HISTORY
Copyright © 2016 by the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences
___ Published in the Russian Federation
Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities
/«f ® mm of the Russian Academy of Sciences
Has been issued since 2008
ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670
JJJ Vol. 26, Is. 4, pp. 3-11, 2016
DOI 10.22162/2075-7794-2016-26-4-3-11 Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik
UDC 904
Archaeological and Epigraphical Sources on the History of Bengal and Bihar in the 8th-12th centuries
Alexander A. Stolyarov 1
1 Ph. D in History, Senior Research Associate, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies of the RAS (Moscow, Russian Federation). E-mail: astol007@gattamelata.com.
Abstract
The paper provides a brief but complete overview of material (archaeological) and epigraphical sources on the history of Bengal and Bihar in the 8th-12th centuries published primarily in India during the last century and a half.
The material sources were discovered in the course of excavations conducted under the supervision of the Archaeological Survey of India founded in 1861 and Department of Archaeology and Museums of Bangladesh which became an autonomous organisation in 1972.
The epigraphical sources are grouped around the Pala dynasty who ruled over the region for about four centuries — the longest period in North Indian history — as well as their neighbours, such as the Chandras, Senas, etc. All the inscriptions under consideration are divided into three large groups, namely: land grant letters carved on copper plates (59 items); inscriptions on large objects — stones, rocks, steles, walls, etc. (over 30 inscriptions of the Pala period); and inscriptions on small objects (about 70 ones of the Palas). It is difficult to define the exact number of all inscriptions of the period. The publishing process of pieces of Bengal and Bihar epigraphy goes back to the late 18th century when Narayanapala's inscription of the Badal pillar was first published in vol. 1 (1788) of the Asiatic Researches. There were odd publications of Bengal and Bihar inscriptions throughout the 19th century in various special journals like the Journal of the Asiatic Society of Bengal (issued since 1832), The Indian Antiquary (issued since 1872) and Epigraphia Indica (issued since 1882 as a quarterly supplement to The Indian Antiquary). Collections of early medieval Bengal and Bihar Sanskrit inscriptions including those of the Palas and their neighbours be-gan to be published commencing from the first decades of the 20th century. All the publications, even those issued about one hundred and fifty years ago remain relevant to this day, principally because a substantial part of the sources have been lost, obliterated and deformed. Besides, the evidence of those who saw and described the inscriptions for the first time ever is of great value for further generations of scholars due to the accompanying details. In the final reckoning, palaeographers always make references to the initial publications when discussing the meaning of any signs, figures, letters or ligatures.
At the moment it is difficult to define the exact number of inscriptions related to the Palas and their neighbours. The list of Bengal and Bihar inscriptions is being constantly extended. In recent 25 years there have appeared numerous publications of inscriptions of Bengal rulers, particularly those of the Palas. The inscriptions are published in different subject-oriented editions like journals, jubilee volumes, etc.
Keywords: early mediaeval history of Bengal, Pala dynasty, Sena dynasty, cultural artefacts, archaeological monuments, epigraphy, numismatics.
Вторая половина I тысячелетия в Индии считается периодом упадка буддизма. Между тем на востоке Индии, в Бенгалии и Бихаре, буддизм просуществовал несколько дольше — до начала XIII в. Дело в том, что в УШ-Х11 вв. здесь правила династия Палов, покровительствовавшая буддизму и официально его исповедовавшая. Процветали известные школы и университеты, поддерживались существующие и основывались новые монашеские обители, создавались и переписывались рукописи, сложился даже своеобразный стиль изобразительного искусства и архитектуры, названный по имени династии. Именно в Бенгалии родился и начал свою деятельность великий проповедник и реформатор буддизма Дипанкара Щриджняна, известный в Тибете как Атиша (ок. 982-1054). Поэтому история Восточной Индии в указанный период представляет несомненный интерес для каждого, кто инте-ре суется буддизмом.
Общий объем источников, относящихся к рассматриваемому времени, т. е. к векам правления династий Палов, современных им Сенов, а также более мелких правителей достаточно велик. Эти источники можно разделить на три большие группы: материальные; эпиграфические и нумизматические и нарративные, т. е. повествовательные. В свою очередь, группу нарративных источников можно разбить на несколько неравноценных по степени историчности подгрупп. Это памятники буддийской и джайнской традиций, так называемая литература смрити и поэма «Рамачарита», составленная придворным поэтом Сандхъяка-ранандином. Ее можно рассматривать и как поэтическое произведение, и как одну из первых хроник панегирического жанра, содержащую описание деяний и подвигов Ра-мапалы — одного из последних правителей династии Палов.
В настоящей статье описаны первые две из указанных групп источников: материаль-
ные, или археологические, и эпиграфические, включая нумизматику.
К группе археологических источников относятся любые образцы материальной культуры людей, дошедшие до настоящего времени. Обычно это произведения архитектуры и искусства, а также обнаруженные, чаще всего в результате археологических раскопок орудия труда, утварь, предметы домашнего обихода и культа, надписи и прочее.
Более чем за 150 лет деятельности Археологического управления Индии (англ. Archaeological Survey of India), созданного в 1861 г., его сотрудники проделали колоссальный объем работы. К наиболее крупным из археологических комплексов, вскрытых в районе нижнего течения Ганга, относятся Наланда, Гайя, Монгир, Викрамашила, Одантапури (современный Бихар-Шариф) в Бихаре, Пандуа, Гаур, Котиварша (современный Девкот) в Западной Бенгалии. На территории Бангладеш аналогичную работу по обнаружению и сохранению археологических памятников осуществляет Управление археологии и музеев Бангладеш, учрежденное в 1972 г. Здесь сохранились такие крупные археологические памятники, как Пундранагара, или Пундравардхананага-ра, Пахарпур (Сомапурамахавихара), находящиеся на северо-западе страны, а также Викрампур и Девапарвата, относящиеся к комплексу Лалмаи-Майнамати в дистрикте Комилла (Бангладеш), где обнаружено более 50 буддийских поселений, относящихся к VIII-XII вв. [Khan Sahib 1931; Shastri 1942; 1986; Goswami 1948; Das Gupta 1961; Khan 1963; Patil 1963; Husain 1997; Imam 2000; Banik 2009; и др.].
Комплексный сравнительный анализ наиболее характерных черт, присущих как массовым, так и индивидуальным видам археологического материала, позволяет рассматривать большинство названных комплексов как составные части большого
археологического массива, к которому по ряду характеристик тяготеют и остальные комплексы, расположенные в нижнем течении и дельте Ганга.
Специалисты, изучающие материальную культуру Восточной Индии и Бангладеш, постоянно находят новые подтверждения существования на этих территориях в древности и раннем средневековье интенсивной социально-экономической активности, о чем свидетельствует большое количество раскопанных поселений, число которых в настоящее время доходит до одной тысячи.
При изучении истории средневекового Востока эпиграфика, будучи одной из разновидностей материальных памятников, рассматривается в качестве наиболее информативного и в то же время достоверного источника, являясь для многих специалистов одним из основных объектов исследования.
В составленном на сегодняшний день списке насчитывается 125 надписей Палов, причем с каждым годом количество находок растет. Каждая из таких надписей содержит упоминание, по крайней мере, об одном из правителей династии, а в жалованных грамотах приводятся имена всех правителей, предшествовавших тому, от имени которого написана грамота (так называемый дина-стийный миф). Помимо этого, сохранились надписи, написанные от лица представителей других династий или их подданных, но содержащие ссылку или намек на Палов, а также надписи, принадлежность которых к династии или государству Палов в силу отсутствия прямых на то указаний вероятна, но не бесспорна.
Надписи Палов создавались на протяжении 400 лет, при общем периоде правления династии около 450 лет. В целях удобства дальнейшего исследования надписи Палов целесообразно разделить на три условные группы: 1) жалованные грамоты на медных пластинках; 2) посвятительные надписи на крупных объектах (отдельные камни и стелы, надписи на архитектурных деталях, колонны, крупные статуи и пр.); 3) посвятительные надписи на мелких объектах (мелкие и средние статуи и части от них, печати, металлические пластинки и др.).
По состоянию на начало 2010-х гг. группа жалованных грамот Бенгалии и Бихара состояла из 59 надписей, 24 из которых принадлежат династии Палов. Из них опублико-
ваны 23 надписи. Дешифровка и публикация каждой такой надписи — крупное событие в мировой бенгалистике, право на которое дается не каждому специалисту. Так, публикуя оборотную сторону Муршидабадской жалованной грамоты в 11-12 томе Журнала бенгальского искусства, вышедшем в 2007 г., Суреш Чандра Бхаттачарья рассказал в преамбуле, что эта грамота была приобретена в 1991 г. Индийским музеем в Калькутте и ей был присвоен инвентарный номер, о чем появилась краткая информация в Бюллетене музея. Однако долгое время она оставалась неопубликованной, поскольку директор музея сам хотел опубликовать ее и держал в своем сейфе в кабинете, не подпуская к ней никого. Но его мечте не суждено было сбыться: в музее произошла кража, и директор был отправлен в отставку. Полиция на какое-то время изъяла все ключи от хранилищ. Специалисты, зная о существовании надписи, стали искать возможность ознакомиться с ее текстом хотя бы по фотографиям. Но им было сказано, что, кроме фотографии оборотной стороны, никаких других копий надписи не существует [ВЬайасЬагуа 2006-2007: 237]. И лишь в 2011 г., спустя более 20 лет после обнаружения, полный текст надписи был расшифрован и издан с комментарием и переводом японским специалистом по истории Бенгалии Рьесуке Фуруи, который ради этого приехал из То -кийского университета в Индийский музей [Яуо8ике Бигш 2011: 145-156].
Жалованные грамоты служат одним из основных источников по истории и экономике соответствующего периода. Каждая грамота является документом, дающим право на обладание землей в соответствии с принципом бхумиччхидры (свободного от налогов владения землей, прежде не обрабатывавшейся) на условиях аграхары (брахмадейи) или деваданы, т. е. обельного религиозного (брахманского или храмового / монастырского) владения. Будучи наиболее крупными из рассматриваемых текстов, жалованные грамоты чрезвычайно информативны. Кроме того, они лучше всего изучены.
Следующей по значению группой надписей выступают посвятительные надписи на крупных объектах. Они представляют интерес, в первую очередь, как источник по политической истории Бенгалии и Бихара, поскольку большая их часть содержит обычно генеалогию лица, совершавшего религи-
озное подношение (строительство и ремонт храмов, сооружение при них водоемов и т. п.). Известно о существовании более чем 30 надписей, принадлежащих династии Палов. Лишь в двух из них речь идет о пожаловании земли (точнее — налога с земли). Это надпись на колонне с изображением Га-руды из Бадала, рядом с г. Мунгалбари, дистрикт Богра, Бангладеш [EI 2 (1892-1894): 160-167; CBI 1967: 150-163] и надпись на колонне из дер. Арма возле железнодорожной станции Киул, дистрикт Лакхисарай, Бихар [EI 36 (1965-1966): 42-44].
Группа посвятительных надписей на мелких объектах — самая многочисленная (ок. 70 образцов) и в то же время наименее изученная. Это обстоятельство объясняется, прежде всего, меньшей по сравнению с предыдущими группами значимостью содержащейся в них информации. Однако, принимая во внимание их многочисленность и то обстоятельство, что содержащиеся в них датировки помогают уточнить период правления того или иного государя, важно использовать и такие источники.
Начиная с последних десятилетий XVIII в. и весь XIX в. эпиграфические источники публиковались в журналах и серийных изданиях. Так, уже в первом томе журнала «Азиатские исследования» (англ. Asiatic Researches), вышедшем в свет в 1788 г., сэр Чарльз Уилкинс (1749-1836), книгоиздатель и востоковед, известный как первый переводчик «Бхагавадгиты» и создатель первого наборного шрифта девана-гари, опубликовал недатированную надпись Нараянапалы, восьмого государя династии Палов, на колонне с изображением Гаруды, которая была обнаружена им в 1780 г. в Ба-дале, в 6 км к северу от Сомапура Махави-хары, расположенной в Пахарпуре, в современном дистрикте Джойпурхат, Бангладеш.
Отдельные публикации надписей Палов и соседних с ними правителей печатались в «Журнале Азиатского общества Бенгалии» [JASB] с начала его существования, т. е. с 30-х гг. XIX в. Впрочем их научная ценность поначалу была невысока: эпиграфика как историческая дисциплина в то время делала свои первые шаги. Тем не менее после 1861 г., когда было учреждено Археологическое управление Индии, публикации надписей стали приобретать все более научный характер. Этому во многом способствовала деятельность Александра Каннингема, основателя и первого генерального директора
Археологического управления, заслуженно считающегося «отцом индийской археологии» и возведенного за свои заслуги в 1867 г. королевой Викторией в рыцарский сан. Сразу же после назначения на пост директора он стал осуществлять ежегодные инспекционные поездки по Индии. Итогом стали 23 тома Ежегодных археологических отчетов [СА8Щ]. Бенгалии и Бихару посвящены тома №№ 8, 11, 15 и 16. Уни-кальное описание комплекса Махабодхи в Бодх-Гайе содержится в 3-м томе. Авторами фундаментальных работ могли становиться энтузиасты, на первый взгляд, далекие и от археологии, и от эпиграфики. В 1872 г. в 41-м томе Журнала Азиатского общества Бенгалии появилась публикация молодого помощника мирового судьи и коллектора Патны А. М. Броудли (1847-1916) «Буддийские реликвии Бихара» [ВгоаШеу]. Как Кан-нингем, так и Броудли публиковали тексты надписей не в латинской транслитерации, а с использованием шрифта деванагари. Эти и последующие издания надписей, выпущенные около полутора столетий назад, не потеряли актуальности и по сей день, прежде всего, потому, что немалое количество самих источников в настоящее время утеряны, уничтожены или деформированы. Кроме того, ценность свидетельств тех, кто впервые увидел и описал надпись, для последующих исследователей заключается в деталях, сопутствовавших находке. Наконец, к первым публикациям всегда обращаются палеографы в дискуссиях о трактовке тех или иных знаков (цифр / букв / лигатур) оригинала.
Действительно научные, критические публикации надписей стали выходить начиная со второй половины 1880-х гг. в «Индийском Антикварии» [!А] и конечно же в фундаментальном периодическом издании «Эпиграфиа Индика» [ЕЦ. В первые десятилетия XX в. к этим изданиям добавились «Журнал Общества изучения Бихара и Ориссы» [1ВОЯ8] и «Индийский исторический квартальник» [IHQ]. После прекращения публикации «Журнала Общества изучения Бихара и Ориссы» с 1943 г. начал выпускаться «Журнал Общества изучения Бихара», а с 1952 г. — «Журнал Общества изучения Ориссы», которые издаются и в настоящее время. С 1975 г. в Майсоре стал выходить ежегодник «Исследования индийской эпиграфики», также известный как «Бхаратия-пурабхилекхапатрика: Журнал
эпиграфического общества Индии» [BPP]. Это издание трудов участников ежегодных конференций Эпиграфического общества Индии. В 2008 г. первые 33 тома ежегодника были унифицированно переизданы [SIE].
В самом конце XIX в. выяснилось, что за весь предыдущий период исследований в Северной Индии было обнаружено и опубликовано не менее 716 надписей разных типов. Именно такое количество записей вошло в «Список надписей Северной Индии начиная примерно с 400 г.», подготовленный и изданный немецким санскритологом и эпиграфистом Францем Килхорном (1840-1908), одним из столпов мировой индологии, в 1899 г. в приложении к пятому тому «Эпиграфии Индики» [KLINI]. Подавляющее число надписей списка оказалось датировано в соответствии с так называемыми индийскими эрами. Килхорн сгруппировал записи в соответствии с этими датировками. Открывает список самая многочисленная группа из 348 надписей, датированных эрой Викрама, что составляет практически половину от общего числа. За этой группой следуют надписи, датированные эрой Щака, затем — датированные эрой Калачури-Чеди, за ними — датированные эрой Гупта-Валлабхи и т. п. Бенгальские надписи рассматриваемого периода можно найти в разделе G, где собраны источники, датированные разными эрами, в том числе эрой Лакшманасены. Таких записей всего три (№° 576-578); кроме того, в следующем разделе H — «недатированные надписи» — сгруппированы 15 надписей Палов (№ 631645) и четыре — Сенов (№ 647-650).
Почти через 30 лет после появления Списка Килхорна, в 1928 г., в приложении к 19-му тому «Эпиграфии Индика» начал публиковаться более полный Список Бхандар-кара [BLINI]. Создатель списка — Девадат-та Рамакришна Бхандаркар (1875-1950) — был к тому времени заслуженным археологом и эпиграфистом, кармикаэльским профессором древнеиндийской истории и культуры в Калькуттском университете. Он был сыном Рамакришны Гопала Бхандаркара (1837-1925), востоковеда и общественного деятеля, избранного в 1888 г. членом-корреспондентом Петербургской академии наук по разряду восточной словесности, в честь которого также назван всемирно известный Институт востоковедения в Пуне. Список Бхандаркара публиковался в течение восьми лет до 1936 г. В него вошли 2 114 записей.
Иными словами, за три с лишним десятилетия, прошедших с начала XX в., количество обнаруженных и опубликованных североиндийских надписей утроилось. Увеличилось и число бенгальских и бихарских надписей. Эрой Лакшманасены оказались датированы четыре надписи (№°№ 1467-1470). Недатированные надписи были сгруппированы по династиям и размещены в алфавитном порядке. Надписей Палов Бенгала оказалось 40 (№№ 1609-1648). Примечательно, что сюда были включены надписи Махендрапа-лы, который в то время считался гурджаро-пратихарским государем. Надписей Сенов — 12 (№№ 1682-1693). В 1932 г. вышли дополнения к списку, где в разделе «Надписи других династий» были, в частности, опубликованы две надписи Палов (№№ 20822083) и четыре — Сенов (№°№ 2092-2095). После Списка Бхандаркара попытки составления общеиндийских списков надписей больше не предпринимались.
Специализированные подборки, содержащие транслитерированные тексты ран-несредневековых санскритских надписей Бенгалии и Бихара, в том числе династии Палов и их соседей, стали появляться с первых десятилетий XX в.
Первой такой подборкой стала «Гауда-лекхамала» (Надписи Гауда) Акшая Кумара Майтрейи (1861-1930) [ОЬЫ], выдающегося бенгальского историка и просветителя, получившего известность благодаря диспуту с Рабиндранатом Тагором на тему, следует ли писателю строго придерживаться исторических фактов. В вышедшей в 1912 г. «Гаудалекхамале» были собраны надписи на камне и жалованные грамоты Палов, обнаруженные к началу XX в. Тексты надписей, набранные шрифтом деванагари, сопровождались переводом и комментарием на бенгали. В последующие годы все они были переизданы либо изданы заново с английским комментарием и переводом.
Через три года после выхода «Гауда-лекхамалы» Ракхал Дас Банерджи, известный также как Ракхалдас Бандьопадхьяй (1885-1930), археолог, историк, писатель и знаменитый первооткрыватель Мохен-джо-Даро, опубликовал в 5-м томе Мемуаров Азиатского общества Бенгалии работу «Палы Бенгала» [РВ]. В ней Р. Д. Банерджи использовал ряд надписей, опубликованных в «Гаудалекхамале», а также ввел в научный оборот надписи на крупных предметах и колофоны буддийских рукописей,
относящихся ко времени Виграхапалы III и его преемников (середина XI-XII вв.).
В 1929 г. археолог и эпиграфист Нани Гопал Маджумдар (1897-1938) издал 3-й том «Надписей Бенгалии» [IB 3], в который вошли тексты 17 жалованных грамот и надписей на камне правителей Чандров, Варма-нов и Сенов, снабженные комментарием и переводом, а также описания еще семи надписей и жалованных грамот. Можно лишь предполагать, что в 1-м и 2-м томах, оставшихся неопубликованными, планировалась публикация надписей предшествующих правителей Бенгалии — от Великих Гуптов до Палов.
В 1940 г. Анантапрасад Банерджи-Са-стри (1894-?) опубликовал в «Журнале Общества изучения Бихара и Ориссы» 93 надписи на бронзовых скульптурах из Кур-кихара (дистрикт Гайя) из музея г. Патна, столицы штата Бихар [Banerji-Sastri 1940], получивших в индологической литературе название «Куркихарские бронзы». Ряд надписей содержит упоминания имен правителей династии Палов: Девапалы, Виграхапалы, Махипалы и Раджьяпалы.
Через два года, в 1942 г., появился фундаментальный труд историка и санскритолога пандита Хирананды Щастри (18531931) «Наланда и ее эпиграфический материал» [Shastri 1942; 1986]. Книга Х. Щастри была издана в выпуске № 66 «Мемуаров Археологического управления Индии» и сохранила актуальность и по сей день, выдержав в последующие годы два переиздания: в 1986 и 1999 гг. В ней представлена не только публикация собственно надписей различного типа — жалованных грамот, крупных надписей на камне и мелких на мелкой пластике, в том числе более десятка надписей, относящихся к правлению Палов, но также описание предметов архитектуры, скульптуры и терракотовых печатей. Тексты надписей опубликованы в латинской транслитерации и снабжены комментарием, а крупные надписи — переводом.
В 1958 г. вышли в свет «Избранные надписи Бихара» Радха Кришны Чаудхури (или Чоудхари) (1921-1985) [Choudhary 1958], профессора истории Колледжа им. Ганеша Датта в г. Бегхусараи (Бихар). Предисловие к книге написал главный эпиграфист Археологического управления Индии Динеш Чандра Сиркар (1907-1984). Это малоформатное издание, в котором собраны тексты более ста древних и раннесредневековых
надписей, относящихся в основном к штату Бихар, в том числе 36 надписей династии Палов. Надписи опубликованы шрифтом деванагари без каких-либо комментариев, иллюстраций и справочного аппарата. Профессор Р. К. Чаудхури преследовал скорее образовательные цели, издавая надписи как пособие для студентов, изучающих санскрит и историю Индии.
В качестве одной из последних крупных тематических подборок следует назвать «Корпус бенгальских надписей, базовых для истории и цивилизации Бенгалии» [CBI], изданный Рамаранджаном Мукер-джи, заведующим кафедрой санскрита Джа-давпурского университета в Калькутте, и Сачиндрой Кумаром Майти, профессором истории того же университета. Авторы издали 47 крупных надписей, относящихся к III в. до н. э. — XII в. н. э. Среди них — 33 жалованных грамоты. 17 надписей относятся ко времени правления династии Палов. Все надписи снабжены английским переводом и комментарием. Заслуживает внимания тот факт, что авторы «Корпуса...» справедливо считают бенгальскими ряд надписей, обнаруженных вне территории Бенгалии (например, на территории Бихара и Уттар-Прадеша). Из недостатков издания стоит назвать небрежность составителей. Так, две надписи — №№ 23 и 24 — были изданы еще раз под №№ 25 и 26: в первом случае — как перепечатка из «Гаудалекха-малы», а во втором — без ссылок на какие-либо издания [CBI: 184-192]. Кроме того, издавая надписи Палов, авторы обращались преимущественно к «Гаудалекхамале» как к первоисточнику, в то время как за 55 лет, прошедших после ее публикации, почти все надписи династии были заново опубликованы с более полным научным комментарием в таких изданиях, как «Эпиграфиа Индика».
Наконец, в Приложении к книге Сьюзен Хантингтон «Скульптурные школы „Пала-Сена"» [PSSS] содержится критическое издание 72 текстов надписей на скульптурах, в основном, мелкой пластике, содержащих упоминания имен правителей Палов, Сенов, Чандров. Упомянуты практически все публикации надписей, дается их краткое описание, однако тексты самих надписей приводятся только из изданий, содержащих латинскую транслитерацию.
В настоящее время трудно определить точное количество надписей, относящихся к правлению династии Палов и их соседей.
Список их пополняется постоянно. В последнем десятилетии XX — начале XXI вв. отмечается активный процесс публикации надписей бенгальских правителей и, в частности, Палов. Надписи выходят в различных индийских и европейских специализированных изданиях — журналах, юбилейных томах и пр. Кроме того, с 1996 г. в Дакке начал выходить ежегодник «Журнал бенгальского искусства» [JBA], практически каждый том которого содержит статьи о новых находках надписей бенгальских правителей. Ежегодник печатается на прекрасной полиграфической базе и высоком академическом уровне. На сегодняшний день издано 18 томов.
К сожалению, пока не приходится ожидать издания всеобъемлющего каталога бенгальских надписей подобно тому, который издала г-жа Снигдха Трипатхи, соратница и заместитель легендарного Сатьянараяна Раджагуру (1903-1997), ставшая после его ухода главным эпиграфистом и куратором Музея штата Орисса в Бхубанещваре и опубликовавшая в 2010 г. описательный каталог орисских надписей [DTCOI]. В каталог вошли 1 548 описаний надписей, обнаруженных в 44 дистриктах, находящихся в восьми штатах современной Индии, включая Ориссу. Хронологический разброс превышает два тысячелетия: от Дхаулийских эдиктов Ашоки и Хатхигумпхской надписи правителя Калинги Кхаравелы, относящихся к III-II вв. до н. э., до поздних надписей середины XIX в.
Собственно, в этом и кроется причина невозможности издать подобный каталог, заключающаяся в отсутствии единого мнения в рядах специалистов и разобщенности самих надписей по различным хранилищам разных государств. Можно лишь предпринимать попытки составления списка или списков, более или менее приближенных к полноте.
References
Banerji-Sastri A. Ninety-Three Inscriptions on the Kurkihar Bronzes: Patna Museum // JBORS. Bankipore, Bihar and Orissa Research Society, 1915-1943. Vol. 1 (1915)-Vol. 29, no. 3 (1943) — Vol. 26 (1940), Part 3. Pp. 236-251. Banik B. K. Mainamati: Sanskrit inscriptional and archaeological study. New Delhi, Bharatiya Kala Prakashan, 2009. 338 p. Bhattacharya S. Ch. The Murshidabad (Indian Museum) Copper-Plate Grant of Dharmapala and the Somapura Mahavihara // JBA. Dhaka,
The International Centre for Study of Bengal Art, 2006-2007. Vol. 11-12. Pp. 237-249.
BLINI — Bhandarkar, Devadatta Ramakrishna. A List of Inscriptions of Northern India written in Brahmi and its Derivative Scripts from about A.C. 200 // Epigraphia Indica. Calcutta, Vol. 19 (App. pp. 1-42), 1928; Vol. 20 (App. pp. 43266), 1930; Vol. 21 (App. pp. 265-296, Index to App. pp. 297-310), 1932; Vol. 22 (Index to App. pp. 311-362), 1934; Vol. 23 (App. pp. 363-406), 1936.
BPP — Bharatiya purabhilekha patrika = Studies in Indian epigraphy: Journal of the Epigraphical Society of India / edit. by Z. A. Desai and Ajay Mitra Shastri. Mysore, Geetha Book House, 1975.
Broadley A. M. The Buddhistic Remains of Bihar (JASB NS. Vol. 41, pt. 1). Calcutta, Asiatic Society of Bengal, 1872. Repr.: 1979. 104 p.
CASIR — Cunningham A. Archaeological Survey of India Reports. Calcutta, 1871-1887. Vol. 1-23. Reprint, Delhi, Archaeological Survey of India, 2000.
CBI — Mukherji R., Maity S. K. Corpus of Bengal Inscriptions Bearing on History and Civilization of Bengal. Calcutta, K. L. Mukhopadhyay, 1967, viii, 436 p.
Choudhary R. K. Select inscriptions of Bihar (Introduction and appendix in English and text in Sanskrit; with a forew. by D. C. Sircar). [Madhipura], The author, 1958. 138 p.
Das Gupta C. C. Paharpur and its Monuments. Calcutta, K. L. Mukhopadhyay, 1961. 31 p.
DTCOI — Tripathy, Snigdha. Descriptive Topographical Catalogue of Orissan Inscriptions. New Delhi, Manohar, 2010. 1186 p.
EI — Epigraphia Indica. Calcutta, Delhi, etc.: Archaeological Survey of India, 1888- hitherto. Vol. 1-43 [Between 1892 and 1920 «Epigraphia Indica» was published as a quarterly supplement to «The Indian Antiquary»].
GLM — Maitreya A. K. Gaudalekhamala (The epigraphs of Gaud). Rajshahi 1319 B.S. (1912). 159 p.
Gosvami K. G. Excavations at Bangarh (19381941). Calcutta, University of Calcutta, 1948. 42 p.
Husain A. B. M., Rashid M. H., Chowdhury A. M., Khan F. Mainamati-Devaparvata. Dhaka, Asiatic Society of Bangladesh, 1997. 304 p.
IA — The Indian Antiquary; A Journal of Oriental Research in Archaeology, Epigraphy, Ethnology, Geography, History, Folklore, Languages, Literature, Numismatics, Philosophy, Religion, etc. Bombay, Education Society's Press, etc., 1872-1933 [Vols. for 1925 to 1932 were «published under the authority
of the Council of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland»].
IB 3 — Majumdar N. G. (ed., tr., notes). Inscriptions of Bengal. Vol. 3. Containing Inscriptions of the Chandras, the Varmans and the Senas, and of Isvaraghosha and Damodara. Rajshahi, 1929. 200 p.
IHQ — The Indian Historical Quarterly. Calcutta: Calcutta Oriental Press, 1925-1963. Vol. 1, no. 1 (March 1925) — vol. 39, no. 3, 4 (Sept. 1963).
Imam A., Haque E. Excavations at Mainamati: an exploratory study. Dhaka, The International Centre for Study of Bengal Art, 2000. 189 p.
JASB — Journal of the Asiatic Society of Bengal. Calcutta, Asiatic Society of Bengal, 18321864. Vol. 1 (1832) — vol. 33 (1864).
JASB NS — Journal of the Asiatic Society of Bengal. Calcutta: Asiatic Society of Bengal, 1865-1904. P. 1: History, archaeology, numismatics, philology and literature. Vol. 34 (1865) — vol. 73 (1904).
JBA — Journal of Bengal Art / edit. by Enamul Haque. Dhaka, The International Centre for Study of Bengal Art, 1996.
JBORS — Journal of the Bihar and Orissa Research Society. Bankipore, Bihar and Orissa Research Society, 1915-1943. Vol. 1 (1915) — Vol. 29, no. 3 (1943).
Khan Sahib M. Abid Ali Khan. Memoirs of Gaur and Pandua / Edit. and revised by H. E. Stapleton. Calcutta, Bengal Secretariat Book Depot, 1931. 190 p. Reprint. Abid Ali Khan M. History and Archaeology of Bengal or Memoirs of Gaur and Pandua. New Delhi, Asian Publication Services, 1980. 190 p.
Khan F. A. Mainamati: a preliminary report on the recent archaeological excavations in East Pakistan. Karachi, 1963. 38 p.
KLINI — Kielhorn F. A List of Inscriptions of Northern India from about A. D. 400. // Epigraphia Indica. Calcutta, 1899. Vol. 5 (App. pp. 1-121), 1906. Vol. 8 (App. 1: Suppl. to the List of Inscriptions of Northern India). Pp. 1-19.
Patil D. R. The antiquarian remains in Bihar. Patna, Kashi Prasad Jayaswal Research Institute, 1963. 665 p.
PB — Baneiji R. D. The Palas of Bengal // Memoirs of the Royal Asiatic Society of Bengal. Calcutta, 1915. Vol. 5. Pp. 43-113.
PSSS — Huntington S. L. The 'Pala-Sena' Schools of Sculpture. Leiden, Brill, 1984. XXXIV, 296 p., [120] p. pl. [Ser. Studies in South Asian culture; vol. 10].
Ryosuke Furui. Indian Museum Copper Plate Inscription of Dharmapala, Year 26: Tentative Reading and Study // South Asian Studies: Journal of the Society for South Asian Studies. 2011. Vol. 27, No 2. Pp. 145-156.
Shastri H. Nalanda and its Epigraphic Material. Delhi, 1942 [Ser. Memoirs ofthe Archaeological Survey of India. Calcutta: Archaeological Survey of India, 1919. № 66]. Reprint. Delhi, Sri Satguru Publ., 1986 [Ser. Asian Arts &Archaeology series. № 3].
SIE — Studies in Indian Epigraphy: Journal of the Epigraphical Society of India / edit. by Z. A. Desai, Ajay Mitra Shastri; exec. ed. K. V. Ramesh. Mysore, Epigraphical Society of India; Delhi, Caxton Publ., 2008. Vol. 1 (1974) — Vol. 33 (2007).
УДК 904
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ БЕНГАЛИИ И БИХАРА VIII-XII вв.
Столяров Александр Александрович 1
1 кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдел истории Востока, Институт Востоковедения РАН (Москва, Российская Федерация). E-mail: astol007@gattamelata.com.
Аннотация. В статье даётся краткая и в то же время достаточно полная характеристика материальных (археологических) и эпиграфических источников по истории Бенгалии и Бихара VIII-XII вв., опубликованных преимущественно в Индии за последние полтора века. Описана история их ввода в научный оборот.
Специалисты, изучающие материальную культуру Восточной Индии и Бангладеш, постоянно находят новые подтверждения существования на этих территориях в древности и раннем средневековье интенсивной социально-экономической активности, о чём свидетельствует большое количество раскопанных поселений, число которых в настоящее время доходит до одной тысячи.
Эпиграфические источники поделены на три большие группы: жалованные грамоты на медных пластинках, надписи на крупных объектах и надписи на мелких объектах. Дана краткая характеристика основных типов надписей.
Начиная с последних десятилетий ХУШ в. и весь XIX в. эпиграфические источники публиковались в журналах и серийных изданиях. Специализированные подборки, содержащие транслитерированные тексты раннесредневековых санскритских надписей Бенгалии и Бихара, в том числе династии Палов и их соседей, стали появляться с первых десятилетий XX в.
Определить точное количество источников всех типов не представляется возможным, поскольку работа по поиску новых источников ведётся постоянно. Список их пополняется каждый год. Вместе с тем, к сожалению, пока не приходится ожидать издания всеобъемлющего каталога бенгальских надписей. В ряду причин можно назвать отсутствие единства мнений в рядах специалистов и разобщённость самих надписей по различным хранилищам разных государств.
Ключевые слова: раннесредневековая история Бенгалии, династия Палов, династия Сенов, материальные памятники, археологические памятники, эпиграфика, нумизматика.