Ф О Л Ь К Л О Р И С Т И К А
УДК 159/398
Н. Н. Глухова
АРХЕТИПЫ ПРОСТРАНСТВА В МАРИЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
В статье исследуются этнические архетипы пространства мари, определяемые с помощью комплексной методики, которая включает в себя приемы гуманитарных наук и применение количественной оценки для определения параметров психологического восприятия пространства. В иерархии показателей восприятия три из шести психологических параметров дают пространству двоякую оценку. Предлагается ранжированная классификация видов пространства, имеющих первостепенное значение для жизни этноса.
Ключевые слова: пространство, психологическое восприятие, параметр, вид пространства, фольклор, песня, пословица и поговорка, архетип.
Пространство и время определяются как основные формы существования материи. Пространственными характеристиками являются координаты тел, расстояния между ними, углы между различными пространственными направлениями; при этом отдельные объекты характеризуются протяженностью и формой. Существуют также топологические характеристики пространства [8. С. 339]. Полное физическое пространство характеризуется тремя измерениями в прямоугольной системе координат. У него есть климатические и географические характеристики, формирующие в сознании человека его индивидуальный образ, который может восприниматься как позитивно, так и негативно. Пребывание в одном виде пространства в течение большого периода времени влияет на характер человека, а длительное проживание в одном и том же ландшафте может формировать этнические особенности восприятия пространства [6. С. 181-191]. Вот почему понятие пространства - необходимая составная часть изучения картины мира.
Анализ восприятия пространства позволяет определить его этнические архетипы. Архетип - [< гр. arche начало + typos образ] - праобраз, первообраз, первичная форма, образец; в работах К. Юнга архетипы - структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психических процессов [7. С. 66].
_Н. Н. Глухова
Сложность задачи заключается в неразработанности методов для ее решения, так как оценка возможностей восприятия пространства требует введения психологических параметров и их ранжирования по степени значимости для человека. В монографии «Системная реконструкция марийской этнической идентичности» и статье «Восприятие пространства в марийских пословицах и поговорках: виды, размерность, качество» В. А. Глухов рассматривает отличия между психологическим восприятием пространства и его физическими характеристиками, которые заключаются в том, что восприятие пространства осуществляется под углом 180°, который характеризует угол зрения человека и называется телесным углом. Плоский угол определяется числом 360°. В свою очередь, человек воспринимает только то пространство, которое он видит, при этом органы зрения человека ограничивают телесный угол человека по ширине, высоте и дальности. Известно также, что наличие таких преград, как холмы, лес, туман, облака, дым, способствуют «исчезновению» пространства [1. С. 51; 2. С. 45-46].
Пространство характеризуется рядом параметров: топология; вид (лес, река, луг и др.); досягаемость (удаленность/близость); изученность (степень постоянства и предсказуемости); ценность, включающая размерность и качество; организованность, образующая объем воспринимаемого пространства.
Незаменимым источником информации об этническом восприятии пространства является фольклор.
С целью определения образов пространства для выделения архетипов, было проанализировано 6 790 пословиц и поговорок марийского народа [3; 4] без учета метафорического значения всего текста. Рассматривались паремии, в которых содержались лексемы, обозначающие различные виды пространства (лежащие в основе создания архетипов), и лексемы, относящиеся к досягаемости, изученности и ценности пространства.
На основе распределения пословиц и поговорок по видам пространства были составлены таблица и суммарная диаграмма. Из анализа диаграммы, в которой высота каждого столбика, обозначая количество пословиц, характеризует степень значимости каждого параметра, можно заключить следующее. Три из шести психологических параметров представлены пословицами, дающими пространству двоякую оценку: либо положительную, либо отрицательную. К ним относятся: досягаемость, изученность и ценность. Это означает, что какой-то вид пространства может быть изученным и неизученным, ценным или неценным и т.д. При этом ценность пространства - сложный параметр, и из него можно извлечь дополнительную информацию об относительной значимости разных видов пространства для этноса. В изученном материале к ним относятся дорога, лес, дальнее место, свой дом, холм/горка, родной край, верхушка дерева, река, овраг и другие. Виды пространства в пословицах упоминаются как с положительной, так и с отрицательной оценкой.
Ранжирование пространства дает нам основание предположить, что доминирующий архетип марийской культуры, по материалам пословиц, - лесная дорога, ведущая в дальнее место, где, по мнению народа, жизнь значительно лучше, чем то место, где этнос проживает. Эта дорога - узкая и извилистая,
Архетипы пространства в марийском фольклоре_
с небольшим перепадом высот и с небольшой перспективой, скорее темная из-за деревьев, чем светлая.
По аналогии с пословицами проведен анализ на упоминание в песнях различных видов пространства без учета их метафорического содержания [5]. В песнях виды пространства также оцениваются положительно, отрицательно или нейтрально. Фиксация оценок позволяет выявить проблемные и предпочтительные виды пространства. Поскольку песни передают эмоциональное отношение к жизни, то статистический анализ выявил обобщенный психологический образ пространства этнической культуры. Большое количество исследованных песен (233) обеспечивает достоверность полученной информации (390 упоминаний).
Сравнение с пословицами свидетельствует о том, что видов пространства стало в 1,63 раза больше. Такая дифференциация говорит о более сложном укладе жизни. Скорее всего, пословицы по сравнению с песнями отражают более древний слой культуры. Символ марийской культуры, архетип, сменился. В песнях - это поле или луг, окруженный лесом и расположенный неподалеку от реки. Эти виды пространства образуют группу доминирующих. Обращает на себя внимание одинаковая оценка видов второй вспомогательной группы пространства, относящихся к своему селу, дому, двору, саду и огороду. Это означает, что люди не считают свой дом единственным местом проживания - для них «домом» могло быть все село. Из анализа песен получается, что марийцы жили на территории большой усадьбы с двором, садом, огородом, - рядом со своими родственниками и близкими соседями. В эту же группу видов пространства попали холмы и горы. Их относительно высокая значимость связана с поэтической направленностью песенного жанра. Следующая поэтическая разновидность пространства - небо, ясное или с облаками. Чтобы обращать на них внимание, необходимы относительно высокий уровень обеспеченности и время для досуга. С другой стороны, это свидетельство увеличения психологической глубины воспринимаемого пространства.
Судя по характерным бытовым особенностям, воспроизводимым в старинных марийских песнях, можно предположить, что они относятся преимущественно к XIX в., когда психологически воспринимаемое пространство этноса значительно расширилось, вплоть до понятий «простор» и «даль», и качественно изменилось. Необходимо однако отметить, что жителям сел город был чужд и далек, так же, как это видно из материала пословиц.
Для выявления различий в восприятии пространства в старинных и современных марийских песнях были проанализированы 163 текста из сборника, составленного С. Поделковым [5]. К ним относятся: песни о новой жизни, лирические и песни об Отечественной войне. Результаты анализа отражены в таблице, на основании которой была построена дифференциальная диаграмма. Общее количество упоминаний составило 399, количество видов пространства - 32. По сравнению со старинными песнями количество видов пространства увеличилось на 23 %, по-видимому, из-за некоторого роста уровня жизни и расширения инфраструктуры. Однако символическим представлением пространства в современных песнях по-прежнему остается поле, окруженное лесом или рощей, неподалеку от реки. Все эти виды относятся к доминирующей группе и выделяются
_Н. Н. Глухова
количественно. Эту же группу пространства составляет ближайшее окружение человека. Он живет не только в доме («дом» переместился с 5-го места на 10-е) -в его жизни большую роль играют все село и собственная усадьба, в которой особо значимы сад и огород. Своя усадьба оценивается абсолютно положительно. Причинами высокой оценки обустроенного пространства могут быть: его высокая эргономичность; упорядоченность; пропорциональность; ценность для жизни; эстетичность. Вторая и третья группы включают в себя такие виды пространства, как «улица», «гора, пригорок», «солнце», «свой дом», «чужой дом, село», «мир, земля». Впервые появляется понятие Родины, советской страны, но оно достаточно абстрактно, поскольку возможность проехать по ней невелика. Получение автономии вызвало появление понятия марийского края, но это понятие в рассмотренных нами песнях слабо выражено. Настоящая родина для мари -свое село. Даже жители соседних сел и районов не воспринимаются как свои. Дорога с 10-го места переместилась на 17-ое. Это означает, что смена архетипа пространства продолжается. Последняя пространственная группа, 4-ая, дает небольшой количественный вклад в пространство, но указывает на ростки новой жизни, так как появились школа, музей, красный уголок в избе-читальне. Упоминания звезд и Луны свидетельствуют об их поэтическом характере в текстах песен. Однако чтобы их заметить, нужен определенный достаток и досуг, следовательно, в ХХ в. в жизни этноса наметились некоторые сдвиги в лучшую сторону.
По сравнению со старинными песнями размерность почти не изменилась. Это означает, что уклад жизни остался в основном прежним. На основе субъективных высказываний в марийских современных песнях можно оценить качество пространства. Основные раздражающие факторы остались прежними: тяжелый труд в поле и на лугах, лес и река как препятствия для перемещения, холмы и горки, необходимость общения с жителями других сел, война в отдаленных странах. Исключительно комфортна своя усадьба, включающая свой сад и огород. К ним добавилось еще одно удобное место для общения - улица. Молодежь летом устраивает встречи и посиделки на улице, под деревьями. Встречи происходят также у калитки, у ворот, у околицы или на тропинке.
Архетипами пространства, на основании изученного материала с использованием количественных подсчетов и ранжирования, являются дорога в лесу, сам лес или роща, луг, поле, река или озеро, свой дом, свое село, холмы и горки. Они характеризуют отличительные свойства ландшафта проживания марийского народа, а их оценка отражает особенности психологического восприятия пространства этносом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Глухов В. А., Глухова Н. Н. Системная реконструкция марийской этнической идентичности. Йошкар-Ола: Стринг, 2007. 184 с.
2. Глухов В. А., Глухова Н. Н. Восприятие пространства в марийских пословицах и поговорках // Альманах современной науки и образования. 2009. Вып. 7 (26). С. 45-48.
3. Грачева Ф. Т. Горномарийские пословицы, поговорки, загадки, приметы. Йошкар-Ола: МарГУ, 2001. 236 с.
Архетипы пространства в марийском фольклоре_
4. Китиков А. Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов. Йошкар-Ола: Мар. книж. изд-во, 2004. 336 с.
5. Марийские народные песни / пер. С. Поделкова. Йошкар-Ола: Мар. книж. изд-во, 1976. 287 с.
6. Молотова Т. Л. Этнический характер марийцев и природно-географические факторы // Этнологические проблемы в поликультурном обществе. Йошкар-Ола: Мар. книж. изд-во, 2000. С. 181-191.
7. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз, 1992. 740 с.
8. Штейнман Р. Я. Пространство и время / БСЭ. Т. 21. М., 1975. С. 339-346.
Поступила в редакцию 11.12.2013
N .N. Glukhova
Archetypes of Space in Mari Folklore
The article reveals and analyses Mari ethnic archetypes of space. They are defined with the help of a system of techniques and stratagems applied to Mari folklore texts of different genres. One difficulty in the analysis lies in the absence of parameters by which one can assess and interpret spatial images and archetypes. In the article an approach that allows a solution to this problem has been offered: psychological space perception factors are introduced quantitatively showing their ranking. In the hierarchy of perception factors three out of six psychological parameters give the space a dual evaluation. As a result of investigation there is a ranked classification of space types which have the paramount importance for the ethnos.
Keywords: space, psychological perception, factor, parameter, space type, folklore, a song, a proverb and saying, an archetype of space.
Глухова Наталья Николаевна,
доктор филологических наук, профессор, Марийский государственный университет 424031, Россия, г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, 69-28 E-mail: [email protected]
Glukhova Natalia Nikolayevna,
Doctor of Sciences (Philology), Professor, Mari State University 424031, Russia, Yoshkar-Ola, Chehova St., 69-28 E-mail: [email protected]