Научная статья на тему 'Археологические артефакты по истории духовной культуры Золотой Орды в «Трудах Саратовской Ученой Архивной комиссии»'

Археологические артефакты по истории духовной культуры Золотой Орды в «Трудах Саратовской Ученой Архивной комиссии» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
648
711
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САРАТОВСКАЯ УЧЕНАЯ АРХИВНАЯ КОМИССИЯ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ЗОЛОТАЯ ОРДА / УКЕК / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ / ARCHAEOLOGIST / CITY / BUILDINGS / REGIONAL SPECIALIST / EXCAVATIONS / SSAC / SARATOV / UKEK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давлетшин Марат Гамирзанович

В «Трудах СУАК» – первого регионального археологического центра по изучению Нижнего Поволжья – зафиксированы и описаны предметы, относящиеся к духовной культуре Золотой Орды. Ввиду того что многие из них не дошли до наших дней, они остаются ценными источниками и по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGICAL ARTIFACTS FROM HISTORY OF SPIRITUAL CULTURE OF GOLDEN HORDE IN «PROCEEDINGS OF THE SARATOV SCIENTIFIC ARCHIVES COMMISSION»

In the «Proceedings of the Saratov Scientific Archives Commission», the first regional archaeological research centre in the Lower Volga Region, the items belonging to the spiritual culture of the Golden Horde are recorded and described. Due to the fact that many of them have not survived to the present day, they have remained a valuable source of information.

Текст научной работы на тему «Археологические артефакты по истории духовной культуры Золотой Орды в «Трудах Саратовской Ученой Архивной комиссии»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №2(28)

УДК 930

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ АРТЕФАКТЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В «ТРУДАХ САРАТОВСКОЙ УЧЕНОЙ АРХИВНОЙ КОМИССИИ»

© М.Г.Давлетшин

В «Трудах СУАК» - первого регионального археологического центра по изучению Нижнего Поволжья - зафиксированы и описаны предметы, относящиеся к духовной культуре Золотой Орды. Ввиду того что многие из них не дошли до наших дней, они остаются ценными источниками и по сей день.

Ключевые слова: Саратовская ученая архивная комиссия, духовная культура, Золотая Орда, Укек, археологические раскопки.

Одной из примет пореформенной России

стало усиление интереса провинциальной интеллигенции к истории и культуре местного края. С этого времени в России были учреждены более 40 губернских ученых архивных комиссий (ГУАК), деятельность большинства которых прекратилась в 1918 г. Саратовская ученая архивная комиссия (СУАК), учрежденная в 1886 г., просуществовала дольше - до 1930 г. [1: 25 -26].

Из кружка любителей старины комиссия переросла в научно-исследовательское учреждение. Ее сотрудниками были изданы всего 33 выпуска Трудов СУАК1, около 20 книг и брошюр. СУАК заложила основы краеведческих музеев в Саратове и Царицыне (совр. Волгоград), нынешнего Государственного архива

Саратовской области, фондов библиотеки Саратовского государственного университета, Саратовского областного музея краеведения.

В своих первых публикациях члены СУАК уделяли значительное внимание археологическому изучению, систематизировали и анализировали письменные источники об Укеке (Увеке), занимались охраной памятников истории и культуры и т.д. [2: 6 - 8].

Председатель СУАК князь Лев Львович Голицын (1877 - 1920), полагая, что «...развалины Увека хранят в себе остатки трех культур - греческой, буртасской и татарской и что городище имеет 2,5 тысячную историю, состоит из трех

1 Первый выпуск вышел в 1888 г. В связи с переименованием СУАК в 1920-1923 гг. ее труды стали называться «Трудами Саратовского общества истории, археологии и этнографии», а затем «Трудами Нижневолжского научного общества краеведения». В 1930 г. вместе с обществом издание прекратило свое существование.

наслоений - от Гелона2, Буртаса, Укека» [4: 4], отмечал, что для изучения Укека недостаточно одних письменных источников, необходимо привлекать вещественные материалы. Он считал, что гелонов позже называли буртасами. Этот тезис неоднократно повторяется и в других работах данного автора [5: 57 - 58]. Для публикаций Л.Л. Голицына характерно необоснованное преувеличение греческих корней Укека. Современная археологическая наука доказала, что нет оснований считать город и буртасским [2].

В «Протоколе экстреннего заседания общего Собрания Саратовской Ученой Архивной Комиссии от 18 ноября 1893 года» зафиксирована «бронзовая статуэтка бурхана с арабской надписью», найденной в Астраханской губернии [6: 253] (однако вышеприведенное сообщение оставляет сомнение в подлинности его научного описания. Вряд ли на буддийском идоле была запечатлена арабская вязь. - М.Д.).

В списках находок местных археологов из золотоордынских памятников часто

описываются крестики [6: 264], что

свидетельствует о поликонфессиональном составе населения региона в период Золотой

2 Гелон, согласно Геродоту, - город в земле скифского племени будинов, столица племени гелонов, которое якобы происходило от греческих колонистов, изгнанных из приморских поселений и осевших среди буди-нов, говорящих на смеси скифского и греческого языков. Геродот описывает Гелон как деревянный город, обнесенный высокой стеной, каждая сторона которой занимает 5,5 км, с деревянными домами и святилищами, в том числе эллинских богов. Был сожжен во время скифского похода Дария I в 512 г. до н.э. Ученые старой школы (академик И.Е.Забелин и др.) считали, что Гелон мог быть на месте Саратова (Нижняя Волга). Современные украинские ученые отождествляют Гелон с Бельским городищем возле с.Бельск Ко-телевского р-на Полтавской обл. [3: 131 - 140].

22S

Орды и существовавшей здесь веротерпимости. С другой стороны, подробное и частое описание крестиков в материалах ГУАК может быть обусловлено особым вниманием русских коллекционеров к этим находкам.

В отчете СУАК за 1892-1893 гг. зафиксирован перечень предметов, поступивших из Болгарского городища. Среди них - мастиковый снимок с металлической пластинки с надписью «Эль-Тай - ли-лях (имя 24-го арабского халифа)» или «Аллах-келямъ (“слово принадлежит Богу”)» [7: 10]. Можно отметить, что идентификация ее как аббасидского халифа Ат-Таи лиллах Абу Бакр Абд аль-Карим ибн Муфаддал (974 - 991) сомнительна.

В отчете был указан «мастиковый снимок с изображением герба, найденного в 1893 г. на развалинах Болгара; герб состоит из всадника с мечом, сидящего на драконе» [7: 10]. Очевидно, здесь «герб» имеет более широкое толкование. Описание напоминает христианского святого Георгия Победоносца, известного в Древней Руси и ставшего при Иване III гербом Московского княжества. Однако его культ под названиями Джирджис, Гиргис, Эль-Худи известен и у мусульман Северной Африки и Ближнего Востока с древних времен [8: 145 - 149]. Мотив борьбы со змеем, драконом - сюжет мирового значения.

Интересны также описания монет из Болгарского городища, которые члены СУАК идентифицировали как артефакты, относящиеся к XII в. [7: 10], что не соответствует действительности. Скорее всего, это была джучидская монета.

В перечне материалов, поступивших в музей СУАК в 1902 г., представляют интерес следующие артефакты: камень в форме человеческой ступни, бронзовые замки в форме коней и наконечник палки-жезла из слоновой кости в виде сфинкса из Укека; металлические фигурки крылатого льва и дракона из Водянского городища [9: 64 - 65]. Крылатый лев, возможно, привезен из города-республики Венеции, символом которой он был. Город Укек в золотоордынский период стал основным опорным пунктом торговцев из Генуи, Венеции [10: 313 - 314]. Медные бронзовые замки в форме коней находили на золотоордынских городищах. Особенно часто они встречались в Болгаре. Укек занимал в Поволжье важное торгово-хозяйственное положение, был центром транзитной торговли. Современный исследователь этого важного золотордынского памятника и его округи Л.Ф.Недашковский отмечает, что «прослежено наличие значительного количества инокультурных (незолотоордынских)

материалов: древнерусских, мордовских, западноевропейских» [11: 210 - 214].

Историк-краевед, хранитель музея СУАК Богдан Викторович Зайковский (1870-1933) описывает штемпель «на тюрки» на золотоордынском сосуде с арабской надписью, которую прочитал мулла Мухаметжан Зейнетдинович Енгалычев -«Ательмезъ, кибэр сенъ (“Да не скажут, что ты горд”)» [12: 97 - 98]. Если первое и третье слово близко тюрко-татарским словам, то слово «кибэр» (^) является арабского происхождения.

Среди саратовских археологов конца XIX -начала XX вв. выделяется фигура Александра Августиновича Кроткова (1866 - 1943) - краеведа, археолога, нумизмата, активного члена СУАК. Его статья «Раскопки на Увеке в 1913 году», включающая также наблюдения членов СУАК, в первую очередь П.Н.Шишкина, представляет собой отчет-доклад об археологических раскопках в Укекском городище.

Внимание автора привлекла «шестиконечная Соломоновая звезда», изображенная на двери культового здания3. Автор отмечает, что при строительстве культового здания использовали так называемый «черный ватерпас» (уровень. -М.Д.) и замечает, что «интересно было бы произвести химический анализ этой черной заливки; быть может, она служила не только “нивелиром”, но и слоем, изолирующим от сырости» [13: 114].

По сохранившемуся фундаменту здания был составлен план прямоугольного кирпичного сооружения размером 12 х 20 м, ориентированного по сторонам света и разделенного перегородкой на две половины: северную - большую и южную

3 Эта метка - самая распространенная геометрическая фигура в археологических материалах [14: 125, 152, 156, 157, 158 и т.д.]. Этот знак уважительно называли «Джамигъ йолдыз» (Великая, объединяющая звезда). Шестиконечная звезда превратилась исключительно в символ суннитов и стала знаком, отражающим в прямом смысле идеологию суннитов. Еще и поэтому его изображение на болгарских надгробных камнях вполне естественно. Кроме того, этот знак встречается и на монетах Джучиева Улуса. Несомненно, такое почитание шестикрылой звезды связано с Кораном и Библией, с пророком Сулейманом - Соломоном, у которого официальная печать имела форму шестиконечной звезды. Этой печатью он скреплял свои приговоры нечистой силе - шайтанам. Увидев этот Соломонов знак, шайтаны сразу становились смирными и кроткими и не причиняли вреда тому, на ком была эта печать. Таким образом, этот знак с древних времен стал для мусульман самым популярным охранным знаком, еще и поэтому он был нанесен на многие здания и на посуду как защита от нечистой силы [10: 222 - 223].

- меньшую. Входов было два - с южной и северной стороны на одной прямой продольной оси. Внутренние стены культового здания были покрыты зеленовато-голубой поливой. Перед зданием, вероятно, была крытая мощеная терраса или двор. Около южного входа лежала плита, на которой также была изображена шестиконечная звезда Соломона. Автор пришел к выводу, что сооружение, расположенное на могильнике, является мавзолеем или усыпальницей [13: 117]. Современный саратовский археолог Д.А.Кубан-кин на основе монетных данных предположительно датирует данное сооружение концом XIII

- началом XIV в. [15: 200].

В кирпичных склепах археологи обнаружили шесть-семь могил, которые были ориентированы на северо-восток [13: 117]. Хотя расположение усыпальницы в целом соответствует направлению на Каабу, а в погребениях этого не соблюдено, поскольку погребенные являются представителями монгольской элиты, сохранившими еще свои традиции. «Перед нами образец языческого захоронения, в котором проявились элементы старой кочевой имперской культуры и новой, зарождающейся культуры городов Золотой Орды», - пишет Д.А.Кубанкин [15: 200].

Среди находок, обнаруженных в погребениях и детально описанных автором, следует выделить человеческие фигурки, вырезанные из медного листа [13: 115] (также часто встречаемые в золотоордынских городах, в том числе в Болга-ре), - онгоны, «материализованные души»

умерших, обычно связанные с погребениями. В примечании автор пишет, что они раньше были сделаны из тонкого войлока, но «в более поздний период (при Узбеке и его преемниках) эти божки могли делать и из меди, особенно для простона-родия, не успевавшего во всей массе проникнуться учением только что введенного Узбеком ислама как государственной религии» [13: 115]. Примечательно, что медные онгоны золотоордынского периода были найдены на территории Болгарского городища под кирпичным надгробным памятником [16]. В могилах, обнаруженных во время раскопок 1913 г., покойники лежали в гробах.

В здании были обнаружены редко встречающиеся находки: шелковый и парчовый халаты, сетка для волос, платок с изображением цветов, монгольский женский головной убор бокка (бог-таг, бокто), шелковые сапожки, кисет, золотые и серебряные предметы быта, монеты, трубочка с арабской надписью, деревянный гребень, тарелка, чашка, ложка. Интересным представляется обряд вкладывания в рот покойника золотых бляшок (первоначально - золотых монет) [13:

119]. Традиция положения монеты в рот покойного прослеживается на территории Восточной Европы еще с античных времен. Она бытовала у германских племен, финно-угорских народностей, тюрков.

Также выделяется сосуд, на котором «изображен идущий влево лев с загнутым на спину стилизованным в цветок хвостом» [13: 120]. Такие рисунки встречаются среди золотоордынских материалов, в том числе булгарских, лишь на металлических бляхах. В южном помещении склепа обнаружено три медальона, на которых нарисован кречет с загнутой назад головой. По мнению автора, кречет попадается и на монетах Узбек хана 726 г/х. Он «был одним из онгонов у некоторых монгольских родов» [13: 121]. Следует отметить две серебряные бляшки с изображениями зайцев и «китайских драконов» [13: 124]; «деревянный полый цилиндр с вставленной в него частью серебряной тонкой трубочки, с сохранившимися на ней рельефными арабскими буквами, идущими вокруг»; «чашка с ручкой павлина, держащего в клюве серебряное, свободно передвигающееся кольцо. В глазах у павлина были вставлены аметистовые глазки, верх головы украшен гребешком из витой серебряной проволоки» [13: 126]. А.А.Кротков выполнил реконструкцию погребальной одежды и монгольского женского головного убора с боккой, а также внешнего вида мечети-усыпальницы, содержащей, по его мнению, мотивы иранской архитектуры. Исследователь считал, что мавзолей построен во время посещения Укека ханом Токтогу (Токта) (1291 - 1313), чеканившим здесь, в своей резиденции, монеты. Автор выдвигает версию о том, что исследованные богатые женские погребения могли принадлежать женам хана Токты [13: 131].

В «Отчете археологических раскопок князя А.А.Ширинского-Шахматова» 1913-1914 гг. любопытно описание «осколка сосуда из белого стекла, художественной работы с сохранившейся арабской надписью и красивым восточным орнаментом», обнаруженного в Мечетном городище. «Верхняя линия рисунка, - пишет автор, -изображает (ланей) зайцев, бегущих друг за другом и преследуемых барсами... Ниже этого узора, лентой по синему эмалевому полю, разделенной розетками на четыре части, имеется вдавленная надпись по золоту древнеарабскою вязью («Эль-Джамаль зая ухтазя шивлин» - «не изменится обаяние красоты»; текст прочитал и перевел К.З.Енгалычев) [17: 160].

После археологических работ, проведенных СУАК в 20-30-х годах ХХ столетия, и работ рекогносцировочного характера А.Ю.Якубовского,

H.А.Арзютова исследования нижневолжских золотоордынских городов практически не велись вплоть до конца 1950-х годов [18: 30].

Таким образом, из вышеизложенного обзора следует, что силами СУАК осуществлялась определенная работа по выявлению артефактов, имеющих отношение к духовной культуре Золотой Орды. Представляют также научный интерес случайно обнаруженные археологические находки. Многие из артефактов сохранились лишь в этих описаниях и не дошли до наших дней. Труды САУК нередко являются единственным источником по изучению этих находок. В публикациях также зафиксирована информация о методах археологических изысканий в Саратовском Поволжье.

В Трудах СУАК констатирован пагубный процесс исчезновения средневековых памятников и их причины, среди которых следует отметить: ветхое состояние объектов, использование местными жителями на хозяйственные нужды камней строений, нахождение большинства памятников на частных территориях и отсутствие государственной политики по сохранению памятников истории и культуры золотоордынского периода.

I. Захарова Т.А. Саратовская ученая архивная комиссия в 1886-1920-х годах: автореф. дис... канд. ист. наук. - Пенза, 2003. - 26 с.

2. Недашковский Л.Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. - М.: Издател. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 218 с.

3. Медведев А.П. Гелон Геродота: к проблеме соотношения античного нарратива и историкоархеологических реалий // Античный мир и археология. - Саратов, 2002. - Вып. 11. - С. 131 -140.

4. Голицын Л.Л. Одна из неотложных задач Ученой комиссии / Доклад на заседании СУАК 31 мая 1890 года // Тр. СУАК. - 1891. - Т. III, вып. 2. -С. 1 - 7.

5. Голицын Л.Л. и Краснодубровский С. Укек // Тр. СУАК. - 1891. - Т. III. - Вып. 2. - С. 1 - 101; I -XIV.

6. Протокол экстренного заседания общего собрания Саратовской Ученой Архивной Комиссии 18 ноября 1893 года // Тр. СУАК. - 1894. - Т. IV. -Вып. 3. - С. 25 - 264.

7. Отчет о деятельности СУАК за 1892-1893 годы // Тр. СУАК. - 1893. - Т. IV. Вып. 1. - С. 6 - 11.

8. Мифологический словарь / под ред. Е.М.Меле-тинского. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 737с.

9. Перечень предметов, поступивших в музей Саратовской УАК в 1902 году // Тр. СУАК. - 1903. -Вып. 23. - С. 61 - 75.

10. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). - Казань: Таткнигоиз-дат, 2004. - 431 с.

11. История татар с древнейших времен в семи томах. Т.Ш. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. - Казань: Ин-т истории АН РТ, 2009. - 1056 с.

12. Зайковский Б. Штемпель на золотоордынском сосуде, хранящемся в историческом музее Саратовской Ученой Архивной Комиссии // Тр. СУАК. -1910. - Вып. 26. - С. 97 - 98.

13. Кротков А.А. Раскопки на Увеке в 1913 году // Тр. СУАК. - 1915. - Вып. 32. С. 111 - 133.

14. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. - М: Моск. гос. ун-т, 1994. - 228 с.

15. Кубанкин Д.А. Погребальные памятники Увекско-го городища // Археология Восточно-Европейской степи. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. - Саратов, 2006. - С. 190 - 211.

16. Федоров-Давыдов Г.А. Бронзовые фигурки человека из средневековых памятников Поволжья // Новое в советской археологии. - М., 1965. -С. 275 - 277.

17. Отчет археологических раскопок князя А.А.Ши-ринского-Шахматова // Тр. СУАК. - 1915. -Вып.32. - С. 159 - 163.

18. Смирнов А.П. Некоторые вопросы средневековой истории Поволжья. Казань: Государственный музей ТАССР, 1957. - 35 с.

ARCHAEOLOGICAL ARTIFACTS FROM HISTORY OF SPIRITUAL CULTURE OF GOLDEN HORDE IN «PROCEEDINGS OF THE SARATOV SCIENTIFIC ARCHIVES COMMISSION»

M.G.Davletshin

In the «Proceedings of the Saratov Scientific Archives Commission», the first regional archaeological research centre in the Lower Volga Region, the items belonging to the spiritual culture of the Golden Horde are recorded and described. Due to the fact that many of them have not survived to the present day, they have remained a valuable source of information.

Key words: archaeologist, city, buildings, regional specialist, excavations, SSAC, Saratov, Ukek.

2ЗІ

Давлетшин Марат Гамирзанович - соискатель отдела средневековой истории Института истории им.Ш.Марджани АН РТ.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 05.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.