Научная статья на тему 'Археологические исследования в Александрии египетской: проблемы и перспективы'

Археологические исследования в Александрии египетской: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
920
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / АНТИЧНОСТЬ / АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ / ПТОЛЕМЕИ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ / СЕПТУАГИНТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ребизов Олег Георгиевич

Доклад посвящен историческому исследованию древнего города Александрии Египетской — крупного мегаполиса периода Античности. Привлекая обширные археологические данные и исследования, а также анализируя их, автор дает общее представление о местоположении, значении и истории этого города в его связи с ветхозаветной и новозаветной эпохой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaeological Studies in Alexandria of Egypt: Problems and Prospects

Archaeological Studies in Alexandria of Egypt: Problems and Prospects The article is devoted to the historical research of the ancient Egyptian city of Alexandria, large megalopolis of the antiquity. Using extensive archaeological data and research as well as analyzing them, the author gives a general idea of the location, importance and history of the city in its connection with the Old and New Testament eras.

Текст научной работы на тему «Археологические исследования в Александрии египетской: проблемы и перспективы»

О.Г. Ребизов

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АЛЕКСАНДРИИ ЕГИПЕТСКОЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Доклад посвящен историческому исследованию древнего города Александрии Египетской — крупного мегаполиса периода Античности. Привлекая обширные археологические данные и исследования, а также анализируя их, автор дает общее представление о местоположении, значении и истории этого города в его связи с ветхозаветной и новозаветной эпохой.

Ключевые слова: археология, Античность, Александрия Египетская, Птолемеи, археологические экспедиции, Гай Юлий Цезарь, Септуагинта.

В истории мировой цивилизации Александрия сыграла важнейшую роль, явившись одним из центров центром распространения монотеизма и христианства в мире в эллинистический период и во времена Римской империи.

Огромный мегаполис, который к концу нашей эры населял почти один миллион человек, был столицей культурно-политического явления, получившего в истории название «эллинизм» (от древнегреч. "ЕЛЛ^од — грек). Оно представляло собой синтез элементов греческой и восточных цивилизаций, создавший общество с совершенно новой культурой, экономикой, государственным устройством, дипломатией и религией. Не случайно весь эллинистический период определяют во времени по событиям в истории Александрии: от её основания Александром Великим до покорения Римом (332-30 гг. до н.э.).

Удобное положение на берегу Средиземного моря сделало мегаполис центром хозяйственной жизни на протяжении нескольких веков. Как культурный центр город Александра явился средоточием всех достижений науки Востока и Запада. Здесь была собрана богатейшая библиотека,

Олег Георгиевич Ребизов — кандидат богословия, проректор по учебной работе Смоленской православной духовной семинарии.

насчитывавшая сотни тысяч папирусных свитков, работало большое число таких известных греческих поэтов, писателей, ученых и философов, как Эвклид, Архимед, Плотин, Клавдий Птолемей и др. Деятельность всех ученых была строго организована: при дворах фараонов эллинистического Египта было создано специальное учреждение, так называемый мусейон — фактически крупнейший в эпоху эллинизма центр науки всего Средиземноморья. Мусейон (храм муз) был основан Птолемеем I Со-тером (323/305 - 283 гг. до н.э.) после 297 г. до н.э., а организатором его, как предполагается, был философ Деметрий Фалерский1.

Важнейшую роль в деле распространения монотеизма в древнем мире сыграли местные иудеи, составлявшие значительную часть жителей Александрии. В некоторые времена они занимали два из пяти кварталов города, один из которых примыкал к царскому дворцу2. Несмотря на возможность жить по своим обычаям в отдельных городских кварталах, в жизни александрийских иудеев греческая культура и обычаи занимали значительное место. Представители высших сословий получали прекрасное эллинское образование. В ответ на появление в начале III в. до н.э. в Александрии антииудейских сочинений, местная иудейская община создает собственную литературу на греческом языке, ценность которой сегодня трудно переоценить. Она предназначалась для всего эллинистического мира и имела целью доказать древность и важность еврейской истории и религии. Именно в Александрии местные иудеи создали ряд так называемых «неканонических книг Ветхого Завета» (2-я и 3-я книги Маккавейские, Книга Премудрости Соломоновой); исторические трактаты (Филон Старший, ок. 300 до н.э.; Деметрий, конец III в. до н.э.); философские произведения (Филон Александрийский, 30 г. до н.э. - 40 г. н.э.). В Александрии появился на свет самый известный и авторитет-

1 Фролов Э.Д. Античный Мусейон в его развитии от частно-правового института к государственному учреждению // Университетский историк. СПб., 2002. Вып. 1. С. 20-22.

2Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 18.7; Он же. Иудейские древности. XIV. 117; Филон. Против Флакка. 55.

Рис. 1. Квартал Александрии П-Ш вв.

ный перевод Ветхого Завета на греческий язык, называемый Септуагин-той (перевод семидесяти толковников). Событие это стало для иудеев настолько значительным, что в честь него ежегодно отмечался особый праздник3. Не менее важным явилось появление перевода и для всего древнего мира, который с III в. до н.э. получил возможность знакомиться с библейским учением о Едином Боге.

Александрия явилась центром распространения христианства в Египте и по всей северо-восточной Африке. Множество мучеников, борьба с многочисленными ересями и успешное развитие Александрий-

3Филон Александрийский. Житие Моисея. II. 7. 148.

ской богословской школы привели к возвышению авторитета местного епископа. К началу IV в. Александрийская кафедра, наряду с Римской и Антиохийской, считалась самой значимой в Христианской Церкви (Шестое правило Первого Вселенского собора).

Значение Александрии в истории Библии и христианства трудно переоценить, но, к сожалению, ряд вопросов, возникающих у учёных в самых разнообразных областях церковной и библейской науки, остаются без надлежащего ответа. Связано это с тем, что от древней Александрии сохранилось, на удивление, чрезвычайно мало. Объясняется это несколькими причинами.

Первая - это почти полная гибель мегаполиса в средние века. Так, русский путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший Александрию в 1730 г. отмечал, что некогда огромное поселение даже не похоже на город — настолько оно мало, а крепостные стены местами вообще обрушились и лежали в развалинах4. Ко времени Египетского похода Наполеона (1798-1801 гг.) город насчитывал всего около шести тысяч жителей. Однако, несмотря на то, что в течение веков руины города служили каменоломнями, остатки древних сооружений, описанные учеными, сопровождавшими Наполеона, представляли значительный археологический комплекс5.

Другая причина кроется в новой масштабной застройке города в Х!Х-ХХ вв. Известный египетский правитель-реформатор Мухаммед Али (1805-1849 гг.) решил выстроить на территории Александрии большой морской порт. Быстрое развитие нового города, менее чем за 100 лет вновь ставшего крупнейшим торговым центром Средиземного моря, повлекло за собой потерю древней столицы Египта для систематических раскопок. Один из самых крупных городов древнего мира доныне остает-

4Григорович-Барский В.Г. Странствования по святым местам Востока. Ч. 2. М., 2005. С. 139.

description de l’Egypte. Ant. V. pl. 31 и II, современное состояние.

ся изученным хуже, чем многочисленные менее важные археологические территории.

В-третьих, многочисленные землетрясения, происходившие как на дне Средиземного моря, так и в окрестностях самой Александрии, разрушили многочисленные древние постройки мегаполиса, в частности, знаменитый Александрийский маяк (в 1303 или в 1375 гг.). В средние века происходило активное наступление моря на сушу, в результате чего многие постройки оказались под водой на глубине 6-8 м.

Ещё одно зло от землетрясений — это огромные цунами, разрушавшие набережную города и уничтожавшие постройки на ней. О силе и мощи огромных волн можно получить представление по разрушенному искусственному порту Кесарии Палестинской, расположенной не так далеко от Александрии.

В-четвертых, сильные разрушения в городе произошли в результате различных войн, конфликтов и восстаний. В качестве примера можно проследить судьбу знаменитой Александрийской библиотеки, некогда крупнейшей библиотеки древнего мира, в которой к I в. до н.э. хранилось около 700 тыс. рукописных томов. Хранителями свитков были такие знаменитые ученые как Зенодот, Каллимах, Эратосфен, Аполлоний Родосский, Аристофан Византийский, Аристарх и др. Филологи, трудившиеся в библиотеке, впервые стали применять критику текстов и сформировали «александрийский канон» — список классических книг античности.

Во время пожара 47 г. до н.э., устроенного Цезарем в ходе так называемой «Александрийской войны», знаменитая библиотека сгорела, и большая часть рукописей погибла. Впоследствии собрание свитков помещалось в Серапеуме, храме в честь главного бога Александрии, соединявшего в себе черты древнеегипетских богов Осириса и Аписа (Птаха). В 273 г. римский император Аврелиан вновь разрушил и сжёг библиотеку при взятии Александрии. В IV в. часть уцелевших книг была вывезена в Константинополь, а другие, по некоторым сведениям, были уничтожены во время возможного разрушения Серапеума христианами в 391 г. Суще-

ствует предание, что в 641 г. халиф Омар ибн Хаттаб, взявший Александрию после 14-месячной осады, дал повеление своему полководцу Амру сжечь Александрийскую библиотеку.

В этой связи показательна и судьба Мусейона. При императоре Аврелиане в 273 г., наказавшем александрийцев за поддержку Пальмир-ской царицы Зиновии, знаменитый центр древней науки был разрушен. Впоследствии различные исследования велись при храме Сераписа, пока тот, в свою очередь, не был уничтожен в 391 г.

В конце концов, от древнего города к концу XIX в. почти ничего не осталось. Практически всё, что связано с Александрией в эллинистическую, римскую и византийскую эпохи, исчезло и восстановить это можно только гипотетически. В частности на основании имеющихся сведений мы можем только предположительно реконструировать вид древнего города в его основных чертах.

Мегаполис имел четкую и ясную планировку. Два прямых и очень широких (до 30 м) проспекта делили город на четыре части; от проспектов под прямыми углами отходили небольшие улицы. Размеры города были шесть километров в длину и 1500 м в ширину6 или, по другим данным, двадцать один километр в окружности7. Город был защищён крепостной стеной, возведенной ещё при Александре8.

Напротив города лежал остров Фарос, впервые упоминаемый уже в поэмах Гомера9. Фарос был соединен с городом молом длиной около 900 м10, разделявшим бухту Александрии на две очень просторные гавани: большую или восточную и малую или западную. С другой стороны острова располагалась ещё одна бухта — Эвнос, в которой начинался канал, соединявший Средиземное море с Нилом. На Мареотидском озере,

6 Страбон. География. XVII. I. 8.

1 Плиний Старший. Естественная история. V. 10. 11.

8Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. XVII. 52. 3.

9Гомер. Одиссея. IV. 351.

10Гай Юлий Цезарь. Гражданская война. III. 112.

Рис. 2. Гипотетический план Древней Александрии

которое защищало город с юга, находилась очень оживленная торговая гавань, называемая Болотной.

Большинство общественных зданий предположительно были обращены к большой гавани и находились в восточной и самой богатой части города — Брухий (Брухейон); здесь стояли дворцы Птолемеев, окруженные парками и садами, Мусейон, большой театр: Цезариум. Кроме того, в восточной части города находился гимнасий, суд и много других роскошных зданий, храмов и бесчисленное множество статуй. Юго-восточная часть город называлась Ракотис; здесь находился храм Сераписа.

История археологических изысканий в Александрии насчитывает более полутора веков и, несмотря на все трудности, всё-таки удалось кое-чего достичь, как в раскопках на суше, так и под водой.

В связи с тем, что большое число артефактов находится в Средиземном море, близ берега, в Александрии широкое применение получила подводная археология. В акватории современного мегаполиса сегодня работают несколько археологических экспедиций.

С 1992 г. на территории Восточного порта ведёт раскопки Европейский институт подводной археологии (руководитель — Франк Годдио). Полученные данные дают возможность идентифицировать остатки некоторых древних сооружений, в том числе портов. В частности экспедиция обнаружила остатки деревянных построек, известняковые мостовые, колонны из красного гранита и небольшой храм Исиды на затонувшем острове в Восточной гавани. Существует предположение, что на обнаруженном острове находятся остатки дворца царицы Клеопатры. Страбон (64 - 23 гг. до н.э.), греческий географ, побывавший в Александрии в 27 году до н.э. (через три года после смерти царицы), описывая царский дворец, упоминал, что он находится на маленьком острове Антирходосе, расположенном в гавани. В 1998 г. здесь были обнаружены сфинкс и статуя жреца Осириса. В 1997 г. Франк Годдио начал исследования в районе залива Абукир, где, как утверждают древние авторы11, находились города Каноб, Менутис и Гераклей. Самый древний из них, процветавший задолго до основания Александрии, — Гераклей, названный так потому, что в нем находился храм Геракла, хорошо известный во всем Средиземноморье.

Начиная с 1994 г., под руководством Жан-Ива Эмперера Центр александрийских исследований ведет подводно-археологические работы, направленные на поиски возможных остатков Фаросского маяка к востоку от средневекового форта Кайт-Бей, расположенного на берегу Восточной гавани Александрии. Крепость носит имя своего основателя султана Аль-Ашрафа Кайт-Бея из мамлюкской династии Бурджи, который в 1477 г. повелел построить в Александрии цитадель для защиты города и дельты Нила от возможного вторжения турок-османов с мо-

11 Страбон. География. XVII. I. 17-18.

Рис. 3. Форт Кайт-Бей

ря. Султан использовал прочный фундамент маяка и уцелевшую часть каменной кладки для строительства крепости.

В ходе нескольких экспедиций Жан-Ивом было обнаружено около 3000 строительных блоков и фрагментов монументальной скульптуры эллинистической эпохи, среди которых выделяется огромная статуя в 12,5 м высотой. Вероятно, она изображала фараона из династии Птолемеев, и стояла у подножия маяка. Были найдены и блоки самого Александрийского маяка весом до 75 т. Частично находки были подняты с морского дня и теперь экспонируется в Римском амфитеатре Александрии.

Рис. 4. Предполагаемая реконструкция Александрийского маяка

К востоку от древнего Большого Порта Александрии, с другой стороны от полуострова Лохиас, работает Греческий институт по изучению древней и средневековой Александрии, который возглавляет Г. Тцалас. На прибрежной территории протяженностью 14 км

были обнаружены остатки древних сооружений, большое скопление каменных якорей и фрагменты корабля римского времени.

Кроме данных экспедиций, начиная с 2003 г. в Александрии работает Центр египтологических исследований РАН, получивший право на исследование прибрежной зоны, начинающейся с залива Анфуши и заканчивающейся районом Агами. Территория российской концессии включает обширную акваторию площадью более 80 кв. км. На месте современного Западного порта в древности располагался торговый порт Эвнос. Отсюда начинался канал, по которому корабли могли попасть не только в Мареотидское озеро, но и в Нил, а далее, через древнейший канал, шедший от Гелиополя и Вавилона Египетского, в Красное море, Индию, Йемен и Эфиопию12.

В ходе сезонов 2003-2007 гг. был выполнен ряд разведочных погружений с внешней стороны полуострова Рас Аль-Тин. Результаты, полученные в ходе исследований, позволяют предположить возможность обнаружения на территории концессии руин средневековых фортификационных сооружений, которые были возведены на прилегавших к порту (ныне ушедших под воду) островах. Учитывая, что трансгрессия моря в Александрии достигла 8 м, также нельзя исключить возможность нахождения затопленных кварталов древней и средневековой Александрии.

При раскопках на суше также удалось достичь некоторых успехов, хотя в наземной Александрии археологические изыскания проводятся только тогда, когда начинается строительство нового здания или сооружения. Сегодня в нашем распоряжении находятся археологические свидетельства местоположения некоторых из важнейших архитектурных памятников древнего мегаполиса.

Во-первых, исследователям удалось идентифицировать Цезариум, храм, строительство которого было начато Клеопатрой в честь Антония, а завершено имп. Августом, посвятившем его императорскому культу. В

12Олдридж Дж. Каир — биография города. М., 1970. С. 28.

12 г. до н.э. император приказал установить перед храмом два обелиска, которые когда-то были поставлены в Гелиополе Тутмосом III (1479-1425 гг. до н.э.). Еще в конце 70-х годов XIX в. они находились на своем месте, приблизительно там, где располагается современный отель Метрополь. Первый обелиск с 1878 г. можно увидеть в Лондоне, на берегу Темзы; второй с 1881 г. находится в Центральном парке Нью-Йорка. В нескольких метрах к югу от их прежнего места Центру изучения Александрии удалось в 1992-1993 гг. расчистить два участка, освобожденных в результате сноса находившихся на них кинотеатров и зала для игры в бильярд. Эта акция по спасению археологических древностей, проведенная в центре города, позволила добраться до эллинистических слоев, лежавших ниже уровня грунтовых вод. Здесь были найдены многочисленные надписи, в одной из которых упоминаются «изображения Цезарей», что лишний раз подтверждает место расположения Цезариума. Однако, как именно выглядел храм в честь Антония, определить на данный момент невозможно.

Ещё одним памятником, местоположение которого установлено, является большой храм Сераписа в квартале Ракотис, известный как творение архитектора Пармениска. Огромный храм был облицован мрамором, а стены его были обложены драгоценными металлами. В ходе раскопок под руководством А. Роу в 1940-х гг. были обнаружены остатки его фундамента и находившаяся поблизости молельня Карпократа13. К настоящему моменту не осталось никаких следов наружных частей этих сооружений. Однако сохранилось несколько вырубленных в скале коридоров, которые, возможно, служили помещениями, где совершались мистерии Сераписа. Ниши этих коридоров могли служить для хранения папирусов из библиотеки, находившейся при этом храме. На территории близ храма Сераписа возвышается единственный сохранившийся монументальный памятник, оставшийся от городского ансамбля позднеантич-

13 Rowe A. Discovery of the Famous Temple and Enclosure of Serapis in Alexandria. Cairo, 1946. Р. 35.

Рис. 5. Колонна Помпея — один из немногочисленных памятников Древней Александрии, дошедших до наших дней

ной эпохи. Речь идет о колонне Помпея, в действительности возведенной в честь Диоклетиана после 297 г., когда император подавил длившийся 8 месяцев мятеж жителей города. На её основании были найдены надписи на греческом языке, из которых следует, что это подобие триумфальной арки. Высота колонны, высеченной из красного гранита, вместе с базой и капителью составляет 26,85 м. Ещё одним античным сооружением, место расположения которого нам доподлинно известно, является храм Посейдона. Фундаменты его стен были обнаружены при строительстве автостоянки возле мечети Каида Ибрагима14.

14Rodziewicz M., Abdel F.A. Recent Discoveries in the Royal Quarter of Alexandria // BSAA. 1991. 44. P. 131-150.

В центре города расположен обнаруженный в 1960 г. археологами Варшавского университета (руководитель — Казимир Михаловски) целый квартал, называемый Ком-эль-Дикка, где представлены дома горожан позднеримской эпохи, монументальные римские термы, развалины цистерн, одеон. Все эти постройки являются в данный момент единственными сохранившимися памятниками городской архитектуры древней Александрии.

Вероятно, что одеон был превращен в христианскую эпоху в храм или молельню. Та же участь постигла множество других древних памятников, в первую очередь храмы, упоминания о которых мы находим в древних источниках. Так, храм Крона был превращен в церковь св. Михаила, а Цезариум — в кафедральный собор. Серапеум, возможно, был превращен в церковь Иоанна Крестителя, но подтвердить это археологи сегодня не в состоянии.

Обнаруженные в Ком-эль-Дикка термы принадлежат к числу лучше всего сохранившихся памятников среди такого рода сооружений, открытых на территории Египта. Высота некоторых частей их стен достигает 6 м. Открытая рядом с термами система осадочных цистерн позволяет пролить свет на одну из важнейших археологических проблем Древней Александрии. Этот город принадлежал к числу центров Древнего мира, наилучшим образом снабжавшихся водой.

Еще в середине XIX в. в Александрии насчитывалось 700 цистерн, из которых в наше время известны всего лишь две или три. Одна из них, цистерна эль-Наби, выставлена на всеобщее обозрение неподалеку от Греко-римского музея. Некоторые трехэтажные цистерны, покоящиеся на гранитных столбах, неоднократно подвергались переделке в христианскую и арабскую эпоху.

Экспедиция Варшавского университета продолжает работать в мегаполисе и в настоящее время.

Необычное происшествие (1900 г.), когда вьючный осел внезапно провалился в образовавшуюся под землей полость, дало возможность от-

Рис. 6. Одеон позднеримской эпохи

крыть уникальный разветвленный комплекс катакомб, вероятно, некогда расположенный под всем древним городом.

Из обнаруженных археологами самыми значительными являются катакомбы Ком-эш-Шукаф (араб. «холм глиняных черепков»). Винтовая лестница идет вниз по спирали вокруг центральной шахты, по которой опускали тела умерших. Она ведет к трем уровням гробниц, выдолбленных в твердой скале примерно в 1-11 вв. н.э. и предназначенных для погребения богатых и знатных горожан. На верхнем уровне расположена ротонда и прямоугольный в плане зал, напоминающий триклиний (зал для погребальных трапез), и погребальная камера с тремя нишами. Во-

Рис. 7. Катакомбы Ком-эш-Шукаф

круг этих главных помещений находится несколько боковых15. Нижний уровень затоплен водой.

Для живописного и рельефного декора гробниц характерен типичный для Александрии раннеримского периода эклектический египетско-эллинистический стиль. Так, например, древнеегипетские божества, участвующие в церемонии мумификации, одеты в греческие одежды и римские доспехи. Рядом с саркофагами, украшенными гирляндами и греческими масками встречаются фризы с кобрами и прочие мотивы, типичные для декора египетских храмов и гробниц.

15Siegln E. von, Schreiber T. Die Nekropole von Kom esch-Schukafa. Expedition Ernst von Sieglin. Vol I. Leipzig, 1908. P. 19.

Парадоксально, что неминуемый рост современного города, возможно, позволит нам больше узнать о древней Александрии. Зажатый в тиски между Средиземным морем и Мареотидским озером, мегаполис должен будет расширяться за счёт перемещения некрополей для освобождения места, и вынужденного строительства новых зданий на месте древних памятников. Если археологи смогут вмешиваться в этот процесс и вести раскопки на строительных площадках, то через несколько лет появятся и новые археологические находки и подобный мозаике план утраченного города. Могут быть получены ответы на многочисленные вопросы: как выглядел Фаросский маяк, где находился мавзолей Александра Великого, кто разрушил знаменитую библиотеку, какие апостолы проповедовали в мегаполисе, действительно ли христиане разрушили храм Сераписа и т.д. Какие находки приготовила нам Древняя Александрия, сегодня только можно предполагать: от древнейших библейских свитков до ценнейших сведений по истории ранней Церкви.

Примером новых возможных открытий в Александрии может служить открытие в 2010 г. развалин храма древнеегипетской богини Бастет. Культовое сооружение, построенное в III в. до н.э., было обнаружено экспедицией Египетского совета по древностям во главе с д-р Мохаммедом Абдель Максудом. В храме, предположительно в 60 м длиной и 15 м шириной, расположенном в районе Ком-эль-Дикка, было найдено около 600 статуэток эллинистического периода. Абдель Максуд считает, что данная находка — первое реальное свидетельство о местоположении царского квартала Древней Александрии.

Источники и литература

1. Арриан. Поход Александра / Пер. с лат. М.: МИФ, 1993. 272 с.

2. Гай Юлий Цезарь. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / Пер. и коммент. М.М. Покровского. М.: Наука, 1993. 559 с.

3. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. с древнегреч. М.: Эксмо, 2006. 576 с.

4. Григорович-Барский В.Г. Странствования по святым местам Востока: В 2-х ч. Ч. II. М.: ИХТИОС, 2005. 336 с.

5. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: СПб.: Александрийская библиотека, 1998. 137 с.

6. Зубов В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. 519 с.

7. Иосиф Флавий. Иудейская война. М.: Эксмо, 2010. 672 с.

8. Олдридж Дж. Каир — биография города / Пер. с англ. М.: Молодая гвардия, 1970. 304 с., илл.

9. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Изд 3-е. М.: КомКнига, 2011. 1008 с.

10. Созомен. Церковная история. СПб.: тип-я. Фишера, 1851. 636, XXXIV с.

11. Сократ Схоластик. Церковная история. М.: РОССПЭН, 1996. 366 с.

12. Страбон. География в 17-ти книгах / Пер. с древнегреч. под ред. С.Л. Утченко. Л., 1964. 941 с.

13. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. М. РОССПЭН, 1993. 239 с.

14. Филон Александрийский. Против Флакка; О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа; Против Апиона. М. - Иерусалим: Еврейский университет в Москве, 1994. 169 с.

15. Фролов Э.Д. Античный Мусейон в его развитии от частноправового института к государственному учреждению // Университетский историк. СПб, 2002. Вып. 1. С. 5-26.

16. Description de l’Égypte: ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Égypte pendant l’expédition de l’armée française. Tome V. Paris, 1829. 680 p.

17. Expedition Ernst von Sieglin I, Die Nekropole von Kom esch-Schukafa. 2 Vols. Leipzig, 1908.

18. Philo Judaeus. De vita Mosis / Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 4. Berlin: Reimer, 1902 (repr. De Gruyter, 1962). P. 119-268.

19. Rodziewicz M., Abdel F.A. Recent Discoveries in the Royal Quarter of Alexandria // BSAA 44. 1991.

20. Rowe A. Discovery of the Famous Temple and Enclosure of Serapis in Alexandria. Cairo: Impr. de I’lnstitut francais d’archeologie orientale, 1946.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.