ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2014. № 5
В.А. Таубер
(аспирант кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ
имени М.В. Ломоносова)*
АРХИЕПИСКОП МЭТЬЮ ПАРКЕР (1559-1575)
И ЕГО ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ
К АНГЛИЙСКОМУ ДУХОВЕНСТВУ
В статье рассматриваются принципы реформирования духовенства церкви Англии во второй половине XVI в. Исследованы взгляды архиепископа Кентерберийского Мэтью Паркера (1559—1575) на задачи священников и требования, предъявляемые к ним, а также те проблемы, с которыми приходилось сталкиваться церковным властям королевства при реализации своей кадровой политики. Автор приходит к выводу, что в ходе Реформации представление об идеальном священнике церкви Англии претерпело значительные изменения, обусловленные влиянием как общеевропейских тенденций, так и специфических особенностей английской Реформации.
Ключевые слова: церковь Англии, Реформация, английское духовенство, Мэтью Паркер, церковная политика.
The paper presents a research of the reformation of the clergy of the Church of England in the second half of the 16th century. The author investigates the views of Matthew Parker, archbishop of Canterbury (1559—1575), on the tasks of the ministry and his requirements to the priests, as well as the problems the ecclesiastical authorities had to face while following their policy. The author comes to the conclusion that in the period of the Reformations the ideal of the priest of the Church of England had dramatically changed. The alterations in question were influenced by both general trends of the European Reformation and the specific features of the Church of England.
Key words: the Church of England, Reformation, English clergy, Matthew Parker, ecclesiastical policy.
* * *
Европейская Реформация и Контрреформация привели к пересмотру многих сторон церковной жизни, в том числе и места, отводимого в ней духовенству. Отказывая священнику в роли посредника между верующими и Богом, Мартин Лютер и его последователи инициировали появление нового представления о его задачах: протестантский пастор должен был стать в первую очередь проповедником и наставником для своей общины, а также подавать мирянам пример благочестия. Естественно, это привело к пересмотру требований, которые предъявлялись к духовенству, к уровню его образования и образу жизни. В свою очередь католическая
* Таубер Владимир Андреевич, тел. 8-903-557-51-10; e-mail: vtauber@yandex.ru
церковь еще с конца XV в. уделяла значительное внимание вопросу о роли духовенства в церковной жизни, который обсуждался, в частности, на Тридентском соборе 1545—1563 гг.1 Разумеется, идея об отправлении таинств как основной задаче священника не ставилась под сомнение, однако требования, предъявляемые к епископам и приходскому духовенству, во многом перекликались с протестантской точкой зрения на эту проблему.
Для церкви Англии второй половины XVI в. вопрос о духовенстве также был весьма актуален в силу целого ряда причин. Во-первых, специфика Реформации в Англии была такова, что здесь всегда сохранялось иерархически организованное духовенство. При этом его необходимость ставилась под сомнение наиболее радикальными английскими протестантами, многие из которых, находясь во время правления Марии Тюдор в ссылке на континенте, восприняли кальвинистскую точку зрения на церковную органи-зацию2. Во-вторых, в начале рассматриваемого периода после смерти королевы Марии абсолютное большинство духовенства составляли католики, назначенные на должности в период Контрреформации 1553—1558 гг., тогда как в первой половине 1559 г. в королевстве была восстановлена протестантская церковь под властью королевы. Многие из них согласились с новыми установлениями, однако число отказавшихся приносить присягу и лишенных должностей также было весьма велико: по итогам визитаций, проведенных летом 1559 г., в Йоркской провинции их доля составляла около 40% высшего духовенства и около двух третей приходских священников, в Кентерберийской — примерно треть всего духовенства3. Таким образом, в Англии практически в одночасье освободилось весьма значительное число церковных должностей, на которые следовало назначить новых людей.
Кадровая политика в церкви Англии 1560-х — первой половины 1570-х гг. была крайне важна и потому, что вероучение в рассматриваемый период еще не было окончательно разработано, а это порождало значительные расхождения в трактовках отдельных его аспектов, выливавшиеся порой в серьезные дискуссии. Стремясь не допустить подобных конфликтов и, как следствие, раскола
1 Delumeau J, Cottret M. Le Catholicisme entre Luther et Vbltaire. Paris, 1996. P. 82—91.
2 Критика иерархии духовенства с кальвинистских позиций особенно активизировалась с начала 1570-х гг. из-за выступлений первых идеологов пуританизма. Подробнее см.: Collinson P. English Puritanism. London, 1983; Lake P. Anglicans and Puritans? Presbyterianism and English Conformist Thought from Whitgift to Hooker. London, 1988.
3 Gee H. The Elizabethan Clergy and the Settlement of Religion, 1558—1564. Oxford, 1898. P. 71—88; Haigh C. English Reformations: Religion, Politics and Society under the Tudors. Oxford, 1993. P. 243.
среди верующих, и церковные, и светские власти королевства значительное внимание уделяли установлению и поддержанию единообразия протестантского учения. Хотя мысль о необходимости проведения подобной политики возникла еще в первой половине XVI в.4, в правление Елизаветы I она стала практически лейтмотивом церковных преобразований5, доносить же официально принятую трактовку христианского учения до верующих надлежало всем английским священникам, а потому от них требовалась лояльность официальному курсу. Наконец, нельзя не учитывать, что церковь Англии и ее духовенство часто становились объектами критики, в том числе и со стороны более радикальных английских протестантов, нередко упрекавших коллег в некомпетентности и неспособности исполнять свои функции (как правило, проповеднические).
Определенные проблемы при назначении новых священников возникали и из-за сохранявшейся в тюдоровской Англии системы патроната6. Поскольку назначение на пребенду или приход подразумевало наделение земельным держанием, значительная роль в выборе кандидатуры нового священника принадлежала собственнику держания, которым могла быть как корпорация (светская или духовная), так и монарх либо крупный землевладелец. Зачастую именно патрон определял, кому достанется та или иная должность, а епископ, формально осуществлявший назначение, был вынужден соглашаться с ним. Если в Средневековье значительная часть приходов находилась под патронатом монастырей, то после секуляризаций 1530-х гг. право представления кандидатов на освобождавшиеся вакансии (advowson) вместе с монастырской собственностью перешло к короне, а затем, как и земельные владения, было в основном пожаловано и распродано ее вассалам. Последние же, преследуя собственные интересы, зачастую мало заботились о благе церкви, что еще больше усложняло задачу церковных властей.
4 К примеру, один из известных актов Генриха VIII — «Шестистатейный статут» 1539 г. — содержал преамбулу, в которой говорилось о вреде «различия мнений» и пользе единообразия. Текст статута см., например: Documents Illustrative of English Church History / Ed. by H. Gee, W.J. Hardy. London, 1896. P. 303—319.
5 В рассматриваемый период действовал Акт о единообразии, принятый в 1559 г. Его текст см.: Documents Illustrative... P. 458—467.
6 О патронате в Англии XVI в. см., например: Cross C. Noble Patronage in the Elizabethan Church // The Historical Journal. 1960. Vol. 3. P. 1—16; O 'Day R.. The Ecclesiastical Patronage of the Lord Keeper, 1558—1642 // Transactions of the Royal Historical Society. 1973. Vol. 23. P. 89—109; Eadem. The English Clergy: The Emergence and Consolidation of a Profession, 1558—1642. London, 1979; Серегина А.Ю. Английские католики и светский церковный патронат // Средние века. 2013. Вып. 74 (1—2). С. 104—123.
Несмотря на то что изучение реформирования английского духовенства в эпоху правления Елизаветы I имеет достаточно давнюю традицию7, многие проблемы выработки и реализации кадровой политики в рассматриваемый период все еще изучены сравнительно мало. В настоящей статье мы проанализируем, какими принципами руководствовались церковные власти Англии при проведении назначений во второй половине XVI в. и как на них повлияли перемены в понимании задач духовенства, которые произошли благодаря Реформации и Контрреформации. Для этого мы рассмотрим представления Мэтью Паркера, архиепископа Кентербе-рийского и примаса церкви Англии в 1559—1575 гг., о том, каким требованиям должен отвечать хороший священник. Его мнение, которое мы можем проследить на основе его переписки, а также различных документов, к созданию которых он имел отношение8, представляется тем более любопытным, что, в отличие от многих теоретиков и богословов, он мог (хотя и не всегда) непосредственно влиять на назначения на разные должности9.
Мэтью Паркер, возглавивший церковь Англии уже после проведения летних визитаций 1559 г. (он был избран архиепископом в августе и рукоположен в декабре), неизбежно должен был столкнуться с их последствиями. К сожалению, мы не можем судить, насколько активное участие он принимал в определении кадровой политики в 1559—1560 гг.10, однако с уверенностью можно сказать, что результатами назначений он доволен не был. «Принужденные большой потребностью в священниках, — писал Паркер 15 августа 1560 г., обращаясь к епископу Лондонскому Эдмунду
7 См., например: Gee H. Op. cit.; Continuity and Change: Personnel and Administration of the Church in England 1500—1642 / Ed. by R. O'Day, F. Heal. Bristol, 1976; O 'Day R. The English Clergy: The Emergence and Consolidation of a Profession, 1558—1642; Haigh C. The Clergy and Parish Discipline in England, 1570—1640 // The impact of the European Reformation: Princes, Clergy and People / Ed. by B. Heal, O.P. Grell. Aldershot, 2008.
8 В первую очередь, это различные документы, фиксировавшиеся в журнале архиепископской канцелярии, опубликованные в: Registrum Matthei Parker diocesis cantuariensis A.D. 1559—1575. Vol. 1—3. Oxford, 1928—1933 (далее — Registrum).
9 Подробнее о пределах полномочий архиепископа Кентерберийского в этом вопросе см.: Таубер В.А. Архиепископ Мэтью Паркер и церковная политика в Англии в конце 50—60-х годов XVI века // Средние века. 2013. Вып. 74 (1—2). С. 87—103.
10 Тем не менее, судя по архиепископскому журналу, в 1559—1560 гг. в Кентер-берийской провинции было рукоположено достаточно много священников (Registrum. Vol. 1. P. 338—352), кроме того, архиепископская канцелярия фиксировала назначения в тех диоцезах, которые не имели епископов (см., например: Registrum. Vol. 1. P. 165—166, 169, 169—174, 176—177), хотя установить, в какой мере на них повлиял сам Мэтью Паркер, едва ли возможно.
Гриндэлу11, — мы с вами <...> допустили к службе разных ремесленников и других, незнающих и необразованных». Очевидно, поспешность и массовость замещения церковных вакансий обернулись, с точки зрения архиепископа, недостаточной разборчивостью в кандидатах на духовные должности, что, по его мнению, недопустимо, так как многие из новых священников «весьма оскорбительны для людей» и «приносят больше вреда, нежели пользы». Посему архиепископ требует, чтобы люди «в прошлом мирских занятий» больше не допускались к священничеству, кроме тех, кто «искушен в учении» или «хотя бы потратил некоторое время на обучение детей». Этот вопрос предлагается обсудить на конвока-ции, пока же Паркер просит епископа Лондонского руководствоваться вышеизложенными соображениями.
Несколько месяцев спустя, 18 ноября 1560 г. архиепископ вновь пишет Эдмунду Гриндэлу письмо12, в котором касается других проблем, связанных с реформированием духовенства. Прежде всего, он требует, чтобы епископ Лондонский представил ему поименный список всех священников своего собора, включая «деканов, архидьяконов, канцлеров и прочих имеющих должность со всеми их пребендами», мотивируя свое любопытство «общим реформированием духовенства провинции Кентербери». Паркера интересует также «каждый отдельный священник и викарий внутри диоцеза, сколько из них живут здесь и где находятся остальные». Особенное внимание архиепископ уделяет тем, кто «не является ни священником, ни дьяконом», а также тем, кто «образован и способен проповедовать» или уже имеет проповедническую лицензию. Направление предполагавшихся изменений нетрудно себе представить: во-первых, очевидно, продолжалась политика удаления с должностей людей, не имеющих духовного звания и соответствующего образования, во-вторых, Паркер озаботился присутствием священника в каждом приходе, в-третьих, перед ним стояла задача обеспечения королевства лояльными и квалифицированными проповедниками, способными доносить до паствы новое вероучение. Претворение этих принципов в жизнь оказалось делом непростым и требовало от архиепископа Кентерберий-ского значительных усилий на протяжении всего периода его правления.
Надо заметить, что практика назначения на церковные должности людей «мирских занятий» не была чем-то экстраординарным, тем не менее Паркер считал ее порочной и по мере возмож-
11 Correspondence of Matthew Parker, D.D.: Comprising Letters Written by and to Him, from A.D. 1535, to His Death, A.D. 1575 / Ed. by J. Bruce, T. Perowne. Cambridge, 1853. P. 120—121 (далее — Correspondence).
12 Ibid. P. 127—128.
ности пытался с ней бороться. Так, в 1566 г. он возражал против кандидатуры «доктора Эллиса» (Эллиса Прайса13), предложенной на кафедру епископа Бангорского и поддержанной графом Лестером и графом Пемброком, указывая, что тот не был священником и «не имел священнического нрава»14. Но если выдвижение мирянина на епископскую кафедру было событием, скорее, необычным, то дарование им бенефициев или пребенд случалось достаточно часто. К числу наиболее ярких прецедентов такого рода можно отнести попытку «некого мистера Хэммонда из Йоркшира» получить в 1570 г., благодаря ходатайству графа Лестера, пребенду для своего четырнадцатилетнего сына. В письме государственному секретарю Уильяму Сесилу от 1 апреля 1570 г. Паркер сообщает о своем отказе подписать соответствующее разрешение15. Архиепископ ссылается на обращение декана Йорского собора, полагавшего, что «очень хорошая пребенда, подходящая для проповедника», не должна быть предоставлена «мальчику нежного возраста и малой учености и благоразумия», а также на указания Тайного совета, предписывающие, чтобы епископы «обеспечивали более усердное проповедничество»16. В схожей ситуации в апреле 1561 г. архиепископ также отказал Томасу Ховарду в предоставлении пребенды сыну одного из его «слуг», мальчику 13 или 14 лет17. В другой раз Паркер в письме от 6 февраля 1568 г., адресованном Анне Бэкон, жене лорда-хранителя печати Николаса Бэкона, описывает результаты визитации, проведенной им в Норфолке незадолго до того18. По словам архиепископа, до него дошли сообщения о процветающей там симонии, так что даже «лучшие (люди. — В.Т.) графства <...> были заражены этой чумой», имея по пять-шесть, а порой и по семь-восемь бенефициев, на которые назначались их слуги. В ходе инспекции выяснилось, что два человека, получившие пребенды в Нориджском соборе благодаря влиянию Бэкона, не имеют сана и не могут исполнять священнические обязанности ввиду недостатка образования и знаний. Не вдаваясь в подробности, скажем, что Паркер счел необходимым уговорить обоих отказаться от пребенд, несмотря на свои дружеские отношения с их покровителем, о чем он и рассказывает леди Бэкон. Впрочем, несмотря на все усилия архиепископа Кентерберийского, добиться
13 Athenae Cantabrigiensis. Vol. 1. Cambridge, 1858. P. 567.
14 Correspondence. P. 257—258: "...neither being priest nor having any priestly disposition".
15 Ibid. P. 362.
16 Одно из таких предписаний см.: ibid. P. 355—357.
17 Ibid. P. 136.
18 Ibid. P. 311—313.
исчезновения практики назначения светских лиц на духовные должности в тот период было едва ли возможно19.
Не менее сложным делом оказалось и обеспечение присутствия (residence) священников в назначенных им бенефициях, пребендах и приходах. Это было связано с тем, что для Англии XVI в. нормальным было получение одним человеком нескольких держаний, зачастую располагавшихся в разных частях королевства. Например, сам Мэтью Паркер, который в 1535 г. был назначен деканом коллегии секулярных клириков в Стоук-бай-Клере, в то же время был членом одного из колледжей Кембриджского университета. Новая должность должна была стать для него синекурой и источником некоторого дополнительного дохода. Однако будущий архиепископ, в отличие от предыдущего декана Стоука, практически не появлявшегося там, уделял коллегии и ее благоустройству достаточно много времени и сил20. Того же он пытался добиться и от других священников уже после того, как стал примасом церкви Англии. Он неоднократно требовал отчета о том, кто из священников находится на своем месте, а кто отсутствует и почему. Помимо указанных выше писем Гриндэлу можно упомянуть архиепископское предписание 1561 г. с требованием предоставить информацию как о присутствии держателей пребенд и бенефициев, так и об их образовании, семейном положении, наличии проповеднических лицензий и т.п.21 Точный список адресатов, к сожалению, неизвестен — в оригинальной рукописи вместо обращений и конкретных указаний стоят пробелы, однако можно предположить, что он был достаточно широк: судя по всему, это образец для рассылки архидьяконам и другим церковным чиновникам, отчеты которых позволили бы составить достаточно полное представление о составе английского духовенства. Кроме того, вопрос о реально присутствующих священниках регулярно задавался во время визитаций, проводившихся как во всей провинции, так и в отдельных диоцезах, насколько можно судить по инструкциям для визитационных комиссий22. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что церковные
19 Так, например, когда в сентябре 1563 г. Джон Джуэл, епископ Солсберий-ский, обратился к Паркеру с вопросом, может ли Дж. Харви, «не имея и не нося священнического облачения», сохранить за собой пребенду, полученную по папскому разрешению (ibid. P. 176), архиепископ, вероятно, не стал возражать, так как Харви сохранял ее до своей смерти в сентябре 1564 г. (см.: Fasti ecclesiae Anglicanae 1541—1857 / Ed. by J. M. Horn. Vol. 6. London, 1986. P. 22). Известны также случаи, когда архиепископ предоставлял разрешение на получение пребенды, «несмотря на возраст» (Registrum. Vol. 1. P. 318; Vol. 3. P. 839—840).
20 Strype J. The Life and Acts of Matthew Parker. Vol. 1. Oxford, 1821. P. 15—16.
21 Correspondence. P. 153—154.
22 См., например: Visitation Articles and Injunctions of the Period of the Reformation / Ed. by WH. Frere, W.P.M. Kennedy. Vol. 3. London, 1910. P. 1, 74, 78—79.
власти уделяли значительное внимание фактическому присутствию служителей церкви Англии в тех местах, где они получали должности.
Едва ли не более внимательно архиепископ следил за тем, как в королевстве замещались проповеднические кафедры. В свете описанных выше проблем, связанных с утверждением единого вероучения и не всегда удачными назначениями священников, к проповедникам, назначавшимся, как правило, на время постов и праздников, предъявлялись особые требования. Необходимость их присутствия по всему королевству осознавалась и светскими властями, неоднократно требовавшими от епископов обеспечения активной работы проповедников на территории Англии. Помимо упомянутого выше предписания Тайного совета, передававшего волю королевы23, о заинтересованности властей в проповедниках свидетельствуют также частые обсуждения их назначений архиепископом Кентерберийским и его корреспондентами24. Надо сказать, что их озабоченность была вполне обоснованной: известно несколько прецедентов, когда проповеди, звучавшие даже с наиболее значимых кафедр, не соответствовали официальному учению церкви. Так, в середине 1560-х гг. выступления Томаса Сэмпсона и Лоренса Хамфри у Сент-Полс Кросс около собора Святого Павла в Лондоне содержали критику принятых в церкви Англии облачений25, что повлекло достаточно серьезные разбирательства, завершившиеся отстранением их от всех церковных должностей, несмотря на хорошие отношения обоих с архиепископом26. Этот казус привлек более пристальное внимание властей к выдаче проповеднических лицензий.
Об этом Мэтью Паркер писал 12 мая 1565 г. Эдмунду Гриндэлу27. Архиепископ сообщает, что описанный инцидент стал известен королеве, которая, узнав о «разных неблагоразумных проповедниках», которые «обманули наши ожидания», приказала, «ради лучшего наставления ее подданных», чтобы впредь те, кто должен получать лицензии, выбирались более тщательно. В связи с этим архиепископ просит пересмотреть его лицензии, выданные до 1 апреля, каковую меру он «нашел используемой в дни его пред-
23 Correspondence. P. 355—357
24 В основном Паркер обсуждал их с Уильямом Сесилом, но не только (см., например: ibid. P. 119, 239—240, 242, 254—255, 260—261, 326).
25 Дискуссия об облачениях в церкви Англии началась еще на рубеже 1540— 1550-х гг. В середине 1560-х гг. отношение к ним стало одним из основных расхождений апологетов официального учения и сторонников более радикальных преобразований. Подробнее см.: Collinson P. Elizabethan Puritan Movement. London, 1967; Usher B. William Cecil and Episcopacy, 1559—1577. Aldershot, 2003; Primus J.N. The \festments Controversy. Kampen, 1960.
26 Таубер В.А. Указ. соч. С. 96—100.
27 Correspondence. P. 242.
шественников, таких как Кранмер», затем эти лицензии следовало обновить для подходящих людей, либо наоборот. Интересно, что для предотвращения подобных инцидентов Паркер приказывает, чтобы никакой священник другого диоцеза не допускался к службе без рекомендательных писем, подтверждающих его лояльность официальной доктрине, причем такие священники не должны оставлять свои бенефиции без позволения епископа, «так как некоторые обманывали подданных королевы, беря деньги за аренду, а затем покидая свои места». Помимо прочего, это письмо еще раз показывает недовольство Паркера существующей практикой, когда священник не мог полноценно исполнять свои обязанности из-за того, что имел несколько должностей на значительном удалении друг от друга. Подобные пересмотры лицензий предпринимались и позднее, например в июне 1571 г., когда по всей Кентерберий-ской провинции было приказано не допускать к проповедям людей, лицензии которым были выданы до 1 мая того же года28.
Вообще говоря, столь жесткие требования к лояльности и следованию официальной политике единообразия предъявлялись не только к проповедникам, но и ко всем лицам, занимавшим церковные должности. Так, например, в августе 1561 г. королева потребовала от архиепископа провести визитацию в Итоне, провост которого был избран без королевского одобрения29. В связи с упоминавшимися выше разногласиями касательно облачений интересна судьба лондонского приходского священника Роберта Кроули, который в 1566 г. выгнал из своей церкви облаченных в стихари певчих, за что был лишен должности и арестован30. Помимо этих и других частных случаев нам известны и другие акции Мэтью Паркера, имевшие целью обеспечение лояльности духовенства провинции. Так, например, в апреле 1563 г. он потребовал от своих викарных епископов (suffragan bishops), чтобы они проверили, соблюдают ли священники провинции присягу королеве, причем это предписание должно было сохраняться в тайне31. Обсуждая эту меру с Уильямом Сесилом, архиепископ дает понять: она продиктована опасениями, что некоторые из членов конвокации могут «смутить протестантов», возникшими у Паркера во время ее заседаний весной 1563 г.32 В то же время, нельзя не отметить, что подобные расследования, как и проверки лицензий проповедников,
28 Ibid. P. 382—383.
29 Ibid. P. 149—150.
30 Ibid. P. 240—241, 243.
31 Ibid. P. 174—175.
32 Подробнее о конвокации 1563 г. см.: Haugaard W.P. Elizabeth and the English Reformation: The Struggle for a Stable Settlement of Religion. Cambridge, 1968.
неоднократно поручались и членам визитационных комиссий, т.е. были достаточно регулярными33.
Наконец, значительную роль при выборе кандидатов на духовные должности играли и их личные качества. Определенное представление о необходимых достоинствах священника церкви Англии можно составить на основе документов, оформлявших различные назначения. Но нужно иметь в виду, что зачастую тексты подобных документов представляют собой набор устойчивых формул, которые характеризуют, скорее, идеального священника, чем реального человека. Впрочем, они также представляют определенный интерес для характеристики тех принципов, которыми руководствовались церковные власти Англии при проведении своей кадровой политики. Так, например, во время избрания самого Паркера декан Кентерберийского собора, предлагавший капитулу его кандидатуру, хвалил будущего архиепископа за ученость, скромность, добродетельность и осмотрительность в делах, а также отмечал, что он свободный человек, рожденный в законном браке и рукоположенный правильным образом34. Сходные достоинства отмечались и у других претендентов на церковные должности. При назначении часто отмечается «похвальная жизнь, нравы и добродетели» кандидатов, а также их образованность в «науках» и вероуче-нии35, иногда, помимо прочего, — законопослушность36. О том, что такие похвалы не были ритуальными и на эти достоинства действительно обращалось внимание, свидетельствует тот факт, что подобная аргументация встречается и в переписке при обсуждении назначений. Так, в 1564 г. (точная дата неизвестна) епископ Даремский Пилкингтон пишет Паркеру письмо37, в котором рекомендует Джорджа Харгривза на место викария в Рэчердейле. Интересно, как автор письма описывает предлагаемого кандидата: «годами пожилой, манерами безупречный, в рвении искренний, в трудах старательный, в проповедях одаренный и знающий», к тому же Паркер знал «его священником в Или много лет назад». «Я не могу сказать, где вы найдете более подходящего человека вне университета для столь большой ответственности при столь малом бенефиции», — заключает он. Затем Пилкингтон упоминает еще одного кандидата — «некого Райта», не удостаивая его, впрочем, столь лестной рекомендации. Несколько позже, в 1566 г., уже сам архиепископ, убеждая государственного секретаря в необ-
33 См., например: Visitation Articles and Injunctions. P. 11, 74—75, 79—80, 87—90, 233—234.
34 Registrum. Vol. 1. P. 24.
35 Ibid. Vol. 2. P. 418.
36 Ibid. Vol. 1. P. 165.
37 Correspondence. P. 221.
ходимости назначить епископом Бангорским королевского капеллана мистера Херла, хвалит последнего за то, что тот является образованным, серьезным, как подобает священнику38, человеком. Как можно заметить, наиболее важными достоинствами священника считаются его образованность и благочестивый образ жизни.
Таким образом, суждения архиепископа Паркера, касающиеся назначений священников, можно свести к следующему. Во-первых, он считал необходимым строго следить за их лояльностью и следованием официальной доктрине. Это стремление во многом было обусловлено требованиями королевы и светских властей, однако, насколько можно судить, Мэтью Паркер и сам разделял их стремление к установлению единообразия вероучения, для чего было необходимо обеспечить лояльность духовенства. Во-вторых, архиепископ был противником определения на церковные должности светских людей, поскольку считал, очевидно, что они не смогут справляться с духовными обязанностями, какими бы достоинствами они ни обладали в других сферах деятельности. В-третьих, важнейшим качеством любого священнослужителя он считал специальное образование, неоднократно подчеркивая, что неграмотные священники приносят только вред, а потому нельзя допускать таких людей к службе в церкви. В-четвертых, Паркер в своем стремлении обеспечить духовное окормление всех прихожан пытался не допускать таких ситуаций, когда в силу множественного замещения кафедр одними и теми же лицами некоторые приходы оставались фактически без священников.
В целом следование этим принципам при ведении кадровой политики в церкви должно было привести к тому, что каждый английский приход и каждая проповедническая кафедра имели бы такого священника, который был бы не только и не столько исполнителем таинств, но в первую очередь — наставником для прихожан, доносящим до них вероучение и подающим им пример собственным благочестием. Этот идеал в значительной степени перекликается с представлениями о роли пастора, распространившимися в Европе благодаря Реформации. Таким образом, можно сказать, что смещение акцентов в оценке места духовенства в церковной жизни, произошедшее в XVI в., в полной мере отразилось и на церкви Англии, священник которой воспринимался теперь, перефразируя замечание Р. О'Дэй39, больше как человек, чем как должность.
38 Ibid. P. 259—260.
39 O'Day R The Reformation of the Ministry, 1558—1642 // Continuity and Change. P. 55.
Список литературы
1. Серегина А.Ю. Английские католики и светский церковный патронат // Средние века. 2013. Вып. 74 (1—2).
2. Таубер В.А. Архиепископ Мэтью Паркер и церковная политика в Англии в конце 50—60-х годов XVI века // Средние века. 2013. Вып. 74 (1—2).
3. Athenae Cantabrigiensis. Vol. 1. Cambridge, 1858.
4. Collinson P. Elizabethan Puritan Movement. London, 1967.
5. Collinson P. English Puritanism. London, 1983.
6. Continuity and Change: Personnel and Administration of the Church in England 1500—1642 / Ed. by R. O'Day, F. Heal. Bristol, 1976.
7. Cross C. Noble Patronage in the Elizabethan Church // The Historical Journal. 1960. Vol. 3.
8. Delumeau J., Cottret M. Le Catholicisme entre Luther et Voltaire. Paris, 1996.
9. Fasti ecclesiae Anglicanae 1541—1857 / Ed. by J.M. Horn. Vol. 6. London, 1986.
10. Gee H. The Elizabethan Clergy and the Settlement of Religion, 1558—1564. Oxford, 1898.
11. Haigh C. English Reformations. Religion, Politics and Society under the Tudors. Oxford, 1993.
12. Haigh C. The Clergy and Parish Discipline in England, 1570—1640 // The Impact of the European Reformation: Princes, Clergy and People / Ed. by B. Heal, O.P. Grell. Aldershot, 2008.
13. Haugaard W.P. Elizabeth and the English Reformation: The Struggle for a Stable Settlement of Religion. Cambridge, 1968.
14. Lake P. Anglicans and Puritans? Presbyterianism and English Conformist Thought from Whitgift to Hooker. London, 1988.
15. O'Day R. The Ecclesiastical Patronage of the Lord Keeper, 1558—1642 // Transactions of the Royal Historical Society. 1973. Vol. 23.
16. O'Day R. The English Clergy: The Emergence and Consolidation of a Profession, 1558—1642. London, 1979.
17. Primus J.N. The Vestments Controversy. Kampen, 1960.
18. Strype J. The Life and Acts of Matthew Parker. Vol. 1. Oxford, 1821.
19. Usher B. William Cecil and Episcopacy, 1559—1577. Aldershot, 2003.
Поступила в редакцию 30 апреля 2013 г.