионисий, архим. Сведение о второклассном Григориевском Бизюкове монастыре // Херсонские епархиальные ведомости. 1862. № 8. С. 494-502.
51. Н.С. Софрониева и Глинская. С. 534-544, 552-553.
52. Странник. 1869. Т. IV.
53. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 10-16, 22-30; Ногачевский Н.Ф. Жизнь о. Феодосия, первого архимандрита и основателя Григорьевского Бизюкова монастыря. Одесса, 1895.
дритом Палладием (Батениным)54 в описании Молчанской Софрониевой пустыни 1895 г.; иеромонахом Платоном (Кислухиным) и А.А. Чурочки-ным55 в сборнике «Чудная гора», изданном в 2005 г.
А между тем существовала еще и третья традиция, не получившая развития и восходящая непосредственно к «молдавскому старцу» прп. Паисию (Величковскому), автору первого56 и второго57 писем игумену (после 1787 г. архимандриту) Феодосию (Маслову), из дошедших до нас писем преподобного к старцу Феодосию. В оптинское издание 1847 г. вошел только фрагмент второго письма, т.к., как полагает Н.Н. Лисовой, первую часть письма опустили, «сочтя ее неактуальной для русского читателя и для аскетико-назидательных целей книги»58. Более определенно о публикации 1847 г. высказывается автор первой публикации первой части второго письма в 1994 г. В. Овчинникова-Пелин: «The editor might have had an incomplete copy at his disposal but it is also possible that it had been deliberately omitted because this part comprising vulnerable information on archimandrite Teodosies reputation was disclosed by abbot Paisie»59.
Таким образом, известные на сегодняшний день источники дают представление о следующих этапах жизни старца архим. Феодосия (Маслова):
1. о ранних годах жизни, до перехода в Свенский монастырь и в Молдавию, а также о первых годах жизни в Молдавии свидетельствует иеромонах Геннадий в «Повести Бизюкова монастыря» и в «Сборнике Гавриила»; сведения отца Геннадия имеют высокую степень достоверности в части глуховского периода жизни благодаря его источникам — родственникам архим. Феодосия, его родному брату и племянникам, подвизавшимся в Пропастной пустыни;
2. о жизни игумена Феодосия в Молдавии в своих письмах ему свидетельствует прп. Паисий (Величковский); степень достоверности рассказа
54. Историко-статистическое описание Молчанской Рождество-Богородицкой Пе-черской мужской общежительной Софрониевой пустыни.
55. Чудная гора. С. 38-63.
56. Паисий (Величковский), прп. Житие. С. 332-335.
57 Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (III). P. 349-366; Паисий (Величковский), прп. Житие. С. 331, 336-375.
58. Лисовой Н.Н. Восемнадцатый век. С. 212.
59. Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (II) // Revue des Etudes Sud-East Europeennes. 1994. Т. XXXII. 1-2. P. 74. «Возможно редактор имел в своем расположение неполный экземпляр, но также возможно что это было нарочно опущено, так как этот раздел, содержащий компрометирующую информацию об архимандрите Феодосии, был выявлен игуменом Паисием» (Перевод А. Андреева).
преподобного высока благодаря высокому авторитету великого старца, переводчика корпуса «Добротолюбия» 1793 г.;
3. о переходе игумена Феодосия из Молдо-Влахии в Россию повествуют и иеромонах Геннадий, и авторы «Описания Молчанской пустыни», и архимандрит Феофан (Соколов), однако свидетельство последнего можно признать достоверным благодаря личному участию в описываемых событиях, а вот история «чудесного» спасения от турков «григори-е-бизюковского» и «молчанского» преданий вызывает сомнения; впрочем, явно ошибочные сведения этих преданий о переселении Феодора Маслова из России в Молдавию и из Молдавии в Россию имеют существенную деталь, в основе которой находится подлинная история ученичества (духовного сыновства) игумена Феодосия у игумена Паисия;
4. «первый молчанский», или «молчанско-пропастный», период жизни игумена Феодосия (1779-1792 гг.) обеспечен множеством документальных, вещественных и нарративных источников, наиболее достоверные из них — именные указы императрицы Екатерины II, указы и переписка Севской викарной, Белгородской и Екатеринославской епархий, ордера и переписка Г.А. Потемкина и других представителей государственной власти, межевые книги, «афоно-молдавский устав» Молчанской Софроние-вой пустыни и прочие документальные источники, в т.ч. копии, собранные в «Сборнике Гавриила», архиепископа Екатеринославского и Херсонского, второе письмо преподобного Паисия, «Записки» архимандрита Феофана, «Повесть» иеромонаха Геннадия, многочисленные вещественные источники, книги, портрет архимандрита Феодосия, святыни, перевезенные из Тис-манского монастыря, иконы с надписаниями;
5. «второй молчанский» период (1792-1802 гг.) обеспечен источниками значительно слабее, основные источники этого периода — «Описание Молчанской пустыни», «Повесть» иеромонаха Геннадия, документальные и вещественные источники, свидетельства, связанные с именем преподобного Филарета (Данилевского);
6. обстоятельства смерти архимандрита Феодосия и учреждение Григорие-Бизюкова монастыря: о первом приводит подробное свидетельство иеромонах Геннадий в «Повести Бизюкова монастыря», ни один из авторов жизнеописаний архимандрита Феодосия, исторических очерков о Молчанской пустыни и Григорие-Бизюкова монастыря не упоминает обстоятельства смерти и не пытается опровергнуть свидетельство иеромонаха Геннадия; напротив, обстоятельства учреждения Григорие-Бизюкова монастыря, раздел имущества между обоими обителями обеспечен мно-
гочисленными источниками: перепиской между Курской и Екатеринос-лавской консисториями, «Описанием Молчанской пустыни», «Повестью» иеромонаха Геннадия; в отношении достоверности сообщения иеромонаха Геннадия об отравлении и мученической смерти архимандрита Феодосия до обнаружения документальных источников нельзя говорить определенно.
Почитание архимандрита Феодосия в XIX в.
В Молчанской Софрониевой пустыни и Григорие-Бизюковом монастыре сложились стойкие традиции почитания архимандрита Феодосия, имеющие существенное отличие от традиций «феофановских», воспроизведенных в 1860-е гг. в петербургском журнале «Странник».
Вот каким образом повествует об обстоятельствах переселения из Молдо-Влахии в Россию историк Григорие-Бизюкова монастыря. Согласно Н.Ф. Ногачевскому, во время Русско-турецкой войны русская армия Г.А. Потемкина расположилась около Мирнополянской пустыни. Поскольку армия60 терпела бедствие, игумен Феодосий оказывал помощь продовольствием61, а также, как полагает современный историк, разведданными в пользу русской армии62. Когда русские войска оставили Молдавию весной 1773 г., турецкий султан приказал «разорить монастырь огнем и мечом, монахов всех предать смерти, а о. Феодосия в оковах представить пред лице его — в Константинополь, где, конечно, игумена ожидала мучительная казнь. С беспощадною точностью было выполнено султанское приказание. Паша, достигши обители поздним вечером, многих из братии предал смерти; Феодосий же, как главный виновник султанского гнева, был взят под стражу и заключен в оковы»63. Паша милостиво позволил игумену помолиться в последний раз в церкви и снял с него оковы, а игумен воспользовался этим позволением, чтобы бежать из алтаря через потайной ход, сесть на приготовленную лошадь и домчаться до лагеря Г.А. Потемкина64.
Игумен Палладий в «Историко-статистическом описании Молчан-ской. пустыни» (1909 г.) пересказывает эту историю почти дословно65.
60. Русскими армиями на молдо-влахийском направлении в конце 60-х — начале 70-х гг. XVIII в. командовали генерал-фельдмаршалы Голицын и Румянцев. Генерал-майор Г.А. Потемкин возглавлял небольшие воинские подразделения.
61. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 23-24.
62. Паталах О., Дяченко С. Новороия. Херсон: Наддшпряночка, 2013. С. 331.
63. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 24-25.
64. Там же. С. 25.
65. См.: Чудная гора. С. 40-41.
Авторы не задаются простым вопросом, как мог игумен обречь на мучительную смерть многочисленную братию Тисманского или Мирнополян-ского монастыря ради того, чтобы лично прибыть в лагерь Г.А. Потемкина и быть им представленным с наилучшими характеристиками императрице Екатерине II.
Более того, один из авторов находит в этом особую доблесть: «Видя неизбежность своей гибели, игумен воззвал к Господу Богу, спасающему нас, из всей глубины сердца своего; затем, осеняемый свыше упованием на милость и всемогущую Силу Божию, решился на отважный и рискованный шаг. С замечательной бодростью духа он приступил к паше и просил позволения в последний раз пойти в церковь помолиться с оставшеюся в живых братиею. Паша, снисходя к такой просьбе, дозволил. Турки сняли оковы с Феодосия, пустили его в церковь, а сами остались за церковными дверьми с обнаженными мечами, дабы зорко следить за выходом»66. Другими словами, игумен якобы воззвал к Господу Богу «с замечательной бодростью духа» и воспользовался возможностью спасти свою жизнь, да еще отправиться в ранге благодетеля к императрице, бросив оставшуюся в живых братию умирать от рук янычар.
Совершенно иначе передает подробности переселения в Молчан-скую пустынь биограф непосредственного участника событий — монаха Феофана (Соколова), впоследствии архимандрита, настоятеля Кирилло-Но-воезерского монастыря. «В 1777 г. Феодор отправился в Молдавию вместе с молдавскими иноками, возвращавшимися в свой монастырь. Он надеялся побывать на Афоне, в Палестине и затем поселиться у старца Паисия [Ве-личковского], но когда он пришел в Молдовлахию, в Тисманский монастырь, игумен Феодосий [Маслов] удержал его и немедленно постриг с именем Феофана. Тогда Феодору было 25 лет. Тисманская обитель, совершенно удаленная от мира, процветала под управлением игумена Феодосия, старца замечательного. Этот старец был, вместе с Паисием Величковским, учеником схимонаха Василия [Поляномерульского], общего старца молдовлахийских иноков. Находясь в ближайшем общении с о. Паисием, он [игумен Феодосий] получил от него его переводы отеческих писаний. Под руководством этого старца (игумена Феодосия (Маслова)), ведшего своих учеников к высоким степеням внутренней духовной жизни, и завершилось окончательно монашеское воспитание о. Феофана.
Когда, после Кучук-Кай-Нарджийского мира, вследствие турецких притеснений, жизнь в Тисмане стала невозможною, игумен с братиею
66. Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь. С. 25.
решился вернуться в Россию. Среди братии монастыря находился Потемкин, родственник русского вельможи, князя Потемкина. Одиннадцати лет от роду он бежал из родного дома и, скрывая свое происхождение, жил в монастыре, исполняя самые грубые работы. Он знал семь языков. Ему-то и предложил настоятель ехать в Россию и просить о переведении Тисман-ского монастыря в Россию. Но скрываясь еще, о. Анастасий (Потемкин) выбрал себе в спутники о. Феофана, которому были поручены написанные Анастасием письма к его родственникам, а сам Анастасий сопровождал о. Феофана в виде кучера. Наконец, на родине Анастасия, в родительском доме, узнали давно оплакиваемого сына, и ликованию среди родственного съезда, собравшегося по этому случаю, не было конца. В 1779 г. в Петербурге, куда проехал из дому Анастасий, было определено: назначить для пребывания игумена Феодосия с тисманскою братиею Молчанскую Софрони-еву пустынь (Курской губернии)»67.
Законно предположить, что оба события, и помощь военному подразделению Г.А. Потемкина около 1769 г., и ходатайство через двоюродного брата Г.А. Потемкина Анастасия Потемкина68, оказали влияние на ходатайство светлейшего князя перед императрицей и на само решение Екатерины II.
Указы Св. Синода от 23 января и 25 августа 1779 г. подтверждали оказание услуг по снабжению русской армии в Молдавии игуменом Фео-досием и перевод братии Тисманского монастыря в Россию: «...определить строителем во оную [пустынь] вышедшего из Валахии Тесманского монастыря игумена Феодосия, которого за оказанные им во время бывшей Турецкой войны различные услуги, кроме сего послушания, ни к каким должностям не определять и сверх того ничего на него не налагать, ниже с повышением сана в иной монастырь, без особливого Высочайшего указа, не переводить; а вступить ему в сию пустынь со всею вышедшею ныне с ним братиею, впредь же как в принятии в сию пустынь монахов, так и в сделании надлежащих учреждений по иностранству сего игумена с братиею Святейшему Правительствующему Синоду поступить по своему усмотрению»69.
67. Поселянин Е. Архимандрит Феофан, настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря // Сайт http://rumagic.com/. URL: http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/poselyan-in/0/j12.html (дата обращения: 11.02.2015).
68. Родной брат архиепископа Иова (Потемкина), также подвизавшегося в монастырях Молдавии.
69. Цит. по: Описание Путивльской Молчанской... С. 18.
Авторы «Описания Путивльской Молчанской... пустыни», согласно дошедшим до них известиям «по делам и преданиям старцев», полагают, что «в самое цветущее положение по всем отношениям Софрониева пустынь приведена трудами и подвигами поистине великого старца архимандрита Феодосия. чудного Мужа»70. Летописец Молчанской Софрони-евой пустыни неоднократно подчеркивает значение для обители внешней и духовной деятельности прп. Феодосия: «Сему-то великому старцу обязана Софрониева пустынь своим прочным благоустройством по всем отношениям. Так, его ходатайством утвержден для пустыни Святейшим Правительствующим Синодом особый Устав, по чиноположению Святыя Афонския Горы и по означенному Высочайшему указу предоставлены пустыне разные особенные права и преимущества»71.
Таким образом, неоспоримые свидетельства источников оказали решающее влияние на особенности почитания архимандрита Феодосия (Маслова) и в Григорие-Бизюковом монастыре, и в Молчанской Софроние-вой пустыни. Почитание же «феофановское» вполне традиционно для православного церковного благочестия, однако эта традиция не учитывает сведения важнейших по обширности и ценности свидетельств источников жизнеописания архимандрита Феодосия, — второе письмо преподобного Паисия (Величковского) и «Повесть Бизюкова монастыря» иеромонаха Геннадия.
* * *
Настоящую статью следует полагать одной из первых попыток обобщения сведений источников и литературы об архимандрите Феодосие (Маслове), выдающемся подвижнике и устроителе монашеского жития России в конце XVIII — начале XIX вв. В статье использованы все известные на сегодняшний день основные источники жизнеописания архимандрита Феодосия, в том числе источники, введенные в научно-богословский оборот в последние десятилетия.
Между тем, существует ряд неопубликованных источников, труд-
72
нодоступный для исследователей72; вероятно, некоторые источники еще
70. Там же. С. 16.
71. Там же. С. 18-19.
72. «Повесть Бизюкова монастыря» иером. Геннадия не опубликована полным текстом, а единственный небольшой фрагмент начальных страниц «Повести» в украинском переводе опубликован в малоизвестном украинском сборнике: [Генадш, ieромонах. 1835 р. Уривки з «Повюта Бiзюкова монастиря» ieромонаха Генадiя про мотиви створення
предстоит отыскать в архивных учреждениях России, Украины, Румынии и Молдовы. Взвешенное научно-богословское изучение и осмысление источников позволит избежать некоторых крайностей, допущенных литературой XIX в. Исследование должно учитывать условия государственной, межгосударственной и общественной жизни, современной объекту исследования, рассматривать жизнь подвижника благочестия в динамическом развитии от рождения до смерти. Исключение важных источников и непроработанность исследователями отдельных значительных отрезков жизни ведет к серьезному искажению образа подвижника.
Источники и литература
Х.Гавриил (Розанов), архиеп. Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической. Одесса, 1848.
2.Гавриил (Розанов), архиеп. Сборник Гавриила, архиепископа Екатеринос-лавского, Херсонского и Таврического // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1868. Т. 7. [Генадш, ieромонах. 1835 р. Уривки з «Повгсп Бiзюкова монастиря» ieромонаха Генадiя про мотиви створення цього твору та роль запорожщв у освоенш Швдено! Украши: З фондiв 1РНБУ. Ф. 5. Спр. 760. Арк. 3-4] // Швденна Украша XVШ-XIX столггтя: Зап. наук.-дослвд. лаб. юторп Швденно! Украши ЗДУ Запорiжжя, 1998. Вип. 3. С. 82-83. 760.
3.Геннадий, иером. Повесть Бизюкова монастыря. Институт рукописи НБУ Ф. V. Д. 760.
4.Григорович Н. Обзор учреждения православных монастырей, со времени введения штатов по духовному ведомству. СПб., 1869.
5.Дионисий, архим. Сведение о второклассном Григориевском Бизюкове монастыре // Херсонские епархиальные ведомости, 1862. № 8. Историко-статистиче-ское описание Молчанской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии / Сост. архимандрит Палладий (Батенин). М., 1895.
6.Лисовой Н.Н. Восемнадцатый век в истории русского монашества // Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. М.: Наука, 2002.
7.Морошкин М., свящ. Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новое-зерского монастыря // Странник. 1862. № 2.
8. Мурзакевич Н. Григорьевский Бизюков мужеский монастырь // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1848. Т. 2.
цього твору та роль запорожщв у освоенш Швдено! Украши: З фондiв 1РНБУ. Ф. 5. Спр. 760. Арк. 3-4] // Швденна Украша XVШ-XIX столггтя: Зап. наук.-дослщ. лаб. юторп Швденно! Украши ЗДУ Зат^жжя, 1998. Вип. 3. С. 82-83.
9.Ногачевский Н.Ф. Григориевский Бизюков монастырь Херсонской епархии. Одесса: Типография Е.И. Фесенко, 1894.
10. Ногачевский Н.Ф. Жизнь о. Феодосия, первого архимандрита и основателя Григорьевского Бизюкова монастыря. Одесса, 1895.
11. Н.С. Софрониева и Глинская пустыни // Странник. 1862. № 12.
12. Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой, общежительной, Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии. СПб., 1846.
13. Орлова З.С., Ратнер И.Д. Из истории заселения Херсонщины: Краткий справочник. Херсон, 1993. 128 с.
14. Паисий (Величковский), прп. Житие и избранные творения / Текст с параллельным русским переводом А.П. Власюка. Серпухов: Наследие Православного Востока, 2014. 560 с.
15. Паталах О., Дяченко С. Новороая. Херсон: Наддншряночка, 2013. 352 с.
16. Поселянин Е. Архимандрит Феофан, настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря // Сайт http://rumagic.com/. URL: http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/ poselyanin/0/j12.html (дата обращения: 11.02.2015).
17. Сборник Гавриила, архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического. Институт рукописи НБУ. Ф. V. Д. 449-461.
18. Субботин Н. Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова Новоезерского монастыря // Странник, 1862. № 3.
19. Чудная гора / Сост. иеромонах Платон (Кислухин), А.А. Чурочкин. Киев: Феникс, 2005. 190 с.
20. Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (II) // Revue des Etudes Sud-East Europeennes. 1994. Т. XXXII. 1-2.
21. Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (III): Letter to Teodosie, archimandrite at the Sofroniev Hermitage // Revue des Etudes Sud-East Europeennes. 1994. Т. XXXII. 3-4.