Научная статья на тему 'Археолог, искусствовед, историк (к 70-летию М. М. Маммаева)'

Археолог, искусствовед, историк (к 70-летию М. М. Маммаева) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Археолог, искусствовед, историк (к 70-летию М. М. Маммаева)»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2008. № 1. С. 144 — 149.

АРХЕОЛОГ, ИСКУССТВОВЕД, ИСТОРИК (К 70-летию М.М. Маммаева)

Исполнилось 70 лет со дня рождения Мисрихана Маммаевича Маммаева, известного археолога, искусствоведа и историка - доктора искусствоведения, главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, заслуженного деятеля науки РД.

С его именем связано решение многих сложных проблем древней истории, археологии и искусствоведения Дагестана.

М.М. Маммаев родился 28 ноября 1937 г. в с. Кубачи Дахадаевского района Дагестанской АССР. В 1955 г. окончил кубачинскую среднюю школу. С 1953 г., учась в школе, в свободное от уроков время обучался ювелирному делу в куба-чинской ювелирной артели «Художник» (ныне Кубачинский художественный

комбинат) сначала у своего отца Мамма Маммаева, а затем у Г.-Г. Чабкаева (1929-2002), известного мастера, заслуженного деятеля искусств ДАССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

После окончания средней школы с 1955 по 1957 г. работал мастером в той же артели. За участие в создании высокохудожественных изделий из серебра в 1956 г. был награжден Почетнойграмотой Дагестанского обкома ВЛКСМ. Эти работы наложили отпечаток на характер Мисрихана. Уже взрослый Мисрихан Маммае-вич доводит до совершенства все, к чему он прикладывает руку, что и определило направление его научно-исследовательской деятельности.

В 1957 г. М. Маммаев поступил учиться на исторический факультет Дагестанского государственного университета и окончил его с отличием в 1962 г. С этого времени он работает в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (ныне Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН) и прошел путь от младшего научного сотрудника до завотделом археологии и главного научного сотрудника, стал крупным ученым, высококвалифицированным специалистом по археологи и истории искусства Дагестана и Северного Кавказа, чьи труды получили известность не только в нашей стране, но и за ее пределами.

М.М. Маммаев - участник многочисленных археологических экспедиций Института ИЯЛ ДагФАН СССР (Института ИАЭ ДНИ, РАН) по изучению памятников различных исторических эпох. Еще будучи студентом ДГУ, он во время каникул ежегодно принимал участие сначала в работе Горного отряда Дагестанской археологический экспедиции, руководимого Валентиной Михайловной Ко-тович, проводившей раскопки Верхнегунибского поселения эпохи бронзы, а затем Приморского отряда ДАЭ, руководимого Владимиром Герасимовичем Котови-чем, исследовавшим Урцекское городище и могильник албано-сарматского и раннесредневекового времени.

В последующие годы работал в составе ДАЭ, проводившей раскопки и разведки в различных районах Дагестана: в 1962 г. в раскопках Ботлихского поселения и могильника эпохи раннего средневековья и разведках в Хунзахском районе под руководством Д.М. Атаева. В 1965-1966 гг. в зоне строительства Чиркейской ГЭС проводились широкомасштабные археологические исследования под руководством М. Г. Гаджиева. Раскопками Чиркейского курганного могильника бронзового века руководил М.М. Маммаев. В 1967 г. проводил раскопки Андрейауль-ского городища албано-сарматского и раннесредневекового времени под руководством Д.М. Атаева. На городище М.М. Маммаевым был выявлен и исследован комплекс раннесредневековых гончарных печей, позволивших осветить важные вопросы, касающиеся характера организации ремесленного производства в Дагестане в эпоху раннего средневековья.

В 1968 г. в высокогорном Кулинском районе Дагестана под руководством

В.Г. Котовича исследовались Иыйшинское поселение и могильник албаносарматского времени. Раскопки могильника проводил М.М. Маммаев, в результате которых были добыты важные артефакты для характеристики материальной и духовной культуры местного населения в далеком прошлом.

В последующие годы М.М. Маммаев участвовал в исследовании Верхнечи-рюртовского курганного могильника эпохи раннего средневековья под руководством М.Г. Магомедова, раскопках Нижнечуглинского городища албаносарматского и средневекового времени в Левашинском районе, поселений брон-

зового века Г еметюбе I и Г еметюбе II в Каякентском районе, поселения Великент I в Дербентском районе под руководством М.Г. Гаджиева. Более 10 лет занимался изучением средневековых памятников искусства в с.с. Кубачи, Амузги, Кумух и других населенных пунктах Дахадаевского и Лакского районов. В 1971 г. руководил Южным отрядом ДАЭ по изучению памятников камнерезного искусства, а также разведочными работами по выявлению археологических памятников в Да-хадаевском и Магарамкентском районах Дагестана. Эти работы позволили Мис-рихану Маммаевичу Маммаеву решить ряд сложнейших проблем древней и средневековой истории, археологии и искусствоведения.

В 1971 г. М.М. Маммаев в Институте археологии АН СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Ремесло Дагестана албано-сарматского и раннесредневекового времени». В ее основу легли материалы раскопок 1960-1964 гг. Урцекского городища и могильника, осуществленные Приморской археологической экспедицией Института ИЯЛ Даг-филиала АН СССР под руководством В.Г. Котовича.

С июня 1973 г. по 16 января 1992 г. работал в отделе истории искусств (со дня его открытия) Института ИЯЛ ДагФАН СССР (ныне Институт языка, литературы и искусства ДНИ, РАН). В начале 1975 г. был избран на должность старшего научного сотрудника этого отдела по специальности «история искусства».

В 1992 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Докторскую диссертацию представил на специализированный совет МГУ по искусствоведению в виде опубликованной монографии «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление» (Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. -31 п. л.). Работа эта - первая докторская диссертация по истории искусства Дагестана, она же является первой докторской диссертацией по дагестанскому декоративно-прикладному искусству. Это фундаментальное исследование, посвященное истории декоративно-прикладного искусства Дагестана с древнейших времен (VIV тыс. до н.э.) до XV-XVI вв. н.э. Ее ценность и научная значимость определяется тем, что в ней путем систематизации и подробного анализа многочисленных произведений древнего и средневекового искусства из археологических раскопок, музейных собраний и частных коллекций, а также материалов, собранных автором во время многолетних экспедиционных поездок в различные районы Дагестана, впервые прослежены главные вехи развития таких важнейших и наиболее значимых видов декоративно-прикладного искусства, как художественная обработка металла, керамическое искусство, резьба по камню и дереву, обработка кости, развитые традиции которых восходят к глубокой древности, сохранившись в творчестве современных мастеров народных художественных промыслов.

Узловые вопросы многовековой истории декоративно-прикладного искусства Дагестана рассматриваются М.М. Маммаевым на широком историческом фоне развития художественных культур Кавказа и сопредельных с ними областей.

Большое внимание уделено автором таким общетеоретическим вопросам народного искусства, как проблема преемственности художественных традиций; особенности генезиса художественного ремесла в феодальную эпоху; взаимосвязи фольклора и декоративно-прикладного искусства как составных частей народного искусства; критерии использования традиций народного искусства прошлого в развитии и обогащении современного декоративно-прикладного искусства и др.

Написанный на высоком профессиональном уровне крупный обобщающий труд М.М. Маммаева восполняет наиболее существенные пробелы в знаниях о многовековой истории искусства дагестанских народов. Монография эта вносит большой вклад в искусствоведческую науку.

За время работы в Институте им опубликовано в республиканских, центральных и зарубежных издательствах 116 научных работ по актуальным проблемам археологии, древней и средневековой истории, а также по истории искусства Северо-Восточного Кавказа. Десятки статей опубликованы в республиканской периодической печати.

В научных исследованиях М. М. Маммаева важное место занимает проблема изобразительности и орнаментализма в средневековом искусстве Дагестана. Она нашла обстоятельную разработку в разделе «Исламское искусство Дагестана: Формирование и характерные черты» коллективной монографии «Ислам и исламская культура в Дагестане» (М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2001.

С. 86-107. Соавторы: А.Р. Шихсаидов, М.С. Гаджиев, М. А. Абдуллаев и др.).

В этом разделе автор показал, что вместе с исламом в Дагестан проникла высокая и передовая в условиях средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Одновременно с этим распространились специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока. Запреты ортодоксального ислама изображать живые существа и жесткие рамки религиозных канонов направили творчество дагестанских мастеров на разработку орнамента, который еще в эпоху средневековья становится необычайно богатым по своим видам и многообразным по композиционным решениям.

Вместе с тем сохранившиеся до наших дней в большом количестве памятники резьбы по камню и дереву, художественного бронзового литья XШ-XV вв. с сюжетно-изобразительными композициями свидетельствуют о том, что в то время в Дагестане высокого уровня достигло народное изобразительное творчество, нашедшее свое яркое проявление в различных видах декоративно-прикладного искусства. Даже на мусульманских культовых зданиях (мечети), стенах духовных учебных заведений (медресе) и на памятниках культового искусства (надгробия) встречаются различные изображения живых существ, подвергнутых выразительной декоративной трактовке. Мастера, творившие в средние века, включали изображения людей, животных, птиц и фантастических существ в узорноэпиграфические композиции. Орнаментализм сюжетно-изобразительных форм был особенно характерен для монументально-декоративного искусства, связанного с архитектурой. В средневековой художественной культуре Дагестана, как и в мусульманских странах Востока, изобразительное и орнаментальное искусство развивалось в сложном взаимопроникновении. Начиная с XVI в. под влиянием идеологии ислама развитие искусства Дагестана шло по линии усиления орнаментализма и постепенного вытеснения изобразительных сюжетов.

В 2001 г. М.М. Маммаевым было издано в Махачкале информационносправочное пособие «Народные художественные промыслы и декоративноприкладное искусство Дагестана» (23,8 п.л.). Оно включает литературу о художественных промыслах и декоративно-прикладном искусстве Дагестана на русском и иностранных языках, а также на языках народов Дагестана и СНГ, вышедшую с X в. н.э. по 1994 г. включительно. Учтено свыше двух тысяч названий более 900

авторов. Это ценное и полезное пособие рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами сохранения и возрождения традиционных народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства как составной и неотъемлемой части национального культурного наследия народов Дагестана.

В последние годы направление научной деятельности М.М. Маммаева связано с изучением истории и искусства с. Кубачи. В коллективной монографии «Ку-бачи: История и искусство» (Махачкала, 2003. - 19 п.л. Соавторы Г.-.М. Гусейнов, А. Магомедов, С. Исрапилов) М.М. Маммаев прослеживает истоки и основные вехи развития кубачинского искусства, выясняет причины и обстоятельства необычайно высокого уровня развития различных видов декоративноприкладного искусства (резьба по камню и дереву, художественное бронзовое литье, оружейное дело) еще в XШ-XV вв., определяет роль и значение художественных и историко-культурных связей Дагестана со странами Ближнего и Среднего Востока в развитии средневекового искусства Кубачи.

В монографии «Зирихгеран-Кубачи: Очерки по истории и культуре» (Махачкала, 2005. - 20,3 п. л.) на основе археологических материалов, сведений восточных письменных источников и с использованием специальной литературы по теме, произведений искусства, памятников эпиграфики, а также топонимического, лингвистического и фольклорного материала освещаются узловые проблемы древней и средневековой истории и культуры одного из ранних государственных (политических) образований Дагестана - Зирихгерана и его центра Кубачи, сыгравших важную роль в экономической, политической и культурной жизни Северо-Восточного Кавказа. В ней раскрываются вопросы, касающиеся общественного строя, идеологических представлений, искусства и культуры жителей Зирихге-рана-Кубачи периода средневековья. Подробно исследована проблема происхождения кубачинцев и истоков их художественной культуры в отечественной и зарубежной историко-этнографической литературе XVШ-XX вв. Специальный раздел отведен освещению вопросов формирования этнической специфики искусства кубачинцев в процессе их этногенеза как малого этноса.

В довольно многочисленных статьях, опубликованных М.М. Маммаевым, нашли глубокое освещение вопросы общественного строя, производственной деятельности, идеологических представлений, культуры и искусства населения Дагестана в древности и в эпоху средневековья. В них автор совершенствовал и развил принципы научной периодизации истории искусства древнего и средневекового Дагестана, а также методы датировки произведений средневекового искусства на основе их сравнительно-типологического и системного анализов. К числу важных разработок автора, представляющих новое направление в исторических исследованиях, относится методология изучения проблемы формирования этнической специфики искусства малого этноса в процессе его этногенеза.

Вопросы истории искусства Дагестана в работах М.М. Маммаева освещаются в контексте художественных культур Востока и Запада, определяется место дагестанского искусства в мировом художественном наследии.

М.М. Маммаев - ученый с широким диапазоном научных интересов. Его статьи по искусству и этнографии вошли в энциклопедические справочники России и зарубежных стран: «Народы России. Энциклопедия» (М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994); «Народы и расы мира. Энциклопедия» (М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1997); «Энциклопедия культур народов

Юга России. Т. 1. Народы Юга России» (Ростов-на-Дону, 2005); «Энциклопедия мировой культуры» (Том VI. Бостон. США, 1994. - Статья «Кубачинцы» на англ. яз.).

М.М. Маммаев - один из авторов таких важных академических изданий, как «Ислам и исламская культура в Дагестане» (М., 2001), «Народы Дагестана» (М., 2002) большой серии под названием «Народы и культуры». Он является составителем и ответственным редактором ряда сборников научных статей (один из последних - «Древности Кавказа и Ближнего Востока». Махачкала, 2005. - 30 п.л.), изданных Институтом ИАЭ ДНИ, РАН.

М.М. Маммаев - участник многих международных, всероссийских, региональных и республиканских научных конференций, где выступал с докладами по различным проблемам археологии и истории искусства.

С 2003 г. по май 2007 г. М.М. Маммаев проработал зав. отделом археологии. На этой должности раскрылись лучшие организаторские способности ученого, его эрудиция и талант руководителя коллектива. С его помощью в институте разрабатывались планы исследования археологических памятников с целью освещения наиболее слабо изученных периодов древней истории Дагестана. Он принимает активное участие в подготовке кадров высшей квалификации. Руководит аспирантами и соискателями, является зам. председателя диссертационного совета по защите докторских диссертаций по отечественной истории, археологии и этнографии Института ИАЭ ДНЦ РАН, членом ученого совета Института ИАЭ ДНЦ РАН.

За заслуги в научной деятельности М.М. Маммаев награжден Почетной грамотой Президиума АН СССР (1974 г.). Ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан» (1999 г.). Является членом редколлегии журнала «Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНИ, РАН», членом художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при Правительстве Республики Дагестан.

О.М. Давудов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.