Научная статья на тему 'Архетип Матери, как определяющая сущность женской ментальности'

Архетип Матери, как определяющая сущность женской ментальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6341
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / МАТЬ / АРХЕТИП / КУЛЬТУРА / МЕНТАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева П. А.

В статье рассматриваются качества, вписанные в категорию «женской ментальности», позволяющие сформировать картину мира женщины. Анализируется архетип Матери, прообраз которой является древнейшим во всех культурах и воплощает в себе «идеальные» характеристики ментальности «женского мира».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архетип Матери, как определяющая сущность женской ментальности»

4. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

УДК 008 Андреева П.А.

АРХЕТИП МАТЕРИ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СУЩНОСТЬ ЖЕНСКОЙ

МЕНТАЛЬНОСТИ Андреева Палина Александровна - аспирантка ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация. В статье рассматриваются качества, вписанные в категорию «женской ментальности», позволяющие сформировать картину мира женщины. Анализируется архетип Матери, прообраз которой является древнейшим во всех культурах и воплощает в себе «идеальные» характеристики ментальности «женского мира».

Ключевые слова: женщина, мать, архетип, культура, ментальность.

Менталитет является важной составляющей духовной культуры народа, в которой гендерные различия проявляются особенно явственно. Представители различных наук давно отмечают тот факт, что мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающий мир, что доказывает существование различий в их менталитете. Психологи отмечают большую эмоциональность и непосредственность женского характера, женщины пользуются отличной от мужской лексикой, их мышление более образно и конкретно. Они создают свою собственную картину мира. Принимая мужской менталитет, и даже подчиняясь ему, в силу исторических обстоятельств, женщины не теряют своей индивидуальности и силы. Общеизвестно, что принадлежность к полу -одна из важнейших характеристик личности, во многом определяющая ее культурную ориентацию в мире. Эта принадлежность зачастую обусловливает и менталитет человека.

Важным компонентом менталитета является форма коммуникаций человеческого общения, устная и письменная речь, язык жестов. Своеобразие женского языка давно уже стало предметом исследования. Другой момент связан с образами мышления, с формами восприятия окружающего мира, такими как ассоциативное мышление, образное восприятие действительности, дискуссия и спор как пути познания. И в этой области женщины воспринимают мир по-своему. Для них и их восприятия мира характерен примат чувства над разумом, интуиция, а не формальная логика; восприятие мира всегда личностное и чаще всего связано с нравственным аспектом этого восприятия.

Выделяются и особенности менталитета женщины. Пространство ментальности «женского мира» опирается в своем существовании на следующие положения: мир идеален; идеал недостижим; жизнь (движение) как смысл жизни; истина непостижима; идеальное и реальное смешаны; смех носит иронически-рефлектирующий характер; проявляется склонность к синтезу; безобразное (деформированное, больное) воспринимается как эстетическое содержание; мир многозначен; мир постигаем чувствами (т.е. зримо-постигаем).

Женственности свойственны иные положительные социополовые характеристики: обаяние, привлекательность, чуткость и заботливость, жизнерадостность, общительность, интерес к противоположному полу, деликатность. Данные характеристики формируют образ женщины, которые принимаются за эталон в обществе. Типично женский образ включает ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой. Идеализированные черты образа дополняются и отрицательными качествами - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность.

Несмотря на то, что практически невозможно встретить реальное воплощение «идеального» набора социополовых характеристик, общество в процессе социально-исторического развития выработало устойчивые рамки принятия образа женщины, наделило его определенными качествами. Отсюда следует, что половая стереотипизация - это заданная жесткая

граница поведенческих атрибутов женщины. Издревле ей приписывалось быть более эмоциональной, жизнерадостной, чуткой и коммуникабельной, чем мужчина. Возникает вопрос: почему именно эти качества вписаны в категорию «женской ментальности»?

На этом этапе мы считаем необходимым обратиться к основному хранителю культуры, априорному структурному элементу психики - архетипу.

Архетип (греч. arche - начало и typos - образ; первообраз, проформа) - понятие, восходящее к традициям платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной К.Г. Юнгом. Согласно теории ученого, под «личностным» бессознательным существует более глубинный слой — «коллективное бессознательное», являющееся наследуемым, а не социально приобретаемым основанием, «гробницей» душевной жизни людей. «Коллективное бессознательное есть та часть души (psyche), которую можно отличить от личного бессознательного на том основании, что она не обязана, подобно последнему, своим существованием личному опыту и, следовательно, не является личным приобретением. В то время как личное бессознательное складывается, по существу, из содержаний, которые одно время были сознательными, а затем исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, содержания коллективного бессознательного никогда не находились в сознании и, таким же образом, никогда не приобретались индивидуально, но обязаны своим существованием исключительно наследственности. Тогда как личное бессознательное состоит большей частью из комплексов, содержание коллективного бессознательного составляют, по существу, архетипы» (8.с.69-70).

Архетипы представляют собой отражение постоянно повторяющегося опыта человечества. Некоторые архетипы встречаются уже у животных; они основываются на специфике живой системы вообще, выступая как выражение жизни, чей статус уже не поддается дальнейшему объяснению.

Как представляется, архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. Дело в том, что всегда, когда некоторый архетип являет себя в жизни, он обязательно несет в себе некоторое особое «влияние» или силу, благодаря которой воздействие его носит зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер. Прав швейцарский ученый И.Я. Бахофен, рассматривавший миф как продукт культурного периода, когда жизнь народов еще не выпала из гармонии природы, отличием которой была удивительная система, взаимосвязь и выражение великого фундаментального закона, который в богатстве своих манифестаций обретает высшую гарантию внутренней истинности и природной необходимости (1.с.226).

Архетипы, являясь свидетельством этой гармонии, выступают бессознательными образами самих инстинктов, моделями (patterns) инстинктивного поведения (7.с.71). К наиболее древним и устойчивым архетипам ученый относил архетипы Anima (Души), старого мудреца, Матери-земли, героя-богатыря, демона, тени (теневой стороны личности).

Основное отличие женщины - природное, биологическое и социально значимое -способность к продолжению рода, к вынашиванию и рождению ребенка, ее способность быть матерью. По мнению философа В.А. Рамих, материнство представляет собой «условный код, систему знаков, продиктованных этнографически данной средой и соответствующим историкокультурным пластом, который гарантирует стабильность данного социума, самой культуры» (5.с.92). Роль связующего звена в этой цепи, по нашему мнению, выполняет архетип Матери. Именно архетип Матери, прообраз которой является древнейшим во всех культурах, воплощает в себе «идеальные» характеристики ментальности «женского мира».

Архетип Матери или Великой Матери представляет собой интерпретацию Юнгом материнского комплекса Фрейда и отдает должное той огромной роли, которую сыграло в жизни человечества материнство. По сравнению с другими, этот архетип более сложен, оказывает базовое влияние на формирование личности, может образовывать автономный комплекс. Психолог считает, что архетип может активизироваться в самых разных ситуациях: «Его суть -магический авторитет всего женского, мудрости, чего-то благостного, магического возрождения и темно-дремучего, захватывающей бездны...»(7.с.211). Его образными репрезентациями являются Деметра или Кора в мифах; София в христианско-мифической традиции; корова, печь, скрытое убежище или баба-яга в сказках.

Образ Матери на начальной стадии был связан, прежде всего, с природой. Палеолитические статуэтки, возраст которых насчитывает более 300 000 лет, изображающие женские фигуры с гипертрофированными половыми признаками, считаются самыми ранними символами плодородия. Несмотря на то, что многие предания о сотворении мира представляют Творца мужчиной или двуполым богом, возможно, что им предшествовали верования в Богиню-Мать, олицетворяющую саму животворящую силу природы. Гесиод (около 700г. до н.э.), поэт, систематизировавший греческую мифологию, поместил Гею - Мать-Землю - в самое начало генеалогии богов как Мать всего сущего, первопричину, самую старшую из всех богов греческого пантеона. «Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней»,-повествуют о ней мифы древней Греции (4.с.14). Ею были рождены не только все боги, но и

первый человек. Почитание Матери-природы в греко-римской традиции отразилось в культе Деметры и Реи. Христианский культ Девы Марии уникален не только потому, что Мария была земной женщиной (от нее произошло человеческое в Иисусе Христе), не богиней, но также и потому, что этот культ полностью порвал с вековой традицией почитания Матери-природы, которая, в сущности, была традицией поклонения силам природы. Так произошло перемещение «центра ценностной тяжести» с природной силы на силу женскую (в силу неразрывной связи с природой - не менее важную).

Широкое распространение почитание женских, материнских культов получило в язычестве. Все женские персонажи в славянской мифологии, по сути, сводятся к единому синкретичному образу - образу Великой Богини-Матери, Матери-земли, или иначе к Матери сырой земле, имени, которое встречается во многих былинах и пословицах. Она, в наиболее древних вариантах, - источник всего сущего, рождающее начало, из ее чрева родится все живое и неживое. Поскольку она считалась воплощением воспроизводящей силы природы, ее уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожай, кормила людей, помогала продолжить род. Поэтому в заговорах часто употреблялась формула: «Земля - мать, небо - отец», например: «Гой еси, сырая земля, матерая! Матери нам еси родная, всех еси нас породила» (9.с.44).

Она живое существо, женщина, испытывающая чувства, переживающая различные эмоции. Она кормилица и заступница, лелеющая своих детей и наказывающая их врагов. Мать сыра земля способна испытывать жалость, она скорбит по своим павшим на поле брани сыновьям. Иначе говоря, родная земля наделяется женским или даже материнским ликом. Женственный лик и у самой Руси. Так представления о земле как о благодатной пашне, на которой можно возделывать хлеба, сливаются постепенно с представлениями о земле как о Родине.

Архаический культ Матери сырой земли - один из самых характерных следов древнейших воззрений. «Мать сыра земля, хлебородница» упоминается в произведениях фольклора достаточно часто. За ней стоит стихия материнской, родовой нравственной жизни, к ней припадают за силами, ей «поведывают» печаль и каются в грехах.

В христианской культуре России женское начало также занимает достаточно важное место. Женский лик имеет сама христианская церковь - «невеста Христа», Мать-заступница за мучеников веры, утешительница. Высоко оценивается христианскими авторами идеал женской святости. Но исключительное место занимает, конечно, образ Богородицы. Внешним проявлением такого положения может быть хотя бы тот факт, что наиболее почитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери. Многие исследователи истории отечественной культуры подчеркивают особую мистическую связь Русской земли, России и Богородицы (6.с.358).

Все прежние представления о Богине-Матери органично вливаются в образ христианской Богородицы. Матерь Божья есть защитница православных и от внешних врагов, и от сурового Бога-Отца. Она выступает как бы в роли посредницы между Богом и людьми. Ее почитали как охранительницу производящего начала. Отголоском древнего культа Матери сырой земли является, и обычай перед началом сева ставить в лукошко с семенами икону пресвятой Богородицы -считалось, что зерно после этого приобретало дополнительную силу. Богородица также выступает как заступница детей. Согласно поверьям, мать, потерявшая грудного ребенка, должна была несколько ночей молиться в церкви, очертив вокруг себя круг. Полагали, что явление Богородицы матери ребенка свидетельствует о том, что она услышала молитву женщины, и ее дитя попало в царство небесное (9.с.234).

Многие древние легенды представляют Богиню-Мать как источник всего сущего. Великой матери богов Миринё в древности поклонялись во Фракии, в районе реки Танаис, в Армении, повсеместно в Малой Азии и Сирии. Существуют и другие ее ипостаси и имена: Изида, Иштар. В мифологии древнего Китая известно мифическое существо Диму наннян (матушка-земля), божество, которое имеет в своей основе архаические представления о богине-прародительнице. Во всех случаях позднейший культурный слой наложен на древние представления о едином женском божестве, о Великой Матери Мира, будь то Гея, породившая Урана, или Мать Богов Адити, или Кибела, Астарта или просто Ма, Ма-Дивиа - мать всего живого, согласно Крито-Микенским надписям. Разнообразие имен является прежде всего свидетельством повсеместного поклонения этому божеству, воплощающему собой идею земного материнства.

В древних эпохах женское божество считалось главенствующим в пантеоне. Богиня-Мать, как правило, присутствует в большинстве мистерий и мифологий мира. В мифологической модели мира образ Великой Богини полисемантичен, но чаще всего ее образ отождествляют с землей, и в более широком смысле - с женским творческим началом в природе. Принадлежащие Богине-Матери

две основные функции: функция созидания, имеющая несколько аспектов (участие в творении мира, покровительство плодородию почвы, скота и т.д.); и функция покровительства семье и домашнему очагу - и стали основанием женской ментальности. Женское, а точнее материнское, начало образует архаичный пласт культуры, и через него можно проследить нити и связи практически со всеми культурными феноменами как на родовом, так и на индивидуальном уровне.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы, женская ментальность (феминность, женственность) как специфическая черта личности женщины отражает накопленные веками этические и эстетические ценности личности женщины, такие, как мягкость, нежность, доброта, сердечность, умение создавать красоту вокруг себя - это то, что всегда ценилось в женщине, в чем нуждается каждый человек.

Нравственные качества женщины имеют большое значение в жизни общества. От ее душевной отзывчивости, терпения, самоотверженности и любви зависит нравственное здоровье детей, семьи, общества в целом. Природа сама создала эту связь, тесное единение - любовь и ребенка с существованием женщины сильнее, чем с существованием мужчины.

Одним из отличительных качеств личности женщины является ее высокая коммуникабельность. Возникновение этого качества напрямую связано с функцией материнства, которое превратило общение в явление внутреннего мира женщины. Воспитательная функция обогатила коммуникативные свойства женщины, потому что бытие для детей было необходимым условием бытия для себя.

Согласно теории индивидуальной психологии А. Адлера, природа наделила человека врожденным «социальным чувством». Под этим термином психолог понимает стремление к физическому контакту, эмоциональной привязанности, дружескому единению. От степени развитости социального чувства в человеке зависит его способность жить насыщенной духовной жизнью, в единстве с другим человеком, с человечеством. Социальное чувство, согласно исследованиям Адлера, это инстинктивная и в то же время осознаваемая и управляемая способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» (4.с.21). В наибольшей степени это чувство зависит от женщины, в силу биологических и общественно-исторических причин занимающейся воспитанием человека, привитием ему определенных навыков, включением его в сеть отношений.

Как отмечает В. Леви, «мать для всех» - один из прекраснейших, если не самый прекрасный из женских типов. Поговорив с ней, чувствуешь себя отдохнувшим и набравшимся сил, все заботы и тревоги отступают» (3.с.237). Олицетворением такого типа являются всемирно известные своим милосердием и отзывчивостью женщины.

Женщина проявляет свои материнские чувства и к мужчине, которого любит, и даже к тому мужчине, который должен стать отцом ее ребенка; он уже сам в известном смысле ее ребенок. Именно в этой черте, одинаково свойственной как матери, так и любящей женщине, следует искать истоки того, что «заставляет каждого мужчину с большей или меньшей сознательностью видеть в женщине-матери ... какую-то идею вечности (Золя) (2.с.317).

Таким образом, данный «набор» качеств, характеризующих женскую ментальность, (эмоциональность, экспрессивность, чуткость, коммуникабельность, терпимость, покорность, жертвенность, ориентированность на коллективность и т.д.) является следствием воздействия тендерных стереотипов, обязанных своим происхождением архетипу Матери.

Список литературы:

1. Бахофен И.Я. Материнское право / И.Я. Бахофен // Классики морового религоведения. Антология. Т.1. - М.:Канон+,1996.С.216-267

2. Вейненгар О. Пол и характер / О.Вейненгар. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.608с.

3. Кондрашин И.И. истины бытия в зерцале сознания / И.И. Кондрашин. - М: МЗ Пресс, 2001.- 528 с.

4. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции / Н.А. Кун.-Мн.: Нар. асвета, 1989.- 462 с.

5. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен: Дис. ... докт. филос. наук / В.А. Рамих. - Ростов-на-Дону, 1995. - 236 с.

6. Трубецкой Е.Н. Национальный вопрос, Константинополь и Святая София / Е.Н. Трубецкой // Смысл жизни.- М., 1994

7. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник / К.Г. Юнг.- СПб.: Университетская книга, 1997.-544 с.

8. Юрциня А.К. Социалистический образ жизни и развития личности женщины / А.К. Юрциня // Научный коммунизм. - 1978. - №5. - С.52-59.

9. Славянская мифология: справочник / Автор-составитль Ф.С. Капица. - М.: Мегатрон, 1999. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.